Введение к работе
Актуальность исследования. В современном мире наметилась тенденция роста числа людей с патологией зрения Каждый второй россиянин страдает тем или иным зрительным расстройством Причинами столь пагубного явления послужили экологические и политические катаклизмы, перегрузки органов зрения при использовании электронных информационных технологий, наследственные факторы С переходом к рыночной экономике инвалиды по зрению лишились гарантии трудоустройства на специализированных предприятиях, что резко обострило проблему социально-трудовой реабилитации незрячих и слабовидящих детей
Баян своими художественными и конструктивными особенностями способствует реабилитации инвалидов по зрению средствами эстетического творчества Всемирную известность получили выдающиеся незрячие деятели баянного искусства И Я Паниикий В Е Каллистов ВII ЇТолецкий А \ Полудницын, И Д Алексеев, И А Яшкевич, В Я Подгорный, Н С Михальченко, А.П Ворон Разноплановость инструмента предоставляет музыканту широкие возможности для самореализации Своеобразное вертикальное положение клавиатуры, повернутой от исполнителя, требует овладения навыками игры без зрительной поддержки, что ставит в равные условия незрячих и зрячих баянистов Язычково-пневматическая природа инструмента позволяет сохранять более тесный контакт пальцев с клавишами
В России сформирована система профессионального музыкального образования инвалидов по зрению (музыкальный колледж-интернат, специализированный институт искусств) Однако творческому росту студентов-баянистов этих учебных заведений препятствуют серьезные недостатки начального обучения, что объясняется отсутствием соответствующей методики Общепринятые методы обучения зрячих зачастую оказываются мало эффективными или вообще неприемлемыми для слепых и слабовидящих учащихся
В области музыкальной тифлопедагогики исследовались некоторые проблемы обучения баянистов Н С Михальченко и В Н Кулаков разработали механизм формирования факторов компенсации слепоты, обеспечивающих положительные результаты в процессе музыкальной деятельности И Д Алексеев и В П Кашенков рассматривали некоторые особенности работы над музыкальным произведением при осязательном чтении нотной системы Л Брайля Е Е Баранов уделял внимание проблемам организации домашней работы и развития музыкального мышления незрячих учащихся-баянистов
Однако начальный период обучения детей с недостатком зрения в классе баяна ставит перед педагогами множество других нерешенных задач, к числу которых относятся установление межличностного общения педагога с учащимися, стимулирование у учащихся интереса к музыке и музыкальным занятиям, формирование у них образных представлений и адекватной самооценки, воспитание сценической культуры, овладение техникой безопасности обращения с инструментом На сегодняшний день в научно-педагогической литературе не отражена главная проблема начального периода обучения - формирование игровых двигательно-моторных навыков незрячих баянистов, где в наибольшей степени
проявляется специфика обучения без участия зрительного анализатора Это и является основным препятствием для решения остальных выше указанных задач
Таким образом, возникает противоречие между широкой популярностью баяна в творческой деятельности незрячих музыкантов и не разработанностью теоретико-методических аспектов начального обучения баянистов с недостатком зрения Это определило актуальность настоящего исследования
Целью настоящего исследования является научное обоснование и разработка методики начального обучения незрячих и слабовидящих детей младшего и среднего школьного возраста в классе баяна
Объект исследования - музыкальное образование инвалидов по зрению
Предмет исследования - начальный период обучения детей с недостатком зрения в классе баяна
Гипотезы исследования
-
Процесс обучения игре на баяне детей с недостатком зрения будет более эффективным при внедрении специальной методики, мобилизующей механизмы компенсации утраченного зрительного анализатора
-
Специальная методика предположительно должна базироваться на общих музыкально-педагогических принципах, однако включать в себя адаптированные для детей с недостатком зрения методы словесно-образную характеристику художественного образа и технических приемов, формирование исполнительских навыков на основе осязательно-двигательных ощущений, освоение музыкальных произведений по нотной системе Л Брайля
3 Применение специальной методики позволит повысить уровень
профессиональной подготовки незрячих и слабовидящих баянистов
Задачи исследования:
-
Выявить основные особенности учебно-познавательной деятельности незрячих и слабовидящих детей
-
Провести сравнительный анализ действующих программ и методик начального обучения игре на баяне на предмет их соответствия психофизиологическим особенностям детей с недостатком зрения
3 Определить основные принципы методы и формы работы с незрячими и
слабовидящими учащимися баянистами
4 Разработать авторскую программу первого года обучения детей с недостатком
зрения в классе баяна
5 Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности новой
методики
Методологической основой исследования являются гуманистические идеи французских просветителей (Ж Ж Руссо, Ф Вольтер, Ш Монтескье, Д Дидро), положения теории компенсации утраченных функций организма (М И Сеченов, Л С Выготский, А Н Леонтьев, Б Г Ананьев, П К Анохин, Дж Гибсон)
Предлагаемая методика опирается на исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии по проблеме влияния дефекта зрения на учебно-познавательную деятельность и процесс эстетического воспитания (М И Земцова, Л П Григорьева, А.Г Литвак, Л И Солнцева, В 3 Кантор, А С Майданов, А В Вержбицкий, Н А Семевский, О И. Егорова, А.Ф Гребнев, Ю М Гохфельд, В Н Кулаков, В П Ермаков), основные принципы музыкальной педагогики (Б В Асафьев, Д Б
Кабалевский, Э Б Абдулин, Г М Цыпин, Р Н Гржибовская, Л А Баренбойм, Б М Теплов, АН Малюков, А. Пиличаускас, В И Петрушин), основы методики начального обучения игре па баяне (А Е Онегин, И Д Алексеев, Н И Ризоль, В В Накапкин, Н И Степанов, Б.Р Ляшенко, Г Т Стативкин, В А Семенов, А Т Попов)
, Методы исследования: теоретический анализ литературы в сопоставлении с ичным опытом автора диссертации, моделирование; педагогическое наблюдение, опрос, беседы, интервью, обучающий эксперимент
Научная новизна исследования. Впервые предметом научно-педагогического
исследования стал начальный период обучения детей с недостатком зрения в классе
баяна Подробно рассматривалась проблема формирования двигательно-моторных
авыков незрячих баянистов, которая также на сегодняшний день не отражена в
аучно-педагогической литературе. С учетом психофизиологических особенностей
етей с недостатком зрения были определены основные принципы, методы и формы
работы с незрячими и слабовидящими учащймйся-баянистамй Данные принципы
положены в основу разработанной программы первого года обучения детей с
недостатком зрения в классе баяна В ходе исследования выстроена система
постановки рук при помощи формирующих движений, определены стадии развития
пальцевых ощущений для игры без зрительной поддержки, составлена схема
разучивания музыкального произведения по нотной системе Л Брайля
Конечным результатом исследования стала разработка специальной методики с поурочной программой первого года обучения детей с недостатком зрения в классе баяна В диссертации представлены схема разучивания произведений по нотной системе Л Брайля, приемы формирования посадки, постановки рук, рационального меховедения и туше Главная отличительная особенность новой методики заключается в формировании двигательно-моторных навыков у незрячих баянистов, в основе которых лежат осязательно-двигательные ощущения Ярким показателем эффективности методики является положительное влияние каждого примененного метода обучения на развитие того или иного компенсаторного фактора у незрячих музыкантов
Положения, выносимые на защиту:
-
Для обучения игре на баяне незрячих и слабовидящих детей необходима адаптация педагогических методов с целью активизации функций компенсации утраченного зрения
-
Метод обобщения учебного материала на примере конкретного произведения обеспечивает творческий рост учащихся с недостатком зрения в условиях щадящей учебной нагрузки.
3. Освоение исполнительской техники баяниста на основе осязательно-двигательных ощущений эффективно и для видящих учащихся, так как это позволяет юному музыканту глубже сосредоточиться на своих внутренних переживаниях художественного образа
4 Принцип компенсации реализуется всей совокупностью методов музыкального обучения детей с недостатком зрения
Практическая значимость исследования. Разработанная специальная методика, основанная на таких важных механизмах компенсации слепоты, как музыкально-слуховые представления, тактильно-двигательные ощущения, память, нотная система Л Брайля, делает процесс обучения баянистов с недостатком зрения
более доступным и эффективным не только на начальном этапе, но и на всех ступенях обучения При этом устанавливается более тесный творческий контакт педагога с учащимся, основанный на взаимопонимании и сотрудничестве, осуществляется профилактика) физических и психологических травм Обозначенные в работе параметры и критерии оценки позволяют незрячим педагогам более тщательно контролировать не только художественную, но и техническую сторону развития своих учеников
Процесс обучения незрячих баянистов представлен как баланс между специфическими трудностями и некоторыми преимуществами в работе с незрячими Очевидные трудности сбалансированы следующими преимуществами. Если ученик не видит инструмент, его не надо отучать подглядывать на клавиатуру, он быстрее запоминает расположение клавиш с помощью осязания Отсутствие зрительного восприятия технического показа при формировании игровых навыков позволяет ученику больше сосредоточиться на собственных тактильных ощущениях Недоступность чтения нот с листа компенсируется развитием памяти при разучивании произведений сразу наизусть и умением аккомпанировать по слуху
Видение этого баланса оптимизирует процесс обучения незрячих музыкантов и раскрывает широкие перспективы дальнейшего развития музыкальной тифлопедагогики Соблюдение этого баланса оптимизирует процесс обучения незрячих музыкантов и раскрывает широкие перспективы дальнейшего развития музыкальной тифлопедагогики
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования отражены в ряде опубликованных работ, обсуждались на кафедре музыкальных инструментов Московского педагогического государственного университета, одобрены на всероссийских и региональных научно-практических конференциях в Москве (2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007), Курске (2004 г), Саранске (2003)
Апробация и внедрение разработанной методики осуществлялись на базе Московской школы-интерната №1 для слепых детей, Курского музыкального колледжа-интерната для слепых и слабовидящих, музыкального факультета Московского педагогического государственного университета
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, методических рекомендаций, библиографии и приложения. Работа иллюстрирована таблицами. Объем диссертации составляет 156 страниц, список литературы включает 152 наименования