Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ
1.1. Философские основы формирования экогуманистического мировоззрения 15
1.2. Экогуманистический потенциал географии 29
1.3. Психолого-педагогические основы формирования экогуманистического мировоззрения 47
1.4. Отражение в учебно-методической литературе по географии проблемы формирования экогуманистического мировоззрения 71
Выводы по первой главе 93
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ В ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ 6-7 КЛАССОВ
2.1. Методическая система формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов 97
2.2. Последовательность формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов 113
2.3. Формирование экогуманистического мировоззрения во внеклассной краеведческой работе по географии 135
2.4. Экспериментальная проверка методики формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов 162
Выводы по второй главе 178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181
ЛИТЕРАТУРА 184
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 206
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 207
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 210
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 212
- Философские основы формирования экогуманистического мировоззрения
- Психолого-педагогические основы формирования экогуманистического мировоззрения
- Методическая система формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов
Введение к работе
Актуальность исследования. Ключевым фактором модернизации отечественного образования является идеология устойчивого развития, в реализации которой образованию определена опережающая функция (Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул). Мировоззренческой основой устойчивого развития, предполагающего гармонию экологических, экономических и социальных аспектов является экологический гуманизм. Это актуализирует становление экогуманистической мировоззренческой парадигмы, в основе которой -паритет сторон мироотношения, сотворчество человека и природы (А.А. Горелов, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул). Решение отмеченной стратегической задачи предполагает модернизацию системы образования, которая заключается в переориентации ценностных основ от потребительских и природопокорительских к созидательным и сотворческим. Следствием данного процесса является обновление всех образовательных дисциплин с целью формирования экогуманистического мировоззрения подрастающего поколения.
В философских исследованиях (А.С. Богомолов, СИ. Гессен, В.В. Ильин, Р.С. Карпинская, А.А. Касьян, Е.А. Когай, П.В. Копнин, М.К. Мамардашвилли, Т.И. Ойзерман, М.М. Прохоров, И.Н. Сиземская, B.C. Степин, В.П. Филатов) рассматривается сущность, структура мировоззрения, раскрыта специфика современной картины мира, в том числе с учетом идей экогуманизма. В психолого-педагогических исследованиях данные идеи положены в основу экологического (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, О.Н. Пономарева, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина) и личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.В. Шоган). Эти направления ориентируют педагогическую науку на становление личности, способной обеспечить устойчивое развитие, сотворчество человека и природы как сосуществующих компонентов внутри целостной системы.
Идеи сотворческого взаимодействия человека и природы составляют «ядро» современной географической науки. В исследованиях географов (Н.Н. Баранский, А.Г. Исаченко, В.М. Котляков, Б.И. Кочуров, В.П. Максаковский, Я.Г. Машбиц, B.C. Преображенский, Н.Н. Родзевич) отмечается, что необходимо обеспечить гармоничные отношения общества и природы как условие «спасения человечества в единстве с окружающей его природной средой». Идеи сотворчества реализуются в сквозных направлениях развития географии: гуманизации и экологизации. Гуманизм предполагает «поворот» науки к общечеловеческим и общекультурным ценностям, а экологизация ориентирует географию на коэволюционные ценности. Данные сквозные направления находят отражение в геоэкологии и комплексном страноведении, так как объектом их изучения являются географические системы разного территориального уровня, где человек «вписан» в социоприродное окружение, являясь регулятивным звеном.
Экогуманистический потенциал географической науки отвечает идеям модернизации современного географического образования. Школьная география всегда обладала значительным мировоззренческим потенциалом, изучая взаимоотношения в системах «человек - природа» на различных территориальных уровнях. Эта проблема нашла отражение в исследованиях И.Н. Алферьевой, И.И. Бариновой, Г.В. Володиной, Н.Ф. Винокуровой, Т.П. Герасимовой, А.С. Ермошкиной, Г.С. Камериловой, М.А. Кардышевской, М.К. Ковалевской, И.С. Матрусова, В.В. Николиной, Л.М. Панчешниковой, которые направлены на реализацию мировоззренческого потенциала курса школьной географии.
Особую значимость в формировании экогуманистического мировоззрения имеют начальный курс географии и курс географии материков и океанов. Они с одной стороны обеспечивают преемственность с начальной школой, где решается задача формирования основ мировоззрения, ценностных отношений, этических норм поведения в социоприродной среде, с другой -задают мировоззренческий вектор экогуманистического характера всему
5 географическому образованию. Именно в этих классах дается представление о географической оболочке как предельном объекте изучения географии, в которой (по B.C. Преображенскому) взаимоотношения человека и природы могут быть различными: борьба, покорение, сотворчество. Представление о географической оболочке составляет содержательное ядро географической картины мира экогуманистической направленности. Изучение вертикальной дифференциации географической оболочки в отмеченных курсах позволяет рассматривать диалектику взаимодействия природных и социальной сфер на глобальном, региональном, локальном уровнях. Подчеркнем, что изучение локального уровня географической оболочки создает возможность рассмотрения не только объективно существующих взаимосвязей человека и природы в ландшафте своей местности, но и личностного сотворческого взаимодействия в ближайшем окружении.
Отмеченные выше особенности начального курса и курса географии материков и океанов и тенденции модернизации географического образования, определяющие «географию как единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей», актуализируют задачу формирования экогуманистического мировоззрения.
Анализ исследований по методике обучения географии 6-7 классов показал, что рассмотрены проблемы становления диалектико-материалистического мировоззрения в школьной физической географии (Т.П. Герасимова, А.С. Ермошкина, И.С. Матрусов), сформулированы и реализованы предложения по экологизации и гуманизации курсов (Р.С. Гайсина, И.В. Душина, Л.Ф. Орлова, Н.Н. Петрова, И.А. Шевченко, В.А. Щенев). В результате сделан вывод о том, что мировоззренческий потенциал школьной физической географии обосновывается и реализуется в контексте экологизации и гуманизации изолированно. Вместе с тем, в современных условиях существует необходимость их интеграции в русле идей экологического гуманизма как новой мировоззренческой парадигмы XXI века.
Анализ школьной практики позволил установить, что в теории и методике географического образования недостаточно методических рекомендаций по данной проблеме. Учителя высоко оценивают вклад физической географии, в том числе учения о географической оболочке и современного ландшафта своей местности, в формирование экогуманистического мировоззрения, однако испытывают значительные трудности в методике: отборе и структурировании содержания экогуманистического характера, выявлении этапов и педагогических технологий, взаимосвязи классно-урочной и внеклассной работы. Учащиеся затрудняются в определении ключевых понятий, обладающих экогуманистическим потенциалом, у школьников доминируют материальные ценности, объективно-прагматическое отношение к природе, позиция потребителя при взаимодействии с ней.
Вследствие этого сложился ряд противоречий, на разрешение которых направлено наше исследование:
- между высоким экогуманистическим потенциалом курса географии и
изолированной реализацией идей экологизации и гуманизации в школьной
географии 6-7 классов;
- между современными представлениями об экогуманистическом
мировоззрении, объединяющем онтологический, гносеологический,
аксиологический, праксиологический аспекты отношений человека и мира, и
неразработанностью методической системы, реализующей эти аспекты;
между потребностью преемственности формирования
экогуманистического мировоззрения и слабой разработанностью
теоретического и методического оснований процессуального компонента;
- между необходимостью взаимосвязи урочной и внеурочной работы по
формированию экогуманистического мировоззрения и отсутствием
методического обеспечения внеклассной краеведческой работы по географии 6-
7 классов.
Изложенные противоречия определили проблему нашего исследования, ее актуальность и выбор темы: «Методика формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов».
Цель исследования заключается в разработке методической системы формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов.
Объект исследования: школьное географическое образование в контексте его экологизации и гуманизации.
Предмет исследования: методика формирования экогуманистического мировоззрения и ее реализация в школьной географии 6-7 классов.
Гипотеза исследования. Методика формирования экогуманистического мировоззрения будет эффективна, если:
будут уточнены теоретико-методологические основы формирования мировоззрения, включающие философские, научные, психолого-педагогические и методические аспекты в русле идей экогуманизма;
целевой компонент методической системы будет основываться на структуре экогуманистического мировоззрения и соответствовать когнитивной, аффективной, волевой сферам сознания личности;
отбор содержания географического образования будет учитывать экогуманистическую направленность современной географической картины мира, а его структурирование будет осуществляться с учетом взаимоотношения человека и объектов социоприродной действительности - географической оболочки и современного ландшафта;
последовательность формирования экогуманистического мировоззрения будет отражать единство чувственного и логического познания мира на основе принципа системной дифференциации и учитывать уровни перехода ценностей от объективно существующей формы в субъективно-регулятивную;
технологический компонент методической системы будет представлен личностной мировоззренчески-ориентированной ситуацией и
8 экогуманистическим модулем, что отражает специфику экологического и личностно-ориентированного образования;
- будет обеспечена взаимосвязь ,классно-урочной и внеклассной форм обучения.
Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой были определены задачи исследования:
Определить философские, научные, психолого-педагогические и методические основы формирования экогуманистического мировоззрения.
Разработать и обосновать методическую систему формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов.
Выявить методические условия формирования экогуманистического мировоззрения в рамках урочной и внеклассной работы.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов.
Теоретико-методологические основы исследования. Диссертационное исследование строилось на основе взаимосвязи философских, научных, психолого-педагогических, методических аспектов формирования экогуманистического мировоззрения.
Методологические основания включали исследования о мировоззрении как особой форме отношений человека-и мира (СИ. Гессен, М.С. Каган, А. А. Касьян, П.В. Копнин, М.М. Прохоров, И.Н. Сиземская, B.C. Степин,); экогуманизме (Э.В. Гирусов, А.А. Горелов, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул,); ноосфере, коэволюции, устойчивом развитии, незаменимости биосферы (В.И. Вернадский, В.Г. Горшков, Р.С. Карпинская, Е.А. Когай, К.Я. Кондратьев, В.А. Кутырев, Дж. Лавлок, И.К. Лисеев, Н.Н. Моисеев, А.П. Огурцов, Н.Ф. Реймерс,); экологической этике (О. Леопольд, А. Печчеи, А. Швейцер).
Научную основу исследования составили идеи экологизации и гуманизации географической науки, теоретические, аксиологические и прикладные аспекты геоэкологии и комплексного страноведения (Э.Б. Алаев,
9 В.А. Анучин, Н.Н. Баранский, М.И. Будыко, А.А. Величко, В.М. Котляков, Б.И. Кочуров, К.М. Петров, А.И. Жиров, Г.Д. Костинский, В.П. Максаковский, Я.Г. Машбиц, С.Н. Мироненко, Н.Н. Родзевич); учения о географической оболочке и современном ландшафте (Д.Л. Арманд, Л.С. Берг, А.А. Григорьев, Г.Н. Голубев, В.В. Докучаев, А.Г. Исаченко, СВ. Калесник, В.М. Котляков, К.К. Марков, Ф.Н. Мильков, B.C. Преображенский, А.Л. Чижевский).
Психолого-педагогическую и методическую основы исследования составили: общетеоретические идеи формирования мировоззрения (Н.Г. Алексеев, В.В.Краевский И.Я. Лернер, Э.И. Моносзон, М.Н. Огурцов, Р. Правдик, P.M. Рогова); принципы субъектности и социальности (А.Г. Асмолов, Е.Н. Волкова, Э. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс, СЛ. Рубинштейн, А. Оллпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон); учение о сознании, его структуре и личностном смысле (В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвилли, СЛ. Рубинштейн, В. Франки); исследования о ценностях и ценностном отношении (Б.С Братусь, СД. Дерябо, И.Ф. Исаев, В.Н. Мясищев, Н.Д Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова, В.А. Левин); о диалогических отношениях человека и мира (М.М. Бахтин, СВ. Белова, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); о когнитивных структурах и принципе системной дифференциации (Г.Н. Каропа, Д. Келли, Н.И. Чуприкова); принципы природосообразности и культуросообразности (А. Дистервег, Б.Т. Лихачев, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский); идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, О.С Газман, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, В.В. Шоган); теоретические и методические идеи экологического образования (С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Т.В. Кудрявцева, И.Н. Пономарева, О.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина); теоретические и методические основы экологизации и гуманизации географического образования (Г.П. Аксакалова, И.И. Баринова, Г.С Камерилова, В.В. Николина, М.В. Рыжаков, В.Д. Сухоруков); теория и методика формирования мировоззрения в географическом образовании (И.Н. Алферьева, Г.В. Володина, Н.Ф. Винокурова, Т.П. Герасимова, А.Е. Ермошкина, М.А. Кардышевская М.К. Ковалевская, М.А. Никонова, Л.М.
10 Панчешникова); теоретические и методические основы школьной географии 6-7 классов (И.В. Душина, О.В. Крылова, В.А. Коринская, О.А. Климанова, Н.П. Неклюкова, Н.Н. Петрова, В.П. Сухов, В.А. Щенев).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение философско-методологической,
научной, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме
исследования; теоретико-методологический анализ состояния исследуемой
проблемы; конструирование методики исследовательской деятельности и
разработка методических основ ее реализации в процессе обучения географии с
использованием сравнительно-аналитического метода, синтеза, обобщения,
моделирования, исторического метода;
эмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, беседа с учителями и учащимися, диагностирование, проведение контрольных срезов и анкетирование;
- методы математической статистики, графические и табличные
интерпретации данных.
Исследование проводилось в период с 2002 по 2006 годы и включало три последовательных этапа.
На первом этапе (2002 - 2004 гг) проводился анализ состояния проблемы исследования в философской, научной, психолого-педагогической и методической литературе. Были определены цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов. Уточнялись теоретические основы разработки методической системы. Определялась методика проведения опытно-экспериментальной работы. В рамках констатирующего этапа педагогического эксперимента, организованного в МОУ средних общеобразовательных школах №№ 1, 4, 46, 151, 186, гимназии № 80 г. Н. Новгорода диагностировалось усвоение учащимися познавательного, аксиологического, праксиологического,
личностного компонентов экогуманистического содержания географического образования. Всего на констатирующем этапе эксперимента принимало участие 365 человек.
На втором этапе (2004 - 2005 гг) в результате обобщения теоретического и эмпирического материала была сконструирована методическая система формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов. В русле методической системы была разработана методика формирования экогуманистического мировоззрения на уроках географии в 6-7 классах и программа кружка «Край, в котором я живу» экогуманистической направленности. Апробация разработанной методики и выявление ее эффективности осуществлялась в МОУ средних общеобразовательных школах №№ 1, 4, 151, 186 г. Н. Новгорода. На формирующем этапе педагогического эксперимента участвовало 260 школьников.
На третьем этапе (2005-2006 гг) проводилось теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе педагогического эксперимента, систематизация и оформление результатов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в обосновании и конструирований методической системы формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов, которая отвечает современным тенденциям модернизации географического образования в направлении его экологизации и гуманизации. Выделен и реализован комплекс экогуманистических идей, отражающий как объективно-информационное содержание экогуманистического характера, так и субъективно-оценочное. В методику обучения географии введено понятие «личностная мировоззренчески-ориентированная ситуация», разработаны ее виды и технология использования с целью становления экогуманистического мировоззрения. Создана программа краеведческого кружка экогуманистической направленности «Край, в котором я живу» для учащихся 6-7 классов, который обеспечивает включение личности в познавательную, коммуникативную, экологически ориентированную
12 практическую деятельность, что способствует становлению мировоззренческой позиции личности.
Теоретическая значимость исследования состоит в развитии
теоретических основ географического образования, связанных с
формированием мировоззрения, основанного на экогуманистических
ценностях. Выявлены ценностные идеи, положенные в основу разработки
методической системы формирования экогуманистического мировоззрения, а
также дидактические принципы, обеспечивающие их реализацию в школьной
географии 6-7 классов. Обоснованы целевой, содержательный,
процессуальный, технологический, результативно-оценочный компоненты
методической системы формирования экогуманистического мировоззрения в
школьной географии 6-7 классов. Разработаны методические условия
формирования экогуманистического мировоззрения: последовательность,
включающая три этапа - образно-ассоциативный, логически-смысловой,
творчески-практический; использование системы личностных
мировоззренчески-ориентированных ситуаций и экогуманистических модулей; взаимосвязь классно-урочной и внеклассной работы в кружке «Край, в котором я живу».
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в практике общеобразовательной школы методики формирования экогуманистического мировоззрения в русле идей экогуманизма, сотворчества человека и природы в географической оболочке, экологического и личностно-ориентированного образования. Разработаны, апробированы и внедрены в практику географического образования учебное пособие «Методика формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов» и программа курса «Край, в котором я живу». Материалы исследования могут использоваться в практике школы, а также при подготовке студентов географических специальностей педагогических вузов, в системе повышения квалификации учителей.
13 Достоверность и обоснованность результатов исследования
подтверждается использованием теоретико-методологических положений при обосновании методической системы формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов; разнообразными методами, отобранными в соответствии с задачами исследования; практическим доказательством основных теоретических положений в эксперименте; анализом материала, полученного в ходе исследования; достаточной длительностью опытно-экспериментальной практики; репрезентативностью выборки (экспериментом по совокупности всех этапов было охвачено более 600 учащихся).
Основные положения, выносимые на защиту:
Философские основы формирования экогуманистического мировоззрения
В философских исследованиях показано, что преобразование общества и типа цивилизационного развития всегда предполагает изменение глубинных жизненных смыслов и ценностей, закрепленных в ранее господствовавших мировоззренческих ориентациях. Теоретико-практическая значимость мировоззрения, его содержания, структура, функции, роль в индивидуальной и общественной жизни человека, осмысление отношения мировоззрения с различными формами общественного "сознания отражены в работах А.С. Богомолова, СИ. Гессена, В.В. Ильина, А.А. Касьяна, П.В. Копнина, М.К. Мамардашвили, Т.И. Озерман, М.М. Прохорова, И.Н. Сиземской, А.Г. Строкина, B.C. Степина, В.П. Филатова.
В отечественной философской литературе существуют традиционный и современный подходы к пониманию категории мировоззрения [99]. В традиционном понимании мировоззрение складывается в процессе научно-теоретического освоения мира и представляется как наиболее общая картина мира, система взглядов на мир, «воззрений человека на мир», отражающее смысловые ассоциации самого понятия «мировоззрения» (трактовки 1—4, табл. 1.1). Частным случаем такого определения можно считать понимание данной категории как некой совокупности общих принципов истолкования мира и человека. Такая трактовка отражает лишь одну из функций мировоззрения -выступать средством и результатом познавательной деятельности субъекта, как индивидуальной, так и совокупной общественной. С этой точки зрения основу мировоззрения составляет наука, которая обеспечивает становление научного мировоззрения [100].
В советский период в отечественной философии мировоззрение нередко приравнивалось.к науке, ее теоретическому уровню. Научное мировоззрение рассматривалось как высшая форма проявления мировоззрения, которое являлось синонимом термина диалектико-материалистическое мировоззрение. В этом случае в основу понимания его структуры положена теоретико-практическая стратегия, все элементы которой взаимодействуют с соответствующими элементами сознания [97]. С этой точки зрения основу мировоззрения составляет триада знание - убеждение - действие. Знания отражают уровень представлений о действительности. Убеждения основаны на знаниях и представляют уверенность в истинности знаний на основе каких-либо доказательств, выступают регулятором действий, орудием мироизменения [16, 111]. В последующих исследованиях в основу выделения структурных элементов мировоззрения положено его понимание как опыта, создающегося в единстве чувственного и рационального, непосредственного и опосредованного знания [184, 185]. Учитывая данный принцип, выделяются мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мироосвоение. Мироощущение связано с эмоционально-психологическим опытом людей и с чувственным мировоззренческим ощущением мира. Мировосприятие представляет собой формирование познавательных образов мира, составляющее основу миропонимания как когнитивного образования - результата научного влияния. Мироосвоение обозначает практический опыт человека, поведение и преобразование мира.
Современный подход к пониманию мировоззрения предполагает
определение мировоззрения как отношения человека и мира, где каждая сторона мироотношения выступает как субъект (трактовки 5-7, табл. 1.1). Учитывая данное положение, мировоззрение является результатом не только теоретического и практического освоения мира, но и духовного (искусство, религия, повседневный опыт). Благодаря мировоззрению мир становится для человека предметом познания, оценки и действия. Так, СИ. Гессен отмечает, что «без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающие в себя наряду с представлениями о мире, оценку его с точки зрения ценностей, а значит идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть, нет и бытия человека как личности» [45, С. 123].
Мировоззрение отражает мир не только в его целостности, но и в его значимости для человека. А.А. Касьян отмечает: «мировоззрение, как оно существует в научной теории, отличается от мировоззрения, которым руководствуется человек в своей жизни. Мировоззрение личности - результат двух процессов: отражение теоретической мировоззренческой системы и отражение жизненного пути и индивидуального опыта личности» [99, С. 24]. Мировоззрение при этом выступает как самосознание личности.
М.С. Каган, акцентируя аксиологический аспект, отмечает, что «мировоззрение есть не что иное, как система ценностей, ценностного отношения» [87, С. 153]. Процесс его формирования автором видится как процесс становления ценности «духовной интенцией» субъекта, которая способствует спонтанному самоуправлению своим поведением.
Мировоззрение, по его мнению, обозначает несколько уровней ценностных оценок. Нижний уровень характеризует обыденное сознание, уровень «переживаний человека как субъекта того значения, которое имеет для него некий объект» [87, С. 67]. Верхний уровень - рационализированный -осмысление и осознание, где объективное отражение, переживание превращается в осмысленное отражение, «очеловеченное понимание», на данном этапе происходит выработка концептуального ядра самосознания личности [87, С. 68]. Далее процесс формирование ценностей переходит на уровень обыденно-практический, где они выступают регулятором поведения. Исходя из вывода М.С. Кагана о том, что переживание является важнейшей формой проявления ценностного отношения, которое зарождается на уровне обыденно-практического сознания и восходит на уровень осознания осмысления, становление мировоззрения предполагает различные способы познания мира: 1) рационально-логический, который обеспечивает развитие теоретического знания; 2) образно-ассоциативный, который наделяет знание смыслами [87].
Проявлением взаимосвязей человека с миром выступает мировоззренческое отношение. Определяя предмет мировоззрения, П.В. Копнин акцентирует внимание на проблеме взаимоотношений человека с природой: «... Предметом мировоззрения выступает отношение «человек -окружающий его мир» [111, С.27], оно стремится решить проблему человека с окружающей природой [111, С. 21].
В исследованиях В.А. Кутырева, М.М. Прохорова выделяются три вида мировоззренческих отношений человека и природы и роли человека в мире: природоцентрическое, антропоцентрическое, коэволюционное [126, 127, 185, 186].
Природоцентрический тип мироотношений признает изначальное совершенство природы. Роль человека состоит в созерцании мира, адаптации, его действия определяются согласно природным законам. Степень преобразования природы - умеренная, человеку не представляется возможным изъятие из природы какого-либо объекта и определение его в искусственную среду. Отношение человека к миру природы - благоговейное.
Психолого-педагогические основы формирования экогуманистического мировоззрения
Формирование мировоззрения является одной из фундаментальных проблем современного образования. Данной проблеме посвящены труды выдающихся ученых: Н.Г. Алексеева, В.В.Краевского И.Я. Лернера, Э.И. Моносзона, М.Н. Огурцова, Р. Правдика, P.M. Роговой. Рассмотрим несколько определений мировоззрения в психолого-педагогических исследованиях ()
В современном понимании в психолого-педагогических исследованиях категория мировоззрение определяется как система субъект-субъектных взаимоотношений человека и мира и определения места и роли личности в мире. Мировоззрение является продуктом индивидуального развития личности при взаимодействии, взаимоотношениях человека с миром.
Отношение «представляет потенциальный аспект психологических процессов, связанных с избирательной субъективной активностью личности, выраженной в его действиях, реакциях, переживаниях» [158, С. 234] В работах В.Н. Мясищева данное понятие определяется как связь объекта с внешним миром, которое выступает в потребностях, эмоциях. Оно всегда предметно по содержанию и направлено на какие-либо объекты, которые значимы для личности. Отношения могут быть направлены на мир внешний (вещи, явления природы, людей, общественные явления) и на себя в мире (на сам субъект — личность). С этой точки зрения отношения личности с миром выступают в виде двух моделей — «Я и мир» и «Я в мире».
Модель «Я и мир» отражает процесс социализации личности. Социализация в данном контексте представляет собой процесс адаптации и интеграции человека в мире и определяется стремлением личности к самоактуализации «Я-концепции», самоопределения, самореализации своих потенций, способностей (Э. Маслоу, К. Роджерс, А Оллпорт), к «укоренению», слиянию с миром [223]. В ряде исследований социализация проявляется в усвоении социального, культурно-исторического опыта, норм, ценностей, мировоззренческих ориентации [7, 37]. В исследованиях Е.Н. Волковой социальность проявляется в том, что человек, являясь социальным существом, соотносит свои действия и их последствия с действиями других [34].
Модель «Я в мире» отражает процесс субъектификации. Субъектификация выражается в стремлении личности к индивидуализации в мире, пониманию своей самоценности, исключение стереотипизации, к выбору личностной траектории в формировании мировоззрения [223].
Издательский центр
Субъектность - это «осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, носителя сознания и самосознания» а так же отношение к себе как к деятелю [194, С. 200]. Данное отношение предполагает признание и принятие не только у себя, но и другого активности, сознательности, ответственности, уникальности [34]. В процессе субъектификации происходит принятие личностью себя и мира. В исследованиях Э. Эриксона субъектность отражается в личностной идентичности, сохранении целостности личности, необходимости осознания себя в мире.
Б.Ф. Ломов отмечает приоритет фактора воспитания в процессах субъектификации и социализации. В первом случае приоритет принадлежит самовоспитанию, во втором - социальной среде [134]. Э. Фромм утверждает о необходимости равновесия в процессах субъектификации и социализации, что является условием гармонизации отношений, отсутствия противопоставления человека и мира [223].
Для настоящего исследования существенно рассмотрение взаимоотношений человека и мира,, как системы субъект-субъектных отношений, раскрывающихся в аксиологическом, познавательном, деятельностном, коммуникативном аспектах.
Познавательный аспект отношения человека и мира исходит из стремления личности к процессам осознания и переработки информации. Субъект рассматривается как исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, прогнозировать, сформировать представления себя и мира и себя в мире. Когнитивные аспекты рассмотрены в исследованиях Л.С. Выготского, Г. Н. Каропы, Д. Келли, А.Н. Леонтьева, Н.И. Чуприковой, где подчеркивается, что мировоззрение формируется личностью с помощью теоретического мышления и рефлексии. Как отмечено в трудах Б.Г. Мещерякова, характерной чертой мировоззрения является понятие «живого знания», которое находит свое отражение в принципе единства переживания и знания [153] и концепции значения и личностного смысла как «образующих сознания» [130, С. 24]. Этим идеям адекватна теория Д. Келли, в которой указывается, что каждое событие осмысливается и интерпретируется людьми индивидуально, так как каждый человек обладает уникальной системой категориальных личностных конструктов, обладающих свойством изменения в процессе развития личности. На основе конструктов личностью строится образ реальности и фиксируется роль. Данный образ трактуется в современной психологии как образ мира. Образ мира субъективен и является отражением субъективного отношения человека к миру, включает в себя представления о мире, себе, своей деятельности в мире, образующих целостную систему [56, 130,203].
В исследованиях Н.И. Чуприковой и Г.Н. Каропы образ мира формируется посредством иерархически организованных репрезентативных когнитивных структур. Репрезентативные когнитивные структуры являются «более или менее обобщенно-абстрактными продуктами умственной переработки воспринятого», которые включают «характеристики предметного мира, инвариантные отношения между многими его компонентами, а также инвариантные характеристики внутренних состояний субъекта и субъект-субъектных отношений» [226, С. 11]. Когнитивные структуры образуют иерархически упорядоченные системы, выступающие средством познания, они являются «внутренними умственными психологическими формами, посредством которых человек смотрит на окружающий мир и на самого себя» [226, С. 11]. Данная идея положена в основу принципа системной дифференциации. Любое развитие характеризуется тремя взаимосвязанными частями и аспектами: ростом дифференцированности, введением различного в первично однородном; ростом связанности частей; ростом определенности целого и каждой из частей [226, С. 36].
Каждое развивающееся образование проходит в своем развитии три обязательных момента. На первом этапе изучения выделяется первичная малоопределенная целостность, которая заключается целостном представлении об изучаемом предмете, его состоянии и проблемах - происходит формирование «образа-каркаса», здесь же закладывается мотивационно-ориентировочная основа. На втором этапе происходит дифференциация, расчленение первичной целостности, анализ, разделение единого процессе, явления на составляющие, причем важно указать как на связи частей целого, так и на их противоречивость. То есть на созданный первоначально образ-каркас нанизываются более частные эмпирические знания и конкретные примеры, их подтверждающие. На третьем этапе обозначается органическое единство всех элементов внутри целого за счет их связей. Происходит конкретизация взаимоотношений дифференцированных частей, формируется переход от частного к всеобщему. Знания на этом этапе имеют более высокий уровень обобщения, формируется целостная картина мира и место личности в ней.
Использование принципа системной дифференциации, по мнению Г.Н. Каропы, ведет к формированию принципов объяснения и понимания социоприродной действительности, имеющих обобщенный теоретический характер, на их основе формируются модели экологически грамотного поведения и деятельности человека в окружающем мире [94, С. 31].
Методическая система формирования экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов
Настоящая методическая система разрабатывалась на основе системного подхода к образовательному процессу, следовательно, она предполагает описание особенностей целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.
В основу методической системы формирования экогуманистического мировоззрения положены философско-методологические, психолого-педагогические, географические аспекты, положения теории и методики географического образования:
- о мировоззрении, соединяющем онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение к миру как природно-социально-духовной реальности и выполняющем ценностно-смысловую, образно-понятийную, практико-созидательную функции;
- об экогуманистическом мировоззрении как философской категории, представляющей собой наиболее общие представления о человеке и мире, об отношениях человека и мира и о месте человека в мире, основанных на идеях холизма, коэволюции, универсальной ценности природы, ноосферы, устойчивого развития;
- о географической науке, обладающей мировоззренческим потенциалом, рассматривая одновременно и социальную, и природную составляющую мира, включая в содержание взаимоотношения человека и его социоприродного окружения;
- о географической оболочке - целостной интегрированной социоприродной системе, и человеке как активном субъекте деятельности в географической оболочке, призванной обеспечить сотворчество человека и природы;
- об экологизации географической картины мира и формировании представлений, эволюции географической оболочки как сложной системе, в которой сосуществуют природные и антропогенные компоненты;
- о психолого-педагогических особенностях учащихся 6-7 классов, обладающих целостным мировосприятием, развитием аффективное сферы в единстве с когнитивной и волевой; конкретно-образным и формальнологическим мышлением; умение подчинять восприятие определенной учебной задаче; способностью оперировать умениями в связи с личным осознанием картины мира; развитием и проявлением рефлексивных особенностей, определяемых сформированностью самокритичности, самоконтроля и саморегуляции стремления освоить позицию взрослого, связанную с необходимостью самоопределения, самосознания, саморегуляции;
- о теоретических основах географического образования, связанных с его развитием в русле аксиологический идей, идей социализации, экологизации, гуманистических идей личностно-ориентированного образования.
В контексте названных выше теоретико-методологических основ разработана методическая система формирования экогуманистического мировоззрения на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом (рис. 2.1.). Теоретико-методологический уровень составили идеи экогуманизма, сотворчества человека и природы в географической оболочке, экологического, личностно-ориентированного образования и принципы их реализующие.
Экогуманистический принцип связан с реализацией потребностей личности на основе приоритета ценностно-смысловых ориентиров, отражающих идеи сотворчества человека и природы, признание человека как разумного существа, способного обеспечить устойчивое развитие в системах «человек - природа» и «человек - человек» [133].
Принцип субъектности и социальности — основан на позициях личности «Я и мир» и «Я в мире», стремлении к самоопределению и индивидуализации в мире как условия гармонизации отношений мира человека с социоприродной реальностью [7, 34, 193].
Принцип кулътуросообразности и природосообразности исходит из понимания категории мировоззрения как феномена, возникающего в процессе социального опыта человека и формирующегося в результате присвоения личностью общечеловеческих, духовных ценностей и строящей на их основе свою деятельность; понимания человека как органической части природы, живущей и развивающейся по ее законам, способного культурному освоению природы [133].
Принцип алгоритмизации, обеспечивающий последовательность в раскрытии системы взаимоотношений человека и природы и включающий следующие компоненты: универсальная ценность — виды воздействия человека - изменения - экологические последствия - пути гармонизации отношений человека и природы [31].
Принцип взаимосвязи глобального — регионального — локального уровней. Отражен в формировании представлений о географической картине мира на глобальном уровне (при изучении общеземлеведческих основ в 6 и 7 классах), региональном (при изучении страноведческих основ в 7 классе) и на локальном уровне (в географо-краеведческом образовании 6-7 классах). Предполагает изучение проявлений геоэкологических проблем, закономерностей географической оболочки на глобальном, региональном, локальных уровнях и раскрытие роли процессов и явлений, антропогенного воздействия на отдельных локальных территориях, в региональном и глобальном масштабах.
Принцип интеграции и системной дифференциации способствует формированию целостного, системного и личностно значимого образа мира на основе выделения географической оболочки и современного ландшафта как «ядер интеграции» экогуманистического содержания географического образования и последовательное изучение этих объектов. На первом этапе формируется представление о первичной целостности изучаемого, на втором 97 расчленение целостности на части, на третьем происходит обобщение, определяющее единство всех элементов внутри целого за счет их связей, что способствует целостному осознанию картины мира [94, 216, 226].
Пространственно-временной принцип позволяет формировать представление о взаимосвязи пространственных и исторических представлений о географической картине мира, что предполагает изучение географической оболочки с учетом не только ее пространственных особенностей, но и исторических этапов ее формирования и взаимодействия с человеком [46, 147, 180].
Ценностно-смысловой принцип - акцентирует внимание на ценностно-ориентированную составляющую мировоззренческих идей, трансформации их в личностные смыслы и планирование на их основе взаимоотношений с природой, стратегии взаимодействия с позиции понимания природы как ценности, направленной на достижение гармонии с ней [84, 201, 202].
Принцип единства познания, переживания, действия — предполагает комплексное воздействие на все сферы сознания личности (когнитивную, аффективную, волевую) на основе взаимосвязи образного, логического, практического [62, 84, 169,194].
Принцип персонализации основан на включении в содержание биографий, личного вклада, личностных качеств знаковых персон, связанных с изучаемой проблемой или конкретной территорией. Таким образом, реализуется подход «к человеку через человека»: к внутреннему миру личности через авторитет, пример для подражания, «вживания» в образ персоны. В исследованиях В.В. Николинои отмечается, что изучение персон «раскрывает методологию географической науки, ценностные аспекты, формирует взгляды, идеалы школьников как систему целей, ориентацию, образа жизни через воздействие на школьников личности других людей» [165, С. 36].
Принцип контрастного представления способствует переходу мировоззренческих идей из объективно-информационной в субъективно-оценочную форму и возникновению у учащихся противоречия существующего воздействия человека на природу и должного, соответствующего экогуманистическим идеям.
Принцип комплексного страноведения формирует образ, «визитную карточку» изучаемого региона, на основе комплексного раскрытия уникальных природных, культурных, социальных, экономико-географических, экологических особенностей.
Методической уровень формирования экогуманистического мировоззрения в курсе школьной географии 6-7 классов составил единство целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.
Целевой компонент методической системы представлен стратегической целью - формирование экогуманистического мировоззрения в школьной географии 6-7 классов, что предполагает взаимосвязанное развитии когнитивной, аффективной и волевой сфер сознания: развитие экогуманистических представлений о географической оболочке и современном ландшафте своей местности, ценностного экогуманистического отношения к социоприродной действительности, личностной мотивации в практической экологической деятельности как основы стратегии взаимодействия с природой.