Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Свирина, Наталья Михайловна

Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе
<
Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свирина, Наталья Михайловна. Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02.- Санкт-Петербург, 1993

Введение к работе

0вгедняшяя школа вдет различные пути подхода к личности учебника» Разнообразие новых, предметов (этика, эстетика,, риторика, остовы философии, оопиологии, психология, театральные игры и ярі»).,,UHOF©численные авторские программы как шшл». так л. отдельное учи телей признаки этого процесса Широта информации, поступающей сегодня к ученику оставляет школе., задачу «. увлечь обучением при этом не противопоставляя его активной современной жизни, как в то порой бывает,, Й участвуя .в коллизиях внутреннего мира ученика, В этой ситуанди разнообразие новых предметов не всегда спасает Но визна сиюминутна» Школьной методике нужны долгосрочные $©ШЕ рай© ты», которые смогут шедедоштедьно развивать учеявка на протяжения ряда лет обучения. Литературное же развитие предполагает сстворче СТВ0 учителя, писателя и ученика Для подростков наибе льшее.увле ченже сегодня - музыка, К сожаление в социологической литературе мм не встретили сравнительного исследования притяжения школьников., к,разный видам искусства» Но школьная практика и приведенное нами анкетирование обнаруживают преимущественный интерес к музыке у старшеклассников - даже по ©тноаешв к кино, Істеетвенне, что современный школьник в редких случаях направлен к классической музыке, н© захвачешоеть потоком аношбговой р©міузм.їш не маге ечж таться только модой Скорее мода ответ на зту потребность в му-зыке.,

. В мире музыки разных школ», направленні І4" І7 д@тнш молодше люди, находят нечто созвучное своему внутреннему миру Диапазон, му знкалышх потребностей широк так ж» ..п . яв шлчщ/-щ! щщ. воз вожноотж ж склонности этого возраста #..1узнжа. говорит подросткам йолыве» чем многие из школьных предметов, так как язык цув&КЕ

разнообразен и свободен от дидактизма Потребность окружать себя звуками связана о нежрияшем :тех "языков" на которых вынуждает ©бьясняться подростков, реальная жизнь Стремление подростков прикоснуться к жизни & номощьш любимой музыки сможет быть перенесен© в урока литературы , я особенно русской литературы XII века#.Чувства», высказываешь музыкой часто больше говорят старшеклассникам, чем вее олова о них Тем более, что та музыка о которой почтя незнакомы ооврешеннне ШКОЛЬНИКИ входила естественно и просто в жизнь русских писателей с детства ш, следовательно, затем в мир их героев Пытаться же ввести 1&«16-летнах подростков в русскую классическую литературу, минуя сам дух ее» » невозможно. Приблизить мх к этому миру далеких от них но влекущих и трогающих душевных переживаний шмого» нужно с жомощыэ музыки . Кроме того что воя русская классическая литература шуэы» кальна » у каждого писателя но евое&у, именно музыкальные ©ниве-да создает вдохновенное состояние у героев ее В мБe.cнpвдaннидe,, А.Н @стровского. где Жарно.а под ваечатленй ем сяетого ею романса делает» наконец свой выбор,.. © Зл ш©в.гсво.тк нувшйса. вдруг о потрясшее его чувство возможной, во.ехитштедьжрй гармонии в момент тения Ольги Ильинский; бетхове.некая. ио ©траёзч ности музыка Леша называющая то что не может быть высказан© ни на каком словесном языке; вдохновенное состояние радости,, счадтья... слияния с жизнью в музыкальном доме Ростовых музыка приснившаяся-сочиненная Петей Ростовым» - вое это кульминации жизни гер© ев - пик их существования - через вдохновение, через музыку»

Состояние причастности к вдохновению школьники, хорошо ощуща дат, научаоь слушать ту же музыку, что слушали и исполняла герои русской литературы. Необходимость дознания этого состояния для того чтобы почувствовать литературу, очевидна 5 Музыка» звучащая в произведения часто помогает определить эмоциональную настроенность его» Сопоставление музыкальных и литературных произведений обратит учеников к новому прочтению известного уже произведения. Слушание музыки, звучащей на страницах литературного произведения, создаст возможность целостного восприятия текста.

Знакомство о музыкальными интерпретациями литературных ироиз ведений продолжит работу восприятия школьника» не ограничивая ее одним прочтением.

Привлечение музыки музыкального языка» музыкальных ассоциаций наблюдается в методической и психологической науке с конца XIX века (ВфП.Острогррский, Д.Н.Овсянико-КуликовскиЙ, ИЛ .Соколов и др.).

Гораздо глубже эта тема изучена в современно! методике, где можно выделить следующие направления ее развития:

1. привлечение музыки на уроки литературы в качестве эмоцио

нально-слуховой наглядности, помогающей ученику воспринимать ли

тературное произведение;

2«. введение музыки в урок литературы для воссоздания духа эпохи, создания у школьников представлений о культуре изучаемого периода» художественных и эстетических критериев писателя, о котором идет речь на уроке;

3 включение музыки в уроки в качестве установки на чтение для максимально полного погружения читателя-школьника в настрое1 ние литературного произведения Мы ставим перед собой задачу определить и закрепить за музыкой именно ей свойственные функции на уроках разного типа:

I» изучение биографии писателя;

2. обзорные уроки;

3, вступительные и завершающие занятия по изучвяию. литературного произведения» а также в зависим ости от характера изучав- мого произведения: эпос, лирика драма Актуальность проблемы и ее нерешенность еще в методической наук© определили выбор предмета исследования система работы с музыкой на уроках литературы в 10 классе.

Нсих©логические и эмоциональные особенности 15 16 летнах подростков я специфика курса литературы» изучаемо! в этом возрас те дала возможность обосновать объект исследования жроцеос ли тературного развития у школьников 10 класса в системе уроков по литературе с включением музыки Цель исследования состоят в определений функций музыки на занятиях разного типа Сизучение биографии писателя, обзорные темы, вступительные и заключительные уроки, системный анализ лите ратурного произведения) и виявлений той роли, какую музыка может сыграть в процессе читательского восприятия лирики эпоса» драмы, а также нахождении методических способов гармонизаций процессов образной конкретизации и образного обобщения с помощью музыки.

Гипотеза исследования: при направленном воздействии музыки в созданий установки на чтение и анализ литературного произведем ния процессы образной конкретизации и образного обобщений в чита- тельеком сознании активизируется и предстают сбалансированными. Ери этом в анализе эпического произведения музыка помогает осознать пространство автора, в анализе драматического произведения расковывает поток ассоциаций читателя и жри изучении лирики способствует постижению лирического сюжета,, помогает уловить динами- ку чувств стихотворения и их своеобразие ощутить неповторимость художественного стиля.

При внешнем столь разном предъявлении двух искусств - лите 7 -ратуры я музыки читателям» слушателям они оба обладают тольк© им из всех искусств присущим свойством: передачи чувств, развития сюжета в динамике, не только в пространстве . но во времени Это дает возможность ученикам пережить изучаемое произведение в целом. Музыка способствует как образноі конкретизации, так и образному обобщению читательских впечатлений Включение музыки в докн дает наглядное представление об открытости литературного процесса» его глубине и емкости, неиссякаемом интересе к литературным произведениям других искусств разных эпох и мировоззрений Цель и гипотеза определили задачи исследования;

I, Изучить теоретические представления об особенностях развития и языка литературы и музыки; выявить точки пересечения» взаимодействия этих искусств в историй искусствознания,

2# Рассмотреть состояние проблемы и пути ее решения в истории и современной методической науке 3 Экспериментально и теоретически определить начальный уро вень литературного и музыкального развития десятиклассников 4. Очертить поэтапно круг и содержание материала», входящего в систему взаимодействия "литература-музыка »

5 Дроследить динамику литературного развития старшеклассников в связи с взаимодействием литературы и музыки на уроках за-фиксировать моменты образной конкретизации и образного обобщения при анализе литературного произведения с помощью музыки 6. Обосновать выбор приемов» форм и методов работы по сопоставлению литературного и музыкального произведения 7. Выявить конечные результаты данной системы работы.сдвигд» происшедшие в литературном развитии одиннадцатиклассников, в их способности к образной конкретизации и образному обобщению,

8. Экспериментально проверить способы предложенной работы -8-их возможную вариативность»

Методика исследования на первом этапе включала изучение эстетических, психологических, литературоведческих и музыковедческих источников; анализ опыта включения музыки в уроки литературы в методической науке; проведение констатирухщего эксперимента: Йа втором этапе подготовлены методические материалы, осуществлен эксперимент и анализ полученных результатов В ходе исследования были использованы следующие методы: наблюдение» недагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, устные индивидуальные беседы и беседы с классом, посещение о учащимися концертов и музыкальных спектаклей, проверка данных эксперимента в различных формах внеклассной работы, анализ творческих и учебных работ учеников Исследование проведено на базе школы $ 234 Санкт-Петербурга и 2-й Санкт-Петербургской гимназии в течение I99G-I993 гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что;

I, Установлены разные функции музыки при изучении биографии писателя, в обзорных темах, на вступительных и заключительных за нятиях.

2 Роль музыки при анализе эпического произведения состоит в приближении к авторскому сознанию и образной конкретизации мироощущения, героев произведения 3. Музыка при изучении драматургии прокладывает путь вхожде

ния в драму, дает возможность школьникам подготовить к вооирия тию, настроиться на чтение произведения, предназначенного для сцены Музыка в драме способствует процессу как образной конкретизации, так и образного обобщения благодаря природе музыки, укрупняющей образ и одновременно сводящей воедино, в одну, тематическую линию лейтмотивы героев»

4, Музыка на уроках по изучению лирики направлена на прояв - 9 -ление настроения стихотворения при помощи его музыкальной интерпретаций» Музыка здесь задает нужные образы и ассоциации, что не оразу выявлены школьниками при прочтении, создавая установку на восприятие лирического произведения. 

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его данные могут быть использованы в организации учебного процесса 10 класса, в составлении программ» методических поурочных рекомендаций Являясь ограниченным предложенным материалом» исследование предполагает возможность подобной работы в курсе школьного изучения литературы разных классов - при сохранении принципа системности и ступенчатости Работа учителя литературы, использующего данные исследования, расширит границы предмета, соприкасаясь с курсом мировой художественной культуры и опираясь на .знания, полученные учащимися в предшествующие годы на уроках музыки. Результаты исследования могут быть использованы в курсе методики преподавания литературы, в спецсеминарах, спецкурсах, в системе ГО",

Положения, вынесенные на защиту»

I, Возможности включения музыки в уроки литературы обусловлены, с одной стороны, ходом развития этих двух искусств: своеобразием каждого и в то же время их взаимодритяжением; с другой -психологическими, духовными особенностями и потребностями возраста десятиклассников.

.2. На уроках литературы совершенно отчетливо видится место музыки для постижения сути явления искусства вообще, его влияния на человека, и музыки, в частности - ее способности к озвучиванию чувств, коррекции поведения, укрупнению для школьников как 0(&Ц6Г0 замысла литературного произведения, так и отдельных его фрагментов в целостном пониманий концепции.

- 10 3 Литературное развитие читателя-слушателя происходит быст рее и становится многообразнее за счет того пространства восприятия» что предоставляет ученику музыка, входящая в ткань известного литературного произведения.

4. Музыкальные интерпретации литературного произведения на разных этапах предлагаемой работы создают у школьников реальное понимание значимости литературного процесса в общем развитии искусств,

5« Процесс восприятия музыкальных образов литературного произведения максимально погружает учеников в атмосферу жизни, заду манной писателем,

6« Звучание музыки, вписанной в литературное произведение на уроках создает предпосылку для неоднократного прочтения данно-го произведения, особенно если музыка здесь является объектом проблемной ситуации или проблемного анализа.

7. Естественная жизнь музыкального произведения в литературном вызывает у учеников способность к глубокому постижению языка искусств в их многообразии.

8. Особенности методики включения музыки в уроки литературы - по разным жанрам (лирика, эпос, драма) - создают у учеников отчетливое представление о специфике и границах каждого,

9. Музыка при изучении биографии писателя является для учеников проводником его идей, мироощущения, показывает, как жизненный пласт музыкальных впечатлений писателя отражается в творчестве, как и где музыка озвучивает текст благодаря писательской цритяжен ности к ней, когда музыка приобретает права героя литературного произведения.

10. На вступительных и заключительных уроках музыка ари изучении литературного произведения кроме помощи в постижении сути

- II явленая искусства и его ВЛИЯНИЯ на человека,; осуществляет озвучивание чувств героев» соединяет воедино для школьников как общий замысел литературного произведения, так и связывает в сознании отдельные фрагменты в целом понимании замысла писателя II, В процессе анализа литературного произведения функции музыки разнообразны и заостряют внимание на следующих темах изучаемого произведения: музыкальная тема героя как его продолженная характеристика; музыка» являющаяся стержнем сюжета самого произведения литературы; музыка» фиксирущая своим звучанием ИЛИ псчезнове кием переломные моменты в жизни одного д того же литературного героя; общая музыкальная тема несхожих персонажей как способ узнавания друг друга; музыкальная тема» объясняющая развитие и причины преображения героя или сохранения его цельности на протяжении сюжета; музыкальные вкусы литературных героев как способ авторекой характерне тики•

Апробация материалов исследования осуществлялась на лекциях в ИУУ Оанкт-Детербурга; результаты также была продемонстрированы серией открытых урбков для олушателеи курсов повышения квадт$ика рИЯ в 1992-1993 гг. Написаны методические рекомендации для учителе! по ново! программе по литературе и ряд разделов програм мы, Создана учебная телепередача по литературе "Музыка в Ясной Поляне 1 Написана глава учебника для 10 класса но русской литературе второй половины XIX в, "А,Н#0стровскиЙ"«.

Объем и структура работы Диссертация объемов в 265 машинописных страниц состоит из введения» двух глав, заключения списка упоминаемой и изученной литературы.  

Похожие диссертации на Музыка как средство образной конкретизации и образного обобщения на уроках литературы в 10 классе