Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Фляха Мечислава Иосифовна

Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов
<
Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фляха Мечислава Иосифовна. Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов : ил РГБ ОД 61:85-13/870

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования православного воспитания 17

1.1. Методологические подходы к исследованию. Феномен русской педагогической культуры . 17

1.2. Православное воспитание: сущность и особенности 49

1.3. Историко-педагогический аспект становления православного воспитания и образования на Руси 82

Глава 2. Жизнеописание схиархимандрита Иоанна (Маслова) и его богословско-педагогическое наследие. 121

2.1. Жизненный путь глинского старца как пример воплощения православного учения 121

2.2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) — русский пастырь и педагог 148

2.3. Богословско-педагогическое наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) 203

Глава 3. Учение о спасении как основа православного воспитании (по трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова) 236

3.1 Спасение как духовно-жизненный процесс. Объективная сторона спасения. Значение церкви 236

3.2. Субъективная сторона спасения. Личное участие человека в деле спасения 268

3.3. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» — система ключевых понятий православной педагогики. Концепция православного воспитания в трудах схиархимандрита Иоанна (Маслова) 300

Глава 4. Педагогическое наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) в свете святоотеческой традиции ив контексте непрерывного образования 332

4.1. Педагогические аспекты служения священника. Методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути человека (младенчество, отрочество, юность, зрелый возраст, старость) 332

4.2. Педагогика старчества. Монастырская педагогика 365

4.3. Значение богословско-педагогического наследия Иоанна (Маслова) и его использование в

современной системе образования. 407

Заключение 441

Библиографический список 444

Приложения 473

Введение к работе

"Культурно-историческая целесообразность знания русского языка, одного из богатейших развитых языков современности, осознана в разных странах в связи с ролью Советского Союза на международной аране, в связи с его борьбой за мир, справедливость, международное понимание и сотрудничество" / 86, с.48/.

Значение русского языка как одного из основных средств осуществления международного культурного и научного сотрудничества неоднократно подчеркивалось в решениях различных компетентных организаций и форумов. В качестве примеров можно было бы назвать Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975), в котором имеется специальный раздел "Иностранные языки и цивилизация" /4/, а также специальную резолюцию XXI сессии Генеральной Конференции ШЕСКО (Париж, 1980) /86, с.50/.

Большой вклад в распространение русского языка, в лингвометодическое описание его вносит Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Интерес к русскому языку, в связи с расширением сферы его применения в жизни различных стран, с каждым годом растет, русский язык изучают школьники и студенты, аспиранты и стажеры, туристы и деловые люди.

В зависимости от контингента и конкретных мотивов изучения языка создаются различные программы и учебники, используются разнообразные форды и методы обучения.

Обучать иностранному языку - это значит учить использованию его в живом общении или учить чтению литературы (общественно-политической, научной, художественной), иными словами, это значит учить пользоваться языком, исходя из конкретных целей и задач человеческой деятельности.

"Цели могут быть избирательными (например, овладеть навыками и умениями чтения научно-технической литературы) и комплексными. В советской методике считается необходимым достижение комплексных целей обучения: учащийся должен уметь и говорить, и воспринимать речь на слух, и читать, и писать по-русски" /50,с.15-16/.

Конкретное воплощение целей обучения зависит от множества причин: возраста и образовательного уровня учащихся, сроков и специализации обучения. Эти причины в комплексе способствуют мотивации овладения изучаемым языком.

Избирательные цели могут диктоваться конкретными условиями обучения. Например, если русский язык изучают студенты неязыкового вуза, расположенного вне пределов Советского Союза, то главная задача состоит в том, чтобы научить студента читать и понимать литературу по специальности, научить его общению с коллегами других стран в период работы международных конференций и конгрессов (известно, что русский язык довольно часто избирается как один из официальных рабочих языков на международных форумах) и т.п.

Избирательные цели могут быть сознательно сужены преподавателем в зависимости от этапа обучения, а также от необходимости обучения одному из языковых аспектов или одному из видов речевой деятельности.

Обучение иностранных студентов русскому языку с учетом их будущей специальности невозможно без целенаправленной системы работы по научной лексике. Отбор и описание специальной лексики являются важными с дидактической точки зрения, так как исключают стихийность в обучении, способствуют интенсификации учебного процесса.

По-нашему мнению, отобранный материал, отвечающий задачам обучения русскому языку студентов-поляков, должен обеспечить им практическую возможность выражения своих мыслей и вооружить их средствами совершенствования своей специальности.

К сожалению, в методической литературе вопросам отбора и обучения специальной лексике, в частности агрономической, уделяется все еще недостаточное внимание.

Методических пособий, которые могли бы помочь преподавателю наметить конкретную систему лексических упражнений при обучении языку специальности, недостаточно, а по специальности агронома вообще не существует. Описание этого пласта сельскохозяйственной лексики русского языка и разработка конкретной методики обучения позволят решить проблему полноценной подготовки будущих специалистов для сельского хозяйства.

Причем отбор и описание сельскохозяйственной, и в частности агрономической лексики, целесообразно проводить с учетом родного языка учащихся (в нашем случае, польского) на основе выявления сходства и различия русского и родного языков. В этом плане проблема описания агрономической лексики и обучения этой лексике студентов-иностранцев является актуальной как с точки зрения лингвистики, так и с точки зрения методики, иными словами, актуальность темы исследования соединяется с ее практической значимостью.

Недостаточность разработки этого вопроса в методической литературе, ее актуальность, а также собственные наблюдения в процессе обучения специальной лексике определили выбор темы нашего исследования.

Гипотеза исследования: Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у польских студентов сельскохозяйственного вуза, обучающихся русскому языку, не выработаны умения активно использовать специальную (агрономическую) лексику во всех видах речевой деятельности.

Цель исследования заключается в разработке экспериментально обоснованной методической модели обучения специальной (агрономической) лексике русского языка в условиях неязыковой среды. Интересные наблюдения в области агрономической лексики, сделанные некоторыми исследователями /76, с.77-87/, не преследуют учебных целей.

Чтобы обеспечить эффективность преподавания русского языка на агрономическом факультете сельскохозяйственного вуза, требуется анализ агрономической терминологии, отражающей понятия базовых учебных дисциплин, и разработка методов презентации и активизации отобранной лексики.

В основу предлагаемой модели опытного обучения специальной -агрономической лексике был положен принцип комплексной организации лексического материала, который опирается на следующие факторы:

1) системно-тематическая классификация агрономической лексики, отобранной для учебных целей;

2) сопоставительное описание агрономической лексики в русском и польском языках в лингводидактических целях;

3) обучение агрономической лексике в языковых структурах, типичных для научного стиля речи;

4) отбор учебных текстов, включающих программный лексико-грамматический материал;

5) целенаправленные способы семантизации лексики и пути ее активизации;

6) эффективное использование агрономической лексики в разных видах профессионально-речевой деятельности.

Комплексный подход к обучению специальной лексике с опорой на языковые структуры, типичные для научного стиля речи, предполагает неразрывную связь всех уровней языка (лексики, грамматики, фонетики) и как следствие коммуникативную целеустановку.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы предстояло решить следующие задачи:

1) отобрать специальную лексику, отвечающую задачам обучения русскому языку студентов-поляков агрономического факультета;

2) провести тематическую классификацию отобранной лексики;

3) сопоставить агрономическую лексику русского и польского языков с целью выявления лексико-грамматических трудностей и возможных фактов интерференции;

4) выявить уровень знаний студентов по русскому языку на разных этапах обучения;

5) разработать программу опытного обучения;

6) отобрать текстовой учебный материал по предмету избранной специальности;

7) проверить эффективность предлагаемой системы обучения.

При решении указанных задач применялись различные методы и приёмы научного исследования:

а) изучение лингвистической и методической литературы по исследуемой проблеме;

б) анализ системных отношений агрономической терминологии

в русском и польском языках;

в) констатирующий эксперимент и опытное обучение;

г) анкетирование и беседа;

д) обобщение опыта работы преподавателей русского языка в польской аудитории и личного 13-летнего опыта работы в Варшавской сельскохозяйственной академии.

Научная новизна выполненного исследования заключается в комплексном описании агрономической лексики, с определенной методической установкой:

- составлен учебный словник, включающий 1080 единиц;

- произведена тематическая классификация русской агрономической лексики в соответствии с основными отраслями агрономии;

- дано сопоставительное описание агрономической лексики в русском и польском языках в учебно-методических целях;

- разработана методика обучения агрономической лексике.

Практическая значимость работы состоит в описании определен ного пласта специальной (агрономической) лексики с целевой направленностью на учебный процесс и в разработке такой системы ,обучения специальной лексике, которая обеспечивает потребности коммуникации в профессиональных сферах речевого общения.

Данные, полученные в результате проведенных исследований, окажут существенную помощь:

1) методистам и авторам программ, учебников и учебных пособий или методических рекомендаций по русскому языку, которые создаются с учетом специальности и национальности учащихся;

2) специалистам, занимающимся составлением словарей-минимумов;

3) преподавателям русского языка как иностранного, работающим в сельскохозяйственных вузах.

В основу диссертации положены материалы, связанные с изучением лингвистической, методической и литературы по специальности; результаты анкетирования работников научно-исследовательских институтов и опытных хозяйств, сотрудников агрономического факультета, данные, полученные в ходе экспериментального обучения, проведенного в Варшавской сельскохозяйственной академии в течение 1980/81, 1981/82, 1982/83 учебных годов. Работа проводилась на агрономическом факультете. Экспериментальной и опытной работой было охвачено 600 студентов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и при-ложения.

Во введении излагается обоснование выбора темы исследования, характеризуется ее актуальность, научная новизна и практическая значимость.

В 1-ой главе обобщаются вопросы преподавания специальной лексики, приводится характеристика основных критериев, положенных в основу отбора агрономической лексики; приводится описание констатирующего эксперимента и анализ его результатов.

Во П-ой главе представлено описание агрономической лексики в сопоставлении с польским языком. 

Ш-я глава посвящена методике работы по усвоению агрономической лексики в польской аудитории. Диссертация завершается выводами по результатам исследования, библиографией. Приложение содержит учебный словник агрономической лексики, а также тексты по темам программы опытного обучения.  

Методологические подходы к исследованию. Феномен русской педагогической культуры

Содержание и структура любого исследования во многом определяется его методологией. Методология — это совокупность приемов исследования, применяемых в научном познавании мира. (510, 346)

Определить методологические основания исследования - это значит определить совокупность исходных положений; теорий: и подходов, с позиций которых понимается? сущность изучаемого явления, моделируется представление о нем, осуществляется поиск механизмов, средств и условий его развития. В качестве таких подходов нами были определены антропологический, культурологический, системный и:богословский, позволяющие с наибольшей полнотой описать изучаемое нами явление, выделить его сущностные черты, увидеть тенденции его развития.

Антропологический подход. Прежде всего, необходимо отметить, что к настоящему времени существуют различные направления антропологии. В частности, выделяют философскую, социальную, культурную, религиозную, психологическую, педагогическую антропологию (508, 91). Вместе; с тем, ученые говорят о том, что поиски оснований для систематики: антропологии еще далеко не закончены. (508, 91) Свои; варианты знаний о человеке и систематики представляют такие отечественные: авторы,, как: В.С.Барулин. В.її.Борзенко, П.С.Гуревич, Б.В.Марков, ИЛ\Фролов и др. (572) Каждая из этих концепций делает акцент на определенных сторонах человеческого бы-тия: биологической духовной, творческой и т.д.

Однако в центре различных подходов — образ человека, который в каждой из систем далеко не тождественен.

Определение человека во всей его полноте и целостности дает христианская антропология - традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Особенностью христианской антропологии является то, что она неразрывно связана с христианской антропогенней- учением о происхождении человека, и христианской сотериологией -учением о конечной цели его бытия; Согласно этим учениям,. Бог создал человека после сотворения духовного и физического мира, мир создандля человека, человек является венцом и завершением всего земного творения: В этом, согласно христианской оценке, - невыразимая полнота проявления величайшей благости Божией к нему.

Человек существенно отличается: от прочих тварей видимого мира и по образу своего происхождения. Сотворению человека предшествовал Совет Святой Троицы: Бог благоволил сотворить существо высокого достоинства и особого назначения. Человек вышел:из;рук Творца в совершеннейшем виде как по своей телесной, так и по духовной природе.

Творец определил человеку не только важную роль в мироздании, но и предназначил; его для вечного единения с Самим Собой. Человек получил от Бога: нечто особое, присущее только ему одному - дыхание жизни, которое Создатель вдунул в его лицо (Быт. 2, 7). Именно это дыхание жизни определяет положение: человека как высокое, «преславнейшее, благороднейшее, достойнейшее, великолепнейшее...» (220, 169)

Человек как венец творения создается:Богом по Его образу и подобию. Бог по своей природе есть І чистейший всесовершеннейший Дух, поэтому образ Божий в человеке следует видеть, в его невещественной душе, которая облечена благородием, красотой, великолепием: и бессмертием. Человек-должен сознательно стремиться к: своему Первообразу и исполнять Его святую волю. Образ Божий в человеке есть частица дыхания Божественной жиз-ни. Образ Божий - это дарованная Богом человеку душа.

Душа является не:только образом Божиим, она обусловливает наличие в человеке Его подобия. Имея образ Божий в себе, человек должен, как уже отмечалось, постоянно уподобляться своей жизнью Первообразу и через это быть наследником вечных благ. Образ - в душе, подобие же - в добродетелях.

Наиболее ценным: качеством души, отличающим ее от окружающего мира, как уже отмечалось, является ее духовность. Поскольку душа есть дух, она должна постоянно устремляться;к Богу, богоуподобляться, чтобы соединиться с Ним в вечности. Она; произошла от Бога, к Нему и должна возвратиться. Ничем иным она не удовлетворит свою духовную жажду и не может обрести спокойствие.

Этого богоуподобления душа человека «сподобляется» [удостоивается] при помощи Святого Духа, содействующего ей в осуществлении ее высокого назначения. Для того, чтобы Дух Святой мог постоянно пребывать в душе и помогать ей в деле спасения, человек, со своей стороны, должен стремиться к «стяжанию» [приобретению] душевной чистоты, потому что Бог «только... в чистой душе живет». (220, 169).

Вместе с тем, сущность человека определяется не только душою, но и его телом,,так как Бог является-Создателем человека5 как по душе, так и по телу. Душа и тело в человеке очень тесно связаны между собою: части и органы тела человека представляют собой в высшей степени «премудро устроенный сосуд», носящей в себе бессмертную душу.

Хотя тело человека является «прахом и пеплом» и подвластно смерти и разложению, в нем также есть красота и стройность. Вместе с тем,-душа является существенно более важной составной частью сущности человека. «Красота душевная вечнаесть.., красота же.телесная временна есть», - пишет святитель Тихон Задонский (220, 168).

Красота, гармоничность и целесообразность в устроенииt тела; побуждают человека задумываться над тем, какова же тогда Богопросвещенная, бессмертная и вечная душа.Душа предназначена к временному пребыванию в теле, однако она- есть начало самостоятельное, обладающее разумностью, свободой и бессмертием. Если тело - низшая часть человеческого естества - не может существовать без души, то душа, напротив, освободившись от тела, возносится «горе» [вверх] для вечной жизни в Боге.

Поскольку Творец: является всемогущим, то Он и человека наделил способностью к творческому созиданию и владычеству. Человеку, по Божию повелению, служит не только земля с ее обильными плодами, но и небо с его прекрасным устройством. Таким образом, христианская антропология; утверждает, что человек -существо духовно-телесное. Тело — низшаячасть человеческого естества- не может существовать без души и должно ей подчиняться. Наиболее ценным качеством души, отличающем ее от окружающего мира, является ее духовность.

Мир видимый - антропоцентричен: он создан для человека. Душа человеческая своим великолепием превосходит весь видимый мир с его пре-красным устройством и красотой: Отсюда становится ясной первостепенная роль человека в мире.

Душа человека является не только образом Божиим, но и обусловливает наличие в человеке подобия Божия. Образ - в душе, подобие же — в добродетелях.

Поскольку чистота, бесстрастие, блаженство являются;неотъемлемыми свойствами человека, данными ему при творении, то он должен постоянно направлять свои силы к добру, чтобы сохранить эти Божественные дарования и: тем уподобляться: Богу. Конечная цель, земной жизни і человека- развить все свои духовные силы, направить их к Богоуподоблению, достичь Богопо-добия (обожения, святости) при благодатнойшомощи свыше.

Жизненный путь глинского старца как пример воплощения православного учения

Примеры: жизни подвижников благочестия имеют первостепенное значение в деле православного воспитания; Если пример жизни «обычных» людей достаточно сильно влияет на сердце и волю человека,то тем более важен пример людей, свято проживших жизнь: он возбуждает желание подражать, стремление к добру и духовной жизни. Факты; биографии помогают глубже понять смысл сочинении подвижника.

По словам вселенского учителя и святителя Василия-Великого, «когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку [т.е. Бога] прославляем в рабах Его...Самим праведникам не нужно приращение славы, но нам, которые еще в этой жизни, необходимо памятование для подражания. Как за огнем само собою следует то, что он светит, и за миром— то, что оно благоухает, так и за добрыми делами необходимо следует полезное» (210; 124).

Жития святых - это своеобразные «биографии» людей, канонизирован-ных- христианской: Церковью: Вместе с тем, житие того или иного святого — это не; столько описание его жизни, сколько описание его пути к обожению, спасению души. (152,8-11). Характер житийной (агиографической) литературы непосредственно соотнесен со? всей системой религиозных, воззрений народа, с его культурой, традициями и обычаями, особенностями его мировоззрения и духовности, с ценностями и идеалами народа, сложившимися на протяжении всей его истории; Именно поэтому житийная литература играет особую роль в воспитании и образовании как отдельного человека, так и нации в целом.

Почитание святых проявляется в поклонении им и призывании их как посредников между людьми и Богом. Оно основано на представлении о том, что святые, согласно христианскому учению, являются «вместилищами Божественной благодати» (152, 76). Св. Иоанн Дамаскин относит к ним слова Св. Писания: «Вселюсь в вас и буду ходить среди вас, говорит Господь, и буду вашим Богом» (225, 11-12). Учение о почитании святых как часть христианской догматики было утверждено VII Вселенским собором в Никее в 787 году.

В российской отечественной традиции издревле было укоренено чтение житийной литературы. Этот обычай был неразрывно связан со всем укладом русской жизни, который, почти на; всем протяжении русской истории был церковным, т.е. непосредственно связанным с жизнью Церкви, церковным календарем, богослужениями: и содержал, по мнению схиархимандрита Иоанна (Маслова), во всей полноте черты глубокой христианской древности (227, 18). Он пишет о том, что отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие, которое глубоко поражало иностранцев. Духовным идеалом людей;того времени,, по утверждению отца; Иоанна, был монах — подвижник, всецело»посвятивший; себя служению Богу. Поэтому монастырский у став определял всю жизнь русских людей. «Отличие мирян состояло лишь в том, что они могли І вступать в брак и заниматься мирскими делами; во всем же остальном должны были подражать монахам. Ив домашнем быту, и в общественной жизни чувствовался! монастырский уклад. Особым почтением и уважением: пользовалось у русских людей духовенство» (227, 22).

Вместе с тем, отмечает отец Иоанн, монастырский уклад жизни был не чем-то извне насаждаемым, а вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением; сосредоточенности: на: внутренней, «невидимой» брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках этого строгого уклада, регламентирующего все стороны жизни, русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Им была свойственна необыкновенная жизнерадостность, оптимизм, острый природный, ум, духовная образованность, гостеприимство и радушие. (227, 16).

Неудивительно поэтому, что русские люди во все времена, особенно в сложные исторические эпохи, искали этого идеала правды и святости, испытывали потребность в духовных вождях, в примерах, ибо сказано в Священном Писании: «с преподобным преподобным будеши, а со строптивым раз-вратишися» (Пс. 17,26—27).

С историческими личностями, святыми, подвижниками — такими, как Борис и Глеб, преподобные Сергий Радонежский и Феодосии Печерский, святители Тихон Задонский и Митрофаний Воронежский, и. многими-многими другими ассоциировались самые лучшие устремлениярусских людей. Об этом свидетельствует, в ряду других русских мыслителей,.Ф:М. Достоевский: «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать. Л идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений. Они срослись с душой его искони и наградили ее навеки простодушием и честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом».

Большое влияние на нравственное состояние русского народа оказывали русские пастыри-подвижники; Прежде всего, это были, люди, которые заботились о спасении не только своем, - но и своих: ближних. Души их были озарены Божественной І благодатью, изливавшейся на всех людей, притекавших к их духовному окормлению, истерзанных грехом,. потерявших или не нашедших смысла жизни; скорбящих и страждущих, ищущих вразумления, утешения, духовной поддержки, разрешения своих сомнений и недоумений.

Главное в них оыло то, что все они - словами и делами; всемсвоим оо-ликом - призывали помнить о смысле и:цели земной жизни человека. Таким истинным подвижником, подлинным русским пастырем был схиархимандрит Иоанн Маслов.

Епископ Новогрудский и Лидский Гурий, наместник Успенского Жи-ровицкого монастыря так пишет о нем: «Отец Иоанн неоднократно говорил своим духовным чадам, что жизнь их должна быть целенаправленной, и призывал их помнить, во имя чего они живут на земле. Помнить, НЄ:только во время молитвы и богомыслия, помнить на протяжении всего дня, заполненного трудам, отходя ко сну и вставая утром... Помнить о том, что, как сказал преподобный Серафим Саровский, цель жизни христианина — стяжание Духа Святого Божия». Этой щели сам отец Иоанн достиг еще в земной жизни. «Он стяжал благодать Святого Духа, - подчеркивает епископ Гурий, - потому и тянулись к нему бесконечной вереницей люди разного сословия и звания, чувствовали сердцем особую силу, исходившую от этого необыкновенного старца... Ибо, хотя и скрывал отец Иоанн свои подвиги, но благодать Божия, которую, как горящую свечу, скрыть невозможно, влекла к нему сердца желающих спастись».

Какой же была жизнь отца Иоанна? Как сумел он достичь высот духовной жизни и нравственного совершенства? Остановимся на этом более подробно, поскольку факты его биографии, его многогранной деятельности помогают лучше понять смысл его трудов.

Схиархимандрит Иоанн (в миру Иваш Сергеевич (Маслов) родился 6 января 1932 года в деревне Потаповка Сумской областив крестьянской; семье. Он появился на свет в одной изтех державшихся строгих христианских обычаев и нравов семей; в которых вырастали на Русской земле великие праведники - столпы православной веры и благочестия.

Промыслительно было само рождение будущего старца в великий день навечерия Рождества Христова; Крещен младенец был 9 январям селе Сопич в храме во имя святителя Николая Мирликийского и наречен Иоанном:

Его родители, Сергей І Феодотович и Ольга Савельевна, были людьми глубоко религиозными и і благочестивыми, что; отражалось на: укладе семейной жизни (оІ матери: своей; старец впоследствии говорил, что она свято прожила жизнь). Работали они в колхозе. Отец был бригадиром.

Детей у них было девять человек, но четверо умерли в младенчестве. Сергей Феодотович очень любил Ивана; и выделял его среди других своих детей (у Ивана было две старших сестры и два младших брата)..

Уже в детские годы Иван обладал высокой духовной зрелостью. Друзей у него было много, однако он избегал детских игр. Часто ходил в храм Божий, куда детей:приучала ходить мать. Старшая сестра его рассказывала: «Иванрос добрым, тихим, спокойным. Родители никогда его не наказывали. От матери попадало всем;.а ему никогда: Всегда он был смиренный, никого не обижал». (325, 6).

Спасение как духовно-жизненный процесс. Объективная сторона спасения. Значение церкви

Спасение - центральная тема всего творчества схиархимандрита Иоанна (Маслова). Она раскрывается; и в, его кандидатской диссертации «Преподобный; Амвросий Оптинский: и: его эпистолярное наследие», и в других его фундаментальных трудах, и в многочисленных проповедях, письмах, статьях; Но особенно полно тема спасения человека раскрывается в его магистерской диссертации; «Святитель Тихон Задонский; и его учение о спасении», базируясь, на положениях которой мы и будем рассматривать учение о спасении как основу православного воспитания.. Следуя святоотеческому учению,.. отец Иоанн: считал главной целью бытия человека на земле - спасение души. «Как духовно-жизненный процесс, - пишет схиархимандрит Иоанн, - спасение является делом и Бога, и человека.. Другими:словами,-в; этом; процессе усматриваются объективная: и субъективная; стороны. Все то,, что даровал человеку Господь для? спасения; является: объективной стороной: спасения; усилия же самого человека со вспомоществующей: ему благодатью: Божией: составляют, субъективную сторону» (220, 165). Обе: эти стороны отражены; в работах святителя-Тихона. Схиархимандрит Иоанн Маслов, проанализировав их,.раскрывает учение о спасении; в: доступной, современному читателю форме на основе ключевых положений: православной антропологии,, христологии, сотериолопш, дополняя и развивая его..

Учение о: спасении, содержащееся- как уже: отмечалось, во всей: полноте во второй части магистерской диссертации отца: Иоанна; включает следующие разделы: 1. Творение мира и человека; 2. Грехопадение человека и его следствия; 3; Искупление рода: человеческого Сыном; Божиим;: 4..

Церковь Христова - место спасения человека; 5. Личное участие человека в деле спасения; 6. Средства, помогающие на пути ко спасению; 7. Препятствия; на пути ко спасению. Кратко остановимся на каждом из этих разделов (в 3.1 - на разделах 1-4, в 3:2 - наразделах 5-7), используя, помимо указанной работы, статьи, высказывания, письма отца Иоанна, делая акценты на соотношении темы спасения с вопросами; православного воспитания. Но, прежде всего, попытаемся раскрыть,.что означает слово «спасение».

Согласно современному толкованию («Словарь русского языка» СИ. Ожегова, 1990 (391), академический «Словарь русского языка», 1984 (502), и др.), это слово связывается с глаголами «спасти», «спастись» и означает избавление от опасности, несчастья: Всловаре В.И; Даля слово «спасение» включено в;статью «спасать, спасти» и связано со следующими значениями: освобождать, выручать, оборонять, заступиться; подать помощь, избавить от беды. Вместе с тем, В.И: Даль приводит и другие значения этого слова: «помогать в достижении Небесного Царства, вести праведным путем», «Стараться жизнью своею достигнуть вечного блаженства, искать душе спасения; спасать душу свою», а также-«спасенье— состояние спасенного». Отец Иоанн дает такое определение этого слова: «Спасение души есть не что иное, как очищение:ее от страстей, насаждение в ней добрых христианских чувствований, подготовление ее-к;тому, чтобыона;сделалась храмом Духа Божия» (197, 89); От пишет, что-спасение-- это- не один: момент в- жизни человека, а это — всежизненный подвиг [подчеркнуто нами - Н.М.], состоящий в комплексе добрых дел и намерений (216; 123).

Учением о спасении называется «Богооткровенное учение Православной; Церквиз о тайне: человеческого спасения», или, другими словами,/ учение «об особеннейших действиях Промысла Божия о падшем человечестве, преимущественно в условиях настоящей, земной жизни человека» (440, 2103).

Обратимся к основным; положениям этого учения; касающегося важнейших сторон человеческой:жизни от рождения до смерти, ее- цели и назначения, а также жизни всего человечества. Без этого, как нам представляется, теряют всякий смысл рассуждения о воспитании и образовании, поскольку за ними не стоит понимание, зачем человек пришел в этот мир, в чем его предназначение, какие цели должен он ставить перед собой. Это — те важнейшие вопросы, на которые педагогика не может ответить самостоятельно; Православная; педагогика, считая; их первостепенными, органично связывает их с учением о спасении, опираясь на его основные положения; Здесь мы затронем такие его основы, как творение мира и человека; грехопадение человека и его следствия; искупление Иисусом Христом человеческого рода; значение искупления для человека, действие Духа Святого и деятельность апостолов; роль Церкви Христовой в деле спасения человека; значение пастыря;: значение таинств; спасительное действие-Божьей благодати.

1. Творение мира От вечности существовал один безначальный, бесконечный, присносущий, бессмертный, вездесущий, преблагой, милосердный, праведный, премудрый, непостижимый Бог, и, кроме Него, не было ничего. Имея в себе бытие и жизнь, Бог восхотел проявить их вне Себя Самого. Создавая мир в определенной- последовательности- и красоте, из ничего и «словом единым», Творец; имел целькн дать, возможность тварям наслаждаться: благодатной-жизньюг Бог сообщил первозданному веществу жизненную силу, которая: является- внутренним двигателем всех закономерных процессов, протекающих в органическом и неорганическом мире. Все творение вышло из рук Творца прекрасным, во всем наблюдалась гармоничность, закономерность и целесообразность. В мироздании Господь отразил Свое всемогущество, премудрость и благость.

Создав прекраснейший мир. Творец не перестает проявлять о нем Свою заботу и промышление. Как отец: управляет своим домом, являясь в кем хозяином, как правитель руководитгосударством-и ему подчиняются все, так и Бог, создавший мир и проявивший в нем Свою славу и совершенство.

премудро управляет им и ведет его к осуществлению Своих Божественных планов. (220, 165 После сотворения духовного и физического мира Бог создал человека, для которого и был сотворенэтот прекрасный видимый мир. Человек вышел из рук Творца в совершеннейшем виде как по телесной, так; и по духовной природе и является венцом и завершением всего земного творения. По образу своего происхождения человек существенно отличается от прочих тварей видимого мира, он создан по образу и подобию Божию. Творец определил человеку не только важную роль в мироздании, но и предназначил его для вечного единения с Самим Собой. Человек получил от Бога нечто особое, присущее только ему одному - дыхание жизни. Образ Божий в человеке есть частица дыхания Божественной жизни..

Педагогические аспекты служения священника. Методы пастырского душепопечения на всех этапах жизненного пути человека (младенчество, отрочество, юность, зрелый возраст, старость)

Педагогическое служение присуще священнослужителю, поскольку оно направлено на воспитание людей в правилах веры и благочестия, соблюдение нравственных норм. Согласно христианскому учению, это служение прямо завещано Иисусом Христом, который говорит своим ученикам: «Идите,. научите1 все народы...» (Мф.\ 28Ц9) Поэтому изучение педагогической» деятельности священника, осмысление ее содержания, форм и методов представляет большой интерес для педагогики.

По словам отца Иоанна, пастырство; является; самым; необходимым явлением в жизни человечества (218, 30). Его возникновение обусловлено потреоностью человеческой природы в общении с Богом и в духовном руководстве. Христианство за многие века своего существования выработало собственный подход к этому явлению, выделив особую науку - пастырское богословие.

Как специальная дисциплина в духовных школах, пастырское богословие появилось сравнительно недавно. Долгое: время оно не было самостоятельной :дисциплиной и входило в;содержание других предметов. В 18 веке пастырское богословие в стенах Московской Духовной Академии было присоединено к нравственному богословию. В 19 веке: оно входило в состав ли-тургики - богословской науки, имеющей своим предметом учение о христианском! церковном богослужении. По уставу 1869 года пастырское богословие было соединено с гомилетикой- богословской наукой, излагающей правила церковного красноречия или проповедничества, а с 1884 года - с педагогикой. Самостоятельной дисциплиной пастырское богословие становится в начале 20 века. В 1910 году в его состав включают аскетику - богословскую дисциплину, изучающую и обосновывающую принципы аскетизма.

Пастырское богословие состоит из трех обширных разделов:.

1. Библейское учение о пастырстве: пастырство патриархов, левитского священства, пророков; пастырство Пастыреначальника Иисуса Христа, святых апостолов; учение о пастырстве святых отцов т выдающихся, отечественных: пасторологовт

2 Пастырство как благодатное служение в Христовой. Церкви. Существо пастырства. Пастырское призвание. Хиротония: Виды пастырского служения. Церковность пастыря; Єемейная.жизнь,пастыря. Храм; попечение о нем. Отношение к сослуживцам:.Трудности и искушения!приходской жизни. Любовь к Родине. Пастырство — всежизненный подвиг.

3; Пастырская аскетика - учение о духовно-благодатном возрастании-пастыря. Три состояния человека:. богоданное (райское), греховно-падшее, искупительно-благодатноег Значение веры молитвы, воздержания, смирения послушания, любви и подвига в деле пастырского служения. Подвиг внутренней «брани» с грехом; внутренняя молитва.

Отец Иоанн пишет о четырех главных основаниях пастырского служения: исторической, психологической, мистической и догматической (218, 30-35).

Историческая основа. Пастырство — одно из самых древних явлений в жизни:человека::после грехопадения первые люди; лишились общения с Богом: Человек стремился восстановить это общение: посредством жертвоприношений и молитв. Первоначально жертвоприношения совершали все члены семьи, в дальнейшем эти обязанности стали выполнять главы семейств. С развитием форм общественной жизни изменялись и формы религиозного служения, появился;особый класс людей, который избирается» из народа. В языческой религии появились жрецы. В израильском народе на это служение избираются особые люди, обладающие особыми качествами, которые предписывались Богом.

Христианская традиция свидетельствует о том, что пастырство учреждено не человеком, а Богом: Это служение получает значение особой важности. Обязанности пастырей священны.

Психологическая основа. Для единения человека с Богом; что является целью его духовных, а, точнее сказать, религиозных устремлений, недостаточно; как оказалось, знать закон-Божий1 и-уметь внешне отправлять его, то есть совершить положенную молитву, принести жертву. Сознание человеком своего несовершенства перед Богом, невозможности соединения, общения с ним по причине своей греховности привело к необходимости посредничества. Посредниками, «ходатаями» между человеком и Богом, стали избираться люди с высокими духовными и нравственными! качествами потому что народ знал: порочных людей Бог не услышит. Необходимыми; условиями сближения с Богом стали нравственная чистота и целомудрие посредников. Таким образом, прирожденное общечеловеческое сознание своего-недостоинства, своей греховности побуждает народ выделить, из своей среды самых лучших представителей. Строгие требования языческих и иудейских религий с еще большей силой проявились в христианстве.

Мистическая основа. Согласно христианскому учению, свои внешние полномочия и благодатную силу пастырство получает от Бога. Именно это отличает пастырство от всех других общественных служений и ставит его на особое место. По словам Евангелия, Сам Господь указывает на то, что священники - это Божьи;избранники: «Не вы Меня избрали,,а Я вас избрал» (Ин. 15\ 16). Соответственно.той высоте и ответственности, какую имеет пастырское служение, пастырям в таинстве Священства сообщается особая бла-годатная сила Святого Духа. (Более подробно об этом см. 3.1).

Догматическая основа. Как свидетельствуют Евангельские события, Иисус Христос, освятив пастырство Своей жизнью и Своим І примером, избирает сначала двенадцать, а затем.еще семьдесят учеников и, таким образом, оставляет преемников своего пастырского служения. Для выполнения этой великой миссии он готовит их: посылает на проповедь, дает особые наставления, дает им силу чудотворения для подтверждения истинности Своего учения. Он заповедует им В их деятельности; всегда руководствоваться примером Божественного Учителя. По мысли профессора С Соллертинского, «христианское пастырство получает от Христа (Пастыреначальника) не только высочайший образ той цели, к осуществлению которой оно должно направить свои-силы [т.е. нравственно-воспитывать людей] но-и свое право быть до скончания века» (512, 304).

Похожие диссертации на Отбор и активизация специальной (агрономической) лексики при обучении русскому языку студентов польских сельскохозяйственных ВУЗов