Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов общеобразовательных школ Таймыра
1.1. Аксиологический аспект образования как педагогическое обоснование изучения фольклора коренных народов Севера 18
1.2. Культуроведческий и этнокультурный подходы к изучению фольклора коренных народов Севера
1.3. Методическое обоснование изучения фольклора коренных народов Севера 39
1.4. Психолого-педагогическое обоснование изучения фольклора коренных народов Севера
Выводы по Главе 1 65
Глава 2. Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра
2.1. Самобытность и жанровое многообразие фольклора коренных народов Севера 69
2.2. Организация эксперимента по апробации методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра
2.3. Изучение фольклора коренных народов Севера в ходе эксперимента 113
2.4. Обобщение результатов эксперимента 138
Выводы по Главе 2 157
Заключение 159
Библиография 165
Приложения 187
- Аксиологический аспект образования как педагогическое обоснование изучения фольклора коренных народов Севера
- Методическое обоснование изучения фольклора коренных народов Севера
- Самобытность и жанровое многообразие фольклора коренных народов Севера
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена ценностными ориентирами современного школьного образования. Перед педагогической общественностью поставлены задачи создания условий для самореализации личности, овладевшей системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов; личности, обладающей чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира. В национальных регионах России школа должна обеспечить учащимся возможность приобщения к общечеловеческим знаниям и ценностям, к богатству и самобытности национальной культуры. Актуально это и для общеобразовательных школ Таймыра, на территории которого компактно проживают пять этносов из числа коренных народов Севера: энцы, нганасаны, ненцы, долганы, эвенки.
Введение в вариативную часть учебного плана общеобразовательных учреждений специальных часов национально-регионального компонента (дополнительных предметов, факультативных занятий, спецкурсов и т.п.) приводит к перегрузке учащихся и к тому, что культура коренных народов Севера становится доступна только для учащихся, которые изучают национальный фольклор, литературу и культуру в рамках предметов по выбору. Возникает противоречие между необходимостью познания уникальности национальной культуры региона и реальными возможностями учебного плана общеобразовательного учреждения. Одним из путей приобщения учащихся к национальной культуре может быть дополнение содержания учебных предметов инвариантной части базисного учебного плана материалом, отражающим культурные, исторические, национальные особенности региона.
Литература как учебный предмет обладает высокими потенциальными возможностями в реализации поставленных государством задач. В настоящем исследовании рассматривается проблема изучения фольклора коренных народов Севера (в частности, энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков, проживающих с древних времен на территории Таймыра) в курсе литературы инвариантной
4 части базисного учебного плана 5-6 классов общеобразовательных школ Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края (до января 2008 территория имела статус автономного округа). Среди названных коренных народов Севера энцы и нганасаны проживают только на Таймыре, долганы, ненцы, эвенки - на Таймыре и в других регионах России: соответственно в Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе и Эвенкии. Фольклор вышеперечисленных народов уникален тем, что он представляет собой феномен циркумполярной культуры (циркумполярной называют культуру, созданную несколько тысячелетий назад народами Арктики и Севера, целиком и полностью проживающими за Полярным кругом).
Известно, что фольклор как неотъемлемая часть духовной культуры народа содержит в себе не только информацию об истории народа, его религиозных и нравственных представлениях, но и общечеловеческие духовные ценности. Поэтому знакомство с фольклором выше названных коренных народов Севера может стать для учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра ступенькой в постижении, с одной стороны, общечеловеческих духовных ценностей и мировой культуры, с другой, - эмоционально-нравственного потенциала и национальной самобытности культуры коренных народов Севера.
По результатам анкетирования, проведенного автором исследования, выявлено, что учителя общеобразовательных школ Таймыра осознают необходимость изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов. Вместе с тем 5 % учителей обращаются к нему на уроках литературы эпизодически, проводя 2-3 урока в год; 75 % - используют на уроках материал по фольклору коренных народов Севера крайне редко (1-2 урока в год), потому что испытывают затруднения из-за недостаточных знаний о нем; 17 % - совсем не используют фольклор коренных народов Севера, так как незнакомы с ним, 3 % - не задумывались над этой проблемой. Можно констатировать, что в общеобразовательных школах Таймыра
1) изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6
классов не рассматривается с точки зрения более полной реализации таких
образовательных целей преподавания литературы, как
-развитие аналитического мышления учащихся (их способности сравнивать, сопоставлять, анализировать и др.); устной и письменной речи (умения строить высказывания, правильно и последовательно излагая' фактический материал в соответствии* с темой и основной мыслью создаваемого текста, используя богатство и разнообразие лексического и грамматического строя речи и др.); -повышение читательской культуры (навыки чтения и умения выразительно читать; потребность в чтении; читательская эрудиция, способность к восприятию текстов; необходимый уровень теоретико-литературных понятий; умения оценки и интерпретации и др.);
- совершенствование умений чтения и анализа художественных произведений с
привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений
из различных наук;
2) недооценивается эмоционально-нравственный потенциал фольклора
коренных народов Севера и вследствие этого недостаточно полно реализуются
такие воспитательные цели преподавания литературы, как .'
-приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям и национальной
самобытности культуры коренных народов Севера;
развитие у учащихся духовно-нравственных качеств личности;
воспитание чувства любви к родной земле, к месту проживания;
воспитание граждан России, уважающих культуру других народов и на этой основе формирование культуры межнационального общения;
3) большинство учителей не готово к самостоятельному решению проблемы,
связанной с изучением фольклора коренных народов, Севера в курсе литературы
5-6 классов.
Объясняется это тем, что данная проблема методически не освещена и для проведения уроков отсутствует учебно-методический комплекс: программа, хрестоматия для учащихся и методические рекомендации для учителей. Вышеизложенное определяет актуальность исследования проблемы изучения
фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра.
Степень научной разработанности проблемы. На необходимость использования национально-регионального материала в процессе школьного преподавания учебных дисциплин обращали внимание классики отечественной и зарубежной педагогической науки: А. Дистерверг, Д. Дьюи, С. И. Гессен, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, П. А. Сорокин, В. Я. Стоюнин, Л.Н.Толстой, К. Д. Ушинский и др., а также современные ученые, исследующие различные проблемы теории и методики преподавания литературы. Принцип культуросообразности учитывается в работах М. Г. Ахметзянова, С. К. Бирюковой, А. И. Борисовой, Е. А. Бородкиной, Ж.Н.Критаровой, Г. А. Обернихиной, 3. С. Смелковой, Л. В. Тодорова, М. В. Черкезовой и др., посвященных различным аспектам методики изучения произведений русской классики, лирики, теоретико-литературных понятий, биографических и обзорных тем русской литературы в национальной школе. Вопросы организации учебного процесса с использованием национально-регионального компонента рассмотрены С. Б. Абаевым, Р. Б. Карабашевой, Ю.В.Лазаревым, Л. П. Прокошенковой и др. Проблемы взаимосвязанного, сопоставительного, интегрированного изучения художественных произведений разных народов России освещены в трудах М. М. Абдувалиевой,
A. Г. Абдулхаликовой, Н. А. Бакиева, В. Б. Бамбаевой, М. Ш. Газалиевой,
B. И. Гамулова, Л. Ф. Григорьевой, С. А. Зинина, А. Н. Кошербаевой,
И. X. Майоровой, А. М. Мансуровой, К. М. Нартова, Г. А. Обернихиной,
C. М. Петровой, Р. 3. Хайруллина, Р. О. Хазратовой, Т. В. Уткиной,
М. В. Черкезовой, Л. П. Шидуковой и др. Культурологические аспекты
преподавания литературы, культуроведческий и этнокультурный подходы к
изучению литературы и фольклора представлены в исследованиях
З.А.Айдаровой, Г. А. Акимкуловой, С.К.Бирюковой, М. Ш. Газалиевой,
Г. М. Гогоберидзе, В. А. Доманского, Л. А. Крыловой, О. В. Мазуренко,
М. А. Мачулиной, Э. К. Нюденовой и др. Изучению на основе диалога культур
произведений разных народов и выявлению в них общечеловеческого и
7 национального посвящены работы А.К.Абрамяна, Г. А. Захаровой, Н. А. Мальцевой, С. К. Семениной, Е. Н. Тарасовой, М. В. Черкезовой, Э. Д. Шантиной и др.
Потребность образовательных учреждений в использовании этнокультурных особенностей конкретного региона в учебно-воспитательном процессе обуславливает необходимость исследований проблем, связанных с изучением произведений литературы и фольклора народов России в школах с русским языком обучения. Те или иные аспекты указанной проблемы представлены в работах А. М. Мансуровой, М. И. Поповой, Э. Д. Шантиной и др. Изучение национально-регионального материала в них рассматривается преимущественно в связи с организацией факультативных занятий или специальных курсов, дополнительных учебных дисциплин по изучению родной (нерусской) литературы. Изучение национального фольклора в русскоязычных школах Казахстана, по мнению А. Н. Кошербаевой, является важным средством приобщения учащихся к культурному наследию народов. Н. А. Мальцева предлагает методику изучения коми-пермяцкого фольклора в русской школе в диалоге национальных культур. Исследования в данном направлении немногочисленны, и потому говорить о его достаточно полной разработанности преждевременно. Еще меньше освещены вопросы изучения национальной» литературы или фольклора в курсе русской литературы (Н. К. Лотова, С. К. Семенина и др.). Исследований, связанных с изучением устного творчества энцев, нганасан, ненцев, долган и эвенков, проживающих на территории Таймыра, в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ в настоящее время нет.
Цель, диссертационного исследования заключается в том, чтобы, опираясь на достижения современной науки в области методики преподавания литературы, педагогики, психологии, литературоведения- и культурологии, теоретически обосновать возможность и целесообразность изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра и разработать соответствующую
8 методическую модель, позволяющую реализовать определенные образовательные и воспитательные цели преподавания литературы.
Объектом исследования является изучение фольклора в курсе литературы общеобразовательных школ Таймыра.
Предмет исследования — изучение фольклора коренных народов Севера (энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков, с древних времен проживающих на территории Таймыра) в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра.
Гипотеза: изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов даст возможность для более полной реализации определенных образовательных и воспитательных целей преподавания литературы, если будут
выявлены целесообразность и возможность изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов общеобразовательных школ Таймыра;
определены подходы к изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов общеобразовательных школ Таймыра;
учтены при организации изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов общеобразовательных школ Таймыра разработанные в методике преподавания литературы теоретические положения и аспекты изучения в школе произведений разных народов;
-подобраны произведения фольклора коренных народов Севера, отражающие национальную самобытность и духовно-нравственные ценности культуры коренных народов Севера, приемлемые для восприятия учащимися 5 — 6 классов, и соотносимые по содержанию и жанровым особенностям с произведениями фольклора, традиционно изучаемыми в курсе литературы 5 - 6 классов;
- разработаны методическая модель по изучению фольклора коренных народов
Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра,
соответствующие программа, хрестоматия для учащихся и методические
рекомендации для учителей;
9 -использованы в процессе изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра виды и формы учебной деятельности, соответствующие психолого-педагогическим особенностям учащихся 5 — 6 классов и обусловленные спецификой произведений фольклора коренных народов Севера.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:.
^проанализировать труды по проблеме исследования в области методики преподавания литературы, педагогики, психологии, литературоведения, культурологии, разделы программ по литературе, посвященные фольклору, и разработанные в методике преподавания литературы теоретические положения и аспекты изучения произведений разных народов;
изучить исследования ученых о фольклоре коренных народов Севера и подобрать тексты произведений фольклора коренных народов Севера для их изучениям курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра;
обобщить существующую практику преподавания фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6' классов в общеобразовательных школах Таймыра и определить подходы к изучению фольклора коренных народов Севера;
разработать методическую модель изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра;
подготовить программу, хрестоматию для учащихся, методические рекомендации для учителей по изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра;
обобщить результаты эксперимента по проверке гипотезы и апробации методической' модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра с использованием авторских материалов: программы, хрестоматии для учащихся и методических рекомендаций по изучению фольклора коренных народов-Севера.
Методологической основой исследования явились научные труды по
10
методике преподавания литературы, педагогике, психологии,
литературоведению и культурологии; исследования о фольклоре коренных народов Севера; нормативные документы в сфере образования, концепции, программы, учебники, хрестоматии, учебные пособия по литературе для 5-6 классов общеобразовательных школ.
Для достижения поставленной цели, проверки гипотезы и реализации задач исследования применялись следующие методы:
теоретические: анализ трудов по проблеме исследования в области методики преподавания литературы, педагогики, психологии, литературоведения, культурологии, разделов программ по литературе 5 — 6 классов, посвященных фольклору, и разработанных в методике преподавания литературы теоретических положений и аспектов изучения произведений разных народов; оценка результатов анкетирования учащихся и учителей; конкретизация понятий; моделирование процесса изучения * фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра; прогнозирование результатов изучения;
эмпирические: беседы, с учащимися и учителями, методистами, представителями интеллигенции коренных народов Севера; анкетирование учащихся и учителей; изучение репродуктивных и творческих работ учащихся; наблюдение за деятельностью учащихся на уроках в процессе изучения, фольклора коренных народов Севера; эксперимент по апробации методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы. 5 — 6 классов общеобразовательных школ Таймыра с использованием авторских материалов; обработка результатов, полученных в ходе эксперимента; изучение нормативных документов в сфере образования, педагогической документации (классных журналов, книг приказов по основной деятельности учащихся; отчетов учителей, руководителей кружков и др.), читательских формуляров' учащихся.
Экспериментальная база исследования: 5-6 классы «Дудинской гимназии» г. Дудинки, «Хатангской средней школы № 1» и «Хатангской школы-интерната» с. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района
11 Красноярского края как экспериментальные и средние общеобразовательные школы № 1,3,4,5,7 г. Дудинки как контрольные. Эксперимент проводился в течение 2-х лет с участием 367 учащихся, 15 учителей и диссертанта.
Основные этапы исследования: I этап (2000-2001 годы) изучение трудов по методике преподавания литературы, педагогике, психологии, литературоведению и культурологии; исследований о фольклоре коренных народов Севера. Анализ существующей практики преподавания фольклора коренных народов Севера. Определение целей и задач исследования. Сбор эмпирического материала П этап (2002-2004 годы) Проведение констатирующего эксперимента. Анкетирование учителей округа и учащихся школ г. Дудинки и с. Хатанга, обработка и анализ полученных результатов. Разработка авторской программы по изучению фольклора коренных народов Севера, хрестоматии для учащихся, методических рекомендаций для учителей по изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра. На этом этапе велась деятельность проектно-программного типа: было выпущено программно-методическое пособие для учителей, подготовлены и представлены на Всероссийский конкурс «Педагогические инновации - 2003» проект и материалы по изучению фольклора коренных народов Севера на уроках литературы в общеобразовательных школах Таймыра. III этап (2005-2007 годы) Апробация материалов исследования, эксперимент по проверке гипотезы и методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра с использованием выше названных авторских материалов. Проведен анализ и обобщение результатов эксперимента, сформулированы выводы. Подведены итоги исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем: - подтверждена возможность и целесообразность изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра в пребделах инвариантной части базисного учебного плана;
- определены подходы к изучению фольклора коренных народов Севера в
курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра:
аксиологический, культуроведческий, этнокультурный;
. - раскрыто авторское содержание понятия «аксиологический подход к изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра», под которым понимается совокупность приемов и способов, позволяющих устанавливать взаимосвязи между произведениями фольклора разных народов на основе выявления в них типологической общности и национального своеобразия, общечеловеческих и национальных духовных ценностей; соотносить последние с ценностными ориентирами современности;
конкретизировано содержание культуроведческого и этнокультурного подходов при изучении фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра;
разработана методическая модель изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра, которая представляет собой общую схему методических >. действий, позволяющих дополнить содержание курса литературы инвариантной части базисного учебного плана 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра фольклором коренных народов Севера (энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков);
подготовлены программа, хрестоматия для учащихся, методические рекомендации для учителей по изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы инвариантной части базисного учебного плана в 5 - 6 классах общеобразовательных школ Таймыра.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования доведены до уровня практических рекомендаций по изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов в пределах инвариантной части базисного учебного плана общеобразовательных школ Таймыра. Разработаны, апробированы и внедрены в практику
преподавания таймырских школ методическая модель изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов и такие авторские материалы, как «Программа изучения фольклора коренных народов Таймыра», хрестоматия для учащихся «Фольклор коренных народов Таймыра» и «Методические указания к программе по изучению устного творчества коренных народов Таймыра на уроках литературы».
Основные теоретические выводы и практические рекомендации диссертации могут быть использованы в дальнейших научно-практических исследованиях проблем изучения фольклора коренных народов Севера; в процессе подготовки программ, учебников, хрестоматий, учебно-методических пособий, справочников для изучающих фольклор коренных народов Севера; при проведении спецкурсов и семинаров в высших и средних специальных учебных заведениях, курсов по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров для северных регионов России; в практической деятельности учителей литературы, работающих на Таймыре, (где компактно проживают энцы, нганасаны, ненцы, долганы и эвенки), в Эвенкии, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе (где соответственно проживают эвенки, долганы и ненцы).
Исследование доведено до научно-обоснованной методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра. Эта модель может найти свое отражение в соответствующих учебных планах и программах при решении аналогичных проблем и в других районах Крайнего Севера России.
Достоверность результатов исследования и содержащихся в нем выводов обеспечивается научными положениями методики преподавания литературы, педагогики, психологии, литературоведения и культурологии; подтверждается результатами эксперимента по проверке гипотезы и личным участием автора в апробации методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра; подкреплена внедрением в практику преподавания литературы в «Дудинской гимназии» г. Дудинки, «Хатангской средней школы № 1» и «Хатангской школы-
интерната» с. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края разработанной методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов. Положения, выносимые на защиту.
Фольклор коренных народов Севера в 5-6 классах общеобразовательных школ Таймыра целесообразно и возможно изучать в курсе литературы инвариантной части базисного учебного плана для реализации определенных образовательных и воспитательных целей современного литературного образования, ориентированного на воспитание квалифицированного читателя, обладающего читательской культурой, на воспитание духовно-нравственного гражданина России, проявляющего уважительное отношение к традициям и культуре других народов.
Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов, основанное на анализе содержания разделов программ по литературе, посвященных фольклору; опирающееся на произведения и теоретико-литературные понятия, традиционно изучаемые в курсе литературы, не только не нарушает логики построения курса литературы, но и способствует более глубокому и осознанному его усвоению.
Использование аксиологического, культуроведческого и этнокультурного подходов к изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы общеобразовательных школ Таймыра осуществляется с учетом разработанных в методике преподавания литературы теоретических положений о типологической общности и национальном своеобразии, о соотношении общечеловеческого и национального в произведениях разных народов, а также различных аспектов сравнения и сопоставления, установления взаимосвязи между произведениями фольклора разных народов и возникающем при этом «диалоге культур». Это позволяет обеспечивать полноценное восприятие произведений фольклора коренных народов Севера и произведений фольклора, традиционно изучаемых в курсе литературы; выявлять в них общечеловеческое и национальное содержание, что не только не противоречит регионализации образования, но напротив, усиливает ее.
Методическая модель изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов общеобразовательных школ Таймыра способствует более полной реализации как образовательных целей (развитие у учащихся аналитического мышления, читательской культуры, устной и письменной речи; совершенствование, их умений чтения и анализа, художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений из различных наук и др.); так и воспитательных целей преподавания литературы (приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным духовным ценностям и формирование на этой основе духовно-нравственных качеств личности, культуры межнационального общения и др.).
Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра необходимо осуществлять с использованием потенциала и ресурсов школьного окружения, возможностей учреждений культуры, той среды, где происходит обучение.
Апробация основных положений и результатов исследования осуществлялась собственным опытом исследователя при проведении уроков, чтении лекций на курсах повышения квалификации учителей литературы в Таймырском окружном научно-методическом центре (март 2005, г. Дудинка), при проведении семинаров для директоров образовательных учреждений Дудинского района (октябрь 2002, г.Дудинка), учителей литературы общеобразовательных школ с. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (апрель 2007 г.) и для слушателей курсов повышения квалификации кафедры преподавания русского языка и литературы Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ (сентябрь 2007 г. — февраль 2008 г., г. Москва). Содержание и результаты исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе» (ноябрь 2003, г. Дудинка), на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации - 2003», на педагогических конференциях и
16 педагогических чтениях Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа (2001, 2002, 2004, 2005, 2006 годы, г.Дудинка), обсуждались на заседаниях кафедры преподавания русского языка и литературы АПК и ППРО, в публикациях исследователя.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Основное содержание работы. Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность темы исследования; определяются объект, предмет, цели и задачи; выдвигается гипотеза; раскрываются методы исследования и его этапы; содержатся сведения о достоверности, апробации и внедрении в практику полученных результатов; выявляются научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические основы изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра» изложено методическое и психолого-педагогическое обоснование темы исследования, выявлены аксиологические аспекты содержания литературного образования и сформулирована сущность аксиологического подхода к изучению фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра, выделены общечеловеческие ценности, которые являются основой, объединяющей культуры народов мира, конкретизированы понятия «культуроведческий» и «этнокультурный» при определении подходов к изучению фольклора коренных народов Севера. Рассмотрены разработанные в методике преподавания литературы положения о типологической общности и национальном своеобразии литератур, о соотношении в них общечеловеческого и национального, о сравнительно-сопоставительном их изучении, установлении взаимосвязи между ними, о возникающем при этом «диалоге культур», учет которых представляется важным при изучении фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра. На основе анализа психолого-педагогической характеристики школьников 5-6
классов сделан вывод о том, что изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы соответствует их психологическому и интеллектуальному развитию.
Во второй главе «Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5 — 6 классов общеобразовательных школ Таймыра в ходе эксперимента» дана характеристика жанрового многообразия фольклора коренных народов Севера, проживающих на территории полуострова Таймыр; природно-климатические условия которого определили самобытность, уникальность и эмоционально-нравственный потенциал устного творчества энцев, нганасан, ненцев, долган и эвенков: их мифологических воззрений на природу, наставлений, пословиц и поговорок, загадок, сказок, песенного творчества, эпических произведений. Основное содержание главы посвящено описанию организации эксперимента по проверке гипотезы и апробации методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов с использованием авторской программы, хрестоматии для учащихся и методических рекомендаций для учителя, рассмотрены проблемы, возникающие на подготовительном этапе эксперимента, предложена методическая модель изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5—6 классов, представлен анализ результатов эксперимента по проверке гипотезы и апробации методической модели изучения фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов общеобразовательных школ Таймыра.
В заключении содержатся основные выводы по данной работе и намечаются перспективы дальнейшего исследования избранной проблемы.
Аксиологический аспект образования как педагогическое обоснование изучения фольклора коренных народов Севера
Современные ученые-методисты, педагоги, философы, культурологи: Н. Г. Багдасарьян, В. А. Доманский, Д. С. Зайцев, И. Ф. Исаев, A. И. Кравченко, Л. А. Микешина, А. М. Новиков, Г. М. Пономарева, B. А. Сластенин, Л. А. Степашко, Е. Н. Шиянов и др., - рассматривают образование как неотъемлемую часть культуры, включенную в систему исторически сложившихся институтов общества и подчиняющуюся законам развития культуры. Л. А. Степашко отмечает, что вечной проблемой образования как социокультурного института, стоящего на уровне современного научного, технического, культурного развития, всегда является определение его содержания, адекватного его функциям, [255, с. 10], так как само образование находится в прямой зависимости от общекультурных установок, идеалов, ценностей конкретного исторического времени в конкретной исторической обстановке [там же, с. 119]. Л. А. Микешина, определяя сущность образования и воспитания, заключающуюся в том, что предыдущее поколение передает последующему определенные знания, правила, нормы, имеющие с его точки зрения определенную ценность [163, с.432], говорит об аксиологическом аспекте образования, который И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др. рассматривают как часть культурологического подхода к обучению, предполагающего, «такую организацию педагогического процесса, которая обеспечивала бы изучение и формирование ценностных ориентации личности» [248, с.84]. Под последними ученые понимают «устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания, основные его идеи, понятия, «ценностные блага», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия» [там же, с.89]. Ценностные ориентиры современного образования с учетом изменившихся социально-политических и экономических условий развития страны определены в нормативных документах правительства и Министерства образования РФ: Закон РФ «Об образовании», «Федеральная программа развития образования», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и др.
В новых условиях под образованием, по мнению А.М.Новикова, понимается «формирование разносторонне развитой личности, что, наряду с овладением знаниями, умениями и навыками, включает формирование убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов, способностей, привычек, внимания, воли, чувств и т.д.» [183, с.44]. В этой ситуации целью образования становится создание условий для социализации личности, овладевшей системой общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов, обладающей чувством гражданской ответственности за результаты своей деятельности, за сохранение природы, за судьбы страны и мира.
Среди основных целей и задач образования, определенных «Национальной доктриной образования в Российской Федерации», отметим те, которые заданы темой данного исследования:
1) историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2) воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
3) разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования;
4) самореализация личности;
5) формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений. Если во второй половине XX века образование, по мнению В. А. Доманского, В. В. Ильина, А. М. Новикова, Г. М. Пономарева и др., делало упор в большей степени на формирование систематизированных знаний, умений и навыков [75; 76; 92; 182; 183 и др.], то теперь акцент перемещается на воспитание, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе [270]; формирование планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли [102]. Одним из направлений развития литературного образования в методике преподавания литературы признается «ориентация на гуманистические, национальные и общечеловеческие ценности, воплощенные в произведениях словесного искусства» [186],
Методическое обоснование изучения фольклора коренных народов Севера
На важность изучения фольклора в школе обращали внимание передовые педагоги XIX века: Ф. И. Буслаев, В. И. Водовозов, А. Г. Галахов, A. И. Кирпичников, А. И. Незеленов, Л. И. Поливанов, В. П. Скопин, B. Я. Стоюнин, К. Д. Ушинский и др. [39;180;238 и др.]. Они не только придавали большое воспитательное значение изучению различных жанров русского фольклора в приобщении учащихся к духовной жизни народа, его быту, труду, в постижении любви к отечеству, к родной природе, но и признавали важность изучения фольклора для формирования художественно эстетических вкусов учащихся, развития их языкового чутья и чувства прекрасного. В XX веке методисты А. Д. Алферов, Ю. Н. Верещагин, В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, П. Н. Сакулин, В. Д. Саводник, В. В. Сиповский, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др. - считали, что лучшим средством художественно-эстетического и нравственного воспитания учащихся являются разборы образцов народной поэзии [там же]. М. А. Рыбникова обращала особое внимание на изучение сказок и загадок, подчеркивая их роль для развития и воспитания учащихся. По ее мнению, они воспитывают логику мышления, развивают эстетические чувства учащихся, их образную мысль [238].
Большое значение для совершенствования методики изучения фольклора в школе оказали труды фольклористов, филологов В. П. Аникина, Е. М. Мелетинского, В. Я. Проппа, Б. Н. Путилова и др., разрабатывавших проблему типологии формирования жанров фольклора и фольклорных образов, сущность историко-типологического подхода к фольклору, позволяющего выявить историко-типологические связи как между фольклорными системами, так и внутри одной фольклорной системы. Современные ученые-методисты: Г. И. Беленький, А. Н .Введенская, Т. С. Веселова, Т. С. Зепалова, Т. В. Зуева, В. Я. Коровина, Н. Н. Костанян, Н. В. Колокольцев, Т. Ф. Курдюмова, А. Г. Кутузов, В. Г. Маранцман, Н. Я. Мещерякова, Н. Н. Светловская, М. А. Снежневская и др., разрабатывая систему работы по изучению фольклора в школе, раскрывая специфику изучаемых жанров устного народного творчества и их взаимосвязь, предлагая методы и приемы изучения фольклорных произведений, рассмотрели целый комплекс проблем методики изучения произведений фольклора в современной общеобразовательной школе, связанный с особенностями восприятия школьниками фольклорных произведений (см. параграф 4 настоящей главы).
В диссертационных исследованиях, посвященных тем или иным аспектам преподавания фольклора в школе, изучение фольклора признается необходимым звеном литературного образования школьников, так как богатство и разнообразие жанров фольклора, точная, меткая, образная лексика, иносказательность, поучительность, высокий эмоционально-нравственный потенциал фольклорных произведений приобщают учащихся к источнику народной мудрости, прививают любовь к родному слову (3. А. Айдарова, А. И. Борисова, Т. С. Веселова, А. Ю. Никитченков, Б. Б. Оконов, С. Н. Полышна, Е. А. Самойлова, В. Ж. Хамаганов и др.).
Воспитание квалифицированного читателя, обладающего широким кругозором, определенным уровнем сформированности читательских умений и навыков, владеющего необходимыми теоретико-литературными знаниями, имеющего собственное мнение и умеющего его грамотно выразить в устной и письменной форме, всегда признавалось одной из важных образовательных целей преподавания литературы в школе. Изучение фольклора коренных народов Севера в курсе литературы 5-6 классов должно способствовать воспитанию квалифицированного читателя, обеспечивать непрерывность формирования читательской культуры учащихся, одним из компонентов которой является способность к восприятию различных литературных произведений. В этой связи для нас важны разработанные в методике преподавания литературы положения
- о типологической общности и национальном своеобразии литератур,
- сравнительно-сопоставительном изучении произведений разных народов, -установлении межпредметных и внутрипредметных связей в процессе изучения разнонациональных литератур.
Самобытность и жанровое многообразие фольклора коренных народов Севера
Самобытность и уникальность фольклора коренных народов Севера определены природной средой и географическим положением полуострова Таймыр.
Согласно концепции Г. Д. Гачева природа не просто географическая среда проживания народа, именно в ней совершается история народа: «Природа - это заповеди, скрижали и письмена самого Бытия, в которые надо вникнуть» [58, с.17]. Природа, по мысли ученого, определяет «лицо» народа. Это постоянно действующий фактор, который формирует и организует жизнь народа: «предопределяет и род труда, которым здесь надо заниматься населению (охота, бортничество, кочевье, скотоводство, земледелие, мореплавание, торговля, промышленность...), и образ мира: устроен ли Космос как мировое яйцо, мировое древо...; каковы тут священные животные: Конь, Олень, Верблюд... Здесь коренится и образный арсенал (выделено Г. Д. Гачевым - О.Н.) национальной культуры (архетипы, символы); метафорика литературы, сюжеты искусства - все весьма стабильные... Природа определяет и цветовую символику» [59, с.28].
Историческая взаимосвязанность и общность условий материальной жизни коренных народов Таймыра (энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков) привели к ряду сходных элементов в их общественной и духовной жизни: в мифологии; фольклоре и духовных верованиях, - поэтому целесообразнее в курсе литературы 5-6классов изучать их фольклор не по отдельности, а»в совокупности, как единое целое, сформированное географической средой проживания таймырских этносов.
Общая площадь Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа достигает 884,4 тысяч квадратных километров. Это самый северный регион и единственный субъект Российской Федерации, полностью расположенный за Полярным кругом в Восточной Сибири. Он занимает полуостров Таймыр, включая острова между Енисейским и Хатангским заливом, северную часть Среднесибирского плоскогорья и архипелаг Северная земля. Таймыр удален от главных промышленных районов на тысячи километров. Добраться до него можно самолетом, ледоколом через Северный ледовитый путь или теплоходом в летние месяцы по реке Енисей. Непосредственная близость Северного ледовитого океана (полуостров окружен морем, протяженность морских границ в округе равна 3200 км), вечная мерзлота почвы, колеблющаяся от 300 до 500 метров, наличие полярной ночи от 65 до 138 суток в году, продолжительная зима (от 235 дней на юге Таймыра до 285 дней на севере), низкая температура воздуха (в зимние месяцы - ниже 55 градусов, а среднегодовая - ниже 10 градусов), сильные ветры до 30-40 метров в секунду (снежные метели бушуют в среднем 130 дней в году, а ветра дуют 280 дней в году) - все это предопределяет крайне суровые климатические условия жизни на полуострове. И еще одна очень важная характеристика условий жизни на полуострове: по плотности населения Таймыр - самый малонаселенный регион в России. Здесь на каждого человека приходится почти 3 кв. км. Расстояния между населенными пунктами очень велики. К примеру, от Дудинки, столицы округа, до поселка Хатанга -почти 700 км. Иногда от одного населенного пункта до другого можно добраться только с помощью авиации.
На формирование культуры коренных народов Таймыра, несомненно, повлияла уникальность географического ландшафта Таймыра, которая определяется большим количеством рек и озер, расположенных в тундровой зоне и горной местности. В округе находится примерно 2755 озер. Самые большие горы на Таймыре - горы Бьтрранга. С гор текут реки. Протяженность Енисея в пределах Таймыра - 500 км. Общая протяженность Енисея - 3354 км,
Материалы о Таіімьіре взяты из справочников и энциклопедий, написанных до 01.01.2008, когда статус округа был изменен на статус района. В данной части работы оставлено прежнее название терріггории. он занимает 4-е место после Оби, Лены, Амура. Судоходные реки Таймыра -Енисей, Хатанга, Дудинка, Пясина, Хета.
Таймыр — родина пяти этносов из числа коренных народов Севера: энцев, нганасан, ненцев, долган, эвенков. В Арктике нет больше региона с таким этническим разнообразием, как на Таймырском полуострове. Кроме коренных народов Севера здесь проживают представители более 60 национальностей. Энцы - самый малочисленный и самый древний народ Таймыра, относящийся к исчезающим этносам. Численность энцев составляет лишь 155 человек, все они проживают только на Таймыре.