Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Роль и назначение искусства живописи в нравственно-эстетическом воспитании школьников 9
1.2 Сущностная значимость использования произведений живописи в процессе организации воспитательной работы в школе 23
1.3 Идейно-содержательная характеристика творчества казахстанских художников в аспекте реализации воспитательных задач 35
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖИВОПИСИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
2.1 Инновационные приемы работы на уроках изобразительного искусства в школе 49
2.2 Дидактические условия организации специальных уроков по изучению отечественной
живописи 55
2.3 Влияние произведений живописи на нравственно-эстетическое становление школьников 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 117
- Роль и назначение искусства живописи в нравственно-эстетическом воспитании школьников
- Идейно-содержательная характеристика творчества казахстанских художников в аспекте реализации воспитательных задач
- Инновационные приемы работы на уроках изобразительного искусства в школе
Введение к работе
Реформирование образовательной системы страны связано с необходимостью реализации задач духовно-нравственного возрождения общества. Нравственность характеризуется как важнейший способ нормативной регуляции действий человека в обществе. Сущность нравственного воспитания определяется особенностями развития общества, теми социальными отношениями, которые отражают уровень его развития. В формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения, в развитии творчески активной личности главную роль играет школа, правильно организованный учебно-воспитательный процесс, в том числе -содержательная значимость уроков гуманитарного цикла. Учебно-методическая обеспеченность этих уроков предполагает реализацию воспитательных задач нравственного и эстетического направления.
Взаимообусловленность указанных направлений не вызывает сомнения: гармоничное развитие личности предполагает воздействие на ребенка различных видов искусства, благодаря которому возможно формирование нравственного облика личности. В свою очередь, реализация задач нравственного воспитания позитивно влияет на формирование эстетических вкусов подрастающего поколения. Такого рода взаимосвязь двух важнейших направлений в воспитании делает вполне оправданным обращение к ключевому понятию данного исследования - нравственно-эстетическое воспитание: при определенных условиях эстетическая культура превращается в решающий фактор становления и развития духовно цельной личности, способной к самопроявлению на основе знаний о законах добра, справедливости и чести.
Особое значение приобретает приобщение учащихся к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры, постоянное использование в системе художественно-эстетических дисциплин творческого потенциала произведений изобразительного искусства. В учебно-воспитательном процессе различных типов школ изобразительная наглядность традиционно оценивается как одно из действенных средств, призванных позитивно повлиять на развитие учащихся, на формирование их нравственно-эстетических взглядов. Использование в учебно-воспитательном процессе произведений художников разных поколений и различных творческих направлений способствует формированию эстетического отношения учащихся "к окружающей "действительности; - стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников, способствует развитию их интереса к национальной и мировой культуре. Привлечение произведений живописи позитивно влияет на реализацию обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Анализ методов преподавания изобразительного искусства и приемов использования произведений живописи в школьном учебно-воспитательном процессе на различных этапах развития образовательной системы свидетельствует, что во все времена процесс обучения базировался на
творческом обобщении опыта прошлого, в котором особую страницу занимало описание устоявшихся художественно-эстетических традиций изобразительного искусства, а также способов их использования. Этот важный принцип сохраняет актуальность и на современном этапе совершенствования системы художественного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников.
При изучении, анализе и разработке данной проблемы дидакты, методисты и учителя-практики обращаются к трудам ведущих ученых по эстетике: Борева Ю. Б. /38/, Кагана Ш. G. /81, 82/, Белика А.П. /32/, Гончарова И.Ф. /56, 57/, Герасимова A.G. /164/ и др.; по общей педагогике: Бабанского Ю: К./23/, Лернера И. ЯЛ 11/,. Єкаткина М, НЛ61/,,Сластенина Бч А. /162/ . Хмель Н.Д. /187/, Краевского В.В. /97/ и др.; по психологии: Выготского Л.С./48, 49/, Игнатьева Е. И./76/, Кириенко В. И./91/, Кузина; В. С/101,102,103/ и др., в которых подробно рассматриваются методологический, психолого-педагогический, функционально-практический аспекты проблемы нравственно-эстетического развития школьников средствами изобразительного искусства. Проблема художественно-педагогического образования с использованием творческого наследия художников на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе достаточно подробно представлена в исследованиях Комаровой Т.С./92/, Лихачева Б.Т./113, 114/, РостовцеваН. Н./Г51/, ШороховаЕ. В./189/, Ералина К./68, 69/, Сманова ИЛ69, 170/, Шпикаловой Т. Я:, Сокольниковой Н.М. /190/и др.
В ходе проведенного нами исследования, помимо названных работ, широко привлекались также труды известных ученых-искусствоведов Галимжановой А.С., Гладиуновой М.Б., Муратаева К.К., Елеукеновой Г.Ш., Карманкуловой Б.К./78/, Каменевой Е.О./87/, Кузнецова И. АЛ 05/, Никифоровой О.И./127/, и др. В работах этих авторов достаточно четко показаны и обобщены этапы развития изобразительного искусства и представлены характеристики особенностей изобразительного искусства разных эпох и народов.
И вместе с тем в системе современного художественно-педагогического образования содержание школьного предмета «Изобразительное искусство», а также содержание других предметов гуманитарного цикла в недостаточной степени отражают проблемы использования в учебно-воспитательном процессе творческого наследия художников Казахстана. Анализ состояния
"преподавания дисциплин художественно-эстетического.-, .цикла ___.bl
общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень
знаний учащихся в области национального изобразительного творчества,
слабое использование педагогического потенциала имеющегося
экспозиционного материала.
Не используются в полной мере компоненты УМК (учебно-методического комплекса), представленные в той его части, которая именуется в дидактике изобразительная наглядность. Недостаточная разработанность вопросов эстетического воспитания школьников
средствами изобразительного искусства, а также актуальность, сущностная значимость отечественного искусства обусловили выбор темы исследования — «Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами отечественной живописи».
Практика свидетельствует, что на современном этапе становления школьного образования изобразительная наглядность, как компонент учебно-методического комплекса, используется вне всякой системы, что не позволяет в полной мере решать воспитательные задачи нравственно-эстетической направленности. Возникает необходимость в отборе, систематизации, апробации и методическом описании возможностей живописи для реализации познавательных и воспитательных задач,.стоящих перед современной школой.
Объект исследования — процесс нравственно-эстетического воспитания школьников с использованием произведений живописи.
Предмет исследования - дидактические основы использования
отечественной живописи в нравственно-эстетическом воспитании
школьников.
Гипотеза исследования - эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства будет эффективным, если
- всесторонне изучить условия его использования на различных уроках
гуманитарного цикла;
-педагогически грамотно обращаться к творческому наследию
отечественных мастеров живописи;
-использовать в учебно-воспитательном процессе основные виды и
жанры отечественного изобразительного искусства как важное
средство развития художественной культуры школьников;
-рассматривать художественно-гуманитарную значимость
произведений
изобразительного искусства в качестве эффективного средства
нравственно-эстетического воспитания школьников;
-создать дидактические рекомендации по учебно-методическому
обеспечению нравственно-эстетического воспитания школьников
средствами отечественной живописи.
Цель исследования - определение педагогических условий
нравственно-эстетического воспитания школьников средствами
отечественной живописи.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи-исследования:
изучить и теоретически обобщить возможности использования творческого наследия художников Казахстана в художественно-педагогическом образовании школьников;
разработать дидактические подходы к отбору содержания, структуре уроков и воспитательных мероприятий, посвященных творчеству казахстанских художников;
апробировать на уроках изобразительного искусства и истории искусств Казахстана педагогические условия нравственно-
эстетического воспитания школьников средствами отечественной живописи;
определить критерии сформированности у школьников
художественно-эстетического восприятия произведений
изобразительного искусства в процессе приобщения к
национальной художественной культуре.
Методологическую основу исследования составили положения ведущих ученых — философов, психологов, педагогов, искусствоведов по проблемам формирования художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностных ориентации личности, определяющих основу эстетического постижения окружающей действительности.
Методы научного изыскания, использованные в процессе работы:
анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой и специальной частнодидактической литературы по проблеме исследования;
изучение и привлечение передового педагогического опыта, отражающего различные подходы к организации нравственно-эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства;
опытно-экспериментальная работа: наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование;
поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты;
статистическая обработка данных.
Этапы исследования:
первый этап (2002 - 2003 гг.) - собирательный, посвящен анализу существующих теоретических работ, накоплению эмпирического материала, выявлению уровня знаний и уровня интереса учащихся к отечественной живописи, формулировке рабочей гипотезы проблемы;
второй этап (2003 - 2004гг.) - аналитический, посвящен организации и проведению опытно-экспериментальной работы, исследованию способов активизации творческих способностей учащихся в ходе приобщения к творческому наследию отечественных художников;
третий этап (2005 - 2006гг.) - формирующий: период завершения экспериментального исследования и апробации дидактических условий, обобщение накопленного опыта, анализ и систематизация результатов
—эксперимента, оформление выводов и формулировка-рекомендаций. _
На защиту выносятся:
Художественно-педагогическая значимость произведений отечественного изобразительного искусства как важного средства нравственно-эстетического воспитания школьников.
Дидактические условия, принципы, формы и методы эстетического восприятия учащимися произведений изобразительного искусства в процессе приобщения к творческому наследию казахстанских художников.
3. Критерии сформированности нравственно-эстетических
свойств учащихся в ходе освоения идейной содержательности произведений отечественной живописи.
Научная новизна исследования:
изучены теоретические аспекты нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе их приобщения к творческому наследию отечественных мастеров изобразительного искусства;
разработаны дидактические условия, систематизированы формы и методы нравственно-эстетического воспитания школьников путем включения в учебно-воспитательный процесс творческого наследия профессиональных художников Казахстана, способствующего развитию интереса к национальной художественной культуре;
определены критериально-оценочные уровни, позволяющие выявить влияние художественного образования на нравственно- эстетическое воспитание школьников в процессе их приобщения к изобразительному искусству.
Теоретическая значимость исследования:
описан воспитательный потенциал произведений отечественной живописи, закономерности восприятия, изучения и анализа произведений изобразительного искусства;
отобраны и систематизированы способы приобщения учащихся к национальной художественной культуре;
выявлены и научно обоснованы педагогические условия, эффективные формы и методы эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства Казахстана;
проанализированы аспекты нравственно-эстетического воспитательного воздействия отечественного изобразительного искусства на формирование личностных качеств школьников.
Практическая значимость:
разработаны компоненты учебно-методического обеспечения уроков
гуманитарного цикла; дано описание наглядных пособий (репродукции
с изображением картин известных казахстанских
художников, их краткими биографическими данными), способствующих наиболее эффективному приобщению школьников к изучению изобразительного искусства. Казахстана в аспекте нравственно-эстетического воспитания;
составлены . методические рекомендации,-—конспекты . уроков-бесед, -
практических занятий и воспитательных мероприятий,
способствующие эффективному осуществлению художественного образования и нравственно-эстетического воспитания школьников на материале отечественного изобразительного творчества;
результаты исследования могут быть использованы учителями
дисциплин художественно-эстетического гуманитарного цикла с
целью приобщения подрастающего поколения к отечественной
культуре, национальному изобразительному искусству.
Достоверность результатов исследования обеспечивается
методологическим обоснованием исходных данных, сравнительным
анализом результатов педагогического эксперимента, сочетанием
количественных и качественных показателей, личным школьным и
вузовским опытом работы автора.
Сбор информации для проведения педагогического исследования производился в школах гг. Шымкента, Кзылорды, Тараза, Ленгера, сел Отырар, Акжар, Сайрамского районов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения педагогического исследования обсуждались на
заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и
декоративно-прикладного искусства ЮКГУ, апробированы автором
диссертации в ходе руководства педагогической практикой студентов и
чтения лекций на художественно-графическом факультете ШИ
Международного Казахско-Турецкого университета имени Х.А. Ясави
Результаты исследования опубликованы в специальных научных журналах, Сборниках научных статей, Материалах Международных, Республиканских и Региональных конференций (гг. Астана, Алматы, Кзылорда, Тараз, Караганда, Кокчетав). Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школе № 7 и гимназии № 8 г., общеобразовательных школах сел районов области.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Первая глава посвящена характеристике произведений живописи в аспекте их использования в процессе нравственно-эстетического воспитания учащихся. Рассмотрение этого вопроса начинается с содержательной характеристики особенностей нравственно-эстетического воспитания школьников, с характеристики специфики использования произведений живописи на уроках изобразительного искусства. Должное внимание в этой главе уделяется идейно-образному описанию произведений казахстанских художников и принципам отбора таких картин, которые помогут учителю реализовать воспитательные задачи нравственно-эстетического направления.
Во второй главе исследуются педагогические условия использования произведений отечественной живописи на уроках изобразительного искусства и истории искусств Казахстана, описана технология применения - -произведений - живописи при - проведении —внеклассных- мероприятий.-Результаты опытного обучения, характеристика влияния произведений живописи на нравственно-эстетическое становление школьников представлены в этой же главе с использованием квалиметрических сведений.
Заключение представляет собой обобщенные и систематизированные рекомендации, адресованные учителям-практикам, а также содержит описание стратегических направлений, по которым может быть продолжено данное исследование. В работе имеется 3 приложения, а также список использованной литературы в количестве 203 источников.
Роль и назначение искусства живописи в нравственно-эстетическом воспитании школьников
Приоритетной задачей образования является развитие духовной культуры, под которой в социологии, культурологии, педагогике понимается использование знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных видов искусства, в формировании и развитии нравственного облика современного человека. Понятие нравственный облик связано с умением индивида строить свои отношения с окружающими на основе уважения, доброжелательности и понимания.
Благодаря искусству опыт социальных отношений приобретает особую значимость и позитивно влияет на нравственные качества, проявляющиеся в отношениях с окружающими людьми, в выполнении своих профессиональных, социальных и общественных обязанностей, в понимании собственного «Я». Обращение к искусству, развитие художественно-образного мира школьника, приобщение его к художественно-образной деятельности играют большую роль в решении проблемы духовности, характеризующей позицию личности в обществе. Духовно-нравственная ценность педагогической работы с молодёжью состоит в формировании у неё чувства сопричастности с окружающим миром и человеком как таковым, формировании ценностных ориентиров.
Искусство характеризуется как сильное средство, оказывающее на человека формирующее влияние: оно помогает растущему человеку постигать мир, даёт пищу уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народа, воспитывает чувство патриотизма, пробуждает гражданскую активность, способствует гармоническому развитию личности. На протяжении всей истории человечества искусство использовалось как эффективное средство в организованном воспитании личности молодого человека. Искусство как художественное отражение жизни в своём влиянии связано формированием представлений о различных сторонах жизни, а это значит, что оно может_быть спользовано в качестве "объективного фактора воспитания личности как совокупности общественных отношений.
На протяжении веков человечество воспринимало искусство как сильнейшее средство воспитательного влияния на человека. Искусство составляет один из элементов духовной культуры общества, и общество всегда учитывало и использовало в своей воспитательной политике этот элемент. Изобразительное искусство как средство воспитания рассматривается в большинстве работ в эстетическом аспекте: А.К.Василевский /42/, Гончаров И.Ф. /57/, З.Х. Мурадова /122/, А.А. Данилов /64/, Ералин К. /68/, Л.Г. Савенкова /156/, Т.Я. Шпикалова /201/ исследуют пути использования произведений живописи в учебной и внеклассной познавательной деятельности детей; достаточно полно определяют общие методические положения по их методически грамотной организации.
Научно-исследовательские работы В.С.Кузина /101, 102, 103/ посвящены проблеме идейно-эстетического воспитания средствами изобразительного искусства, его влияния на развитие образного мышления детей. Автор всесторонне описал потенциальные возможности уроков изобразительного искусства в обозначенном аспекте и предложил вполне обоснованную систему преподавания указанного предмета в школе. Особую значимость реализации воспитательных задач в сельской школе рассматривает А.П.Ситник/165/, выявляя специфику условий для организации идейно-эстетического воспитания и описывая наиболее эффективные приемы работы с детьми на уроках и вне уроков.
Этой же теме в аспекте профессионализации посвящены исследования И.С.Сманова/169, 170, 171/, К.Е. Ералина/68, 69/: Ценность работ ученых заключается в обращении к этнопедагогике, благодаря чему воспитательные возможности произведений живописи описаны с учетом национальных особенностей. Отечественное изобразительное искусство представлено в их трудах как важное средство подготовки учительских кадров. Национальная специфика условий организации нравственно-эстетического воспитания средствами живописи анализируется в работах Мурадовой З.Х./197/, Хасанова Р.Х. /200/, Лехт К.Е., Лепискар Т.И./112/, где исследуются особенности организации внеклассной воспитательной работы с детьми в киргизской, узбекской, эстонской школах. Такой подход имеет вполне определенный смысл: выявляются не только общие закономерности воспитания с привлечением произведений живописи, но и локальные обстоятельства, отражающие национальную специфику, что важно для учета организованного нравственно-эстетического становления школьников.
Непосредственно к изобразительному искусству как средству воспитания обращаются А.П. Бакушинский /25/, И.Ф. Гончаров /57/,, А.А.Данилов /64/, К.Ералин /68/. В трудах названных авторов получили дальнейшее развитие идеи Л.С. Выготского /49, 50/, Б.Т. Лихачева /113, 115/, Е.В. Квятковского /89,90/ о психологии искусства, о его влиянии на воображение детей, на развитие их эстетических наклонностей и вкусов. Во второй половине двадцатого столетия заметно усилилось стремление ученых не "ограничивать воспитательное влияние искусства-его эстетической-ролью.-Так, одна из серьёзных работ по эстетическому воспитанию детей во внешкольных учреждениях - сборник, составленный Л.А.Сахаровой и А.И.Шаховой /159/, - в качестве основной задачи определяет «оказание помощи в принятии художественных умений и навыков»: проблема воспитания закономерно переводится в русло дидактических проблем.
В 70-х годах к проблеме изобразительного искусства в воспитании сложился дидактический подход: предполагалось, что его надо изучать, а школьникам помогать в этом изучении. Показательным для тех лет является исследование Н.Н.Фоминой, ставящей целью помочь подросткам в самостоятельном изучении изобразительного искусства /185/; ею составлен специальный список литературы для изучения искусства, рекомендованы произведения, с которыми необходимо духовное общение.
Надо особо отметить, что дидактический метод становится в исследованиях превалирующим. Показательны работы, посвященные влиянию на качество учащихся V-VIII классов эстетического анализа: Н.Н.Ростовцев /151, С. 162/ апеллирует к урочно-учебным возможностям изучения искусства живописи. На позиции «изучения» стоят З.Х.Мурадова /122,С.165-167/, И.В.Гребенщиков /59, С.181-186/, В.В. Алексеева /5/. Специалисты по эстетике сводят влияние искусства к эстетическому развитию. Так, в работе Е.В.Квятковского целью «овладения сокровищами мировой художественной культуры» объявляется «подготовка к непрерывному эстетическому образованию» /89, С.61/.
Проблема организации обучения с применением средств искусства и проблема потенциальных воспитательных возможностей средствами искусства оказались под угрозой быть оторванными друг от друга. И это не могло не сказаться на практике воспитания учащихся. Противоречие между воспитательными возможностями искусства и отсутствием описания научной системы его использования в учебном процессе определили проблему: исследование потенциальных воспитательных возможностей живописи как вида изобразительного искусства и способы привлечения этого средства для обеспечения учебной и внеучебной работы.
Идейно-содержательная характеристика творчества казахстанских художников в аспекте реализации воспитательных задач
Изучая истоки становления; профессионального изобразительного искусства, школьники познают, что определяющую роль в формировании и развитии профессионального изобразительного искусства Казахстана, становлении мировоззрения и художественно-эстетических принципов творчества казахстанских художников сыграла мировая художественная культура и изобразительное искусство России Х1Х-ХХ вв. В то же время зарождение национальных живописных традиций, несомненно, обусловлено влиянием многовекового казахстанского народного декоративно прикладного искусства, многим видам которого присуще живописное начало.
Формирование эстетического сознания народов Казахстана во многом обусловлено влиянием всей совокупности народного художественного творчества — обликом кочевий и поселений, особенностями интерьеров и экстерьеров жилищ, предметно-бытовой сферой, а также особой атмосферой народных празднеств и представлений, ритуалов, обрядов и фольклорной тематикой.
Особое место в творческих проявлениях национальной культуры народов Казахстана занимает декоративно-прикладное искусство, в разнообразных формах которого проявляются эстетические истоки графического, скульптурного и живописного начал, свойственных многим видам казахстанского народного творчества: ковровым изделиям, ювелирному искусству, а также своеобразию национального костюма, монументально-декоративной росписи интерьеров мечетей, линейно-ритмической выразительности орнамента, продуманной целесообразности предметов быта. Обращение современных художников Казахстана к традициям народной художественной культуры способствовало развитию профессионального изобразительного искусства.
Сущность народных художественно-эстетических представлений, отразившаяся в декоративных изделиях самобытного творчества казахстанских мастеров, в особенностях организации бытовой предметно-декоративной среды, является одним из основных факторов формирования и развития национальной школы изобразительного искусства. Однако, при всем своем высоком развитии, декоративное искусство, общественные функции которого ограничивались сферой бытового применения и не отражали в полной мере идеи народного самосознания, не могло стать основой казахстанского изобразительного искусства.
Исследуя направления национального творчества, мы пришли к выводу, что становление профессионального изобразительного искусства Казахстана основано на следующих базовых элементах:
сохранении локальных художественных особенностей многовекового декоративно-прикладного искусства;
отображении в творчестве художников самобытной обрядовой, фольклорной тематики;
использовании элементов народных традиций при изображении бытовой утвари, национальной одежды, сюжетных мотивов, усиливающих национальное своеобразие живописных и графических произведений;
творческом переосмыслении опыта предшественников новым поколением художников, стремящихся к ярко выраженной индивидуализации и обновлению изобразительного языка, опирающихся в своем творчестве как на традиции народного декоративного искусства, так и на художественные течения живописи XX века. Определяющее влияние на развитие профессионального изобразительного искусства многонациональной республики, формирование идейных, гражданских и эстетических представлений казахстанских художников оказали прогрессивные традиции мировой живописи.
Особую страницу в становление искусства живописи в нашей республике вписали русские художники. Говоря о влиянии русского изобразительного искусства на развитие казахстанской живописи, следует отметить его многосторонний и плодотворный характер, проявившийся в выборе множества сюжетов, типов, характеров, драматических положений, картин природы, фольклорного материала. В разные годы в Казахстане плодотворно работали такие известные художники, как А. Черкасский, В. Каптерев, С. Богданов, Л. Литвиненко, К. Баранов, отразившие в своих произведениях драматические события, степные и горные пейзажи, образы местных жителей, выполненные с чувством глубокой симпатии и уважения к открытому и гостеприимному народу.
Художник А. Черкасский приехал в г. Алматы уже немолодым человеком со сложившейся изобразительной системой. Решительный мазок и чувственная фактура — свидетельство его индивидуального восприятия мира. Творчество этого художника явилось свидетельством необходимости вкладывать в движение кисти всю силу художественного темперамента. Жажда прекрасного ярко проявилась в работах художника «Золото осени», «Женский торс»: оба имеют дидактическую значимость и могут быть использованы в процессе нравственно-эстетического воспитания.
Подробнее следует остановиться на творчестве Сергея Калмыкова, художника-философа, художника-изобретателя. Он оставил после себя множество гравюр, акварелей, живописные произведения. Амплитуда его трактовок окружающего мира достаточно широка: работы, написанные с натуры, картины, соединяющие в себе реальность и фантастику, совершенные фантасмогории. Зритель увидит на картинах С.Калмыкова экспрессивно-сюрреалистические образы «Бегущее время», «Незнакомка», «Портрет Жака Фурро», «Человек с орденом мухи». Изобразительный язык этих полотен свидетельствует, что художник свободен от привычного пути в изображении натуральных этюдов. Критики отмечают, что персонажи Калмыкова способны пробудить в душе человека художественное начало, желание свои мысли и чувства оформлять цветом, линией, объемом.
Инновационные приемы работы на уроках изобразительного искусства в школе
В современных условиях школьного обучения широкую популярность приобретают инновационные приемы работы. Представляется вполне закономерным подвести под данное определение умение учителя адаптировать накопленный дидактический опыт к требованиям образовательной системы. Процесс такой адаптации и разной степени обновления учебно-методического обеспечения программных дисциплин коснулся в первую очередь предметов гуманитарных предметов, в том числе - и предмета «Изобразительное искусство». В дидактической литературе отмечены следующие технологии, охарактеризованные как инновационные:
1. Имитационная технология - игровая, основанная на создании, например, игровых моделей, на организации ролевого обучения, выполнении ситуативных упражнений, на выработку методов принятия решений.
2. Технология использования тестирования как средства организации обратной связи.
3. Технология достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого ученика на основе выработки устойчивой мотивации. Это вариантное сочетание любых активных форм и методов обучения, которое обеспечивает успех каждого ученика.
4. Исследовательская технология, предполагающая обучение через открытие, организацию поисковой деятельности учащихся.
5. Тренинговая технология предполагает отбор и выполнение системы тренировочных упражнений, направленных на отработку практических умений и навыков учащихся, на трансформацию знаний в конкретные практические действия.
6. Организация работы учащихся над проектом, обращение к коллективным, групповым и индивидуальным формам познавательной деятельности, подводящей к формированию собственного видения проблемы и предполагающей конкретную разработку путей ее решения.
7. Использование аудиовизуальных средств обучения. Следует отметить, что большая часть инновационных педагогических технологий, представленных выше, широко используется в дидактических системах средней общеобразовательной школы и находит применение на уроках изобразительного искусства. Ниже мы описываем подходы к организации различных дидактических этапов, в которых отражены основные свойства инновационного обучения, цель которого - активизация мыслительной деятельности учащихся, творческое саморазвитие личности, совершенствование навыков аналитико-синтетической работы, формирование устойчивой мотивации к учению, реализация воспитательных задач нравственно-эстетической направленности.
Изучение состояния преподавания в школах Республики Казахстан предметов эстетического цикла, свидетельствует о том, что в ходе художественного образования и эстетического воспитания в недостаточной мере используется творческий потенциал произведений отечественных мастеров живописи. С позиций данного тезиса мы обратились к исследованию методики организации уроков изобразительного искусства. В качестве основных традиционных положений работы учителя рисования использованы рекомендации по привлечению. произведений портретной, пейзажной, анималистической, тематической и батальной живописи.
Приоритетным средством нравственно-эстетического воспитания в современной образовательной системе является продуманный и систематизированный процесс освоения школьниками произведений изобразительного искусства, являющихся достоянием как мировой, так и отечественной культуры. Такой подход характеризуется как один из наиболее действенных методов познания, отображения и преобразования действительности: развитие изобразительных навыков, способности эстетического восприятия, аналитического образного мышления и художественного воображения способствует нравственному становлению ученика. Формирование мировоззрения школьников средствами изобразительного искусства осуществляется с учетом инновационных технологий в процессе четырех основных видов уроков изобразительного искусства в школе- — уроках-беседах, рисовании с натуры, декоративном и тематическом рисовании.
В процессе тематического, декоративного рисования и работы с натуры учащиеся развивают творческие изобразительные способности, умения и навыки, демонстрируют уровень понимания усвоенных знаний, а также способность к наблюдению, активному анализу и синтезу объекта изображения, творческому воображению, зрительной памяти. В процессе творческого анализа художественных произведений на уроках-беседах школьники приобщаются к изобразительному наследию мастеров прошлого и современности, учатся эмоциональному восприятию и познают воспитательную значимость художественных произведений /104, С. 40/.
Систематическое ознакомление учащихся многонациональной республики с жизнью и творчеством известных художников, с их произведениями является одним из наиболее эффективных средств эстетического воспитания школьников.. Для успешного осуществления задач художественного образования и эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства, кроме проведения уроков-бесед, использованы и другие виды деятельности: рисование с натуры, развивающее память, наблюдательность, пространственное мышление; тематическое рисование, стимулирующее развитие творческих способностей и воображения; декоративное рисование.
Уроки рисования с натуры - краткосрочные зарисовки традиционной утвари, наброски выразительных бытовых сюжетов, длительный рисунок предметных композиций, пейзажа, портрета. Такие уроки стимулируют проявление интереса учащихся к разнообразию форм, гармонии пропорциональных, ритмических и цветовых соотношений в природе, а дидактически грамотный подход к отбору содержания материала и его структурированию позволяет решать задачи не только художественного образования, но и эстетического воспитания.
В предварительной беседе на уроках по тематическому рисованию рекомендуется систематизированное использование наглядных примеров творчества известных казахстанских художников, а в качестве подсобного материала для самостоятельного воспроизведения повседневных, исторических или иллюстративных сюжетов желательно использовать зарисовки, выполненные учащимися с натуры. Кроме этого, в целях эффективного освоения учащимися национальной художественной культуры представляется целесообразным ввести в педагогический процесс систему занятий по ознакомлению учащихся с основными видами изобразительного искусства на примере творчества профессиональных художников Казахстана.
Предлагаемая дидактическая система занятий способствует оптимальному приобщению учащихся к различным видам художественной деятельности и изобразительной техники (рисунок карандашом, углем, тушью, пастель, акварель, станковая и монументальная живопись маслом, акварелью, темперой, гуашью и др.), формирующих осознанный интерес школьников к отечественному творческому наследию, расширяющих художественные знания, умения и навыки, активизирующих их индивидуальные способности.