Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Корчагина-Мокеева, Анна Геннадьевна

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования
<
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корчагина-Мокеева, Анна Геннадьевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Корчагина-Мокеева Анна Геннадьевна; [Место защиты: Челяб. гос. пед. ун-т].- Челябинск, 2012.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-13/348

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям 16

1.1 Историко-логический анализ проблемы эстетического воспитания 16

1.2 Моделирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования 40

1.3 Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования 69

Выводы по первой главе 86

Глава 2. Организация экспериментальной работы процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям 89

2.1 Критериально-диагностический инструментарий экспериментальной работы 89

2.2 Реализация модели приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования 115

2.3 Анализ и интерпретация проведенного исследования процесса приобщения к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования 131

Выводы по второй главе 141

Заключение 143

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, проблема эстетического воспитания ребенка приобретает общественную значимость. В содержании эстетического воспитания на первое место выходят проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру, создание условий для творческого саморазвития личности ребенка, приобщение его к эстетическим ценностям в процессе художественной деятельности.

Актуальность приобщения к эстетическим ценностям детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества, поиском путей эстетического воспитания дошкольников. В Федеральных государственных требованиях к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования выделена образовательная область «Художественное творчество», которая направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие детского творчества; развитие продуктивной деятельности, включающей в себя изобразительную деятельность, лепку, аппликацию и художественный труд; приобщение к изобразительному искусству.

Дошкольный возраст - это самый ответственный период, когда закладывается фундамент личности, и от того, как практически решаются задачи эстетического воспитания, во многом зависит формирование человека, чуткого к прекрасному, способного создавать красоту, понимать ее эстетические ценности.

В условиях социальной нестабильности происходит утрата духовной ориентации, поэтому важной становится роль детских образовательных учреждений, особенно учреждений дополнительного образования, способствующих выявлению одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в процессе познания различного вида искусств.

Дополнительное образование располагает огромными, но не полностью используемыми, возможностями приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям. К сожалению, культурный и духовный потенциал ребенка скромно востребован, мир духовных ценностей остается зачастую ему недоступным.

Основные задачи учреждений дополнительного образования детей просматриваются в выявлении и развитии творческого потенциала одаренных детей; в формировании их общей культуры и удовлетворении потребности в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. №504).

На научно-теоретическом уровне актуальность исследования проблемы приобщения дошкольника к эстетическим ценностям исходит из недостаточной разработанности (в соответствии с социальным заказом и основными задачами, стоящими перед дополнительным образованием в аспекте изучения эстетической составляющей образовательного процесса) теоретических подходов в осуществлении процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

Современные исследования (Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Л.И. Савенков, Р.М. Чумичева и другие) в области эстетического воспитания дошкольников указывают на прямую зависимость между ценностным отношением к эстетической деятельности и ее успешностью, степенью самовыражения, саморазвития личности в ней. По их мнению, приобщение детей к эстетическим ценностям нужно начинать как можно раньше, в старшем дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст с педагогической и психологической точки зрения характеризуется как особый период в воспитании и развитии ребенка. Он завершает дошкольное детство и является переходной ступенью к школьному обучению. Именно в этот период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, деятельности, связанных с интеллектуальной, нравственно- волевой, эмоциональной и эстетической сферами.

Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно- методическом уровне, следует отметить, что актуальность исследования определяется несоответствием между педагогическим потенциалом учреждений дополнительного образования и недостаточной методической разработанностью проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям. Приходится констатировать тот факт, что в педагогической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты ознакомления дошкольников с народным искусством, изучением традиций народной культуры является результатом индивидуальной заинтересованности отдельных педагогов и осуществляется без опоры на научные основы обозначенной проблемы. В связи с вышеизложенным, актуальность темы диссертации связана с разработкой методического обеспечения и создания необходимых педагогических условий для осуществления процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

Степень научной разработанности проблемы исследования

Исследования в сфере художественного образования и эстетического воспитания (Т.Н. Доронова, Е.В. Кузин, Б.М. Неменский, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.) свидетельствуют, что самовыражение детей в изобразительной деятельности выступает необходимым условием их творческой активности, развития эстетического отношения к действительности. Влияние искусства на формирование личности, которое осуществляется в рамках эстетического воспитания, способствует развитию чувственного восприятия жизни. Это подтверждают исследователи Н.А. Ветлугина А.В. Запорожец, Т.С. Комарова, В.А. Разумный и В.А.Сухомлинский. Важным средством эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное декоративно-прикладное искусство (Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, Т.Я. Шпикалова и др). Вместе с тем, приобщение к эстетическим ценностям в исследованиях представлено не в полной мере, а значительная часть образовательных программ эстетического цикла рассчитана на репродуктивную деятельность, не предусматривающую формирование эстетических ценностей. Следовательно, существует необходимость более глубокого переосмысления проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям как с содержательной, так и с процессуальной точки зрения.

Анализ теоретических исследований по проблеме приобщения к эстетическим ценностям детей старшего дошкольного возраста позволил сделать вывод о наличии ряда противоречий между:

объективной потребностью общества в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста на основе приобщения к народному искусству и практикой обучения и воспитания детей в учреждениях дополнительного образования без учета особенностей народного искусства;

необходимостью приобщения к эстетическим ценностям, начиная с дошкольного возраста, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования;

возможностью применения народного искусства в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям и отсутствием методического обеспечения приобщения к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

На основе анализа актуальности, имеющихся противоречий и несоответствий сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске и выборе научно-обоснованных педагогических возможностей приобщения к эстетическим ценностям детей старшего дошкольного возраста средствами народного искусства и послужила основанием для выбора темы исследования: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробировании структурно-функциональной модели и педагогических условий, способствующих эффективности процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

Объект исследования - процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования включает в себя ряд предложений:

приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям, может быть представлено системным подходом (процесс приобщения к эстетическим ценностям рассматривается как целостная система); личностно-деятельностным (деятельность рассматривается как главный источник формирования личности и фактора ее развития); аксиологическим (исследование ценностных ориентаций детей старшего дошкольного возраста); контекстным (ориентация на творческую деятельность);

построение образовательного процесса по приобщению к эстетическим ценностям основано на структурно-функциональной модели, представляющей единство блоков: целевого (целеобразующая функция); содержательного (программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям); процессуально-технологического (элементы процесса приобщения к эстетическим ценностям); оценочно- результативного (аналитическая функция);

теоретическое обоснование и верифицирование педагогических условий реализации процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям: создание предметно-развивающей среды, предусматривающей организацию художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста и их педагогического комфорта в образовательном процессе; активизация форм и методов художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих ценностное отношение и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста; организация взаимодействия с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами), обеспечивающего системность и преемственность приобщения к эстетическим ценностям.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

    1. Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы приобщения дошкольников к эстетическим ценностям на основе обзора философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью уточнить содержание понятия «приобщение к эстетическим ценностям детей старшего дошкольного возраста».

    2. На основе системного, личностно-деятельностного, аксиологического и контекстного подходов спроектировать структурно- функциональную модель процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

    3. Разработать методическое обеспечение, включающее программу и учебно-методическое пособие по приобщению детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

    4. Верифицировать педагогические условия, способствующие приобщению детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования.

    Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются: положения психологии, педагогики о теории эстетического воспитания (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.Н. и С.Т. Шацкие и др); исследования детского изобразительного творчества (А.В. Бакушинский, Е.И. Игнатьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.); теория и методика развития детского изобразительного творчества в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством (А.А. Грибовская, Е.Г. Ковальская, Т.С. Комарова, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.Я. Шпикалова и др.); положения о художественном развитии детей дошкольного возраста (А.А. Грибовская, Ю.В. Максимов, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина); теория эстетического развития детей старшего дошкольного возраста на основе народного декоративного творчества (Е.И. Васильева, А.А. Грибовская, Н.П. Сакулина, И.А. Старкова и другие); педагогическое исследование категории приобщения к эстетическим ценностям (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, В.А. Разумный, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, Н.Е. Щуркова и другие); исследование эстетического воспитания на основе народного искусства (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова и другие).

    Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования, включающие:

    теоретические: анализ философской, психологической и педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, сравнение, обобщение, классификация, моделирование;

    эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности детей, методы математической статистики, экспериментальная работа.

    База исследования: экспериментальная работа проводилась в учреждениях дополнительного образования г. Шадринска Курганской области: в изостудии при подготовительном отделении «Капелька» МБОУ ДОД «Детская художественная школа им. Ф.А. Бронникова», в подготовительной группе «Лира» МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа», в студии изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Радуга» в МКОУ ДОД «Дом детства и юношества «РИТМ». В эксперименте принимали участие 115 детей старшего дошкольного возраста, 5 педагогов дополнительного образования, 45 родителей. Диссертационное исследование осуществлялось поэтапно в период с 2008 по 2012 гг.

    Этапы исследования. Выбранная теоретико-методологическая основа и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

    На первом этапе (2008-2010 гг.) - констатирующем - определялись методологическая основа и теоретическая база, осуществлялось ее обоснование, проводились изучение и анализ философской, психолого- педагогической и исторической литературы по исследуемой проблеме. На этом этапе были сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

    На втором этапе (2010-2011 гг.) - формирующем - осуществлялась апробация и корректировка спроектированной структурно-функциональной модели процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям, внедрение результатов исследования в практику работы учреждений дополнительного образования.

    На третьем этапе (2011-2012 гг.) - обобщающем - происходило уточнение теоретических позиций, описание экспериментальной работы, осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы, проводилось оформление диссертационного исследования.

    Научная новизна исследования состоит в следующем:

      1. Обоснована возможность и необходимость приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования, которая предусматривает эмоциональное восприятие объекта, осознание эстетической ценности объекта, использование методов, способствующих приобщению к эстетическим ценностям, творческая деятельность;

      2. Теоретико-методологическую основу приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям представляет соединение системного, личностно-деятельностного, аксиологического и контекстного подходов, на основании которых спроектирована структурно- функциональная модель, включающая целевой, содержательный, процессуально-технологический и оценочно-результативный блоки;

      3. Определены, теоретически обоснованы и верифицированы педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования: создание предметно-развивающей среды, предусматривающей организацию художественно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста и их педагогического комфорта в образовательном процессе; активизация форм и методов художественно-эстетической деятельности, обеспечивающей ценностное отношение и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста; организация взаимодействия с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами);

      4. Выявлены эстетические ценности народных росписей - торжественность, лаконичность, гармоничность композиции, плавность линий в сочетании с глубиной контрастов локального цвета.

      Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

      эксплицированы такие ведущие понятия исследования, как «эстетические ценности», «приобщение к эстетическим ценностям детей старшего дошкольного возраста» в решении проблемы формирования эстетических ценностей у детей старшего дошкольного возраста;

      обоснованы научные подходы (системный, личностно- деятельностный, аксиологический, контекстный), которые соответствуют требованиям по отношению к логике исследования процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования;

      разработана и практически реализована структурно-функциональная модель приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям, включающая целевой, содержательный, процессуально- технологический и оценочно-результативный блоки, позволяющие расширить возможности выбора форм дошкольного образования, повысить уровень эстетического воспитания ребенка.

      Практическая значимость исследования состоит в методическом обеспечении, разработанном в ходе исследования, которое определяет практическую значимость диссертационной работы, в частности:

      разработана и определена возможность внедрения в образовательный процесс учреждений дополнительного образования программы, реализующей процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям, которая предполагает использование следующих форм и методов: демонстрация образцов народного искусства; рассказ, беседы о художественном наследии русского народа и традиционных изделиях народных мастеров; экскурсии на выставки народного искусства в музеи, мастерские; эмоционально-ритмические и импровизационные приёмы;

      выводы и методическое обеспечение исследования по приобщению детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям могут быть использованы в практике работы преподавателей учреждений дополнительного образования и учителей изобразительного искусства;

      разработаны критерии, показатели и диагностический инструментарий, которые обеспечивают объективность оценки сформированности эстетических ценностей у детей старшего дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

      Обоснованность и достоверность результатов исследования и основных выводов работы обеспечены методологической обоснованностью исходных теоретических положений; выбором и реализацией комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью полученных данных; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы.

      Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе научной и практической деятельности автора, содержание которой отражено в 19 публикациях, четыре из которых представлены в изданиях, рекомендованных в ВАК МО и Н РФ. Основные теоретические положения работы и результаты исследования представлялись на международных научно-практических конференциях (Шадринск, 2009, 2010; Тамбов, 2011, 2012), всероссийских научно-практических конференциях с международным участием (Екатеринбург,2011; Абакан, 2011; Армавир, 2011), всероссийских научно-практических конференциях (Новокузнецк, 2010; Москва, 2011, Шуя, 2012), на областном методическом семинаре (г. Курган, 2011).

      Практические результаты экспериментальной деятельности автора легли в основу разработки «Программы приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям», «Учебно-методического пособия приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям».

      Внедрение в образовательный процесс программы приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям осуществлялось в процессе проведения автором настоящего исследования в МБОУ ДОД «ДХШ им. Ф.А. Бронникова», в подготовительной группе «Лира» МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа», г. Шадринска Курганской области.

      На защиту выносятся следующие положения:

        1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям мы рассматриваем как поэтапное целенаправленное воздействие на личность ребенка средствами народной росписи, благодаря которому у детей формируются эстетические знания, умение воспринимать, понимать и ценить прекрасное, создавать его в собственной художественной деятельности.

        2. Структурно-функциональная модель приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования спроектирована на основе: системного, личностно-деятельностного, аксиологического и контекстного подходов, представляющая сложное системное образование, которая включает блоки целевой, содержательный (программа приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям), процессуально- технологический (эмоциональное восприятие объекта, осознание эстетической ценности объекта, использование методов, способствующих усвоению эстетических ценностей, творческая деятельность), оценочно- результативный (сформированность эстетических ценностей у детей старшего дошкольного возраста).

        3. Педагогическими условиями реализации процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования являются: создание предметно - развивающей среды, предусматривающей организацию художественно - творческой деятельности и педагогического комфорта; активизация форм и методов художественно-эстетической деятельности, обеспечивающих ценностное отношение и личностное развитие детей старшего дошкольного возраста; организация взаимодействия с субъектами образовательного процесса (родителями, педагогами).

        4. Методическое обеспечение, включающее средства, формы, методы работы с детьми старшего дошкольного возраста к авторской программе приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетически ценностям позволяют преподавателям учреждений дополнительного образования осуществлять процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям средствами народного искусства.

        Структура и объем диссертации определялись логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка, включающего 210 наименований. Диссертационное исследование иллюстрировано 1 рисунком, 26 таблицами и 2 диаграммами.

        Моделирование процесса приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования

        Исследуя ключевые аспекты проблемы приобщения старших дошкольников к эстетическим ценностям, необходимо, прежде всего, выявить историю становления исследуемого вопроса. Мы начинаем рассмотрение истории этого вопроса со сложнейшего для развития России послереволюционного времени 1917 года. Все происходившие в этот период невиданные социальные катаклизмы еще долго будут предметом анализа для специалистов в различных областях знания. Нас же будет интересовать лишь один из многочисленных срезов того периода российской жизни - эстетическое воспитание. В начале необходимо отметить то, что если для прошлого века эстетическое воспитание и образование были в основном уделом элиты и состоятельных людей, то с приходом советской власти была поставлена задача всеобщего эстетического воспитания. Кроме того, нужно обратить внимание и на тот бесспорный факт, что смена акцентов в воспитании в целом, когда основные воспитательные функции начинает брать на себя общество, привело к тому, что с первых лет советской власти стала складываться система непрерывного эстетического воспитания. Наконец следует сказать и о том, что вся система воспитания становится насквозь идеологизированной.

        20 - 40-е годы XX столетия. В период, охватывающий эти годы, основную идею можно сформулировать следующим образом: первостепенное внимание уделялось месту эстетического воспитания в общей системе воспитания детей в русской педагогике. Отдельные педагоги считали, что начинать эстетическое воспитание следует с развития «внешних чувств»; основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения учащихся, их наблюдательности. Особое внимание в эстетическом воспитании отводилось искусству, а также развитию у подрастающего поколения творческой активности.

        Наиболее яркими представителями, занимающимися вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения, являются А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, известные педагоги и психологи П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.Н. и СТ. Шацкие, деятели науки и искусства Б.В. Асафьев, А.В. Бакушинский.

        Значительное место в педагогическом наследии А.В. Луначарского (1875-1933) уделено разработке важнейших теоретических проблем эстетического воспитания учащихся, которые решались им на основе ленинского учения о культурной революции и искусстве, в тесной связи с разработкой принципов единой трудовой школы. Эстетическое воспитание, утверждал он, это не самоцель, а метод к воспитанию нового человека. С помощью этого метода необходимо научить ребенка правильно воспринимать искусство, природу, явления общественной жизни, взаимоотношения людей, красоту, в понятие которой он вкладывал глубокий социальный смысл. Эстетическое воспитание должно стать одним из путей формирования мировоззрения подрастающего поколения, средством воспитания всесторонне развитой личности [70, С. 98].

        «Художественные произведения - это глубочайшие, тончайшие и интереснейшие вибрации, которые происходят в живых человеческих организмах, которые отражают и в известном направлении организуют их сознание; это те переживания, которые оставляют известный след, рост, усложнение, углубление так называемой духовной жизни» (А.В. Луначарский) [70, С. 99].

        Педагог-новатор советского периода А.С. Макаренко (1888 - 1939) теоретически обосновал и показал на практике роль искусства в формировании детского коллектива. Под эстетическим воспитанием он понимает не только воспитание видения (красота неба, картин, одежды), но и красоту поступков. В книге «О воспитании» он замечает: «Нельзя пренебрегать эстетическим сторонам жизни... Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения... Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий». А.С. Макаренко с большой убедительностью утверждал, что в процессе эстетического воспитания огромную роль играют произведения искусства, которые сочетают в себе правдивость отражения содержания жизни с художественным совершенством [82, С. 17].

        Нельзя не отметить, что основные положения теории эстетического воспитания сформировались еще в XIX веке в трудах русских революционных демократов В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, а также в трудах педагога К.Д. Ушинского.

        По мнению В.Г. Белинского, воспитывая с раннего возраста в детях чувство прекрасного, педагог, таким образом, формирует ценнейшее качество личности как человечность: «Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности». В своих высказываниях он считал, что мощным фактором воспитания являются все виды искусства. Задачи эстетического воспитания заключаются в том, чтобы развивать способности, воспринимать, понимать и чувствовать прекрасное в жизни, природе, искусстве. Оно должно также способствовать нравственному совершенствованию личности, воспитанию активного отношения к действительности. Поэтому необходимо связывать эстетическое воспитание с нравственным и интеллектуальным.

        Педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования

        Исследование вопросов эстетического воспитания дошкольников нашло отражение в работах многих авторов, но приоритетная роль в освещении проблем эстетического воспитания детей дошкольного возраста принадлежит Н.А. Ветлугиной (1909 - 1995). Она провела цикл исследований, в результате которых были разработаны теоретические основы системы эстетического воспитания в детском саду, раскрыты различные формы и методы педагогического воздействия при воспитании у каждого ребенка эстетического отношения к природе, быту, труду, искусству, рассмотрены основные задачи воспитания у детей эстетического отношения к окружающей жизни и искусству, обоснованы содержания и методы этой работы, изложена ее примерная программа, охватывающая разные стороны деятельности детей, направленной на развитие у них активности, инициативы, самостоятельности [16].

        Н.А. Ветлугина описала различные формы организации эстетической деятельности, отводя значительное место характеристике обучения на занятия детей двух-семи лет. Показала специфику содержания самостоятельной творческой деятельности. Подчеркивала особую роль праздников и развлечений, которые являются богатым источником накопления эстетических переживаний детей.

        В книге «Система эстетического воспитания в детском саду» Ветлугина впервые объединила все вопросы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Уделяя раздел книги методам развития творческой активности детей на художественных занятиях, Н.А. Ветлугина, совместно с авторским коллективом, показала, на какой основе развивается творческая инициатива детей, как способствует ее возникновению и развитию правильное руководство педагога [80].

        Раскрывая взаимосвязь обучения и творчества, она показывала, что при усвоении опыта эстетической деятельности дети должны подражать определенным эталонам выражения и изображения в пении, рисунке, выразительном чтении и в то же время проявлять свою инициативу самостоятельность действий. Н.А. Ветлугина подчеркивала, что в процессе занятий дети осваивают круг образовательных сведений, умений, что приводит к развитию их разносторонних способностей, самостоятельным проявлениям в новых условиях. А активное усвоение знаний и навыков изобразительного творчества в свою очередь активизирует процесс обучения, способствует эстетическому воспитанию ребенка-дошкольника. Систему эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанную Н.А. Ветлугиной и ее соратниками, можно рассматривать как планомерное воздействие на ребенка средствами искусств, эстетических явлений окружающей жизни, природу человеческих взаимоотношений с его активным участием во всех доступных возрасту сферах эстетической деятельности. Большую роль она уделяла вопросу знания искусства в деле обогащения эстетического восприятия. «Эстетическое воспитание направлено на развитие способности дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать плохое и хорошее, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Развивая ребенка эстетически и умственно, необходимо всячески поддерживать пусть даже незначительные творческие проявления», - указывала Н.А. Ветлугина [16].

        Разработкой проблем эстетического воспитания детей дошкольного возраста занималась исследователь Н.П. Сакулина, которая отмечала, что именно эстетическое воспитание в детском саду создает предпосылки для последующего полноценного творческого развития каждого ребенка, в том числе для формирования изобразительного творчества, рассматривая развитие детского творчества через взаимосвязь обучения и воспитания. Автор придавала большое значение знакомству детей с искусством. Доктор философских наук, профессор, педагог В.А. Разумный (1924) первый период творческой деятельности посвятил разработке общегносеологических проблем эстетики, ее познавательных категорий (1955 - 1956). Большой теоретический резонанс вызвали опубликованные им в эти годы монографии, переведенные в ряде стран («Единство этического и эстетического в искусстве», «Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы»). Развивая традицию трактовки искусства как особой формы познания идеи прекрасного, В.А.

        Разумный стремился утвердить идею полифоничности художественного образа как специфического синтеза истины, добра и красоты, как единственно возможного пути определения прекрасного в его истинной сути. Им была обоснована закономерность и правомерность условности в рамках реалистического творческого мышления, расширены догматически - предопределенные рамки социалистического реализма. Следующий этап творческой деятельности он посвятил изучению новых художественно-образовательных систем в России, их взаимосвязи с богатейшим практическим опытом русских практиков и исследователей конца XIX - начала XX веков. На этой основе В.А. Разумным был создан ряд работ по теории эстетического воспитания (1961, 1969, 1985, 1988 г.г.), в которых сформулирована концепция «П-П-Д» - (потребность переживание - действие), предполагающая возможность конструктивного и эффективного изменения эстетической потребности индивида только через педагогически-организованное действие, операционно влияющее на переживание, на всю его структуру. На основе этой концепции, по его инициативе, был создан Общественный институт эстетического воспитания при педагогическом обществе РСФСР, разработан комплекс методических пособий для работников культуры. В.А. Разумным впервые (1978 г.) была постулирована идея Центров эстетического воспитания, получившая впоследствии широкое практическое подтверждение. Он представил на обсуждение общественности программу нового, интегративного образования - базы преобразования традиционной школы как института эпохи Просвещения.

        Исследования Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.Г. Ковалева А.Н.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна показали, что основой развития художественного познания детей является переживание, характеризующееся индивидуальными различиями. Формирование эстетических чувств - это основа для оценочных высказываний и развития художественных способностей детей. Поэтому использование искусства и разных видов художественной деятельности в воспитании наиболее полно обеспечивают эффективность развития детей. Большинство исследователей связывают эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами искусства с образным познанием [26, С. 43].

        Реализация модели приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования

        Для диагностирования уровня сформированности эстетических ценностей у детей к произведениям народного искусства нами был осуществлен выбор тестов различных авторов, адаптированные к предмету нашего исследования: - методика A.M. Вербенец, Л.В. Немченко, для проведения диагностирования была взята экспериментальная ситуация «Интервью с художником», которая проводилась в форме беседы с детьми старшего дошкольного возраста, с целью определения уровня развития эстетического восприятия; - методика Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой (тест «Громкий -Тихий»), которая прошла успешное внедрение и апробацию у детей дошкольного возраста (3-7 лет). Для проведения диагностирования был взят тест из экспериментальной методики «Диагностики эстетического восприятия учащихся», для определения понимания детьми образцов народного декоративно-прикладного искусства; - методика Э.П. Торренс (субтест «Закончи рисунок») прошла успешное внедрение и апробацию у детей дошкольного возраста (5-6 лет), составляющих основной контингент детей, участвовавших в нашей эксперементальной работе. Для проведения диагностирования был взят второй субтест «Закончи рисунок» из батареи невербального творческого мышления.

        Проведенный анализ содержания опросника оценивания эстетической развитости личности дошкольника средствами декоративно-прикладного искусства представленный в исследовании СИ. Обуховой, который составлен на основе методики A.M. Вербенец, Л.В. Немченко включает наблюдение за проявлением эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста к произведениям искусства при восприятии. На основе данного опросчика нами был составлен комплекс вопросов для беседы, способствующий выявлению представлений о красоте, назначении предметов народных промыслов, народных росписей: -Как вы думаете, что такое красота? -Как отличить красивый предмет от некрасивого? В чем их разница? -Красивый предмет может быть полезен или он только для красоты? -Как выглядят предметы народных промыслов? -Для чего нужны предметы народных промыслов? - Какие народные росписи вы знаете? - Что обычно изображают в народных росписях? -Какие эмоции у вас вызывают данные предметы? -Что вам нравится в этом предмете?

        Данные анализа проведенной беседы показали, что 32 % испытуемых знают, что собой представляет красота, 22% учащихся смогли озвучить разницу между красивым и не красивым предметом. О народных росписях у детей старшего дошкольного возраста скудные знания, две и более росписи смогли назвать лишь 19% опрошенных, привести пример одной - 43%, 38% испытуемых детей, когда-то слышали о народных росписях, но не могут их назвать. Свое эмоциональное отношение к предметам большинство (84%) дошкольников смогли высказать, в основном положительное. На вопрос о назначении предметов отвечали с помощью наводящих вопросов педагога, самостоятельность проявили лишь 32% опрошенных.

        Положительным моментом является то, что почти 85% детей назвали характеристики предмета, благодаря которым он им понравился. Наиболее распространенными ответами детей были следующие: Маша А.: «Потому что на нем яркий рисунок». Дарина Б.: «Он интересной формы». Арина Б.: «Предмет украшен красивыми узорами». Результаты беседы показали, что представления у детей старшего дошкольного возраста о народном искусстве смутные, они 107 затрудняются назвать народные росписи и что изображают на предметах народных промыслов.

        Второй комплекс вопросов был направлен на выявление уровня осознания эстетических ценностей у детей старшего дошкольного возраста при рассмотрении представленных образцов народных промыслов, а также представлений о ценностях, эстетических характеристиках, особенностях предметов народного декоративно-прикладного искусства:

        В результате полученных ответов на вопросы индивидуальной беседы установлено, что большинство опрошенных (68%) детей старшего дошкольного возраста не смогли ответить, что такое ценность, на вопрос «Какую ценность несут представленные их вниманию предметы?» 71% опрошенных затруднялись ответить. Художественные средства выразительности, применяемые мастерами в народной росписи, смогли самостоятельно определить 52% испытуемых, 35% опрошенных дошкольников назвали правильно только цвета, которые используются в нанесении элементов росписи.

        Таким образом, результаты проведенной беседы позволили констатировать, что учащиеся испытывают затруднения в определении таких понятий, как «ценность», «ценный предмет», следовательно, и не могут определить ценность предметов. На основании вышеизложенного

        можно сделать следующий вывод, что у детей старшего дошкольного возраста осознание эстетических ценностей образцов народного искусства в учреждениях дополнительного образования остается на среднем уровне.

        Для диагностики понимания изображения мы выбрали пример на соотнесение детьми живописных репродукций росписей и звука, различного по динамике его проявления. Точность соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) должно было связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных элементов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии. Примерно в 95% работ дошкольников было выделено соответствие «громкого-тихого» звучания репродукций художественных работ.

        Мы выбрали картины, отличные от примеров авторов методики (Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова), а именно репродукции четырех народных росписей, при этом были исключены материалы с сюжетными композициями, так как, по мнению Е.М. Торшиловои, они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к сюжетной линии изображения, оценке настроения, действий персонажей картины.

        Анализ и интерпретация проведенного исследования процесса приобщения к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования

        Обобщающий этап экспериментальной работы направлен на выявление уровня сформированности эстетических ценностей и показателей эффективности экспериментальной работы. Задачи данного этапа: 1. Теоретически осмыслить и интерпретировать опытные данные; 2. Произвести итоговую диагностику в контрольной и экспериментальных группах; 3. Проанализировать результаты итоговой диагностики; 4. Сравнить результаты констатирующего и обобщающего этапа экспериментальной работы.

        Методическое обеспечение исследования приобщения к эстетическим ценностям на обобщающем этапе экспериментальной работы включало те же диагностические методы, что и на этапе констатирующем. Проанализируем результаты сформированности эстетических ценностей у детей старшего дошкольного возраста по выбранным нами следующим критериям: эстетическое восприятие, осознание эстетических ценностей, творческая деятельность и эстетическая рефлексия.

        Анализ данных таблицы позволил нам сформулировать следующие выводы. На начало исследования в экспериментальных группах основная часть детей старшего дошкольного возраста по данному критерию находились на низком уровне - 46,5%, средний уровень показали - 32,8%, высокий - 20,7%.

        В конце исследования количество детей с высоким уровнем сформированности эстетического восприятия составило в среднем 37,2%, со средним уровнем - 40,3%, с низким - 22, 5% дошкольников. В ЭГ - 4 наблюдается наиболее значительный переход детей старшего дошкольного возраста с одного уровня на другой: высокий с 23% до 52%, средний - 33% до 35% и низкий - с 44% до 13% детей. В остальных группах наблюдается стабильный, но не столь значительный переход детей на более высокий уровень сформированности эстетического восприятия. Таким образом, полученные результаты доказывают, что развитие эстетического восприятия более эффективно при реализации педагогических условий приобщения детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям.

        Анализ представленных в таблице 17 данных позволил нам сделать следующие выводы. В среднем, на начало исследования в экспериментальных группах основная часть детей старшего дошкольного возраста по уровню осознания эстетических ценностей находилась на низком уровне - 44,2%, на среднем уровне - 34,5%, на высоком - 21,3% детей. На конец исследования количество детей с высоким уровнем стало в 37,5%, на среднем уровне - 42%, на низком уровне - 21,2% дошкольников. При этом в ЭГ - 4 наблюдается следующее: количество детей, имеющих высокий уровень осознания эстетических ценностей, увеличилось с 25% до 56%, количество детей со средним уровнем с 33% до 34%, с низким уровнем - уменьшилось с 42% до 10% дошкольников.

        Следовательно, в ЭГ - 4 наблюдается наиболее значительный переход детей старшего дошкольного возраста с низкого на более высокий уровень осознания эстетических ценностей благодаря внедрению комплекса педагогических условий. В других экспериментальных группах наблюдается стабильный, не столь быстрый переход детей на более высокий уровень осознания эстетических ценностей. Результаты обобщающего этапа экспериментальной работы по изменению уровня творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста наглядно представлены в таблице 17.

        Анализ данных таблицы 18 позволил нам сделать следующие выводы: в среднем на начало исследования в экспериментальных группах основная часть детей старшего дошкольного возраста по сформированности творческой деятельности находилась на низком уровне - 62%, на среднем уровне - 25,3%, на высоком уровне - 13, 5%.

        На конец исследования количество детей с высоким уровнем сформированности данного критерия составило в среднем - 36, 3%, на среднем уровне - 38% дошкольников и на низком уровне - 25%. При этом в ЭГ — 4 наблюдается следующее: количество детей, имеющих высокий уровень сформированности творческой деятельности, выросло с 15 % до 54%.Средний уровень вырос с 25% до 36% детей, и низкий уровень уменьшился с 60% до 10%.

        Следовательно, в ЭГ - 4 наблюдается наиболее значительный переход детей старшего дошкольного возраста с низкого уровня на средний, а средний - на высокий уровень. Данные результаты мы

        Анализ представленных в таблице 19 данных позволил нам сделать следующие выводы: на начало исследования в экспериментальных группах основная часть детей старшего дошкольного возраста по уровню осознания эстетических ценностей находилась на низком уровне - 46,2%, на среднем уровне - 35,5%, на высоком - 16,3% детей. На конец исследования количество детей с высоким уровнем стало 37,5%), на среднем уровне- 41%, на низком уровне - 24,2%) дошкольников. При этом в ЭГ - 4 наблюдается следующее: количество детей, имеющих высокий уровень осознания эстетических ценностей увеличился с 19% ДО 51%), количество детей со среднем уровнем с 27% до 34%), с низким уровнем -уменьшилось с 44% до 19% дошкольников.

        Следовательно, в ЭГ - 4 наблюдается наиболее значительный переход детей старшего дошкольного возраста с низкого на более высокий уровень эстетической рефлексии, благодаря внедрению

        Похожие диссертации на Приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям в учреждениях дополнительного образования