Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Шмырина Фаина Андреевна

Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США
<
Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Шмырина Фаина Андреевна. Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 202 c. РГБ ОД, 61:02-13/507-8

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ США 13

1. Общеобразовательная школа США как педагогическая система 13

2. Становление музыкального образования в общеобразовательной школе США 34

ГЛАВА II. ВНЕДРЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОПЫТА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ США В ПРАКТИКУ ШКОЛ РОССИИ 55

1. Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США на современном этапе 55

2. Опытно-экспериментальная работа по использованию позитивного опыта музыкального образования в общеобразовательной школе США в практику отечественной школы 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

БИБЛИОГРАФИЯ 125

ПРИЛОЖЕНИЯ 156

Введение к работе

Современная эпоха отличается интенсивностью интеграционных процессов, протекающих во всех сферах общественной жизни различных государств. Проявляются они и в области образования, что обусловлено стремлением прогрессивной педагогической общественности к переводу содержания образования на общечеловеческие ценности и к созданию на этой основе единого образовательного пространства.

В России, активно интегрирующей в мировое сообщество, особо актуальным становится анализ зарубежного опыта в сфере образования, поскольку современная жизнь предъявляет сходные требования к системам образования разных стран. Положение в мировом сообществе России и США обусловливает необходимость сравнительного анализа как систем образования этих государств, в целом, так и подсистем, а именно, музыкального обучения и воспитания. Влияние искусства на воспитание личности состоит в том, что при восприятии произведений искусства общечеловеческие ценности, заключенные в них, становятся достоянием личности. Музыкальное искусство способствует взаимопониманию и сближению наций и международному общению, поэтому так актуально выявление опыта музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе СІІІЛ и обогащение им теории и практики школьного музыкального образования нашей страны.

Со второй половины XIX в. до 30-х гг. XX в. российских ученых интересовали, в основном, вопросы становления образования в США (П.П. Блонский, Е.П. Ковалевский, II.Г. Мижуев, А.Н. Михайлов, И.М. Соловьев, К.Д. Ушинский, Е.Н. Янжул и др.). Исследования в этом направлении

активизировались в 70-е годы (11.Г. Белянин, Л.Н. Гончаров, З.А. Малькова и др.). Педагогами нашей страны изучалось содержание школьного образования в США, проблемы индивидуализации обучения (Н.М. Воскресенская, Н.Д. Ыикандров, В.Н. Чорный и др.).

В 80-е годы ученые нашей страны продолжали исследовать вопросы реформирования образования в США (Б.Л. Вульфсон, В.И. Малинин, З.А. Малькова и др.), индивидуализации и дифференциации процесса обучения (Г.Д. Дмитриев, М.В. Кларин, Е.П. Ковязина и др.). Педагоги изучали особенности неопрагматической педагогики США, рассматривали проблемы нравственного и эстетического воспитания учащихся (А.Н. Гуреева, Л.М. Данилова, Т.В. Цырлина и др.).

В 90-е годы активизируется интерес ученых нашей страны к проблемам реорганизации системы образования в США (Э.Э. Бабашев, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова и др.). Исследователи обращаются к инновационным моделям обучения и воспитания (Т.Н. Жарковская, Т.И. Кислинская, М.В. Кларин, Н.Б. Ковалева, Е.Г. Тищенко). Сравнительная педагогика как наука этот период вступает в пик своего развития (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, М.В. Кларин, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин).

В целом, анализ педагогической литературы дает возможность констатировать, что отечественными учеными накоплен значительный опыт в области американской педагогики.

Вместе с тем, проблемы художественно-эстетического воспитания в США изучены нашими учеными недостаточно. Предметом исследования в отечественной педагогике они стали лишь в 60-70-е годы. Из работ, посвященных этой проблематике, можно назвать статью О.А. Апраксиной о

музыкальном воспитании в США, диссертационное исследование Н.Н. Соковниной, в котором музыка рассматривается лишь как средство художественно-эстетического воспитания, работы В.П. Шестакова об эстетическом воспитании детей. В это же врея появляются работы по музыкальному искусству и культуре США (В.Д. Конен, Дж.К. Михайлов, Э.Ф. Новикова, Г.М. Шнеерсон и др.).

Анализ оригинальных источников, переведенных диссертантом, показывает, что в этот период американских ученых интересуют следующие проблемы: музыкальная культура и искусство в США (X. Бендер, Д. Джэпп, С. Элленвуд и др.), музыкальное образование (Э. Бёрдж, А.Р. Бриттон, А.Т. Теллструм, Х.Хитчкок и др.), содержание музыкального образования в общеобразоательной школе США (М. Каплан, Б. Коувэлл, Ч. Леонард, Р. Хаус и др.), формы и методы музыкального обучения и воспитания детей в элементарной школе (А. Джонес, Карабо-Коун, Л.К. Майерс, А. Марлин, Р.Е. Най, Е. Раймонд и др.), в средней школе (М. Палмер, У. Уебер, П. Фармер и

др.).

В 80-е годы российские педагоги-исследователи обобщили и

систематизировали сведения о культуре США (Л.Е. Кертман), об основных

направлениях в музыкальном образовании США (Л.В. Горюнова, И.С.

Кряжева и др.), об эстетическом воспитании средствами искусства (Р.Н.

Даял, Е.Б. Евладова, В. Матонис, ИЗ. Шахнина и др.).

Для американских музыкантов-исследователей П. Кардера, Дж.

Кендалла, Б. Ландиса, Т. Трайера, Ч. Хоффера, Дж. Чокси эти годы можно

считать самыми плодотворными в плане изучения зарубежных методик

музыкального воспитания: Э.-Ж. Далькроза, Д. Кабалевского, 3. Кодая, К.

Орфа, III. Судзуки, П. Хауве, М. Шафера и др.

В 90-е годы внимание российских ученых-музыкантов обращено к проблемам музыкальной педагогики США, а именно, профессиональной подготовке учителя музыки в США (П.Н. Евтихиев, Г.А. Карцева, З.А. Портянкина и др.).

В это время американские ученые решают проблемы музыкально-эстетического воспитания в школе, в семье и обществе (Е Джоргенсен, Д. Коэн, А. Миллер, М. Спайчигер и др.); исследуют влияние различных видов искусств на воспитание учащихся (М. Мув, К. Томсон, М. Стэвард и др.), анализируют содержание и методы музыкального обучения школьников (Дж. Глоувер, Р. Колвэлл, Р. Михон, С.А. Уикс и др.).

Таким образом, недостаточная информированность отечественных педагогов-музыкантов о зарубежном опыте, накопленном развитыми странами мира, и необходимость обогащения опытом музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США российской школы обозначили проблему и определили тему нашего исследования: "Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США".

Цель исследования: проанализировать содержание, формы, методы и средства музыкального обучения и воспитания школьников в США и наметить пути использования позитивного опыта в практике школ России.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся в общеобразовательной школе США.

Предмет исследования: содержание, формы, методы, средства музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США.

Задачи исследовании:

  1. проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования и выявить позитивный опыт музыкального образования в общеобразовательной школе США, актуальный для школ России;

  2. раскрыть содержание, формы, методы, средства музыкального обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ США;

  3. разработать систему профессиональной подготовки учителей музыки в нашей стране с использованием опыта обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США;

  4. наметить нуги по внедрению позитивного опыта музыкального образования США в школы России.

Гипотеза исследования: наиболее характерные тенденции развития музыкального образования в общеобразовательной школе США, а именно: ориентация на развитие креативной и самоактуализирующейся личности, вариативность, элективность, максимальная индивидуализация учебного процесса, профессиональное музыкальное образование в условиях общеобразовательной школы могут быть эффективными для обогащения российской музыкальной педагогики, если:

теория музыкального образования будет обогащена новым переводным материалом, отражающим историю, теорию и практику музыкального образования в общеобразовательной школе США, разработана система профессиональной подготовки учителей музыки в нашей стране с использованием опыта обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США и намечены пути по внедрению позитивного опыта музыкальною образования США в школы России;

учителя музыки общеобразовательных школ России будут обучены формам и методам музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе США;

в профессиональную подготовку учителей музыки нашей страны будет введен спецкурс «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США».

Методологической основой исследования явились: американская философия образования (Д. Брунер, С. Джоуди, Дж. Дьюи, Л. Кремин, Т. Хилвэй, И. Шаплесс, Р. Эммит); американская философия искусства (X. Бендер, Д. Джэпп, Р. Фельман, М. Фостер, А. Хаузер, С. Элленвуд); зарубежная философия музыкального воспитания (А. Бриттон, Ч. Леонард, М. Марк, Д. Марселл, В. Реймер, Ч. Хоффер); концепции сравнительной педагогики (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, М.В. Кларин, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, М.А. Якобсон); концепции американской музыкальной педагогики (X. Барбер, А. Джонес, М. Карабо-Коун, Л. Майерс, А. Марлин, Р. Пай, М. Палмер, 0. Раймонд, У. Уебер, П. Фармер); концепции отечественного музыкального образования (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский); основные положения музыкальной психологии (М. Биэдсли, Дж. Брунер, Э. Гордон, В.В. Медушевскпй, К.В. І Іазайкинский, Б.М. Теплов).

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, в том числе переведенной автором исследования; обобщение педагогического опыта; диагностические методы (наблюдение, анкетирование, самооценка); прогностические (моделирование, жспертная оценка).

Экспериментальная база исследования: Череповецкий

государственный университет, педагогическое училище г. Белозерска Вологодской области, средние школы: №№ 10, 21, 26, 42 г. Череповца.

Этапы исследования.

На первом этапе (1991-1995 гг.) была поставлена проблема исследования, анализировалась отечественная и зарубежная литература по данному вопросу, переводились монографии и статьи американских авторов, разрабатывалась методика эксперимента.

На втором этапе (1995-1997 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперименты со студентами факультета раннего обучения иностранным языкам в Череповецком университете, а также в школах г. Череповца.

На третьм этапе (1997-2000 гг.) проводился эксперимент на базе педагогического училища г. Белозерска Вологодской области с учащимися по специальности «педагогика и методика начального образования», где апробировался спецкурс «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США». На этом этапе были обобщены результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:

введены в научный оборот новые источники, концепции, идеи американских музыкантов-педагогов;

представлена система музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе США и выявлены его основные тенденции;

выявлен опыт музыкального обучения и воспитания учащихся в общеобразовательных школах США, актуальный для российской музыкальной педагогики;

разработана система профессиональной подготовки учителей музыки в нашей стране с использованием опыта обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США;

намечены пути по внедрению позитивного опыта музыкального образования в школы России, а именно, разработан спецкурс «Музыкальное обучения и воспитания в общеобразовательной школе США».

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в курсе «Методики музыкального воспитания» в средних и высших педагогических заведениях, при чтении спецкурса «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США», а также учителями музыки общеобразовательных школ и гимназий с углубленным изучением английского языка.

Достоверность результатов исследования обеспечена

методологической обоснованностью его исходных позиций, применением комплекса исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; проведением экспериментальной проверки.

Апробация и внедрение результатов исследования. По теме исследования диссертант выступал на заседаниях лаборатории музыкального искусства Института художественного образования РАО (1997-2000 гг.), на научно-практических конференциях и методологических семинарах преподавателей Череповецкого государственного университета (1991-2000 гг.), на заседаниях кафедры методики музыкального воспитания ЧГУ (1991-1998 гг.), на курсах повышения квалификации учителей музыки школ г. Череповца и г. Вологды (1999-2000 гг.).

Результаты исследования используются в практике школ, в профессиональной подготовке учителей музыки и учителей начальных классов, в системе повышения квалификации учителей.

По теме исследования имеется четыре публикации автора, в которых отражены основные положения диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Музыкальное образование в США рассматривается в исследовании как важнейший элемент целостной педагогической системы. Путь развития образования в США не имеет параллелей и аналогий и отличается своей уникальностью и неповторимостью. На развитие музыкального образования в общеобразовательной школе США оказали влияние: процессы демократизации и гуманизации, национальные традиции в обучении и воспитании детей в США, участие общества в в управлении системой образования. Основные тенденции музыкального образования в общеобразовательной школе США в различные исторические периоды отражают социальный заказ американского общества на формирование личности школьника.

  2. Актуальным для российской школы является опыт музыкального обучения и воспитания в общеобразовательной школе США, который включает: ориентацию на развитие креативной и самоактуализирующейся личности средствами музыкального искусства, вариативность, электизм, максимальную индивидуализацию учебного процесса, музыкальное профессиональное образование в условиях общеобразовательной школы.

  3. Опытно-экспериментальная работа по внедрению позитивного опыта музыкального образования США в российскую школу показала, что для профессиональной подготовки учителей музыки необходимо

ознакомление их с содержанием, формами и методами обучения и воспитания учащихся в общеобразовательной школе США через введение спецкурса «Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США».

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Общеобразовательная школа США как педагогическая система

Соединенные Штаты Америки - сравнительно молодое государство с весьма специфической историей возникновения и развития. Эта специфика накладывает свой отпечаток на все стороны общественной жизни, включая и образование. Система школьного образования США, по утверждению историка X. Гуда, развивалась постепенно, часто противоречиво (259, 36).

В результате анализа оригинальной и переводной литературы американских авторов: Б. Бейлина, Е.А. Берджа, Л.А. Кремина, Г.Г. Ли, М. Ли, Т. Хиллвэй, И. Шаплеса, Р. Эмита и др., и исследований отечественных педагогов: П.П. Блонского, Л.II. Еончарова, Е.П. Ковалевского, П.Г. Мижуева, А.П. Пинкевича, Е.Н. 1пжул и др. нам удалось выявить этапы становления и развития общего образования в США.

В доколониальный период (начало XVI в. начало XVII в.) воспитание детей коренных жителей Северной Америки (индейцев) было типичным для родового строя, на которое оказывали влияние: религия, национальные обряды и обычаи.

В колониальный период (начало ХПв.-вторая половина XIII вв.) в пуританских колониях появились первые школы. Именно здесь были заложены основы будущей национальной культуры и образования страны, так как Новая Англия в то время была колыбелью духовной культуры США. Сюда бежали пуритане, которых на Родине преследовали за религиозное инакомыслие, и именно здесь, в первобытных условиях, начала строиться цивилизация, свободная от пережитков феодальной культуры.

Характерной особенностью этого периода было массовое переселение в США коренных жителей Англии, Испании, Франции, Африки, которые привносили в американскую культуру свои национальные традиции, идеи образования, типы школ. И в результате, к середине XVII века появился I закон (1647г.), вменявший в обязанность общинам, насчитывающим 50 домов, открывать и создавать элементарные школы (Elementary School}, а общинам, имеющим более 100 домов, - среднюю школу (Secondary School). Наиболее распространенным был гни английской грамматической школы.

Немалую роль в структуризации школы и определении содержания образования играл религиозный статус округа, где функционировала школа. Элементарные школы были одпокомплектными, немногочисленными и содержались, в основном, на средства благотворительных и религиозных организаций (212). Средние школы были предназначены только для зажиточной части населения, основной задачей которых была подготовка к поступлению в колледж. Главные предметы - богословие и латынь.

Аграрные реформы, проходившие в колониальный период, отразились на учебных планах и программах обучения как начальных, так и средних школ. Основными предметами в школах были: чтение, письмо, счет, английская грамматика, пение псалмов. Кроме этих предметов учащиеся должны были обучиться ведению хозяйства, или каким-либо делам, выгодным для них самих и для общества (34).

К середине XVIII в. колонисты, прочно обосновавшись на новой земле, стали устанавливать связи с другими государствами. Рост колоний повлек за собой дальнейшее развитие образования: увеличилось количество школ, были введены в учебные планы новые учебные дисциплины: рисование, музыка и пение, физкультура и ручной труд. Появились средние школы нового типа, получившие название «Академий», основателем которых был американский просветитель, государственный деятель, ученый Б. Франклин. Эти школы были платными. В них изучались английский язык и литература, естественные и точные науки, а также торговое дело, сельское хозяйство, механика, ремесла и т.д. С 1850 г. школы такого типа получили массовое распространение (25е); 127).

Период демократизации (вторая половина XVIП-в.-вторая половина XIX в.) характерен тем, что просвещение народных масс осуществлялось через сеть общеобразовательных школ. «Просвещайте и информируйте народ!», - призывал американский политический деятель Томас Джефферсон (276, 31). Ученый Бенджамин Франклин считал, что людям необходимо давать не только конкретные знания, умения и навыки, но и развивать интеллект, что «неизбежно должно превратить образование в составную часть духовной части общества» (207, 36). Американский просветитель Томас Пейн ратовал за преемственность в образовании (ступеней обучения) (61).

Американские общественные деятели и просветители этого времени рассматривали распространение знаний среди широких слоев населения как средство демократизации общества, достижение политической свободы и социальной справедливости.

Становление музыкального образования в общеобразовательной школе США

Круг вопросов, связанных с проблемой музыкального образования, выделяется в американской литературе под названием «философии музыкального воспитания». Видные исследователи в области музыкального образования Чарльз Леон гард и Роберт Хаус в книге "Основы и принципы музыкального воспитания», отмечают: «Когда мы говорим о философии музыкального воспитания, то подразумеваем систему главных убеждений, которые твердо обосновывают музыкальную деятельность в сфере воспитания» (295, с. 5-8).

Американский философ Бепнет Реймер в монографии «Философия музыкального воспитания» утверждает, что именно философия «дает фундамент, на котором покоится вся структура музыкального воспитания» (336, 11).

Так же, как самобытный путь развития американской музыки не имеет параллелей и аналогий, гак и музыкальное образование отличается своей уникальностью и неповторимостью, - справедливо подчеркивают в своих исследованиях музыковеды: В.Д. Конен (1977) и Дж. К. Михайлов (1981).

В различные периоды становления американского общества музыкальное образование в общеобразовательной школе США отражало специфику социального заказа на формирование личности.

Рассматривая исторические этапы развития музыкального образования, надо отметить, что в доколониальный период, как свидетельствует мифология, музыка широко использовалась в древней цивилизации. Любимым искусством и идеи цен были танцы. Распространенными инструментами были: флейты, свистки; ударные - барабаны, трещотки. Ни одна ритуальная церемония не обходилась без музыкального сопровождения. Музыка была, главным образом, одноголосна, пентатонического склада, с характерным нисходящим мелодическим движением. Монотонное имитационное пение индейцев передавалось из уст в уста. В трудовых, военных, лирических, обрядовых и др. песнях важная роль принадлежала ритмическому началу; песни исполнялись соло или в унисон группой участников; техника пения отличалась специфическими эффектами, часто связанная со звукоподражанием голосам природы. Песенная и танцевальная музыка имела культовый или чисто бытовой характер. Описание некоторых индейских песен содержи гея в очерках Дж. Кэтлина (1832-1839). Первое научное исследование в этой области - «Музыка североамериканских индейцев» Т. Бейкера (1882). Древнее искусство коренных жителе-индейцев имело самобытную куль гуру, связанную со сложной системой верований, ритуалов и обычаев. Системы музыкального образования как таковой нет. Основная тенденция - религиозное воздействие на человека через общение с обрядовой музыкой (т.е., воспитание через музыкальное искусство)

В колониальный период колыбелью духовной культуры США являлась Новая Англия (пуританские колонии). Английские, шотландские, ирландские переселенцы пропагандировали и распространяли песни и танцы родных мест. Историк-исследователь начала 30-х годов нашего столетия П. Скулес доказывал отсутствие у пуритан специальных юридических законов, которые бы ставили музыку, подобно театру, под запрет (340). Одним из видов английской музыкальной культуры был деревенский фольклор, представленный так называемой «елизаветинской балладой». Многонациональные корпи нашли яркое, разностороннее выражение в фольклоре - пестром и неоднородном. Испанские конквистадоры представляли свой фольклор европейского происхождения. На территории французской колонии Луизианы господствовали песни и танцы Франции. В результате мощных миграционных процессов возникают объективные предпосылки для развития американского фольклора, корни которого -музыка и песни чуть ли не всех европейских наций: итальянцев, немцев, евреев, русских, поляков, шведов. Фольклор британских островов и музыка Западной Африки, кубинские танцы и немецкие хоралы, испанские песни, соприкасаясь и переплетаясь, непрерывно взаимодействуя, породили оригинальные гибриды.

В 1619 году на американские земли была доставлена партия рабов из Западной Африки. В южной колонии Вирджиния большой популярностью стала пользоваться негртяпская музыка. Народная музыка Нового Света, вывезенная из Европы и Африки, упорно сохраняла свой первоначальный облик. Но возникали и неведомые дотоле образцы народной музыки собственно Нового Света.

Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США на современном этапе

Американские деятели Джон Гудлад и Мак Маннон утверждают, что цель образования сегодня состоит и гом, чтобы готовить учащихся к жизни в демократическом обществе (2 ). Роджерс Содер полагает, что «демократическое образование до :;но обеспечить всем людям возможность проявить себя, раскрыть свои способности, таланты, обогатить друг друга (348, 6).

Американский педагог Мои М. Товард считает, что «музыкальное искусство, как и всякое другое .скусство, сегодня имеет все реальные возможности занимать достойное место в ряду основных школьных предметов» (196, с. 6-12).

Цели музыкалыю-эстетичеч ого воспитания в любую эпоху определяются тем, какой социальна исторический тип личности выдвигается в том или ином обществе в качестве идеала. Американские педагоги-исследователи весьма противоречию высказываются о целях музыкального воспитания в школе.

Музыковед Д.Е. Мадисон читает, что в США перед школьным музыкальным образованием стон: мель: знать историю и культуру своей страны и понимать культуру других стран средствами музыки, развить творческие способности.

Педагог-музыкант Джоны Пеііптер придерживается другого мнения. Он утверждает, что цель музыкального воспитания - это лишь развитие чувственности у детей.

Педагоги Ч. Леон гард и Р. .аус рассматривают цель музыкального воспитания как обогащение учащихся музыкальным опытом: «музыкальное воспитание имеет одно единственное назначение - каждого американского ребенка обеспечить разнообразным, существенным и совокупным музыкальным опытом» (295, 3).

Педагог-музыкант Ричард Колвэлл считает: «Главная цель музыкального воспитания в школе - привить любовь к музыке. Музыка оказывает влияние на развитие лмодисциплины, чувства собственного достоинства, уверенности в счме, управлению временем, лучшему пониманию других культур. Музыка способствует развитию воображения, рассуждения, понимания, интуиции, логики. В искусстве дети видят то, что хотели бы видеть во всем образовании» (365, 13).

Сопоставляя различные то н.и зрения американских педагогов и музыкантов по вопросу о цели музыкального образования, мы видим, что все они едины в мысли о том, что основной целью музыкального воспитания должно стать привитие любви к му и-іке и развитие творческой личности.

Сравнивая систему музыка пого образования в США с системой музыкального образования в POL її, мы выявили, что для них общими являются задачи: образовательные - накопление опыта, впечатлений от общения с музыкальным искусством, систематическое и последовательное овладение знаниями о музыке; разбивающие - развитиемузыкального слуха, чувства ритма, памяти, воображения, музыкального мышления, креативных способностей; воспитательные - d рмирование духовного мира школьников и приобщение к общечеловеческим ценностям средствами музыкального искусства.

По мнению американских педагогов наиболее важными задачами в области музыкального обучены: и воспитания является воспитание эстетических и нравственных чувс . музыкального вкуса учащихся, любви к музыке и активно-творческого о. ношения к ней, осознания истории и культурного наследия своей страны и понимания культуры народов разных стран средствами музыкального искусства.

Для музыкальною образої мия в США на современном этапе характерна, прежде всего, открытое гь мировому музыкальному опыту.

Похожие диссертации на Музыкальное обучение и воспитание в общеобразовательной школе США