Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Жуков Денис Александрович

Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов
<
Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Жуков Денис Александрович. Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : М., 2005 135 c. РГБ ОД, 61:05-13/2327

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДОВ НА ПЛЕНЭРЕ 10

1.1. Исторический аспект развития методов обучения этюдам на пленэре в отечественной художественной педагогике 26

1.2 Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ при выполнении этюдов

1.3 Творческий процесс выполнения этюдов на пленэре - важный этап становления профессионального мастерства будущего учителя 47

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭТЮДОВ НА ПЛЕНЭРЕ 56

2.1. Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ 56

2.2. Модель методической системы развития специальных и профессиональных способностей студентов в процессе выполнения этюдов на пленэре

2.3. Экспериментальная проверка предлагаемой методической системы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность.

Социальные процессы и изменения, происходящие в обществе и в системе образования, требуют качественного повышения профессиональной и специальной подготовки будущих учителей.

Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценка его профессиональных способностей, давно стали объектом изучения ученых. Нельзя подготовить хорошего специалиста в вузе, не развивая у него профессиональных способностей. Нужна обоснованная и четко продуманная методическая система развития личности учителя, вооруженного специальными знаниями, умениями и навыками в области профессиональной деятельности.

Остро стоит проблема развития профессиональных способностей студентов художественно-графических факультетов педвузов. Это многоаспектная, целостная проблема. Теоретическое осмысление процесса развития художественно-педагогических способностей и путей его реализации должно качественно повысить профессиональную подготовку будущего учителя и заложить основы его педагогического мастерства.

Наиважнейшим полем деятельности для развития художественно-педагогических способностей студентов являются занятия этюдами на пленэре. Именно этот вид деятельности студентов позволяет не только развиваться, но и взаимообогащаться как художественным, так и педагогическим способностям будущих учителей.

Проблемой развития способностей занимались такие крупные отечественные и зарубежные психологи: Б.Г.Ананьев, А.Анастази, Ю.Б.Гиппенрейтер, Л.Д.Венгер, В.А.Крутецкий, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, Г.Мелхорн, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Д.Шадриков и другие.

Психолого-педагогические исследования, посвященные педагогическим способностям принадлежат авторам: Е.Г.Балбасовой, В.П.Битуеву, Ф.Н.Гоноболину, Э.А.Гришину, Л.Д.Ершовой, Л.Н.Захаровой, В.А.Крутецкому, Н.В.Кузьминой, Н.Д.Левитову, А.К.Марковой, С.В.Недбаевой, В.А.Сластенину, А.И.Щербакову и др.; структура художественных и творческих способностей представлена в работах Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, В.И.Киреенко, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева Е.В.Шорохова и др.

При изучении истории методов обучения рисунку и живописи, в том числе и этюдам на пленэре в отечественной художественной школе, мы опирались на работы И.В.Гинзбурга, Н.А.Дмитриевой, Н.Я.Маслова, Н.М.Молевой и Б.Э.Белютина, Н.Н.Ростовцева и др..

Большую ценность для нашего исследования представляют труды художников-педагогов: Г.В.Беда, В.П.Зинченко, В.К.Лебедко, Н.Я.Маслова, Н.Н.Ростовцева, Г.Б.Смирнова, А.Е.Терентьева, А.А.Унковского, Н.К.Шабанова, Е.В.Шорохова, А.П.Яшухина и др.

В настоящее время имеется значительное количество исследований, касающихся отдельных сторон процесса развития художественно-педагогических способностей на пленэрных занятиях этюдами. Так например, А.Е.Терентьев и Н.К.Шабанов исследовали процесс развития профессиональных способностей и умений, но они это делали в рамках академических занятий. А.Е.Терентьев разработал последовательность заданий и упражнений, направленных на создание профессиональных основ для работы по педагогическому рисованию, дал научно-методическое обоснование программы. Некоторые пути в решении им этой сложной проблемы послужили отправной точкой для нашего исследования. Н.Я.Маслов, С.Е.Токарев, В.М.Соколинский, Л.Г.Ушакова, исследовали процесс развития творческих способностей во время пленэрной практики, но не акцентировали внимания на развитии художественно-педагогических умений и способностей.

Анализ научных исследований и методической литературы показал, что специального исследования по развитию художественно-педагогических способностей в процессе выполнения этюдов на пленэре не проводилось. Необходимость серьезного внимания к этой проблеме на художественно-графическом факультете пока не находит отражения в педагогической практике.

Этюды обладают своими специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в достижении профессионального мастерства учителя изобразительного искусства. Они создают обширный запас зрительных впечатлений, необходимых для выполнения композиций и педагогических рисунков, развивают наблюдательность, зрительную память, образное мышление, целостное восприятие. На занятиях этюдами и можно развивать художественные и педагогические способности студентов, так как этот вид рисунка способствует формированию навыков и умений в быстром рисовании, необходимых и для художника и особенно для педагога.

Занятия этюдами на пленэре дают большой заряд положительных эмоций от общения с природой, способствуют формированию эстетического вкуса обучаемых. Природа открывает широкий простор для учебно-творческой деятельности студентов, обогащает духовную сферу личности, воспитывает эстетически. Исходя из этого, возникает необходимость глубже вникнуть в сущность теории и методики обучения этюдам на пленэре.

Определилась проблема исследования: повышение специальной и профессиональной подготовки студентов на занятиях этюдами на пленэре.

Проблема является актуальной в связи с тем, что слабое внимание профессиональной и специальной подготовке в процессе проведения учебной практики по пленэру отрицательно сказывается на качестве подготовки специалистов — учителей изобразительного искусства. Недостаточная изученность вопросов развития художественно-педагогических способностей студентов на пленэре, недостаточная научная обоснованность роли и места этюдов на пленэре в развитии этих способностей подтверждают актуальность и необходимость решения данной проблемы.

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования - процесс обучения студентов этюдам на пленэре в системе художественно-педагогического образования.

Предмет исследования - содержание и методика обучения этюдам на пленэре, способствующая развитию у студентов художественно-педагогических способностей.

В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой предполагается, что развитие художественно-педагогических способностей студентов педвуза в процессе выполнения этюдов на пленэре будет более эффективней, если:

-будет разработана и апробирована методическая система развития художественно-педагогических способностей, позволяющая формировать основы профессионального мастерства; -в учебный процесс будет введена система заданий, учитывающая индивидуально-психологические особенности студентов; -введению методики, предопределяющей развитие художественно-педагогических способностей, будет предшествовать их диагностика. Проблема, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

Провести исторический анализ развития методов обучения этюдам на пленэре в художественной педагогике в России.

Исследовать и доказать преимущество единства художественной и педагогической подготовки, их взаимообогащающего значения.

Разработать систему заданий этюдов для пленэрных практик, направленную на развитие художественно-педагогических способностей студентов.

Разработать и экспериментально проверить методическую систему, основанную на единстве художественной и педагогической подготовки и позволяющую формировать у студентов хгф основы педагогического мастерства.

Методологической основой исследования являются основные положения в области философии, психологии, физиологии, педагогики, эстетики, методики обучения изобразительному искусству. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

анализ литературы по эстетике, философии, психологии, педагогике, теории и методике обучения изобразительному искусству, труды художников;

анализ школьных и вузовских планов и программ по пленэру и рисунку;

метод наблюдения (за работой студентов и преподавателей);

опрос, анкетирование, беседы с преподавателями и студентами;

анализ работ студентов;

педагогический эксперимент;

метод изучения педагогического опыта.

Первый этап исследования включал оценку современного состояния проблемы исследования, степень разработанности ее различными авторами. Был проведен анализ учебных программ и учебных пособий по пленэру, изучался опыт работы отдельных преподавателей. Так определились цели и задачи опытно - экспериментальной работы, разработаны методы проведения педагогического эксперимента. Определились исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет, задачи исследования.

Второй этап был посвящен проведению опытно-экспериментальной работы. Были выделены уровни развития художественно-педагогических способностей, разработаны критерии оценки этюдов студентов, которые позволили бы проследить развитие этих способностей. Осуществлялась проверка гипотезы исследования на пленэрных занятиях этюдами.

Третий этап - это обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы. Уточнялись отдельные положения исследования, формулировались выводы. Осуществлялось внедрение результатов исследования в систему художественно-педагогического образования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система, направленная на развитие художественно- педагогических способностей студентов в процессе выполнения этюдов на пленэре;

представлена и апробирована методика диагностики уровня развития художественно-педагогических способностей студентов;

полученные результаты экспериментальной методики доказывают, что единство художественной и педагогической подготовки в процессе выполнения этюдов на пленэре ведет к развитию у студентов художественно-творческих способностей и формированию у них основ педагогического мастерства.

Теоретическая значимость результатов исследования. Научно-теоретическое значение исследования состоит в том, что разработанная нами эффективная методическая система развития художественно-педагогических способностей студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных проблем.

Практическая значимость результатов исследования. Использование результатов исследования возможно в практической работе преподавателей на художественно-графических факультетах педагогических институтов, училищ, школ и лицеев, а также при составлении ими учебных программ и пособий для занятий на пленэре.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием современных научных данных по педагогике, психологии, изобразительному искусству, опытно-экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования.

На защиту выносятся:

-методическая система развития художественно-педагогических способностей, позволяющая формировать у студентов основы профессионального и специального мастерства;

-критерии диагностики уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов при выполнении этюдов;

-система заданий по этюдам во время пленэрной практики, базу которых составляют единство художественных и педагогических задач;

-научно обоснованный и подтвержденный всем ходом исследования вывод о преимуществе единства художественно-педагогической подготовки в процессе выполнения этюдов студентами хгф на пленэре.

Исторический аспект развития методов обучения этюдам на пленэре в отечественной художественной педагогике

Первые характерные черты живописных этюдов мы встречаем еще в первобытном искусстве. Свидетельством тому служат наскальные росписи, найденные во Франции, Италии, Испании, на территории Африки, Австралии и нашей страны.

В центре внимания первобытных художников были различные животные, сцены охоты. Росписи демонстрируют большое мастерство и достаточно высокий уровень образного мышления их исполнителей. Первобытный человек изображает природу не по причине восхищения ее красотой, проявления чувства любви к природе, что свойственно современному человеку. В духовном мире древнего человека еще не сложилось эстетическое отношение к природе. Оно вырабатывалось постепенно в результате эволюции человека.

В изобразительном искусстве древнего мира, в особенности древнеегипетском и древнегреческом, уже встречаются произведения, имеющие характерные черты живописных этюдов (например, обобщенность, лаконичность), однако собственно этюды еще не имели места. Не находим их мы и в эпоху средневековья, где живопись не имела самостоятельного значения и была привязана, как правило к архитектурным сооружениям. С первыми попытками работы с натуры мы впервые встречаемся лишь в начале XV века. Примером могут служить альбомы художников Джованнино де Грасси и Пизанелло. В них представлены небольшие по размерам рисунки, изображающие фигуры людей и животных без окружения. Затем с таких эскизов выполнялись, рисунки больших размеров. Однако уже в эпоху Возрождения, параллельно с эскизными рисунками к композиции, появляются зарисовки, имеющие самостоятельное значение, которые нельзя реализовать в другой технике. Постепенно в набросках художники начинают использовать цвет, что можно считать зарождением этюдов. Как раз на это время приходится расцвет Возрождения в Италии.

В эпоху Ренессанса предметом изображения становится наблюдаемая реальность, чего не было в средневековье. Это требовало от художника не только передачи перспективы, светотени и прочего, но и индивидуальной интерпретации изображаемой действительности, что впоследствии породило новый вид живописи - этюд как самостоятельное произведение. Известный искусствовед Б.Р.Виппер выделяет 3 вида композиционных эскизов, служащих подготовкой для будущей работы, среди которых упоминается этюд.

Среди художников Возрождения можно выделить таких мастеров натурных зарисовок, как Леонардо да Винчи, и Пармиджанино. Рисунки последнего отличались быстротой исполнения, оригинальностью композиций и яркой образностью. В своих работах художник применял в основном перо и чернила.

Обширный диапазон мотивов мы находим в альбомных зарисовках Леонардо да Винчи. Он оставил после себя громадное количество различного рода рисунков, выполненных сангиной, серебряным карандашом на тонированной бумаге, пером и чернилами. По мнению некоторых исследователей, он использовал в своих рисунках не только известные в его дни технические приемы, но и открыл новые. Вся окружающая природа была для художника мастерской. Очень часто он вместе с учениками отправлялся то в деревню, то в церковь, то на площадь, то в трактир, где приучал их наблюдать натуру. Леонардо придавал большое значение развитию зрительной памяти. В своих знаменитых правилах он советует ученикам: «В ночной тиши старайтесь вспомнить идеи вещей, которые вы изучали. Рисуйте умственно контуры фигур, которые вы наблюдали в течение дня; где мысль не работает вместе с рукой, там нет художника». (87,с.40). Кроме того, художник требовал от своих учеников постоянно зарисовывать свои наблюдения в карманный альбомчик: «Ты сможешь частенько поразвлечь себя, когда выходишь отдохнуть и прогуляться на свежем воздухе, или будешь наблюдать и делать зарисовки людей, когда они разговаривают или спорят друг с другом, или смеются, или бросаются друг на друга с кулаками... все это ты запечатлишь быстрыми штрихами в маленьком карманном альбомчике, который всегда будешь носить с собой. И пусть в нем будет всякий раз так, чтобы для следующего рисунка ты должен был перевернуть страничку. Такие зарисовки нельзя ни в коем случае стирать, их надобно сохранять с крайним прилежанием, потому что существует столько форм и действий, что память не способна их удержать. Поэтому тебе следует хранить эти этюды: они примеры для тебя и твои учителя» (173,с. 17).

Так же, как и Леонардо, известный художник эпохи роккоко Ватто постоянно накапливал наблюдения в альбоме, не преследуя никаких специальных целей, кроме как познание людей и природы. Художник сделал много этюдов, имеющих вполне самостоятельное значение. Особенно выразительны и лаконичны его зарисовки разных людей, выполненные им во время прогулок по окрестностям Парижа (старики, дети, ремесленники, нищие и т. д.). Ватто, часто рисовал берега Бьевры, которые были излюбленным местом его прогулок. В работе он применял все, кроме пера, пастель, гуашь, сангину, мел, черный карандаш. Ни для одной из своих картин Ватто не делал специально ни эскизов, ни этюдов. Он всегда находил в своем альбоме с зарисовками нужные ему мотивы для композиции.

Психолого-педагогическое обоснование проблемы развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ при выполнении этюдов

В иерархии целей развития личности современная педагогика выделяет развитие способностей как одну из самых важных целей на ближайшую перспективу. Проблема развития способностей студентов является актуальной проблемой воспитания и обучения. Исследуя ее, нужно, прежде всего, выяснить, что такое способности вообще и художественно-педагогические в частности.

Исследованием способностей занимались и занимаются многие отечественные психологи. Среди них можно выделить работы Б.М.Теплова, С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.Д.Шадрикова и др. В основном они дают определение сущности самого понятия «способности».

Б.М.Теплов под способностями подразумевал индивидуально-психологические особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности и не сводятся к тем знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у данного человека. (164,с.6).

С. Л. Рубинштейн считает, что «Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результат закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия центральной нервной деятельности регулируются» (145,с.546).

Р.С.Немов так определяет способности: «Это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике (114,с.375).

В.С.Кузин пишет: «Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности» (90,с.290).

Данные высказывания позволяют нам заключить, что любая способность является склонностью к какой-либо деятельности и включает в себя необходимые свойства и качества, соответствующие требованиям этой деятельности.

Способности делятся на общие и специальные. Общими принято называть способности, которые в той или иной мере проявляются во всех видах деятельности человека. Специальные способности проявляются только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, педагогические и др.). А.Г.Ковалев кроме этих двух видов способностей выделяет еще третью группу - способности к практической деятельности. К ним он относит конструктивно-технические, организаторские и педагогические способности. В основе такой классификации лежат три вида деятельности: наука, искусство и практика, которые предъявляют свои требования к способностям человека.

Э.А.Голубева предлагает новую классификацию способностей, которая основывается на трех видах деятельности, выделенных еще Б.Г.Ананьевым. Это познание, которому соответствуют познавательные способности; общение, которому соответствуют коммуникативные способности; труд, которому соответствуют трудоспособность, профессиональная пригодность, профессиональные способности.

В зарубежной психологии способности разделяют на 4 неравноценные группы: моторные, сенсорные, технические и профессионализированные способности. К последним относятся все виды специальных способностей, проявляющихся в конкретных видах деятельности (конторские способности, педагогические и т. д.).

Для нашего исследования наибольший интерес представляют художественные и педагогические способности.

Диагностика исходного уровня развития специальных и профессиональных способностей студентов ХГФ

Возрастание роли и значения способностей студентов в процессе их обучения требует четко продуманной организации педагогического процесса. Нами была разработана и апробирована в течение нескольких лет серия экспериментальных заданий, направленных на развитие художественно-педагогических способностей студентов в процессе выполнения этюдов на пленэре. В задачи констатирующего этапа эксперимента входило:

выявить исходный уровень развития специальных и профессиональных способностей студентов к моменту педагогической практики в школе;

выявить характерные ошибки в подготовке студентов по выполнению этюдов на пленэре.

Эксперимент проводился со студентами художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета на 1, 2, 3 курсе в течение 3 плензрных практик в 1999,2000,2001 году и Обнинского института исскуств с 2000 года по 2002 год. В эксперименте приняло участие около 100 человек разных курсов. Разрабатывая систему специальных заданий по развитию художественно-педагогических способностей, мы стремились определить, какие конкретно знания и умения необходимы студенту в его профессиональном становлении. Для изучения данной проблемы нами использовались следующие методы:

анализ учебных программ по живописи и пленэрной практике для педвузов, просмотр календарно-тематических планов школ; наблюдение за учебным процессом по живописи на пленэре, за педагогической практикой студентов в школе;

анализ этюдов студентов, выполненных на пленэре;

беседы с преподавателями и студентами по теме исследования;

анкетирование студентов 2-5 курсов по интересующим нас вопросам.

Как показали наблюдения, уровень профессиональной подготовки студентов к моменту педагогической практики не высок. Кроме того, определенные трудности студенты испытывают при выполнении композиции на большом листе на уроках тематического рисования в школе. Работа получается невыразительной и на ее исполнение затрачивается много времени. Студенты испытывают затруднения при изображении людей в движении, животных, птиц, различной техники. Это позволяет констатировать, что еще мало внимания уделяется развитию художественной наблюдательности, зрительной памяти, накоплению набросочного материала из самой жизни.

Для того чтобы существенно улучшить подготовку художника-педагога, нужно пересмотреть методику работы студентов над этюдами на пленэре, разработать специальную систему заданий, направленных на развитие художественно-педагогических способностей.

В начале нашего исследования мы провели опрос студентов 2-5 курсов с целью выявления характерных недостатков в существующей методике обучения этюдам на пленэре. Были заданы следующие вопросы:

1 .Что такое этюды?

2.Регулярно ли вы выполняете этюды?

3.Нравятся ли вам занятия этюдами на пленэре?

4.Систематически ли контролирует преподаватель ваши занятия живописью на пленэре?

5.Считаете ли вы необходимым проведение пленэрных занятий не только летом, но и в другие сезоны?

6.Используете ли вы пленэрные этюды при создании композиции?

Результаты опроса приведены в таблице 1. Ответы на первый вопрос в таблице не представлены, но можно отметить, что все они показывают слабые знания студентами профессиональной терминологии. Вот лишь некоторые ответы студентов на первый вопрос:

Этюд передает общую форму, характер изображаемого; Этюд - это набросок, передающий состояние; Этюды - небольшие живописные работы , требующие немного времени для их написания; Цель этюдов - передать состояние, настроение; Этюды должны писаться с натуры, с небольшой проработкой деталей и основных цветовых отношений.

Похожие диссертации на Этюд как средство повышения специальной и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов