Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Гирина Дарья Сергеевна

Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства
<
Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гирина Дарья Сергеевна. Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 216 с., Библиогр.: с. 208-216 РГБ ОД, 61:07-13/2545

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

1.1 . Зарубежный опыт применения информационных технологи в образовании 30

1.2 .Основные тенденции информатизации Российского образования 32

1.3.Художественная обработка материалов, художественное конструирование (проектирование, дизайн) и информационные технологии в технологическом образовании 38

1.4.Художественное проектирование и метод проектов в технологическом образовании 68

1.5.Методика использования информационных технологий в художественной обработке материалов и проектировании в технологическом образовании: анализ передового опыта отечественных специалистов 77

1.3.Выводы по первой главе 84

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1. Общая методика обучения компьютерному проектированию художественных изделий 87

2.1 1. Методика использования современного программного обеспечения на поисково-исследовательском этапе выполнения проекта 90

2.1.2.Методика применения компьютерных технологий на этапе художественно-

конструкторского поиска в учебном проектировании 93

2.1.3. Методика использования компьютерных технологий на стадии разработки эскизного проекта 101

2.1.4. Методика применения компьютерных технологий на этапе разработки проектно-конструкторской документации 106

2.1.5.Дидактические принципы обучения компьютерному проектированию художественных изделий 107

2.1.6. Методы, целесообразные при обучении компьютерному проектированию художественных изделий 118

2.2.Организационно-содержательная модель формирования знаний и умений в области компьютерного проектирования художественных изделий и программы «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного

искусства», «Трехмерное моделирование изделий декоративно-прикладного искусства» 125

2.3.Специальная методика обучения компьютерному проектированию художественных изделий из металла на основе использования средств трехмерной компьютерной графики... 149

2.4.Экологические и психофизиологические аспекты использования информационных технологий в обучении компьютерному проектированию художественных изделий 153

2.5.Выводы по второй главе 166

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МЕТОДИКИ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ГНА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ)

3.1. Экспериментальная работа по проверке целесообразности разработанной программы и эффективности предлагаемой методики 169

3.1.1.Констатирующий этап эксперимента 171

3.1.2.Поисковый этап исследования 174

3.1.3. Обучающий этап эксперимента 175

3.2.Статистическая обработка экспериментальных данных 196

3.3 .Выводы по третьей главе 202

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 205

БИБЛИОГРАФИЯ 208

ПРИЛОЖЕНИЯ 217

Введение к работе

Важнейшей задачей общеобразовательной школы в условиях информационного общества стало формирование информационной культуры учащихся, поэтому в задачи педагогического вуза входит подготовка квалифицированных кадров, которые могут на практике решать задачи информатизации в каждой образовательной области

Технологическое образование позволяет познакомиться с прикладным использованием информационных технологий в разных сферах человеческой жизни, в том числе в области дизайна, декоративно-прикладного искусства и художественного творчества, что открывает широкие возможности для развития личности учащегося, его интеллектуальных и творческих способностей Во многих разделах подготовки будущих учитетей технологии и предпринимательства присутствуют требования, связанные с изучением классических способов художественной обработки материалов, элементов дизайна и информационных технологий

В данном исследовании дизайн, художественное проектирование и художественное конструирование рассматриваются как понятия-синонимы, ввиду того, что в контексте технологического образования не изучается создание промышленного дизайна, поэтому строгая дифференциация понятий дизайн, художественное проектирование и художественное конструирование не является оправданной Профессиональное проектирование и учебное проектирование имеют ряд серьезных отличий источник формулировки технического задания (заказчик - автор проекта), специфика разработки технической документации (узкая специализация при выполнении различных этапов проектирования - выполнение всего цикла операций по разработке автором или авторами проекта), требования стандартизации к проектной документации (обязательно соблюдение ГОСТов и других нормативных документов - соблюдение только того минимума аспектов стандартизации, который необходим при выполнении единичного учебного проекта), специфика конечного результата (комплекс проектной документации при частом отсутствии опытного образца вследствие повышения материальных затрат - выполненное в материале изделие, на создание которого и направлена проектная деятельность), специфика производства, изготовления (производство серийной продукции на промышленном оборудовании - преимущественно ручные способы изготовления или использование учебного оборудования) и пр Так как в настоящее время персональный компьютер играет решающую роль в организации профессионального дизайна, предлагается ввести понятие учебного компьютерного проектирования художественных изделий (КПХИ) как вида проектной деятельности, направленного на формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды и основанного на испопьзовании современных информационных технологий (ИТ) В контексте технологического образования КПХИ можно рассматривать как элемент проектной деятельности в рамках традиционного для данной образовательной области проектного метода и как фактор формирования проектной

культуры учащихся Учебное КГТХИ не подразумевает выполнения всего комплекса операций по проектированию, принятого в технологическом образовании, КПХИ в большей степени связанно с методологией дизайна, под которой понимается специализированная, внутренне дифференцированная область знаний с присущими ей законами, понятийным каркасом, научными методами и пр , описывающую закономерности художественного проектирования объектов предметного мира

Среди современных исследователей в области технологического образования, чьи работы посвящены использованию ИТ в технологическом образовании нужно назвать Богатырева А Н , Богуславского А А , Некрасову Г Н, Павлову А А , Симоненко В Д, Хотунцева Ю Л, Каймина В А , Крысинскую Е М , Лейбова А М, Мочалова Г А , Ставрову О Б , Соловьеву И Б и др

В последние годы в содержании обучения школьников технологии четко обозначились две тенденции увеличение доли учебного времени, отводимого на художественную обработку материалов (ХОМ), изготовление изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ), применение ИТ, в том числе в творческо-проектной деятельности В то же время среди учителей немногие готовы к эффективному и целесообразному применению компьютера для обучения школьников ХОМ Большинство педагогов использует компьютер для решения вспомогательных задач (создание и размножение на бумажных носителях дидактических материалов, технологических карт, контрольных заданий, создание презентаций в Microsoft Office PowerPoint, создание баз данных иллюстративной и текстовой информации и пр), а не для творческого развития школьников, не для повышения эффективности работы над художественными проектами и не для демонстрации школьникам современных видов дизайна в рамках знакомства с миром профессий Это объясняется как отсутствием у учителей технологии соответствующей подготовки, так и отсутствием необходимых учебно-методических материалов Таким образом, можно говорить о несоответствии между потребностью учителей в знаниях и умениях в области применения компьютера в художественной обработке материалов и отсутствием соответствующей подготовки на факультетах технологии и предпринимательства (ФТиП) и, следовательно, о противоречии между высокими требованиями к уровню подготовки выпускников, продиктованными задачами информатизации российского образования, и недостаточным уровнем исследования вопроса компьютерного проектирования художественных изделий в контексте подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства (ТиП), в частности по дисциплинам ГОС ВПО «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» (ОПД Ф 04), «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества» (ДПП Ф 07), «Графика» (ДПП Ф 05) Таким образом, актуальность исследования на тему «Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства» можно сформулировать как вопрос - какой должна быть методика обучения будущих учителей технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художе-

ственных изделий, чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества7

Объектом исследования является процесс обучения в контексте дисциплин «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству», «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества»

Предмет исследования — методика обучения студентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий

Целью исследования является научное обоснование и разработка методики обучения сіудентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий

Гипотезой исследования является предположение о том, что обучение студентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий будет эффективным при соблюдении следующих условий

- содержание обучения I) должно соответствовать уровню современного
компьютерного дизайна и быть связанным с содержательной методологией
классического художественного проектирования и профессионального компь
ютерного дизайна; 2) должно включать подразделы, связанные с изучением ма
териальных технологий художественной обработки различных материалов (ме
талла, древесины, стекла, керамики, текстиля, природных материалов и пр) и
элементов искусствоведения в виде сведений об основных стилистических на
правлениях, школах, представляющих изобразительные возможности изучае
мой технологии обработки, 3) должно соответствовать материальным возмож
ностям школы и вуза

- методика обучения 1) должна отвечать требованиям личностно-
ориентированного обучения, 2) должна опираться на широкое использование
поисково-проблемных методов и методов самоуправления учебной деятельно
стью, 3) должна быть направлена на формирование познавательного интереса и
творческой активности студентов

На основании сформулированных проблемы, объекта, предмета исследования и выдвинутой гипотезы определены задачи исследования;

  1. Изучить состояние проблемы обучения студентов факультетов технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий в теории и педагогической практике

  2. Обосновать критерии отбора содержания и разработать содержание обучения компьютерному проектированию художественных изделий

  3. Разработать общую методику обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий (включающую все направления художественной обработки материалов)

  1. Разработать организационно-содержательную модель обучения (модель формирования ЗУН) компьютерному проектированию художественных изделий (на примере художественной обработки металла)

  2. Разработать программы обучения компьютерному проектированию художественных изделий, создать необходимое дидактическое обеспечение

  1. Разработать специальную методику компьютерного проектирования художественных изделий для художественной обработки металла

  2. Провести опытно-экспериментальную проверку разработанной методики.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследовании являются философские представления о сущности информационного общества (Вернадский В И, Капица С П, Костельс М , Тоффлер Э, Турен А , Хо-бермас Й и др ), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г, Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года), нормативные документы и постановления правительства РФ, общие педагогические принципы дидактики (Архангельский С И, Бабан-ский Ю К , Беспалько В П, Вербицкий А А, Краевский В В , Лернер И Я , Ма-тюшкин А М, Скаткин М Н, Сластенин В А , Тхоржевский ДА и др ), научные работы в области теории и методики технологического образования (Ату-тов П Р , Богатырев А Н, Жучков В М, Павлова А А, Симоненко В Д, Хотунцев Ю Л. и др), научные труды, ориентированные на практику применения информационных технологий в образовании (Беспалько В П, Глушков В М, Машбиц Е И, Роберт И В , Селевко Г К и др), в частности в технологическом образовании (Богатырев А Н, Богуславский A Av, Крысинская Е М , Мочалов Г А, Некрасова Г Н , Ставрова О Б , Соловьева И Б , Хотунцев ЮЛ и др ), в области художественной обработки материалов, научные работы в области обучения дизайну (Аристова У В , Бандуристый Ф Ф , Воронов Н В , Ковешникова Е Н , Ковешников А И , Минервин Г Б , Нешумов Б В , Сомов Ю С, Скворцов К А, Сидоренко В Ф, Холмянский Л М, Щедрин Е Д и пр ) и использования прикладного программного обеспечения в современном компьютерном дизайне (Мак-Клелланд Д, Мердок К , Ратнер П, Ли К , Дронов В А , Д , Пономаренко С И и др )

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: 1) Аналитические - анализ философской, научной, психолого-педагогической литературы и периодических изданий, образовательных и научно-популярных ресурсов Internet, анализ материалов тематических выставок, научно-практических конференций, семинаров и круглых столов в области технологического образования и современного компьютерного дизайна, анализ и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта применения информационных технологий в образовании 2) Метод моделирования (создание организационно-содержательной модели обучения компьютерному проектированию художественных изделий) 3) Опытно-экспериментальные методы - проведение устных опросов, анкетирования, тестирования, педагогический эксперимент,

обобщение личного педагогического опыта и опыта работы в области профессионального компьютерного дизайна Научная новизна исследования:

  1. Обоснована целесообразность включения в содержание методической подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства компьютерного проектирования художественных изделий

  2. Обоснованы критерии отбора содержания обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий (взаимосвязь с классическим художественным проектированием и современным компьютерным дизайном, с материальными технологиями, историей искусств и элементами искусствоведения)

  3. Разработана общая методика обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий (отобрано дидактически обоснованное программное обеспечение процесса компьютерного проектирования художественных изделий для этапов предпроектного исследования, художественно-конструкторского поиска, разработки эскизного проекта и подготовки необходимой конструкторской документации, предложена последовательность действий на каждом этапе с применением соответствующего программного обеспечения, конкретизирована последовательность операций при решении типовых задач, отобраны методы, которые целесообразно использовать при обучении студентов компьютерному проектированию художественных изделий)

  4. Разработана организационно-содержательная модель формирования знаний и умений в области компьютерного проектирования художественных изделий, включающая цель, этапы, уровни и критерии сформированности знаний и умений

  5. Разработана специальная методика обучения компьютерному проектированию художественных изделий в области художественной обработки металла (углубленно рассмотрена методика применения программного обеспечения для осуществления процесса компьютерного проектирования на этапах художественно-конструкторского поиска, разработки эскизного проекта, предложена последовательность действий на каждом этапе и конкретизирована последовательность операций при компьютерном проектировании изделий с применением различных техник обработки металла)

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что

  1. Показана целесообразность включения обучения компьютерному проектированию художественных изделий в содержание подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства

  2. Обоснованы критерии отбора содержания обучения будущих учителей технологии и предпринимательства компьютерному проектированию художественных изделий

  3. Предложена организационно-содержательная модель формирования знаний и умений в области компьютерного проектирования художественных изделий

Практическая значимость результатов исследования:

  1. Разработаны учебные программы спецкурсов «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства» и «Трехмерное моделирование изделий декоративно-прикладного искусства» (основная программа и программа-сопровождение)

  2. Разработан комплект дидактических материалов для обучения студентов компьютерному проектированию художественных изделий из металла, включающий пошаговую иллюстрированную методику работы по созданию компьютерных проектов, систему творческих учебных заданий для студентов, позволяющую реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, комплект тестовых заданий и критерии оценки для проверки уровня сформированное знаний и умений, банк иллюстративной информации для лекционной части программ

  3. Разработано тематическое планирования проведения спецкурсов, разработано содержание лекционных и практических занятий, сформулированы рекомендации по проведению занятий для преподавателей

Применение созданных в ходе исследования дидактических и методических материалов позволяет организовать мотивированное обучение студентов компьютерному проектированию художественных изделий из металла

На защиту выносятся следующие положения:

1 Компьютерное проектирование художественных изделий целесообразно включить в содержание подготовки студентов факультетов технологии и предпринимательства

2. Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будет эффективным, если содержание обучения 1) будет соответствовать уровню современного компьютерного дизайна, 2) будет связано с содержательной методологией классического художественного проектирования и профессионального компьютерного дизайна, 3) будет включать подразделы, связанные с изучением материальных технологий художественной обработки различных материалов, истории искусств и элементов искусствоведения; 4) будет соответствовать материальным возможностям школы и вуза и т п

3 Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будет эффективным, если методика обучения 1) будет отвечать требованиям личностно-ориентированного обучения, 2) будет опираться на использование поисково-проблемных методов и методов самоуправления учебной деятельностью, 3) будет направлена на формирование познавательною интереса и творческой активности студентов

Апробация результатов исследования производилась на различных этапах исследовательской работы в ходе выступлений, обсуждений, при участии в выставках, в научных конференциях и круглых столах1 на международных конференциях по технологическому образованию1 «Технологическое образование школьников в начале XXI века» (13-15 декабря 2005 года, Брянск), на XII Международной конференции по технологическому образованию школьников

«Проблемы технологического образования в школе и ВУЗе» (Москва, 2006), на Всероссийских научно-практических конференциях «Технологическое образование подрастающего поколения современные подходы» (15-17 ноября 2004 г, Ульяновск), «Технологическая подготовка в школе и вузе в условиях модернизации образования» (2005 г, Стерлитамак), «Технологическое образование в школе и вузе» (30-31 января 2006 года, Москва), на Всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи (НТТМ) 7-10 июля 2004 г и 29 ию-ня-3 июля 2005 г В 2005 году автор награжден дипломом «За новаторский подход в создании проекта и демонстрацию его на выставке НТТМ-2005» и медалью «За успехи в научно-техническом творчестве», на Всероссийских форумах «Образовательная среда-2004» 29 сентября - 2 октября 2004 г, 26-30 сентября 2006 г., Москва, ВВЦ. В 2006 г автор награжден нагрудным знаком «Участник ВВЦ», на научных семинарах аспирантов ХГФ, ФТиП и заседаниях кафедры ДПИ МПГУ и кафедры ОТД МПГУ (2004-2007 гг), на конференции по итогам научно-исследовательской работы МПГУ ХГФ, секция декоративно-прикладного искусства (4 марта, 2004 года), на «Второй научно-практической конференции молодых учителей и студентов по итогам учебно-исследовательской работы в области технологического образования» (IS марта 2004 г, Москва), на городских семинарах учителей технологии и мастер-классе городского семинара учителей технологии «День учителя технологии» (22 марта 2006 года) - секция «Интеграция материальных и ИТ», на Рождественских чтениях 2005-2006 гг (секция «Русская культура в образовательной области «Технология»») (25 января 2005 г , 2 февраля 2006 г ), на круглых столах «Проблемы преподавания ОО «Технология» и практические пути их решения» (октябрь, 2003 г , 15 октября 2004 г), Москва, ХГФ МПГУ, на городских конкурсах «Московская мастерица» (16 ноября 2005 года, Москва), 14 сентября 2006 года, г Москва, где экспонировались учебные работы студентов ФТиП в области художественной обработки металла в номинации «Художественный сувенир»

Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 9 приложений Общий объем работы 333 стр. Основной текст работы составляет 216 стр Работа включает 7 таблиц, 6 графиков, 7 диаграмм, 3 схемы, 166 рисунков Список литературы составляет 255 наименований

Зарубежный опыт применения информационных технологи в образовании

В настоящее время в развитых странах успешно реализована концепция опережающего развития системы образования, что определяет инновационный и интеграционный характер зарубежных систем образования. Например, в школах Японии технологические предметы изучается школьниками на протяжении всех лет обучения и всегда сочетаются с последовательной и систематической информационной подготовкой. В школах США «Технологическое образование» (Т) соответствует российскому учебному предмету «Технология», а компьютерная грамотность относится к разряду элементарной грамотности [195, 225]. Поэтому особое внимание уделяется моделированию различных производственных процессов, которое осуществляется с помощью информационных технологий. Согласно Ю.Л. Хотунцеву, в Голландии в рамках изучения предмета «Технология» регламентировано приобретение навыков по обработке различных материалов, таких как древесина, металл, пластмасса, текстиль. Практическая работа по технологии должна быть связана с использованием информационных технологий [225, 148]. Во Франции изучение «Технологии» в средней школе основано на изучении механики, автоматики, электроники, экономики, информатики и управления. Стоит отметить, что общим компонентом трех основных областей «Технологии» является информатика.

Во многих странах Западной Европы широко распространена система технологической подготовки учащихся, разработанная в Великобритании и интегрирующая пять учебных предметов (ремесло, дизайн, технология: искусство и дизайн; информационные технологии, бизнес, домашняя экономика) в новый обязательный предмет для государственных школ «Технология», который разделяется на две части: «Дизайн и технология», «где достигаемые цели оценивают умения ученика в разработке и изготовлении вещей и «Информационные техноло гии», которая рассматривает широкую сферу знаний и умений, в основном с использованием компьютера» [225, с.98]. Образование Великобритании характеризуется органичным слиянием традиционных и инновационных педагогических технологий. В частности учебный план по технологии включает в себя овладение дизайнерскими навыками, что обязательно сочетается с использованием компьютера и ручными технологиями создания вещей, делается упор на работу с деревом, металлом, пластмассой. Маргарита Павлова и Джеймс Питт считают дизайн-подход, основанный на проектной деятельности, основой обучения, так как «дизайн всегда направлен вперед, на изменение, инновацию» [141, с.148]. Согласно М. Павловой и Дж. Питу дизайн-подход в данном контексте рассматривается как метод обучения Технологии в качестве учебной дисциплины, который включает в себя три вида деятельности: разработку проектов, выполнение упражнений, проведение дизайн-анализа.

В Великобритании существует влиятельная и очень продуктивно работающая Ассоциация учителей дизайна и технологии. Она занимается проведением исследований, публикацией методической литературы, распространением передового опыта и др. Лондонский университет искусств - ведущий в стране - объединяет пять колледжей: Camberwell College of Arts, Central Saint Martins College of Arts and Design, Chelsea College of Arts and Design, London College of Communication и London College of Fashion. Лондонский Университет Искусств имеет такие современные и востребованные специализации, как моделирование одежды и обуви, весь спектр ИТ - компьютерная графика, графический и медиадизайн, печатное и издательское дело, анимация, дизайн интерьера, дизайн изделий декоративно-прикладного искусства - керамики и ювелирных изделий и др. Среди средних и высших учебных заведении Великобритании, успешно использующих современные педагогические технологии обучения дизайну на основе широкого использования ИКТ можно также назвать Лондонский колледж моды, Брюнельский и Вестминстерский университет, Кентский институте искусств и дизайна, университет Эдинбурга и университет Бата, университет Кингстона, Лафборо, Борнмута, Хардфоршира, Лютона и Манчестера, Шеффилда, Халама, колледжи изобразительных искусств в Кентербери, Эпсоме, Фарнхаме, Мейд-стоуне и Рочестере и пр.

Российское образование характеризуется глубокими процессами модернизации, продиктованными необходимостью строиться на основе требований и прогнозов будущего [24]. Одно из магистральных направлений модернизации связало с информатизацией образования. Министерством образования РФ разработан проект "Информатизация системы образования". Основная идея проекта состоит в создании условий для поддержки системного внедрения и активного использования ИТ (информационных технологий) в работе учреждений общего и начального профессионального образования. При успешном его выполнении (срок реализации - до 2010 г.) российская система образования получит электронные образовательные ресурсы нового поколения, широкую сеть учебно-методических центров, плюс к этому будет осуществлено массовое обучение педагогов информационным технологиям [162].

В данном контексте необходимо конкретизировать понятийный аппарат. Информационные технологии - это технологии процессов, связанные с поиском, хранением и передачей информации. В современном представлении информационные технологии тесно связаны с использованием для этих целей компьютеров [124, 182, 148, 171 и др.].

Средства ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) образовательного назначения - средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами и обеспечивающие достижение педагогических целей [182].

Компьютерные технологии (КТ) - это технологии, в которых для поиска, хранения и передачи информации используются электронно-вычислительные машины. Понятия «компьютерные технологии» и «информационные технологии» в ряде источников сближены и даже неразличимы. В рамках данного исследования под компьютерными технологиями мы будем подразумевать использование компьютеров. Термин «информационные технологии» значительно более широк, соответственно, под ним мы будем подразумевать все возможные средства и способы оперирования и хранения информации любого рода.

Рассмотрение главных нормативных документов Российского образования позволит проанализировать состояние информатизации отечественного образования на сегодняшний день.

Важнейшим документом для Российского образования в целом является Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция) [98]. Важные для нашего диссертационного исследования компоненты, подтверждающие значимость настоящей работы, могут быть представлены следующими тезисами:

- Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний:... математики и информатики (включая умение вести поиск и отбор информации)... профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы на основе опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы. Это позволяет заключить, что настоящее исследование, посвященное методике преподавания именно в высшей школе, может внести больший вклад в разрешение проблем, обозначенных в Концепции, нежели если бы данное исследование ориентировалось на проблематику основного общего образования. Так как, очевидно, эффективнее реализовать стратегию опережающего развития именно в контексте подготовки педагогиче ских кадров, что позволит опосредованно спроецировать практически значимую часть настоящего исследования на учебный процесс школы;

- Цели и основные задачи модернизации образования направлены на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Качество подготовки работников образования должно находиться в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки. Обозначенное во введении положение настоящего исследования, сформулированное как требование к содержанию и методике компьютерного проектирования - «опора на теорию и методологию классического дизайна докомпьютерной эпохи... опора и конструктивное использование в учебном проектировании последних достижений в области компьютерной графики, с тем, чтобы обеспечить должный уровень подготовки будущего учителя технологии» - безусловно, отвечает целям и основным задачам модернизации образования;

- Будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Технология призвана знакомить учащихся с современным народным хозяйством, экономикой, миром профессий; ее роль в профориентации учащихся очень высока, поэтому значение модернизации подготовки будущих учителей технологии в условиях информатизации образования поднимается на приоритетно-высокий уровенью

Общая методика обучения компьютерному проектированию художественных изделий

Общая методика обучения КПХИ подразумевает методику применения дидактически обоснованного программного обеспечения на основных этапах КПХИ (на поисково-исследовательском этапе выполнения проекта, на этапе художественно-конструкторского поиска, на стадии разработки эскизного проекта, на этапе разработки проектно-конструкторской документации) вне зависимости от вида изучаемых материальных технологий, так как обобщает все направления ХОМ. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050502 (технология и предпринимательство) регламентирует изучение будущими учителями технологии особенностей организации проектной деятельности школьников на различных ступенях общеобразовательной школы, базовом и профильном уровне; изучение системы организации творческой деятельности детей и подростков в системе дополнительного образования. Данные требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы входят в раздел «Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладное творчество». Наряду с вышеуказанными требованиями раздел содержит информацию о необходимости приобретения таких знаний, как понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования, моделирование и конструирование, основы цветоведения и композиции в дизайне, художественное моделирование изделий. Использование информационных технологий при проектировании и моделировании изделий. Таким образом, будущий учитель технологии и предпринимательства (или профессиональный опытный педагог) должен быть готов к широкому использованию информационных технологий в рамках проектной деятельности, направленной на создание (художественное конструирование/проектирование/дизайн) художественных изделий, в том числе декоративно-прикладного назначения.

Принципиальной основой предлагаемой нами общей методики КПХИ является традиционная теория и методика художественного проектирования (конструирования/дизайна), адаптированная для подготовки будущего учителя технологии. Другими словами из методологии классического дизайна (художественного проектирования, художественного конструирования) взяты те компоненты, которые являются необходимыми для подготовки учебных художественных проектов изделий из конструкционных и поделочных материалов. Традиционные теоретические положения и методология дизайнерской деятельности изложены в трудах известных отечественных теоретиков и прак тиков художественного проектирования. Среди известных авторов, чьи работы являются фундаментальными для становления и развития русского дизайна, можно назвать Г.Б. Минервина, Л.М Холмянского, З.Н. Быкова, Г.В. Крюкова, Н.А. Филимонова, В.Т. Шимко, А.В. Ефимова, А.П. Ермолаева, А.А. Гаврили-ну, Н.К. Кудряшова, Я.П. Виноградова, Б. В. Нешумова, Н. Воронова, Е. Д. Щедрина, В. И. Коваленко, А. А. Белова, Ю. Б. Соловьева, Л. Ф. Криницына, А.С. Щипанова, Ю.С. Сомова, В. Арямова, А. Бобыкина, Э. Молчанова, Ю.А. Долматовский, В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковского, В.М. Мунипова и др. Так же вопросы дизайна и художественного проектирования исследовались в работах таких отечественных специалистов, как М. Щедрина, В.Ф. Сидоренко, А.Г. Устинов, А.А. Барташевич, А.Г. Мельникова, Б.Г. Бархин и др. Среди зарубежных специалистов, работающих в области теории дизайна, можно назвать Ал-лена Херберта, Игнасио Араухо, Э. Тьялве, Иоханнеса Иттена, Ульриха Бера и пр. Методика преподавания дизайна изучалась в работах Р.А. Степучева, В.Ф. Сидоренко, А.Г. Устинова и др. Педагогические аспекты изучения преподавания дизайна в рамках технологического образования исследовались в работах Ю.Л. Хотунцева, А.А. Карачёва, В.М. Заёнчика, В.Е. Шмелёва, В.М. Быстрова, Г.Н. Некрасовой, М. Павловой, Дж. Пита и др. Некоторые аспекты использования компьютера в учебном дизайне рассматривались в работах Г.А. Мочалова, О.Б. Ставровой и пр.

Известно, что работа над любым проектом ведется поэтапно. Основными традиционными этапами художественного проектирования являются: предпро-ектное исследование, художественно-конструкторский поиск (предварительное эскизирование), разработка эскизного проекта, составление проектно-конструкторской документации, изготовление опытного образца, его испытание и доработка. Сохранение подавляющего большинства вышеуказанных этапов является целесообразным и для учебного проектирования. Каждый из этих этапов, наряду с традиционной формой представления материала (выполнение в классических графических техниках), может быть выполнен на компьютере. Каждому этапу соответствует свое содержание и методика обучения. По мнению опытных педагогов, методика художественного проектирования формировалась в результате обобщения опыта работы многих деятелей российского и зарубежного дизайна, «она закрепляет положения и принципы, характеризующие отличие современного дизайна от материально-художественного творчества прошлого - в отношении характера и сложности решаемых задач, научного и технического обеспечения, взаимоотношения художника с производством и др.», пишет Б.В. Нешумов [134, с. 101].

Согласно пожеланию специалиста в области активных методов обучения - Вербицкому А.А., чтобы все компьютерные программы были связаны содержательной логикой, в качестве которой служит «системно-контекстное развертывание науки» [30, с. 84], нами были проанализированы и отобраны программные средства (инструментальные средства из области профессиональной компьютерной графики), необходимые для осуществления компьютерного проектирования художественных изделий в рамках изучения художественной обработки материалов будущими учителями технологии.

Рассмотренные ниже элементы содержания обучения КПХИ на разных этапах ведения работы являются необходимыми при обучения будущих учителей технологии всем видам художественной обработки материалов.

Экспериментальная работа по проверке целесообразности разработанной программы и эффективности предлагаемой методики

В течение 2004-2006 годов шло планомерное исследование современного состояния компьютерного проектирования (дизайна), шла первичная апробация разработанной в ходе исследования программы «Художественная обработка металлов и основы компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства», уточнялось содержание, разрабатывалась методика, в частности был произведен отбор техник художественной обработки металла по критерию доступности для факультета ФТиП МПГУ с точки зрения возможностей материальной базы, ресурсов учебного времени и творческих возможностей студентов 1-2 курсов. Наряду с отбором техник производился анализ и отбор программного обеспечения, необходимого и достаточного для освоения студентами приемов компьютерного проектирования изделий декоративно-прикладного искусства; разрабатывались поуровневые учебные задания (объекты труда разного уровня сложности), разрабатывалась и совершенствовалась методика работы с различными графическими программами с целью адаптации к задачам учебного КПХИ. В течение 2004-2006 годов также осуществлялось изучение уровня востребованности знаний по компьютерному проектированию в современном обществе и на рынке труда и, соответственно, параллельно проводился анализ мнений учителей и преподавателей технологии относительно использования компьютера в целях учебного проектирования художественных изделий из конструкционных и поделочных материалов. В течение второго и третьего учебных лет были окончательно определены современные программные средства, необходимые для осуществления деятельности по учебному КПХИ в рамках подготовки студентов на факультетах технологии и предпринимательства. Так же была создана организационно-содержательная модель формирования знаний и умений по КПХИ (на примере художественной обработки металла), общая методика учебного компьютерного проектирования и прикладная методика компьютерного проектирования художественных изделий из металла, сформулированы методические рекомендации по использованию ПК на каждом этапе проектирования и применительно к каждой из наиболее доступных техник художественной обработки металла. Были разработаны компьютерные дидактические средства: компьютерные презентации, содержащие обширную иллюстративную базу по истории, техникам и технологии художественной обработки металлов, комплексные анкеты и тесты, направленные на мониторинг знаний студентов на различных этапах педагогического эксперимента по трем основным направлениям: техники (технологии) художественной обработки металлов, основные положения художественного проектирования (дизайна) и компьютерное проектирование художественных изделий.

Проведенные в 2005-2007 гг. исследования позволили усовершенствовать программу разработанного нами курса, уточнить содержание и методику преподавания. С целью проверки теоретических положений, в частности гипотезы диссертационного исследования, был проведен педагогический эксперимент, в контексте которого студенты 1-2 курсов были разделены на контрольную и экспериментальную группы; в рамках последней проводилась апробация нового содержания и методики преподавания и сравнение с показателями контрольной группы, обучаемой по традиционной методике (создание художественных изделий без привлечения компьютерных технологий и методологии современного компьютерного дизайна).

Целью констатирующего эксперимента являлось анализ и сравнение современного состояния профессионального дизайна и учебного художественного конструирования (проектирования/дизайна), существующего в контексте подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства; изучение мнения учителей и преподавателей технологии относительно использования компьютера в целях учебного проектирования художественных изделий (изделий декоративно-прикладного искусства) из конструкционных и поделочных материалов. В соответствии с поставленными целями были определены задачи данного этапа экспериментальной работы:

? выявление направлений и специфики использования ПК в учебном КПХИ на основе данных, полученных при изучении профессионального компьютерного дизайна, и в соответствии с целями обучения, сформулированными для раздела художественной обработки материалов в рамках ООТ.

? определение существующего уровня и практики использования ПК на занятиях по художественной обработке материалов.

Нами были выбраны такие методы реализации поставленных задач, как: беседы с профессиональными дизайнерами, программистами, преподавателями и учителями технологии, студентами и школьниками; наблюдения за работой коллег в процессе посещения учебных заведений, дизайнерских фирм, рекламных агентств; анализ собственного педагогического опыта и опыта работы в непедагогической сфере, связанной с компьютерным дизайном; анкетирование педагогических работников и студентов факультета ФТиП МПГУ.

Было подготовлено анкетирование №1 для учителей и преподавателей технологии (см. Приложение 7), в результате проведения и анализа которого (школы южного округа Москвы), а так же на основе данных устных опросов, были сделаны следующие выводы: подавляющее большинство учителей технологии имеет возможность использовать компьютерную технику на занятиях по технологии, имеет возможность использовать компьютерный класс (кабинет информатики), многие обращаются к дополнительным техническим средствам обеспечения для демонстрации учебного материала (медиа-проекторы, смарт-доски и пр.). Многие учителя и преподаватели используют ПК для подготовки к проведению занятий, чаще всего для создания раздаточного материала, технологических карт, для оформления кабинета и пр. Важно отметить, что практика использования ПК для подготовки художественных проектов все же мало распространена, очевидно, ввиду отсутствия достаточного методического обеспечения. Большинство учителей имеют представление о текстовом редакторе типа Word, и мало знакомы с профессиональном программным обеспечением, применяемым дизайнерами, но абсолютное большинство преподавателей и учителей поддерживает мнение о целесообразности использование компьютерной техники на занятиях по технологии и в разделе художественной обработки материалов. Целью анкетирования №2 (см. Приложение 7) для студентов ФТиП являлся анализ отношения к декоративно-прикладному искусству в области обработки металлов, а также анализ первичных знаний по технологиям художественной обработки металла. Большинством анкетированных было признано, что художественная обработка металла является широко используемой (популярной) среди современных художников, искусствоведов, дизайнеров, мастеров-прикладников, а также пользуется широким спросом на современном рынке, особенно эксклюзивные изделия, выполненные на заказ. Среди подобных изделий были отмечены ювелирные украшения, посуда, кованые изделия, предметы интерьера. Что же касается знаний в области техник художественной обработки, то большинство студентов не обладают какими-либо структурированными конкретными знаниями, за исключением тех, кто специально интересовались данным вопросом (например, юноши и девушки, увлекающиеся исторической реконструкцией, ролевыми играми, прикладным творчеством и пр.).

Похожие диссертации на Обучение компьютерному проектированию художественных изделий будущих учителей технологии и предпринимательства