Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Елисова Надежда Николаевна

Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору
<
Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Елисова Надежда Николаевна. Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 158 c. РГБ ОД, 61:02-13/1469-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ПОМОРСКОМУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОМУ ФОЛЬКЛОРУ

1.1. Понятие и сущность музыкального календарно-обрядового фольклора 11

1.2. Поморский календарно-обрядовый фольклор в контексте историко-культурологического подхода ..37

1.3. Восприятие и понимание дошкольниками и младшими школьниками музыкальных календарно-обрядовых произведений . 63

ГЛАВА II МЕТОДИКА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПОМОРСКОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОМУ ФОЛЬКЛОРУ

2.1. Современное состояние проблемы воспитания детей средствами календарно-обрядового фольклора 78

2.2. Принципы и условия приобщения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к поморской календарной обрядности 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

БИБЛИОГРАФИЯ 142

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное российское общество пришло к осознанию необходимости формирования в личности духовности, эмоционально-ценностного и творческого отношения к миру. В этой связи крайне важным видится вопрос об эстетическом воспитании детей, потому как процесс воспитания наиболее плодотворен, если он осуществляется с раннего возраста.

В решении задач эстетического развития ребенка значительное место всегда отводилось фольклору (К.Д. Ушмнский, В.П. Аникин, В.А. Василенко, Т.Ю. Камаева, М.Н. Мельников и др.). Изучение фольклорных произведений позволяет познать историю Отечества, национальные особенности своего народа, приобщиться к ірадициям, творчеству, искусству Родного края. Именно поэтому, знание фольклора воспринимается как составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений.

Фольклор во все времена органично вписывался в народную педагогику. С его помощью испокон веков в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, нравственные, трудовые идеалы, представления о мире и человеке. Художественные формы «фольклорного общения» воспринимались народом как обязательные; крестьянский быт был наполнен народной музыкой и звучащим образным словом, играми и шутками, потешками и прибаутками, а благодаря этому формировалось образное мышление, развивались эмоции и чувства ребенка. Произведения народного творчества доставляли детям наслаждение, определяли объем жизненно необходимой информации.

Педагогическая направленность всех видов и жанров фольклора очевидна, поэтому обращение к сокровищам, сохраненным в фольклоре, является насущной необходимостью.

Дошкольное детство и младший школьный возраст по праву определяется психологами как период становления первооснов личности, как этап подготовки ребенка к «эре социальной зрелости» (А.В. Петровский). Именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для воспитания в восприимчивой детской душе начал духовности, гуманизма, творческого отношения к миру. Этому способствует высокая эмоциональность ребенка, его активный интерес к окружающему миру, родственность природе, стремление к деятельности.

Приобщение дошкольников и младших школьников к фольклорной культуре можно считать одним из определяющих факторов воспитания личности. Освоение культурного наследия всегда расценивалось как восхождение растущего человека к вершинам ценностей, созданных человечеством.

Представляется, что наиболее отвечает особенностям детской психики обрядовый фольклор, который сочетает в себе музыку и движение, песню и танец, содержит элементы театрально-игровых действий.

Произведения словесного, музыкального, танцевального искусства всегда находят яркий отклик в детской душе, а их сочетание усиливает чувственное восприятие, делает его более глубоким и многогранным.

Взаимосвязь слова, музыки, театрального действия и танцевальных движений в произведениях обрядового фольклора позволяет задействовать воспринимающую;, эмоционально-чувственную и двигательную сферы ребенка, что создает прекрасные возможности для комплексного решения многих задач эстетического воспитания и развития детей.

Образы, сюжеты, мотивы обрядовых песен, игр, хороводов естественны, просты, легки для восприятия, осознания, запоминания и, в своей основе, отвечают психологическим возможностям ребенка, соответствуют уровню его познавательной деятельности.

Ряд исследователей (М.Ю. Новицкая, О.Л. Князева, Л.Л. Куприянова, Л.В. Шамина, И.В. Кадобнова, ВО. Усачева, Л.В. Школяр, Л.С. Стрельцова,

Н.Д- Тамарченко, ГА. Доронова и др.) предлагают ознакомление дошкольников и младших школьников с различными жанровыми разновидностями обрядового фольклора (календарным, семейно-бытовым).

Мы поддерживаем позицию авторов современных программ, которые рекомендуют использовать в педагогической работе с детьми дошкольного возраста произведения календарной обрядовой поэзии /84, 126, 130, 131, 161-165 и др./.

Однако большинство созданных для детских садов и начальной школы программ ориентировано на региональные особенности средней полосы России и не учитываю! специфического своеобразия Крайнего Севера.

С первой половины XI века Терский берег Белого моря осваивался и заселялся новгородцами, которые впоследствии были названы поморами, а их потомки в настоящее время представляют особую этническую группу русскоязычного населения Кольского полуострова, имеющую самобытный и оригинальный фольклор

Многие названные педагоги подчеркивают значение национальных традиций в воспитании детей, что может предполагать региональный вариант решения проблемы Формирование преде ґавлений о своей стране, усвоение понятий об общечеловеческих ценностях убедительнее осуществляется на близком для ребенка материале, который может быть включен в повседневную деятельность. Отсюда видится актуальным приобщение дошкольников, живущих на Кольском полуострове, к культурно-историческим традициям и обычаям поморов1.

Принимая во внимание региональные особенности Мурманского края, психологические возможности и потребности дошкольников и младших школьников, мы считаем, что детей, живущих в Кольском Заполярье, целесообразно приобщать к поморскому музыкальному календарно-обрядовому

Поморы - этническая группа русскоязычного населения, прожинающая в северном реї'ионе России.

фольклору как доступному для детского восприятия и понимания, простому, но глубокому по содержанию и форме.

Глагол «приобщить» имеет значение «дать возможность включиться в какую-нибудь деятельность, сделать участником чего-нибудь», а «приобщиться» означает включиться или стать участником какой-либо деятельности /135, С.596/.

Следовательно, приобщение детей к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору возможно при организации соответствующей деятельности. В данном случае такой деятельностью является участие дошкольников и младших школьников в календарно-обрядовых праздниках и действах, основанных на этнических традициях поморов.

В. Даль определяет значение слова «приобщать» также как «...присоединять, причислять, ...прилагать одно к другому в одно целое, в один счет» /59, С.463/. Последнее, на наш взгляд, существенно. Важно не просто включить ребенка в обрядовые формы деятельности, а дать ему возможность почувствовать себя частью единого целого, ощутить соборность, полную причастность к тому, что происходит. Ибо, как полагает М.М. Бахтин ощущение праздника может иметь только его участник, но не зритель.

Нельзя сказать, что национально-региональный компонент не находит отражения в современной теории и практике /17, 18, 19, 58, 67, 166, 189, 196/, однако аспект приобщения детей к музыкальному поморскому календарно-обрядовому фольклору не был прежде предметом специального изучения в дошкольной педагогике и педагогике начальной школы.

Объект исследования - поморский музыкальный календарно-обрядовый фольклор как основа приобщения дошкольников и младших школьников Кольского Заполярья к национальной художественной культуре.

Предмет исследования - процесс приобщения детей к поморским национальным музыкальным традициям.

Цель исследования - определить воспитательные возможности произведений поморского календарно-обрядового фольклора и разработать методику включения детей в обрядовые формы деятельности.

Задачи исследования:

  1. Выявить своеобразие поморской музыкальной обрядовой культуры.

  2. Исследовать традиционные виды и формы приобщения детей к этнической календарно-обрядовой культуре и современные взгляды на воспитание дошкольников и младших школьников средствами музыкального фольклора.

  3. Определить наиболее эффективные и целесообразные формы приобщения детей дошкольного и младшею школьного возраста Кольского Заполярья к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору.

  1. Разработать методику воспитания детей на музыкальных традициях поморов в условиях дошкольных учреждений и общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору станет наиболее эффективным в том случае, если:

дети будут включены в разнообразную, яркую, эмоционально окрашенную жизнь, отвечающую традиционным занятиям и обычаям поморов;

найдены способы обогащения эстетического и познавательного опыта ребенка, включающее как накопление впечатлений об окружающем мире, так и расширение знаний о содержании и форме музыкальных произведений народного творчества поморов;

определены виды и формы деятельности, поддерживающие активность и творчество детей в освоении регионального музыкального материала.

Методологическую основу составили идеи, теории и концепции, позволившие обосновать возможность приобщения детей к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору: этнографические исследования (А.В. Терещенко, М.И. Забылин, Т.Д. Берн штам, В.И. Чичеров и др.), работы по искусствознанию и культурологии (ЗА. Баллер, Д.С. Лихачев, М.С. Каган и др.),

фольклористике (В.Я, Пропп, СИ. Капица, В.П. Аникин, Н.И. Кравцов, М.Н. Мельников, Ю.Г. Круглой и др.), зтнонедагогике (Г.Н. Волков, Т.С. Буторина и др.).

Музыковедческая база исследования представлена исследованиями И.ИЗемцовского, \).Я. Кокаре. JO.R. Красовской, В.А. Лапина, Д.М. Балашова и др., обосновывающими типологические и особенные музыкальные характеристики календарно-обрядового фольклора.

Психолого-педагогический аспект диссертации опирается на общую теорию деятельности Л С Вы готскою, Н.А. Ветлугиной, Л.П. Робустовой, Л.В. Орловой, Е.И Корнсевой и др.

Методы исследовании: изучение этнографической, музыковедческой, философской, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ программ для дошкольных учреждений и начальной школы; целенаправленное педагогическое наблюдение и эксперимент; анализ детских творческих работ; математические методы обработки данных.

Научная новизна н теоретическая значимость исследования:

На основе сравнения русской и поморской календарной обрядности выявлены как общие (российские корни обрядовых традиций, календаря, основного содержания обрядовых праздников и ритуалов), так и особенные (локальное своеобразие, текстовые диалектные характеристики обрядовых произведений, иноэтничсские элементы в содержании праздников и ритуалов) признаки календарно-оорядоного фольклора поморов.

Теоретически обоснована и "жепериментально доказана целесообразность и возможносп, воспитании обрядовой кулыуры дошкольников и младших школьников в процессе приобщения к поморской календарной обрядности, а также их творческого развития в результате освоения музыкального календарно-обрядового фольклора поморов.

Разработана программа и методика приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-

обрядовому фольклору на основе комплексного подхода к воспитанию обрядовой культуры, интеграции предметов гуманитарного и эстетического циклов, взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности детей.

Практическая значимость определяется тем, что результаты исследования могут использоваться в пракггике работы учреждений в системе общего и дополнительного художественного образования. Предложенный в диссертации подход к воспитанию детей средствами поморской календарной культуры может использоваться при создании региональных программ, учебных пособий для музыкального развития детей в детском саду, школе и семье.

Результаты исследования, методические рекомендации по приобщению детей дошкольного и младшего школьною возраста к музыкальному календарно-обрядовому фольклору иоморов могут использоваться преподавателями ВУЗов и педагогических колледжей при разработке содержания курса теории и методики музыкального воспитания, спецсеминаров, факультативов.

Этапы исследования.

На I этапе (1994-1996) изучалась этнографическая, музыковедческая, фольклорная, философская литература, анализировалось состояние педагогической работы в воспитательно-образовательных учреждениях. Разрабатывалась программа исследования, определялись содержание и формы опытно-экспериментальной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

На 2 этапе (1996-1999) проводилась экспериментальная работа в дошкольных учреждениях и начальной школы г.Мурманска. Отрабатывалась программа исследования по приобщению детей к фадиционной культуре Кольского региона на основе поморского музыкального календарно-обрядового фольклора.

3 этап (1999 - 2001) был посвящен анализу и обработке полученных данных, работе над текстом диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Поморский календарно-обрядовый фольклор обладает педагогическими возможностями музыкального, речевого, познавательного и творческого развития детей и является эффективным средством приобщения дошкольников и младших школьников к этнической культуре Кольского Севера.

  2. Эффективность процесса воспитания обрядовой культуры обусловливается активизацией эмоционально-чувственной сферы дошкольников и младших школьников, их когнитивного и художественно-творческого развития; интеграцией видов деятельности, имеющих гуманитарно-эстетическую направленность; комплексным взаимодействием видов детской и педагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе оиытно-экспериментальной работы в ясли-садах №№ 129, 138; общеобразовательной школе №11; путем обсуждения на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования Российской Академии Образования (Москва, 1996 - 2001); Всероссийском совещании-семинаре «Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» (Москва, 1996); Международной научно-практической конференции «Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования» (Москва, 1997); научно-практической конференции Мурманского областного института повышения квалификации работников образования «Адаптация, обучение и воспитание детей в современном мире» (Мурманск, 1998); в ходе работы курсов повышения квалификации работников образования (Мурманск, 1997-1999).

Понятие и сущность музыкального календарно-обрядового фольклора

В современной фольклористике произведения народного поэтического творчества принято классифицировать, принимая во внимание отношение жанров к обрядам и отношение словесного текста к пению и действию /98, С.34/. Отсюда выделяются две большие группы фольклора: обрядовый и необрядовый.

Поморская музыкальная календарная обрядность составляет часть обрядового фольклора и является областью нашего изучения.

Прежде чем рассматривать своеобразие музыкальных обрядовых произведений поморов, необходимо определить исходные теоретические позиции, позволяющие выявить сущность и особенности собственно музыкальной календарной обрядности.

Само понятие обрядового фольклора и его этимология связаны непосредственно с обрядами - особыми культовыми действиями, представляющими собой сложный комплекс «...символических, магических, демонстративных и игровых элементов» /203, С. 15/. Назначением таких действ было влияние на окружающий мир с целью вызвать желаемые явления, достичь определенного результата. В основу обрядов была положена вера в чудодейственную силу слова, жеста, движения, способную, по убеждению людей, обеспечить хороший урожай, принести благополучие и достаток в дом, наладить семейную жизнь и т.п.

Действие в обряде, как полагает Д.И. Угринович, является средством объективизации соответствующих эмоций, а также представлений людей и в этом есть основной признак обряда, что позволяет отделить его от всех других социальных явлений /199/.

По мнению Н.И. и СМ. Толстых, обряд представляет собой культурный текст, который включает в себя элементы, принадлежащие различным кодам, среди которых они выделяют такие, как акциональный, реальный или предметный, вербальный, персональный, локативный, темпоральный и др. коды /194,0.238/.

Как мы полагаем, название кодам присваивается названными исследователями, исходя из сущности обряда, а совокупность кодов составляет содержание обряда.

Прежде всего, обряд предстает как: последовательность регламентированных ритуальных действий, что дает возможность говорить авторам об ак-циопалъпом коде, реализующемся в обряде.

П.И. и СМ. Толстые обращают внимание на то, что в обряде производятся действия с некоторыми обыденными или специально изготовленными ритуальными предметами, поэтому в обряде воплощается реальный или предметный код.

Вербальный код находит выражение в словесных формулах, благопоже-ланиях, приговорах и т.п., непременно имеющихся в обряде.

Ритуальные действия, совершаемые в обряде определенными исполнителями, могут быть адресованы участвующим в обряде лицам или персонажам, следовательно, в обряде отражается и персональный код.

Выполняемые обрядовые действия обычно приурочены к ритуально значимым элементам внешнего либо внутреннего пространства или вообще пространственно ориентированы (вверх, вниз, вглубь). Н.И. и СМ. Толстые называют такой код локативным

Поморский календарно-обрядовый фольклор в контексте историко-культурологического подхода

Календарно-обрядовая поэзия является составной частью общей культуры народа, поэтому в произведениях календарной обрядности отражаются особенности этноса, его традиции, история, быт. Чтобы определить специфику поморского музыкального календарно-обрядового творчества, следует выяснить, какие явления подействовали на формирование самой поморской этнической группы, а следовательно, и фольклорной культуры поморов. Такое представление можно составить при изучении истории, языка, культуры поморского этноса. Богатый материал для подобного исследования дают работы Д.М. Балашова, Ю.Е. Красовской, Т.А. Бернштам, П.С. Выходцева, К.П. Гемп, Н.П. Колпаковой, К.В. Чистова и многих других.

Первоначально название «поморы» трактовалось достаточно широко. Ученые Ф.С. Томилов /195/, И.Ф. Ушаков /200/, Б.И. Кошечкин /93/ отмечают, что, начиная с XII, поморами назывались группы населения, проживающие на огромной территории Русского Севера. И такое суждение о поморах сохранялось достаточно долгое время. На самом деле, как показывает в своих исследованиях Т.А. Бернштам /24, 25/, далеко не все группы северно-русского населения могут быть названы поморскими.

Степень развитости и бытования названия и самоназвания «поморы» на разных исторических этапах была неодинаковой. Сначала наименование поморы было зафиксировано как общее обозначение населения побережья Кандалакшской губы, занимавшегося тресковым промыслом на западном побережье Кольского полуострова и состоявшего как из пришлых русских (вероятно, новгородского происхождения) и карельских групп, так и местного саамского населения. Эти группы впоследствии утратили наименование «поморы». Позднее в мурманских промыслах ведущая роль перешла к жителям восточного берега, на которых впоследствии и распространилось название «поморы». В их среде наряду с новгородцами известную часть составляли потомки верхневолжской ветви русских, при своем движении на Север сильнее, чем новгородцы, включавшие в свой состав различные группы неславянского, преимущественно финно-угорского и чудского происхождения.

С конца XVII и до XX века на самом побережье название «поморы» употреблялось в узком смысле только по отношению к тем группам, которые сосредоточили в своих руках восточно-мурманский промысел. Интересно отметить, что жители Поморского и Карельского берегов называли поморами только себя, отказывая в этом названии даже зимнебережцам, в то время как соседнее земледельческое русское население обозначало термином «поморы» всех жителей Беломорского побережья.

Особую роль в процессе формирования поморского этноса и названия группы сыграло такое достаточно сложное явление, как самосознание народа: «... население отдельных поморских берегов имело одну общую черту -- понятие своей «особости», вызывав шее известное чувство превосходства по отношению к непосредственно соседствующему с каждой группой поморов земледельческому русскому и нерусскому населению. Поморы, особенно жившие по поморскому берегу, называли своих соседей-земледельцев «деревенскими», «крестьянами». Брачные связи с ними практически отсутствовали» /24, С.167/. В сознании самого этноса существовал эталон настоящего помора, отважного мореплавателя, первопроходца, удачливого промысловика, гордого, мужественного и свободного духом человека, чему немало способствовали тяжелые условия жизни на Севере, суровый климат, своеобразие быта и хозяйственной деятельности.

Действительные территориальные границы расселения группы поморов могут быть очерчены по побережью Белого моря от Онеги до Кеми. Именно в этом районе сформировалось ядро поморского населения с наиболее ярко выраженным самосознанием. Л та территория, которая не имеет соотношения с границами расселения поморов (Вологда, Олонецкая губа) в настоящее время заменена названием Русский Север.

Таким образом, Т.А. Бернштам значительно сужает границы расселения поморов в северном регионе, однако для Кольского полуострова характерно то, что именно поморская группа составляет основной пласт русскоязычного населения региона. Несомненно, это важно для настоящего исследования.

О расселении поморов на Севере России, их обособлении и локализации бытовало в свое время много споров и разногласий. На современном этапе по некоторым вопросам ученые пришли к единому мнению, но по отдельным проблемам так и не существует общих точек зрения.

Считается, что формирование северно-русской этнокультурной зоны происходило в XII - XVII веках /24, 26, 56, 66, 93, 200/, а до этого, как полагают исследователи, имело место проникновение отдельных групп славян на Бе-ломорье.

Ряд исследователей (А.Е. Ферсман, Л. Потемкин, И.Ф. Ушаков, И.А. Не-руш, Н.Г. Яковенко и др.) придерживаются гипотезы о заселении Мурманского края переселенцами из Новгородских земель и соответственно о «новгородском» происхождении поморов /128, 151, 200, 210/. Причем, И.Ф. Ушаков утверждает, что первые русские поселенцы не только были выходцами из Новгородских земель, но и принесли с собой традиции, сложившиеся к тому времени в Новгородской республике. Предположительно, новгородские выходцы проникли на Студеное (Белое) море, передвигаясь по рекам в 1032 году, и начали вести торговлю с местным населением. С этого времени на Севере появились представители Новгородской власти, которые производили учет местного населения, заставляли нести различные повинности.

Современное состояние проблемы воспитания детей средствами календарно-обрядового фольклора

Как мы определили на ос ноне георетического изучения материала, в возрасте ияти-семи лет дошкольники и младшие школьники могут осознавать и осваивать специфику фольклорной культуры, что позволяет проследить динамику творческого развития ребенка на основе поморского музыкального календарно-обрядового фольклора С другой стороны, в этом возрасте у детей сохраняется живой интерес и восприимчивость к обрядовой культуре, поэтому экспериментальная работа проводилась ЇЇ группах старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной группах детского сада), а также первом классе начальной школы набате ясли-сада и общеобразовательной школы.

Экспериментальная база ясли-сады №№129, 138; средняя общеобразовательная школа №1 і г.Мурманска.

Для проведения опытно-зке пер и ментальной работы были определены следующие этапы:

I. Начальный, включающий ныявление наличного уровня развития дошкольников старших групп детского сада (пяти-шести лет) и первоклассников шести-семи лет (1997 г.).

II. Основной, предусматривающий освоение детьми дошкольного (пяти-семи лет) и младшего школьною возраста (шести-восьми лет) содержания экспериментальной программы по приобщению к народной музыкальной календарно-обрядовой культуре поморов (1997-1999 гг.).

Заключительный, предполагающий определение динамики развития дошкольников и младших школьников в процессе освоения музыкальной обрядовой культуры Поморья (1999 г.). Для констатирующего этапа исследования были поставлены следующие

задачи:

- выявить представления дошкольников и младших школьников о поморах;

- выяснить знания о народных праздниках, песнях и отношении к ним детей;

- особенностях праздновании календарных дат в Кольском Заполярье;

- определить уровень сформированное знаний, умений и творческих предпосылок музыкальной деятельности каждого ребенка.

Отсюда были определены критерии, по которым констатировался уровень знаний, умений детей и освоения ими материала:

1. Познавательный, включающий усвоение богатых и разнообразных знаний о культуре, жизни и фольклоре поморов; умение рассказывать о явлениях и событиях, происходивших в жизни народа; стремление к получению новых знаний и сведений.

2. Деятельностный, предполагающий активность и эмоциональную восприимчивость при освоении поморского фольклорного материала; участие в подготовке и проведении календарных праздников.

3. Творческий, предусматривающий умение в доступных формах и видах деятельности придумывать, сочинять небольшие музыкальные произведения на основе поморского календарно-обрядового фольклора.

Сочетание всех вышеназванных характеристик позволило нам определить уровень развития ребенка как высокий.

К среднему уровню развития были отнесены те дети, которые имеют положительные характеристики в области познания и развитую эмоционально-восприимчивую сферу, но не способны активно проявлять себя в творчестве.

Низкий уровень развития был установлен, если ребенок не имеет широких знаний регионального материала, не способен к активному восприятию поморского музыкального фольклора, не имеет никаких творческих проявлений.

На начальном этапе экспериментальной работы всего было опрошено 125 детей пяти-шести лет и 95 школьников первого класса.

С целью реализации задач исследовательской работы на стадии констатирующего эксперимента мы разработали три серии заданий познавательного и творческого характера, направленные на выявление у детей знаний регионального материала, представлений о календари о-обрядовых праздниках и уровня творческих умений. Каждая серия включала группу вопросов и заданий:

1. Вопросы, выявляющие знания детей о родном крае и этнических группах Кольского региона:

1. Как называется Край, в котором ты живешь?

2. Что ты о нем знаешь?

3. Какие народы и народности здесь проживают?

4. Кто такие поморы? Что ты можешь про них рассказать?

На первый вопрос начальной серии заданий дети дали ответы, подобные таким, как: «Мы живем на Севере (15%), в Мурманске (35%), на Кольском полуострове (10%) или полуострове (5%), в России (5%), Северной России (5%), Северном краю (5%)», из которых верными следует считать детские суждения, что край, в котором проживает ребенок, можно назвать Кольский полуостров, Северный край или Северная Россия. Нужно сказать, что никто из дошкольников и младших школьников не вспомнил названия «Мурманская область» и не дал образных определений, например, «морошковый край», Беломорье, Поморье, «тундровый край», Кольское Заполярье и др.

Похожие диссертации на Приобщение детей дошкольного и младшего школьного возраста к поморскому музыкальному календарно-обрядовому фольклору