Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы передачи замысла литературного произведения в изобразительной деятельности школьников 11
1.1. Иллюстрирование как процесс передачи замысла литературного произведения
1.2. Иллюстрирование как изобразительно-творческая деятельность школьников, его становление в педагогическом процессе обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства 23
1.3. Психолого-педагогические и методические проблемы передачи замысла литературного произведения при его иллюстрировании школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства 33
Краткие выводы по главе 54
Глава 2. Методическая система обучения школьников 5-6 классов передаче замысла литературного произведения (на примере иллюстрирования сказок) 59
2.1. Определение критериев оценки художественно-образной передачи замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства 59
2.2. Определение исходного уровня способностей школьников 5-6 классов к передаче замысла литературного произведения при его иллюстрировании 69
2.3. Разработка методической системы обучения школьников 5-6 классов передаче замысла литературного произведения на на примере иллюстрирования сказок 78
2.4. Апробирование методической системы обучения школьников 5-6 классов передаче замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства 103
Краткие выводы по главе 154
Заключение 157
Список литературы 161
Приложение 174
- Иллюстрирование как процесс передачи замысла литературного произведения
- Иллюстрирование как изобразительно-творческая деятельность школьников, его становление в педагогическом процессе обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства
- Определение критериев оценки художественно-образной передачи замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства
Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность.
Существует насущная необходимость приобщения подростающего поколения к миру искусства как источнику духовности и нравственности. Кризис духовности в современном мире приводит ко всё большему осознанию того, что развитие и благополучие общества невозможно без его духовного роста. Духовность включает в себя три начала - познавательное, нравственное, эстетическое, и три сферы духовной деятельности - знание, нравственность, искусство. Им соответствуют духовные ценности - истина, добро, красота. Формирование культуры эстетической, нравственной, духовной осуществляется через широкую художественную грамотность -через уроки искусства в школе: литературу, музыку, изобразительное искусство.
Художественное иллюстрирование как процесс передачи замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства осуществляет введение школьников в «большое» искусство через их собственную изобразительную деятельность. Школьники приобретают определенные знания, умения и навыки, открывают для себя окружающую действительность и самих себя через эстетическое осмысление произведений искусства, предметов и явлений окружающей действительности. Являясь источником познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения (эстетические понятия и представления об окружающем мире в целом), изобразительное искусство и изобразительная деятельность школьников, таким образом, всесторонне воздействует на становление личности подростка.
Проблемой данного диссертационного исследования является способность школьников 5-6 классов передавать замысел литературного произведения при его иллюстрировании на уроках изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы. Решение данной проблемы связано с поиском рациональных педагогических методов и приёмов, средств и форм обучения школьников в процессе создания сюжетной композиции, для наиболее полной реализации их творческого потенциала в передаче замысла литературного произведения художественно-изобразительными средствами. Для передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения от школьника требуются разнообразные знания, творческое воображение, фантазия, умение внимательно читать текст и, главное, умение убедительно выражать замысел на бумаге.
Присутствие обучающего начала в творческой изобразительной деятельности школьников положительно сказывается на результатах их творчества и на их образовании и воспитании. Психические качества, развитые в процессе изобразительно-творческой деятельности (иллюстрировании), становятся личностными качествами подростка. Как показала практика, целенаправленная деятельность в творческом процессе меняет и сознание подростков, расширяет их мировоззрение, стимулирует
работоспособность и волю в достижении цели, меняет и эмоциональную сферу личности. Ведь для передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения от школьника требуются разнообразные знания, творческое воображение, фантазия, умение внимательно читать текст и, главное, умение убедительно выражать замысел на бумаге изобразительными средствами. Известно, что художественный замысел в сочетании с изобразительными умениями (мастерством - в профессиональной деятельности) рождает произведение.
Общепризнанно, что уровень способностей школьников - это всегда результат их учебно-познавательной деятельности. Известные психологи, исследователи детского изобразительного творчества, А.В.Бакушинский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и другие отмечали, что развитие изобразительных и творческих способностей подростков осуществляется продуманной системой педагогического руководства их творческой деятельностью с учётом особенностей возростного развития. Важно эту деятельность систематически совершенствовать, развивая у школьников способность художественного видения окружающей действительности, её художественного осмысления, способность усваивать специальные знания, умения и навыки в изображении объектов, воспитывать их активность, трудолюбие. Именно эти факторы обуславливают положительные результаты художественно-творческой деятельности школьников.
Первыми указали на общеобразовательное и воспитательное значение детской изобразительной деятельности и раскрыли пути развития личности выдающиеся педагоги-мыслители своего времени: Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци. Сначала это были общие умозаключения на основе личной практики и философских размышлений. Они мечтали привести «к всеобщей культуре всех», чтобы человек «умел находить истину и видеть ложь, любить добро и не позволять склонять себя к злу» (Я.Коменский).
Общеобразовательное и воспитательное значение изобразительной деятельности в развитии детей, обоснованное и в трудах наших отечественных теоретиков педагогики - К.Д.Ушинского и Каптерева, получило основательное подтверждение в настоящее время.
Отечественная художественная педагогика за последние столетие
обогатилась значительными исследованиями по вопросам изобразительной
деятельности детей. Была разработана и представлена в педагогической
литературе методика преподавания всех видов изобразительного искусства.
Содержались там и рекомендации по художественному иллюстрированию на
уроках тематического рисования в той или иной степени полноты освещения.
Авторы: В.С.Иванов, Е.С.Кандахчан, В.Н.Кожухов, Р.И.Коргузалова,
В.В.Колокольников, В.С.Кузин, Т.И.Кутепова, К.М.Лепилов, В.Мурзаев,
Г.А.Назаревская, И.Г.Орловский, Н.Н.Ростовцев, Е.Е.Рожкова,
Н.М.Сокольникова, Е.А.Херсонская, К.А.Шестаков, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов, и др.
В научных исследованиях рассмотрены и отдельные проблемы художественного иллюстрирования: восприятие иллюстраций школьниками (Л.И.Олефиренко), о художественной ценности иллюстраций (Е.Н.Колокольцев), использование возможностей иллюстрирования литературных произведений в воспитании художественно-творческой активности школьников (Н.М.Сокольникова), о взаимосвязи слова и изображения (Л.А.Брынцев) и другие.
Рассматривая проблему обучения школьников художественному иллюстрированию, мы опирались на творческий опыт художников-иллюстраторов А.Н.Бенуа, И.Я.Билибина, О.Г.Верейского, А.Д.Гончарова, А.А.Гончарова, А.А.Дейнека, Б.А.Дехтярёва, Д.Н.Кардовского, Е.А.Кибрик, Б.И.Кустодиева, В.В.Лебедева, Ю.Лебедева, Д.Митрохина, В.А.Фаворского, С.Чехонина, Д.А.Шмаринова и др. и на искусствоведческие исследования о природе книжной иллюстрации Э.З.Ганкина, Н.А.Дмитриевой, В.В.Пахомова, В.И.Петрова, О.И.Подобедовой, А.Д.Чегодаева и др., дающие основание строить обучение школьников передаче замысла иллюстрируемого литературного произведения по системе закономерностей творческого процесса, т.е. адекватно творческому поиску художника. Основной принцип процесса художественного иллюстрирования в профессиональном искусстве - разделение сложной многоэтапной работы на ряд последовательно решаемых частных задач и объединение их в целое: анализ замысла литературного произведения, поиск выражения замысла в эскизах, поиск изобразительно-образной характеристики отдельных элементов и всей композиции в целом, воплощение замысла в изобразительном материале. Обучение подростков иллюстрированию по тому же принципу поможет им «увидеть» образ в конкретной временной обстановке, подведёт учащихся к созданию образа изобразительными средствами, будет способствовать разнообразному и самостоятельному построению композиции иллюстрации и постижению школьниками понятия «формы для содержания», где форма - то, как и какими средствами передать замысел литературного произведения.
Целесообразность организации процесса художественного творчества подростков приближенно к профессиональному искусству, следуя его системе закономерностей, обосновывают в своих научных работах многие психологи и педагоги (Е.И.Игнатьев, Е.В.Шорохов, Цветкова, Н.М.Сокольникова и другие). Наличие познавательных интересов у подростков, интенсивно развивающееся логическое мышление, произвольность внимания, способность работать целенаправленно и последовательно дают основание учить их грамотно вести творческую работу, последовательно осуществлять процесс создания композиции иллюстрации, учить уверенному раскрытию замысла литературного произведения. Организация процесса художественного иллюстрирования подростками, приближенного к профессиональному, с успехом осуществляется в условиях детской художественной школы, изостудии. А возможно ли это на уроках изобразительного искусства в 5-6 классах
общеобразовательной школы? Возможно ли всё положительное, что накоплено в практике художественных школ, перенести в общеобразовательные школы?
Организация процесса художественного иллюстрирования по логической закономерности творческой деятельности (замысел, поиск, исполнение) с успехом осуществляется в условиях системы художественного образования. В общеобразовательной школе отводится мало времени на предмет «Изобразительное искусство», поэтому творческая работа над тематическим рисунком (иллюстрацией) осуществляется школьниками в классе под руководством учителя частично. Учебный процесс осуществляется примерно следующим образом: 1-й урок - беседа по теме, эскиз, начало выполнения композиции карандашом; 2-й урок - беседа, уточнение рисунка композиции, цвет; а наблюдения, зарисовки, завершение композиции в цвете ученики выполняют дома. Педагогическое руководство обучением школьников творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения является неполным. Выпадает важное звено из обучения творческому поиску изобразительного решения замысла - осмысление идейной сущности конкретных образов литературного произведения и освоение изобразительных средств их выражения. Подростки, у которых развивается критическое отношение к результату своей деятельности, особенно нуждаются в обучении технике изображения для передачи смысловой характеристики отдельных образов и замысла композиции в целом. Этому может научить только учитель.
В последние годы одной из проблем образования стала проблема целостного обучения в общеобразовательной школе. В это понятие входят: единство обучения и воспитания, межпредметные связи, тематическое планирование учебного материала. Тематический принцип планирования учебного материала, положенный в основу школьных программ «Изобразительное искусство» 1994 и 1996 годов, позволил нам объединить различные виды изобразительной деятельности школьников (рисование с натуры, по памяти, по представлению, декоративное рисование, беседы по искусству) определённой темой, например, «Иллюстрирование русской народной сказки...». Блок занятий по теме даст возможность осуществить обучение подростков процессу иллюстрирования по принципу творческого поиска передачи замысла - последовательного решения ряда творческих задач с параллельным освоением техники изображения.
В научных исследованиях рассмотрены отдельные проблемы художественного иллюстрирования: восприятие иллюстраций школьниками (Л.И.Олефиренко), о художественной ценности иллюстраций (Е.Н.Колокольцев), использование возможностей иллюстрирования литературных произведений в воспитании художественно-творческой активности школьников (Н.М.Сокольникова), о взаимосвязи слова и изображения в художественном иллюстрировании (Л.А.Брынцев) и другие. Эти исследования содержат много ценных практических советов, раскрывают большие возможности занятий иллюстрированием в
формировании способностей школьников, в эстетическом и идейно-патриотическом их воспитании. Но не ставился ещё вопрос об обучении школьников творческому процессу иллюстрирования - творческому поиску изобразительно-образной передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения как целостному процессу, выработанному практикой профессиональных иллюстраторов: замысел, поиск, исполнение. В связи с этим нет разработанной методической системы обучения, и, следовательно, не решена проблема передачи замысла литературного произведения в процессе его иллюстрирования школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства.
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что отсутствие разработанной методики развития творческих процессов передачи школьниками замысла иллюстрируемого литературного произведения не позволяет стимулировать интерес подростков к изобразительной деятельности, раскрыть их творческий потенциал, развить аналитические способности образного восприятия литературного произведения и окружающей действительности, вооружить их знаниями и умениями в области композиции и изобразительной выразительности для передачи замысла литературного произведения. От нерешённости данной проблемы в значительной мере страдает качество художественного образования и эстетического воспитания школьников, их общее развитие как личности.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить педагогические условия и основные методы, способствующие передаче замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства (на примере иллюстрирования сказок).
Объект исследования - процесс обучения художественному иллюстрированию школьников 5-6 классов и их художественно-творческая деятельность на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования - педагогические условия и методы обучения, способствующие формированию и развитию способностей учащихся 5-6 классов передавать замысел иллюстрируемого литературного произведения. Методическую основу исследования составили положения возрастной психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства.
В работе над диссертацией мы руководствовались гипотезой, выдвинутой нами на основе изучения искусствоведения, теории и практики преподавания художественного иллюстрирования и на основе личного опыта: передача замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства будет выразительной и полной, если:
произведения для иллюстрирования подбирать с учётом интересов учащихся, с учётом обеспечения обучения и воспитания: малая форма (сказка), эстетическая и морально-идейная направленность, богатый сюжет, яркие образы, действие, среда и др.;
повышать творческую активность учащихся эмоциональным усвоением идеи, заложенной в основу произведения, правильным пониманием замысла;
занятия разными видами изобразительной деятельности объединить в тематический блок, направляя их на решение творческих задач в процессе иллюстрирования; использовать формы, средства и методы их проведения для успешного усвоения учащимися принципа последовательной работы над передачей замысла иллюстрируемого литературного произведения:
изучение литературного текста и выбор эпизода для иллюстрирования;
поиски композиционного решения содержания эпизода в эскизах;
осознание школьниками значимости подготовительной работы, заключающейся в единстве изучения основ изобразительной грамоты и предметного мира иллюстрируемой сказки;
усвоение основных закономерностей построения композиции и подчинённость их замыслу и др.;
В соответствии с указанной проблемой, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
Провести анализ психолого-педаогической и искусствоведческой литературы по проблеме обучения школьников художественному иллюстрированию и передаче ими замысла литературного произведения.
Проанализировать творческий процесс создания художественной иллюстрации профессиональными художниками.
Изучить и обобщить опыт обучения иллюстрированию в детских художественных школах и в общеобразовательных школах на уроках тематического рисования.
Определить психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей школьников 5-6 классов в процессе иллюстрирования и влияние развития изобразительных и композиционных знаний, умений и навыков на передачу замысла литературного произведения.
Разработать систему критериев оценки творческих работ школьников, учитывая закономерности возрастных особенностей.
Разработать, педагогически обосновать и апробировать методическую систему обучения школьников 5 и 6 классов передаче замысла иллюстрируемого литературного произведения на уроках изобразительного искусства. Разработать и апробировать методику проведения комплекса занятий, направленную на решение взаимосвязанных психолого-педагогических и творческих задач: развитие у школьников осознанного восприятия, зрительной памяти, образного и композиционного мышления; учить замысливать будущую композицию, приобщая школьников к эскизированию - логическому стержню в работе над иллюстрацией; при рисовании с натуры и по памяти объектов будущей композиции подвести школьников к осознанию необходимости владеть изобразительной грамотой и определёнными приёмами композиции для передачи замысла литературного произведения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования;
изучение и анализ литературы по искусству, психологии, педагогике и методике, учебных программ по изобразительному искусству, педагогических изданий, диссертационных исследований, материалов конференций по нашей проблеме для обоснования теоретических положений исследования;
наблюдение учебного процесса, анализ результатов творческой деятельности школьников 5-6 классов по разработанной шкале оценочных критериев;
проведение педагогических экспериментов;
обработка результатов, полученных в ходе экспериментов.
Этапы исследования:
1-й этап (1996-1999 гг). Теоретическое изучение проблемы исследования. Знакомство с практикой преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных и художественных школах. Определение целей и задач, разработка методов эксперимента. Проведение констатирующего эксперимента с целью определения исходного уровня развития художественно-творческих способностей учащихся, их потребностей в творческой деятельности (общеобразовательные школы №№ 176, 113, 20, 930 г. Москвы). Определение критериев оценки художественно-творческих работ учащихся. К концу этого этапа были определены рабочая гипотеза и методы проведения формирующего эксперимента.
2-й этап (1999-2001 гг.).Теоретическое изучение проблемы исследования (продолжение). Разработка программы формирующего эксперимента и экспериментальная работа с учащимися 5-6 классов общеобразовательных школ (№№ 930, 20).
3-й этап (2000-2002 гг.). Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, сравнение, обобщение и оформление данных экспериментальной работы, формулирование выводов, подтверждающих гипотезу исследования. Научная новизна исследования:
- обоснована психолого-педагогическая целесообразность и возможность
обучения подростков творческому процессу передачи замысла
иллюстрируемого литературного произведения по принципу творческого
поиска: разделение сложной многоэтапной работы на ряд последовательно
решаемых частных творческих задач и объединение их в целое - воплощение
замысла в изобразительном материале;
- разработана и экспериментально проверена методическая система обучения
подростков передаче замысла иллюстрируемого литературного произведения
как целостному творческому процессу; данная методическая система
обучения строится по тематическому блоку занятий и включает в себя цель,
задачи и содержание творческой работы над замыслом, а также методы,
приёмы и средства, обеспечивающие учебные, творческие и воспитательные
процессы;
- выявлено, что увеличение активности подростка в процессе творческого
поиска и успешное овладение совокупностью изобразительно-
выразительных средств и приёмов повышает эффективность формирования и
развития их творческих способностей передавать замысел иллюстрируемого
литературного произведения.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- разработана и апробирована эффективная методическая система обучения
подростков творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого
литературного произведения на уроках изобразительного искусства с целью
развития их творческих способностей;
разработаны критерии оценки передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения учащимися 5-6 классов;
разработан и апробирован интегративный подход к обучению подростков творческому процессу иллюстрирования литературных произведений, дающий возможность разные виды изобразительной деятельности объединять одной темой (метод тематического планирования занятий) и направлять на решение творческих задач;
- разработаны тематические блоки занятий по обучению учащихся среднего
школьного возраста творческому процессу иллюстрирования сказок и
методика проведения отдельных занятий, входящих в блок;
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании методической системы обучения учащихся 5-6 классов творческому процессу передачи замысла иллюстрируемого литературного произведения и использования её для дальнейшего совершенствования методики обучения подростков иллюстрированию литературных произведений.
Достоверность исследования обеспечивается: опорой на теоретические положения искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по художественному и творческому развитию учащихся среднего школьного возраста; проведённой опытно-экспериментальной работой в условиях общеобразовательной школы; объективным анализом полученных исходных и конечных результатов данного исследования, показывающих эффективность разработанной методической системы обучения подростков.
Апробация исследования. Материалы и результаты исследования периодически докладывались и обсуждались на кафедре методики МГПУ. Экспериментальная работа с учащимися 5 и 6 классов проводилась на базе общеобразовательных школ №№ 176, 113, 20, 930 г. Москвы в период с 1998 по 2001 гг.
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Иллюстрирование как процесс передачи замысла литературного произведения
Художественное иллюстрирование литературных произведений является одним из видов изобразительной деятельности, появление и развитие которого обусловлено становлением и развитием книгопечатания. Уже в XI веке русские книжники владели высокой культурой оформления и организации книги (1, -с. 403-421). Тогда книги еще не печатали, а писали от руки. В рукописных книгах представлены все основные типы иллюстраций и украшений, которые сохранились в русской книгопечатной практике до наших дней.
Иллюстрации придают книгам особую ценность. Термин «иллюстрация» произошел от латинского слова «illustratio», что значит, освещать, объяснять, пояснять и т.п. Художественная иллюстрация как произведение книжной графики тесно связана с текстом литературного произведения, сопровождает его, истолковывает, дополняет образный строй текста, усиливает эстетическое впечатление от сюжета, литературного языка и других достоинств литературного произведения (98). Иными словами: «В узком, строгом смысле иллюстрация - это художественное произведение, предназначенное для восприятия в определенном единстве с текстом, т.е. находящееся в книге и участвующее в ее восприятии в процессе чтения» (196,-с. 50).
Художник, как правило, работает над изобразительным образом всей книги. Он обдумывает как внешний вид книги - суперобложку и переплет, так и внутреннее ее пространство от листа к листу: форзац (изнанка переплета), титульный лист (буквенная композиция - название книги), фронтиспис (иллюстрация на левой стороне от титульного листа), страничные иллюстрации (рассказ о сюжете произведения), заставки и концовки.
Книги всегда были коммуникативным средством общения, как среди современников, так и между поколениями. Книга учит, информирует о настоящем и прошлом. Нередко именно книжное искусство (иллюстрированная книга) дает представление о важнейших событиях истории и о чертах культуры своего народа.
Такой вид изобразительной деятельности, как иллюстрирование литературных произведений, имеет многовековые традиции. Самые древние образцы книжного искусства дошли до нас с далекого XI века. Тогда книги еще не печатали, а писали от руки, но обязательно иллюстрировали и украшали. Главная ценность этих книг - миниатюры и орнаменты: фронтиспис, листовые иллюстрации, заставки, инициалы, концовки. Изобразительный язык миниатюр соответствовал своему времени - он отличался иконографическими и стилистическими признаками, едиными с фреской (роспись внутренних стен соборов) и иконой (1, 69, 106, 225).
Иллюстрированные рукописные книги рассказывают нам о жизни и художественной культуре русского Средневековья (XI-XVI века). Это: многие Евангелия, названные по городам, в которых были созданы, богослужебные и богословские книги, «житие» святых и много других. Миниатюра-фронтиспис (листовая заставка перед началом текста) часто была с изображением князя или святых, которым была посвящена книга, или с изображением стилизованных храмов (1, -с.274, 286). В листовых миниатюрах изображались образы евангелистов, сцены из жития святых и важные события из жизни страны, «...художественный язык миниатюр ясный, лаконичный, строго продуманный. Он подчинен одной цели - с предельной наглядностью выразить события, упомянутые в тексте» (1, -с. 405).
Одна из главных святынь христианского храма - Мстиславово Евангелие (для сына Владимира Мономаха). Красочная гамма миниатюр и орнаментов княжеских рукописных книг отличается праздничной яркостью, сочетанием насыщенных и полупрозрачных тонов при обильном применении золота (1, -с. 403). Во всех книгах такого плана, созданных в те далекие времена, поражает бесконечное разнообразие композиций в заставках и инициалах, которые отличаются прекрасными пропорциями, изяществом и легкостью рисунка. В традиционную ленточную плетенку введены птицы, грифоны, змееподобные существа и человеческие фигуры, нередко представленные в противоборстве друг с другом. Орнаментика этой плетенки, сама природа мотивов, мягкость колорита определяют основной тип декора русской книги. Удачные декоративные решения и впечатление пышности создается самым простым средством.
Рядом с роскошными рукописями существовали и более скромные, которые не уступали первым по декоративности украшения и по содержательности миниатюр. Например, в «Сказании о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Николы» и многих других миниатюры выразительные и содержательные, дающие информацию о быте, одежде и о том, с какими заботами жили люди. Вот содержание некоторых миниатюр: строительство моста через Днепр в Киеве в 1125 году (106, -с. 72), пахота (106, -с. 79), принос дани мехами (106, -с. 82), хозяйственные работы в монастыре (106, -с. 191), работа плотников (106, -с. 136), обучение грамоте (106, -с. 160) и так далее. «Художники, писавшие эти миниатюры, не могли не присматриваться к действительности для того, чтобы по требованию текста, воспроизвести в живописных изображениях малейшие подробности нашего древнего быта. Не смотря на отсутствие перспективы, они изображали ландшафты, города, постройки, дремучие леса» (106, -с. 190).
На рубеже XV и XVI веков возросший интерес к русской истории вызвал составление обширных летописных сводов. При Иване Грозном начинается грандиозная работа по обобщению и систематизации всего древнего письменного наследия. Наряду с богослужебными книгами начинает иллюстрироваться житейная, богословская, историческая литература. Наблюдается стремление к возможно более детальной изобразительной интерпретации замысла текста. Появляются новые технические возможности для развития иллюстрации графического типа - с XV века бумага вытесняет пергамент, став основным и единственным материалом для письма и графических работ. Создается полное собрание различных читавшихся на Руси произведений в десяти огромных томах. Появляются летописные своды, в том числе «Лицевой (т.е. иллюстрированный) летописный свод», - 6 томов охватывают русскую историю с 1114 по 1567 годы. В этих томах свыше 10000 многокрасочных прекрасно исполненных миниатюр-иллюстраций. В них об исторических и социальных событиях, о повседневных заботах русского народа (106,-с. 102, 104, 137).
С середины XVI века, с появлением книгопечатания в Москве, изготовление дорогостоящих рукописных книг значительно сократилось. Но рукописная книга продолжала играть важную роль в развитии духовной жизни общества и в становлении самого книгопечатания. Печатные книги продолжают быть реальными носителями ценной исторической информации. В них запечатлелись живые черты быта того времени. Эти книги интересны историческими портретами, архитектурными мотивами, подробным изображением бытовых сцен и деталей (1, -с.423-438)
Иллюстрирование как изобразительно-творческая деятельность школьников, его становление в педагогическом процессе обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства
В любом обществе всегда была потребность сохранить и передать потомкам то, что накоплено из поколения в поколение и имеет для него особую общественную ценность - явления, поступки, чувства, мысли и т.д. Эту миссию выполняет искусство - литература, музыка, изобразительное искусство, являясь незаменимой формой общения между поколениями и народами.
Изобразительное искусство - особая форма общественного сознания, связанная с эстетическим отражением человеком действительности в художественных, чувственно воспринимаемых, образах и обладающая огромной познавательной и общественной силой. Являясь источником познания, духовного обогащения и формирования мировоззрения личности (эстетические понятия и представления об окружающем мире в целом), изобразительное искусство, таким образом, всесторонне воздействует на сознание человека.
Изобразительная деятельность в общем понимании - специфическое, чувственно-познавательное освоение действительности художественно-творческим способом с взаимопроникающими психическими и художественно-изобразительными процессами (49, 103, 166, 170, 241). Изобразительная деятельность детей школьного возраста - это художественное отражение воспринимаемого ими предметного мира и явлений действительности в меру того, какими изобразительными средствами они владеют, как развиты их психические функции (44, 78, 79).
В обучении изобразительному искусству лежат общие принципы развития, только более связанные с эмоциональной и эстетической сторонами воздействия на личность, что придаёт изобразительной деятельности детей в общем развивающем процессе особую значимость. Ещё Коменский подчеркивал, что с детьми «более чем науками, нужно заниматься искусствами» (92, т. 2 -с.390). К сожалению, далеко не вся педагогическая общественность осознаёт это. Во многих общеобразовательных школах учебный предмет «Изобразительное искусство» до сих пор остаётся последним в списках учебных предметов по степени его важности.
Существует насущная необходимость приобщения подростающего поколения к миру искусства как источнику духовности и нравственности. Кризис духовности в современном мире приводит к все большему осознанию того, что развитие и благополучие общества невозможно без его духовного роста. Духовность включает в себя три начала (познавательное, нравственное, эстетическое), три сферы духовной деятельности - знание, нравственность, искусство. Им соответствуют духовные ценности - истина, добро, красота. «Истина, добро, красота - необходимая пища человека, без них изведётся человек, сгинет» (В. М. Васнецов).
Формирование культуры эстетической, нравственной, духовной лежит через широкую художественную грамотность - через уроки искусства в школе: литературу, музыку, изобразительное искусство. На уроках изобразительного искусства осуществляется введение школьников в «большое» искусство через их собственную изобразительную деятельность, в процессе которой они, приобретая определённые знания, умения и навыки, открывают для себя окружающую действительность и самих себя через эстетическое осмысление произведений искусства, предметов, явлений, поступков.
Одним из видов творческой изобразительной деятельности школьников, включенным в программы предмета «Изобразительное искусство» (161, 162, 164), является иллюстрирование литературных произведений (гл. 1.1). Этот вид детского творчества - сильнейшее средство художественного, нравственного и эстетического воспитания школьников. Знакомство с изобразительным искусством, с творчеством художников, постижение опытным путем секретов мастерства реалистической и выразительной передачи замысла литературного произведения развивает у школьников способность к творческой изобразительной деятельности, воспитывает у них интерес к изобразительному искусству и понимание его языка (10, 15, 16, 81, 113, 114, 140). А поскольку, живописные и литературные произведения, с которыми знакомятся школьники на уроках, несут в себе высокую нравственность и глубокий патриотизм, то уроки художественного иллюстрирования являются и уроками нравственности, и эстетического понимания природы вещей и явлений окружающей жизни, уроками истории и культуры своей Родины, рассказанной языком искусства (155, 231).
Значение иллюстративного рисования в изобразительной деятельности и интеллектуальном развитии школьников трудно переоценить. Если рисование с натуры развивает у школьников наблюдательность, глазомер, изобразительные знания и умения, обогащает запасом представлений об окружающем мире, а декоративное рисование развивает чувство ритма, гармонии цвета и понимание красоты, то процесс иллюстрирования литературного произведения, то есть, передачи его замысла, проявляет и развивает все стороны изобразительных, творческих и интеллектуальных способностей школьников.
Образная, нравственная и эстетическая насыщенность уроков художественного иллюстрирования, ее положительные результаты во многом зависят от учителя, от его компетентности, понимания своей высокой миссии. Весь процесс обучения должен нравственно воспитывать. Нравственностью должно быть естественно пронизано все общение учителя и учеников. Ведь учитель не только обучает техническим навыкам и приемам изображения, а учит миропониманию и как миропонимание выразить средствами искусства (75, 146, 220). Это современное понимание художественного иллюстрирования как обучающего и развивающего вида творческой изобразительной деятельности школьников.
Изобразительная деятельность, как воспитывающий, обучающий и в целом формирующий личность ребенка процесс, постепенно завоевывала место в воспитании и развитии детей по мере возрастания интереса к личности ребенка в семье и обществе.
Занятие рисованием - неотъемлемая часть детства, способ доступного для детей самовыражения - давно привлекало внимание педагогов-практиков и теоретиков
Рисование как обязательный учебный предмет было введено в программу общеобразовательных школ России в начале XIX века, после реформы 1803-1804 годов. Методика обучения рисованию начала делать свои первые шаги. Сначала методическими пособиями были краткие переводные руководства к «рисовальному художеству». Творческая изобразительная деятельность детей долгое время не рассматривалась в задачах обучения (150).
Большое влияние на развитие методики рисования в общеобразовательных школах оказала Академия художеств (82, -с. 205-216). С 1879 года при Академии были учреждены педагогические курсы «для приготовления учителей и учительниц рисования для учебных заведений России». С целью выработки методов преподавания рисования и составления учебных программ для общеобразовательных школ была создана специальная комиссия при Академии художеств. В эту комиссию входили выдающиеся художники И.Н.Ге, И.Н.Крамской, П.П.Чистяков. В методической записке были даны общие методические указания, единые для всех учебных заведений, с рекомендацией постепенного накопления и углубления знаний, совершенствования умений (175, -с. 64-65).
На рубеже XIX и XX веков существовал формальный подход к обучению рисунку. «Линии, углы, геометрические фигуры и тела, составленный из них же плоский орнамент - вот и весь материал, которым мы заполняли уроки рисования, нагоняя на детей тоску и вызывая отвращение к этому предмету» (15,-с. 6).
Основы представлений о развитии детей в процессе их изобразительной деятельности стали закладываться только в конце XIX века, когда значительно возросло внимание к детскому изобразительному творчеству и к художественному иллюстрированию в том числе.
Определение критериев оценки художественно-образной передачи замысла литературного произведения школьниками 5-6 классов на уроках изобразительного искусства
Эта глава посвящена разработке и экспериментальной проверке методической системы обучения школьников 5-6 классов творческому процессу передачи замысла литературного произведения на уроках изобразительного искусства. Эксперимент осуществлялся в три этапа: поисковый, констатирующий и формирующий. Поисковый этап включил в себя определение целей и задач организации обучения творческому процессу иллюстрирования, определение критериев оценки изобразительных и композиционных способностей подростков передавать замысел иллюстрируемых произведений. Констатирующий эксперимент, проведённый в условиях традиционного обучения (гл. 2.2.), позволил определить исходный уровень способностей подростков к изобразительно-творческой деятельности. По условиям формирующего эксперимента (гл. 2.3.) был организован процесс обучения учащихся 5-6 классов передаче замысла литературного произведения на основе иллюстрирования сказок (гл. 2.4.). По окончании эксперимента был проведён анализ его результатов и подведён итог.
Оценивая изобразительное творчество учащихся средних общеобразовательных школ в области иллюстрирования литературного произведения (русской народной сказки) на уроках изобразительного искусства, мы опирались на известную систему композиционных и изобразительных закономерностей, на основные компоненты творческого процесса профессиональных художников. Чтобы замысел картины был понятным для зрителя, художник «сочиняет» композицию картины для выражения этого замысла, выделяя смысловой центр и связывая с ним дополнительные элементы всеми рациональными изобразительными средствами. Художника заботит эмоциональная выразительность произведения, которую он достигает динамикой композиционного построения, ритмом цветовых пятен, колористическим решением и т.п. Правдивости изображения художник добивается благодаря своим знаниям о предметах и явлениях окружающего мира и благодаря владению техникой изображения - мастерством. На эту систему закономерностей в создании художественного произведения ориентируются педагоги в оценке детских рисунков при соответствующей адаптации к возрастным особенностям школьников: к особенностям восприятия окружающего предметного мира, к степени развития воображения, зрительной памяти, мышления, к их изобразительным умениям и навыкам, приобретённым на уроках. Учебно-творческие работы подростков, выполненные по тем же принципам выражения творческого замысла, показывают уровень их знаний об изобразительном искусстве, приобретённых умениях и навыках в изобразительной практике, показывают и уровень их «творческости». Поэтому важным является вопрос о критериях оценки композиционно-изобразительной передачи школьниками замысла иллюстрируемого литературного произведения.
Для оценки передачи замысла литературного произведения в иллюстрации мы выделили три блока критериев.
1. Процесс развития и реализации замысла.
2. Композиционно-смысловое решение замысла.
3. Изобразительно-образная выразительность передачи замысла.
При всём многообразии оценочных критериев в изобразительном искусстве мы выделили одиннадцать, с помощью которых возможно, на наш взгляд, достаточно полно оценить композиционные, изобразительные и творческие способности подростков передавать замысел литературного произведения в процессе иллюстрирования.
1. Процесс развития и реализации замысла.
Критерий 1. Первоначальный замысел в эскизе. Критерий 2. Развитие замысла. Критерий 3. Передача замысла.
2. Композиционно-смысловое решение замысла.
Критерий 4. Выделение сюжетно-композиционного центра. Критерий 5. Наличие дополнительных элементов и их связь с
главным элементом композиции. Критерий 6. Передача движения в композиции. Критерий 7. Композиционно-пространственное решение замысла. Критерий 8. Общая цветовая характеристика композиции.
3. Изобразительно-образная выразительность передачи замысла.
Критерий 9. Владение изобразительными средствами. Критерий 10. Изобразительная характеристика образов. Критерий 11. Образ природной среды.
Глубину передачи замысла литературного произведения композиционно-изобразительными средствами по каждому критерию условно рассматриваем по трем уровням:
1) низкий уровень,
2) средний уровень,
3) высокий уровень передачи замысла.
Подробная характеристика критериев: