Содержание к диссертации
Введение
І'лава І. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТРЕБОВАНИИ К ЖРАННО-ЗВУКОВЫМ ПОСОБИЯМ НА СОВРЕМЕННОЙ УРСКЕ ФИЗИКИ 13
1.1 Экранно-звуковые пособия в процессе обучения физике 13
1.2 Теория деятельности как психолого-педагогическая основа учебно-воспитательного процесса 30
1.3 Вопросы теории урока на современном этапе развития школы І 44
1.4 Методический аспект использования экранно-звуковых средств обучения и воспитания 53
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КСМШЛЕКСА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 61
2.1 Пути реализации требований к экранно-звуковым пособиям при отборе их содержания 61
2.2 Методы практической реализации требований к пособиям по теме "Основы молекулярно-кинетической теории" . . 78
2.3 Методика применения комплекса экранно-звуковых пособий 93
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОВЕРКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ . III
3.1 Основные этапы исследования и экспериментальной работы ..... III
3.2 Организация и методика проведения обучающего эксперимента 120
3.3 Результаты педагогического эксперимента 129
Заключение 147
Библиография 151
Приложение 169
- Экранно-звуковые пособия в процессе обучения физике
- Пути реализации требований к экранно-звуковым пособиям при отборе их содержания
- Основные этапы исследования и экспериментальной работы
Введение к работе
Социальный прогресс в период развитого социализма требует нового подхода к обучению и воспитанию подрастающих поколений.
На июньском /1983 года/ Пленуме ЦК КПСС подчеркивалось, что "... партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения" /4, с.18/.
Насущные задачи улучшения образования обучающейся молодежи в общеобразовательной и профессиональной школе сформулированы в документах апрельского Пленума ЦК КПСС и первой сессии Верховного Совета СССР 1984 года "Основные направления реформы общеобразовательной и профессонаяьной школы", которые нацелены на повышение эффективности всего учебно-воспитательного процесса. В них констатируется необходимость более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения; целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания; повышать качество образования и воспитания; обеспечить более
высокий научный уровень преподавания каждого предмета /5/.
Более широкое применение технических средств обучения является одним из важных путей решения многих задач, поставленных
перед общеобразовательной и профессиональной средней школой. Под техническими средствами обучения в настоящее время
понимают совокупность технических устройств и специальных дидактических материалов к ним, предназначенную для повышения качества учебно-воспитательного процесса. К дидактическим материалам относят экранно-звуковые пособия /кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, кодограммы, звуко- и видеозаписи и программированные материалы.
Решение задач учебно-воспитательного процесса связывают прежде всего с использованием технических средств обучения, с применением экранно-звуковых пособий. Изучению возможностей этих средств в общедидактическом плане посвящены работы С. И. Архангельского, С.Я. Батышева, Е.Л. Белкина, А.А. Кыверялга, Ю.О.Овакимяна, Л.П.Црессмана, С.Г.Шаповаленко, Н.М.Шахмаева и др.
Использование экранно-звуковых пособий в обучении физике также освещалось в ряде работ. Наиболее значимыми являются исследования Г.Н.Европейцевой, С.Ш.Йманова, Г.И.Хозяинова, Н.М. Шахмаева,В.Ф.Шилова, М.М.Шголя и др. Анализ этих работ показал, что в настоящее время можно выделить три основных направления в изучении возможностей экранно-звуковых пособий: как иллюстративного средства, самостоятельного источника знаний и как средства организации познавательной деятельности учащихся. При этом каждое данное направление не исключает остальных.
На первом этапе развития технических средств обучения экранно-звуковые пособия применялись как чисто иллюстративные дидактические материалы, назначение которых заключалось в реализации принципа наглядности при обучении. Так они понимались в трудах С.И.Архангельского, А.В.Сердюка, Б.Х.Толя, Н.М.Шахма-, ева и др. В их работах определены наиболее общие требования к экранно-звуковым средствам. В исследованиях В.А.Каваляускаса,
- 5 -Д.А.Макарченко, В.Ф.Шилова, которые относятся к более поздним работам этого направления, рассматриваются возможности комплексного использования различных средств наглядности.
В работах Л. П. Црессмана, Л.В.Чашко, С.Г.Шаповаленко, Н.М. Шахмаева и др. выявлена роль экранно-звуковых пособий в усвоении учащимися учебного материала. Это создало основу для рассмотрения их возможностей как самостоятельного источника новой информации, а затем - источника знаний. В данном направлении исследовались вопросы отбора и организации учебного материала в экранно-звуковых пособиях с целью реализации дидактических принципов обучения /К.М.Тихомирова, Д.А.Ставрова, Г.И.Хозяинов, В.Ф.Шилов и др./.
Исследования на этом этапе привели к выводу о возможности управления познавательной деятельностью учащихся с помощью технических средств обучения. В то же время стало очевидным, что эта задача может быть успешно решена лишь при условии учета в дидактических материалах специфики учебно-познавательной деятельности /Е.Л.Белкин, Г.И.Хозяинов/. Так как наиболее полно специфика учебной деятельности учащихся может быть учтена лишь при использовании разнообразных средств, то главным направлением поисков стало комплексное применение экранно-звуковых пособий.
Вопросам комплексного применения дидактических пособий посвящены работы Г.Н.Европейцевой, Л.С.Зазнобиной, Н.А.Лабунской, Д.А.Макарченко, В.С.Уманского и др. В них изучались роль и возможности экранно-звуковых комплексов /А.А.Кыверялг, В.С.Уман-ский/; формулировались общие требования к ним /Л.С.Зазнобина, В.С.Уманский, С.Г.Шаповаленко/; выяснялись дидактические функции различных видов средств на отдельных этапах учебного процесса /Р.И.Бобрышева, Г.Н.Европейцева, В.Ф.Шилов/. Вместе с тем в
исследованиях многих авторов отмечается слабая разработанность вопросов комплексного применения экранно-звуковых пособий. Это , особенно справедливо относительно курса физики общеобразовательной и профессиональной средней школы. Исследований в этой области недостаточно. В существующих работах по комплексному использованию экранно-звуковых пособий весьма узко рассматривается понятие комплекса. Определились две тенденции в создании комплексов: включение в комплекс только экранно-звуковых средств /Г.А.Берулава, Р.И.Бобрышева, Н.И.Шмаргун/; использование наряду с экранными пособиями традиционных средств наглядности /Г.Н.Европейцева, Д.А.Макарченко/.
Анализ методических рекомендаций, обобщающих передовой опыт комплексного использования экранно-звуковых пособий, показал, что элементы, входящие в комплекс средств обучения, выполняют в основном иллюстративную функцию и лишь иногда - функцию источника информации, усвоение которой организуется учителем. Б настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по составлению комплексов пособий, выполняющих функции не только иллюстрации и самостоятельного источника знаний, но и организации познавательной деятельности учащихся. В связи с этим исследование проблемы создания таких комплексов представляется важным и своевременным.
Выявленная тенденция развития экранно-звуковых пособий от применения их как иллюстративных средств, затем источников новой информации и самостоятельного источника знаний до использования их как средства организации познавательной деятельности учащихся показывает закономерность исследования проблемы создания комплексов, отвечающих требованиям последнего этапа.
Актуальность вопроса подтверждается также результатами констатирующего эксперимента. Так, для выяснения состояния про-
- 7 -блемы использования экранно-звуковых пособий на уроках физики с целью руководства познавательной деятельностью учащихся нами было проведено анкетирование среди учителей средних школ и профессионально-технических училищ г. Ярославля и Ярославской области в период 1980 - 1981 г.г. Выяснилось, что учителя используют эти пособия, как правило, в иллюстративных целях и испытывают трудности в формировании их комплексов для организации познавательной деятельности учащихся. Все без исключения преподаватели ПТУ и учителя общеобразовательных школ высказали неудовлетворенность существующим фондом экранно-звуковых пособий по физике как в качественном, так и в количественном отношениях.
Теоретический анализ проблемы использования технических средств обучения и состояние фонда существующих пособий обусловливают актуальность исследования возможностей применения экранно-звуковых пособий не только как средств обучения, но и как средств организации познавательной деятельности учащихся на уроке физики.
Главная идея работы заключается в исследовании возможностей экранно-звуковых пособий как средства, обеспечивающего условия для организации учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективного руководства ею.
Объектом исследования является использование экранно-звуковых пособий в процессе обучения физике на уроке.
Предмет исследования - организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке физики с использованием комплекса экранно-звуковых пособий.
Цель исследования - повышение качества учебно-воспитатель^ ного процесса на уроке физики путем:
совершенствования содержания и структуры экранно-звуковых
пособий;
определения рациональной методики создания комплексов средств обучения и применения их в учебно-воспитательном процессе с целью организации познавательной деятельности учащихся и эффективного руководства ею.
Исходя из этого выдвигается гипотеза исследования: если используемые экранно-звуковые пособия будут отвечать специально разработанной системе требований, учитывающей не только их возможности как средств наглядности и источника новых знаний, но и как средств организации познавательной деятельности учащихся и руководства ею, то эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществляемого с применением комплекса таких средств, повысится.
В процессе исследования необходимо было решить следующие задачи:
На основе анализа философской, современной психолого-дидактической и методической литературы уточнить роль и место экранно-звуковых средств в процессе обучения физике, обосновать и сформулировать требования к ним не только как к средствам обучения, но и как средствам организации познавательной деятельности учащихся.
Определить пути совершенствования экранно-звуковых пособий и способы их реализации.
Проанализировать фонд пособий по отдельным учебным темам.
Выработать теоретические основы создания аудиовизуальных средств и их комплексов.
5.Разработать новые пособия и создать на их основе комплексы средств обучения по избранным учебным темам.
6. Проверить эффективность разработанных комплексов и ме-
- 9 -тодики их использования в учебно-воспитательном процессе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
Анализ литературы по проблеме исследования /философской, психолого-педагогической и методической/.
Наблюдение за учебным процессом по физике.
Анкетирование, интервьюирование преподавателей физики общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ.
Изучение'практики использования экранно-звуковых пособий в преподавании физики и обобщение передового опыта учителей по их применению.
Проведение педагогического эксперимента в профессиональной и общеобразовательной школе, статистическая обработка его результатов.
Методологической основой исследования являются:
Марксистско-ленинская теория познания, рассматривающая чувственное и логическое как ступени единого диалектического процесса отражения материального мира в сознании людей.
Концепция формирования учебной деятельности, обеспечивающей всестороннее развитие личности.
Идея генерализации знаний.
Научная новизна проведенного исследования. Сформулирована система требований к экранно-звуковым пособиям, отвечающим закономерностям процесса обучения физике на современном этапе. Уточнено понятие комплекса экранно-звуковых средств, дана рабочая схема комплексного применения экранно-звуковых пособий. Выявлены новые совйства этих пособий: полифункциональность и ритмичность, которые обеспечивают необходимые условия для составления различных вариаций комплексов средств обучения и организации познавательной деятельности.
Теоретическая значимость исследования. На основе проведенного исследования определены и осуществлены конкретные пути совершенствования экранно-звуковых средств, разработаны практические рекомендации по составлению комплексов и их применению в учебно-воспитательном процессе по руководству познавательной деятельностью учащихся. Усовершенствована методика изучения тем "Основы молекулярно-кинетической теории" и "Тепловые явления. Первый закон термодинамики" на базе использования созданных комплексов экранно-звуковых пособий. Полученные результаты могут быть рекомендованы учителям физики средней общеобразовательной и профессиональной школы, составителям экранно-звуковых пособий.
Разработаны, созданы и внедрены в учебный процесс серия кодопозитивов и диафильмы по темам "Основы молекулярно-кинетической теории" и "Тепловые явления. Первый закон термодинамики" общим объемом 230 кадров, которые могут быть изданы массовым тиражом.
На защиту выносятся следующие положения:
Общедидактический, конкретно-предметный и методический уровни многоаспектного подхода к анализу процесса обучения физике позволяют обосновать совокупность взаимосвязанных требований к экранно-звуковым пособиям, направленным на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке физики.
Использование комплексов экранно-звуковых пособий, созданных согласно разработанной системы требований, обеспечивает систему действий учителя, нацеленных на организацию усвоения учащимися физических знаний и формирование различных систем их умственных действий; т.е. создает условия для реализации программы руководства познавательной деятельностью учащихся на уроке. Именно в этом и заключается главное отличие предлагаемой
/
- II -
методики применения экранно-звуковых пособий от традиционных.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.
В первой главе "Психолого-педагогические и методические основы требований к экранно-звуковым пособиям на современном уроке физики" проводится обзор научно-методической литературы по теме исследования, анализируется состояние теории и практики использования экранно-звуковых средств в процессе обучения .физике, намечаются пути их совершенствования, формулируются требования к ним как средствам, обеспечивающим условия организации усвоения знаний и формирования учебно-познавательной деятельности учащихся.
Во второй главе "Методические основы применения комплекса средств обучения" разрабатываются теоретические основы создания экранно-звуковых пособий и их комплексов для организации познавательной деятельности, показаны методы практической реализации деятельностного подхода в организации обучения с использованием комплексов средств обучения.
В третьей главе "Основные этапы исследования и экспериментальная проверка его результатов" анализируются результаты экспериментальной работы. Даются выводы об эффективности использования разработанных комплексов экранно-звуковых пособий в общеобразовательной и профессиональной средней школе.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на:
научно-методических семинарах кафедры методики преподавания физики в ЛГПИим. А.И.Герцена, г. Ленинград, 1980 и 1984 гг;
ХХХІУ - ХХХУП Герценовских чтениях в ЛТПИ имени А.И.Герцена, г. Ленинград, 1980 - 1984 гг.;
научных и научно-практических конференциях ЯГПИ имени
К.Д.Ушинского, г. Ярославль, 1980 - 1983 гг.;
областной конференции преподавателей средних ПТУ, г. Ярославль, январь 1983 г.;
курсах преподавателей физики профессионально-технических училищ г. Ярославля, сентябрь 1983 г.;
Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, декабрь 1983 г.;
Всесоюзном конкурсе на лучшие учебно-наглядные пособия и ТОО для учебных заведений профтехобразования, г. Москва, 1983 г.
- ІЗ -
Экранно-звуковые пособия в процессе обучения физике
Экранно-звуковые пособия давно привлекают внимание исследователей, поскольку их применение позволяет находить все новые и новые резервы совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Совершенствование учебно-воспитательного процесса подразумевает научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения, который должен обеспечить успешное решение учебно-воспитательных задач в сочетании с рацио- нальными затратами времени преподавателей и учащихся /90/.
Такое обучение предполагает научно обоснованное планирование, создание необходимых условий труда, выбор оптимального варианта учебной деятельности, оперативное стимулирование, регулирование хода обучения, контроль и учет его результатов /90, с. 37/. Таким образом, дальнейшее повышение качества учебно-воспитательного процесса требует выполнения комплекса целенаправленных действий учителя по организации и руководству учебно-познавательной деятельностью учащихся. В настоящее время стало очевидным, что это требование может быть успешно выполнено лишь на основе широкого и научно обоснованного использования экранно-звуковых пособий /в дальнейшем в работе будет использовано сокращение - ЭЗП/. К такому выводу приводит изучение психолого-педагогической /18, 45, 55, 65, 95, 119, 120, 124 и др./ и методической /8,42, 51, 60, 114, 122, 145, 149 и др./ литературы, посвященной дидактическим возможностям экранно-звуковых средств и использованию их в обучении физике.
Анализ эволюции воззрений на возможности экранно-звуковых средств и развития методических приемов их использования позволяет сделать вывод о том, что взгляды педагогов на роль этих средств в организации учебно-воспитательного процесса непрерывно изменяются.
В этом развитии можно условно выделить три основных периода.
Первый период. Экранно-звуковые средства рассматриваются лишь как иллюстративные пособия /II, 53, 125, 131/. В основе исследований этого периода следует выделить изучение специфических особенностей экранно-звуковых средств и их возможностей в реализации принципа наглядности в обучении. Особенностью их широкого применения в процессе обучения физике является то, что с их помощью можно создавать модели явлений, процессов, недоступных для непосредственного наблюдения, и выделять наиболее значимые и существенные стороны и признаки изучаемых объектов, формировать образы - представления. По мнению А.В.Славина, такие образы - представления выполняют в чувственном познании две ос - 15 новные взаимосвязанные функции: познавательную /информационную/ и регуляционную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру предметов и процессов объективного мира, а регуляционная направляет деятельность человека /117/. Изучение основных, свойств экранно-звуковых средств Л.П. Прессманом также показывает, что как средства наглядности эти пособия имеют определенные возможности в руководстве мыслительной деятельностью учащихся. Такими свойствами автор считает следующие:
Пути реализации требований к экранно-звуковым пособиям при отборе их содержания
Разработка теоретических основ создания экранно-звуковых пособий требует выявления возможностей использования существующего фонда пособий при организации познавательной деятельности учащихся. Такой анализ был проведен по одному из разделов курса физики средней школы.
Ограничивая зону научного исследования мы руководствовались следующими соображениями.
I. Выбранная тема школьного курса физики должна быть экранизирована в большей степени, чем другие. Это позволит: а/ выделить положительные и отрицательные стороны существующих экранно-звуковых пособий, определить степень их соответствия сформулированным нами требованиям и возможность их использования для целенаправленного руководства познавательной деятельностью учащихся; определить способы реализации требований к ЭЗП по физике вообще и по избранной теме в частности.
2. Выбранная тема должна представлять собой целостную систему знаний, которая позволит достаточно явно выделить ее основные составные части. Такой системой мы считаем физическую теорию.
3. Наличие экранно-звуковых пособий по теме должно обеспечить возможность сравнения результатов использования существую щих и разработанных нами пособий. Такой является тема "Основы молекулярно-кинетической теории".
Чтобы проверить эффективность разработанных нами пособий в "чистом виде", была выбрана тема "Тепловые явления. Первый закон термодинамики". Она тесно связана с темой "Основы молекулярно-кинетической теории", что позволяет создать комплекс экранно-звуковых пособий, разработанных в одном ключе. Кроме того, следует отметить, что пособий по данной теме явно недостаточно.
Создание комплекса экранно-звуковых пособий требует анализа
существующих пособий, который проводился по разработанной нами методике в двух планах:
- устанавливалась степень соответствия содержания ЭЗП современным требованиям к содержанию обучения физике;
- выявлялось соответствие структуры анализируемых пособий современным требованиям к структуре учебной деятельности по усвоению их содержания.
При анализе ставилась задача определить не только целесообразность применения ЭЗП для организации познавательной деятельности учащихся, но и конкретные функции, которые они могут выполнять в учебном процессе.
class3 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ
ПРОВЕРКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ class3
Основные этапы исследования и экспериментальной работы
Исследование проблемы использования экранно-звуковых пособий по физике как средств организации учебно-познавательной деятельности на современном уроке проводилось в 1980-1984 годах и включало несколько этапов.
I этап - 1980-81 учебный год; констатирующий эксперимент.
Основная цель этапа - анализ практики применения экранно-звуковых средств обучения и воспитания в общеобразовательной школе и ПТУ.
В ходе констатирующего эксперимента применялись следующие методы:
- анализ учебно-программной документации школ и ПТУ;
- анкетирование и интервьюирование преподавателей;
- наблюдение за учебным процессом;
- анализ передового педагогического опыта.
Итоги констатирующего эксперимента привели к следующим выводам.
1. Учебные программы по физике предусматривают использование кинофильмов и кинофрагментов. Их названия приводятся в разделе "Демонстрации" в конце каждой темы. Однако, программа не учитывает обширный фонд учебных диафильмов, в то время как оснащение школ комплектами диафильмов является обязательным /123/.
2. Анкетирование и интервьюирование преподавателей ПТУ и учителей школ показало:
- преподаватели признают необходимость использования и большие возможности ЭЗП в оптимизации процесса обучения;
- у преподавателей и учителей сложилось противоречивое отношение к различным видам ЭЗП /диафильмам, кинофильмам, телепередачам и др./;
- опытные учителя применяют в основном средства статической проекции, реже - кинофильмы и телепередачи;
- кинофильмы используются в основном фрагментарно в. качестве иллюстрации;
- передовые учителя все шире используют пособия, разработанные и изготовленные самостоятельно.
Наблюдение за учебным процессом с использованием ЭЗП привело к выявлению следующих особенностей:
- ЭЗП активизирует внимание учащихся, но в определенных пределах. Активность зависит от продолжительности демонстрации кинофильма. Киноинформация более пяти минут утомляет учащихся. Активность их возрастает, если организуется выполнение действий по переработке информации непосредственно после ее восприятия небольшими дозами;
- результативность работы с диафильмами определяется характером содержания кадров, структурой диафильма, зависит от используемых приемов их включения в урок;
- использование средств статической проекции, не требующих затемнения, более эффективно, поскольку позволяет осуществлять различные виды учебной деятельности в процессе их просмотра;
- преподаватели редко и с трудом используют ЭЗП с целью организации познавательной деятельности учащихся, предпочитают - из -применять их как иллюстративный материал;
- эффективность использования ЭЗП зависит от положительного /или отрицательного/ отношения к ним самих преподавателей;
- количество применяемых на отдельном уроке ЭЗП варьируется у отдельных учителей в широких пределах: от 3 до 27 кадров;
- преподаватели ПТУ испытывают затруднения в реализации принципа профессиональной направленности из-за отсутствия соответствующих экранно-звуковых пособий.