Введение к работе
Актуальность исследования. Теория и практика музыкального образования настоятельно требует обновления и совершенствования различных сторон педагогического процесса в соответствии с современными реалиями. Это в полной мере актуально для урока как центральной базовой категории в музыкальном учебно-воспитательном процессе. Одним из первых этапов музыкального становления и развития учащихся является обучение и воспитание в детских музыкальных школах (ДМШ), где ансамблевая работа занимает важное место. В последнее время наблюдается повышение интереса к ансамблевому исполнительству, в частности, к фортепианно-ансамблевой деятельности. Она позволяет решать многие задачи профессионального и личностного развития школьников.
Игра в ансамбле является для учащихся-пианистов наиболее актуальной, поскольку ученики других инструментальных классов имеют в этой области значительно больший опыт: они регулярно играют с концертмейстерами, в ансамблях и оркестрах. Учащиеся фортепианных классов, в большинстве случаев, сосредоточены на индивидуальном исполнительстве и имеют гораздо меньший опыт ансамблевой деятельности. Именно поэтому развитие учащихся-пианистов на уроках фортепианного ансамбля требует особого внимания.
Построение урока фортепианного ансамбля в ДМШ нередко отличают: схематичность, шаблонность, недостаточное разнообразие содержания и методов проведения занятий, отсутствие вариативности в их построении с учетом специфики музыкально-ансамблевой деятельности. Такой подход не обеспечивает высокого профессионального и личностного уровня развития учащихся. По мнению музыкантов и исследователей, организации и методике ансамблевых занятий до сих пор не уделяется должного внимания, и проблема эффективного обучения юных музыкантов ансамблевому исполнительству остается актуальной.
4 Степень научной разработанности проблемы.
Проблема урока в дидактике изучалась в трудах Ю.К. Бабанского, СИ. Векслера, И.Ф. Гербарта, М.А. Данилова, А. Дистервега, Б.П. Есипова, Ю.Б. Зотова, СВ. Иванова, И.Н. Казанцева, П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Р.Г. Лемберг, И.Я. Лернера, Д.О. Лордкипанидзе, М.И. Махмутова, И.Т. Огородникова, В.А. Онищука, И.Г. Песталоцци, Г.Н. Приступы, М.Н. Скаткина, К.Д. Ушинского, В.Т. Фоменко, Г.И. Щукиной, Н.Е. Щурковой и др.
Особенности проведения занятий в фортепианном классе были освещены в работах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, А.В. Вицинского, ЯМ. Зака, А. Корто, Г.Г. Нейгауза, В.Х. Разумовской, М.Э. Фейгина, Г.М. Цыпина, М.Д. Чегодаевой, А.П. Щапова, М.В. Юдиной и др.
Проблема ансамбля в театральном искусстве разрабатывалась в трудах Ю.Л. Алыпица, Вл.И. Немировича-Данченко, К.С Станиславского и др.
Проблеме музыкального ансамбля и музыкально-ансамблевого исполнительства посвящены диссертационные исследования М.А. Антоновой, Т.И. Борониной, М.В. Бутневой, О.В. Бычкова, О.В. Гринес, А.А. Давыдовой, Д.Г. Драгайцевой, Н.Ю. Катоновой, В.А. Кононенко, Е.П. Лукьяновой, Н.В. Лукьяновой, В.О. Петрова, И.И. Польской, Е.Г. Сорокиной, а также работы А.Д. Готлиба, P.P. Давидяна, A.M. Ступеля и др.
Вопросы, связанные с психофизиологическими особенностями подростков, нашли свое отражение в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Т.В. Драгуновой, И.С Кона, Н.С Лейтеса, Р.С. Немова, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Однако проблема оптимизации урока фортепианного ансамбля с подростками в детской музыкальной школе в рамках самостоятельного исследования не рассматривалась. В то же время обозначились определенные противоречия между:
- объективно существующей потребностью в профессиональном и личностном развитии учащихся-пианистов в процессе занятий фортепианным ансамблем в ДМШ и недостаточной разработанностью теоретических основ содержания и
5 методической организации уроков с учетом специфики и особенностей
ансамблевой деятельности подростков;
осознанием необходимости разработки методики, направленной на
оптимизацию урока фортепианного ансамбля с подростками в ДМШ, и
отсутствием таковой в реальном музыкально-образовательном процессе.
Данные противоречия выявили проблему исследования, суть которой заключается в выборе оптимального варианта методической организации урока фортепианного ансамбля, и обусловили тему: «Оптимизация урока фортепианного ансамбля с подростками в детской музыкальной школе».
Объект исследования - урок фортепианного ансамбля в детской музыкальной школе.
Предмет исследования - процесс оптимизации урока фортепианного ансамбля с подростками в системе дополнительного образования.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание и методы оптимизации урока фортепианного ансамбля с позиций современных требований и специфики работы с подростками в учреждениях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: оптимизация урока фортепианного ансамбля с подростками в ДМШ будет успешно осуществлена, если:
урок фортепианного ансамбля будет интегрировать компоненты, направленные на развитие индивидуального мастерства каждого из ансамблистов, специфических ансамблевых умений и навыков, а также интеллектуализацию процесса обучения фортепианно-ансамблевому исполнительству;
будет использована вариативная структура уроков, разнообразное содержание, а также специальные методы, направленные на оптимизацию урока фортепианного ансамбля с подростками: создания единого художественного замысла и исполнительского плана, метро-ритмической и темповой координации, формирования гармоничной межличностной среды ансамблевого взаимодействия;
- у учащихся-подростков будут сформированы основы ансамблевой этики: соблюдены профессиональные требования, вытекающие из понимания этической природы ансамблевого исполнительства; воспитаны соответствующие личностные качества, культура общения и поведения; выполнен кодекс юного ансамблиста.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования в нем ставятся следующие задачи:
1. Уточнить понятие «ансамбль» с искусствоведческих позиций, раскрыть его
педагогическую специфику, выявить резервы оптимизации урока
фортепианного ансамбля в ДМШ.
2. Охарактеризовать психофизиологические особенности подростков,
определить перспективные направления работы с ними в классе фортепианного
ансамбля.
3. Разработать основные положения ансамблевой этики, заложить фундамент
продуктивного межличностного взаимодействия учащихся-подростков в
процессе фортепианно-ансамблевой деятельности.
4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать методы
оптимизации урока фортепианного ансамбля; дать педагогическую
интерпретацию результатов опытно-экспериментальной работы;
сформулировать соответствующие методические рекомендации.
Методологическую основу исследования составили: концепции системного (М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.) и целостного (B.C. Ильин, В.В. Краевский и др.) подходов к рассмотрению педагогического процесса; принципиальные положения концепции диалога М.М. Бахтина; теория оптимизации учебно-воспитательного процесса, разработанная в трудах Ю.К. Бабанского; теоретические концепции, рассматривающие урок как основную структурную единицу образовательного процесса (П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.); труды современных дидактов, подробно разрабатывающих теорию урока во второй половине XX века (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, Ю.Б. Зотов, СВ. Иванов, И.Н. Казанцев, И.Я.
7 Лернер, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, В.А. Онищук, М.Н. Скаткин и др.);
психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); исследования психологов, раскрывающие психофизиологические особенности подростков (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); труды исследователей, рассматривающих проблему ансамбля в театральном искусстве (Ю.Л. Алыпиц, Вл.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский и др.); концепция развивающего обучения в музыкальной педагогике, разработанная Г.М. Цыпиным и Л.В. Школяр; работы отечественных педагогов-музыкантов, освещающие особенности проведения занятий в музыкально-исполнительских классах (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, ЯМ. Зак, Г.Г. Нейгауз, М.Э. Фейгин, А.П. Щапов, М.В. Юдина и др.); теоретико-методические положения педагогов-пианистов (Г.М. Коган, А. Корто, СЕ. Фейнберг, А. Шнабель и др.); работы музыкантов, исследующих специфику ансамблевого исполнительства (А.Д. Готлиб, P.P. Давидян, СМ. Майкапар, Е.Г. Сорокина, A.M. Ступель и др.); труды по психологии искусства и музыкальной психологии (Л.Л. Бочкарев, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Ю.А. Цагарелли).
Методы исследования: анализ научно-теоретической (философско-эстетической, педагогической, психологической, искусствоведческой) и методической литературы по теме исследования; школьной учебно-методической документации; анализ и обобщение опыта работы педагогов, в том числе, собственного опыта работы в системе дополнительного образования; эмпирические методы: педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, опытно-экспериментальная работа, математическая обработка и педагогическая интерпретация ее результатов.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: ГБОУ ДОД города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева», ГОУ города Москвы «Детская музыкальная школа №36 имени В.В. Стасова». В исследовании приняли участие 152 школьника и 47 педагогов названных школ.
8 Этапы исследования. Исследование проводилось с 2006 по 2010 годы и
включало три этапа.
На первом этапе (2006-2007) изучена научная литература по общей и музыкальной педагогике, философии, психологии, искусствоведению; разработана концепция исследования, его понятийный аппарат, исходные теоретические положения.
На втором этапе (2007-2009) проведен констатирующий эксперимент, осуществлена подготовка и проведение формирующего эксперимента, уточнены теоретические и методические положения исследования.
На третьем этапе (2009-2010) был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого обобщены результаты, подведены итоги исследования; параллельно осуществлено литературное оформление текста диссертации, сформулированы его основные выводы, дана их педагогическая интерпретация, разработаны соответствующие методические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
обобщены научно-практические данные, связанные с организацией и особенностями проведения занятий в классах фортепианного ансамбля в учреждениях дополнительного образования;
уточнены понятия «ансамбль», «фортепианный ансамбль», «ансамблевая этика», «исполнительский контакт» с учетом контекста исследования;
выявлены основные типы урока фортепианного ансамбля, его компоненты: цели, задачи, содержание и виды работы;
- разработаны положения ансамблевой этики как основного идейного
направления оптимизации урока фортепианного ансамбля с подростками в
детской музыкальной школе: определены профессиональные требования,
формирующие грамотную этическую позицию учащихся-подростков в
процессе ансамблевой деятельности; выявлены личностные качества
музыканта-ансамблиста, свидетельствующие об уровне сформированности
ансамблевой этики; составлен кодекс юного ансамблиста;
9 - обоснованы, разработаны и экспериментально проверены специальные
методы, направленные на оптимизацию урока фортепианного ансамбля в
ДМШ.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: выявлены особенности ансамблевой деятельности подростков; проанализированы факторы, негативно влияющие на процесс их обучения в классах фортепианного ансамбля в ДМШ; выявлены способы эффективной организации урока, обеспечивающие позитивную динамику в развитии учащихся-подростков; составлен тезаурус пианиста-ансамблиста, облегчающий взаимопонимание партнеров в процессе творческих контактов и позволяющий быстрее решать поставленные задачи; сформулированы методические рекомендации, направленные на выработку и совершенствование ансамблевых умений и навыков учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют оптимизировать содержание и методы проведения урока фортепианного ансамбля в учреждениях дополнительного образования. Применение разработанных и апробированных на практике методов и методических рекомендаций, а также авторской программы по предмету «Фортепианный ансамбль» обеспечивает устойчивый положительный результат при обучении учащихся-подростков в классе фортепианного ансамбля в ДМШ. Результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания в ДМШ, ДШИ, общеобразовательных школах, в системе повышения квалификации преподавателей учреждений дополнительного образования, а также обогатить содержание курсов теории и методики музыкального образования в средних специальных и высших музыкальных, музыкально-педагогических и педагогических учебных заведениях.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: его методологической базой; детальным анализом имеющихся теоретических источников; адекватностью методологии исследования его специфике, объекту,
10 предмету, цели, задачам; опытом профессиональной деятельности автора в
качестве преподавателя в ДМШ и ДШИ. Достоверность результатов
подтверждена также качественным анализом данных, полученных в ходе
опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись на базе ГБОУ ДОД города Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева» и ГОУ города Москвы «Детская музыкальная школа №36 имени В.В. Стасова». Основные положения и выводы диссертации были отражены в выступлениях на международных и всероссийских научно-практических конференциях; в публикациях автора, в том числе, в рецензируемых ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России; в процессе собственной педагогической деятельности; в ходе проведения опытно-экспериментальной работы; в процессе обсуждения на заседаниях кафедры истории и теории музыки и музыкального образования ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Положения, выносимые на защиту:
1. Оптимизация урока фортепианного ансамбля предполагает: правильно
сформулированные цели, задачи и адекватное им содержание; учет
обще дидактических и специальных принципов; целесообразное репертуарное
планирование; координацию в процессе урока разных видов работы; включение
в содержание урока диалогического обсуждения с учащимися различных
явлений музыкальной действительности; педагогически целесообразный
подбор участников ансамбля; вариативную структуру уроков с учетом их типа.
2. Подростковый возраст является сензитивным для активизации
фортепианно-ансамблевой деятельности. Вовлечение в нее учащихся-
пианистов дает им возможность исполнительской самореализации и
сценического самовыражения, повышает интерес к исполнительской
деятельности и занятиям музыкой в целом. Благодаря фортепианно-
ансамблевой деятельности у подростков повышается творческая активность,
самостоятельность, а взаимный обмен опытом способствует ускорению профессионального и личностного развития.
3. Основным идейным направлением оптимизации урока фортепианного
ансамбля с подростками является формирование у учащихся основ ансамблевой
этики. Сформированная ансамблевая этика учащихся-подростков на уроках
фортепианного ансамбля закладывает фундамент для плодотворной
ансамблевой деятельности в будущем, подготавливает почву для
продуктивного освоения различных ансамблевых жанров, способствует
образованию у них нравственной позиции в будущей профессии и жизни.
4. Наиболее эффективными являются следующие методы: создания единого
художественного замысла и исполнительского плана, метро-ритмической и
темповой координации, формирования гармоничной межличностной среды
ансамблевого взаимодействия. Комплексное применение данных методов во
взаимосвязи с общедидактическими и профессиональными ведет к
оптимизации урока фортепианного ансамбля, способствует достижению
положительного конечного результата.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 225 наименований, и приложений.