Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Декоративно-прикладное искусство как источник эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения 34
1.1. Историко-педагогический анализ этапов развития и становления художественного образования 34
1.2. Роль ДЛИ в современной теории и практике художественного образования и эстетического воспитания учащихся 53
1.3. Содержание, художественно-выразительные средства ДЛИ и его эстетическое воздействие на личность учащихся 87
Выводы первой главы 101
Глава II. Методологические основы исследования системы эстетического воспитания и художественного образования учащихся 106
2.1. Обоснование экспериментального исследования эстетического воспитания и художественного образования учащихся в процессе декоративно-прикладной деятельности (критерии оценки детских работ) 106
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы обучения учащихся декоративно-прикладному творчеству (констатирующий и формирующий этапы эксперимента) ; 118
2.3. Установление закономерностей художественно-творческого развития на занятиях различными видами декоративно-прикладного искусства 129
Выводы второй главы 134
Глава III. Теоретические основы художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования 142
3.1. Методическая модель обучения ДЛИ учащихся учреждений дополнительного образования 142
3.2. Проверка методической модели (сравнение контрольных и экспериментальных групп) 166
3.3. Технологии декоративно-прикладного искусства в становлении познавательно-эстетической деятельности учащихся 175
Выводы третьей главы 266
Заключение 269
Список использованной литературы 278
Словарь специальных терминов 307
Приложения 313
- Историко-педагогический анализ этапов развития и становления художественного образования
- Обоснование экспериментального исследования эстетического воспитания и художественного образования учащихся в процессе декоративно-прикладной деятельности (критерии оценки детских работ)
- Методическая модель обучения ДЛИ учащихся учреждений дополнительного образования
- Технологии декоративно-прикладного искусства в становлении познавательно-эстетической деятельности учащихся
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. В связи с политическими, социальными изменениями современного общества, таких его важнейших
составных частей как наука, культура, образование возникли новые проблемы гражданского, духовно-нравственного, профессионального самоопределения личности. Особого внимания в последнее время в современном художественно-образовательном пространстве требует к себе проблема эстетического воспитания, художественного образования подрастающего поколения, возрождение традиций культуры народов Российской Федерации, особенности трдиций разных видов декоративно-прикладного искусства. Одним из основных достижений декоративно-прикладного искусства является то, что это искусство давно из сферы потребления, из сферы индивидуального быта, стало входить в сферу всех отраслей общественного производства.
Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Происходящие в обществе кардинальные изменения направлены на непрерывное развитие личности. В условиях появления новых типов
средних учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, центры образования) и необходимость реализации гуманизации образования особую роль приобретает художественное образование и эстетическое воспитание личности.
Важнейшей функцией образования является сохранение, воспроизводство и развитие культуры. Воспитание формирует образ человека культуры, его родовые культурные качества, в числе которых приоритетным является художественное творчество. Сегодня обществу нужны творческие люди, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. Поэтому для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности; развитие творческой самостоятельности; социальная адаптация; способность легко ориентироваться в решении творческих задач; национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. Поэтому активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Эта особая роль эстетического воспитания в развитии личности объясняется тем, что оно наделено способностью формировать всестороннее отношение человека к действительности, эстетическое освоение и отражение действительности в процессе художественно-творческой деятельности.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Это отношение является устойчивым качеством общения с прекрасным, в умении чувствовать, понимать, оценивать, творить.
Эстетическое воспитание охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Оно формирует характер человека, развивает такие стороны личности, без которых невозможна ни творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной, педагогической. Эстетическое воспитание влияет на личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, которое является важным фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность школьника.
В современных условиях, в связи с ориентацией образования на воспитание человека культуры, возникла потребность возрождения культурных ценностей народа. Возрождение культурных ценностей народа и приобщение школьников к национальной культуре народов России имеет неоценимую значимость в современных условиях развития общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, формирует устойчивое понимание у школьников о развитии материальной и духовной культуры, о значимости человека в приумножении культурных ценностей, помогает понять полигамность образов народного творчества, как основы коммуникаций людей разных национальностей и исторических эпох, подтверждает причастность личности к материальному и духовному миру своего народа, к общечеловеческим ценностям. Каждый народ через искусство создает свой образ мира, образ, обладающий внутренней целостностью и нравственной, духовной устойчивостью на всем протяжении своего существования.
В современной культуре трудно решить проблему идентичности – национальной, культурной, духовной. Во множестве программ образование должно помочь школьнику выбрать свой вариант культурных ценностей, «не противоречащим общечеловеческой нравственности и идеалам национальной культуры». Это говорит о том, что современное образование должно быть направлено на сохранение, воссоздание и передачу культурных ценностей, воспитание человека культуры, создание культурно-образовательного пространства: дошкольных учреждений, школ, колледжей, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования.
Важным является определение задач обучения и воспитания учащихся в контексте художественной культуры, необходимость приобщения их к национальной и региональной культуре и ремеслам, к сфере духовного, эстетического и социального опыта народа, развитие их художественно-прикладных способностей и умений, формировать у школьников умения сравнивать культурные традиции, духовные ценности соседствующих народов, воспитание ориентации на творческую самостоятельность.
Организация художественно-творческой деятельности школьников, их художественное образование и эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа. Такая потребность художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения поставила перед нами ряд очень сложных и серьезных проблем теоретического, практического, организационного характера. Возникла потребность теоретической разработки специальных методик обучения декоративно-прикладному искусству, которые будут способствовать художественному образованию и эстетическому воспитанию личности школьника. Решая задачи эстетического воспитания, художественно-творческая деятельность воздействует на ум и чувства ребенка различными формами и методами, побуждая ребенка к эстетическим эмоциям, постижению гармонии и красоты, а самое главное – это творческая активность, которая может быть проявлена в самых различных областях будущей деятельности, подвигающей ученика к самосовершенствованию своих способностей, знаний, умений и навыков.
При формировании эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности ведущее место должно занимать развитие конкретных художественных умений, навыков, способностей, ценностных ориентаций. В результате происходят такие изменения в структуре личности учащегося, когда потребность творчества и эстетические потребности приобретают доминирующий характер.
Становится очевидным, что формирование у учащихся потребности в художественно-творческой деятельности является существенным в гармоничном развитии и становлении личности. Эстетическое воспитание и художественное образование создает личность средствами искусства, в том числе народного декоративно-прикладного искусства, сохраняется связь времен, историческая память поколений, народное мировоззрение. Поэтому наметилась тенденция использования возможностей богатых историко-культурных традиций народов России в образовательных учреждениях всех типов, начиная с детского сада и заканчивая вузовской подготовкой – в системе непрерывного образования.
Актуальность художественного образования в контексте личностно-ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного подхода. Не так давно вопросы художественного образования и эстетического воспитания нередко рассматривались как нечто второстепенное. Отдавая приоритет знаниям, но не эстетической и художественной культуре, общественная практика повлекла за собой недостаточное развитие эмоциональной сферы. И как следствие этого снижение нравственности, ослабление творческих и познавательных способностей учащихся. Актуализирует проблему еще и тот факт, что сегодняшнее состояние обучения не имеет возможностей для полного и активного использования того мощного потенциала, который заложен в декоративно-прикладном искусстве: его глубоко нравственная, созидательна миссия до сих пор остается невостребованной и нереализованной. Возникло определенное противоречие между неограниченными возможностями декоративно-прикладного искусства и крайне недостаточным использованием его средств в эстетическом воспитании и художественном образовании учащихся. Отсюда вытекает важность проблемы исследования, необходимость включения декоративно-прикладного искусства в процесс эстетического воспитания и художественного образования учащихся.
В структуру Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации входят образовательные области "Искусство" (музыка, ИЗО, МХК), "Ознакомление с окружающим миром", "Технология", включающая "Изобразительное искусство и художественный труд", "Обязательные занятия, занятия по выбору", Внеурочная деятельность, направления которой составляют «Художественно-эстетическое», «Научно-познавательное», «Патриотическое», «Общественно-полезная деятельность», «Проектная деятельность», что дает возможность обеспечивать формирование личностных качеств учащихся в соответствии с общечеловеческими идеалами, культурными традициями народов Российской Федерации. Составной частью каждой из этих образовательных областей является декоративно-прикладное искусство. Широкий выбор представленных в Базисном учебном плане областей дает возможность углубленного изучения учащимися декоративно-прикладного искусства как неотъемлемой части мировой художественной культуры для эстетического воспитания.
Социально-экономические и политические изменения в России вызвали необходимость решения целого ряда сложных проблем в системе художестенного образования и эстетического воспитания, касающихся детей и подростков. В связи с этим все преобразования в современном российском образовании направлены на формирование убеждений культурной личности, понимаемых в широком смысле как формирование ее мировоззрения и стремлений к его реализации. В концептуальном подходе к воспитанию как формированию культуры и нравственности, развития эстетических качеств личности ребенка педагогическая наука выделила ее базовую основу: сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалога между различными культурами и народами. Человечество веками сохраняло то духовное богатство, которое накапливалось за время его существования. Духовные ценности народа, его обычаи и традиции играли решающую роль в нравственном становлении подрастающего поколения, в формировании его эстетических качеств, социализации личности в целом. В Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается, что система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие молодежи, ее творческих способностей, умений самореализации.
Современное эстетическое воспитание конструируется на основе классической эстетической теории, диалога культур, гуманизации образования, культурно-исторического подхода к его содержанию. Формирование эстетической и художественной культуры личности является важнейшей задачей эстетического
воспитания.
Глубинное познание народной культуры является важнейшим фактором осознания человеком своей коллективной сущности, участником исторической преемственности в развитии культуры народа. В едином образовательном и культурном пространстве реализуется развивающая функция народного и классического искусства, дидактические, методические, искусствоведческие подходы к формированию и развитию личности школьника на национальной основе, интеграция личности в национальную и мировую культуру. Народное творчество является особой сферой духовно-материальной культуры народа.
Проблема изучения народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания усиливается в связи с необходимостью сглаживания возникших межнациональных противоречий. Сформировавшаяся система образования на современном этапе в определенной мере создает условия для решения вопросов возрождения и развития народной культуры России.
Для эффективной методики художественно-эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства предполагаются следующие педагогические условия:
раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования;
формирование способности к пониманию исторического развития художественной национальной культуры;
создание условий для формирования творческих способностей личности в процессе познания художественной национальной и региональной культуры народов России, где региональное искусство рассматривается как часть отечественной художественной культуры, как мир целостности, включающий отношение искусства одного народа к искусству и культурным ценностям другого народа;
формирование мировоззрения с устойчивой нравственной ориентацией на общечеловеческие ценности;
формирование личности учащегося как носителя национальных духовных традиций высокой культуры и нравственности.
В этой связи для формирующейся личности особую важность приобретает готовность к продуктивной творческой деятельности, социальной адаптации, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания личности. Поэтому активизация внимания к национальным традициям культуре и искусстве, использование их в процессе художественного образования, эстетического воспитания приобретает особую актуальность.
Декоративно-прикладное искусство способствует формированию эстетического отношения к действительности. Формирование и развитие художественных умений, способностей, эстетического отношения к декоративно-прикладному искусству влияет на учебно-познавательную деятельность учащихся, на формирование их творческого потенциала, развития эстетического восприятия.
Обучение учащихся декоративно-прикладному искусству ориентировано на гуманитарную культуру, опирается на содержание основного образования, где осуществляется непрерывность образования.
Эстетическая ценность декоративно-прикладной деятельности учащихся заключается в познании народного творчества, сохранении связи времен, исторической памяти поколений, народного мировоззрения.
Народное искусство рассматривается как тип художественного творчества, как этническая культурная целостность, заключающая в себе все виды народного творчества (изобразительно-пластическое, музыкально-поэтическое, народные игр, танцы, обрядовые обычаи и др.) и имеющая единую духовную сущность во всех областях народного искусства при разнообразии региональных стилевых его особенностей.
В настоящее время в педагогических исследованиях: (А.Д. Алехина, М.В. Алпатова, Г.В. Беды, Э.М. Белютина, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.С. Кузина, А.Н. Леонтьева, Н.М. Молевой, Н.Н. Ростовцева, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластёнина, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, А.А. Унковского, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.П. Яшухина и др.) проблема декоративно-прикладного искусства рассматривается как одна из форм приобщения детей к
мировой, национальной, этнической и региональной культуре.
Задачи начального изучения языка профессионального искусства, нахождение образа, изучение композиции в декоративно-прикладном искусстве наиболее успешно могут решаться только на материале народного искусства.
В теоретическом аспекте вопросы художественного образования и эстетического воспитания искусством рассматривались М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Ю.Б. Боревым, Л.С. Выготским, Е.В. Волковой, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, В.С. Кузиным, Н.Л. Лейзеровым, А.Н. Леонтьевым, Б.Т. Лихачевым, А.Ф. Лосевой, В.М. Межуевым, С.Х. Раппопортом, Г. Ридом, Л.Н. Толстым, Р. Штейнером и др.
Проблемам раннего приобщения детей к народному искусству, обучения школьников декоративно-прикладному искусству посвящены исследования Н.Я. Богуславской, Н.А. Ветлугиной, В.А. Косминской, В.С. Мухиной, Н.П. Сакулиной, А.П. Сидельниковой, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой и др.
Данное исследование также опирается на анализ произведений народного декоративно-прикладного искусства, содержащихся в работах В.С. Воронова, К.Г. Вагнера, А.Ф. Лосева, М.А. Некрасовой, В.Н. Полуниной, Т.М. Разиной, Б.А. Рыбакова, А.Б. Салтыкова и других.
Различные вопросы ознакомления детей с образцами народного декоративно-прикладного искусства и использование их в учебно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в школе и в системе учреждений дополнительного образования рассматривают такие исследователи: Р.А. Бардина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, В.В. Корешков, О.С. Молотобарова, Б.М. Неменский, Н.Б. Халезова, А.С. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.
Художественно-эстетическому воспитанию личностно-ориентированного и вариативно развивающего образования, обеспечивающему интеграцию субъектного опыта каждого ученика, сложившегося в его жизнедеятельности, на основе усваиваемых научных понятий, отражены в научных трудах А.Г. Асмолова, И.В. Абакумовой, Е.В. Бондаревской, С.В. Кульневича, Л.В. Занкова, Е.В. Квятковского, В.Е. Клочко, В.В. Рубцова, В.И. Слободчикова, В.А. Сухомлинского, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, В.Н. Шацкой, С.Т. Шацкого, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбург и др.
В современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников существенный вклад внесли труды А.Д. Алехина, К.Ж. Амиргазина, С.А. Аничкина, О.А. Апраксиной, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, Н.А. Ветлугиной, С.Е. Игнатьева, Н.С. Ивановой, К.Е. Ералина, Е.В. Квятковского, Т.С. Комаровой, Н.М. Конышевой, В.В. Корешкова, Е.И. Коротеевой, Г.В. Лабунской, Б.Т. Лихачева, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, А.А. Мелик-Пашаева, А.А. Прищепы, Н.Н. Ростовцева, В.В. Рубцова, Н.П. Сакулиной, К.А. Скворцова, В.П. Строкова, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, В.Н. Шацкой, Т.Я. Шпикаловой и др.
Проблемам исследования народного декоративно-прикладного искусства и его значения в эстетическом воспитании и художественном образовании детей посвящены работы А.В. Бакушинского, Н.Я. Богуславской, М.М. Байрамбекова, В.М. Василенко, В.С. Воронова, М.А. Некрасовой, А.Б. Салтыкова, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Теоретико-методологическому обоснованию и решению, поставленной проблемы, способствовало изучение трудов ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов, составляющих ведущие положения гуманистической философии, основным вопросом которой выступает человек, способный к саморазвитию, самореализации в субъектно-субъектных отношениях: Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, П.П. Блонского, В.С. Библера, Л.И. Божович, А.В. Брушлинского, А.И. Бурова, В.В. Ванслова, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Н.А. Дмитриевой, В.А. Запорожца, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, И.А. Ильина, А.Е. Егорова, Б.Г. Лукьянова, Б.Т. Лихачева, Б.Ф. Ломова, Б.М. Теплова, Д.И. Фельдштейна, В.Д. Шадрикова, Д.Б. Эльконина, П.М. Якобсона и др.; компетентностный подход в образовании (В.В. Гузеев, Л.М. Митина, А.В. Хуторской, И.С. Фишман, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко и др.).
В ходе рассмотрения составляющих общей культуры, таких как философская, художественная, эстетическая мы опирались на исследования Г. Гегеля, И. Канта, М.С. Кагана, В.М. Межуевой, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, А.Ф. Лосева и др.
В аспекте дополнительного образования эстетическому воспитанию посвящены исследования Е.Б. Евладовой, Е.В. Квятковского, Л.А. Николаевой, В.И. Слободчикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской, в которых авторы отмечают обобщенность подходов к пониманию организации жизнедеятельности каждого ребенка, имеющую личностно-ориентированную направленность. При выявлении сформированности внутренней позиции, мотивации обучения учащихся мы опирались на исследования таких ученых, как Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, Н.И. Гуткиной, В.В. Давыдова, А.З. Зак, Д.Б. Эльконина.
Занятия декоративно-прикладным искусством в учреждениях дополнительного образования являются для учащегося специфической средой, где проявляются его индивидуальность, создаются условия для самообучения, самооценки (А.В. Захарова, Д.И. Фельдштейн, А.К. Маркова) саморазвития, развиваются творческие способности.
Отказ от использования в учебном процессе художественно-эстетических традиций ведет к искоренению исторической памяти и этнического духовного наследия народов, населяющих Российскую Федерацию. Фрагментарное использование компонентов профессионального и народного декоративно-прикладного искусства в художественном образовании не могут организовать процесс воспитания в целостную педагогическую систему. Данную проблему в своих исследованиях рассматривали Е.И. Васильева, Д.Б. Дондурей, В.Б. Косминская, П.А. Флоренский, А.С. Хворостов, Н.Б. Халезова и многие другие.
Рассмотрение и обоснование теоретико-методологических условий художественного образования учащихся в системе дополнительного образования позволит создать концептуальную модель с учетом личностно-ориентированного образования, которая предоставит возможность повысить эффективность художественного образования и эстетического воспитания учащихся.
В условиях демократизации системы образования и воспитания интерес к совершенствованию технологий обучения декоративно-прикладному искусству все больше углубляется в процессе максимального использования природных и приобретенных способностей учащихся.
Тем не менее, несмотря на многочисленные научные исследования в области теории и методики обучения и воспитания изобразительному и декоративно-прикладному искусству, несмотря на пристальное внимание ученых к проблеме дополнительного художественного образования и эстетического воспитания детей, их результаты используются лишь в отдельных случаях и редко включаются в целостную систему художественного образования и эстетического воспитания учащихся, художественное образование в школе и в учреждениях дополнительного образования детей отличается отсутствием единых принципов обучения, а также специфических принципов эстетического воспитания, бессистемностью, а разработка личностно-ориентированных технологий художественного образования и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства изучена не в полной мере и еще не стала предметом специального исследования. То есть на уроках в школе и занятиях предметов эстетического цикла в учреждениях дополнительного образования в лучшем случае осуществляется простое изучение художественных материалов. Зачастую остается без внимания эстетическая сущность произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, не раскрываются глубоко форма и содержание, их взаимозависимость, не решаются задачи формирования личности с эмоционально оценочным отношением к изобразительному, декоративно-прикладному, народному искусству и на основе этого активной гражданской позиции личности школьника. Все это требует преодоления противоречия в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся в учреждениях дополнительного образования. Принимая во внимание практическую значимость этой проблемы и теоретическую ее неразработанность мы избрали ее темой настоящего исследования.
В практике работы учителей изобразительного искусства и педагогов дополнительного образования часто наблюдается односторонний подход к организации изобразительной и декоративно-прикладной деятельности детей.
Теоретический анализ литературы по изученным вопросам и многолетняя практика преподавания изобразительного искусства и музыки в общеобразовательных школах, преподавания декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах позволили:
обобщить опыт, разработать и представить модель эстетического воспитания учащихся в системе дополнительного образования (на примере обучающей программы по отдельным видам декоративно-прикладного искусства);
раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования;
представить теоретико-методологический анализ содержания дополнительного образования школьников средствами декоративно-прикладного искусства;
разработать личностно-ориентированные основания эстетического развития учащихся в процессе овладения технологиями декоративно-прикладного
искусства;
разработать научно-методические основы обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования.
Результаты исследования могут быть использованы для создания программ, методических разработок, учебных пособий по декоративно-прикладному искусству на занятиях в классно-урочной системе общеобразовательных школ, в художественных школах, в кружковой работе и др. – в практике углубленного эстетического образования и воспитания эстетической культуры, художественного образования учащихся в гимназиях, лицеях, колледжах гуманитарной направленности, во внеклассной и внешкольной работе по разделам ДПИ, в лекциях и практических занятиях преподавателей вузов, педучилищ, педколледжей, в системе повышения квалификации педагогических и культурно-просветительских кадров по эстетическому воспитанию и художественному образованию подрастающего поколения.
Народное творчество является особой целостной сферой духовно-материальной культуры народа, в числе которой:
народный мастер как носитель коллективного опыта, хранитель традиций и духовных ценностей народа, как личность, художественно одаренная индивидуальность;
традиционность как передача от поколения к поколению идеалов творчества, сложившихся на протяжении длительного времени;
вариативность как свойство жизни произведения народного искусства.
В настоящее время изделия декоративно-прикладного искусства из природных, подлинных материалов (глина, дерево, кожа, шерсть и др.) приобретают особенную ценность на фоне изделий из искусственных материалов. Усилился интерес к рукотворным вещам. Поэтому сегодня и стоит задача возрождения изготовления народных изделий декоративно-прикладного искусства для того, чтобы они продолжали жить в новом качестве, в новых условиях, в современных изделиях. Необходимо изучить особенности и приемы художественной обработки различных материалов.
Выбор и сочетание видов декоративно-прикладного искусства обусловлены соответствием их ценностям национальной и региональной культуры, освоение учащимися народных ремесел.
Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания способствует формированию у школьников чувство принадлежности к роду, национальной культуре, развитию их художественно-прикладных способностей и умений, воспитанию ориентации на творчество. Особо важными компонентами содержания воспитания учащихся выступают: сохранение совокупного духовного опыта человечества, диалог между различными культурами и народами; овладение детьми основами декоративно-прикладного творчества; освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной художественной культуры путем ознакомления с ними и их воспроизводство в творческих видах деятельности.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что от ее нерешенности в значительной мере страдает качество, уровень художественного образования, развитие художественных способностей и эстетическое воспитание школьников.
Объект исследования – процесс художественно-творческой деятельности детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов в условиях художественного образования и эстетического воспитания.
Предмет исследования – пути и средства совершенствования технологий обучения декоративно-прикладному искусству в детских художественных школах (в учреждениях дополнительного образования детей).
Создание концепции - теории и научно обоснованной системы эстетического воспитания школьников невозможно без творческого содружества, тесной связи и интеграции педагогики, методики, эстетики, искусствознания, психологии, социологии, физиологии, других наук и их технологий.
Проблема исследования заключается в отсутствии научно-обоснованной, экспериментально проверенной методики художественного образования и эстетическое воспитание школьников в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства и установлении взаимосвязи развития декоративно-прикладного творчества учащихся под влиянием искусства разных народов, в том числе Юга России.
Методологической основой исследования являются ведущие положения гуманистической философии; этики, теории познания; педагогики; психологии; положения эстетической и художественной культуры как составной части общечеловеческой духовной культуры; теоретические основы воспитания эстетической культуры учащихся, включающие: философские представления о ее сущности и структуре; особенности взаимодействия принципов и законов развития эстетической культуры с практикой эстетического воспитания и образования; истории изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; истории и теории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству; современных искусствоведческой, педагогической и психологической наук; концепция педагогического процесса как объекта деятельности учителя; концепция дифференцированного обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству; положения теории педагогики о развивающем обучении, гуманизации воспитания, проблемах дополнительного образования (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, С.В. Кульневич, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.); современные научно-теоретические исследования, рассматривающие вопросы художественного образования и эстетического воспитания в процессе художественно-творческой деятельности личности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (А.Д. Алехина, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, М.Н. Афасижева, Г.В. Беда, Л.И. Бурова, В.В. Ванслова, Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.А. Дмитриевой, Е.И. Игнатьева, М.С. Кагана, В.С. Кузина, Т.С. Комаровой, В.К. Лебедко, Л.В. Леонтьева, Б.Т. Лихачева, Б.Ф. Ломова, С.П. Ломова, Б.Г. Лукьянова, А.Р. Лурия, Л.Г. Медведева, М.Ф. Овсянникова, Н.Н. Ростовцева, С.А. Рубинштейна, В.К. Скатерщикова, В.А. Сластенина, А.С. Хворостова, Н.К. Шабанова, В.Д. Шадрикова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.П. Яшухина и др.; государственные постановления и директивные документы в области народного образования.
Цель исследования – разработка и научное обоснование методики художественно-эстетического образования учащихся учреждений дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства;
- разработка технологий художественного образования и эстетического воспитания учащихся в системе дополнительного образования (на примере обучающей программы по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, наиболее развитых в традициях Донского края).
Задачи исследования:
дать краткий анализ литературы по существующей проблеме;
определить теоретические основы эстетического воспитания и художественного образования учащихся средствами декоративно-прикладного искусства;
проанализировать и обобщить опыт работы педагогов, диссертанта по существующему вопросу;
проанализировать современное состояние обучения учащихся декоративно-прикладному искусству;
разработать и экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы художественного образования и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства;
разработать содержание и технологию обучения учащихся декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования;
опираясь на результаты исследования, разработать интегрированный курс по развитию декоративно-прикладного творчества как личностно-развивающую научно-методическую систему.
Анализ научной и специальной литературы, а также практической педагогической деятельности позволили сформулировать гипотезу исследования, которая заключается в предположении, что педагогическое обоснование эффективной методики художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования средствами декоративно-прикладного искусства предполагает следующие условия:
раскрытие роли декоративно-прикладного искусства в современной теории и практике художественно-эстетического воспитания при выделении регионального компонента образования;
ориентация процесса художественно-творческого и нравственно-эстетического развития учащихся на ведущие положения и стратегическую программу развития непрерывного художественного образования;
разработку результативной системы обучения декоративно-прикладному искусству с использованием средства обеспечения обучающих, развивающих и воспитывающих процессов на занятиях декоративно-прикладного искусства (ТСО, наглядные пособия, технологические карты и т.д.);
построение процесса художественного образования и эстетического воспитания на принципах личностно-ориентированной, культуросообразной, интегративной модели;
учет возрастных и индивидуальных особенностей, закономерностей художественно-творческого развития учащихся;
ориентация педагогических развивающих технологий на качество художественного образования и эстетического воспитания учащихся;
использование методической системы в практической работе на занятиях декоративно-прикладного искусства;
практическое освоение декоративно-прикладного искусства будет базироваться на теоретическом знании и практическом освоении таких художественных дисциплин, как изобразительное искусство, рисунок, живопись, композиция и т.д.;
обучение декоративно-прикладному искусству ориентировано на повышение качества художественного образования и эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования и рассматривается как процесс, средство и результат художественно-творческого и нравственно-эстетического развития, приобщения к национальной и мировой культуре.
Экспериментальная проверка общей гипотезы исследования осуществлялась нами в процессе работы в качестве руководителя педагогической практики студентов художественно-графического факультета и факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО МГПУ, а также в 21 общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования детей разного типа в территориях России (гг. Москва, Ростов-на-Дону, Карачаевск, Краснодар, Владимир, Воронеж, Салехард и др.).
Опытно-экспериментальная работа продолжалась более 28 лет (с 1981 по 2010) и позволила нам проследить использование разработанных нами технологий проведения занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством в различных педагогических условиях, сопоставить полученные результаты, подвергнуть их неоднократной проверке.
Методы исследования:
анализ и обобщение научных, философских, искусствоведческих, психолого-педагогических, методических трудов и монографических работ по проблеме исследования;
изучение исторических архивных документов, всесторонний разбор диссертационных исследований, периодических изданий;
анализ образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, учебных планов и программ по изобразительному и декоративно-прикладному искусству средних общеобразовательных школ ( в том числе СОШ с углубленным изучением изобразительного искусства), учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, определяющих содержание дополнительного образования в сфере эстетического воспитания и художественного образования;
изучение и обобщение практического опыта зарубежной и отечественной
художественной педагогики по проблеме художественного образования и эстетического воспитания;
комплекс методов эмпирического исследования: педагогические
наблюдения за учебно-творческой и учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе практических занятий по декоративно-прикладному искусству, беседы, анкетирование, тестирование и опрос учителей изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования;
методы сравнительного анализа: художественно-педагогический анализ учебно-творческой деятельности учащихся (наброски, зарисовки, рисунки,
этюды, композиционные поиски, эскизы), учебных и творческих работ учащихся по дисциплинам изобразительного комплекса, анализ дипломных работ выпускников художественных школ по декоративно-прикладному искусству;
целенаправленное наблюдение за поведением и процессом работы учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству и другим специальным предметам;
изучение педагогического опыта преподавателей художественных школ, студий, работающих в области декоративно-прикладного искусства;
анализ крупнейших международных, зарубежных, республиканских и всероссийских художественных выставок последних лет, отчётных выставок детского творчества;
моделирование методической системы, организация опытно-экспериментальной работы по декоративно-прикладному искусству в условиях учреждений дополнительного образования (констатирующий, поисковый, формирующий, сравнительный эксперимент), экспериментальное обучение по разработанной системе;
количественные методы математической и статистической обработки результатов эксперимента, внедрение результатов исследования в практику;
творческая работа в области, анализ творческого опыта и его результатов (самоанализ собственной творческой, выставочной и педагогической деятельности).
Организация исследования: в работе использован более 41-летний опыт педагогической деятельности автора, в том числе учителя начальных классов, рисования и пения сельской школы, воспитателя групп продленного дня СШ № 35, учителя рисования СШ №№ 57, 4, 36, учителя начальных классов СШ № 72 г. Ростова-на-Дону, 16-летний (1980-1996) опыт в качестве педагога детской художественной школы – Центра эстетического воспитания, художественной школы им. Чиненовых, Дворца творчества детей и молодежи, педагогического колледжа № 10 г. Ростова-на-Дону; педагогического колледжа № 16, Центра образования № 504 «Полюс», трех художественных школах г. Москвы. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапах. Учебный эксперимент проводился в течение 14 лет.
Основные результаты исследования внедрены в учебный процесс кафедр декоративного искусства, ИЗО, черчения, дизайна и методики их преподавания, факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО МГПУ и других педагогических вузов, в практику работы ряда общеобразовательных, художественных школ (ХШ САО, Краснопресненской ХШ г. Москвы, ХШ им. Чиненовых), Дворца творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, Центра образования № 504 «Полюс» г. Москвы и изостудий. Работа в целом и отдельные ее
фрагменты могут быть использованы в практике углубленного эстетического образования и воспитания эстетической культуры, художественного образования учащихся в гимназиях, лицеях, колледжах гуманитарной направленности, в лекциях и практических занятиях преподавателей ВУЗов, в системе повышения квалификации педагогических и культурно-просветительских кадров по эстетическому воспитанию и художественному образованию молодежи. Результаты исследования в виде учебных пособий и методических рекомендаций по художественному образованию и эстетическому воспитанию средствами декоративно-прикладного искусства, научно-методических статей и тезисов докладов открыты для широкого внедрения в учебный процесс различных художественных и педагогических учебных заведений.
Этапы исследования:
На первом этапе (1981-1991 г.г.). Поисково-ознакомительный. Изучались проблемы преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школе и в учреждениях дополнительного образования г. Ростова-на-Дону и Ростовской обл. Работа в качестве ассистента, старшего преподавателя кафедры черчения и труда, кафедры декоративно-прикладного искусства и проектной графики художественно-графического факультета РГПИ.
На втором этапе (1991-1996 г.г.) Завершение и защита кандидатской диссертации на тему: «Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе» (под научным руководством Академика РАО, д.п.н., профессора Е.В. Бондаревской).
На третьем этапе (1996-2001 г.г.) Анализировались литературные источники, осуществлялось изучение состояния проблемы, степени ее разработанности, определялась методология исследования, разрабатывалась ее методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи, методы исследования. Изучалось состояние художественно-эстетического воспитания в современной школе.
На четвертом этапе (2001-2008 г.г.) Диссертантом проводились практические и теоретические занятия в детской художественной школе – Центре эстетического воспитания, на кафедре декоративного искусства факультета изобразительных искусств, руководство дипломными работами, аспирантами, уточнялись теоретические позиции, определялось содержание опытно-экспериментальной работы, проводилась экспериментальная проверка содержания обучения декоративно-прикладному искусству во внешкольных учреждениях. Определялась база, проверялись эффективные педагогические средства обучения, активизирующие умения и навыки обучающихся во время занятий декоративно-прикладным искусством.
На пятом этапе (2008-2010 г.г.) Осуществлялись анализ и обобщение полученного исследовательского материала, проверялась, уточнялась интегрированная модель сравнение контрольных и экспериментальных групп) обучения декоративно-прикладному искусству учащихся учреждений дополнительного образования, разработка методических и наглядных пособий. Проводилась теоретическая работа по оформлению результатов исследования в виде докторской диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в следующем:
- разработаны, экспериментально проверены и научно обоснованы пути и методы художественно-эстетического воспитания детей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования;
- рассмотрены, обобщены и систематизированы оригинальные материалы о народном декоративно-прикладном искусстве Ростовской области;
- определено значение дополнительного образования в приобщении учащихся к народному декоративно-прикладному искусству;
- уточнены и систематизированы виды (типы) орнаментов и их разновидности;
- создана концептуальная система обучения декоративно-прикладному искусству;
- в рабочую практику и методику преподавания декоративно-прикладного искусства введён системный подход, содействующий развитию изобразительных и творческих способностей испытуемых и позволяющий по-новому решить проблему;
- изучены закономерности обучения декоративно-прикладному искусству, выявлены средства декоративно-прикладного искусства, методологические условия, пути и методы педагогических воздействий, которые дают возможность организовать процесс целенаправленного художественного образования и эстетического воспитания учащихся в неразрывной связи с другими задачами обучения изобразительной грамоте и развития творческих способностей учащихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству;
- разработана, проверена на практике и внедрена в учебный процесс методическая система художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства, построенная на связи искусства, в том числе народного искусства, психологии и педагогики, разработаны и апробированы технологии и условия, определяющие реализацию данной системы на протяжении всего обучения;
- даны практические рекомендации по совершенствованию процесса художественного образования и эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
В настоящем исследовании поставлена и решена крупная актуальная научная проблема художественного образования и эстетического воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства. Данное исследование имеет важное социально-культурное значение. Теоретические положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, создают предпосылки для научно-педагогического обеспечения.
Практическая значимость исследования состоит в том, что они были внедрены в учебный процесс кафедр декоративного искусства, ИЗО, черчения, дизайна и методики их преподавания, живописи и композиции факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО МГПУ и других педагогических вузов, в практику работы ряда общеобразовательных, художественных школ и изостудий. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителями начальных классов, изобразительного искусства, художественного труда, для создания программ, методических разработок по декоративно-прикладному искусству, педагогами дополнительного образования в проведении занятий по различным видам декоративно-прикладного искусства, в проведении интегрированных занятий, в системе профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства, бакалавра художественного образования, магистра художественного образования, для изучения смежных научно-педагогических проблем обучения студентов различным видам декоративно-прикладного искусства, при разработке учебных программ и создании учебных пособий. Работа в целом и отдельные ее фрагменты могут быть использованы в практике углубленного эстетического образования и воспитания эстетической культуры, художественного образования учащихся в гимназиях, лицеях, колледжах гуманитарной направленности, в лекциях и практических занятиях преподавателей ВУЗов, в системе повышения квалификации педагогических и культурно-просветительских кадров по эстетическому воспитанию и художественному образованию молодежи.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений, подтверждённых практикой; применением системы методов, адекватных проблеме, целям, задачам и логике исследования; разнообразием документальных и литературных данных, подтверждающих принципиальные положения и выводы диссертации; длительностью временных рамок экспериментальной проверки предложенной методической системы; широкой системой апробации и внедрения основных положений исследования в практику педвузов, педучилищ и школ; всесторонним анализом материалов исследования и объективным анализом полученных результатов; многолетней педагогической и творческой работой автора, многолетней (41год) экспериментально-учебной работой с детьми, а также аспирантами в системе художественного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Апробация результатов исследования осуществлялась (обсуждалась) в сообщениях и докладах по вопросам эстетического воспитания и художественного образования и получила одобрение на международных конференциях в городах Москве (2006, 2007, 2008, 2009 гг.), Ростове-на-Дону (1998, 1999, 2000, 2004 гг.), Санкт-Петербурге (2001, 2004, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), Курске (2000 г.), Магнитогорске (2008 г.), Хабаровске (2007, 2009 гг.), Воронеже (2003 г.), Липецке (2002 г.), Стара Загора (Болгария - 2008 г.); на всероссийских конференциях в городах Екатеринбург (2007 г.), Ростове-на-Дону (1993, 1994, 1999, 2000, 2001 гг.), Карачаевске (2000 г.), Курске (2000 г.), Магнитогорске (2002, 2006, 2008, 2009 гг.), Москве (2002, 2003, 2006, гг.), Смоленске (2002 г.), Воронеже (2003, 2004 гг.); Уфе (2010), на региональных конференция в городах Краснодаре (1996 г.), Ростове-на-Дону, Тамбове (1997 г.), Тюмени (2006 г.), Чебоксарах (2002 г.), Ставрополе (2002 г.); выступления, сообщения и доклады на научно-практических конференциях, организованных Минобрнауки РФ, Московским педагогическим государственным университетом, ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» и другими ВУЗами.
Результаты работы регулярно обсуждались на заседаниях кафедр декоративного искусства, ИЗО, черчения, дизайна и методики их преподавания, живописи и композиции ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» и успешно используются преподавателями факультета изобразительных искусств ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», педагогами дополнительного образования художественных школ (ХШ САО, Краснопресненская ХШ), Центра образования № 504 «Полюс» г. Москвы.
Основное содержание и материалы исследования опубликованы в двух монографиях, двух учебных пособиях и других публикациях общим объёмом свыше 85 п.л.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Концептуальные подходы к новому содержанию художественно-эстетического образования и их практическая реализация в учебно-методическом комплексе по декоративно-прикладному искусству для учреждений дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности, а также монография «Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе».
-
Эффективность содержания обучения декоративно-прикладному искусству в учреждениях дополнительного образования художественно-эстетической направленности определяется культорологическим подходом – выделением в качестве специфического предмета изучения народной культуры, деятельностным подходом – включением в содержание занятий разнообразных видов декоративно-прикладной деятельности (художественная роспись ткани, художественное ручное ткачество, керамика, бисероплетение, вышивка, аппликация и др.), включением в содержание творческих способностей, необходимых для создания ценностей народной культуры, учетом возрастных особенностей, индивидуальных интересов и способностей учащихся, постепенным усложнением теоретического содержания и практической деятельности учащихся; реализацией принципов природосообразности и личностного подхода.
-
Декоративно-прикладное искусство является важнейшим компонентом освоения школьниками художественной культуры, возможности которого состоят в приобщении учащихся к национальной и региональной культуре и ремеслам, развитии их художественно-прикладных способностей и умений, воспитание ориентации на творческую деятельность.
-
Опытная проверка экспериментального варианта методической модели курса, который предусматривает три взаимосвязанных этапа обучения декоративно-прикладному искусству: ознакомительный, этап декоративно-игрового творчества и этап декоративно-прикладного творчества, указывает на педагогическую целесообразность ее использования в учреждениях дополнительного образования.
-
Авторские технологии обучения декоративно-прикладному искусству, особенностью которых является организация занятий в специально созданной предметной среде, в разновозрастных группах, свобода выбора видов художественно-творческой деятельности, проблемный (задачный) подход, осуществляемый с учетом интересов учащихся, интегративность, профессиональная направленность, обеспечивают высокую результативность художественно-эстетической, декоративно-прикладной деятельности и развития учащихся.
-
Теоретическое и методическое обоснование комплексной методической системы.
-
Квалификационные характеристики выявленных, разработанных и систематизированных видов декоративно-прикладного искусства и его разновидностей, никакой иной вид изобразительного искусства не может соперничать с декоративно-прикладным искусством не только по наличию огромного количества видов, материалов и техник, но и по силе колоссального воздействия этих видов на личность обучаемого.
-
Критерии оценки качества освоения техник декоративно-прикладного искусства в процессе художественно-творческой деятельности.
-
Научно-методическое обоснование содержания и структуры основных направлений художественно-эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства.
Объем и структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Историко-педагогический анализ этапов развития и становления художественного образования
Для определения значимости декоративно-прикладного искусства, как неотъемлемой части отечественной и мировой культуры, как средства художественного образования и эстетического воспитания, необходимо проанализировать работы ряда авторов, которые в своих исследованиях рассматривают феномен культуры. Глубокое изучение проблемы исследования предполагает обязательный теоретический анализ трех важнейших ее аспектов: философского, психологического и педагогического. Первые два связаны с выяснением природы: и специфики эстетического воспитания, художественного образования, познания; содержания образования и т.п.
При рассмотрении проблемы необходимо показать, что художественное образование -«это процесс усвоенияізнаний и навыков в области искусствам определенной системе» [23, с. 666]. Художественное образование - это подготовка обучающегося к занятию художественным творчеством, в том числе и профессиональным. В систему художественного образования входят, высшие учебные заведения, к которым относятся академии,- университеты, институты, средние специальные учебные заведения (художественные училища, училища искусств), детские художественные школы, школы искусств, дворцы творчества детей m молодежи и др. Во всей системе художественного образования мы рассматриваем детские художественные школы, школы искусств, дворцы, творчества детей и молодежи и др. Педагогический аспект проблемы предполагает в процессе художественного образования изучение и описание условий, методов и средств формирования творческих способностей, трудовых навыков и т.п.
Изучение проблемы невозможно без обращения к теории прошлого.
Изучение научных трудов, рассматриваемых художественное образование как системный подход, показывает, что в Древней Руси оно основывалось на концепции церковно-христианских верований. Эстетическое воспитание и художественное образование Древней Руси осуществлялось через песни, сказания, былины, ремесла, участие в обрядах, общение с природой. Дальнейшее развитие художественного образования получило в период правления Ивана Грозного. Во 2-й половине XVI начале XVII в.в. им были приглашены западно-европейские художники. Как отмечает Штеллинг, в период правления Лжедмитрия, в Россию были приглашены художники из Германии и Польши.
Значительные изменения, в» области художественного образования и .культуры произошли в России конца ХУП — первой четверти XVIII века благодаря крупнейшему политическому деятелю — Петру І. В начале XVIII века происходит активное развитие Русского государства. По инициативе Петра I открываются школы, университеты. Важную роль в развитии этой эпохи внесли М.В1 Ломоносов, И. Бецкой, Н.И: Новиков. В этот период философско-мировоззренческое направление художественного образования основывается на культуросообразующих принципах формирования нового эстетического идеала, использовании художественного ремесла в подготовке различного рода профессий. В" это время заіоіадьіваются одновременно основы государственной системы общего и специального образования. Наряду с другими предметами изучается искусство. Оно осваивается как практически, так и теоретически. В просветительских реформах Петра I говорится о необходимости изучения среди других наук «знаменования и живописи», которые по случаю могут полезны и нужны быть; знаменование же во всех ремеслах есть нужно» [334, с. 118].
Преобразования Петра І в области культуры и искусства были продолжены Екатериной П.. Изучение искусства было обязательным наряду с другими науками. В уставе Воспитательного общества благородных девиц (царствование Екатерины II) читаем «... а в художествах наставлять-рисованию и миниатюре, шитье всякого рода, вязание и плетение шелковое, нитяное, шерстяное и бумажное» [334, с. 135].
В уставе Шляхетского сухопутного кадетского корпуса сказано о необходимости «изучения рисования, живописи, гравирования, изваяния, делания статуй» [334, с. 142]. В 1748 г. в Российской Академии наук и художеств придворным советником Штеллиным были введены лепка и ваяние. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения; уставом которого в 1804 г. рисование вводится в уездные училища и; гимназии. Эстетическое воспитание и художественное образование в XVII-XVIII в.в. становится составной частью развития личности.
Рассматриваяявление-культуры в общем ее контексте, можно выделить: эстетическую, художественную, нравственную, идеологическую и, другую-культуру. Попытаемся охарактеризовать эстетическую и художественную; культуру в контексте культуры. И; Кант рассматривал.культуру в комплексен
К ней он относил науку ш искусство; труд,, воспитание и самовоспитание; Кант считал, что культура—- это цель.человеческого рода; которая стремится стать выше природы с помощью науки; искусства; труда и досуга.. И; Кант: является одним из основоположниковьвопросов эстетического воспитания и художественного образования.
Ф. Гегель утверждал, что цивилизованными, культурными следовало называть таких людей, «которые в состоянии сделать все, что делают другие» [98, с. 216].
В. обосновании концепции РГ. Канта;,И. Фихте, Ф. Шиллера, Ф. Гегеля показано, что в искусстве в равной степени сплавлено эмоциональное и интеллектуальное, содержание, это единство реальности физической и духовной. Такая природа искусства; по мнению/ немецких теоретиков, в большей степени, чем: другие формы творческой деятельности, оказывается близка самой природе человека. Ведь природное и духовное, эмоциональное и интеллектуальное тоже находятся в единстве [148, с. 35]. Идеи развития искусства, эстетической культуры как средства развития личности рассматривались не только И. Кантом, И. Фихте, Ф. Гегелем, но и другими философами. Ф. Шиллер впервые употребляет термин «эстетическое воспитание». Он рассматривал эстетическое воспитание не только как формирование способности понимать искусство, но и формирование с его помощью целостного человека.
О необходимости изучения искусства всех эпох для духовного становления человека высказывался Ф. Гегель в своих трудах. Он писал, что «совершенство и великолепие этих шедевров должны стать духовной купелью, светским крещением, придающим душе первые и остающиеся навсегда основные тона и краски во вкусе и науке. Для такого посвящения недостаточно общего внешнего знакомства с древними, мы должны сжиться с ними, впитать в себя их воздух, их представления, их нравы и даже, если угодно, их заблуждения и предрассудки и чувствовать себя как дома в этом мире, лучшем из тех, что были, ... тот, кто не знал произведений древних, жил, не зная красоты» [97, с. 402]. В произведениях древних Ф. Гегель видел самую благодатную пищу для души в самой благородной форме — «золотые яблоки в серебряных чашах» [88, с. 59].
В 1825 г. по инициативе графа С.Г. Строганова основывается училище технического рисования, в котором открывается отделение подготовки учителей рисования для общеобразовательных школ. В 1832 году при художественном обществе в Москве организовывается художественный кружок. После переименования кружка в Училище ваяния и зодчества в 1865 году к нему присоединили Архитектурную школу.
В XVIII-XIX в.в. рисование стало активно внедряться в число школьных предметов, но его содержание (хотя и в значительно меньших объемах) придерживалось тех же принципов, которые существовали в академических учебных заведениях, предназначенных для подготовки с малолетства профессиональных художников; В то же время внеклассная работа, как форма организации детей, способствующая их нравственному воспитанию и творческому развитию в дореволюционной России. Была ограничена.
К XX веку эстетическое воспитание в России выделяется в самостоятельную область воспитания. Определяются содержание и пути его осуществления «в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педагогической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи» [217, с. 11]. В послереволюционное время создаются Государственные свободные художественные учебные мастерские в Петрограде, Казани, Воронеже, Астрахани, Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Харькове, Уфе. Новым направлением отечественной педагогики стало привлечение детей к внеурочной деятельности для развития творческих способностей.
Обоснование экспериментального исследования эстетического воспитания и художественного образования учащихся в процессе декоративно-прикладной деятельности (критерии оценки детских работ)
Основываясь на научных исследованиях в области эстетического воспитания и художественного образования, мы считаем, что эта проблема требует дальнейшего исследования, в связи с новыми открытиями в историко-этнографической сфере, появлением новых современных технологий декоративно-прикладного искусства, а также необходимости подготовки школьников, к собственной жизнедеятельности в новых общественно-экономических условиях, постоянно развивающемся современном обществе. Инновационные тенденции, художественного образования- в сфере мирового образовательного пространства позволяют формировать теорию и методику обучения учащихся декоративно-прикладному искусству с учетом изменяющихся, условий образовательного пространства. Успешному решению проблемы призваны способствовать новые образовательные стандарты, которые предусматривают обязательное и дополнительное образование детей и взрослых. Целью образования является «возрождение интеллектуального духовного и творческого потенциала нации, воспитание свободных граждан с развитыми интеллектуальными способностями, творческим- отношением к миру, чувством личной ответственности и моральности, способных к преобразовательной продуктивной деятельности и жизнетворчеству» [232, с. 19]. Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.
В.В. Краевский, И.Я. Лернер цель образования- представляют как «...разностороннее формирование духовного мира личности, включающее высокий уровень образования и культуры — профессионально-трудовой, научной, социально-политической и правовой, нравственной и эстетической» [232, с. 10]. B.C. Леднев содержание образования определяет как «содержание процесса прогрессивных изменений свойств и качеств личности, необходимым условием чего является особым образом организованная деятельность. Кроме того, содержание образования — это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека».
Для обоснования экспериментального исследования, эстетического воспитания и художественно образования учащихся в процессе декоративно-прикладной деятельности на третьем.и четвертом этапах исследования (1996-2008 г.г.) диссертантом анализировались литературные источники, осуществлялось изучение состояния проблемы, степени ее разработанности, определялась методология исследования, разрабатывалась ее методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи, методы исследования. Изучалось состояние художественно-эстетического воспитания в современной школе, художественного образования и эстетического воспитания учащихся в образовательных учреждениях и в системе дополнительного образования детей.
Диссертантом проводились практические и теоретические занятия в детской художественной школе — Центре эстетического воспитания, Центре образования № 504 «Полюс», на кафедре декоративного искусства факультета изобразительных искусств, руководство дипломными работами, аспирантами, уточнялись теоретические позиции, определялись подготовка и содержание опытно-экспериментальной работы, проводилась экспериментальная проверка содержания обучения декоративно-прикладному искусству во внешкольных учреждениях. Определялась база, проверялись эффективные педагогические средства обучения, активизирующие умения и навыки обучающихся во время занятий декоративно-прикладным искусством, осуществлялись конструирование общих подходов к разработке теоретической модели организационно-педагогического обеспечения условий в процессе освоения основ декоративно-прикладного искусства, накопление эмпирического материала, определение и уточнение методики организации опытно-экспериментальной работы.
Наши наблюдения образовательной, ситуации в Ростовской области, г. Москве и других регионах России показывают, что художественно-образовательная, искусствоведческая деятельность во внеклассной работе занимает пока минимальное место и в городе, и в сельской местности. Существующие художественные школы, студии, кружки в основном ориентированы на развитие творческих задатков. В такие кружки принимают детей с определенными художественными способностями. Что же делать ребенку, который не умеет рисовать? Изучение и практическое освоение всех видов искусства в детской художественной школе не требует от детей такой природной предрасположенности.
Для выявления уровня продуктивности были использованы ряд факторов, выявляющих качество образовательного процесса: содержание учебного материала и уровень учебной подготовки. Педагогический мониторинг как система качественного контроля позволяет проводить анализ в трех параметрах: диагностирование, прогнозирование и проектирование.
На этапе формирующего эксперимента апробированы некоторые вариативные модели организации занятий по керамике, росписи ткани, ручного ткачества с целью выявления творческого потенциала, возможностей включения творческого саморазвития учеников, повышения их интереса к изучаемым видам декоративно-прикладного искусства. Прежде всего, это самостоятельные творческие работы, в которых в наибольшей степени присутствует креативность.
Освоение основ различных видов декоративно-прикладного искусства, его влияние на развитие художественно-творческих способностей учащихся, художественно-эстетическое образование проводилось методом сопоставления данных в экспериментальных и контрольных условиях.
Цель эксперимента: выявить влияние изучения различных видов декоративно-прикладного искусства на развитие художественно-творческих способностей учащихся.
Задачи данного эксперимента:
- выявить уровень (степень развития) исследуемых качеств учащихся до начала проведения обучающего эксперимента, т.е. исходный их уровень);
- повышение роли идейно-нравственного; художественного, эстетического воспитания средствами искусства;
- развитие художественных и творческих способностей, образного мышления учащихся;
- развитие художественного восприятия, эстетических чувств;
- формирование творческого подхода к художественно - практической деятельности;
- проследить формирование исследуемых художественно-творческих способностей в процессе учебной деятельности в обычных условиях в контрольной группе и в экспериментальной группе в процессе изучения.
Процесс обучения учащихся различным видам декоративно-прикладного искусства, направлен на:
- овладение знаниями построения декоративной композиции одного из изучаемых видов декоративно-прикладного искусства и способами их применения в изучении других видов декоративно-прикладного искусства;
- психологическое развитие личности;
- овладение технологиями- различных видов декоративно-прикладного искусства в традициях народного творчества, этнокультурного наследия;
- использование традиционных народных мотивов в собственных творческих работах.
Методическая модель обучения ДЛИ учащихся учреждений дополнительного образования
Опираясь на результаты исследования, нами был разработан интегрированный курс по развитию декоративно-прикладного творчества как личностно-развивающей научно-методической системы. Декоративно-прикладное искусство неразрывно связано с жизнью человека. Его изделия должны удовлетворять практические и эстетические потребности людей. Основное направление занятий с детьми - это их обучение, воспитание, развитие и образование, создание всех условий для овладения основами изобразительной грамоты, художественными средствами декоративно-прикладного искусства, композицией плоскости, колористической композицией. Дети увлеченно выполняют задания на свободные темы, которые дают возможность наблюдать за индивидуальными особенностями ребенка, проводить, индивидуальную1 работу. При этом- учитываются, не. только возрастные особенности, интересы, и склонности учащихся, но и умелое руководство и творческая увлеченность самого преподавателя . Такое руководство возможно тогда, когда преподаватель знает программное содержание материала и методику обучения, имеет необходимую теоретическую и практическую подготовку в- области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Педагог сам должен обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, талантом, ибо нет такой сферы человеческой деятельности, где талант играет такую важную роль, как в сфере образования. Лишь талантливый педагог, обладающий даром воспитания, будет уважать в ребенке его индивидуальность. Любовь к искусству, потребность в искусстве проявляются чуть ли не с рождения ребенка. Надо только не дать им исчезнуть, а наоборот, способствовать их развитию. Надо помочь ребенку понять прекрасное во всей его полноте, умело развивать художественно-творческий потенциал ребенка. И в этом огромна роль дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и семьи. Наша задача - помочь ребенку узнать мир во всей его сложности и красоте, исследовать его и овладеть мастерством его изображения. И главное - сохранить тягу каждого ребенка к творчеству. Неважно, станет ли он, когда вырастет, художником-профессионалом. Избрав любую иную профессию, он будет любить и понимать искусство. Придя в музей, на выставку, он будет смотреть на работы художников глазами человека, понимающего, знающего особенности каждого из видов искусства, сможет оценить их. Его вкус будет художественно развит, мир чувств широк. Такой человек сумеет требовательно относиться к творчеству, художников-профессионалов.
Одним из условий и средством эффективности эстетического воспитания и художественного образования учащихся в учреждениях дополнительного образования является методическая модель обучения, разработанная автором. В связи с тем, что зачастую во многих учебно-методических источниках отсутствуют исторические сведения о возникновении и развитии изучаемых видові декоративно-прикладного искусства, методических рекомендаций по их изготовлению, художественному оформлению, автором рассматриваются: краткие исторические сведения по истории возникновения1 и развития изучаемых видов декоративно-прикладного искусства; композиция в декоративно-прикладном искусстве; орнаменты и закономерности их построения; предлагается подробное описание технологий изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, новые технологии, разработанные автором.
На протяжении всего периода обучения декоративно-прикладному искусству особое внимание уделяется изучению учащимися композиции в этом виде искусства. В исследованиях В.В. Давыдова, показано, что учащиеся младшей возрастной группы «осваивают композицию как общий способ построения художественного образа»Г В связи с этим, учащиеся «овладевают действиями составления, соединения, установления отношений (связей) как между различными изображениями (предметов, существ, явлений), так и между элементами и частями этих изображений, реализованных в очертаниях, цвете, форме...» [53, с. 80]. При помощи преподавателя учащиеся в своей художественно-творческой деятельности усваивают знания по композиционному равновесию (симметрия, асимметрия, ритм и др.), понятия динамики и статики в композиции, знания орнаментальных композиций, т.к. многие произведения народного декоративно-прикладного искусства представляют собой орнаментальные композиции (вышивки, кружева, ковры и др.). Во время ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства и их анализа, раскрывая изобразительные особенности и выразительные средства этих произведений, учащиеся мысленно следуют по пути создания произведения автором, что дает им возможность осваивать внутренние законы последовательности построения декоративной композиции, формировать представления об отношениях (взаимосвязи и зависимости) цвета, формы, ритма, декора и пр. В.В. Давыдов отмечает, что «особенно велики здесь возможности произведений декоративно-прикладного искусства, так как истоки выразительности художественно-выразительной формы исторически сложились именно в нем» [53, с. 81]..
Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Организуя художественно-творческую деятельность по композиции в декоративно-прикладном искусстве, мы акцентируем внимание детей на создании устойчивого зрительного равновесия всех ее компонентов в разных направлениях: вверх и вниз, вправо и влево, по диагоналям (если речь идет о композиции в квадрате или прямоугольнике). Сосредоточение внимания на отдельном предмете, как доминанте всей композиции и восприятия остального только по: отношению к нему, видение в целом, без выделения отдельного предмета. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного — это единый ансамбль. При ритмической организации плоскости. второстепенные (мелкие) элементы подчиняются основным (крупным), утрачивая свою самостоятельность.
Материальная основа декоративно прикладного искусства (глина, ткань, дерево, пряжа, нитки, кожа и др.) значительно влияет на решение его композиции. Композиционные особенности вышивки, ковроткачества, аппликации из природных материалов, бумаги, ткани, росписи ткани и др. зависят, прежде всего, от: материала и техники выполнения замысла автора. Все эти материалы имеют свои физические, механические и другие свойства и особенности, структуру, цвет. Для того, чтобы успешно заниматься декоративно-прикладной деятельностью; ученик должен изучить свойства и эстетические качества различных материалов... Необходимо продумывать композицию изображения; и фона, больших и малых форм, ритма; силуэта, цветовых соотношений.. Это способствует эстетическому развитию: детет В процессе художественной обработки глины, тканей и других материалов учащимся необходимо придерживаться; основного принципа: декоративно-прикладного искусства,- согласованности эстетического?с утилитарным. Дети узнают, что в декоративно-прикладном; искусстве декор (украшение)- всегда прочно связан с предметом: Самый простой геометрический орнамент расположен по форме и подчинен- ей. В декоративно-прикладном; искусстве форма предмета и художественное оформление никогда не мешали его назначению Известный; исследователь декоративно-прикладного искусства Салтыков А.Б. писал, что «вещи, в которых назначение, форма;.материал и-цвет естественно .дополняют друг друга и составляют одно органическое художественное целое, отличаются благородной красотой» [36, с. 26]. В подлинном художественном произведении декоративно-прикладного искусства, большом или малом, все должно быть согласовано и связано между собой: назначение, конструкция, форма, материал, цвет, декор -объединяется замыслом.
Каждый из художественных материалов обладает своими особыми физическими свойствами и внешним видом, а, значит, имеет и свои выразительные возможности, что всегда используется в создании декоративных композиций. Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, связывание, соединение частей, внутренняя организация произведения: соединение всех его компонентов в единое целое. Композиция - важнейшее организующее художественной формы, придающее произведению единство и цельность, соподчиняющее его элементы друг другу и целому.
Начиная изучать техники различных видов декоративно-прикладного искусства, необходимо знать о выразительных средствах, закономерностях, общих для всех видов искусств; Выразительными средствами композиции в декоративно-прикладном искусстве являются линия, точка, пятно, цвет, фактура, форма, ритм, силуэт и др. Эти средства также являются и элементами композиции.
Технологии декоративно-прикладного искусства в становлении познавательно-эстетической деятельности учащихся
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Еще не так давно решение этих задач при традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий, не представлялось возможным. Процесс обучения современного человека носит непрерывный характер. Система непрерывного образования сегодня является насущной потребностью. В свое время Г. Песталоцци писал, что его ученики будут узнавать новое не от него, а будут открывать это новее сами. «Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Любые технологии, в том числе и педагогические, сами по себе не могут гарантировать успех. Необходимо органичное соединение ведущих технологий и личности педагога.
Термин «педагогические технологии» в последнее время широко используются в педагогической науке. Рассматривая трактовку понятия «педагогические технологии» мы находим:
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель).
Технологии обучения «система средств, используемых в этом процессе, и способы их реализации: ... учить технологично- — учить воспроизводимо, надежно, достигая намеченных целей» В.И. Данильчук, Ф.К. Савина [131, с. 3].
Образовательная технология — это «система формирования смыслового поля в профессиональном воспитании учителя на основе двух философских категорий — бытие и диалог, осмысленных в русле вероятностно-ориентированной философии, русской традиции» (О.А. Леонова) [131, с. 30]. О.А. Леонова выделяет понятие «образовательная технология» как основной фундаментальный результат педагогической деятельности.
Конструируя технологии обучения, мы использовали также поэтапное овладение детьми психомоторными навыками, которые «...существенным образом сказываются на научении детей» [138, с. 235]. Ключевые аспекты обучения на примере изготовления гобелена мы рассматривали с позиций графика обучения психомоторным навыкам Э. Стоунса. В отличие от обучения психомоторным навыкам обучение ручному художественному ткачеству предполагает подготовку учащимися эскиза, представляющего собой алгоритм предстоящей художественно-практической деятельности.
A. Предактиеная фаза
1. Осуществляется анализ целей занятий. Для этого мы рассматриваем необходимые инструменты и материалы по изготовлению гобелена (ткацкий станок, колотушка, нити для основы, пряжа для ткачества или лоскутки ткани, ремизы, цина для смены нитей основы).
2. Выполненный эскиз показывает наличный уровень творческих умений учащихся: композиционного, колористического, цветового решения; характер их мыслительной активности.
B. Фаза взаимодействия
3. С помощью объяснения и показа мы раскрываем задачи будущей работы. Начинаем работу с более простого вида ткачества (гладкое, полотняное переплетение).
4. Уточняются соподчиненные навыки — умение выполнять «паласное соединение», а также полуторный, двойной ковровые узлы.
5. Учащиеся подключаются к выполнению описанных выше способов ткачества, используя знание схем и соподчиненные навыки творческой деятельности. Они выходят на выполнение гладкого — как простейшего вида ткачества, либо выполнение с использованием более сложного вида — смешанной техники ткачества.
6. Руководство действиями учащихся: обратить их внимание на чередование направления нитей утка влево-вправо.
7. Руководство действиями учащихся по осуществлению перехода от одного вида ткачества к другому, более сложному. В местах ткачества, вызывающих затруднения (соединения цветовых границ, выполнение «выступов», «впадин») используется метод противопоставления.
8. Учащиеся постепенно переходят к самостоятельной практической художественно-творческой деятельности, что способствует формированию направленного самоконтроля действий.
9. Путем индивидуального, диалогового общения учителя и ученика осуществляется обратная связь.
10. Упорядочивание практической художественно-творческой деятельности путем многократных повторений приемов ткачества гарантирует закрепление нового навыка.
С. Оценивание
11. Путем анализа и общего просмотра изготовленных гобеленов осуществляется оценка уровня освоения этого вида деятельности.
Во время занятий художественно-творческой деятельностью учащихся, практического освоения ими различных видов декоративно-прикладного искусства решаются следующие учебные и воспитательно-развивающие цели:
- формирование представления о красоте родного края;
- воспитание эмоциональной отзывчивости;
- воспитание наблюдательности, культуры цветового восприятия;
- углубление знаний и навыков работы над декоративной-композицией;
- развитие фантазии, художественного вкуса;
- привитие навыков коллективной работы;
- развитие образного мышления;
- воспитание аккуратности при выполнении заданий;
- развитие цветового видения декоративной композиции;
- развитие эстетического-вкуса.
В художественной; школе наряду с изучением. теоретического материала значительная часть времени отводится практической деятельности учащихся, созданию конкретного продукта.
Преподаватель во время проведения занятий:
- формирует интерес детей к художественным произведениям;
- стимулирует индивидуальное творчество каждого учащегося;
- пропагандирует и популяризует художественные произведения классической и современной мировой и отечественной художественной культуры;
- способствует всестороннему развитию личности учащегося;
- посредством диалогового общения знакомит детей с другими видами народного творчества (сказки, былины, мифы, песни и др.).
Занятия декоративно-прикладным искусством в детской художественной школе в сочетании с изучаемыми предметами эстетического цикла в общеобразовательной школе (музыка, литература, мировая художественная культура) воспитывают в учащемся творческую личность. Организация занятий в детской художественной школе представляет собой систему художественной деятельности учащихся, в которой заключены:
- организация теоретико-практической деятельности как целостного процесса, где один вид деятельности сменяет другой;
- организация теоретико-практической деятельности (задания, их сложность по темам, по композиции, по технологии изготовления и пр.) носит личностно-ориентированный характер, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и способностей учащихся;
- организация занятий в разновозрастных группах, что решает проблему преемственности в обучении и позволяет использовать интегративные технологии, технологии разноуровневого обучения;
- занятия осуществляются по интересам учащихся, что дает возможность свободы выбора художественно-творческой деятельности;
- организация занятий в детской художественной школе решает проблему дополнительного художественного образования и эстетического воспитания;
- независимо от возраста и способностей учащиеся детской художественной школы получают начальную профессиональную подготовку по различным видам художественно-творческой деятельности.