Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Яншин Анатолий Иркунович

Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов
<
Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яншин Анатолий Иркунович. Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2000 217 c. РГБ ОД, 61:01-13/1010-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы разработки оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам 11

1.1 Классификация средств наглядности и специального оборудования по живописи 11

1.2 Научно-педагогические вопросы создания и конструирования оборудования и наглядных пособий, активизирующих процесс обучения специальным дисциплинам 48

1.3 Эргономические психолого-физиолигические требования к учебному оборудованию и наглядным пособиям по специальным дисциплинам 83

Глава 2. Экспериментальное исследование методов создания и конструирования оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам 97

2.1. Разработка педагогического констатирующего эксперимента ... 97

2.2. Проведение и итоги формирующего эксперимента 112

2.3 Методика использования оборудования и наглядных пособий как средства активизации обучения специальным дисциплинам студентов ХГФ педвузов 136

Заключение 163

Библиографический список использованной литературы 167

Приложение 178

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Одним из существенных факторов активизации обучения при подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических университетов и институтов по специальным дисциплинам является создание и использование учебного оборудования и наглядных пособий.

Для успешного разрешения проблемы подготовки высококвалифицированных учителей изобразительного искусства в процессе преподавания живописи, необходимо использовать все лучшее, что было создано для оснащения занятий по специальным дисциплинам, а также разработать новое оборудование и наглядные пособия, которые отвечают современным требованиям высшей школы.

Начиная от древности и до настоящих дней, методы и средства преподавания рисунка и живописи постоянно совершенствовались, развивались.

Исторический обзор методов преподавания живописи и рисунка показывает, что проблемой создания наглядных пособий и необходимого оборудования занимались вьщающиеся педагоги-художники Леон Батиста Альберта, Леонардо да Винчи, А. Дюрер, братья Дюгаои, А.П. Сапожников, А. Ашбе, П.П. Чистяков, Д.П. Кардовский, К.Ф. Юон и др. Им принадлежит заслуга в разработке различных методов рисования с натуры (метод «завесы», метод «обобщения формы», «метод обрубовки» для демонстрации которых были разработаны специальные приспособления и модели (проволочные, деревянные плоские фигуры, геометрические тела, модели арок, колонн, лестниц, мебели, частей человеческого тела, экарше), учебные таблицы, специальные приспособления для демонстрации законов перспективных искажений.

В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи, Л. Б. Альберта, А. Дюрер предложили различные методики обучения рисованию с натуры. В основу обучения Альберти положил метод рисования с помощью «завесы», который

критиковал Леонардо да Винчи, называя его «механическим рисованием». Методика обучения рисованию Леонардо да Винчи была основана на изучении и анализе натуры. Л.Б. Дюрер обучение рисованию построил на методе «обобщения формы», который позднее был назван «методом обрубовки».

Братья Александр и Фердинанд Дюпюи для обучения рисованию создали специальные модели, классифицировав их на пять категорий. Все модели последовательно использовались при обучении рисованию. Специальные группы моделей головы, частей тела, человеческой фигуры, разработанные и выполненные Александром Дюпюи отражала определенную методическую последовательность в построении изображений. Ф.Дюгаои сконструировал специальный станок для установления моделей и демонстрации явлений перспективы.

Сапожников А. П. предложил изучать законы перспективы, изменение освещенности различных поверхностей от их освещения, законы светотени с помощью специально сконструированных моделей. Для демонстрации конструкции человеческой головы им разрабатывается специальная проволочная модель. Сапожниковьгм А.П. разрабатываются анатомические модели для изучения строения человеческого тела.

В основополагающих работах ЯЛ. Коменского выдвигается принцип наглядности и показываются пути и средства к практическому его применению.

Философское, психологическое и дидактическое обоснование принципа наглядности сделано великим классиком педагогики К.Ф. Ушинским. Этот принцип был положен в основу разработки различных современных педагогических систем и методик.

Научно-теоретическим обоснованиям вопроса наглядности и наглядных пособий посвящены монографии, статьи известных педагогов-исследователей изобразительного творчества (Н.Н. Ахутина, Р.С. Бондарчук, В. Н. Бейер. В.П. Вахтеров, О.Н. Галкина, Н.К. Гончаров, Л.В. Занков, И.П. Конобеевский).

Наиболее глубокие исследования по проблемам наглядности в обучении, в последние годы были проведены Т.В. Болтовой, А.Е. Галич, А. В. Славиным, A.M. Ясько.

Опираясь на педагогические труды основоположников "наглядного обучения" ученые-методисты Н.Н. Анисимов, Г.В. Беда, А.И. Васильев, Ю.А. Волков, СЕ. Игнатьев. В.А. Королев, Н.В. Одноралов, А.С. Пучков, Н.Н. Ростовцев, А.С. Рындин, A.M. Серов, А.В. Славин, Б.Г. Смирнов, А.Е. Терентьев, А.В. Триселев, Е.В. Шорохов, А.А. Унковский, А.П. Яшухин занимались вопросами оборудования живописных мастерских, разработкой наглядных пособий. В трудах названных ученых, находим прекрасные примеры, иллюстриругопще содержание учебных таблиц, которые используются ими в преподавательской деятельности на занятиях по живописи, рисунку, методике преподавания изобразительного искусства по многим темам программы. Так, большая заслуга принадлежит Ростовцеву Н.Н. в отборе иллюстративного материала, для раскрытия последовательности выполнения рисунка на занятиях по рисунку и уроках изобразительного искусства. Н.Н. Анисимов много внимания уделял разработке методических аспектов обучения школьников техническому рисунку, цветоведения и формированию начальных изобразительных навыков. Им предложены различные наглядные пособия и методика использования демонстрационных моделей на уроках изобразительного искусства.

Ведущие ученые-методисты, преподаватели живописи Беда Г.В., Пучков А.С, Триселев А.В., Унковский А.А., Шорохов Е.В., Яшухин А.П. большое внимание уделяли исследованию вопросов организации и методики проведения пленэров, аудиторных занятий по живописи, обучению студентов наброскам, композиции. В арсенале у каждого были авторские разработки учебных таблиц, методики работы с натуры и т.д.

Большое внимание использованию художественных материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в процессе обучения живописи уделяется в работах Н.В. Одноралова. Им собран и систематизирован

материал по технологии живописи. Описаны инструменты, материалы и приспособления, выпускаемые промышленностью для оснащения процесса занятий живописью. В своих работах Одноралов Н.В. неоднократно подчеркивает, что совершенствование художественного воспитания невозможно без творческого подхода к работе преподавателя, одной из сторон которого является творческий подход к оснащению и оборудованию кабинетов.

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что имеется достаточное количество необходимого научно-теоретического материала посвященного отдельным психологическим аспектам активизации обучения, формированию различных способностей, в том числе художественных, на которые можно опереться при разработке проблемы нашего исследования. В этой связи необходимо отметить труды М. В. Гамезо, Е. И. Игнатьева, Л. Ф. Обуховой, С. Л. Рубинштейна, Г. 3. Бедного, Т. В. Кудрявцева, Б. Ф. Ломова, Й. С. Якиманской.

Как показал анализ научной психолого-педагогической и методической литературы имеется достаточное количество теоретического материала, посвященного различным аспектам активизации обучения живописи и рисунка студентов посредством использования различного оборудования и наглядных пособий. Тем не менее, не исследовалась проблема активизации процесса обучения посредством комплексного использования различных наглядных средств, и приобщения студентов к поисковой деятельности, направленной на разработку, конструирование и изготовление учебных пособий, приспособлений, оборудования мастерских для занятий по специальным дисциплинам (рисунку и живописи) и школьных кабинетов изобразительного искусства.

Актуальность исследования заключается в следующем: проблема Щ развития художественно-творческих способностей студентов по изобразительному искусству на художественно-графических факультетах педвузов -чрезвычайно важна. Развитие творческо-конструкторских способностей будущего учителя по созданию учебных пособий и объектов оборудования в

і целях углубленного процесса обучения рисунку и живописи актуальна сутью - поиском новых, более эффективных путей подготовки специалистов по изобразительному искусству для общеобразовательных школ.

Проблема исследования - активизация процесса обучения специальным дисциплинам (рисунку и живописи) посредством комплексного использования различных средств обучения и приобщения студентов к творческой деятельности по их разработке.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей

активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин,

JL экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики

использования средств наглядности, и приобщения студентов к

проектированию специального оборудования и наглядных пособий.

»

Объект исследования - процесс специальной подготовки студентов по живописи и композиции на художественно-графических факультетах высших педагогических учебных заведений. «к . Предмет исследования - влияние комплексного использования

различных наглядных пособий и специального оборудования на активизацию процесса обучения по живописи и композиции.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения специальным дисциплинам будет применяться комплекс различных средств и методов обучения, и студенты приобщатся к творческой деятельности по проек- л тированию наглядных пособий и оборудования для специальных мастерских,

школьных кабинетов изобразительного искусства, то повысится качество обучения за счет активизации студентов в процессе обучения и стимулирования их творческого начала.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме ис- ж следования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.

2. Создать приспособления, наглядные пособия, обеспечивающие эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.

3. Описать методику обучения студентов ХГФ проектированию учебного оборудования и наглядных пособий по специальным дисциплинам.

4. Экспериментально подтвердить позитивное влияние нового специального оборудования и разработанных наглядных пособий на активизацию процесса обучения таких предметов как живопись, цветоведение, технология живописи на художественно-графических факультетах.

5. На основе проведенного педагогического эксперимента выработать научно-методические рекомендации по совершенствованию специальной и методической подготовки студентов в процессе преподавания специальных дисциплин.

Методологической основой исследования явились основополагающие труды по философии, педагогике, психологии, дизайну, а также методике изобразительного искусства.

Для достижения цели, поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, специальной литературы по вопросам дизайна и разработке учебного оборудования для художественных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства;

2. Моделирование процесса специальной подготовки студентов, основанного на комплексном использовании различных средств обучения и проектированию их для мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства;

3. Метод педагогического наблюдения;

4. Педагогический эксперимент;

5. Анкетирование.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился художественно-графический факультет Набережночелнинского педагогического государственного института.

Организация и этапы исследования;

Исследование осуществлялось в несколько этапов с 1992 по 1999 гг.

На первом этапе исследования (1992-1995 гг.) изучалась научная литература по проблеме исследования, формулировалась тема диссертации, гипотеза, определялись задачи, объект и предмет исследования, разрабатывалась методика и проводился поисковый эксперимент.

На втором этапе исследования (1995-1997 гг.) изучались экспериментальные методики активизации обучения живописи, разрабатывался формирующий эксперимент.

На третьем этапе исследования (1997-1999 гг.) анализировались и обобщались полученнще экспериментальные данные, уточнялся текст диссертации, формулировались выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплексное применение типовых средств обучения в сочетании с спроектированными и изготовленными студентами учебным оборудованием, приспособлениями и наглядными пособиями активизирует процесс преподавания специальных дисциплин (живописи, композиции), развивает художественно-творческие способности обучаемых, стимулирует развитие навыков проектирования и поэтому должно рассматриваться как фактор и средство активизации процесса подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

2. В учебном процессе по специальным дисциплинам необходимо предусмотреть обучение проектированию учебного оборудования и созданию наглядных пособий для живописных мастерских и школьных кабинетов изобразительного искусства, что дает должный эффект активизации обучения живописи.

3. Проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособии в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию таких качеств личности, как художественно-творческих, творческо-конструкторских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

ф

(f.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: изучен процесс создания и использования учебного оборудования и наглядных пособий, как средства активизации обучения специальным дисциплинам; научно обоснованы концептуальные положения методики обучения проектированию учебного оборудования, наглядных пособий по специальным дисциплинам для художественно-графических факультетов педагогических вузов; дано теоретическое обоснование классификации средств наглядности, учебного оборудования и приспособлений по живописи; показаны пути совершенствования процесса преподавания специальных дисциплин, а также формирования необходимых творческих (художественных, конструкторских, методических) качеств личности студентов при создании учебного оборудования и наглядных пособий, способствующих активизации обучения живописи.

Теоретическая значимость определяется следующим. Результаты данного исследования могут быть использованы: для теоретического обоснования комплексного подхода к развитию творческо-конструкторских способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе проектирования, создания учебного оборудования и наглядных пособий; как теоретические основы активизации обучения специальным дисциплинам при разработке оборудования и наглядных пособий, а также при исследовании других, смежных педагогических проблем.

Практическая значимость исследования заключается в

следующем:

результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных программ, пособий, учебников в виде методических рекомендаций по совершенствованию содержания и методов преподавания специальных дисциплин на художественно-графических факультетах

40V педагогических вузов;

оборудование, приспособления и наглядные пособия, разработанные для занятий по живописи студентов 1-5 курсов могут быть применены в практике преподавания на художественно - графическом факультете;

Классификация средств наглядности и специального оборудования по живописи

Создание и преумножение учебно-материальной базы по живописи при активном участии высококвалифицированных специалистов, студентов основывается на постоянном совершенствовании уже имеющихся, также на оснащении новейшими учебно-наглядными пособиями и специальным оборудованием. Оснащение учебных мастерских оборудованием, приспособлениями и учебно-наглядными пособиями, реквизитом, моделями по художественным дисциплинам в основном проходит своими силами.

Создание и использование учебно-наглядных пособий по живописи своими силами требует научно-теоретических знаний, классифицирования средств наглядности и специального оборудования.

Научно-теоретические знания в научном понимании живописи в учебном процессе занимают основное положение. Определена вспомогательная роль средств наглядности и специального оборудования в обучении живописи. Однако, прежде всего, следует говорить о том, что понимается под наглядностью в живописи. В изобразительном искусстве под наглядностью и ее применением в изучении предмета живописи понимается окружающая нас предметная среда, а так же различные природные явления, изменяющиеся, повторяющиеся в непрерывном движении. Подвижная живая натура, естественные природные формы флоры и фауны в изобразительном искусстве становятся естественной идеальной объемной наглядностью.

К концу обучения каждый начинающий художник достигает такого уровня, когда он самостоятельно в творческой деятельности изучает и изображает естественную идеальную объемную наглядность, используя реалистический метод ее живописного изображения, как познавательный, изучающий процесс действительности. Использование подвижной и неподвижной объемных наглядностей в преподавании основ изобразительного искусства обуславливается возрастными особенностями обучающихся, развитием их способностей, уровнем подготовленности, общим развитием. Изготовление бутафорских предметов, гипсовых слепков позволяет заменить подвижную живую натуру на искусственную, неподвижную объемную наглядность. Также, в соответствии с учебной программой по живописи изучается совокупность различных плоскостных наглядностей, состояния окружающей природной среды. На основе теории складок разработанная складчатая наглядность находит широкое применение в обучении живописи. Драпировки различных цветов и тональностей, ткани разных материй составляют складчатую структуру поверхности материи. Складчатая наглядность на примере бытовой и производственной одежды, национальных костюмов используется при обучении живописи. Кроме того, обучение живописи основывается на оптической физической наглядности, выявляющей закономерности физических явлений в природе. На стадии развития находятся компьютерные графика и цветоведения. Развивается новый вид наглядности -компьютерная, на которую специалисты возлагают большие надежды. Необходимо отметить, что живописец может изобразить в цвете мыслительную и звуковую наглядности, которые проявляются в сознании человека индивидуально на основе воображения, образных и пространственных представлений, типов логического мышления. У человека в сопоставлении с другими существами, по сравнению со слухом и зрением, сильнее развито мышление. Познание реального мира человеком, ход проникающего мышления организовываются поэтапно: самое далекое от нас в виде представлении отдаляется абстрактное мышление, в приближении, яснее абстракций находятся мечтания, более понятная и ближе нам - идея, которая осуществляется разработками разных вариантов, содержит цели и задачи до воплощения их в реальность.

Разработка педагогического констатирующего эксперимента

Контрастные пары цветов составляют: желтый - фиолетовый; оранжевый - синий; красный - голубой; пурпурный - зеленый. В живописи художниками используется контрастные пары дополнительных цветов. Как показывают результаты эксперимента, пары дополнительных цветов смотрятся несколько зеленее, чем контрастные, что подтверждает высказывание Н.Д. Нюберга об этом явлении. «Причиной не вполне точного совпадения по всей видимости является то, что одни нервные центры обладают способностью к более быстрой адаптации, чем другие, так как, если бы потеря чувствительности все время была бы строго пропорционально величине раздражения светом, контрастные цвета должны были бы совпадать с дополнительными совершенно точно».1

В проведении индивидуального эксперимента использовались: Первый вариант. Специальным оборудованием и наглядными пособиями были цветные фильтры цветофильтра и лампа накаливания зеленовато-желтого цвета, прибор утемнения общего тона и натюрморты. На приборе натюрморты освещались оптически наложенным зеленовато-желтым источником освещения, то есть доминирующий голубой цвет в природе проходит сквозь желтый цветофильтр: и оптически смешиваются голубой и желтый цвета. Зеленовато-желтое затемненное цветным фильтром освещение усиливается зеленовато-желтым цветом освещения лампы накаливания. Цвет теневых частей натюрмортов окрашивается в фиолетово-синеватый, который есть контрастная пара дополнительного цвета к зеленовато-желтому в тепло-холодном отношении контрастных цветов. Второй вариант. Доминирующим цветом в природе является солнечное освещение ярко-желтого, желто-оранжевого цвета.

Солнечные лучи света, падающие на желтый цветофильтр, оптически смешиваясь, образуют в помещении оранжевато-желтоватое освещение.

Оранжевато-желтоватое освещение, несколько затемненное цветовым фильтром, усиливается лампой накаливания того же цвета. Образующийся одновременный (светлый и цветовой) контраст позволяет рассмотреть, что освещенные оранжевато-желтоватым цветом натюрморты в теневой части окрасились в голубовато-синий цвет. Результаты эксперимента подтверждаются выше описанным. Контрастной парой дополнительного цвета к оранжевато-желтоватому является голубовато-синий цвет.

Третий вариант. Освещение от цветофильтра (цветной фильтр желтого цвета) остается неизменным; окна мастерской выходят на северную сторону; за окном пасмурная погода или же идет снег; освещение по цвету будет нейтральным, ахроматическим белым. Освещение желтого цвета от цветофильтра в помещении несколько затемняется. Зажженная лампа накаливания желтого цвета усиливает освещение. Теневые части натюрмортов окрашиваются в фиолетово синий цвет. Четвертый вариант. Дл» проведения экспериментальной работы применялись цветные фильтры красного цвета и лампа накаливания пурпурного цвета. Натюрморты на приборе конкретизации остались прежние, ранее поставленные.

Цветовая доминанта в природе голубого цвета проходит сквозь красный цветной фильтр, оптически смешиваясь, красный и голубой цвета освещают помещение пурпурным освещением. Частично затемненное помещение от цветофильтра красного фильтра усиливается дополнительным освещением лампы накаливания пурпурного цвета. Контрастной парой дополнительного цвета пурпурного освещения является зеленый цвет. Теневые части натюрмортов приобрели зеленый цвет, что и составляет тепло-холодное отношение контрастных пар дополнительных цветов, так как световая часть натюрмортов освещена в пурпурный цвет.

Пятый вариант. Ярко-желтого и желто-оранжевого цвета солнечное освещение, лучи которого падают на красный цветной фильтр окрашивает в помещении в оранжевый цвет, полученный путем оптического смешения цветов ярко-желтого и желто-оранжевого с красным. Несколько затемненное освещение в помещении усиливается оранжевым цветом освещения лампы накаливания. Теневые части натюрмортов приобрели голубой цвет, так как натюрморты освещены оранжевым по цвету освещением.

Проведение и итоги формирующего эксперимента

Группе студентов предлагались готовые подрамники овальной формы, которые они использовали в выполнении автопортрета масляными красками. Здесь необходимо отметить, что контур овала непроизвольный, а берется строго в соответствии с рамкой композиции художественного произведения. На картоне предварительно контур овала выполняется от руки, то есть картину заключают в рамку. По результатам неоднократных наблюдений выясняется, что ввиду индивидуальности каждого человека контуры овалов ими проводятся разные.

Ход работы заключается в следующем:

- заключить эскиз композиции в рамку контуром овала от руки;

- увеличить эскиз композиции, уточнив рамку и контур овала, нарисовать картон;

- перенести с картона в масштабе 1:1 контур овала на отдельный лист бумаги, оставить оси; -выполнить шаблон, определить величины углов между опорными брусками в круговом стусле; шаблон используется также при нанесении контура подрамника.

В начале студенты пользовались примерным построением контура овала, подгонкой радиусов сопряженных дут. Однако такой примерный (метод) способ овала неприемлем. Автором разработаны способы построения овалов.

Группа студентов, которая выполнила задание на предложенных овальной формы подрамниках, отличалась серьезностью, с большей ответственностью относилась к выполнению задания.

Для обрамления картин довольно часто требуются рамки овальной формы. Однако построение овалов нужной формы вызывает определенные трудности. Автором предлагается несколько способов их построения, которые окажут определенную помощь студентам в изготовлении ими подрамников и рамок овальной формы для живописных учебных работ.

Для обеспечения возможности сравнения изменение контуров овалов величина малой оси АВ во всех предлагаемых вариантах построения одинакова. Известно, что овал - это замкнутая кривая, очерченная большой и малой дугами окружностей. Поэтому для его построения необходимо определить центры (О), радиусы (R) и точки сопряжения (К). Их находят разными способами.

Похожие диссертации на Оборудование и наглядные пособия как средство активизации обучения специальным дисциплинам студентов художественно-графических факультетов педвузов