Содержание к диссертации
Введение
Г Л А В А I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 12
1. Методологические основы эстетического воспитания в средней школе. Место уроков математики в общей структуре школьных программ, предусматривающих эстетическое воспитание 12
2. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания на уроках математики.-м-Ж-Ш классах. 22
3. Возможности математики для развития эстетического воспитания школьников на уроке и вне урока 27
Г ЛАВ II МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 31
1. Пути эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике. 31
1.1.Эстетико-педагогические возможности использования художественной литературы на уроках математики 31
1.2.Сатирико-юмористическая литература как эстетический аналог парадокса и остроумия в решении математических задач 39
1.3..Использование приемов живописи (цвета) как эстетизирующего элемента урока математики и способа решения задач 44
1.4..Возможности театрализации на уроке математики как эстетико-педагогического средства развития воображения и смекалки. 52
1.5. Эстетико-педагогическии потенциал задач на разрезание 58
1.6. Обновление текстовых задач школьного курса математики как элемент мотивации обучения 60
1.7.Использование учебно-позновательной информации для активизации процесса обучения 62
1.8. Использование функционального метода при решении уравнений и неравенств 63
2. Система творческих заданий ориентированных на Формирование эстетического восприятия. 66
3. Характер эстетического осмысления математики современными школьниками. Анализ материалов констатирующего эксперимента. ; 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 148
- Методологические основы эстетического воспитания в средней школе. Место уроков математики в общей структуре школьных программ, предусматривающих эстетическое воспитание
- Психолого-педагогические основы эстетического воспитания на уроках математики.-м-Ж-Ш классах.
- Пути эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике.
Введение к работе
Методологические основы эстетического воспитания в средней школе. Место уроков математики в общей структуре школьных программ, предусматривающих эстетическое воспитание
Современный этап характеризуется резко возросшим вниманием к человеку как средоточию решающих движущих сил социального прогресса. "Стратегическим ориентиром" воспитания человека становится формирование "всесторонне развитой личности", центральным звеном этого процесса - школа.
Понимание исключительности духовно-практического освоения мира с точки зрения воспитания гармоничного человека восходит к философской идее о том, что универсальная человеческая деятельность и конструирование мира по законам красоты есть явления однопорядковые. "... человек умеет производить по меркам любого вида ... в силу этого человек строит также и по законам красоты".
Если же человек творит "по законам красоты", то не должен ли он творить по эстетическим законам и в том случае, когда речь идет о формировании человека? Связь постановки педагогических и особенно дидактических проблем с эстетическими в такой же степени элементарна, изначальна, что лишь с трудом можно найти объяснения огромному дефициту эстетики в современном педагогическом и дидактическом мышлении.
В контексте постановки проблем педагогики и дидактики эстетический аспект присутствует, прежде всего, как компонент цели. Развитие эстетических возможностей, способностей и чувств человека, формирование эстетических ценностей имеют огромное значение для общего формирования личности. "Эстетическое воспитание есть воспитание способности наслаждаться действительной красотой жизни во всем ее многообразии, есть потребность в творческом труде на благо общества и стремлении к гармоническому развитию всех способностей". [101].
Недооценка эстетического компонента процесса воспитания или пренебрежения данным компонентом, отказ от использования эстетических средств ведут к значительным потерям в педагогическом содержании и эффективности обучения, а также в не учебного воспитания.
Эстетическое, как компонент содержания, присутствует в дидактическом процессе в нескольких аспектах, порождающих два комплекса проблем.
Первая проблема связана с дидактическим членением художественного предмета и тем самым с проблемой специфики эстетических процессов усвоения в области художественной литературы, музыкального обучения, искусствоведения.
Вторая проблема касается дидактической значимости предметов, в основе своей эстетики не акцентированных.
Анализ школьных программ по математике в Y-XI классах показал, что ясно выраженные цели эстетического воспитания не являются составной их частью. Как компонент содержания эстетическое присутствует не только в художественном произведении; эстетические моменты и акценты есть в содержании обучения всем дисциплинам и должны быть выделены дидактически.
Психолого-педагогические основы эстетического воспитания на уроках математики.-м-Ж-Ш классах.
Эстетическое воспитание школьников находится в непосредственной связи с их эмоциональным развитием. В общей теории эмоций считается, что эмоция возникает вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности [82]. Такая актуализация есть некоторое изменение в мотивационной сфере, становление новых личностных смыслов. Эмоция сигнализирует о личностном смысле.
Принцип прочности знаний требует, чтобы у учащихся сохранялись на длительное время систематизированные знания, умения, навыки. Это невозможно осуществить путем простого заучивания, без глубокого проникновения в изучаемый материал.
Таким образом, одним из необходимых условий прочности знаний является сознательность усвоения.
В педагогике математики известны некоторые общепедагогические положения, отражающие результаты психолого-педагогических исследований, а именно:
а) запоминание находится в прямой зависимости от повторения;
б) память имеет избирательный характер: запоминается преимущественно то, что для нас существенно, интересно;
в) материал запоминается лучше, когда мотивом является его применение на практике;
г) эмоционально окрашенный материал при прочих равных условиях запоминается лучше.
Информация, возникающая при восприятии внешнего мира или содержащаяся в какой-либо мысли, и эмоциональный аккомпанемент к этой информации - отдельные стороны единого целого. Эмоциональный аккомпанемент необходим для передачи таких оттенков информации, которые чисто логическим путем непередаваемы. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Информация, лишенная эмоциональной окраски, мертва. Путем соединения информации с эмоциями в человеческом сознании, осуществляется целостный подход (синтез) внешнего, объективного воздействия с внутренним ощущением возможного или необходимого ответа на это воздействие.
Не только накопление информации, но и накопление пережитых эмоций совершенствует интеллект и делает его более сильным. Отсюда становится ясным одно из значений огромного эмоционального фона, содержащегося в произведениях поэзии, музыки и других искусств.
Научные представления и философские истины - не только предмет понимания, но и предмет чувствования. Создатели научных концепций, особенно концепций мировоззренческого значения, не; редко стремятся изложить свои идеи таким образом, чтобы логические построения дополнились передачей тех эмоций, которыми в их сознании окрашены эти построения. В одних случаях это достигается своеобразным сочетанием строго логического языка с образным поэтическим языком, а в других - строгое логическое изложение дополняется специальными страницами, предназначенными для эмоционального воздействия на реципиента.
Без интуиции нет открытия, а без логики - достоверности. Эмоциональная окраска абстрактных схем и понятий науки существенна не только для передачи тех или иных оттенков информации, но и для научного поиска; будучи основой интуиции, эмоциональная окраска информации имеет творческое начало.
Каким образом в мире абстрактных схем и идеализированных представлений возникает связь между "умственными эмоциями" и информацией, содержащейся в представлениях науки?
Во-первых, абстрактные схемы и построения науки не произвольны, а с большей или меньшей точностью отображают картину реального мира. Поэтому в абстрактный мир научных представлений переносится опыт восприятия реального мира, в частности, интуиция, им воспитанная.
Во-вторых, мыслительный процесс ученого, живущего в мире абстрактных схем и представлений науки, развивает в нем дополнительную интуицию, отражающую законы абстрактного мира и способную в нем работать.
Пути эстетического воспитания школьников в процессе обучения математике
В процессе эстетического воспитания учащихся на уроках математики мы много лет подряд использовали ряд задач, извлеченных из художественных произведений отечественных и зарубежных авторов. Эти задачи вошли в урок не только для закрепления у ребят математических представлений и понятий, но и для развития у них чувства гармонии, совершенствования смекалки как исконного качества человеческого мозга и необходимого условия творческого развития личности.
Эстетическое воспитание следует рассматривать как составную часть всестороннего развития личности. Через эстетическое воспитание можно осуществлять расширение и углубление знаний и представлений школьников о реальной действительности, формирование их взглядов. Эстетическое воспитание играет большую роль и в процессе приобретения мате математических знаний. Итак, математика имеет свою красоту и изящество, но всегда ли они видны школьнику?
Поэтому одна из задач преподавания математики заключается в том, чтобы выявить красоту предмета и использовать ее для эффективного развития и воспитания интереса школьников к математике.
Достаточно эрудированные учителя математики не упускают возможности обратить внимание учащихся на некоторые факты литературы, связанные с математикой. Имеется в виду, прежде всего отдельные страницы биографий математиков и литераторов.
Особое распространение в классной и внеклассной работе по математике получило использование стихов для предания уроку занимательности. Использование стихов на уроках математики способствует созданию эмоционального фона урока. Стихи разрывают монотонность речи педагога, переводят слушателей в иной ритм и тем притягивают их внимание. Кроме того, стихи могут объяснить то, о чем только толковал учитель, используя логические рассуждения, но сделать это не с помощью логики, а путем обращения к образам. Устав от логики, учащиеся ждут и ищут чего-то другого. Стихи дают им это другое - иной способ выражения мыслей. Обычно это делается так. Либо рифмуется известная школьная истина (теорема, аксиома), либо фабула какой-то задачи излагается в стихах, - чтобы сделать эту задачу более привлекательной, либо, наконец, мы надеемся на силу поэтического слова, стараясь убедить наших учеников в необходимости работать над предметом. Конечно, в такой работе мы должны руководствоваться, по-видимому, во-первых, требованиями самой математики - достоверность информации, корректность постановки задачи и т.д., и, во-вторых, требованиями, которые ставит перед собой поэзия, ибо поэтическое слово независимо от того, произнесено оно на уроке математики, дома, по радио или на уроке литературы, остается словом поэтическим и должно обладать силой эмоционального воздействия, быть высоко художественным.