Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Национальные культуры в контексте мировой культуры 15
1.1. Диалог культур - средство взаимообщения и взаимопонимания народов 15
1.2. Фольклор как составная традиционная часть национальной культуры 24
1.3. Взаимодействие культуры коми-пермяцкого народа с культурами других народов ..31
1.4. Коми-пермяцкий фольклор как отражение картины мира коми-пермяков 49
Выводы 89
Глава 2. Изучение коми-пермяцкого фольклора в русских школах Коми-Пермяцкого автономного округа 91
2.1. Роль фольклора в формировании духовности, - одной из основных задач современного образования 91
2.2. Коми-пермяцкий фольклор в системе литературного образования учащихся русских школ Коми-Пермяцкого автономного округа ...105
2.3. Учет некоторых психологических моментов восприятия коми-пермяцкого фольклора учащимися русских школ 112
2.4. Методические приемы, способствующие полноценному усвоению учащимися русских школ коми-пермяцкого фольклора 129
2.4.1. Методика изучения коми-пермяцких сказок в 5-м классе 146
2.4.2. Методика изучения коми-пермяцких преданий в 6,7-х классах...165
2.4.3. Методика изучения коми-пермяцких пословиц и поговорок в 7-м классе 190
2.4.4. Методика изучения коми-пермяцких песен в 8-м классе 198
2.5. Постановка и проведение обучающего эксперимента. Анализ и обобщение результатов экспериментального обучения 202
Выводы 210
Заключение 214
Библиография 217
Приложение (таблицы)
- Диалог культур - средство взаимообщения и взаимопонимания народов
- Фольклор как составная традиционная часть национальной культуры
- Роль фольклора в формировании духовности, - одной из основных задач современного образования
Введение к работе
В формировании человека главную роль играет культура, которая рассматривается как средство постижения мира, как средство самореализации личности, как фактор творческого жизнеустроения и социального развития, как источник общественных нововведений.
Особое значение придается диалогу культур, так как становится все более очевидной и актуальной необходимость взаимопонимания народов, что обеспечивает их мирное сосуществование и способствует развитию национальных культур.
Одним из составных элементов любой культуры является фольклор. Это как раз тот компонент, который способен стать основой диалога
культур, так как фольклор разных народов имеет много общего, что облегчает его восприятие, и в то же время, он отражает то специфическое,
особенное, характерное для данного народа и его культуры,, которое
может заинтересовать инонационального представителя и вовлечь в общение.
Общепризнано, что одним из важных механизмов передачи,
сохранения и воспроизводства культуры является школа. „...
В Коми-Пермяцком автономном округе, где свыше 60 % населения составляют представители коренной национальности, только четвертая часть учащихся обучается в национальных школах /в учебные планы включены предметы: родной /коми-пермяцкий/ язык и родная./коми-пермяцкая/ литература/. Остальные учащиеся посещают русские дяголы, занимаются по программам для общеобразовательных школ России, не получая никаких сведений о коми-пермяках. У школьников постепенно формируется негативное отношение ко всему, что связано с коми пермяками, родному краю. Подобное отношение в свою очередь
формирует маргинальную, неустойчивую личность, которая не в состоянии осознать свою национально-культурную идентичность.
Между тем становящаяся новая действительность требует человека с возросшим чувством собственного достоинства, высоким уровнем самосознания, высоконравственными качествами, и сегодня не зря во главу угла поставлены общечеловеческие ценности, которые заложены в культуре любого народа. Но каждая национальная культура имеет и нечто свое, представляющее интерес для всех народов.
В связи с вышесказанным одна из важных проблем - это проблема развития и взаимодействия национальных культур. Ее позитивное решение должно помочь искоренить ошибочные идеи национальной
исключительности, способствовать росту национального самосознания, привести к взаимопониманию народов. Становится очевидной необходимость вовлечения в диалог культур и коми-пермяцкой кудьтуры [в. целях взаимообогащения его участников, становления их дальнейшего развития. "ожо..
Поиск и создание оптимальных условий взаимодействия культур является одним из главных в решении вышеназванной проблемы.
В качестве возможного пути диалога культур может стать литература, имеющая огромные резервы в плане формирования ,лщнрсти, так как будучи средством постижения действительности, она хранит; накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские ценности. А изучение фольклора коми-пермяцкого народа /текстов, переведенных на русский язык/ в..условиях русских школ Коми-Пермяцкого автономного округа сдедуеж рассматривать как возможный вариант оптимизации преподавания
литературы в общеобразовательной школе, активизации диалога культур, способствующего постижению учащимися новой для них культуры, устранению отчужденности учащихся коми-пермяков от родной культуры. Итак, задачи воспитания высоконравственной личности, формирования у подрастающего поколения глубокого понимания значения национальных культур для общемировой культуры,
гуманистического отношения ко всем народам, глубокого постижения коми-пермяцкого фольклора и на этой основе преодоления неприятия культуры коми-пермяков, прекращения процесса отторжения от
культурных ценностей и исторических корней своего народа делают
(системы актуальным создание методическои взаимосвязанного, диалогического
изучения литератур народов-соседей /в нашем случае русских-д,.коми- пермяков/ в русской школе. ...... Вопросам взаимосвязанного изучения литератур двух и • более народов в разных аспектах посвящены работы многих исследователей: М. М. Абдувалиевой, Л. Г. Басыровой, С. К. Бирюковой, Н. Н. Вербовой, М. Ш. Газалиевой, Б. Ф. Инфатьева, Д. А. Клумбите, Ж. Н. Критаровой,.Н, В. Лекомцевой, А. Г. Лосева, И. X. Майоровой, К. В. Мальцевой т Б- .Ф. Немсадзе, И. М. Оршениковой, С. М. Петровой, Н. С. Русиной, А. В. Рыжеволовой, К. А. Свиридовой, С. К. Семениной, Р. 3. Хайрудлина, М. В. Черкезовой, Л. А. Шеймана и других.
Исследуются различные проблемы: сопоставление типолощчески близких или в чем-либо сходных явлений двух литератур, ознакомление учащихся с материалом литературного краеведения, восприятие творчества русских писателей в инонациональной среде и т.дР.
Так К. В. Мальцева в своих трудах показала роль и место .здоварно-фразеологической работы в преподавании русской литературы, «в
национальной школе. И.Х.Майорова обобщила накопленный опыт отдельных республик и предложила классификацию многообразных форм изучения литературных связей. ЛА.Шейман, исследуя особенности художественного восприятия, пришел к выводу о необходимости его обязательного учета в учебно-воспитательном процессе, так как у разных народов оно различно. Ценность исследования М.В.Черкезовой состоит в том, что в нем обосновывается основной принцип методики
преподавания русской литературы в нерусской школе, опирающийся на общность нравственных начал литератур разных народов и их национальное своеобразие.
Интересна, на наш взгляд, работа М.Ш.Газалиевой, разработавшей на основе культуроведческого подхода методику сопоставительного изучения русского и дагестанского фольклора в национальной школе. В культуроведческом аспекте рассматривают преподавание национальных литератур Г. М. Гогоберидзе, Е.А.Самойлова. v оа...
Проблеме координации и интеграции в преподавании литератур в национальной школе посвящено исследование С.К.Семениной. Исследовательница предлагает интегрировать литературы в национальной школе на культурологической основе. Особо стоит отметить исследования Л. Г. Басыровой, Б. Ф.
Немсадзе, И. М. Орешниковой, раскрывающих пути и формы воспитательного воздействия национального фольклора и литературы на русских школьников через факультативы, внеклассные мерсдриятия, уроки казахской литературы. . Ьн ы х
Изучению мифологии разных народов в сопоставительном плане на уроках литературы в национальной школе посвящено исследование Ж.Н.Критаровой. .....н.
Однако пока единичны исследования, рассматривающие взаимосвязанное изучение литератур соседних народов в пределах программы по литературе русских общеобразовательных школ /216/. И лишь несколько работ, касающихся проблемы видения и различения учащимися картины мира другого этноса, культура которого через искусство слова вступает с ними в диалог /220, 203/. Пока отсутствуют и исследования по взаимосвязанному изучению фольклора и литературы русского и коми-пермяцкого народов в условиях школ Коми-Пермяцкого автономного округа. Мы впервые обращаемся к идее сопряжения этих двух национальных культур; пытаемся раскрыть роль и особенности сотворческого приобщения к литературе коми-пермяцкого народа учащихся русских школ округа. Все это обуславливает значимость, данного исследования. По мнению академика Д.СЛихачева, основу древа культуры любого народа составляют такие категории, как труд, вера, семья, быт, фольклор. А.М.Горький утверждал, что начало искусства слова находится в
фОЛЬКЛОре. Мы разделяем их мнение и считаем, что фольклор является одним из сильнейших факторов, влияющих на формирование личности, поэтому именно фольклор предлагаем использовать в качестве защиты подрастающего поколения от нравственного и духовного оскуд ения.ркак средство активного разрушения культурного барьера между народами, как инструмент социализации человека и гуманизации общества.
Объектом исследования является процесс преподавания литературы в русских школах Коми-Пермяцкого автономного округа. _ йКЛЧ ,
Предмет исследования - сопоставительноое изучение коми-пермяцкого «русского фольклора в 5-8 классах в целях формирования у
учащихся представлений о национальной картине мира коми-пермяков, воспитания положительного отношения к коми-пермяцкой культуре. -"
Цель исследования - определение объема содержания коми-пермяцкого фольклора и разработка методики его изучения в 5-8 классах русских школ, выявление форм, методов и средств освоения учащимися фольклора коми-пермяков, постижение, национальной сущности характера народа, преодоление отчуждения школьников от культуры родного края.
Анализ философской, социологической, культуроведческой,
психолого-педагогической литературы, методических иследований,
результаты изучения практики преподавания литературы в школах округа, личный опыт диссертанта, выводы констатирующего среза эксперимента позволили сформулировать гипотезу: приобщение учащихся русских .школ Коми-Пермяцкого автономного округа к литературе (фольклору), щадит пермяцкого народа наиболее эффективно осуществляется при:
выявлении национально обусловленных особенностей мировосприятия учащихся;
- учете общности и национального своеобразия вступающих в диалог русской и коми-пермяцкой литератур (фольклора).
Реализация цели исследования и проверка гипотезы потребовали решения следующих задач:
- обосновать необходимость изучения в русской школе Коми-Пермяцкого автономного округа произведений коми-пермяцкого фольклора с учётом его специфики и жанрового многообразия;
- рассмотреть и проанализировать на материале сопоставления русского и коми-пермяцкого фольклора основные черты их типологической общности и национального своеобразия;
- обосновать методику изучения коми-пермяцкого фольклора в русских школах округа;
- экспериментально проверить данную методику. Методологическая основа исследования. Исследование опирается на
труды философов и литературоведов: М.М.Бахтина, ГД.Гачева, В.М.Жирмунского, И.А.Ильина, М.С.Кагана, изучавших отдельные культуры в диалоге с другими культурами, признающих равновеликость резервов каждой из них; объясняющих культурные особенности природно- историческими условиями; культурологов и фольклористов: В.А.Аникина, А»Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева, С.Г.Круглова, Д.С.Лихачева,
В.Я. Проппа, считающих фольклор основой культуры и эффектищым средством формирования высокодуховной личности; психологов: Л.С.Выготского, А. Н.Леонтьева, О.И.Никифоровой, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона, отводящих большую роль сопоставлению, сравнению нового с имеющимся уже художественным опытом воспринимаюдд щ; дидактов, методистов национальной школы: Г.Н.Волкова, Л.А.Шеймана, М.В.ЧеркезовОй, К.М;Нартова, уделяющих большое внимание на различные аспекты взаимосвязанного изучения литератур в национальной школе; дидактов и методистов русской школы: В.В.Голубкова, М-А; Рыбниковой, Т.Ф.Курдюмовой, В.Г.Маранцмана, О.Ю.Богдановой, В.Я.Коровиной; финно-угроведов: В.Н. Белицер, Л.С.Грибовой, А.К.Микушева, К.Ф.Жакова, М.Н.Ожеговой, раскрывших особенности коми-пермяцкой культуры.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: ...
теоретический (анализ философской, психолого-педагогической, литературоведческой и методической литературы);
- сопоставление коми-пермяцкого и русского фольклора;
- социолого-педагогические (наблюдение за ходом учебного процесса; изучение школьной документации; беседы с учителями и учащимися; анкетирование и беседы с учителями и учащимися; анализ устных ответов и письменных работ учащихся);
- экспериментальный (проведение констатирующего и обучающего эксперимента);
- статистический (обработка результатов эксперимента). Исследование проводилось в несколько этапов:
1 этап/1992г./ - изучение литературы по проблеме диссертации, анализ массового опыта приобщения к культуре родного края в школах Коми- Пермяцкого автономного округа, позволивший выявить отношение, учащихся к родному краю, коми-пермяцкому языку, фольклору и литературе; разработка и проведение констатирующего эксперимента.
2 этап /1992-1997гг/ - теоретическая разработка проблемы, проведение опытно-экспериментальной работы на базе школы N 9 г. Кудымкара, Юрлинской и Кочевской средних школ, систематизация и обработка экспериментальных данных.
3 этап /1997-2000гг/ - научно-педагогическое обобщение материалов исследования.
Научная новизна и теоретическое значение исследования заключается в следующем: - рассмотрены и проанализированы основные черты типологической общности и национального своеобразия русского и коми-пермяцкого фольклора;
- дана научно обоснованная и экспериментально проверенная система изучения коми-пермяцкого фольклора в русской школе в дспекте
диалога культур, формирующая положительное отношение к крми--пермяцкому народу, его культуре.
Практическое значение исследования заключается в том, что в нем проведен отбор фольклорного материала для изучения в 5-8 классах русских школ, предложены эффективные методы его изучения. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе учителей литературы основных и средних общеобразовательных школ,
методической подготовке студентов педагогических вузов, на курсах повышения квалификации в институтах повышения квалификации и усовершенствования учителей.
Полученные в ходе исследования результаты реализованы в варианте действующей программы по литературе для 5-9 классов общеобразовательных школ, учебной хрестоматии для 5-7 классов русских школ, научно-методических статьях автора.
Достоверность выводов исследования подтверждается результатами констатирующего эксперимента, которым был охвачен 291 учащийся школ округа, данными обучающего эксперимента, которому подвергся 61 школьник г.Кудымкара, Кочевского и Юрлинского районов, наблюдениями и личным опытом работы в школе, личным участием в эксперименте автора исследования, анкетными данными, полученными в результате чтения лекций автором учителям литературы в Коми-Пермяцком окружном институте усовершенствования учителей.
Апробация результатов исследования осуществлялась в средней школе N9 г.Кудымкара, Юрлинской средней школе Юрлинского района, Кочевской средней школе Кочевского района. Материалы диссертационной работы многократно использовались на городских и районных заседаниях МО учителей-словесников, лекционных и
семинарских занятиях курсов повышения квалификации учителец дїсекого языка и литературы школ Коми-Пермяцкого автономного округа.
Результаты исследования обсуждались на Коллегии управления образования администрации Коми-Пермяцкого автономного округа, на Первой Международной научно-практической конференции "Коми- пермяки и финно-угорский мир" в мае 1995г. /г. Кудымкар/, Всероссийской научно-практической конференции "Филология и школа" в ноябре 1995г. /Москва/, региональной научно-практической конференции "Обновление содержания и методики филологического образования: опыт и проблемы" в ноябре 1996г. /г.Пермь/, межрегиональной научно-практической конференции "Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие" в ноябре 1997г. /г.Пермь/, Международном симпозиуме "Финно-угорский мир и XXI век" в ноябре 1998г. /Йошкар-Ола/, III Международной научно- практической конференции "Исторический опыт российских регионов: округ и Урал на рубеже тысячелетий" в феврале 2000 г. /г. Кудымкар/ и др. На защиту выносятся следующие положения:
- необходимым условием плодотворного диалога русского и коми- пермяцкого фольклора является выявление и учет их типологической общности и национального своеобразия; ;;
адекватному полноценному пониманию коми-пермяцкого фольклора русскими учащимися способствует учет психологических особенностей их восприятия, сформированных родной культурой;
- изучение учащимися русских школ коми-пермяцкого фольклора активно способствует формированию поликультурной личности, понимающей самоценность любой национальной культуры, способной уважительно относиться к ней.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. ..,,.
В первой главе обосновывается актуальность диалога культур как средства взаимообщения и взаимопонимания народов, раскрывается занимаемое фольклором место в национальной культуре, освещается взаимодействие коми-пермяцкой культуры с другими культурами, представляется коми-пермяцкий фольклор, его жанры и особенности, обусловленные национальным мировидением.
Во второй главе определяются задачи современной школы и роль фольклора в решении этих задач. На основе архивных материалов и данных констатирующего среза эксперимента анализируется изучение фольклора и литературы коми-пермяков в школах Коми-Пермяцкого автономного округа, дается теоретическое обоснование гипотезы, выявляется зависимость восприятия учащихся от уже сформировавшегося национального образа мира, предлагается методика изучения коми,т пермяцкого фольклора в русской школе в диалоге с русской культурой, обосновываются и обобщаются результаты обучающего эксперимента.
В конце каждой главы содержатся выводы.
В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования и намечены пути дальнейшей работы над данной темой.
Диалог культур - средство взаимообщения и взаимопонимания народов
XX век поднял на новые высокие ступени науку, культуру, возвысил личность. В то же время XX век значительно разъединил людей, лишил их доброты. Современное поколение становится все более прагматичным, легко попадает под влияние массовой развлекательной культуры, которая формирует в человеке агрессивность, неверие и недоверие, ведет к духовной деградации.
Представители лучших умов современного общества обеспокоены тем, что «исчезает передача нравственного опыта поколений, опыта, которому ыла свойственна глубокая человечность...» / 45, 49/, что нарушена преемственность передачи от поколения к поколению классической культуры. Ускорение развития человечества сопровождается понижением уровня его стабильности: возрастает неустойчивость мира между народами, опасность возникновения войны с применением оружия массового поражения, угроза экологической катастрофы и т.п.
В этих условиях культура все более осознается как эпицентр человеческого бытия и рассматривается как «способ совместного существования» народа, /129, 11/.
Единого определения культуре нет. Советский энциклопедический словарь определяет ее следующим образом: «Культура... - исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;.. Включает в себя предметные результаты деятельности людей /машины, сооружения, результаты познания, производство искусства, нормы морали и т.д./, а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности /знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей /... 7184,677/. В узком смысле под культурой подразумевается "огромный потенциал духовного опыта человечества, накопленного за тысячелетия его существования и определяющий нынешний уровень его интеллектуального, нравственного, эстетического развития" /30, 5/.
Религиозный философ начала XX века П. А. Флоренский определял культуру как среду, растящую и питающую личность, или как язык, объединяющий человечество.
В сегодняшней действительности для нормального существования общества необходима полноценная, многообразная культурная среда, которая является важнейшим фактором духовного становления и совершенствования личности.
Культура обладает способностью качественно изменять социальный мир человека, его судьбу. «Всякая культура /даже материальная/ есть культура духа; ... она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» /16, 166/. Это эффективное средство воздействия на развитие интеллекта и( эмоций человека, на изменение общественного сознания, она обеспечивает глубокое погружение в мир психологии людей и даже целых народов.
Культура, как всякий диалектически развивающийся процесс имеет две противоположные особенности: устойчивость, которая заключается в культурной традиции, и благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, и каждое новое поколение, опираясь на созданное предшествующими поколениями, может актуализировать этот опыт; и устремленность к творческой деятельности /человек как носитель культуры обречен на постоянное, все. более многообразное самовыражение/. Однако культуру, творчество порождает, только такая деятельность, которая носит сакральный характер и связана с поиском смыслов в жизни, получает отзвук у других людей, рождает душевный подъем, будит созидательные начала. «Культура касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного», - подчеркивает русский философ И. А. Ильин / 65, 172/.
Фольклор как составная традиционная часть национальной культуры
Фольклор как составная традиционная часть национальной культуры «Под фольклором следует разуметь устное поэтическое творчество широких народных масс», - утверждал известный фольклорист Ю. М. Соколов /186, 6/.
В произведениях устного поэтического творчества тот или иной народ отразил свое представление о мире. Фольклор является одним из компонентов общественного сознания и одним из основных средств выражения нравственного сознания народа. «Первый русский подлинный ученый-фольклорист» /по определению Ю. М. Соколова - Н. М./ Ф. И. Буслаев писал: «Народный эпос /то есть слово/ во всех разнообразных его видах, начиная от мифа и чарующего заклятия - отголоски языческих обрядов, и до детской игры, сопровождаемой пеньем и сказками, и до колыбельной песни, - есть не только выражение народного быта, но это сама духовная жизнь народа, перелитая в гармонические звуки родного слова» / 25, 428/.
Фольклор как явление культуры возник из наблюдений людей над природой, окружающей действительностью, взаимоотношениями человека с человеком и человека с природой.
По мнению ученых, человеку свойственна глубинная потребность к уподоблению, которая состоит в том, чтоб видеть перед собой какие-то персонифицированные образцы. Как результат этой потребности персонифицированные образцы-образы вначале возникшие в человеческой мысли, объективизировались в фольклорных произведениях, потом начали воздействовать на человеческие поступки.
Фольклор способствует развитию самого человека в качестве субъекта деятельности. Он направлен на поиск возвышенных жизненных смыслов, утверждение идеалов. Фольклорные произведения были своеобразной летописью. Историческая ценность их в том, что в них заложена духовная биография народа, отражены все стадии его развития, взаимосвязи с другими народами. К;,,
Возникновение и развитие отдельных жанров, например, былин у русского народа, значительное развитие коми-пермяцких преданий, определяется особенностями исторического развития народа, характером влияния фольклора других народов и т.д.
Устное поэтическое творчество хранит в себе самое ценное с точки зрения народа. Но в то же время «фольклор - не архаика, не мертвая музейная древность, а живой непрестанно изменяющийся организм» /174, 19/, и более того, устойчивость и традиционность, присущие фольклору, помогают понять особенности современной жизни отдельного народа, развитие его культуры. Фольклор содержит очень много интересного для любого представителя современного общества, так как отражает мировоззрение предков тога-.«ли иного народа, их быт, эстетические и моральные идеалы.
В произведениях фольклора раскрывается национальное своеобразие, психология народа. Исторические особенности формирования народа, особенности занимаемой им территории, экономической жизни, материальной культуры, характера труда и быта народа, его традиции выработали особенности психики, которые отражаются в фольклоре, поэтому он является источником изучения национального характера. Из фольклорных произведений вырисовывается многогранный, неповторимый характер того или иного народа. «Мужественный, сильный, суровый - по былинам и историческим песням; насмешливый и озорной - по бытовым сказкам; веселый, задорный и неунывающий - по плясовым и шуточным песням; грустный, глубоко чувствующий и переживающий - по лирическим песням; мудрый, наблюдательный, остроумный - по пословицам - такой русский человек во всем его величии, простоте и красоте» /206,8/. .. .,..... А вот какими предстают герои фольклорных произведений "коми-пермяцкого народа и сами коми-пермяки в оценке исследователей. Они выносливы, терпеливы, обладают выдержкой и смекалкой, бескорыстны, наблюдательны и, по-своему, мудры, носят «черты постоянной правдивости , нетребовательны к окружающим их условиям, но настойчивы в достижении целей /75,158; 222,94/.
Фольклор как правило является основой любой формирующейся литературы. По словам А. М. Горького, «устная поэзия трудового народа... родоначальница книжной литературы» / 44, 174/. У многих народов-дервые письменные художественные произведения - это литературная обработка народных песен, сказов и т.п. Фольклор определил первые шаги и коми пермяцкой литературы: один из ее основоположников А. Н. Зубов в начале своей литературной деятельности мастерски переработал народную сдрззию «Кэкэ горттэм» /»Кукует бездомная»/.
Роль фольклора в формировании духовности, - одной из основных задач современного образования
Сегодня образование переживает сложный период. Во-первых, наше общество втягивается во все углубляющийся процесс духовной деградации, разложения нравственного сознания. Во-вторых, происходит постепенный переход от развития, основанного на использовании главным образом способностей человека к физическому труду, к развитию, основанному на использовании интеллектуального, культурного потенциала личности. Бурные темпы научно-технического прогресса создают у человека постоянную потребность в новых знаниях и навыках. По мнению ученых, сегодня необходимо обеспечить адекватность образования требованиям быстроизменяющегося мира /106, 91. В связи с этим в новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации или готового знания, как это было в традиционном школьном образовании,,а на рщвитие мышления. "Под развитием мышления понимается систематическая; последовательная тренировка творческих, критических, исследовательских навыков (умений, способностей, искусств), с тем, чтобы сделать сознание людей гибким, открытым для необычного, что может "подбросить" грядущи век." /225, 35/. Основной чертой мышления становится ассоциативность, умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказавшись от уже существующего стереотипа.
Современный мир нуждается в системном мышлении. Он требует от человека не только прочных и глубоких специальных знаний в той или ащщ. области, но именно системного мышления, которое позволило бы создать целостную среду обитания, предвидеть результаты деятельности и отвечать за них. Поэтому у учащихся необходимо формировать целостное видение мира и понимание места и роли человека в нем, чтобы будущий гражданин сознавал всю ответственность за последствия того, что он делает для людей-, и для природы.
Школа призвана способствовать формированию у учащихся качеств творческой личности, поэтому учитель перестает быть только источником информации, передатчиком знаний. Функцией учителя становится функция "организатора мыследеятельности", строящего поисковый процесс, который бы активизировал учащихся, развивал у них не только память, но и восприятие, воображение, разные формы мышления. Задача учителя - создать ситуацию мысли, которая приводит к приращению знаний-мыслей в сознании всех участников ситуации. "Знание-мысль всегда является результатом собственных усилий индивида... Знание-мысль - это то, что человек сотворил сам,.; Это, в конце концов, новые идеи, открытия и т.д." /81,54/.
Для сегодняшнего общества характерно пристальное внимание к проблемам гуманизации образования. Современная история и культура требуют, чтоб мысль обратилась к человеку как к центру мироздания.,, Это связано с эволюцией философских взглядов, в соответствии с которыми BjyosHTp научной картины мира выдвигается человек, являющийся высшей ценностью; его развитие, раскрытие потенциальных возможностей, благополучие должны представлять для общества самые важные цели.
С усилением роли образования в общественном пространстве связано стремление перейти на личностно ориентированную модель образования, рассматривающую ученика в качестве полноправного партнера в условиях сотрудничества.