Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Становление музыкального воспитания в общеобразовательных школах Китая 10
1. Предпосылки формирования школьного музыкального воспитания в Китае. Самоопределение в системе общеобразовательной школы (1840- 1949) 10
2. Школьное музыкальное воспитание Нового Китая: развитие системы в условиях всеобуча (1949—1956) 21
3. Судьба школьного музыкального воспитания в кризисное для страны двадцатилетие: середина 50-х—годы «культурной революции» 35
Выводы 38
ГЛАВА II. Школьное музыкальное воспитание в период провозглашения политики реформ и открытости: конец 70-х—нач. 90-х гг. XX века 46
1. 70-е—80-е годы: возрождение системы школьного музыкального воспитания. Разработка нормативов и методического обеспечения на перспективу 46
2. Обретения и проблемы 80-х—нач. 90-х годов 52
Выводы 59
ГЛАВА III. Процесс реформирования системы школьного музыкального воспитания: вторая половина 90-х—начало XXI века 65
1. На подступах к реформе: изменение содержания, структуры и статуса музыкального воспитания в школе 66
2. Перспективные планы преобразований школьного музыкального воспитания как программа действий на XXI век 75
3. Проблемы реализации программы: инновационные идеи и их методическое обеспечение 86
4. Проблемы реализации программы: кадры учителей музыки общеобразовательных школ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 131
ПРИЛОЖЕНИЕ 138
- Предпосылки формирования школьного музыкального воспитания в Китае. Самоопределение в системе общеобразовательной школы (1840- 1949)
- 70-е—80-е годы: возрождение системы школьного музыкального воспитания. Разработка нормативов и методического обеспечения на перспективу
- На подступах к реформе: изменение содержания, структуры и статуса музыкального воспитания в школе
Введение к работе
Актуальность исследования. Общее школьное музыкальное воспитание существует в Китае всего сто лет. Сегодня оно тем более важно, что проблема формирования гармонически развитой личности весьма остро стоит в современном Китае. Страна с почти полуторамиллиардным населением, совершившая за последние два десятилетия гигантский прорыв в области экономической, промышленной, научно-технической, нуждается в нейтрализации урбанистических последствий НТР, технократической деформации человеческой личности. Эстетическое воспитание в школе, основой которого является приобщение к музыкальной культуре, в условиях общеобразовательного всеобуча должно стать одним из важных факторов решения этой проблемы.
Развивавшееся в один' из самых сложных, насыщенных глобальными катаклизмами периодов истории страны, школьное музыкальное воспитание превратилось в государственную систему, отмеченную как значительными достижениями, так и серьёзными недостатками. В свете развернувшейся^ с 90-х гг. реформы образования представление о школьном музыкальном воспитании Китая, его истории и современном состоянии приобретает особую актуальность. Видение пройденного пути, оценка достижений и проблем является необходимым условием успешных преобразований.
Степень изученности проблемы. В настоящее время общеобразовательная школа Китая находися в поле внимания ученых страны. В последние годы ей посвящается большое количество работав которых с разных сторон освещается и музыкальный всеобуч. Среди авторов, которые рассматривали историю современного общего музыкального образования в контексте общеобразовательной школы Китая прежде всего необходимо назвать Ван Бинчжао, Ван Юйхе, Ван Юн И, Джан Сиань, Джан Юань, Зоу
Аймин, Ма Донфэн, Ма Да, Лю Инцзэ, Цюй Баокуй, Чжао Гуанхуй и других. Музыкальному образованию в Древнем Китае посвящено исследование Сю Хайлинь.
Ценными материалами и для представления особенностей развития школьного музыкального воспитания, и его современного состояния являются документы правительственных органов — указы, постановления^ учебные и перспективные планы и т.п., сборники статистических данных Чжан Сянь, Чжан Юань, Чэнь Хун, Яао Сиюань и других.
Однако работы названных авторов не охватывают всего поля исследуемой проблемы. Среди российских ученых, изучавших китайскую музыкальную культуру, в первую очередь необходимо назвать ГМПнеерсона, Ф.Арзаманова, И.Лисевича, У Ген-Ира и других. Однако вопросы истории и теории школьного- музыкального воспитания Китая в их трудах не рассматриваются; Нет работ по данной теме и в* зарубежной научной1 литературе.
Для оценки состояния музыкального воспитания в общеобразовательной. школе Китая необходимо знание высших достижении современной педагогики массового музыкального воспитания — Э.Жак-Далькроза, К. Орфа, 3. Кодая, Б. Тричкова, К. Дальфрати, Ш. Сузуки, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Терентьевой, Л.Г. Дмитриеевой, В:В. Кирюшина, Д.Е. Огороднова, П.С. Волковой и других. Кроме трудов- самих авторов достижениям массовой* музыкальной педагогики за рубежом посвящены работы китайских исследователей Мю Пейан, Мю Ли, Лин Нензе, Лю Пей, Ли Данна, Ин Айцин, Цао Ли, Зуо Линлин, Джан Зуоджи и других. Различные аспекты теории и методики школьного музыкального воспитания рассматриваются в трудах Гуо Шензиан, Дин Ган, Зиа Синфэн, Зоу Аймин, Ма Донфэн, Лу Минде, Ма Да и других исследователей.
Объектом исследования в настоящей работе стало развитие общего
школьного музыкального воспитания в Китае от истоков до наших дней.
Предметом исследования — генезис, периодизация развития, современное состояние системы общего школьного музыкального воспитания в Китае.
Цель работы: оценка современного состояния общего школьного музыкального воспитания Китая, анализ основных его проблем, определение путей их решения.
Задачи исследования:
освещение условий становления системы общего музыкального воспитания в Китае;
выявление основных исторических этапов развития общего музыкального воспитания в Китае, важнейших особенностей каждого из них; характеристика современного этапа развития общего школьного музыкального воспитания в Китае;
анализ существенных проблем сложившейся системы, определение путей их решения.
Теоретико-методологической основой диссертации стали положения, сложившиеся в трудах китайских и зарубежных ученых, посвященные истории, культуре Китая, школьному и общему музыкальному воспитанию как в Китае, так и в развитых зарубежных странах.
Методы исследования: источниковедческий, аналитический,
генерализации и обобщения, историко-географический,
сравнительно-исторический.
Основные положения, выносимые на защиту:
зарождение, становление и развитие общего школьного музыкального воспитания является прямым следствием исторических, социальных, политических изменений, которые Китай переживает в XIX — XX веках;
зарождение массового музыкального воспитания подрастающего
поколения обусловлено появлением в Китае общеобразовательной школы европейского типа;
школьное музыкальное воспитание формировалось под прямым влиянием европейской образовательной системы и европейской музыки, в освоении которых важным посредником стала Япония;
школьное музыкальное воспитание как элемент китайской общеобразовательной школы развивалось поэтапно. Этапы были обусловлены историей страны II пол. XIX — нач. XXI вв. Как основные этапы развития выделены: 1840-1912, 1912-1949, 1949-1966, 1966-1976, 1976-первое десятилетие XXI века;
в настоящее время общее школьное музыкальное воспитание Китая представляет собой сложившуюся систему, которая находится в стадии реформирования;
основными проблемами реформирования' школьного музыкального воспитания являются: недостаточное внимание к освоению' зарубежной инновационной педагогики и практики, отсутствие системной связи школ и органов управления образованием, педагогической практики и науки, недостаточная координация нужд школы и вузовской подготовки специалистов.
Гипотеза диссертационного исследования: В современной ситуации реформирования школьного музыкального воспитания Китая основной проблемой успешности преобразовании является значительная дистанция, разделяющая управленческую, научную элиту и учительское сообщество в представлении о содержании, методиках и технологиях инновационных систем. Основными причинами проблемной ситуации являются неосвоенность вузовской системой подготовки школьных учителей музыки достижений теории и практики массового музыкального воспитания XX века, недостаточное продвижение знаний о них в печати, средствах массовой
информации, учреждениях переподготовки и повышения квалификации. Осложняют ход реформы и не до конца решенные проблемы материально-технического и кадрового обеспечения школ.
Научная новизна настоящего диссертационного исследования заключается в комплексном подходе к освещению темы. Впервые система школьного музыкального воспитания представлена как целое от зарождения до начала XXI века, дана ее периодизация, раскрыта динамика развития, обозначены достижения и проблемы в сравнении с достижениями зарубежных стран, этапы реформирования системы (с 90-х гг. XX века по настоящее время). Проанализированы современные проекты преобразований. системы, оценены наиболее перспективные направления деятельности, обозначены имеющиеся противоречия.
Теоретическая значимость настоящего диссертационного
исследования заключается в том, что;
обобщены факторы становления и развития, китайского школьного
музыкального воспитания;
история школьного музыкального воспитания Китая представлена как целое, дана её периодизация в контексте истории и культуры страны;
раскрыто содержание и значение каждого из периодов, роль и значение внутренних и внешних факторов влияния;
проанализировано современное состояние системы общего школьного музыкального воспитания в Китае, выявлены его достижения и» проблемы, определены пути решения проблем.
Практическая значимость настоящего диссертационного.исследования состоит в том, что его результаты можно успешно применять в практике китайского общего школьного музыкального воспитания, музыкальной педагогики. Материалы исследования могут быть использованы в разработке курсов по истории школьного образования в Китае, методике музыкального
воспитания, вузовской подготовке специалистов, системе повышения квалификации, а также могут служить основой для создания проектов по реформированию системы.
Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы диссертационного исследования могут быть включены в содержание учебных дисциплин «История китайского музыкального образования», «Основы теории музыкального обучения», «Педагогика школьного музыкального воспитания», использованы в научных работах, деятельности специальных семинаров, при составлении учебных программ.
Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования факультета музыки РГПУ им. А.И. Герцена. Отдельные положения работы опубликованы в виде статей, а также отражены в докладах на международных научно-практических конференциях.
Структура работы. Диссертация ( 161с.) состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Предпосылки формирования школьного музыкального воспитания в Китае. Самоопределение в системе общеобразовательной школы (1840- 1949)
За многовековую историю в культуре Китая сложились богатые традиции музыкального воспитания, отмеченные ярким национальным своеобразием. В силу особенностей развития страны они сохранялись до XIX века. В традиционной форме образования центральным звеном была школа, под которой понималась передача знаний и умений от одного разносторонне образованного человека — учителя — группе учеников. Основой образования была философско-мировоззренческая система, одним из элементов которой и являлась музыка [25, с.205]. Поэтому освоение музыки было обязательным. Другая особенность традиционной китайской школы заключалась в разновозрастном составе учеников. Ещё в эпоху Чжоу ( XI В.до н.э — 255г.до н.э ) были разработаны и внедрены в жизнь нормы подготовки представителей привилегированных сословий к государственной службе. Нормы представляли собой знания, которые человек должен был получить в школе. Проверялись знания-специальной правительственной комиссией, которая и выносила решение о соответствии соискателя должности чиновника [73, с.23]. Сдача экзаменов могла быть успешной или неуспешной. В последнем случае учёба продолжалась до нового испытания, которое зачастую повторялось неоднократно. Таким образом в школе на одной скамье оказывались и дети, и люди преклонного возраста. В этих условиях в обучении вообще и обучении музыке в частности особенности возрастного развития детей не учитывались: методика была ориентирована на взрослых [72, с.З]. Третьей особенностью традиционной школы являлась её сословная ограниченность. Школьное воспитание на протяжении многих веков было доступно узкому кругу людей — представителям привилегированных сословий. В разное время усилиями отдельных энтузиастов открывались школы для простых людей. Но это были исключительные случаи, не меняющие общей картины: подавляющая часть населения огромной страны оставалась вне школы. Даже к середине XX века (данные на 1949 год) число неграмотных в стране составляло 90% [75, с. 148 ; 11, с.98]. Поэтому о школьной системе как массовой форме приобщения к музыке в Древнем и Средневековом Китае говорить не приходится. Массовые формы приобщения конечно же существовали. Их активное функционирование на протяжении тысячелетий стало основой рождения» и развития богатейшей самобытной песенной, танцевальной, инструментальной, музыкально-театральной культуры Китая. Но они складывались спонтанно, на основе бытового уклада жизни, в обрядовой деятельности, по традиции передавались от поколения к поколению и прочно сохранялись благодаря устойчиво доминирующей политики правителей страны на изоляцию от внешнего, особенно западного мира. Ситуация стала стремительно меняться только с 40-х годов ХГХ века. В результате "опиумных войн" (1840—1842, 1856—1860), политика "закрытых дверей" Цинского правительства (правление династии Цин— 1636—1911) потерпела крах, и Китай был насильственно "открыт" для западных держав. Это оказало решительное влияние не только на экономику, весь политический курс страны, но и на культуру, частью которой является образование. Поражение в войне стимулировало движение за модернизацию в стране, развитие буржуазной демоіфатии, а также приобщение к достижениям Запада в гуманитарной и художественной областях. В этой ситуации в Китае зарождалась система школьного воспитания европейского типа и вместе с ней — школьное музыкальное воспитание европейского типа. То и другое было связано с широким культурно-просветительским движением, которое развернулось в стране с 40-х гг. XIX века [12, с.96 ; 62, с.11]. После войны 1840—1842 гг. с Англией силами иностранцев — англичан, французов, американцев — открывается множество центров обучения и приобщения к европейской культуре. "Кабинеты", "читальни", "училища", "институты" — все они также назывались "учебные заведения". Наряду с овладением грамотностью, знаниями в разных областях европейской культуры учебные заведения включали занятия музыкой. В период 1842—1907 гг. наиболее значительное влияние культура Китая испытывает со стороны Америки, стран Европы и Японии. Его проводниками стали прежде всего религиозные сообщества. Активная деятельность европейских и американских религиозных сообществ была связана и с открытием школ [13,с.69]. Через эти организации в Китае и распространяется музыка Запада. Важными пропагандистами музыки были церковные хоры. Они же стали центрами освоения европейской музыкальной теории и европейских инструментов. В освоении культурного опыта Европы в области общего музыкального воспитания большую роль сыграла и Япония, деятельность японских педагогов. С 1900 года японские преподаватели музыки работают в педагогическом учебном заведении города Нань Цзинь. Во многом именно японский опыт впоследствии был использован в китайских школах при модернизации образования и введения музыки как обязательного предмета. Япония тоже в XIX веке, но несколько ранее Китая, освоила американскую систему музыкального воспитания в школе. К концу XIX века Америка стала лидером в этой области. Именно в Америке уроки музыки впервые были введены как обязательные, а система обучения приобрела методическое обеспечение. Был разработан и музыкальный материал для занятий с детьми. Его основу составляли обработки для пения хором наиболее популярных мелодий европейской музыкальной классики.
70-е—80-е годы: возрождение системы школьного музыкального воспитания. Разработка нормативов и методического обеспечения на перспективу
В октябре 1976 года была осуждена «банда четырех» и китайское общество вошло в эпоху построения социализма нового типа. В декабре 1978 года на XI Съезде КПК третьего созыва был подвергнут критике принцип беспрекословного подчинения директивам и политическому курсу Мао Цзэдуна, выявлены ошибки подобной правительственной ориентации [59, с.634]. На этом съезде была подчеркнута необходимость строить политический курс исходя из реалистических задач и реальных проблем, а также был сделан вывод о необходимости пересмотра внутрипартийной идеологии. Съезд принял решение отказаться в управлении страной от доктрины «классовой борьбы» и перейти к построению новой модели социализма, главными чертами которой должны стать модернизация производства и общественных отношений.
XI Съезд КПК третьего созыва является поворотным моментом в истории Коммунистической партии Китая и в истории страны. Он оказал огромное влияние на развитие экономики, культуры, образования, политики, социума. Решения, принятые на съезде, затронули практически каждый аспект жизни китайского общества и продолжают оказывать влияние на него до сих пор.
В новых условиях произошли значительные изменения и в системе образования КНР. В школе музыкальное воспитание было восстановлено в своих правах, осознано как важный фактор формирования свободной мыслящей личности. Оно прочно укоренилось в школьной программе как обязательный предмет и вступило на путь поиска и преобразований.
Для того, чтобы ликвидировать катастрофические последствия «культурной революции», длившейся около 10 лет, и урон, нанесенный ею системе образования, в январе 1978 года Министерство образования разработало «Проект десятилетнего школьного образования младшей и средней ступеней» [86, с.301]. В документе представлялась структура общеобразовательной школы и сетка часов занятий музыкой.
Согласно проекту в школах с полным рабочим днем обучение должно продолжаться десять лет: пять отводилось для начальной школы, три года средней, два года — старшей.
В первый год обучения в средних школах на каждую неделю отводился один урок музыкального воспитания. Всего на все года обучения приходилось 328 часов музыкального воспитания, что составляло 3,5% от всех часов школьной программы.
Как видно, в этом проекте музыкальному образованию в начальных классах отводится довольно-таки важное место. Уроки музыки вновь стали обязательными, с первого по третий год обучения каждую неделю вводилось два урок музыки. С четвертого по пятый год — одно занятие в неделю по часу. Таким образом музыкальное воспитание в этот период распространялось только на начальную школу и 1-й год средней школы, их количество в начальной школе возросло. Однако ситуация со школьным музыкальным воспитанием по стране была неоднородной. Последствия «культурной революции» продолжали ощущаться. Многие школы не следовали государственным нормативам, музыкальное воспитание далеко не везде стало неотъемлемой частью школьного расписания.
10 мая 1979 года в журнале «Народная музыка» заместитель министра образования Чжан Чэнь поднял ряд вопросов, связанных со школьным музыкальным воспитанием в начальных и средних школах [24, с.49]. Они касались:
1. роли и места музыки в жизни молодежи как важнейшего фактора формирования личности. В связи с этим — роли и места этого вида искусства в системе образования;
2. направленного воздействия музыки на развитие сознание,интеллекта, чувственной сферы, воображения, образного мышления;
3. музыки как важной части художественного, гуманитарного воспитания;
4. усиления роли и места музыкального воспитания в школе, повышения эффективности занятий.
С этих позиций Министерству образования было дано задание разработать методическое обеспечение учебного процесса, подготовку и издание методических пособий.
В июне 1979 года Министерство образования опубликовало «Устав музыкального воспитания как части программы десятилетнего школьного образования младшей и средней ступеней».
В феврале 1982 года Министерство Образования опубликовало еще несколько законопроектов: «Устав музыкального воспитания как части программы пятилетнего школьного образования младшей ступени» и «Устав музыкального воспитания как части программы младше-средних классов общеобразовательной школы» [88, с. 197].
На подступах к реформе: изменение содержания, структуры и статуса музыкального воспитания в школе
12 апреля 1986 года был принят «План пятилетнего развития экономики и общества КНР (1986 - 1990) ». В этом документе подчеркивалась роль учебных заведений всех ступеней в идеологическом, морально - нравственном воспитании молодёжи, приобщении к культуре во всех её проявлениях [9, с. 149]. В свете определенных планом пятилетнего развития страны задач усилилось внимание государства к музыкальному воспитанию в школе. Нормативные документы следующих лет отражают то новое, что должно было войти в воспитательно-образовательный процесс. В мае 1988 года выходит «Устав по музыкальному воспитанию в начальных и средних общеобразовательных школах-девятилетках», а также дополнение к нему — «Устав по музыкальному воспитанию в младше средних классах общеобразовательных школ-девятилеток». Если сравнивать этот документ с уставом 1982 года, то нельзя не обратить внимание на существенные новации. В уставе 1988 года наряду с пением, прослушиванием, освоением элементарных знаний о музыке впервые декларируется необходимость введения в учебный процесс обучающих игр и игровых приёмов, что является знаком начала модернизации музыкального образования в школе. При этом названный аспект модернизации согласуется с одним из главных элементов теории и практике мировой музыкально-педагогической мысли в области массового эстетического воспитания [37, с. 164 ,79, с.431]. В прошлом освоение материала в школах Китая было основано исключительно на дидактических приемах. Основная цель занятий в связи с этим сводилась к накоплению знаний и умений. Безусловно, знания и умения необходимы при любом подходе к образованию и воспитанию. Они являются основой дальнейшего саморазвития ученика. Но эвристические процессы познания у разных людей по степени интенсивности очень различны. У одних они рождаются спонтанно, протекают активно. В этом случае информация становится катализатором поисковой деятельности сознания и подсознания. Но у большинства она непосредственно не реализуется в таком качестве, надолго, а довольно часто и навсегда, остаётся "мёртвым капиталом". Именно поэтому в европейской педагогике XX века фронтально шел и в настоящее время продолжает идти поиск активных методов освоения информации. Едва ли не главным из них стал игровой. Основой игры является импровизация. Импровизация вошла в массовое музыкальное воспитание с начала XX века благодаря ритмопластической системе, разработанной Э. Жак-Далькрозом; далее — системе элементарного музыкального воспитания К. Орфа [46, с.73]. Методологический и методический, потенциал этих подходов лёг в основу программы художественно-творческого развития школьников на уроках музыки в процессе целостного освоения разных видов искусства Н.А. Терентьевой, в которой игра становится основной формой воспитания и обучения, а импровизация — её технологией. Связь импровизации и игры, теоретически обоснована Н.А. Терентьевой в специальной монографии [4 ; 5]. Неисчерпаемый эвристический потенциал игры стал одним из главных предметов исследования педагогики XX века. Именно поэтому она заняла ведущее место в современных развивающих технологиях всех уровней обучения — от дошкольного до высшего и поствысшего образования. Многочисленные теоретические и методические разработки игровых приемов обучения, на практике в силу субъективных и объективных причин ещё далеко не всегда вводятся в образовательный процесс. Но перспективность игровых форм связана с тем, что в современном школьном воспитательном процессе как приоритетная определилась задача развития психического и интеллектуального потенциала личности [26, с.65 ; 68, с. 19]. По отношению к ней обучение должно играть подчиненную роль. Оно — средство и одно из условий развития. Другой качественно новой стороной музыкального воспитания в школах Китая согласно уставу должно стать значительно более глубокое приобщение к музыке. Изначально в программу музыкального воспитания учащихся младших классов школ Китая входили: пение, прослушивание музыки, освоение элементарных знаний по теории и музыкальной литературе. В Уставе перед школьным музыкальным воспитания впервые ставится задача формирования художественного восприятия ("эстетического восприятия музыки"). Правда, она не конкретизируется в своем содержании звучит в ряду других, таких как обучение пению, нотной,грамоте и т.д.. Но сам факт постановки задачи очень важен, так как свидетельствует о возросших требованиях к музыкальному воспитанию в школе: художественное восприятие есть главный "инструмент" приобщения к большому искусству, и для понимания музыки его формирование необходимо как профессионалам, так и любителям. Напомним, что впервые, хотя и в очень общих чертах, эта задача была поставлена во «Временные нормы по дисциплине музыка в начальной школе (проект)»(1950). Но не проработанная методически, не обеспеченная специально подготовленными кадрами учителей, тогда не могла быть реализованной.