Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические позиции постижения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками 12
1.1. Анализ понятий "патриотизм", "патриотическое воспитание" 12
1.2. Воспитательный потенциал русской героико-патриотической оперы , 34
1.3. Русская героико-патриотическая опера в отечественной музыкальной педагогике 54
Глава 2, Пути освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками 78
2.1. Принципы освоения школьниками русской героико-патриотической оперы 78
2.2. Формы организации педагогического процесса по освоению русской героико-патриотической оперы 106
2.3. Опытно-экспериментальное исследование эффективности новых путей освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками 127
Заключение 153
Список используемой литературы 155
Приложения 178
- Анализ понятий "патриотизм", "патриотическое воспитание"
- Русская героико-патриотическая опера в отечественной музыкальной педагогике
- Принципы освоения школьниками русской героико-патриотической оперы
Введение к работе
Общественно-политические и социально-экономические изменения в жизни российского общества привели к радикальным преобразованиям, в процессе которых выявились как положительные тенденции - демократизация, гуманизация общественной жизни, так и негативные - экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей. Значительно изменилось отношение к таким непреходящим ценностям, как Отечество, долг, честь, достоинство, уважение к памяти павших за Родину, знание истории своего народа, готовность к самопожертвованию. Среди молодежи получили распространение националистические, шовинистические идеи. Одна из главных причин вышеназванных негативных явлений - резкая депатриотизация российского общества [138].
Обеспокоенность уровнем патриотической воспитанности народа, и прежде всего подрастающего поколения, проявляется во многих выступлениях Президента России В.В. Путина, который говорит, что "слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле... Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения" [209]. В своем послании Федеральному собранию Президент России еще раз подчеркнул, что "школа должна не только учить, но и воспитывать", "заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи" [189, с. 6].
Острота проблемы подтверждается двумя государственными программами патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы [58; 59]. В последнем документе [59] констатируется, что в Российской Федерации система патриотического воспитания в основе своей сложилась. Однако необходимо продолжить ее разработку для различных категорий граждан в плане содержания, форм, методов и средств воспитания.
Анализ трудов отечественных философов, политических и религиозных деятелей, педагогов, деятелей литературы и искусства показал, что во все
4 времена воспитанию патриотизма у граждан России уделялось большое времена большое внимание уделялось воспитанию патриотизма. Об этом писали: Владимир Мономах [137], А.С. Пушкин [196], М.Е. Салтыков -Щедрин [219], Н.М. Карамзин [96], А.Н. Радищев [198], В.Г. Белинский [183], Н.Г. Чернышевский [271], Н.А. Добролюбов [252], В.Н. Сорока-Росинский [6], К.В. Ельницкий [70], К.Д. Ушинский [256], И.А. Ильин [81], В.А. Сухомлинский [238; 239; 240] и др. Среди современных исследователей, занимающихся вопросами патриотического воспитания, следует выделить В.И. Лутовинова [138; 139], Г.С. Буторину, Н.П. Овчинникову [33], А. Быкова [34], З.Т. Гасанова [50; 51], В.А. Караковского [95], Л.И. Мищенко [149], Р.Л. Рождественскую [205], Н.А. Сиволобову [223], Е. Шестуна [281], И.Ф. Харламова [266] и др. Ключевой у всех авторов является мысль о том, что патриотическое воспитание - важное средство формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности России, духовного оздоровления народа.
Известно, что музыкальное искусство, обращаясь к сознанию человека через чувства, без какой-либо навязчивости и дидактизма может выполнять роль Воспитателя. Различным граням воспитания музыкой, анализу воздействия музыкального искусства на подрастающее поколение уделялось внимание в трудах ученых, педагогов, музыкантов, психологов: Э.Б. Абдуллина [1], Ю.Б. Алиева [20], О.А. Апраксиной [7; 8; 9], Б.В. Асафьева [11], Е.А. Бодиной [25], Н.А. Брюсовой [32], Н.Н. Доломановой [68], Д.Б. Кабалевского [90], М.С. Кагана [92], Е.П. Крупника [121], В.В. Медушевского [146], А.Н. Сохора [228], В.Н. Шацкой [277] и др.
Огромный воспитательный потенциал заложен в русской героико-патриотической опере - своего рода "национальном лице" русской музыкальной классики. Этот жанр отличают возвышенность и значительность идеи; философская и духовно-нравственная проблематика. В нем отражена история русского народа, насыщенная драматизмом и трагизмом. Герои опер своей жизнью и подвигом показывают примеры безграничной любви к Родине,
5 народу, верности Православию, бережного отношения к природе, нравственных отношений между людьми. Эстетически совершенные русские героико-патриотические оперы "Иван Сусанин" М.И. Глинки, "Князь Игорь" А.П. Бородина, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н.А. Римского-Корсакова и др. содержат патриотические установки для грядущих поколений.
Вопросами музыковедческого анализа русской героико-патриотической оперы (историей развития жанра, музыкальной драматургией, художественными образами и их системой в опере, сценическим воплощением и др.) в разное время занимались: Г.К. Абрамовский [3], Б.В. Асафьев [12; 15; 16; 17], В.А. Васина-Гроссман [38], А.А. Гозенпуд [54], Е.М. Гордеева [55], Ю.В. Келдыш [85], А.И. Кандинский [94], Е.Л. Качанова [98], Л.М. Кершнер [99], О.Е. Левашова [130], Л.Д. Никитина [165], А.В. Оссовский [174], А.В. Парин [176], Л.А. Рапацкая [200], А.Н. Серов [221; 222], Л.С. Третьякова [249], Н.В. Туманина [251], М.Ф. Черкащина [274], Б. Ярустовский [294] и др.
Различные вопросы освоения оперы школьниками в разных видах музыкальной деятельности рассматривались в работах: О.А. Апраксиной [7], Б.В. Асафьева [11], Н.Я. Брюсовой [32], Н.Л. Гродзенской [60], Д.Б. Кабалевского [89; 187], И.В. Кошминой [107], М.С. Красильниковой [109; ПО; ИЗ], Е.Д. Критской [118], В.О. Усачевой [254], В.Н. Шацкой [277; 279], Л.В. Школяр, В.А. Школяр [254; 255], Б.Л. Яворского [291].
Исследования психологов показывают, что младший школьник наиболее восприимчив к героическим образам, драматическим коллизиям. В этом возрасте активно формируются любовь к Родине, чувство национальной гордости [2; 26; 27; 157; 170]. Однако в практике музыкального воспитания детей педагогический потенциал отечественной оперной классики в должной мере не используется вследствие фрагментарности ее изучения, односторонности раскрытия природы оперного жанра и музыкальной драматургии, вербализации музыкально-педагогического процесса и пассивности детей при освоении произведения.
Противоречие между значительным художественно-воспитательным потенциалом русских героико-патриотических опер и недостаточной теоретико-методической разработкой процесса их освоения школьниками выявило проблему исследования: необходимость более глубокого художественно-эстетического постижения младшими школьниками русской героико-патриотической оперы, что позволит полнее реализовать ее воспитательный потенциал. Необходимость решения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: "Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой".
Объектом исследования является воспитание младших школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - процесс освоения младшими школьниками русских героико-патриотических опер на занятиях музыкой.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить пути освоения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками в единстве классной и внеклассной музыкальной работы.
Гипотеза исследования. Постижение младшими школьниками русской героико-патриотической оперной классики будет протекать более эффективно, если:
будут обоснованы теоретические позиции ее освоения в опоре на взаимодействие принципов, раскрывающих синтетическую природу оперного жанра, закономерности его воздействия на ребенка и особенности погружения в художественный мир оперы;
будут разработаны формы организации музыкально-педагогического процесса, способствующие целостному освоению отечественной героико-патриотической оперы;
- во всех видах активной музыкальной деятельности ребенка приоритет будет
отдаваться творчеству, направленному на присвоение духовно-эстетических
ценностей, запечатленных в произведениях искусства.
Задачи исследования:
Провести теоретико-методический анализ опыта введения отечественной оперы в систему общего музыкального образования.
Проанализировать воспитательный потенциал русской героико-патриоти-ческой оперы и вскрыть теоретические предпосылки его реализации на музыкальных занятиях с младшими школьниками.
Разработать теоретико-методические положения изучения русской оперной классики на музыкальных занятиях в общеобразовательной школе.
Экспериментально проверить эффективность предлагаемых путей освоения младшими школьниками русской героико-патриотической оперы.
Методологической основой исследования являются: теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова; концепции гуманистического, ценностного подходов в воспитании (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и др.); интонационная теория Б.В. Асафьева и ее развитие в теории двойственности музыкальной формы В.В, Медушевского; теория полифункциональности музыки А.Н. Сохора; идеи о воспитательных возможностях музыки; концепции воспитания искусством Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского и полихудожественного развития школьников Б.П. Юсова.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; анализ нормативных документов; педагогическое наблюдение; метод опроса; метод лонгитюдного исследования; мониторинг; изучение и обобщение педагогического опыта; опытная работа; педагогический эксперимент; анализ творческих работ учащихся.
Базой исследования послужили общеобразовательные школы №№ 3, 5, 50, 78, 124, 168 г. Самары, Благодаровская, Борская, Суходольская школы Самарской области. Разными методами в опытно-экспериментальной работе было охвачено около 800 школьников.
Научная новизна состоит в следующем:
- впервые разработаны теоретико-методические положения освоения
младшими школьниками русской героико-патриотической оперы как
целостного явления;
проведен теоретико-методический анализ опыта введения отечественной оперы в систему общего музыкального образования, проанализирована сущность понятия "русская героико-патриотическая опера" и выявлен ее нравственно-воспитательный потенциал;
- выявлена значимость освоения русской героико-патриотической оперы
для социализации школьников на основе гармоничного взаимодействия
федерального, регионального и школьного компонентов содержания
музыкального образования.
Теоретическая значимость исследования.
Разработана система принципов, обеспечивающая погружение ребенка в художественный мир русской героико-патриотической оперы, при котором главным воспитателем становится сама музыка, и воплощенная в живых музыкальных образах идея произведения, выраженная композитором и исполнителями. Данная система включает в себя принципы, раскрывающие природу оперы (интонационности, театральности, целостности), природу ребенка (принципы активно-деятельного и эмоционально-ценностного постижения оперы, опосредованного воздействия музыки) и специфику организации музыкально-педагогического процесса (цикличности и единства урочной и внеурочной активно-творческой деятельности учащихся).
Определено содержательное наполнение внешних, внутренних и общих форм организации музыкально-педагогического процесса освоения русской героико-патриотической оперы на основе модификации трехмерной модели систематики форм организации обучения учащихся (В.И. Андреев).
Разработана и апробирована диагностическая методика, позволяющая выявить отношение детей к русской героико-патриотической опере и системе воплощенных в ней ключевых ценностей; определить качество знаний оперной музыки учащимися; изучить динамику развития их творческого музыкального
9 мышления; выявить впечатления выпускников средней школы от оперного искусства, полученные на занятиях музыкой в начальных классах.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации для учителей музыки по изучению русской героико-патриотической оперы младшими школьниками служат повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, особенно в сфере патриотического воспитания учащихся, расширяя возможности их участия в культурной жизни региона. Результаты исследования могут быть использованы в курсе методики преподавания музыки в педагогических училищах, вузах, системе повышения квалификации работников образования.
Исследование проводилось поэтапно.
1. Поисковый этап (1996 - 2000) - анализ научной литературы по проблеме
исследования; опытно-поисковая работа; разработка концепции исследования.
Опытно-экспериментальный этап (2000 - 2004) - целенаправленный педагогический эксперимент, направленный на внедрение методики освоения русской героико-патриотической оперы в учебно-воспитательной процесс в начальной школе.
Теоретико-обобщающий этап (2005 - 2006) - обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, обработка данных, проверка, уточнение отдельных теоретических и методических положений исследования.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись как на информативном, так и на практическом уровнях. Основные теоретические и методические положения и выводы диссертационного исследования освещались в докладах, выступлениях и публикациях на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции "Национально-региональный компонент в содержании художественно-эстетического образования" (Йошкар-Ола, 1997); Международной конференции "Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития"
10 (Москва, 1999); Международных научно-практических конференциях "Педагогический процесс как культурная деятельность" (Самара: 2000; 2002; 2005); Международной конференции "Д.Б. Кабалевский - композитор, ученый, педагог" (Москва, 2004); Всероссийской конференции "Музыкальное образование в современном мире: проблемы, традиции и перспективы" (к столетию со дня рождения Д.Б. Кабалевского) (Самара, 2005); Межрегиональной научно-практической конференции "Российский патриотизм. Истоки. Современность. Проблемы возрождения и развития" (Самара, 2005); Международной научно-практической конференции "Здоровое поколение - международные ориентиры XXI века" (Москва - Самара, 2006). Результаты исследования представлялись для обсуждения на семинарах в системе повышения квалификации учителей музыки СИПКРО, на заседаниях лаборатории музыкального искусства, конференциях аспирантов ИХО РАО.
Практическое внедрение и проверка предложенной методики осуществлялись в школах №№ 3, 5, 50, 78, 124, 168 г.Самары, Благодаровской, Борской, Суходольской школах Самарской области, в собственной педагогической работе и на многочисленных открытых уроках для разных категорий работников образования.
Основные теоретические и методические положения исследования изложены автором в статьях и научно-методическом пособии для учителей музыки общеобразовательных школ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходным методологическим подходом к решению избранной проблемы; структурной и содержательной целостностью, логической непротиворечивостью; использованием системы адекватных методов и средств исследования; многолетней практической работой исследователя в качестве учителя музыки; длительностью педагогического эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Введение в содержание музыкальных занятий с младшими школьниками русской героико-патриотической оперы как целостного явления
способствует приобщению детей к культурно-историческим традициям русского народа, его нравственно-духовным ценностям, воспитанию в детях чувства патриотизма, развитию эстетического отношения к шедеврам оперного искусства и, шире, к жизни.
2. Интегрирующий принцип "погружения младших школьников в
художественный мир русской героико-патриотической оперы", реализуется
через совокупность выдвинутых в исследовании педагогических принципов
интонационности, театральности, целостности, раскрывающих природу оперы;
принципов активно-деятельного и эмоционально-ценностного постижения
произведения, опосредованного воздействия музыки, опирающихся на природу
ребенка; принципов цикличности, единства урочной и внеурочной активно-
творческой деятельности учащихся, обеспечивающих организацию и
оптимизацию музыкально-педагогического процесса как многоуровневой
системы освоения целостного произведения.
3. Трехмерная модель систематики внешних, внутренних и общих форм
организации музыкально-педагогического процесса ("эскизное исполнение
онеры", клуб любителей оперы, научно-исследовательские работы учащихся,
проекты совместного исполнения опер артистами театра оперы и балета и
учащимися общеобразовательных школ; вводные уроки, уроки-серии, уроки-
обобщения, контрольные уроки; различные виды общения ребенка с музыкой и
учителем). Совокупность этих форм обеспечивает эффективность воздействия
русской героико-патриотической оперы на ребенка, благодаря адекватности ее
освоения школьниками в творческой деятельности многопозиционного
общения с музыкальным произведением.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Анализ понятий "патриотизм", "патриотическое воспитание"
Патриотизм присущ всем народам и связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. Это "одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями" [132, с. 190]. Различия в трактовках понятия "патриотизм" указывают на сложность природы данного явления, многоаспектность его содержания, многогранность структуры, многообразие форм проявления. Категория "патриотизм" рассматривается различными авторами в разных исторических, социально-политических и экономических условиях. В данном исследовании особое место мы отводили изучению трудов отечественных ученых, философов, политических и религиозных деятелей, педагогов, писателей, поэтов, внесших заметный вклад в культурное наследие нашей Родины.
В древнерусской летописи "Повесть временных лет" (ок. 1113 г.) Нестор дает общее представление о патриотизме, связывая его со своеобразной трактовкой таких нравственных понятий как "добро" и "зло". "Добро" в понимании летописца - все то, что несет благо родной земле, способствует ее процветанию. Носителями добра в "Повести" выступают Владимир Святославович, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Мстислав Великий и другие князья, которые с честью отстаивали единство Русской земли, давая отпор набегам других племен и народов, способствуя тем самым успехам мирной жизни. Самым страшным злом считалось забвение и попрание интересов родной земли.
Академик Д.С. Лихачев в своих исследованиях пишет о том, что идея защиты родной земли была одной из самых добродетельных в представлении наших предков и ассоциировалась с идеальным образом русского князя, который был готов "стеречь Русскую землю", терпеть за нее, "жертвовать жизнью за честь сей Русской земли", являясь воплощением любви к Отечеству [137]. В то же время патриотизм в истории нашего Отечества являлся могущественной опорой, духовным источником, позволяющим преодолевать трудности, выпадавшие на долю русского народа. Он не отделим от героизма, который особо ярко проявлялся в кризисные периоды (войны, нашествия, социальные конфликты, стихийные бедствия, революционные потрясения).
Для России национальная составляющая имела особое значение. В.И. Даль писал, что Россия - земля, отечество многих народов, разных по языку и вере, что всякий народ, чей корень гнездится в земле Российской, имеет право считать Россию отечеством и что нерусский, живущий в России и почитающий ее отечеством, есть полноправный и достойный гражданин [159, с. 216]. Важно, что с древних времен понятие "патриотизм" рассматривалось в диалектической связи с общечеловеческим. Фундаментальные исследования академика Д.С. Лихачева показывают, что уже в древней русской литературе "сформировалось представление о единстве мира, о единстве человечества и его истории, сочетавшееся с глубоким патриотизмом, лишенным чувства национальной исключительности, тупого и узкого шовинизма" [137,с. 10- 11].
Интегративная сущность патриотизма проявляется в связи между поколениями. По мнению русского философа Н.А. Бердяева, патриотизм - неотъемлемая составляющая культуры народа [22]. Академик A.M. Новиков считает, что патриотизм у россиян заложен на генетическом уровне, а, следовательно, является родовой чертой российского менталитета [167; с. 68 - 69].
Менталитет народа формируется веками и меняется чрезвычайно медленно. "Духовная составляющая российской жизни, являющаяся результатом нравственных усилий народа в течение столетий, - ни переделке, ни отторжению не подлежит, несмотря ни на какие тектонические сдвиги в российской истории, экономике и политике", - утверждает Н.Д. Никандров [162, с. 3].
Расширяет и углубляет наше представление о патриотизме другое понятие - "Отечество". Оно позволяет выделить ряд важных граней в понятии "патриотизм". Отечество, - толкует В.И. Даль, - "родная земля, отчизна, где кто-либо родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто-либо по рожденью, языку и вере принадлежит; государство, в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле" [63, с. 606]. Создатель знаменитого "Словаря живого русского языка" рассматривает слово "Отечество" как производное от другого слова - отец. Синонимами слова "Отечество" являются: Родина, родная страна, Отчизна, отчий край.
"Отечество" - это категория высокого уровня обобщения, основополагающее понятие. О значимости Отечества для становления личности человека вдохновенно писал русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин: "Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к тебе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создавал твои привычки, дал тебе язык, верования, литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать - сделал из тебя существо, способное жить ..." [219, с. 69].
Русские мыслители (А.С. Хомяков, Н.А. Бердяев, А.Н. Толстой и др.) рассматривали понятие "Отечество" в неразрывной связи с понятиями "страна", "народ", "жизнь". По определению А.С. Хомякова: "Отечество - не условная вещь. Это не та земля, которой я пользуюсь и к которой я приписан. Это та страна и тот народ, создавший страну, с которыми срослась вся моя жизнь, все мое духовное существование, вся цельность моей человеческой деятельности. Это тот народ, с которым я связан всеми желаниями сердца и от которого оторваться не могу, чтобы сердце не изошло кровью и не высохло" [Цит. по кн.: 33, с. 24].
Русская героико-патриотическая опера в отечественной музыкальной педагогике
В 60-е годы XIX столетия М.А. Балакирев и Г.Я. Ломакин - руководители Бесплатной музыкальной школы создали систему музыкального воспитания на национальной основе. Фундаментом этой системы стала русская музыкальная культура. В.В. Стасов писал, что Бесплатная музыкальная школа "являлась органом новых русских музыкантов-композиторов, прямых наследников и продолжателей Глинки и Даргомыжского. А эти новые музыканты водружали знамя русской национальности в музыке ... Бесплатная школа, следуя инициативе своих руководителей, выступала предвестницей и распространительницей русского музыкального творчества" [234, с. 27 - 28]. Именно на концертах Бесплатной музыкальной школы впервые прозвучали фрагменты опер, вошедших затем в сокровищницу мировой музыкальной культуры, среди которых выделяются героико-патриотическая опера "Князь Игорь" А.П. Бородина, исторические сочинения МЛ. Мусоргского "Борис Годунов", "Хованщина" и др.
Освоение русской героико-патриотической оперы, с одной стороны, отвечало цели Бесплатной музыкальной школы - формирование слушателей и исполнителей отечественной музыки, а с другой стороны, соответствовало новому подходу в музыкальном образовании России, Основные черты этого подхода проявлялись: в содержании музыкальных занятий, базирующихся на русской музыке (народной и композиторской); в изучении разных жанров и форм, включая наиболее развернутые; в постижении музыки через исполнительскую деятельность; в формировании навыков концертной деятельности, пропагандирующей отечественную музыку.
Начиная с XIX века, существовали разные точки зрения на целесообразность и возможность введения в содержание музыкальных занятий с детьми оперных произведений, и, в том числе, опер героико-патриотического содержания. Передовые педагоги, ученые и музыканты: Б.В. Асафьев, Н.Н. Доломано-ва, В.Г. Каратыгин, А. Рубинштейн, Б.Я. Яворский и др. ратовали за введение в общеобразовательную школу высокохудожественных произведений, в том числе недетского репертуара, выступали против ошибочного деления музыки на "общедоступную и недоступную, слушателей - на овец и козлищ, достойных и недостойных" [11, с. 16]. Так, знаменитый музыкант-педагог А. Рубинштейн в пришел к выводу, что истинно художественная музыка - непостижимое, отвлеченное, высокое "искусство", доступна детям, даже такая, которая часто непонятна и взрослым [68, с. 25]. Учащимся доступны и оперные полотна. Так, например, В.Г. Каратыгин, основываясь на собственной практической деятельности, утверждает, что такие оперы как "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова, "Золото Рейна" Р. Вагнера и др. "приемлются воображением детей уже в возрасте 8 -10 лет в общем прекрасно, при том даже таких детей, которые раньше не имели почти ни малейшего касательства к музыке" [268, с. 76].
С точки зрения темы данной работы, чрезвычайный интерес представляют мысли Б.В. Асафьева о введении оперы в школьные музыкальные занятия. Опера рассматривается ученым как искусство, стоящее на грани между бытовой и надбытовой музыкой. "Опера не отвлеченная концепция, а факт, вернее непрестанный "опыт трансформации эмоций". Опера идет от потребности выразить в звуке чувство. Развитие в ней действия - это чередование периодов накопления и моментов разряда эмоций как в песне, как в инструментальной импровизации, как в цыганском романсе - словом, как во всякой бытовой музыке. Вот база, откуда должно пойти изучение оперы, ассимилирующей поток окружающей жизни. Опера обращается непосредственно к "душе" среднего массового слушателя, и он, в свою очередь, даже в сложных симфонических операх "выцарапывает" из всей ткани только то, что передает искреннее и непосредственное чувство и вызывает естественное душевное волнение" [15, с. 31]. Тенденции развития музыкальной педагогики после революции 1917 года были выражены в концепции общего музыкального образования А.А. Шеншина. Под музыкальным развитием школьника он понимал "близость к самому искусству, навык воспринимать его и полно усваивать настолько, чтобы искусство вошло большой и важной частью во всю жизнь человека, заняло бы значительное место в его духовном обиходе. Ставя такие широкие задачи, приходится и термины "образование" толковать расширительно, включая в него не только образование в узком смысле, но и воспитание (выделено - Е.Г.) и, может быть, его-то именно и выдвигая даже на первое место" [280, с. 19].
А.А. Шеншин обосновал три принципа, которые в совокупности должны были обеспечивать воспитательную направленность музыкальных занятий: наглядности, самодеятельности и жизненности.
Наглядность рассматривалась им как непосредственное восприятие - постоянное, непрерывное, живое художественное воздействие. Для реализации этого принципа, по мнению педагога, следует выбирать произведения безукоризненной художественной ценности.
Принцип самодеятельности требовал развития собственно художественного творческого опыта учащихся, т.к. только он устанавливает непосредственную связь внешнего и внутреннего миров в эстетическом переживании.
Принцип жизненности, по мнению А.А. Шеншина, требует выполнения двух условий:
1. раскрытия неразрывной связи художественных произведений со всей духовной и физической жизнью человека;
2. соответствия даваемых художественных произведений уровню общего развития учащихся, степени их художественной подготовки.
Сформулированные А.А. Шеншиным принципы показательны для развития музыкальной педагогики, определения установок массового музыкального воспитания того времени.
Анализ программы и планов по "Музыке (пению)" единой трудовой школы (20-е годы XX века) показал, что опера занимала в них большое место. Так, в школе I ступени рекомендовалось слушать на уроках отрывки из опер-сказок. Видный музыкант-педагог 20-х годов Н.Я. Брюсова предлагала знакомить школьников с операми-сказками Н.А. Римского-Корсакова: "Садко", "Кащей Бессмертный", "Сказка о царе Салтане" [32, с. 18].
Оперы-сказки представляют собой большую воспитательную ценность. В их содержание органично входит идея патриотизма. Так, например, в основе оперы-былины "Садко" лежит идея прославления Древней Руси. Образ Новгорода служит олицетворением духовного и художественного богатства национальной культуры всей Руси. Патриотическая идея в этом произведении раскрыта в эстетическом аспекте. Она переплетена с другой идеей - всепобеждающей силой живого искусства, которая воплощается через образ Садко [94, с. 200].
В опере "Кащей Бессмертный" иносказательно рисуется образ прекрасной Родины (Царевна), которая ждет освобождения от своего поработителя -Кащея Бессмертного.
В опере "Сказка о царе Салтане" Гвидон испытывает сильнейшую ностальгию по родине. Несмотря на все обиды, которые были нанесены ему и его матери отцом - царем Салтаном, чувство любви к отчизне руководит поступками царевича.
Принципы освоения школьниками русской героико-патриотической оперы
Возникают вопросы: какими теоретическими положениями следует руководствоваться для оптимальной организации музыкальных занятий по постижению русской героико-патриотической оперы младшими школьниками? Какая методика позволит педагогу создать условия для воспитания чувства патриотизма у учащихся, присвоения ими духовно-нравственных ценностей в процессе освоения русской героико-патриотической оперы? Отсюда вытекает задача разработки системы принципов и форм организации педагогического процесса изучения отечественной героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой.
Педагогические закономерности, принципы обучения исследовались в работах В.И. Андреева [5], Ю.К. Бабанского [179], В.И. Загвязинского [73], И.Я. Лернера [134], В.Е. Краевского [246], М.Н. Скаткина [66] и др. "Педагогический принцип, - по определению В.И. Андреева, - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности" [5, с. 176].
В настоящее время ставится вопрос о разработке художественной дидактики для преподавания искусства в школе. Предпринимаются попытки формулировки принципов художественной педагогики, которые, учитывая дидактические принципы, опирались бы на природу искусства. В данном направлении следует выделить работы Б.В. Асафьева [11], Э.Б. Абдуллина [1], Л.В. Горюно-вой [57], Д.Б. Кабалевского [89], Б.М. Неменского [ ], Л.В. Школяр [122].
При разработке принципов освоения ребенком русской героико-патриотической оперы мы учитывали как общепедагогические закономерности и возрастные психологические особенности младшего школьника, так и закономерности художественного познания; природу музыкального искусства; жанрово-стилевые особенности отечественной героико-патриотической оперы; специфику урока музыки как урока искусства.
Теоретические положения изучения русской героико-патриотической оперы младшими школьниками представляют собой систему принципов, раскрывающих природу русской героико-патриотической оперы, учитывающих закономерности ее воздействия на младших школьников и оптимизирующих музыкально-педагогический процесс по ее освоению. Ведущим интегрирующим принципом организации учебно-воспитательного процесса является принцип "погружения" младших школьников в художественный мир русской героико-патриотической оперы, действие которого направлено на развитие эстетического отношения к шедеврам музыкального искусства и, как следствие — воспитание музыкой, преодоление формализма, завербализованности воспитательного процесса.
"Погружение" как модель длительного занятия одной учебной дисциплиной продолжительностью от одного до нескольких учебных дней была предложена М.П. Щетининым [220]. Мы вкладываем в понятие "погружение" иной смысл. Данный принцип основан на законе доминанты А.А. Ухтомского [258]. Доминанта - это очаг возбуждения, концентрирующий внимание, мышление, эмоции на каком-либо объекте. В педагогической практике закон доминанты, к сожалению, не используют в должной мере. Так, например, типичным является такой урок, содержание которого строится на изучении нескольких, как правило, небольших музыкальных произведений, отвечающих теме и цели занятия. Не отрицая проведения таких уроков, мы, тем не менее, придерживаемся иного взгляда на занятия музыкой. Мы считаем, что более успешным будет процесс постижения учащимися музыкальной культуры, если они освоят меньшее количество сочинений музыкального искусства, но с более высоким качеством знания. Эта позиция подкрепляется тем, что для восприятия каждого нового произведения требуется возникновение своей доминанты. Включение в урок группы контрастных сочинений требует возбуждения нескольких доминант. В этом случае каждая новая доминанта обесценивает предыдущую. Этого не происходит, если ребенок "погружается" в художественный мир одного произведения, воздействие которого на слушателя, с одной стороны, уже заложено са-мим композитором, а, с другой - дополнительно усилено учителем с помощью педагогических методов, приемов и средств. Педагогический процесс по освоению русской героико-патриотической оперы протекает более эффективно, если в нем достигается диалектическое единство всех его компонентов.
Принцип "погружения" младших школьников в художественный мир русской героико-патриотической оперы позволяет создать долговременную установку на постижение конкретного произведения, уменьшить непродуктивное время на психологическую адаптацию ребенка для восприятия нескольких контрастных сочинений, повышает познавательную активность школьника, открывает большие возможности для глубокого, эмоционального "проживания", "прочувствования" музыки, способствует охвату целого, помогает совместному творчеству учителя и учеников, наконец, повышает воспитательный эффект. Изучение музыкально-педагогической, психологической литературы, наблюдение за работой учителей музыки в школе и собственный педагогической экспе 81 римент убедили, что освоение русской героико-патриотической оперы целесообразно начинать с первого класса.
Принцип «погружения» младших школьников в художественный мир русской героико-патриотической оперы реализуется через систему педагогических принципов: - действие принципов интонационности, театральности, целостности направлено на организацию процесса постижения учащимися русской героико-патриотической оперы как авторского законченного произведения музыкально-театрального искусства; - реализация принципов активно-деятельного постижения, эмоционально-ценностного подхода, опосредованного воздействия музыки обеспечивает эффективность присвоения ребенком духовно-нравственных ценностей, воплощенных в русской героико-патриотической опере; - принципы цикличности (сериальности) и единства урочной и внеурочной деятельности нацеливают на выстраивание цикла уроков в определенной логике и на интеграцию разных форм музыкально-творческой деятельности учащихся, подчиняющейся единым образовательно-воспитательным задачам. Выдвинутые в исследовании принципы создают предпосылки оптимизации музыкально-педагогического процесса как многоуровневой системы освоения младшими школьниками русской героико-патриотической оперы.
Действие вышеобозначенной системы принципов обеспечивает погружение ребенка в художественный мир русской героико-патриотической оперы, при котором главным воспитателем становится сама музыка, воплощенная в живых музыкальных образах идея произведения, выраженная композитором и исполнителями.