Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Львова Инна Алексеевна

Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования
<
Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Львова Инна Алексеевна. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Львова Инна Алексеевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Калуга, 2010.- 279 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/915

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Историческое развитие концепций и методов дизайн-образования 14

1.2 Школы дизайна и их роль в формировании проектной культуры и в развитии дизайна 30

1.3 Современное состояние дизайн-образования 40

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 44

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ

2.1 Организация проектирования в основных видах дизайн-образования 47

2.2 Структурные элементы дизайн-проектирования 75

2.3 Условия развития проектного мышления у студентов в процессе изучения дизайн-дисциплин 83

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 87

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДИЗАЙНА

3.1 Факторы формирования художественно-проектной деятельности специалиста-дизайнера 89

3.2 Разработка экспериментальных программ и методических ключей дизайн-образования 100

3.3 Методика проведения, задачи и содержание педагогического эксперимента 140

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 159

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 161

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 164

ПРИЛОЖЕНИЕ 188

Введение к работе

Проблема совершенствования профессиональной художественной
подготовки будущего специалиста всегда имела большое значение в системе
художественного образования России. Развитие современного
отечественного высшего образования в целом характеризуется процессами,
которые обусловлены: изменениями в высшем образовании, обозначенными
в Национальной доктрине образования РФ, связанными с появлением новых
специальностей и ориентированными на развитие мобильной и

разносторонне образованной личности выпускника; необходимостью совершенствования подготовки студентов в профессиональной деятельности, связанной с художественно-проектным творчеством; требованием повышения качества подготовки студентов в рамках высшей школы.

В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей совершенствования методов подготовки дизайнеров. Значимость современного социального прогресса во многом обусловлена достижениями дизайна. Это обстоятельство качественно изменяет роль дизайнера в современном обществе и, вместе с тем, неизмеримо усложняет и широкий спектр художественно-проектной деятельности. Необходимость научного осмысления дизайн-проектирования, как культурно-эстетического феномена в значительной степени обеспечит дальнейшее развитие и становление этой новой образовательной области.

Проблема формирования художественно-проектной деятельности рассматривались неоднократно в различных исследованиях. Разработка наиболее эффективных методов формирования и развития художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайна является постоянным объектом пристального изучения педагогической науки. Внимание к проблемам личности, обусловленное направленностью образовательного процесса на ее развитие, готовность к самостоятельному

мышлению и творческому подходу необходимо формировать в процессе обучения.

Различные стороны исследуемой проблемы находили свое отражение в некоторых трудах, статьях, диссертациях. Исследованиям в области дизайн-образования в нашей стране уделяется большое внимание. Научные труды Е.С. Агранович-Пономаревой, Б.Г. Бархина, Н.В. Воронова, О.И. Гени-саретского, В. Л. Глазычева, А.В. Ефимова, А.В. Иконникова, Н.А. Ковешниковой, М.Н. Марченко, С. М. Михайлова, В.М. Молчанова, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко, СО. Хан-Магомедова, В.Т. Шимко раскрывают общую проблему профессиональной подготовки, в то время как художественно-проектная деятельность будущих специалистов-дизайнеров освещена недостаточно [25, 33, 53, 58, 78, 91, 114, 162, 203, 206, 233, 243].

Вопросам способностей обучающихся посвящены труды психологов Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова В.Д. Шадрикова, и др. [10, 17, 21, 52, 65, 82, 85, 98, 107, 111, 126, 147, 159, 184, 242,]. В работах этих ученых обосновываются особенности формирования художественно-творческих способностей, которые несут на себе отпечаток индивидуальности.

Рассмотрение художественно-проектной деятельности и ее места в формировании личности, проблема развития художественно-творческих способностей освещаются в исследованиях В.Л. Дранкова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и др. [28, 38, 89, 92, 116, 123, 129, 203, 221].

Вопросами развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе деятельностных занятий по специальным дисциплинам занимались педагоги Г.Д. Беда, П.Г. Демчев, В.К. Лебедко, СП. Ломов, Н.С. Ростовцев, В.П. Строков, А.А. Унковский, Е.В. Шорохов и др. [37, 65, 145, 224].

В области специальной разработки эффективных путей и методов активизации творческой деятельности студентов в учебном процессе существуют труды: Л.Н. Будрина, В.Ф. Григорьева, В.И. Козлова, В.В. Корешкова, М.В.Соколова, А.С. Хворостова [28, 41, 56, 115, 130, 208, 223, 249,251].

В результате исследований психологов: Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Р.А. Петровской, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской и др. нами были выявлены психолого-педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов [29, 52, 82,].

Проблема развития творческих способностей - одна из актуальных проблем в современной педагогической науке, и направления дизайна призваны заниматься поисками решения этой проблемы.

Формула «проектное мышление» стала частым словосочетанием в

исследованиях самых разных представителей социально-гуманитарного

знания. Дизайн, выступая выражением проектной культуры

постиндустриального общества, концентрируя в себе процесс изменения

эстетических критериев, напрямую влияет на преобразование культурной

среды социума. Дизайнерское образование, являясь идеальной моделью

формирования проектной культуры, может стать удобным объектом для

исследования и теоретического моделирования подготовки специалистов

многих профессий. За полтора десятилетия существования в России

рыночной экономики в системе образования, к сожалению, так и не

определился тот набор навыков, которым должен обладать

дипломированный дизайнер по окончании обучения [154]. В программе

(обучения) нет ни малейшего упоминания о креативе, не предусмотрены

занятия по маркетингу и брендингу, обучение навыкам работы с клиентом,

проведения исследований и презентаций. За пределами изучения осталось и

составление сметы на проект, и расчет материалов.

Во многих вузах ведется целенаправленная работа по приведению состояния обучения к уровню современных требований к специалисту-дизайнеру, однако разобщенность этой работы и недостаточная взаимоинформированность кафедр дизайна ставит большинство усилий в состояние значимых только для данного вуза. Кроме того, многие преподаватели еще не до конца осознали значение дизайн-образования в современном обществе, и ведут процесс обучения дизайну на уровне прикладной специальности, в отрыве от реальных запросов социума.

На основе анализа практической работы, посвященной обучению художественно-проектной деятельности, нами были выявлены следующие противоречия между:

требованиями социума к наличию высококвалифицированных специалистов, готовых к практическому преобразованию окружающей предметно-бытовой и социальной среды и недостаточной разработанностью проблемы формирования и развития художественно-проектной деятельности; - потребностью высших учебных заведений в развитии художественно-проектной деятельности студентов и отсутствием соответствующих методик.

Актуальная необходимость разрешения данных противоречий определила проблематику обращения к проблеме повышения эффективности развития художественно-проектной деятельности студентов-дизайнеров.

Проблемой нашего исследования является разработка методов

эффективного формирования художественно-проектной деятельности

специалистов в области дизайн-образования. Развитие художественной

деятельности студентов, в условиях применения современных

информационных технологий, оказывает влияние на общий уровень

специальной подготовки, а значит и на качество профессиональной

деятельности будущих специалистов. Необходима современная методика

формирования художественно-проектной деятельности специалистов в

области дизайн-образования, основанная на ряде изменившихся условий

социального заказа. В этом и заключается актуальность нашего исследования.

Дизайн — один из видов деятельности, которая профессионально занимается формированием идей и концепций. Вместе с тем, создавая материальные ценности, дизайнер создает и ценности духовные, так как дизайн обращен к сфере общественного сознания. Воплощение же в дизайне системы идей является одним из средств утверждения определенного мировоззрения и идеологии. Таким образом, дизайн можно определить как проектную деятельность, объединяющую в своей структуре профессиональные и научные знания на основе осмысления проблем человека; деятельность, имеющую культурно-коммуникативную функцию. Спектр областей, подвластных дизайну, простирается от вещественно-натурального через социально-культурный до знаково-символического. Диапазон функций дизайна охватывает как исполнение, так и управление - с бесконечностью вариантов. «Объектный» дизайн сегодня ничуть не противоречит «организационному», и творческое мышление способно решать проблемы в самых разных сферах проникновения дизайн-технологий. Теперь процессы в дизайне идут не только по схеме «человек-вещь-человек», они включаются в схему «человек-ситуация-действие». Чем шире будет охвачен инструментарий проектирования в процессе обучения, тем свободнее будет чувствовать себя выпускник-дизайнер в выбранной профессии.

Цель нашего исследования - решение важных основных вопросов проблемы формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайна.

Объектом исследования является художественно-проектная деятельность студентов колледжа отделения дизайна, обучающихся по специальности 0514 Дизайн (по отраслям).

Предметом исследования является процесс формирования

художественно-проектной деятельности студентов колледжа в области

дизайн-образования в аспектах ориентирования мышления на дальнейшую реализацию профессиональных навыков и знаний в соответствии с уровнем запросов социума.

Гипотеза исследования основывается на предположениях о том, что чем шире будет охвачен инструментарий проектирования в процессе обучения, тем свободнее будет чувствовать себя выпускник-дизайнер в выбранной профессии; что структура и содержание дизайн-образования при подготовке дизайнеров для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений будут эффективно реализованы, если они:

-основаны на дидактической модели дизайн-образования, построенной в соответствии с моделью деятельности дизайнеров;

-включают в себя требования к деятельности специалиста, общепрофессиональный и специальный блоки содержания подготовки;

-имеют систему методов входного, текущего и итогового контроля;

-осуществляются на основе проектно-деятельностного и личностно-ориентированного подхода к обучению;

-основываются на разработанном программно-методическом обеспечении и критериях эффективности подготовки дизайнеров.

В соответствии с целью, предметом и объектом исследования были поставлены задачи исследования:

1. Дать научный анализ теории и практики дизайн-образования за
рубежом и в Российской Федерации и обосновать необходимость подготовки
дизайнеров для начальных и средних профессиональных образовательных
учреждений;

2. Разработать требования к деятельности специалиста-дизайнера;

3. Разработать структуру и методику формирования художественно-проектной деятельности дизайнера, программно- методическое обеспечение и критерии эффективности его подготовки;

4. Провести педагогический эксперимент подготовки дизайнеров

в колледже.

5. Внедрить в практику обучения дизайнеров методические основы блока специальных дисциплин, обеспечивающих эффективное формирование художественно-проектной деятельности.

Методология исследования базируется на комплексе педагогических, системно-структурных, проектно-экспериментальных и искусствоведческих исследований, в том числе в области теории образования (СИ. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б.С. Герпгунский, М.И. Махмутов, М.М. Скаткин, Н.Ф. Талызина); в области теории профессионального и инженерно-педагогического образования (С.Я. Батышев, B.C. Безрукова, А.Т. Глазунов, А.Я. Наин, A.M. Новиков, П.Н. Новиков, Г.М. Романцев, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко, Е.И. Тютюник); в области исследований психологических особенностей профессионального становления личности (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, И. Крылов, Н.С. Пряжников); в области разработки концептуальных подходов к моделированию деятельности специалиста (Н.В. Кузьмина, Н.И. Кузьмичева Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); в области методологии педагогической деятельности (О.С. Анисимов, Ю.В. Васильев, Е.С. Комраков, В.Б. Любарский, В.Д. Семенов, Н.П. Соловьев, Л.Д. Федотова); в области дизайн-образования (С.А. Гарибян, И.Я. Герасименко, А.Л. Дижур, В.Ф. Сидоренко, Т.В. Костенко, Л.В. Левицкий, Е.Н. Лазарев, Л.Б. Переверзев, В.М. Розин, О.М. Солдатов, А.Г. Устинов, СО. Хан-Магомедов, Л.А. Шапошников и др.).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческого мышления; изучение и обобщение опыта профессиональной подготовки дизайнеров и организации дизайн-образования в средне-специальных и высших учебных заведениях; изучение процесса создания индивидуальных работ студентами и определение роли проектного мышления в развитии творческих способностей посредством анализа учебно-художественных работ; методы

математического и логического моделирования; социометрические методы

(анкетирование, собеседования, наблюдения и др.); экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент); экспертная оценка результатов исследования; обобщение и систематизация полученных результатов, характеристик и выводов.

Основные этапы исследования. Первый этап — теоретико-поисковый (2002-2004г.г.):

изучение теории и практики состояния проблемы, анализ условий функционирования существующей системы подготовки специалистов в области дизайна;

изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки дизайнеров;

определение исходных позиций, проблемы, цели, гипотезы, задач исследования;

- определение сущности понятия дизайн-образования при подготовке
дизайнеров;

разработка требований к деятельности дизайнера. Второй этап — опытно-поисковый (2005-2007г.г.):

- разработка структуры и содержания образования дизайнера на основе
продуктивно-деятельностной амплификации;

разработка программно-методического обеспечения и критериев эффективности подготовки специалистов;

- опытно-экспериментальная работа.

Третий этап — итогово-обобщающий (2008-2009г.г.):

апробация и реализация разработанной учебно-программной документации в практике подготовки дизайнеров;

систематизация и обобщение результатов исследования;

оформление работы.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании:

1. разработана технология реализации структурно-содержательной модели

формирования художественно-проектной деятельности, включающей

содержательный, мотивационный, процессуальный и оценочный компоненты;

2. выявлен комплекс организационно-педагогических условий для
действенного функционирования дидактической модели дизайн-
образования на основе продуктивно-деятельностной амплификации,
разработано ее учебно-программное обеспечение;

3. уточнена взаимосвязь структуры образования с формами, методами и
технологиями обучения дизайнеров, которая определяет содержание
подготовки специалиста-дизайнера.

Теоретическая значимость заключается в:

определении сущности понятия художественно-проектной деятельности при подготовке дизайнеров;

теоретическом обобщении и систематизации опыта введения дизайна в образовательные программы образовательных учреждений разного уровня и профиля подготовки специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом;

- разработке модели обучения дизайнера, согласно которой сферой
деятельности специалиста является профессиональная художественно-
проектная деятельность, ориентированная на актуальные требования
социума.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

на основе проведенных исследований разработана и внедрена учебно-программная документация для подготовки дизайнеров, которая в соответствии со специализациями, может быть использована в качестве модели дизайн-образования;

разработаны и обоснованы программные документы по подготовке дизайнеров для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающие эффективность учебного процесса;

апробированы методы приобщения обучающихся к проектной культуре,

ориентированной на социум, в результате внедрения дизайн-образования в

образовательные программы различных уровней и профилей образования.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается логически обоснованным комплексным подходом к проблеме исследования с помощью применения системы разработок и методов, адекватных объекту, целям, задачам исследования; применением для достижения поставленной цели принципов последовательности и непрерывности междисциплинарного взаимодействия; достаточно продолжительным этапом опытно-экспериментальной работы; согласованностью его результатов с современными требованиями; воспроизводимостью результатов и итогами первых выпусков специалистов в Калужском организаторско-технологическом колледже на отделении дизайна.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования представлены в публикациях, комплексе утвержденной учебно-программной документации, докладывались на международных и российских конференциях, обсуждались и получили одобрение на научно-практических конференциях высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации, на научном семинаре в Педагогической академии последипломного образования (г.Москва);

Материалы исследования используются:

в практике работы Калужского организаторско-технологического колледжа

в виде комплекса учебно-методической литературы по блоку дисциплин проектирования, включающей комплекты практических заданий по специальности 0514 Дизайн (по отраслям), квалификация - дизайнер;

на кафедре дизайна и рисунка Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института - в виде УМК по ряду дисциплин для студентов, обучающихся по специальности 052400 Дизайн, квалификации «дизайн среды»;

на кафедре общетехнических дисциплин инженерно-педагогического

факультета Калужского государственного педагогического университета им.

К.Э. Циолковского - в виде рабочих программ по специальности 03.05.00 Профессиональное обучение.

Результаты исследования также проходили апробацию в Московском государственном областном университете на факультете изобразительного искусства и народных ремесел и в МОУ Сосенская школа-лицей №1 г. Калуги - в виде учебных планов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Обоснование целесообразности внедрения проектной культуры в педагогическую деятельность соответствующих образовательных учреждений, и в связи с этим, необходимости подготовки специалистов-дизайнеров.

  2. Обоснование подготовки дизайнеров в соответствии с предложенной моделью специалиста и дидактической моделью образования.

3. Подтвержденные в процессе опытно-экспериментальной работы: структура
и содержание обучения дизайнеров по предметным областям
общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках много
уровневой схемы обучения, формы и методы организации учебного процесса,
критерии эффективности подготовки дизайнеров.

Публикации. По материалам диссертационного исследования опубликовано 12 статей.

Структура и объем диссертации: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Содержание диссертации изложено на 279 страницах, в том числе: 187 страниц основного текста, 20 рисунков, 13 схем, 1 таблица, 11 приложений (4 цветных).

Историческое развитие концепций и методов дизайн-образования

В тесном содружестве с ремеслами развивались инженерные и естественные науки. На этом этапе рукотворность (уникальность) каждой вещи ценилась очень высоко, что вполне обеспечивалось цеховым и даже мануфактурным, на ранних стадиях развития, производством.

Постепенный переход от ремесленного производства к машинному и массовый характер выпуска продукции требовал учитывания гораздо большего, чем раньше, количества сопутствующих изготовлению и сбыту факторов — экономических, производственных, потребительских.

В связи с усложнением требований к конечному продукту и переходом к массовому производству появляется необходимость в качественном проекте, который позволил бы учесть все требования на стадии конструирования до производства, а не искать соответствие «форма-функция» на ходу, переделывая каждое готовое изделие (схема 3).

На этапе раннего развития индустрии (с середины 18 века) и начинается формирование дизайна как вида проектной деятельности. Он еще не является самостоятельной профессией, но уже достаточно востребован, преимущественно в производственной сфере: 1825 г.— образование Строгановского училища («Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам»). 1837 г. — образование Лондонской школы дизайна. 1849 г. - преобразование Американской академии изящных искусств в Национальную академию дизайна. 1849 г. — начинает издаваться журнал «Journal of Design», Лондон. При индустриальном производстве человек отчуждается от авторства изделия, продукт тиражируется механически. «Результат производственного процесса уже не был авторским произведением искусства, становился продуктом и товаром. Проявилась новая разновидность профессиональной деятельности, сводящаяся к проектированию на бумаге или созданию модели будущего изделия без участия человека в обработке материала» [48, с.88]. Проектировщик, разработчик образцов для промышленного производства -предтеча дизайнера.

Начиная с середины 19 века, все сильнее проявляются противоречия между эстетико-художественными и техническими свойствами продукции. Их наглядно выявила первая Всемирная промышленная выставка (Лондон, 1851 год). Дизайн как профессия начинает формироваться сначала применительно к промышленной эстетике, «примиряя» массовое производство и художественную форму. Таким образом, схема производства продукта стала выглядеть по-другому, произошло смещение акцентов, все свойства будущего изделия старались учитывать на проектной стадии (схема 4).

В этот же период в АНГЛИИ проводятся попытки реорганизации промышленного производства по типу средневекового цехового, с целью улучшить эстетические качества массового продукта (движение «Искусства и ремесла», У. Моррис). При очевидной утопичности подобные попытки выявили два направления в дизайне, которые получили развитие гораздо позже:

1) системный подход к дизайн-проектированию (в отличие от аналогового и «проектного»); 2) развитие «штучного», эксклюзивного дизайна (в отличие от массового «ширпотреба»).

В начале 20 века формируется функциональное направление дизайна, выводящее на первый план утилитарные, полезные свойства объекта, находящиеся в родственной связи с удобством использования, то есть из триединства «польза - прочность - красота», сформулированного римским архитектором 1-го века до н.э. Витрувием, выпадало важное звено — эстетическое. Функционалисты считали, что когда вещь удобна и полезна, у нее уже есть собственная эстетика — эстетика функции.

Таким образом, к началу истории дизайна как самостоятельного вида творчества сформировались не только профессия «дизайнер» (художник-конструктор), но и основные направления профессионального приложения проектной деятельности. (В 1907г. в Германии был создан Веркбунд — художественно-промышленный союз, ставивший целью повышение потребительских качеств промышленной продукции; этот год принято считать годом рождения дизайна). Прошедший век показал, что сфера влияния дизайна постоянно расширяется, захватывая и поглощая как традиционные виды художественного творчества (архитектура, живопись), так и виды деятельности, внешне никак не связанные с дизайном (социальные и политические дизайн-программы, компьютерные технологии и т.д.).

Организация проектирования в основных видах дизайн-образования

В существующей «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» дано современное определение дизайна: «Дизайном является проектная художественно-техническая деятельность по разработке инновационных промышленных изделий, формированию гармоничной предметно-пространственной жилой, производственной и социально-культурной среды». Там же сформулированы и задачи, стоящие перед дизайном сегодня:

1. Обеспечение эффективности использования дизайна как важного фактора повышения качества жизни населения, в т.ч. дизайна городской среды и сельских поселений, транспорта, учреждений образования и здравоохранения и др.

2. Повышение эффективности использования дизайна как фактора роста конкурентоспособности продукции и услуг предприятий различных секторов экономики, в условиях повышения значимости уровня дизайна и эргономичности в оценке потребительских свойств товаров.

3. Содействие развитию предприятий сектора дизайна, с учетом роста вклада услуг по маркетингу и дизайну в структуре добавленной стоимости товаров как потребительского, так и производственного назначения [6].

Основной целью дизайн-образования, таким образом, является подготовка дизайнера-творца, обладающего высоким креативным потенциалом и способного реализовать потребности развивающегося общества.

Сегодняшнее российское дизайн-образование как институт, отвечающий за выпуск кадров, способных решать поставленные задачи в социуме и производстве, пока недостаточно готово к реализации этой цели. К сожалению, в данном отсеке образования отмечается системный кризис. По

большому счёту сейчас, в новом веке, никто в стране толком не знает, чему, как и зачем нужно учить будущих дизайнеров, лишь словосочетание «развитие творческого мышления» принято за аксиому. В рамках реформы образования происходит процесс поиска и формирования системы обучения дизайну, но, к сожалению, каждый вуз работает лишь на себя, используя Государственный стандарт по формальным признакам. Дизайн-факультетам не хватает тесного взаимосотрудничества и обмена опытом.

В основе всех мировых школ дизайна лежат образовательные концепции, так или иначе восходящие к опыту ВХУТЕМАСа-Баухауза. Базовыми знаниями мирового дизайнерского образования весь XX век являлась пропедевтика: элементарные вводные курсы, учившие видеть простое в сложном, расщеплять любую форму - на геометрические первоэлементы, жизнь - на функциональные процессы и т.д. Сама по себе модернистская парадигма и есть, по сути, система художественного образования. Наши конструктивисты, «пионеры советского дизайна», оказали, как известно, колоссальное влияние на развитие мирового дизайна в XX веке. Русский авангард вернулся к нам с запада, «в обратном переводе», и его формулы не были интегрированы в систему обучения дизайну в СССР. Дизайнерами у нас становились, во многом, вопреки существовавшим дизайнерским учебным заведениям: особенностями национального дизайн-образования, его базовыми знаниями были широчайшая общеобразовательная подготовка плюс академическое общехудожественное образование.

На волне нагрянувшего рыночно-рекламного спроса в дизайне сегодня работает много дилетантов, не получивших специального образования, а лишь овладевших навыками работы с компьютерными программами, обеспечивающими визуализацию различных проектов. Во всяком случае, это утверждение верно, на наш взгляд, относительно средового дизайна. Даже если теперь дизайн-образование взялось бы возродить весь концептуальный ряд ВХУТЕМАСа-Баухауза, это уже невозможно, т.к. новый век требует не модернистской, а постмодернистской модели дизайна (Приложение 5). Перемены в дизайне и поиск новой концепции дизайн-образования неслучайно совпадают с куда более серьезными и глубокими переменами в мире. Индустриальное общество сменяется постиндустриальным: эра покорения природы и безудержной веры в технический прогресс сменяется экологической эпохой, переключающей наше сознание с внешних факторов развития на внутренние.

Соответственно, обучать дизайну следует, исходя из новых обстоятельств, которые продиктованы новым сознанием личности. На наш взгляд, существует специфика дизайнерской деятельности, отделившейся от научной и гуманитарной. Спецификой дизайна является расчет на возможно быстрое отыскание решения, а не на длительный анализ проблемы. Можно сказать, что дизайн - это процесс синтезирования вариативного ряда удовлетворительных решений, а не поиск одного, гипотетически универсального.

Дизайнер придерживается стратегии найти оптимальный практический результат в пределах предлагаемых обстоятельств и определенного временного промежутка. Известно, что практические проблемы, с которыми имеет дело дизайнер, часто нечетко сформулированы, неструктурированы и почти не поддаются анализированию в силу их разнообразия. В таком контексте стратегия, сосредоточенная на решении, конечно, предпочтительнее стратегии, сосредоточенной на проблеме.

Факторы формирования художественно-проектной деятельности специалиста-дизайнера

Деление пространства на внешнее и внутреннее иногда очень условно, но в основном жизнь человека проходит во внутренних помещениях. По функциональному назначению их можно разделить на производственные (промышленные), обслуживающие и жилые.

Самая разнообразная группа — промышленные помещения — различаются по степени участия человека в производственном процессе, по степени опасности для человека и окружающей среды, по уровню механизации и автоматизации труда. От этого зависит организация рабочих мест, их освещения, меры безопасности и мн. др. К этой же группе (производственной) относятся помещения для научно-исследовательской и проектной деятельности, которые оборудуются специфической мебелью, коммуникациями, специальными приспособлениями и т.д. В эту же группу входят и помещения административного назначения, которые также имеют специфические требования по организации их интерьеров.

Обслуживающие помещения предназначены для общественного потребления продукта, материального или духовного. Поэтому пространство общественных объектов обычно разделяется на служебную зону и зону потребления. Именно вторая зона и формирует структуру интерьера и является главным формообразующим фактором. Все общественные процессы группируются по видам потребления: зрелищные, учебные, торговые, экспозиционные, пункты питания, рекреационные. У всех этих видов помещений имеется главный компонент (ядро, доминанта) - пространство потребления, которое несёт основную смысловую нагрузку в дизайн-проектировании данных объектов.

Жилая среда тоже имеет функциональные различия (схема 9). Каждая из этих зон требует своего проектирования, причем, как правило, на достаточно ограниченном пространстве, поэтому зоны часто совмещаются, или «перетекают» одна в другую. К этой же, жилой, группе относятся и здания общественного проживания, в интерьерах которых решаются те же задачи (общежития, больницы, санатории).

На структуру жилого пространства влияет очень много факторов, не всегда имеющих значение при проектировании первых двух групп помещений. Поэтому проектирование индивидуальных жилых интерьеров часто оказывается более сложным делом, чем проектирование фабричного цеха.

Если наружный вид архитектурных объектов - экстерьер воспринимается зрителем цельно, зачастую сразу охватывается взглядом, ощущается как часть ландшафта и позволяет оценить себя одной визуальной панорамой, то внутренний вид - интерьер - имеет ряд существенных отличий. Интерьер, как правило, не воспринимается весь целиком с одного взгляда, он поддается визуальной оценке, являя последовательную смену композиций, поэтому в своей структуре интерьер значительно сложнее, чем экстерьер (рис. 19,20).

Особенности интерьерного пространства:

- имеет физическое ограничение;

- имеет активную связь с человеком, гораздо более утилитарен, чем экстерьер;

- масштабность интерьерной среды ориентирована на непосредственное использование человеком (для жилых интерьеров);

- очень важна роль декора как средства формирования объемно-пространственной среды;

- материалы интерьерной среды имеют свою специфику;

- цветовое наполнение жилого интерьера более разнообразно по сравнению с интерьерами других групп помещений и экстерьерами.

Похожие диссертации на Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования