Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Становление системы обучения и воспитания художника- дизайнера в ВУЗах Китая 14
1.1 Истоки зарождения и развития школы дизайна в Китае 14
1.2 История становления факультета художественного дизайна в Академии искусств Гуансинского национального университета 37
1.3 Отличительные черты подготовки дизайнеров в Китае, Европе, Америке и России 51
Выводы по главе 1 69
Глава 2. Инновации в методическом обеспечении подготовки художника-дизайнера в ВУЗах КНР 72
2.1 Цели, задачи и содержание профессионального воспитания художника-дизайнера в современном Китае 72
2.2 Специфика профессиональной подготовки художника-дизайнера в Гуансинском университете 93
2.3 Перспективные направления развития школ дизайна в Китае 120
Выводы по главе 2 136
Заключение 139
Библиография 142
- Истоки зарождения и развития школы дизайна в Китае
- Отличительные черты подготовки дизайнеров в Китае, Европе, Америке и России
- Цели, задачи и содержание профессионального воспитания художника-дизайнера в современном Китае
Введение к работе
Актуальность исследования. Обращение к истории возникновения и становления педагогических идей помогает лучше понять требования, предъявляемые к вузу сегодня, увидеть перспективы и возможности его развития. Знание педагогических теорий прошлого Китая и Европы обогащает теоретический арсенал современного специалиста.
Показ национального своеобразия методов подготовки художника-дизайнера в КНР остался вне пределов работ, посвященных педагогическим проблемам дизайнерского образования. Поэтому в данном исследовании общехудожественная и специальная подготовка, востребованного промышленностью специалиста рассматривается в связи со многими факторами: с принципами гармонизации национального и глобального подходов к профессиональной подготовке дизайнера; с акцентированием внимания на методах становления художественно-технических умений, навыков и приобретения начального профессионального опыта; с поиском ' путей формирования индивидуального художественного стиля проектирования, развития образного мышления; с учетом сохранения национального своеобразия художественной школы дизайна Китая.
В. настоящее время существует проблема изучения* методических идей прошлого, настоящего и будущего профессиональной подготовки художника-дизайнера в Китае. Такое исследование должно включать в себя хотя бы краткий систематизированный обзор научных и художественных изданий, посвященных методам и технологиям профессиональной
подготовки художника-дизайнера в КНР. Потребность в историографических и источниковедческих сведениях нарастает в связи с ростом интереса к теоретико-методическим проблемам подготовки художника-дизайнера, к осмыслению перспектив развития этого направления педагогической деятельности художественных вузов.
Состояние и степень разработанности проблемы. Степень изученности традиционной системы китайского общего и общехудожественного образования достаточно высока. В книгах и учебниках по традиционному китайскому образованию раскрываются коренные отличия китайских методик обучения от принятых в странах Запада педагогических практик.
В Китае за последние десятилетия издавались классические труды по китайской педагогике, из которых особого внимания заслуживает «Полное
собрание сочинений Цай Юань-пэя» Штъ^И (1868 - 1940 гг.) - выдающегося
педагога-реформатора и мыслителя, активного пропагандиста западной системы образования. После нескольких лет работы в учебных заведениях Франции и Германии он в 1917 г. занял пост ректора Пекинского университета, превратив университет в форпост научной и либерально-демократической мысли. Он модернизировал содержание обучения и структуру вуза, создав комплексный центр гуманитарных и естественнонаучных теоретических исследований и подготовки кадров европейского образца. Цай Юань-пэй впервые в китайской педагогике разработал теорию замены религиозного воспитания в учебных заведениях эстетическим, чем положил начало педагогике искусства в системе новой школы Китая. Вместе с другими педагогами-новаторами он разрабатывал проблемы взаимосвязи художественного и трудового воспитания. Практическая реализация его идей в научном творчестве явилось вкладом в теорию китайской педагогики. Кредо Цай Юань-пэя как педагога - «бережно
' Цай Юань-шН. Полное собрание сочинений. - Пекин: Изл-во Жлньмин, 1983. -4999 с.
относиться к природе, развивать личность», что вполне соответствует педагогическим установкам настоящего времени.
Следует выделить монументальный труд китайского исследователя Го Ци-цзя «История педагогической мысли в Китае» ~ , в котором прослеживаются все основные этапы становления и развития теории и практики преподавания в древнем, средневековом и новом Китае.
Большое внимание уделяют китайские исследователи изучению педагогических идей великих китайских мыслителей, начиная с Конфуция, которого называют основателем китайской педагогики. Значение теории Конфуция для формирования китайской педагогической мысли раскрывается в книге Люй Тао «Великий педагог Конфуций» .
Западные исследователи уделяют особое внимание изучению реформаторских движений в китайской педагогике, что естественно, учитывая, ориентированность реформирования на западную модель4.
Советские и российские ученые раскрывают, главным образом, философские аспекты китайской педагогической системы. Следует отметить книги А.Н. Кривцова3, М.Л. Титаренко6, кандидатскую диссертацию В.З. Клепикова7. В настоящее время активно занимается историей китайской педагогики московский китаевед Н.Е. Боревская8.
Тем не менее проблемы художественного образования в Китае недостаточно часто попадают в круг интересов исследователей. Существует множество значительных работ по китайскому искусству, особенно древнему и средневековому, но проблема воспитания китайских художников в этих трудах почти не затрагивается. Лишь отчасти эту лакуну восполняет
2 Го Ци-цзя. История педагогической мысли в Китае. - 1 Іскин: Изд-во Жэньмин, 1987. - 278 с.
3 Люй Тао. Великий педагог Конфуций. - Шэньян, 1987. - 145 с.
4 Bastid М. Educational reform in early 20,h century China/ Ann Arbor. - Center for Chinese Studies, University of Michigan,
1988.-278 p.
5 Кривцов А.Н. Народное образование в Китае. - М.: І Іаука, 1940. — 170 с.
6 Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. - М.: Наука, Главная Редакция восточной
литературы, 1985. - 245 с.
7 Клепиков В.З. Школа в Китае в конце 19 - первой половине 20 века. - М.: Наука, Главная Редакция восточной
литературы, 1968. - 98 с.
11 Литиповский А.А., Боревская Н.Е., Франчук Н.В. Политика в области науки и образования в КНР: 1949-1979. - М.: Наука, 1980; Боревская Н.Е. Очерк истории школы и педагогической мысли в Китае. - М.: Институт Дальнего Востока РАН. 2002. 145 с.
монография Т.А. Постреловой , которая построена целиком на материале средневекового Китая.
Представленные выше социально-исторические факторы и явления позволяют назвать противоречия:
между признанием уникальности системы профессиональной подготовки художников-дизайнеров в вузах Китая научным сообществом Европы и США и недостаточными представлениями о ней в российской педагогической науке;
между потребностями студентов, преподавателей и жителей провинции Гуанси, Гуанси-Чжуанского автономного округа (района) в получении исторической и культурной информации и недостаточностью знания о педагогическом наследии научной школы университетов, о педагогических идеях, научной и педагогической деятельности;
- между востребованностью российской научной общественности в
получении знания о содержании, технологиях и методах подготовки
художника-дизайнера в вузах Китая и недоступностью источников
достоверной информации.
Приведенные факты убеждают в необходимости специального исследования, посвященного изучению системы подготовки художника-дизайнера в Китае.
Выявленные противоречия и необходимость их разрешения мотивируют актуальность исследования, проблема которого заключается в нахождении баланса между традициями и инновациями в профессиональной подготовке художника-дизайнера в КНР, равновесия между постижением основ западной и восточной духовной культур.
Объект исследования - профессиональная подготовка художника-дизайнера в вузах Китая.
9 Постре.човаТ.Л. Лкидемия живописи в Китае в 10-13 вв. —M.: ГРВЛ, 1976. —234 с, ил.
Предмет исследования — анализ особенностей взаимосвязи традиционной художественной и специальной подготовки художника-дизайнера в вузах Китая.
Цель исследования - обосновать необходимость и возможность использования традиционных способов функционального формообразования в целях совершенствования инновационных методик специальной подготовки художника-дизайнера в КНР.
Задачи исследования:
провести ретроспективный анализ становления и развития системы обучения и воспитания художника-дизайнера в вузах Китая;
исследовать содержание, технологии и методы подготовки дизайнера в Академии искусств Национального университета Пуанси-Чжуанского автономного района (КНР);
выявить общие и отличительные черты систем художественно-промышленного образования в Китае, Европе, США и России;
изучить принципы, цель, задачи, содержание и методы подготовки дизайнера в настоящее время;
обосновать взаимосвязь национальных традиций и инноваций в условиях проникновения в КНР международного опыта подготовки современного художника-дизайнера;
определить перспективные направления развития школ дизайна в XXI веке.
Методологической основой исследования является диалектико-синергетический метод познания, позволяющий исследовать проблему в синергетическом единстве традиционных и инновационных задач подготовки художников-дизайнеров, а также дифференцировать с диалектических позиций противоречия художественно-промышленного искусства, характерные для западного дизайна, но неприемлемые для китайского.
Методы исследования. Выбор методов исследования определен темой диссертации - дать анализ проблемы взаимодействия традиций и инноваций в подготовке художника-дизайнера как историко-культурном, так и практико-педагогическом планах. Историческое художественно-культурное направление позволяет выявить особенности педагогической системы традиционного Китая, пути ее модернизации, зарождение внутри нее предпосылок к современному художественному дизайнерскому образованию; в рамках этого же направления дается анализ истории развития основных классических школ Запада, США и России. Второе направление построено на собственном научном и педагогическом опыте диссертанта. Содержит сведения, полученные автором в процессе образования в высшей школе Китая и России: анализ программного обеспечения образовательного процесса, результаты учебно-проектной деятельности студентов (эскизные проекты, книжная графика, орнаментальные композиции и др.).
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:
проведен комплексный анализ систем профессиональной подготовки художника-дизайнера в Китае, России, Европе и США, что позволило создать целостную картину становления и развития своеобразной национальной школы дизайна КНР;
обучение студентов общехудожественным и специальным дисциплинам исследуется как проблема воспитания у художника-дизайнера инновационного подхода к творчеству, развития образного мышления, присущего китайским традициям, формирования индивидуального художественно-творческого стиля; воспитания чувства гордости за принадлежность к национальной школе дизайна Китая;
на основе ретроспективного анализа истории и изучения современного состояния системы дизайнерского образования в КНР сформированы и научно обоснованы цель и задачи подготовки художника-дизайнера в Китае XXI века; уточнены методы профессиональной
подготовки студентов, гарантирующие в итоге подготовку высококвалифицированного художника-дизайнера;
изучаемое явление художественной педагогики рассмотрено с трех позиций: общее (взаимосвязь общехудожественной и специальной подготовки в вузах Китая, России, Европы, США), особенное (национальное своеобразие общехудожественной и специальной подготовки художника-дизайнера в КНР), конкретное (теоретико-методические аспекты подготовки дизайнера в Академии искусств Национального университета Гуанси-Чжуанского автономного района).
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. Результаты анализа системы профессиональной подготовки
художника-дизайнера в Китае и за рубежом:
предпосылки зарождения системы подготовки художника-дизайнера в истории национального искусства и художественного образования Китая;
динамика взаимосвязи китайских многовековых традиций и инноваций, привнесенных в XX веке из Европы, которая привела к модернизации и перестройке профессионального образования Китая по западному образцу;
соотнесение истории становления кафедры дизайна в Гуансинском национальном университете с общемировыми тенденциями, что обусловило своеобразие и современность китайской школы профессиональной подготовки художников-дизайнеров.
2. Особенности учебно-методического комплекса профессиональной
подготовки художника-дизайнера в вузах КНР:
анализ цели, задач и содержания подготовки дизайнера в вузах современного Китая;
особенности взаимосвязи общехудожественной и специальной подготовки художника-дизайнера в КНР;
- специфика содержания образования и методики профессиональной
подготовки художника-дизайнера в Академии искусств Национального
университета Гуанси-Чжуанского автономного района.
3. Перспективные направления развития системы
профессиональной подготовки художника-дизайнера в XXI веке:
качества (компетентности), необходимые современному художнику-дизайнеру для конкурентоспособности на китайском и мировом рынке дизайнерских услуг;
цель и задачи образовательной политики в сфере профессиональной подготовки художника-дизайнера в высших учебных заведениях КНР, определяющие перспективу развития художественного дизайна;
реформа методов профессиональной подготовки художника-дизайнера, обеспечивающая реализацию принципа развития творческих способностей обучающихся, предполагающая культивирование национального подхода при выполнении проектов.
Опытно-экспериментальная база исследования: Академия искусств Национального университета Гуанси-Чжуанского автономного района (КНР).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
Проведенное исследование педагогических аспектов дизайна может оказать положительное влияние на совершенствование теоретико-методического обеспечения архитектуры и декоративно-прикладного искусства в КНР.
Дизайн, относясь к пространственным искусствам, по своей сущности находится между архитектурой и декоративно-прикладным искусством — по основным показателям творчества, обучения, теоретико-методическим подходам к его исследованию. В педагогике искусства их объединяет общность методов художественного воспитания: эвристического обучения, развития образного мышления и способностей к художественному конструированию.
Снижение в дизайне уровня духовной составляющей искусства (важнейшей характеристики для станковой реалистической живописи и скульптуры) делает дизайн особенно значимым для развития на его основе различных научных направлений, как в теории формообразования, так и в педагогике искусства.
Разработанные в диссертации теоретико-методические положения будут способствовать формированию у художника-дизайнера профессиональных качеств (компетентностей). Воспитание компетентности предполагается посредством совершенствования программ профессиональной подготовки, их корректировки и теоретического обоснования, поиска новых форм взаимодействия традиций и инноваций, что в конечном итоге обеспечит подготовку конкурентоспособного на мировом ранке специалиста.
Практическая значимость результатов исследования:
материалы диссертации, раскрывающие историю становления национальной школы профессиональной подготовки художника-дизайнера в вузах Китая, способствуют пополнению учебно-методического комплекса дисциплины «История и теория художественного образования»;
теоретико-методическая система обучения китайских студентов художественному дизайну может быть использована в качестве критерия оценки образовательной эффективности, социальной востребованности образовательных программ, реализуемых при обучении китайских студентов в России и на родине диссертанта - в Китае;
концепция взаимосвязи современных технологий обучения с учетом традиционного национального своеобразия может служить моделью для разработки систем художественной подготовки дизайнеров.
Рекомендации по использованию результатов исследования
{Материалы диссертационного исследования могут быть использованы:
на учебных занятиях в высших учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку художника-дизайнера;
при разработке программ и проведении семинарских занятий с художниками-дизайнерами по проблемам истории, теории и методики профессиональной подготовки;
при анализе и разработке учебно-методических комплексов (учебных планов, программ, учебно-методических пособий) обеспечения профессиональной подготовки художника-дизайнера;
при разработке проектов и программ региональных, всероссийских и международных конференций по вопросам художественной подготовки дизайнера;
в научных и учебно-методических изысканиях работников научно-исследовательских институтов, художественных музеев, выставочных галерей, педагогов высшей и средней специальной школы.
Достоверность результатов исследования обеспечиваются полнотой
и оптимальным сочетанием исторического, теоретического и эмпирического
материала; использованием получивших признание историко-
социологических, психолого-педагогических и художественно-
информационных методик; применением научного понятийного аппарата,
адекватного исследуемой проблематики; широкой научной апробацией
результатов исследования на международных, всероссийских и
региональных конференциях; подтверждается результатами
исследовательской и педагогической работы диссертанта в Академии искусств Национального университета Гуанси-Чжуанского автономного района (КНР) с 1991 г. по настоящее время.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования
Основные результаты исследования:
изложены в докладах на научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика: диалектика взаимосвязи и взаимодействия» (РГПУ им. А.И. Герцена, июнь 2005 г., июнь 2008 г., СПб.); на второй международной научно-практической конференции «Искусствознание и диалог культур» (РГПУ им. А.И. Герцена, июль 2008 г., июнь 2009 г. СПб.);
нашли отражение в 11 публикациях диссертанта за 2004-2009 годы в научных сборниках, в том числе 3 статьи в научных сборниках, рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 5,7 п.л.);
регулярно обсуждались на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры» факультета изобразительного искусства, на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И. Герцена.
Истоки зарождения и развития школы дизайна в Китае
История становления образования и развития педагогической теории в Китае насчитывает много сотен лет. В традиционном Китае образование, грамотность и книги занимали особое место, образованные люди формировали своего рода касту, не менее почитаемую, чем жрецы в иных цивилизациях. Китайская педагогическая мысль, связанная, прежде всего, с воспитанием личности, - одна из составных частей философии. Хотя педагоги древности принадлежали к различным философским школам -конфуцианству, даосизму, легизму, моизму, - наиболее плодотворной оказалась педагогическая доктрина и практика конфуцианства, которой удалось встроиться в систему государственного образования.
Так как конфуцианство является этическим учением, то все его наиболее значительные деятели, начиная с самого Конфуция, были не только философами и политиками, но и активно занимались именно педагогикой. (См. прил. 2, илл. 1) Так с древности формировалось явление, которое современная педагогическая мысль Китая склонна рассматривать как один из феноменов китайской цивилизации - нерасторжимое единство философской и педагогической мысли. Развитие как той, так и другой шло в Китае параллельно, поскольку все китайские философские концепции разрабатывали, прежде всего, системы воспитания совершенной личности. Так было и в европейской античности, но в европейской традиции в Средние века произошло разделение на чистую философию и «прикладную» педагогику. [10]
Воспитание, понимаемое как сознательное воздействие на природу человека, рассматривалось в качестве основного фактора формирования идеальной личности. Считалось, что воспитательное воздействие не имеет границ. При этом природным задаткам учащегося особого внимания не уделялось, поэтому в воспитательном процессе традиционно был сильным акцент на том, что обучаемый должен постоянно проявлять значительные волевые усилия. Получаемое в процессе конфуцианского обучения знание интерпретировалось как «праведное», отсюда сердцевиной всего обучения являлось нравственное воспитание. [198]
На протяжении веков образование означало овладение книжными знаниями в сфере морально-этических установлений древности, то есть являлось гуманитарным филологическим. Естественнонаучные знания считались менее престижными, ценились ниже. Задачей системы образования была подготовка идеологов-управленцев, «даровитых государственных людей». Образование считалось важнейшей частью системы управления обществом.
Как часть общественной системы учебные заведения оформились в эпоху Западной Чжоу (XI - VIII вв. до н.э.) и подразделялись на столичные двух степеней и местные . К V в. до н.э. Китай имел разветвленную систему учебных заведений, неразрывно связанных с политическими институтами. Наряду с этим существовали и частные философские школы. Все эти заведения были направлены на образование наследственной аристократии, так что по мере развития общественных отношений они стали нуждаться в реформировании, в создании более четкой и стройной модели. Та система образования, которая выстроилась в эпоху формирования первой централизованной китайской империи Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), просуществовала, с изменениями конечно, вплоть до XX в. Именно поэтому мы вынуждены говорить о ней сегодня при анализе самых новых тенденций в системе образования КНР.
В систему образования рубежа 1-2 тысячелетий входили центральные учебные заведения - высшая школа и профессиональное художественное училище Хундумэнь , а также начальное аристократическое учебное заведение. На местах, в крупных городах с функциями столиц учебные заведения организовывались по административно-территориальному принципу.
После падения династии Хань многовековой период феодальной раздробленности страны привел к тому, что в различных китайских княжествах стали основываться свои учебные заведения. Возможно, среди них были и художественные, однако об их деятельности практически ничего не известно. Поэтому о следующем этапе в развитии системы образования в стране можно говорить только применительно к VI в., когда на территории Китая возникло вновь централизованное государство, управляемое династией Суй (581-618 гг.). [12]
Очень важной для формирования модели обучения в Китае явилась система государственных экзаменов на получение степени для занятия чиновничьей должности. Официально общегосударственные экзамены были введены на рубеже VI - VII вв., а оформились в систему в середине VII в. Централизованная империя через систему государственных экзаменов создавала административно-бюрократическую машину, при которой отбор чиновников по знаниям был отделен от занятия должности по степени знатности рода.
Отличительные черты подготовки дизайнеров в Китае, Европе, Америке и России
Английское «design», производное от итальянского «disegno», означает не только чертеж или рисунок, но и более сложные вещи - едва ли не всю область работы художника, за исключением станкового искусства.
В западной литературе существует множество частных определений дизайна, но наибольшей четкостью отличается принятое в 1964 г. международным семинаром по дизайнерскому образованию в Брюгге: «Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя»25.
Этим определением утверждается наличие особой творческой деятельности, отличающейся от традиционных и более или менее изученных искусства, инженерии, науки. Большинство дизайнеров относят к дизайну не только промышленные и общественные интерьеры (которые никак не отнесешь к промышленным изделиям), но и выставочную экспозицию, промышленную графику и даже новые системы организации производства, обслуживания, рекламы.
Для Китая и китайской системы образования «дизайн» - понятие новое, причем настолько, что в китайском языке не существует устоявшегося термина, вполне адекватного западному слову «дизайн», чаще всего пользуются составным термином из 2 пар иероглифов (гіЖі-хТІ"), буквально означающих «художественное конструирование». [95]
Китайскому искусству 5 тысяч лет, если принимать во внимание периоды развития древнейшей керамики и ритуальных бронзовых сосудов и зеркал. С тех пор китайское искусство постоянно развивалось и совершенствовалось, но при этом всегда сохранялась непрерывность в его художественной традиции, позволяющая нам говорить о нем как о традиционном китайском искусстве. Задачей воспитания нового поколения художников и дизайнеров в современном Китае является сохранение непрерывности в национальной традиции, что должно обеспечить китайскому искусству незыблемое положение в современном быстро меняющемся глобальном мире. [102]
Сейчас принято говорить о существовании в Китае некоторых, по сути, дизайнерских проектов, реализуемых в те времена, когда в Европе еще не было самого понятия «дизайн». Все эти проекты так или иначе связаны с контактами Китая со странами Запада, которые многое изменили в жизни древней страны, в том числе и модели создания произведений искусства.
Дизайнерский характер носили работы европейских художников-миссионеров при дворе китайских императоров в XVIII в. Создаваемый ими особый художественный стиль, смешивающий европейские и китайские художественные традиции, был аналогом хорошо известного европейского стиля «китайщины» - шинуазри, только возникшего на китайской почве при августейшем покровительстве. Миссионеры знакомили императоров с европейскими культурными достижениями, возглавляя работу придворных мастерских, например, студии «Жуигуань», где создавались архитектурные и дизайнерские проекты, живописные произведения по императорским заказам. Европейцы контролировали дворцовое ателье по литью металла, производству географических карт, эмалей и стекла, механических часов. По заказу императора Цяньлуна миссионеры построили в загородном летнем дворцовом комплексе Юаньминъюань архитектурный ансамбль в европейском стиле с системой фонтанов и парковых аллей. (См. прил. 1, илл. 21)
Вдали от императорских дворцов, в портовых городах Китая, открытых для торговли с европейцами в XVIII в., ремесленники также создавали «дизайнерские» проекты, приспосабливая китайское традиционное искусство к запросам европейских простых покупателей, как они их понимали. Так появился проект китайского экспортного искусства, интерес к изучению которого у современных ученых как Китая, так и Запада только начинает проявляться. [80]
В 50 - 70-х гг. XX века Китай вел закрытую внешнюю политику в условиях национальной традиционной экономики. Специалисты в области искусства редко пользовались английским термином «design», что собственно происходило и в Советской России, хотя относили к дизайну -дизайн среды, интерьера, экстерьера, рекламных щитов. Поэтому термин «дизайн» понимался в зависимости от контекста как «декоративно-прикладное искусство» или «художественное конструирование».
В 1980 - 1990-х гг. рыночная экономика в Китае начинает активно развиваться, профессия дизайнера становится востребованной, что приводит к открытию в университетах отделений по подготовке этих специалистов. Традиционное определение дизайна не отвечает реалиям времени. Поэтому Министерство просвещения Китая 6 июля 1998 г. вносит поправки в «Положение о вузах и перечне специальностей». Определение дизайна, понимаемого как декоративно-прикладное искусство, было официально заменено на другое определение, предлагающее новый термин — «Искусство дизайна». 20 ноября 1999 г. Центральный университет декоративно-прикладного искусства в Пекине был переименован в Центральный университет искусства дизайна. [ 147]
Современный китайский дизайн, развивающийся необыкновенно быстро, конечно, также возник под влиянием знакомства китайцев с аналогичным явлением западной культуры и промышленности. Однако в настоящее время Китай в состоянии сам обеспечить себя высокопрофессиональными, хорошо обученными дизайнерами, прекрасно ориентирующимися в тенденциях мирового дизайна и даже способными дать Западу много оригинальных, самобытных идей.
Преподавание дизайна, подготовка дизайнеров в системе высшего профессионального образования является достаточно новым делом даже для стран Запада, где до сих пор не прекращаются дискуссии о необходимости такого рода образования. Дизайну как комплексной дисциплине менее сотни лет, а подготовка дизайнеров на новейшей основе началась лишь в послевоенные годы. [72]
Цели, задачи и содержание профессионального воспитания художника-дизайнера в современном Китае
Дизайн формировался в Китае во взаимоотношениях с Западом. Промышленная революция в Китае произошла под сильным влиянием западных технологий, ввоза дешевых западных и японских товаров в конце XIX - начале XX в., копирования западного стиля.
После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. китайские студенты большими группами стали отправляться на учебу в советские вузы, в том числе и художественные. Многие советские преподаватели до начала 60-х годов XX в. работали в Китае. В результате в Китае сложился дизайнерский стиль, ориентированный на советскую модель, но с учетом национальной специфики. Несмотря на сложности во взаимоотношениях наших двух стран, советская дизайнерская школа с ее методами и разработками всегда была востребована в Китае. Сейчас преподаватели дизайна из России делятся своими знаниями и опытом востребованы в вузах Китая, равно как и многие китайские студенты обучаются в России. В то же время дизайнерские школы Китая ныне ориентированы на усвоение не только советского и российского, но и европейского и американского опыта.
В эпоху глобализации сложилась сложная ситуация. Теперь не Китай . завален дешевыми западными товарами, а прямо наоборот. Копирование западных брендов может создать серьезную угрозу чисто китайским дизайнерским школам.
Учитывая данное обстоятельство, университеты, осуществляющие подготовку художников-дизайнеров в КНР, должны уделять внимание воспитанию и обучению дизайнеров, которые в будущем смогут развивать собственно китайские торговые марки, способствуя тем самым их продвижению на внутреннем и внешнем рынке. Китайские дизайнеры, как это видится педагогической науке, не должны слепо копировать дизайн зарубежных товаров, а наоборот, должны обогащать рынок художественным продуктом, отвечающим национальному своеобразию традиционных китайских ремесел, используя при этом самые современные технологии. (См. прил. 4, илл. 73, 75)
Начиная с 1978 г., когда была провозглашена политика реформ и открытости, наступил новый этап в развитии всей системы образования в КНР . Эти перемены коснулись и системы дизайнерского образования, которая начиная с этого времени бурно развивается и всесторонне реформируется.
Для того чтобы образование в Китае отвечало требованиям нового века, китайское правительство постоянно стимулирует его реформирование. В 1999 г. состоялась третья Всекитайская конференция по работе в области образования. Было обнародовано «Решение ЦК КПК и Госсовета об углублении реформы образования и всестороннем стимулировании качественных преобразований в образовании». Был выработан комплексный план реформирования и развития образования в Китае на рубеже XX и XXI вв., в основу которого положены принципы повышения качества образования.
Добиться качественных преобразований в системе образования значит всесторонне реализовать государственную программу, цель которой -повышение качественных характеристик нации. Студентам следует привить дух новаторства, всемерно развивать их практические способности, выковывать всесторонне развитых - морально, интеллектуально, физически и эстетически - строителей социализма, отличающихся «наличием стойких идеалов, нравственности, культуры и дисциплины»29. Ради реализации этой задачи в Китае будет углубляться реформа образования, нацеленная на достижение еще более высококачественного образования. [166]
В 2000 г. начала осуществляться корректировка образования, чтобы реформировать его «две коренные» структуры: расширение образования на этапе полной средней школы и увеличение масштабов высшего образования. Надлежит активно развивать высшее профессиональное образование, создать такую систему образования, которая вписывается в систему социалистической рыночной экономики и подчиняется имманентным закономерностям образования, систему, в которой разные типы образования взаимосвязаны и контактируют друг с другом. Высшие учебные заведения и средние профессиональные училища должны создавать условия для осуществления гибкого режима учебы, постоянно совершенствуя систему учебы в любом возрасте. Необходимо расширение прав народных правительств провинций на развитие и управление делом образования в своих регионах и динамикой единого планирования. Следует сформировать новую систему с двухуровневым управлением — центрального правительства и местного правительства уровня провинции, причем приоритетную роль должно выполнять местное правительство. Нужно приветствовать расширение самостоятельности высших учебных заведений в организации обучения, усиление аккомодации учебных заведений к оживлению социально-экономического развития в данном месте. Должна быть сформирована ситуация, когда правительство является главным субъектом в организации образования, но в совместном его развитии принимают участие государственные и негосударственные учебные заведения. Нужно реформирование приемных экзаменов и системы оценок, постепенное создание многовариантной, более научной и справедливой системы отбора абитуриентов в высшие учебные заведения.