Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Научно-теоретические обоснования культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии 14
1.1. Педагогическое образование в системе высшего образования России 14
1.2. Культурологическое образование в системе высшего педагогического образования России 27
1.3. Система высшего педагогического образования Якутии. Особенности подготовки учителя начальных классов 47
1.4. Культурологическое образование в системе высшего педагогического образования Якутии на примере Якутского государственного университета , кафедры «Педагогика и методика начального образования» 57
Глава II. Соотношение федерального и национально-регионального компонентов культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования Якутии 72
2.1. Федеральный и национально-региональный компоненты содержания культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования 72
2.2. Результаты преподавания федерального и национально-регионального компонентов культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования 81
2.3. Ценности федерального и национально-регионального компонентов в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования 83
2.4. Необходимые дополнения в содержание преподавания федерального и национально-регионального компонентов культурологического образования в подготовке учителя начальных
классов в системе высшего педагогического образования Якутии 87
Глава III. Организация и методика внедрения культурологического практикума «Культуротворческая драматизация в фольклоре» 92
3.1. Формирование культурологических знаний у будущих учителей начальных классов через культуротворческий подход 92
3.2. Необходимость внедрения практикума как формы преподавания дисциплин национально-регионального компонента культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования 97
3.3. Методы организации культурологического практикума 102
3.4. Результаты, к которым привело изучение культурологического практикума
Заключение 121
Список литературы 126
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
- Педагогическое образование в системе высшего образования России
- Федеральный и национально-региональный компоненты содержания культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования
- Формирование культурологических знаний у будущих учителей начальных классов через культуротворческий подход
Введение к работе
Актуальность разрабатываемой- тематики исследований, связанных с национальными традициями определяется проводимой в настоящее время разработкой долговременной образовательной стратегии, начальный этап которой совпадает с процессом модернизации в сфере высшего педагогического образования. Однако следует признать, что разработка современных моделей национального образования, учитывающих этнопедагогические и этнопсихологические особенности формирования общечеловеческих и национальных ценностей, фактически находится на начальном этапе. Отсутствие; четкого понимания места и рол и национальных институтов образования в происходящих сегодня социокультурных процессах диктует необходимость теоретического осмысления и практической реализации различных моделей национально-регионального компонента системы образования. Важно, чтобы в этой реформе, были: учтены национальные традиции и культурное своеобразие каждого народа.
Международные правительственные организации, общественные и педагогические движения, такие как ООН и ЮНЕСКО в своих основополагающих документах рассматривают воспитание детей и молодежи в духе ненасилия, мира и уважения к другим народам как ведущую задачу современного образования. Благодаря усилиям учителей-энтузиастов, объединенных международной ассоциацией исследователей воспитания в духе мира накоплен определенный практический опыт такого воспитания.
В настоящее время наряду с особенностями, которые обусловлены различными причинами (своеобразием целей, этнопсихологическими и этонопедагогическими факторами, национальными традициями обучения, воспитания и т.д.), существуют общие методологические принципы анализа теоретических положений, общие философские основания и подходы к формированию современной концепции национально-регионального
компонента культурологического образования в системе высшего педагогического образования.
С середины 1990-х годов XX века на территории России, в том числе и в Якутии, разрабатываются } с учетом глобальных, региональных и национальных особенностей этносов региональные образовательные структуры. Многие исследователи обращают внимание на то, что для успешного внедрения педагогических новшеств в обозначенный аспект образования необходимо создавать специальные условия. Среди них в качестве значимых выделяют формирование у будущих педагогов-практиков потребности в освоении новых знаний, развитие их творческой инициативы, научно-методическое обеспечение учебного процесса, финансовую поддержку и др. Необходимо также ориентация на вариативность инновационных моделей, учитывающих местные условия.
Во второй половине 1990-х годов в России в целом и в ее Западно-Сибирском регионе. в частности, проводились многочисленные научные и научно-практические семинары, конференции, рассматривающие проблемы модернизации высшего образования, в том числе в области культурологии.
Проблема разработки различных аспектов национально-регионального
компонента культурологического образования в системе высшего
педагогического образования Якутии требует междисциплинарного анализа
философской, культурологической, этнокультурологической, социально-
педагогической, этнопедагогической, психолого-педагогической,
этнопсихологической литературы. Антропологические подходы к
образованию изучались в трудах мыслителей, философов, педагогов
Конфуция, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, К.Д. Ушинского, М.
Мамардашвили, В.П. Зинченко и др.
В работах отечественного ученого-педагога, философа СИ. Гессена осмысливаются многовековой опыт мировой педагогики, лучшие традиции национальной школы России, обосновываются перспективные идеи педагогики.
Общий теоретико-методологический подход к анализу этнологического образования обосновывается в исследованияхЕ.П. Белозерцева, Е.П. Жиркова, Г.И. Петровой.
В работах А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского, А.Я. Уваровского, И.В. Пухова, В.Л. Серошевского, A.M. Ишкова содержится значительный методологический, фактологический и методический материал по обоснованию и развитию культурологической доминанты в современной системе образования, отражающей динамику социокультурной ситуации.
Основные исходные положения исследования соотнесены с идеями М.М. Бахтина культуры как диалога, положениями философской «логики культуры» B.G. Библера.
Различные аспекты проблемы использования национальной идеи как основы в системе: образования и воспитания подрастающего поколения рассматривалось в трудах Н.А. Бердяева, П.Ф. Каптерева; Д.С. Лихачева, Н.К. Рериха и других ученых.
Современный этап культурологического образования развивается в трудах А.П. Валицкой, М.С. Кагана, Г.А. Кузьминой, Л.М. Мосоловой, ИіЛ. Набока, С.Н. Токарева, А.В. Чайковской.
Важное значение в осмысление современного этапа модернизации культурологического образования Республики Саха (Якутии), развитие социально-культурной деятельности внесли работы отечественных педагогов, мыслителей Н.Е. Архипова, Р.И. Броминой, У.А. Винокуровой, Н.А. Корякиной, А.Г. Новикова, А.А. Сосина, К.Д: Уткина и др.
В периодической печати последнего десятилетия ведутся научно-теоретические и опытно-практические разработки становления и развития национального образования (М. Алексеев-Дапсы, В.Ф. Афанасьев, В.И. Дьяченко, М.Е. Николаев, Т.С. Попова, В.И. Хатылаева, Н.И. Шарин). В них обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, определяются ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина
многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.
Важное значение для более широкого развития культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии имеет проект ЮНЕСКО и Министерства общего и профессионального образования России «Развитие национальной школы», включающий программы «Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира».
Вместе с тем в отечественной педагогике не было специального исследования, посвященного рассмотрению культурологической доминанты как одного из составляющих национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии с позиции современного этапа развития общества.
Объектом диссертационного исследования является
культурологическое образование в системе высшего педагогического образования Якутии.
Предметом исследования является национально-региональный компонент культурологического образования в системе высшего педагогического образования Республики Саха.
Цель исследования: исследование методов освоения
культурологической доминанты содержания национально-регионального
компонента культурологического образования в системе высшего
педагогического образования Якутии. -' г>
Данная цель требует решения ряда задач исследования:
Раскрыть научно-теоретические основы разработки содержания культурологической доминанты в системе высшего педагогического образования.
Изучить принципы соотношения федерального и национально-регионального компонентов в культурологическом образовательном пространстве Якутии.
Определить и разработать некоторые подходы к овладению культурологической доминанты содержания национально-регионального компонента системы высшего образования Республики Саха.
Апробировать разработанную модель преподавания культурологической доминанты национально-регионального компонента в процессе подготовки учителя начальных классов.
Гипотеза. Включение культурологического практикума
«Культуротворческая драматизация в фольклоре» в национально-* региональный компонент культурологического образования системы высшего педагогического образования Якутии обеспечит приобщение студентов к национальной культуре, формирование у них опыта организации культуротворческои деятельности школьников, что в результате повысит качество обучения будущих учителей начальных классов предметам общественно-гуманитарного и художественно-эстетического цикла.
Методы исследования.
В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы:
теоретический анализ литературы по определению цели и задач исследования для более эффективного использования потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе вуза;
сравнительный анализ различных точек зрения и взглядов на проблемы актуализации национальных традиций в культурологическом образовании, на психолого-педагогические условия их внедрения в образовательное пространство;
системный анализ культурологической доминанты национально-регионального компонента как аспекта процесса подготовки учителя начальных классов в системе высшего образования;
педагогическое моделирование национально-регионального компонента в системе высшего образования Якутии, корректировка методической
модели культурологического образования в условиях высшего педагогического образования Якутии; - комплекс эмпирических методов исследования: беседы, опросы, анкетирование, интервьюирование, а также констатирующий и формирующий контрольный: эксперименты, педагогический мониторинг этапов опытно-экспериментальной работы (наблюдение за деятельностью студентов в учебно-воспитательном процессе ив период педагогической практики, изучение продуктов творческой деятельности студентов і в ходе проведения творческих заданий, анализ результатов экспериментальной работы).
Основной метод исследования - педагогический эксперимент. Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1999-2000 гг.) на основе теоретического анализа проблемы разработана1 программа исследования, определены концептуальные положения, цели, задачи и рабочая гипотеза. Итогом первого этапа явилось накопление теоретического материала по изучаемой проблеме:
На втором этапе (2000-2001 гг.) теоретическое осмысление предмета исследования совмещалось с опытно-экспериментальной работой по разработке модели культурологической доминанты В; системе высшего педагогического образования; изучались духовно-творческий потенциал, интересы и потребности студентов - будущих учителей начальных классов; был подготовлен и проведен эксперимент по разработке и реализации развивающей культурологической технологии на основе культурологического практикума "Культуротворческой драматизации* в фольклоре" с учетом национальных и культурных особенностей народов Якутии; формирующий этап исследования предусматривал апробацию экспериментальной программы, позволяющей в единстве развивать технологические и творчески-развивающие направления культурологической доминанты образования в национально-региональном компоненте у будущих учителей начальных
классов; анализировались полученные результаты, уточнялись критерии эффективности по внедрению технологических основ программы.
На третьем этапе (2001-2002 гг.) методика исследования включала
комплекс различных методов: беседы, опросы, анкетирование студентов;
продолжался формирующий эксперимент и был проведен контрольный замер;
систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы. Итогом
третьего этапа является апробация и внедрение методической модели, которая
включает культурологический практикум "Культуротворческая драматизация,
в фольклоре". ІїМ^^СіІ^
Экспериментальная база исследования: Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, педагогическое отделение; Технический институт (филиал) Якутского госуниверситета в г. Нерюнгри, кафедра «Педагогика и методика начального образования».
В исследовании принимали участие студенты 1, 2, 3 курсов педагогического отделения.
Научная новизна исследования:
Раскрыты научно-теоретические основы разработки содержания культурологической доминанты в системе высшего педагогического образования.
Изучены принципы соотношения федерального и национально-регионального компонентов в культурологическом образовательном пространстве Якутии.
Создан и определен культуротворческий подход к овладению содержанием культурологической доминанты национально-регионального компонента.
Экспериментально апробирована разработанная модель преподавания культурологической доминанты национально-регионального компонента в подготовке учителя начальных классов.
Теоретическая и практическая значимость исследования Полученные культурологические знания применяются студентами -будущими педагогами, учителями начальных классов г. Нерюнгри и других
регионов Якутии для разработки различных аспектов культуротворческого подхода по изучению фольклора в учебно-воспитательном процессе с детьми младшего школьного возраста.
Результаты исследования могут быть использованы:
при чтении общих и специальных курсов по этнологии, этнопедагогике, мировой художественной культуре, устному народному творчеству в гуманитарных вузах;
для совершенствования учебно-воспитательного процесса согласно национально-региональному компоненту в системе педагогического образования Якутии;
в разработке инновационных подходов и концепций, касающихся системы культурологического образования студентов;
при совершенствовании стратегии государственной региональной политики Республики Саха (Якутия) в образовательном пространстве.
Апробация.
Разработан культурологический практикум "Культуротворческая драматизация в фольклоре", проходивший апробацию на кафедре "Педагогика и методика начального образования" Технического института ЯГУ в 2000-2001 учебном году.
Основные положения исследования обсуждались и прошли апробацию на IV Международной научно-образовательной конференции "Проблема здоровья семьи - 2000" (г. Пенза, 2000 г.); на 1 городской научно-практической' конференции студентов, аспирантов и молодых ученых посвященной 25-летию г. Нерюнгри (г. Нерюнгри, 2000г.); на Международной научной конференции "Человек в информационном пространстве цивилизации: культура религия, образования" (г. Краснодар, 2000г.); на III Международной научно-практической конференции "Экология и жизнь" (г. Пенза, 2000г.); на III Всероссийском научно-практическом-семинаре "Досуг. Творчество. Культура" (г. Омск, 2000г.); на Международной научно-практической конференции "Реальность этноса. Национально-региональный
компонент в образовании: содержание, структура, функции" (г. Санкт-Петербург, 2000г.); на Межрегиональной научно-практической конференции "Социальная политика в Дальневосточном регионе России" (г. Хабаровск, 2001 г.); на 2-ой республиканской школы-конференции "Молодежь и пути России к устойчивому развитию" (г. Красноярск, 2001 г.), на III Международной научно-практической конференции "Реальность этноса-2001. Национальные школы в этнологии, этнографии, культурной антропологии: наука и образование" (г. Санкт-Петербург, 2001г.); на 2-ой Городской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых г. Нерюнгри, посвященной 20-летию профессионального образования в Южной Якутии (г. Нерюнгри, 2001 г.); на научно-методической конференции "Проблемы профессионального образования в связи с переходом на новый государственный стандарт" (г. Нерюнгри, 2001 г.).
В декабре 2000 года проводимая нами научно-исследовательская работа была отмечена грантом на конкурсе аспирантов и молодых ученых в Департаменте по высшей школе и науке при правительстве Республики Саха.
Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических положений; разнообразием источников информации; применением комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, его задачам.
На защиту выносятся следующие положения: * ^ '""'
В процессе модернизации образования обеспечивает формирование творческой активности личности будущего учителя начальных классов. При таком подходе актуализируются работы по научно-теоретическому обоснованию структуры и содержания национально-регионального компонента культурологического образования в системе высшего педагогического образования Якутии. 0Т\ $ ^ Л^1
Применение культурологической составляющей национально-регионального компонента системы высшего педагогического образования
будет способствовать формированию творческой активности личности будущего педагога начальных классов. 3. В педагогических институтах процесс определения и уточнения содержания национально-регионального компонента культурологического образования необходимо выстраивать на новой интегративной основе, в качестве которой может выступать культуротворческий подход. Преподавание культурологического практикума «Культуротворческая драматизация в фольклоре» в условиях полиэтнической среды способствует формированию творческой активности личности будущего преподавателя начальных классов.
Педагогическое образование в системе высшего образования России
Образование представляет собой одну из важнейших подсистем общества, согласованную с ним и выводимую из существующих форм социального взаимодействия. Согласно В. Далю, «образ», «образец», подразумевающиеся в. понятии образования, воплощаются в индивидуально-самобытные формы в соответствии с культурой общества [55, с. 13]. Человек «образовывается» в смысловом поле определенных знаков, значений, нравов,,ценностей, идеалов, присущих данному народу. Потому-то образование призвано быть национальным по содержанию и характеру. Мы согласны с точкой зрения, русского мыслителя А.С. Арсеньева, который считал, что «цель системы образования — воспитание человека как субъекта культурно-исторического процесса; отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем» [17, с. 34].
Образование - это разумно ограниченный, гуманистически ориентированный процесс обретения человеком своего, только ему присущего образа. Слово «образование» имеет корень «образ». Становление и развитие ребенка как человека происходит путем восхождения к какому-то идеальному образу. Родители и учителя создают себе образ ребенка, который постепенно овладевает человеческими способами выражения своего состояния и деятельности. Позже ребенок начинает воспитывать себя сам, и у него формируется общественный собирательный образ человека. Процесс образования у каждого человека индивидуален. Образование - остается у человека на всю жизнь.
Понятие образования мы рассматриваем в двух значениях. Первое исторически связано с возникновением школы и процессом обучения. Под образованием в этом случае понимается форма умственного воспитания, даваемая в какой-либо педагогической системе, это одновременно процесс и результат овладения учащимися определенными знаниями, умениями, навыками. Второе значение соотносится с понятием «воспитание». Воспитание как бы вбирает в себя образование, поскольку любое образование существует в системе определенных ценностей, интегрированных в воспитании.
Образование как связующее звено поколений. Из поколения в поколение передается лучшее, что накоплено человечеством именно через систему образования. К.М. Хоруженко определяет образование как социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия: от одного поколения к другому, а также социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями [142, с. 348].
Таким образом, под образованием понимается совокупность ценностей, выработанных человечеством в процессе его деятельности, с одной стороны, и возможность использования их в целях развития личности и ее самосовершенствования, с другой;
В российском Законе «Об образовании» категория «образование» формулируется как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней — цензов [35, с. 63].
Функционирование любой образовательной системы подчинено определенной цели. Цель образования — это сознательно определенные ожидаемые результаты, к которым стремится данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы базовых ценностей.
Целью системы высшего образования является реализация программы развития человека с помощью средств образования, формирования системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должны овладеть обучающиеся по окончании учебного заведения.
Содержание образования на основе анализа человеческой культуры по И.Я. Лернеру можно понимать как совокупность:
системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающих картину мира;
опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие у человека способности к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
опыта ценностного отношения к миру.
В образовательном учреждении содержание образования определяется деятельностью субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащегося), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Содержание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, причем каждая образовательная программа находит отражение в учебниках и учебных пособиях.
Федеральный и национально-региональный компоненты содержания культурологического образования в подготовке учителя начальных классов в системе высшего образования
В процессе образования человек осваивает культурные ценности, в том числе историческое наследие искусства. Научное обоснование мира, в частности, его аспекты, представляющего собой совокупность материальных и духовных достижений человечества, позволило сформулировать понятие культуры - «деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия» [142, с. 348]. Мы исследуем вопрос об обучении и воспитании молодого поколения средствами культуры.
Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональной России, выступает как средство межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном образовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской; западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки».
Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах:
в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;
через формирование поликультурного образования;
в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы);
как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;
посредствам анализ учебных дисциплин культурологической направленности;
исследуя пути и способы развития культуры субъектов образования (интеллектуальный уровень учащихся);
описывая и прогнозируя образ культурного и образованного человека определенной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно-образовательной среды растущего человека;
обобщая, сохраняя и возрождая культурно-образовательные традиции народности, нации.
Образование - это процесс накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизненного опыта человека. Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурную функцию.
В российском Законе «Об образовании» 1992 года, с внесеными в него изменениями и дополнениями от 1996 года впервые в истории образования России введено понятие «государственный образовательный стандарт». В статье 7 Закона «Об образовании» поясняется, что государственный образовательный стандарт включает федеральный и национально-региональный компоненты.
В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования записано:
«4.2. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки по конкретным направлениям (специальностям).
4.3. Содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающие региональные особенности подготовки специалистов, определяется региональным компонентом государственного стандарта высшего профессионального образования. Порядок установления регионального компонента государственного образовательного стандарта определяется статьей 29 Закона РФ «Об образовании».
При этом в стандарте оговорено, что «введение регионального компонента не должно приводить к снижению уровня требований установленных федеральным компонентом государственного стандарта»[52].
В учебных планах системы высшего педагогического образования выделяются федеральный и национально-региональный компоненты культурологического образования. Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства. Он включает в себя ту часть содержания культурологического образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственного значения. В полном объеме их представляют культурология, этика и эстетика, мировая художественная культура и др.
Национально-региональный компонент культурологического образования обеспечивает особые потребности и интересы в сфере образования данного региона. Он включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено своеобразие местных природы, истории, экономики и культуры края (история и культура народов данного региона, этнология, этнопсихология, этнопедагогика и др.).
Формирование культурологических знаний у будущих учителей начальных классов через культуротворческий подход
В задачи нашей опытно-экспериментальной работы. входило создание и определение подхода к овладению содержанием культурологической доминанты национально-регионального компонента, экспериментальная апробация модели культурологической доминанты национально-регионального компонента в подготовке учителя начальных классов.
В современной научной литературе проблема формирования культурологических знаний рассмотрена рядом авторов: Азаров ЮЛ. [2, 3], Арнольдов А.И.[15, 16 ], Валицкая АЛ. [40, 41], Ишков A.M. [67], Кузин B.C. [81], Макарцева Н.Н. [94], Мосолова Л.М. [101], Неменский Б.М. [105, 106, 113], Оконешникова А Л. [112, 113; 114].
В современных условиях процесса личностно ориентированного образования представляется как «обучение будущих учителей операциям методологического, смыслопоискового характера»[87, с. 56], в состав которых входят целеполагание, отбор, конструирование личностно-развивающей воспитательной среды.
В процессе опытно-экспериментальной работы мы рассматривали характер управления всеми отношениями (духовно-личностными, социально- психологическими, технологическими), в которые вступают студенты и педагоги, осваивая мир общечеловеческих ценностей. Мы считаем, что должен быть единый подход к анализу структуры целостного педагогического процесса и структуры формирования культурологических знаний личности. Педагогический смысл трактовки понятия «личность» состоит в отборе и развертывании тех компонентов человеческой индивидуальности, которые находятся в поле зрения педагогики. Это значит, что педагогика, имея свой предмет, учитывает те знания о личности, которые дают философия, культурология, мировая художественная культура, общая и социальная психология и другие науки, но выстраивает эти знания в качестве подчиненных для раскрытия, собственно методологических, теоретических, практических проблем целенаправленного воспитания, подчиненного логике целостного процесса, его закономерностям, основанным: на достижениях человеческой культуры.
Соответствие структуры личности задачам целостного педагогического процесса должно предусматривать гармонической согласованность элементов образовательного процесса, гармонизацию методов культуротворческого, воспитания и развития.
Содержательная структура личности на психолого-педагогическом уровне опытно-экспериментального анализа включает в себя совокупность компонентов, находящихся в единстве. Каждый из них содержит в себе связи, характеризующие всю совокупность отношений.
К этим компонентам относятся:
нравственно-волевые качества, основанные на целеустремленности в освоении ценностей культурологических знаний, саморазвитие и др.;
интеллект, включающий познавательную активность личности, ее способность к решению творческих задач в области культуры, а также самопознание и самоактуализацию в целостном процессе формирования культурологических знаний;
чувство прекрасного, свидетельствующее о высокой эмоциональной культуре индивида, его интуиции, творческом воображении, способности к привнесению в свой и окружающий мир эстетической культуры.