Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Короткова Елена Ивановна

Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе
<
Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Короткова Елена Ивановна. Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 272 с. РГБ ОД, 61:07-13/548

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Теоретическое обоснование проблемы развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе 18

1.1. Художественное мышление, его сущность и пространственное видение 18

1.2. Психолого-педагогические особенности развития художественного мышления подростков 52

1.3. Педагогическая модель развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе 72

Выводы по первой главе 87

Глава вторая. Методика развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе 89

2.1. Факторы развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе . 89

2.2. Содержание репетиционной, концертной и внеклассной деятельности 124

Выводы по второй главе 157

Глава третья. Экспериментальная проверка методики развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе 159

3.1. Цель, задачи и методы экспериментального исследования 159

3.2. Содержание экспериментальной методики и её воплощение в учебном процессе 164

3.3. Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования и методические рекомендации 176

Выводы по третьей главе 191

Заключение 193

Список литературы 198

Введение к работе

Актуальность проблемы. Сегодня обществу требуются универсальные специалисты, способные переключаться с одного вида деятельности на другой. Умение осваивать новые специальности является ценным фактором выживания и развития человека в новых изменившихся условиях. Потребность времени направляет взоры учёных на поиски тех рычагов, которые помогут человеку в современном мире состояться как личности, реализовать себя, максимально раскрыть свои возможности. И закономерно то, что в последнее десятилетие внимание многих исследователей обращено к изучению такого явления, как художественное мышление, которое связано с активизацией работы всех (или почти всех) отделов коры головного мозга. Художественное мышление - это вид многостороннего мышления, включающего в себя как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Согласно мнению Гарри Алдера, Горварда Гарднера и команды психологов из Гарвардского университета (11), в настоящее время особенно востребован многосторонний интеллект. Это означает, что все известные виды интеллекта: вербально-лингвистический интеллект, логико-математический, телесно-двигательный, музыкально-ритмический, а также внутриличностный интеллект и межличностный, эмоциональный интеллект, -оказываются в равной степени необходимы современному человеку. Художественное мышление как феномен, сопряженный практически со всеми видами интеллекта, представляет в данном случае тот ориентир, который обеспечивает интеллектуальное развитие индивида. И в этой связи в музыкальной педагогике открываются вполне реальные перспективы для новых научных направлений. Практика, и конкретно музыкальная педагогика, ожидает новых знаний о художественном мышлении, и наука сегодня активно откликается на запросы практики. Следует констатировать, что обобщенных исследований, связанных с изучением механизма функционирования художественного мышления, разработано недостаточно, тем более, применительно к работе в школьном ансамбле

домр и балалаек. Это один из аргументов в пользу актуальности выбранной проблемы.

В свете программных заявлений Президента и Правительства России и Закона «Об образовании», определяющих курс образовательных реформ, направленных на модернизацию, стандартизацию и обновление содержания образования, поднятая нами проблема развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе (далее РХМП), выглядит весьма актуальной. В нашем случае решение данной проблемы предполагает обновление содержания учебной программы по классу ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе (далее ДМШ) и в детской школе искусств (далее ДШИ). Дело в том, что с 80-х годов XX века наблюдается переориентация музыкальных школ, которые сейчас не только дают начальное музыкальное образование, но и в значительной степени выполняют функции общего музыкального просвещения.

Проблема взаимосвязи художественного мышления и исполнительства на русских народных инструментах не нова. Однако в том виде, в каком нами сформулирована тема нашего исследования, а именно: «Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе» - данная проблема ни методически, ни научно не освещалась. В пользу необходимости и актуальности предлагаемой работы говорят и аргументы, связанные с особенностями развития подростка в домрово-балалаечном ансамбле. Настоящая работа представляет исследование заявленной педагогической проблемы с позиций разных научных направлений, таких, как: философия и искусствоведение, педагогика и психология, музыкальная педагогика и музыкальная психология, фольклористика и др.

Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы показал следующую степень освещенности проблемы. Взгляд на развитие художественного мышления в музыкально-педагогическом аспекте дан в трудах Н.П.Антонец, Л.В.Григоровской, И.В.Казуниной, О.А.Ковалевой, Е.П.Рожко (13; 61; 99; 112; 203). Здесь рассматриваются отдельные виды интересующего нас мышления:

художественно-образное мышление, - в четырёх первых случаях, и музыкальное полифоническое мышление у Е.П.Рожко (203). Динамику художественного сознания в музыкальном обучении при подготовке профессиональных музыкантов и музыкантов-педагогов показывает В.Г.Ражников (199).

Подход к исследованию художественного мышления, художественного сознания с позиций изобразительного искусства - у А.Н.Ворохоба, А.А.Голуба, Н.Л.Стариченко и других (50;59;220). Сквозь призму искусствоведения рассматривали художественное мышление С.М.Петриков (182), показавший исторический взгляд на развитие музыкального художественного мышления, и В.Ф.Жданов (80), исследовавший художественное мышление оперного певца. Философский аспект представили в своих трудах И.В.Вертиль, В.М.Видгоф, Н.И.Киященко, В.М.Кущев и др. (43;46;47;137) В русле языкознания и литературы данное явление изучали Т.И.Кучина, И.А.Лызова и др. (134; 143).

Разрабатываются проблемы музыкального мышления в музыкальной психологии. В этой связи назовём такие имена учёных, как В.И. Петрушин, В.Н.Суслова, К.В.Тарасова, Г.М.Цыпин и другие (187,6-114; 243,217-259). Восприятию музыки - одной из важнейших составляющих художественного мышления - посвятили свои труды многие музыкальные психологи, в их числе А.Л.Готсдинер, Д.К.Кирнарская, Е.Д.Критская, А.М.Смирнов и другие (60; 106; 128; 129;213). Затрагивает проблему художественного сознания и музыкального мышления в связи с исследованием слуха музыканта музыкальный психолог и искусствовед М.С.Старчеус (221). Освещение отдельных сторон заявленной проблемы можно встретить в работах А.Г.Гройсмана, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, Б.М.Теплова (музыкальная психология и музыкальная педагогика) (63; 152; 153; 166; 184;225). Методологические аспекты музыкального обучения разработаны в трудах Э.Б.Абдуллина (2; 3,122-132; 155,24-63).

Вопроса развития художественного мышления домриста с исполнительских позиций касаются В.С.Чунин (246), музыкального мышления инструменталистов-народников - И.Земцовский, Н.И.Степанов (85; 223; 223а). Вопросы орга-

6 низации работы с ансамблями и оркестрами русских народных инструментов нашли отражение в исследованиях В.И. Акуловича, СЛАфанасьева, М.В. Бут-невой, Д.И. Варламова, Р.Н. Варыпаевой, М.И. Имханицкого (10;18;35;36; 38; 39; 96;98); а также в трудах А.С. Каргина, Е.И. Максимова, Б.Д. Тихонова и др. (101; 146; 147; 148;227;228;229). Проблемой развития школьников средствами музыки и народного художественного творчества, разработкой учебников, программ и методического обеспечения музыкально-образовательного проекта в современной школе занимается Т.И.Бакланова (20; 21; 22; 23; 24).

Отметим и то, что подростковый возраст, как один из периодов развития личности, изучался многими педагогами и психологами, как российскими, так и зарубежными, среди которых в первую очередь назовём имена наших соотечественников. Это: П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Т.В.Драгунова, Н.Д.Левитов, Д.И.Фельдштейн, а также Б.Д.Эльконин, П.М.Якобсон и др. (27;28;29; 51; 72; 73; 74; 142; 234;235; 252;253; 258; 259). Сегодня в науке представлена довольно яркая картина возрастного развития личности, и конкретно, подростка. В музыкальной педагогике проблемы мышления подростков освещаются Ю.Б.Алиевым (12), психолого-педагогические подходы в работе с подростками - Т.Е.Кирпиченок, В.М.Подуровским и другими (108; 187,269-284). Проблема развития художественно-образного мышления подростков средствами музыки разрабатывалась в научных трудах Л.В.Григоровской и О.А.Ковалевой (61; 112), а средствами литературы - Т.И.Кучиной (134). Прослеживает художественное развитие подростков в процессе изучения гуманитарных наук С.И.Хмарский (239).

Объектом исследования является музыкальное воспитание и обучение подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.

Предмет исследования - педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.

Цель исследования - теоретически обосновать педагогические особенности развития художественного мышления подростков, разработать и апробировать его методику в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.

В основе исследования лежит гипотеза, согласно которой развитие художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе целесообразно осуществлять с учётом комплексного воздействия факторов, определяющих педагогические особенности данного процесса: выбор исполнительского стиля и репертуара, работа над интерпретацией музыкального текста, развивающие игры, а также репетиционная, концертная и внеклассная деятельность.

Задачи исследования:

на основе системного анализа, классификации и моделирования раскрыть сущность художественного мышления;

выявить педагогические особенности и факторы развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе;

разработать педагогическую модель развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ;

разработать критерии оценки художественного мышления подростков и выявить уровни развития художественного мышления подростков;

разработать и экспериментально проверить методику развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе, выявить педагогические особенности представленной методики и дать рекомендации по ее внедрению.

Методологическая основа диссертации. В настоящем исследовании отправными точками для разработки концепции развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ послужили идеи учёных, представляющих разные научные направления. Мы опирались: В философии: на идею С.И.Голенкова (58) об использовании понятий «предметный уровень» и «понятийно-мыслительный уровень», на концепцию

М.Генина о многомерном пространстве (55), на философско-психологическую теорию невербальной коммуникации В.П.Морозова (15, 303-331; 157), на концепцию художественной интерпретации Е.Г.Гуренко (65). В общей педагогике и психологии: на отдельные положения концепции струк-турно-уровневой теории психологического механизма творчества А.Я.Пономарёва (15, 114-142); на идею о природосообразности обучения чешского педагога Я.А.Коменского (115) и идею учёта индивидуальных возможностей ребёнка, получившие развитие в трудах русского педагога и психолога Л.С.Выготского (52); на концепции развития подростков, разработанные отечественными педагогами и психологами П.П.Блонским, Л.С.Выготским, Т.В.Драгуновой, Д.И.Фельдштейном, Д.Б.Элькониным и др. (27;28; 29; 51; 72; 73; 74; 235; 252; 253); на идеи возрастных периодизаций, основанных на таких критериях, как мышление, интеллект, художественное творчество. Авторы этих концепций: русский педагог и психолог П.П.Блонский, немецкий педагог и психолог Эрнст Мейман, немецкий психолог и философ В.Штерн, французский психолог А.Бине, американский психолог В.Лоуэнфельд и др. (27; 28; 150; 236). На концепцию развития памяти, представленную русским педагогом и психологом И.С.Сикорским (170, 187); на теорию развития психолога Л.И.Анцыферовой, и конкретно, на её идею о долгом (в течение всей жизни) развитии личности (14).

В музыкальной педагогике и психологии: в исследовании нашла отражение методологическая концепция Э.Б.Абдуллина (2; 3, 122-132; 155, 24-63), а также педагогические идеи о работе с музыкальными коллективами русских народных инструментов В.И.Акуловича, М.В.Бутневой, А.С.Каргина, Е.И.Максимова и других (10; 35; 36; 101; 146; 147; 148); идеи о трёхмодельном развитии народных инструментов С.С.Бирюковой (168, 3-4); отдельные положения концепций развития музыкального мышления М.С.Старчеус, Н.В.Сусловой, Г.М.Цыпина (221; 187, 6-114; 243); идеи о музыкальном восприятии, представленные в трудах российских психологов Д.К.Кирнарской, Е.Д.Критской(106; 128), а также немецких учёных З.Бимберг (S.Bimberg), З.Мёбиус (S.Mobius) и др. (261; 264)

В экспериментальной педагогике и психологии мы опирались: на теорию естественного эксперимента А.Ф.Лазурского (139), на идеи Г.Айзенка, Е.Рогова, В.Серебрякова, Е.П.Торранса и др. (8; 9; 191; 201; 210).

В музыковедении: нами воспринята и интерпретирована теория музыкального содержания ЕШ.Холоповой (241); идеи об особенностях народно-музыкальной культуры А. Кастальского (103); отдельные идеи из работ Н.И.Ефимовой, О.В.Комарницкой, А.Ю.Кудряшова, а также У.Бартельса (U.Bartels) и Х.Мюе (H.Miihe) и других (78; 79; 130; 130а; 260; 265).

Труды названных ученых, на идеи и концепции которых мы опирались, а также труды педагогов и исследователей Т.И.Баклановой, В.И.Закутского, Л.С.Зориловой, М.И.Имханицкого, Л.С.Майковской, Э.И.Петровой, В.И.Петрушина, Н.И.Степанова, В.И.Черниченко и других (19; 20; 21; 22; 23; 24; 82; 83; 89; 95; 96; 98; 145; 167,81-86; 184; 223, 223а, 244) послужили теоретической основой диссертации.

Методическую основу и нормативную базу исследования составляет новая концепция образования, стандарты государственного образца, положения о природе музыкальной деятельности в области развития художественного мышления; труды по методике преподавания музыки, раскрывающие специфику коллективной игры на народных инструментах и роль различных методов обучения в музыкальном образовании учащихся, а также результаты научных исследований в сфере педагогики.

При разработке проблемы использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Это: метод анализа научной литературы, системный анализ, моделирование и метод анализа результатов художественного творчества', а также наблюдение, эксперимент с включённым наблюдением и измерение. Для сбора необходимой информации мы прибегали к изучению архивного материала, беседам, опросам и интервью. При проведении эксперимента применялись также и методы тестирования и измерения.

Базы исследования: оркестр русских народных инструментов Дома метролога ВНИИФТРИ посёлка Менделеево Солнечногорского района Московской об-

ласти; детская музыкальная школа посёлка Менделеево Солнечногорского района Московской области; детская хоровая фольклорная студия «Росинка» при Музыкальном обществе г. Москвы. Экспериментальной базой явилась детская музыкальная школа №93 г. Москвы.

Организация и этапы исследования: 1993-2005гг- эмпирический этап. Создание класса ансамбля домр и балалаек как системы детских музыкальных коллективов в ДМШ №93 г. Москвы. Наблюдение, сбор архивных материалов. Разработка и апробация авторской методики развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе.

1999-2001 гг.- поисково-аналитический этап. Изучение и анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования. Данный вид исследования, как и работа с ансамблями, продолжался на протяжении всей работы над диссертацией.

2001-2002 гг. - Теоретическая разработка проблемы развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ. Подготовка эксперимента.

2002-2003 гг. - Проведение лабораторно-естественного многофакторного эксперимента на базе класса ансамбля ДМШ №93 г. Москвы. 2003-2005 гг. - Продолжение эмпирического исследования и обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Научная новизна исследования: 1 .Раскрыта сущность художественного мышления. Уточнено определение понятия «художественное мышление». Выявлены виды музыкального мышления, среди которых образно-пластическое мышление, художественно-образное, композиционное, стереомышление, пространственное и художественно-историческое. Показана взаимосвязь музыкального мышления и мышления в других видах искусства.

2. Выявлены педагогические особенности развития художественного мышления подростков, обусловленные спецификой учебно-воспитательной деятель-

11 ности в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ, а также факторы развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе, учёт которых позволяет совершенствовать процесс обучения и воспитания. Это: выбор исполнительского стиля (направления), выбор репертуара и работа над ним, интерпретация музыкального текста (подход с позиций теории музыкального содержания), развивающие игры, репетиционная, концертная и внеклассная работа.

3. Разработана, теоретически обоснована и экспериментально проверена педа
гогическая модель развития художественного мышления подростков в классе
ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе,
в основу которой по
ложена авторская методика. В её содержании:

представлено развитие различных видов художественного мышления,

учтены психолого-педагогические особенности развития подростка,

отражена специфика работы в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ, класс ансамбля представлен как система школьных ансамблей и как учебная дисциплина;

выявлены и прослеживаются во взаимосвязи пространство учебно-воспитательной деятельности и пространство художественного мышления.

4. Разработаны критерии оценки художественного мышления, позволяющие
определить: 1) степень владения основными логическими операциями; 2) про
явление основных компонентов художественного мышления; 3) проявление не
которых видов художественного мышления; 4) общую и музыкальную эруди
цию, эффективность мышления.

Определены уровни развития художественного мышления (от начального к высшему): 1) эмоциональный уровень, 2) эмоционально-образный, 3) эмоционально-рациональный, 4) рационально-эмоциональный. Теоретически выявлено и экспериментально доказано, что для подростков - учащихся ДМШ типичным является эмоционально-рациональное художественное мышление, которое прослеживается в развитии по трем уровням (ступеням): низкий, средний, высокий.

5. Разработана и экспериментально проверена авторская методика, в которой показаны методы, способы и приёмы развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ с учётом факторов, влияющих на данное развитие. Предложены методические рекомендации по развитию образно-пластического и художественно-образного мышления, композиционного и стереомышления, пространственного, художественно-исторического и других видов художественного мышления.

Теоретическая значимость исследования. В работе обоснована специфика развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек, меняющая традиционные представления в области преподавания ансамбля домр и балалаек и других художественных дисциплин. Разработана и представлена система взглядов, дающая новое научное видение художественного мышления и методики его развития. Это:

педагогическая модель развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе - авторская методика, включающая методику развития стереомышления;

три основных направления ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах (фольклорное, академическое и освоение неиспользованного пространства), влияющих на процесс развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ;

интерпретация музыкального текста в классе ансамбля домр и балалаек -подход с позиций теории музыкального содержания;

- класс ансамбля домр и балалаек как система ансамблей.
Практическое значение исследования. Исследование содержит методические

рекомендации, направленные на оптимизацию процесса обучения в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе и детской школе искусств, за счёт выявления и учёта в педагогической деятельности различных факторов развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ и многовариантности предложенной методики. Авторская методика развития художественного мышления подростков в классе ан-

самбля домр и балалаек внедрена в учебный процесс детской музыкальной школы №93 г. Москвы. Материал диссертационного исследования может представлять интерес для таких наук, как музыкальная педагогика и музыкальная психология, фольклористика и др., и может быть использован преподавателями ДМШ и ДШИ, преподавателями и студентами средних и высших музыкальных учебных заведений и педагогических вузов, а также руководителями детских и юношеских ансамблей и оркестров русских народных инструментов. С целью распространения основных идей, представленных в диссертации, методики и её практического использования автором были проведены сообщения по темам, отражающим главные идеи исследования. Выступления на методических объединениях народного отдела детской музыкальной школы №93 г. Москвы состоялись 11.10.2000г., 08.11.2001 г., 08.10.2002г., 10.11.2003г. и 01.11.2004г.

Положения, выносимые на защиту: 1. Сущность художественного мышления, его основные свойства, качества и способы проявления и функционирования раскрываются на основе системного анализа, классификации и моделирования. При этом:

художественное мышление обусловлено спецификой художественного творчества, предстаёт элементом системы взаимодействующих компонентов (художественное мышление, его виды и уровни развития, виды учебно-воспитательной работы, учебно-педагогический процесс);

основные виды художественного мышления и их взаимосвязь представлены в его классификационной системе тремя основными группами, объединёнными по следующим признакам: 1. По видам художественного творчества (по видам искусств). В данной группе выделено музыкальное мышление. 2. По форме проявления художественного мышления. Это: образно-пластическое мышление и художественно-образное, композиционное, стереомышление, пространственное и художественно-историческое. 3. По виду художественной деятельности (мышление автора, исполнителя, потребителя). В третьей группе выделены подгруппы по специализациям в различных видах деятельности.

- пространственная модель художественного мышления позволяет показать его
основные составляющие (уровни, виды), возможные направления развития ху
дожественного мышления личности и служит основой для создания педагоги
ческой модели РХМП, включающей методики развития разных видов художе
ственного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ.

2.Педагогические особенности РХМП обусловлены: а) подходом к проблеме с позиций музыкальной педагогики; предметной (частной) методикой; предметом - класс ансамбля домр и балалаек;

б) спецификой учебно-воспитательного процесса в детской музыкальной школе
и, конкретно, в классе ансамбля домр и балалаек как системе домрово-
балалаечных коллективов в ДМШ;

в) видами художественного мышления; методиками развития его различных
видов;

г) спецификой протекания процесса развития личности; психолого-
педагогическими особенностями подросткового возраста;

д) комплексным воздействием факторов развития художественного мышле
ния подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ.
Учёт их влияния
позволяет мобильно и эффективно использовать их в педагогическом процессе:
- выбор исполнительского стиля обусловлен выбором одного из трёх основ
ных направлений ансамблевой игры на русских народных инструментах
{фольклорного, академического и освоение неиспользованного пространства)
и
определяет специфические особенности художественного мышления музыкан
тов-исполнителей;

выбор репертуара и работа над ним связаны не только с конкретным исполнительским направлением (стилем), но и другими факторами;

подход к проблеме интерпретации музыкального текста в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ с позиций теории музыкального содержания отражает междисциплинарную связь в обучении и активизирует процесс РХМП;

положительную динамику РХМП даёт включение на репетициях и во внеурочное время (внеклассную работу) слушания музыки и игр, развивающих художественное мышление учащихся;

репетиционная, концертная и внеклассная работа оказывает наиболее эффективное воздействие на процесс РХМП при учёте указанных выше факторов в сочетании с другими видами учебно-воспитательной деятельности, влияющими на художественное мышление подростков.

  1. Педагогическая модель развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ, представленная авторской методикой, построена на сочетании и использовании различных видов учебно-воспитательной работы и факторов, направленных на развитие разных видов художественного мышления подростков (мышление композитора, исполнителя, слушателя; образно-пластическое, художественно-образное, композиционное, стереомышление, пространственное, художественно-историческое и др.). У преподавателя имеется возможность выбирать и регулировать форму, объем и степень сложности подачи (изложения) педагогического материала, учитывая уровни восприятия и освоения подростками данного материала и уровней развития художественного мышления подростков, создавая учебно-воспитательное пространство и взаимодействующее с ним пространство художественного мышления как диалектическое единство.

  2. Художественное мышление подростков-учащихся ДМШ соответствует эмоционально-рациональному уровню и прослеживается в развитии по трём позициям (низкий уровень, средний, высокий). В то же время в качестве предшествующих уровней рассматриваются эмоциональный уровень и эмоционально-образный, а как перспективный - рационально-эмоциональный.

  3. Авторская методика РХМП эффективна и оптимальна, так как является многовариантной и исходит из конкретных условий и возможностей учащихся-подростков, педагогов и музыкальных школ. В ней предусмотрены учёт, выбор и сочетание различных факторов и взаимодополняющих методик и технологий

16 по развитию разных видов художественного мышления, и конкретно, музыкального мышления.

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических подходов к изучению предмета исследования; применением различных методов исследования, адекватных поставленным задачам, и положительными результатами проведённого эксперимента; а также архивными и эмпирическими материалами, накопленными в течение 34 лет в процессе педагогической и исследовательской работы автора с детскими коллективами русских народных инструментов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях: 20-21 апреля 2000г. на конференции молодых ученых МГУКИ «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты»; 16-17 мая 2001г. на международной научно-практической конференции «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека»; 20 ноября 2001г. на научно-практической конференции на кафедре иностранных языков МГУКИ с обзором научной литературы на немецком языке по теме диссертации; 5 декабря 2001г. на научно-методической конференции «Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков» на кафедре музыкального образования МГУКИ; 5 марта 2003 г. на международной научно-практической конференциии на кафедре музыкального образования МГУКИ «Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы»; 18 ноября 2004г. на научно-практической конференции «Модернизация системы музыкального образования» на кафедре музыкального образования.

Структура диссертации. Диссертация представлена в виде рукописи. Она состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях; 1. Ансамбли русских народных инструментов в условиях переориентации музыкального образования. //Современная культура: теоретико-методологические аспекты: Материалы научно-практической конференции молодых ученых. -М.: МГУКИ, 2000. -С. 165-167.

  1. Основные тенденции развития ансамблевого музицирования на русских народных инструментах в детской музыкальной школе //XXI век: духовно-нравственное и созидательное здоровье человека: Сб. тезисов докладов международной научно-практической конференции. -М.: МГУКИ, 2001. -С. 135-136.

  2. Исполнительские стили. Работа над репертуаром в классе ансамбля русских народных инструментов в детской музыкальной школе //Проблемы музыкальной педагогики на рубеже веков: Материалы научно-практической конференции. -М.: МГУКИ, 2002. -С. 72-76.

  3. Современный подросток: поиск новых методов обучения и воспитания в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ //Музыкальная педагогика и исполнительство: традиции, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции 4-5 марта 2003 г.-М.: МГУКИ, 2003. -С. 109-114.

  4. Классификация художественного мышления //Созидательная миссия культуры: Сб. статей молодых учёных. -М.: МГУКИ, 2004. -С. 133-137.

  5. Класс ансамбля домр и балалаек в ДМШ //Модернизация системы музыкально-педагогического образования: Теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции. -М.: 2004. -С. 224-228.

  1. Модель художественного мышления //Созидательная миссия культуры: Сб. статей молодых ученых. -М.: МГУКИ, 2005. -С. 22-26.

  2. Уровни восприятия музыки как элемента системы невербальной коммуникации //Музыкальная педагогика и исполнительство Вып.УШ. -М.: МГУКИ, 2005.-С.67-72.

  3. Репетиционная работа в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ как фактор развития художественного мышления подростка //Современные подходы к проблеме развития одаренных детей в системе дополнительного музыкального образования: Материалы международной научно-практической конференции /Под ред. Максимова Е.И. -М.: МГУКИ, 2006. -С. 165-169. Ю.Художественное мышление и его классификация //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств №3 (15) июль-сентябрь 2006 г. Часть 1. -М.: МГУКИ, 2006. -С. 178-181.

Художественное мышление, его сущность и пространственное видение

Мышление, его качественные характеристики и основные уровни «Мышление» не является прерогативой лишь философии и психологии. Оно интересует также и другие науки, например эстетику, искусствоведение, семиотику, педагогику и т.д. Каждая из них подходит к данной проблеме со своих позиций, со своими критериями, рассматривает под определённым ракурсом, вкладывая в интересующее нас понятие свой смысл, и раскрывает его общие или конкретные существенные качества.

Философия определяет мышление как процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., как высшую ступень познавательного процесса. В семиотике мышление предстаёт деятельностью, состоящей из умственных действий, внешне проявляющейся в речи. В кибернетике мышление рассматривается как информационный процесс, выявляется общее и различное в работе ЭВМ и в мыслительной деятельности. Физиологию интересуют мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология рассматривает данное понятие как сложный психический процесс, как опосредованное отражение действительности в сознании человека.

В педагогике мышление как процесс познавательной деятельности исследуется с целью понимания явлений, происходящих в человеке, связанных с приобретением и передачей знаний. Познавательные способности являются определяющими и в обучении, и в общении людей, и в накоплении опыта. Нас интересует главным образом данный подход к проблеме: мышление, и конкретно, один из его видов - художественное мышление, как важнейший фактор в обучении коллективной игре на русских народных инструментах, и в процессе художественного освоения действительности.

«Мышление» - познавательная деятельность, связанная с работой мозга и основанная на способности человека отражать действительность с помощью понятий через логические операции с предметами и явлениями, не данными в непосредственное ощущение. Мышление - неотъемлемая составная часть процесса познания. Относительно взаимосвязи мышления и познания существуют различные взгляды, в том числе и полярные. Мы же склонны придерживаться традиционной позиции, согласно которой познавательный процесс включает в себя и непосредственное и опосредованное отражение действительности, выходя за рамки чисто мыслительной деятельности (120).

В процессе мышления человек использует различные приёмы, называемые логическими операциями, которые взаимосвязаны. Это: анализ и синтез; срав 20

нение, группировка и обобщение; абстрагирование и конкретизация; определение и различение. В мыслительном процессе применяются и такие логические операции, как классификация и систематизация, суждение и умозаключение.

Мышление характеризуется следующими основными качествами: быстрота (или скорость протекания мыслительных процессов), самостоятельность, критичность, гибкость, широта, глубина.

Целесообразная практическая деятельность (проверка истинности знаний)

Мышление выступает высшим уровнем процесса познания, тогда как начальной ступенью является чувственное отражение.

Факторы развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе

В работе с музыкальным коллективом всегда встаёт проблема выбора исполнительского стиля, выраженного в особом подходе к ансамблевой игре. В первую очередь это определяется художественным мышлением руководителя, его опытом, знаниями, а также объективными исторически сложившимися условиями, целями и задачами каждого конкретного школьного инструментального ансамбля. В то же время, выбранный исполнительский стиль влияет на формирование и развитие художественного мышления юных музыкантов, участников ансамбля. И этот важный фактор воздействия на сознание учащихся-подростков необходимо учитывать при исследовании заявленной проблемы.

К настоящему времени в практике ансамблевой игры на русских народных инструментах сложилось несколько исполнительских моделей (119; 123). Принято выделять две модели: 1) фольклорное музицирование, включающее «возрождение скоморошества»; и 2) академическое исполнительство, берущее своё начало от традиций, заложенных В.В. Андреевым и его сподвижниками. Существует ещё одна модель, которую условно можно назвать моделью освоения неиспользованного пространства. Она строится на активном применении новаций в звукоизвлечении, а также на нетрадиционном сочетании различных инструментов. Отметим, что «о трёхмодельном развитии инструментов» говорит С.С. Бирюкова (168,4). Отталкиваясь от данной идеи, исследуем основные направления и предложим три модели развития ансамблевого музицирования на русских народных инструментах.

Первая модель - это непринуждённое исполнение с элементами театрализации, с применением навыков подбора по слуху и импровизации. Она (модель) менее всего связана с готовым текстом и предполагает его свободную трактовку по принципу вариационного изложения. Одной из основных трудностей на пути возрождения фольклорных форм музицирования является то, что устная традиция профессиональной ансамблевой игры на русских народных инструментах практически была утрачена. Исторически, с одной стороны, это обусловлено гонением на скоморохов и уничтожением скоморошества в XVII веке, а с другой, - этому способствовало распространение письменности.

Фольклорный исполнительский стиль предполагает наличие своего репертуара, для которого характерно преобладание обработок народных мелодий или оригинальных сочинений в духе «скоморошества», причём каждое исполнение - это неповторимое сиюминутно рождённое творение, которое может быть всем хорошо знакомо, но представлено всякий раз по-новому. Для начинающих исполнителей некоторые варианты таких произведений как образцы могут быть даны в нотах и в звукозаписи.

В ДМШ, и чаще в ДШИ, наметилась робкая тенденция к возрождению фольклорных форм музицирования. Актуализация данного направления вызвана потребностью обращения к истокам национальной музыкальной культуры в системе музыкального образования. Несмотря на кажущуюся простоту и лёгкость скоморошества, ансамблевое исполнение в истинно фольклорном стиле -работа наиболее трудоёмкая, требующая большего времени в обучении. Помимо совершенного владения игрой на инструменте возрастает необходимость развития способности подбора по слуху и выработки навыков импровизации. Учащиеся должны не только обладать отличным слухом, но и быть в большей степени готовыми к творческому созиданию. Художественное мышление участников ансамбля в данном случае проявляется не только как мышление исполнителя, но и как мышление импровизатора, создателя, автора.

Работа в классе фольклорного инструментального ансамбля построена на овладении его участниками игровыми навыками с использованием различных схем-попевок, наигрышей для свободного вариационного изложения. На уроках появляется необходимость выделения достаточно времени для обучения юных исполнителей сценическим движениям и умению общаться друг с другом и с публикой. В музицировании в традициях скоморошества ярко проявляется синтез «музыка + театр». Здесь уместно сочетание игры на одном или нескольких инструментах, пение, декламация, танец и т.д.

Цель, задачи и методы экспериментального исследования

В предыдущих главах изложено теоретическое обоснование заявленной проблемы и предложена педагогическая модель РХМП. Причём, в первой главе дана научная интерпретация теоретической (универсальной) модели РХМП и выявлено содержание объективного смысла абстрактного «универсума». А при помощи обыденной интерпретации, связанной с толкованием эмпирического педагогического материала, создана практическая модель, представление и проверка которой начата во второй главе и завершается научным экспериментом в третьей.

Необходимо отметить, что наша педагогическая модель, по своей сути, является авторской методикой РХМП, которая представляет систему методов, способов и приёмов, направленных на развитие художественного мышления подростков при работе в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ. В диссертации показаны реально действующие методики проведения репетиций, концертов, внеклассной (внеурочной) воспитательной работы. В них отражена педагогическая деятельность, сопряжённая с выбором исполнительского направления (стиля) и репертуара, работа над ним, предложены программы по слушанию музыки, посещению концертов, методика проведения развивающих игр. В третьей главе, в дополнение к материалу, изложенному ранее, представлены четыре учебных годовых программы, апробирование которых проводилось в рамках экспериментального исследования, соответственно, по четырём методикам. 3.1. Цель, задачи и методы экспериментального исследования

Эмпирическое исследование в настоящей диссертации имеет цель проверить предположения, возникшие в ходе теоретической разработки заявленной проблемы, а также представить практический взгляд на изучаемую проблему. Для осуществления данной цели необходимо решить ряд конкретных задач. А именно:

- Проверить гипотезу о существовании такого явления как художественное мышление подростка.

- Проверить гипотезу о существовании связей: а) между учебно-воспитательной деятельностью в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ и развитием художественного мышления подростка; б) между видами художественного мышления; в) между видами учебно-воспитательной работы.

- Проверить гипотезу о существовании причинной зависимости развития художественного мышления подростка от учебно-воспитательного процесса в классе ансамбля домр и балалаек в ДМШ.

При проведении опытно-экспериментальной работы использовались следующие общенаучные эмпирические методы: наблюдение, эксперимент и измерение. Собственно эксперимент применялся лишь для обнаружения причинной связи развития художественного мышления подростка и учебно-воспитательной деятельности в классе ансамбля.

Элизабет Ноэль (Noell, Elisabeth) так определяет интересующее нас понятие: ««Экспериментом» можно назвать все исследования, в которых намеренно вводится в действие контрольный фактор, причем в условиях, которые позволяют измерять его влияние» (171,212).

Мы имели возможность проводить включённое наблюдение, так как исследователь, являясь преподавателем в классе ансамбля, не только руководил педагогическим процессом, но и был членом музыкального коллектива, и неоднократно выступал вместе с учащимися в составе ансамблей.

Нам удалось такой вид исследования, как наблюдение, проводить в классе ансамбля в ДМШ №93 не только активно, но и планомерно, целенаправленно и систематично на протяжении достаточно длительного времени: с сентября 1993 года по апрель 2005 года. Эксперимент был осуществлён в рамках одиннадцатилетнего эмпирического исследования и продолжался один учебный год. В нашей ситуации один учебный год является оптимальным сроком. Во-первых, в

161 течение выбранного периода максимально сохраняются заданные экспериментальные условия, обеспечивается стабильность состава групп. В музыкальной школе каждый новый учебный год сопряжён со значительными переменами: обновляются составы ансамблей, меняются и условия учебно-воспитательной работы. Могут появиться реальные перспективы зарубежной концертной поездки или коллективного отдыха и занятий в летнем лагере, то есть могут возникнуть новые мотивы и условия обучения. Во-вторых, для подростка, один учебный год - это период, сопровождающийся, как правило, значительными изменениями, связанными с развитием ученика. И, в-третьих, подчеркнём ещё раз, эксперимент проходил на фоне 11-летнего эмпирического исследования. При анализе и интерпретации результатов, полученных экспериментальным путём, учитывалась информация, полученная в предшествующий период, а выводы по эксперименту были проверены в процессе последующих двух лет работы в классе ансамбля домр и балалаек.

Похожие диссертации на Педагогические особенности развития художественного мышления подростков в классе ансамбля домр и балалаек в детской музыкальной школе