Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Апарин Алексей Викторович

Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий
<
Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Апарин Алексей Викторович. Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 199 с. РГБ ОД, 61:06-13/2507

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ И ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 15

1.1. Концептуальные, функциональные и методические основы педагогической интеграции 15

1.2. Анализ существующих учебных пособий на электронных носителях, разработанных для системы образования 32

1.3. Проектирование интегративного подхода в обучении художника-педагога разработке графического интерфейса электронных учебных пособий 65

Выводы по главе I 117

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА РАЗРАБОТКЕ ГРАФИЧЕСКОГО ИНТЕРФЕЙСА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ 120

2.1. Содержание и организация экспериментального обучения 122

2.2. Ход экспериментальной проверки эффективности интегративного подхода в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий 138

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 158

Выводы по главе II 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 170

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 174

ПРИЛОЖЕНИЯ 185

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. Одним из приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации является дальнейшая ее информатизация. Как следствие, возникает проблема активного внедрения информационных технологий в процесс обучения. Решить эту проблему нельзя без обеспечения этой сферы деятельности всеми стадиями преобразования информации - от зарождения компьютерных знаний до их трансформации в информационно-обучающее пространство с оптимальной методикой их внедрения в обучение. Этот процесс инициирует создание дизайна электронных учебных пособий, обучающих, тестирующих и диагностирующих программ для контроля и оценки уровня знаний обучающихся, ориентированных на развитие их интеллектуального потенциала, формирование умений осуществлять разнообразные виды деятельности в информационном обществе. С этой точки зрения проблема дизайна электронных учебных пособий должна находить отражение в дидактико-методических вопросах обучения, учебных программах, научных исследованиях, посвященных информатизации начального, среднего и особенно высшего образования. Причем, задача адаптации компьютерных сред к особенностям учебной работы обучающихся важна не только с точки зрения понимания природы форм их умственной деятельности, проявляющейся в процессе использования электронных учебных пособий, но и с позиции эффективности воздействия на целевую аудиторию, оптимизируя технологию их создания. Разумеется, для этого требуются специальные условия для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышение информационной компетенции обучающихся, совершенствование подходов к обучению с использованием электронных учебных пособий, базирующихся на принципиаль-

но новой идеологии построения интерфейса «человек-компьютер». В свою очередь, активное внедрение электронных учебных пособий в систему образования является важной предпосылкой выдвижения качественно новых требований к профессиональной подготовке специалистов высшей педагогической школы, повышение уровня их компьютерной грамотности, умения пользоваться современными технологиями при решении учебных задач в будущей педагогической деятельности. На наш взгляд, это напрямую относится к выпускнику художественно-графического факультета, который по своему определению должен быть подготовлен не только к работе с новыми информационными технологиями в процессе преподавания изобразительного искусства, но и к их использованию в творческой работе, постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство. Причем, в рамках аппаратных и программных компьютерных средств будущий художник-педагог, не имеющий специальной подготовки в области программирования, может стать ключевой фигурой в творческом процессе создания, так называемого, интеллектуального или пользовательского интерфейса, который обеспечивает связь между пользователем (обучающимся) и компьютером, позволяя достичь поставленных целей обучения, успешно находя решение поставленной учебной задачи.

Таким образом, интерфейс - это взаимодействие или обмен действиями и реакциями на эти действия между компьютером и обучающимся или обучаемым. Иногда используют термин «графический интерфейс» электронного учебного пособия, когда говорят об эффективном отображении информации с позиции восприятия и структурирования изображений на экране компьютера. С помощью графического интерфейса минимизируется общая информация на экране и предоставляется только та, которая является необходимой для пользователя (ученика или учителя). Мы считаем, что интерфейс электронных учебных пособий интег-

рирует информационные системы с дидактическими принципами обучения за счет:

режима преобразования исходных данных, в том числе знаний, без программирования процессов их обработки пользователем (педагогом);

использования единого информационного пространства с целью решения различных методических задач, включающих распределенные базы данных и знаний в рамках единой унифицированной формы представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты информации;

интерактивного взаимодействия процесса решения задач обучения с гибким диалогом пользователя;

изменения вида информации в электронном учебном пособии при решении педагогической задачи, внося исправления и добавления в учебный материал, применив различные способы его доставки обучающемуся (архивы на серверах, электронной почты, образовательных WEB-страниц, библиотек на компакт-дисках и др.).

интеграции различных видов информационных носителей на основе
компьютерных мультимедиа-технологий, базирующихся на системной интегра
ции технического, художественного, программного, информационного, методи
ческого, организационного обеспечения.

Мы предположили, что деятельность будущего художника-педагога в области взаимодействия обучающегося с вышеуказанной компьютерной средой может эффективно проявиться в дизайнерском проектировании интерфейса электронных учебных пособий за счет сформированных умений визуального воплощения идеи различными художественно-графическими средствами. Отсюда, применительно к дизайну пользовательского интерфейса функции педагога и дизайнера могут быть сосредоточены в «одних руках». Однако художник-педагог

может стать только тогда ключевой фигурой в создании дизайна интерфейса электронного учебного пособия, когда будет специально подготовлен к этой работе.

Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований, посвященных различным вопросам информатизации образования, заявленная проблема пока еще не была исследована. Частично она изучалась большим количеством автором в разных контекстах. Например, проблему использования компьютерных технологий в процессе обучения, в частности, мультимедийных учебных средств рассматривали Д.Д.Аветисян, С.А.Жданов, В.А.Извозчиков, С.Д.Каракозов, Ю.Ф.Катханова, Т.А.Лавина, М.Н.Марченко, И.В.Роберт, П.И.Тапышпан, О.К.Филатов, А.Е.Шухман и др. Значительный вклад в проблему использования информационных технологий в образовании внесли работы В.П.Беспалько, С.А.Бешенкова, А.Борка, Я.А.Ваграменко, Р.Вильямса, М.П.Лапчика, В.М.Монахова, Е.С.Полат, И.Э.Роберт, В.В.Рубцова, Э.Г.Скибицкого и др. Психологические вопросы применения информационных технологий в учебном процессе изучались В.В.Давыдовым, Т.В.Габай, Е.И.Машбицем, Н.Ф.Талызиной, О.К.Тихомировым и др. Область прогнозирования последствий использования компьютерных технологий в обучении, а также опыт применения этих средств исследовались Б.С.Гершунским, И.А.Антиповым, Л.И.Анциферовым, А.А.Богуславским, В.К.Богуславским, А.С.Кондратьевым, В.М.Монаховым, В.И.Робертом, В.В.Степаковой и др.

Известно, что любой учебный процесс основан на общих закономерностях информационного взаимодействия. В нашем случае такое взаимодействие осуществляется в системах «преподаватель - студент» и «человек - компьютер». В этих системах осуществляется как дифференциация, так и интеграция учебных знаний. Причем, дифференциация и интеграция протекают как два противоположных и

взаимообусловливающих процесса при изучении любой учебной дисциплины Следовательно, за счет диалектического их сочетания можно вскрыть дополнительные резервы совершенствования процесса подготовки будущего учителя изобразительного искусства. На наш взгляд, именно интегративный подход в обучении студентов может обеспечить взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь содержания не только дисциплин предметной подготовки художника-педагога, но и общие математические, естественно-научные и общепрофессиональные дисциплины учебного плана специальности 0308000 «Изобразительное искусство». Этот подход должен быть направлен на формирование у студентов художественно-графического факультета всесторонней, комплексной и взаимосвязанной системы знаний и представлений, составляющих предлагаемый нами курс «Дизайн интерфейса электронных учебных пособий».

В самых общих чертах простейшая схема такого информационного взаимодействия интегративных систем содержит в себе следующие элементы, функционально связанные между собой: сообщение (на входе), операция кодирования, канал связи (с входом и выходом), операция декодирования, наконец, сообщение (на выходе). Подтверждением этого являются исследования процессов интеграции в сфере педагогики (А.Я.Данилюк, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер и др.), модельных форм образовательного процесса (М.Н.Берулава, И.Д Зверев, О.И.Спесивцева, Л.В.Трубачук, Г.Ф.Федорец и др.), системной интеграции информационных технологий в высшей школе (Богатырь Б Н., Гуриев М.А., Иван-ников А.Д., Игнатьев М.Б., Лобанов B.C., Макарова Н.В., Осовецкий Л.Г., Советов Б.Я., Чижов С.А.). В большей части исследований отмечается, что системная интеграция, как целенаправленное объединение существующих и/или разрабатываемых информационных объектов (систем, подсистем, компонентов, ресурсов

или потоков), представляет собой целостную систему, реализующую заданную функцию и удовлетворяющую предусмотренным требованиям дидактики.

Поэтому в нашем диссертационном исследовании делается попытка преодолеть следующие противоречия:

между традиционной подготовкой художника-педагога и запросами современного общества, которое в условиях глобальной информатизации испытывает потребность в учителе, готового не только эффективно использовать информационные технологии в своей педагогической деятельности, но и работать над дизайном электронных учебных пособий;

между необходимостью самостоятельной разработки и модификации электронных учебных пособий и отсутствием прикладных знаний у художника-педагога в области педагогического дизайна, включающего знания и умения по разработке пользовательского, дружественного или интеллектуального интерфейса.

Противоречия, возникшие в результате проведенного анализа теории и практики обучения студентов художественно-графического факультета, а именно, при переносе уже сформированных знаний и умений будущего учителя изобразительного искусства на недостаточно разработанную теоретико-методическую и практическую базу создания дизайна электронных учебных пособий, определили проблему исследования, которая заключается в выявлении методических основ содержания, форм и методов обучения художника-педагога разработке электронных учебных пособий (на примере графического интерфейса). Этим определяется актуальность данного исследования.

Работа выполнена в соответствии с тематикой исследований кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педаго-

гического государственного университета в области наукоемких информационных технологий в системе художественно-графического образования (школа-вуз)

Целью диссертационного исследования является разработка и экспериментальная проверка интегративного подхода в обучении художника-педагога дизайну электронных учебных пособий.

Объект исследования - учебная деятельность будущего художника-педагога в процессе создания дизайна интерфейса электронных учебных пособий.

Предмет исследования - процесс интеграции художественно-графических учебных дисциплин, содействующий формированию знаний, умений и навыков в разработке дизайна интерфейса электронных учебных пособий будущим художником-педагогом.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что обучение художника-педагога дизайну интерфейса электронных учебных пособий будет более эффективным, если:

в учебном процессе используется интегративный подход, где идея первичности целого органически сочетается с идеей полицентризма;

при целостном рассмотрении учебного материала отдельные его компоненты раскрываются не в дисперсионном состоянии, а как сложное единство частей, опираясь на блок художественно-графических знаний и умений, гармонично синтезируя их в совокупность необходимых составляющих будущей профессиональной деятельности;

синтез знаний различных дисциплин и построение на его основе целостного решения студентами интерфейса электронного учебного пособия обусловит признание за ними способностей к проявлению творчества в работе.

при разработке дизайна пользовательских интерфейсов студенты имеют доступ к разнородным данным, интегрированным в единую мультимедийную

технологию, опирающуюся на визуальное программирование.

В соответствии с целью исследования и гипотезой сформулированы следующие задачи:

  1. Выявить дидактические аспекты интегративного подхода в обучении художника-педагога дизайну электронных учебных пособий, обратив особое внимание на интегративность дизайна графического интерфейса в учебной деятельности.

  2. Провести анализ состояния проблемы дизайна электронных учебных пособий и их графических пользовательских интерфейсов.

  3. Обобщить теоретические основы и существующую практику создания дизайна электронных учебных пособий, разработав содержание учебного курса «Дизайн интерфейса» и особенности интегративного подхода в обучении студентов художественно-графического факультета.

  4. Экспериментально проверить эффективность интегративного подхода в обучении художника-педагога дизайну электронных учебных пособий на примере графического пользовательского интерфейса.

  5. Методологическую основу исследования составили общие принципы теории обучения, основные положения когнитивной психологии о познавательных процессах, принципы целостности педагогического процесса, методологические разработки юзабилити тестирования пользовательских интерфейсов, принципы теории и методологии проектной дизайнерской деятельности, методики её преподавания. Теоретическим фундаментом дизайна графических пользовательских интерфейсов электронных учебных пособий явились фундаментальные положения когнитивной психологии о процессе познания, а так же модель интегрированной обработки информации, базирующейся на взаимосвязи факторов воздействия на способы и источники получения информации.

Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические методы исследования: изучение и анализ научной, учебной, методической литературы по проблеме использования мультимедийных технологий, теория и методология дизайна, юзабилити, web-дизайн.Эмпирические методы исследования: беседы; интервью; педагогические наблюдения; анкетирование студентов и преподавателей; разработка и тестирование прототипов графических пользовательских интерфейсов компьютерных обучающих пособий; обучающий педагогический эксперимент.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2001 по 2005 гг. Поисковый, обучающий и контролирующий педагогические эксперименты проводились на художественно-графическом факультете Московского Государственного Педагогического Университета. В эксперименте принимали участие 132 студента 4-5 курсов.

На первом этапе (2001-2002 гг.) изучалась научно-методическая и специальная литература по проблеме исследования. Осуществлялись наблюдения за работой студентов над сценариями электронных учебных пособий. Выявлялись знания необходимые для изучения дизайна интерфейсов электронных учебных пособий. Уточнялась проблема исследования и анализировалась существующая практика создания и использование в обучении электронных средств.

На втором этапе (2002-2003 гг.) проводился констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей работы художника-педагога над созданием фрагментов электронных учебных пособий. Разрабатывались научно-методические материалы для проведения обучающего эксперимента, апробации методов, средств и форм обучения на интегративной основе. Осуществлялась работа по созданию оптимального варианта содержания специального курса «Дизайн интерфейса» для студентов 4 и 5 курсов.

На третьем этапе (2003-2005 гг.) уточнялись составляющие компоненты интегративного подхода к обучению студентов дизайну интерфейса электронных пособий, обрабатывались результаты контролирующего эксперимента, анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. Формулировались выводы диссертационной работы, осуществлялось оформление диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

определена сущность и характер взаимосвязей визуального воплощения в дизайне интерфейса электронных учебных пособий различных видов информационных носителей на основе компьютерных мультимедиа-технологий, базирующихся на системной интеграции технического, художественного, программного, информационного, методического и организационного обеспечения.

разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен ин-тегративный подход в обучении дизайну графического пользовательского интерфейса электронных учебных пособий, основой которого является целостное рассмотрение учебного материала с опорой на художественно-графические знания, синтезируя их в совокупность компонентов необходимых в будущей профессиональной деятельности художника-педагога.

определен синтез знаний различных дисциплин, интеграция которых
способствует построение на ее основе целостного решения студентами интер
фейса электронного учебного пособия, что обуславливает признание за ними
способностей к проявлению творчества в работе, развития памяти, интеллекта,
активизации мыслительной деятельности путем вовлечения образной сферы
художника-педагога в процесс учения.

разработана и экспериментально апробирована информационно-дидактическая карта, практические приемы и средства обработки

информационных компонентов графических пользовательских интерфейсов.

Теоретическая значимость исследования:

внесен вклад в разработку теоретико-методологических и научно-педагогических основ использования интефативного подхода к обучению дизайну интерфейса электронных учебных пособий студентов художественно-фафического факультета;

обоснована значимость интерфейсных решений для получения качественного уровня восприятия и усвоения знаний учащимися в процессе работы с компьютерными обучающими профаммами.

проведена систематизация наиболее значимых факторов познавательного процесса, на которые можно влиять посредством успешного фафического дизайна интерфейса обучающих пособий, а так же способов взаимодействия пользователей с обучающими интерфейсами;

предложен и обоснован комплексный подход к профессионально-методической подготовке будущих учителей изобразительного искусства в Контексте информатизации учебного процесса.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные на основе интефативного подхода дидактические условия и содержание обучения дизайну интерфейса электронных учебных пособий студентов художест-венно-фафического факультета МПГУ могут быть использованы для разработки методики и содержания обучения учащихся различных художественно-графических образовательных учреждений (в том числе не педагогических), а так же в системе дополнительного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментального обучения дизайну интерфейса студентов 4 и 5 кур-

сов художественно-графического факультета МПГУ, а так же при сопровождении работы над дипломными проектами по кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна.

По материалам исследования были сделаны доклады на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательских работ МПГУ (2002 - 2006 гг.). Материалы теоретического исследования и результаты практической работы докладывались и обсуждались на общероссийских и московских конференциях и семинарах: «Мультимедийные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин» (Москва, 2002 г.); «Традиции и новации в преподавании художественно-графических дисциплин» (Липецк, 2002 г.); «Проблемы развития и практика использования интенсивных методов и игрового обучения» (Москва, 2003 г.); «Образовательные технологии XXI века» (Москва, 2004, 2005, 2006 гг.); «Концептуальные основы совершенствования художественно-педагогического образования» (Липецк, 2004 г.); «Новые технологии обучения художественно-графическим дисциплинам» (Москва, 2005 г.).

Ход исследования и его основные положения обсуждались на Учёном совете художественно-графического факультета, заседаниях кафедры начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна Московского педагогического государственного университета (2002 - 2006 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлено с помощью публикаций, разработанной учебной программы, тезисов докладов, посвященных проблемам интеграции знаний, умений и навыков в обучении дизайну электронных учебных пособий. По проблеме диссертационного исследования опубликовано 12 печатных работ общим объёмом 17 п.л.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Общий объём диссертации составляет 199 страниц.

Концептуальные, функциональные и методические основы педагогической интеграции

Известно, что интеграция от латинского обозначает integer—целое, или integrate—восстанавливать, воссоздавать, восполнять целостность. Носителями педагогической интеграции выступают основные составляющие компоненты педагогического процесса - обучение и воспитание. Причем, при неуправляемой интеграции обучение будет выступать только в роли потенциального носителя педагогической интеграции [108]. Отсюда, чтобы обучение реализовало свой интегративный потенциал, потребуется целенаправленная, теоретически и методологически обоснованная интегративная работа.

Рассмотрение вопроса педагогической интеграции целесообразно начать с интегративно-педагогических концепций, которые представляют собой совокупность упорядоченных и систематизированных положений, взглядов и идей. Эти концепции призваны определять содержание и направленность интегративно педагогической деятельности в различных сферах и на различных уровнях реализации образовательно-воспитательных целей и задач [14].

В многообразии существующих интегративно-педагогических концепций можно отметить существование двух основных групп.

Первую группу интегративно-педагогических концепций объединяет общий предмет исследования - собственно интеграционные процессы как таковые

концепция интеграции воспитательных сил общества (Ю.С. Бродский, В Д Семенов),

концепция внутрипредметной интеграции педагогического знания (В И. Загвязинский),

концепция интегративной картины образования (Г.Н. Сериков);

концепция синтеза дидактических систем (Л.А. Артемьева, В.В Гав-рилюк, М И. Махмутов),

концепция интеграции общего и профессионального образования (М Н. Берулава, Ю.С. Тюнников);

концепция интегрирования содержания начального профессионального образования (Л Д. Федотова);

концепция интеграции химических, химико-технологических и мате-риаловедческих дисциплин (И К. Курамшин);

концепцию интеграции и дифференциации форм организации обучения (И.Г. Ибрагимов);

концепция интеграции высшего образования и фундаментальной науки.

Вторую группу интегративно-педагогических концепций составляют образовательно-воспитательные концепции. В них интегративный элемент внешне не проявляется, но задаётся их характеристиками, например:

концепция культурно-образовательного центра (А.Я. Наин и др.);

концепция витагенного обучения с голографическим методом проекции (А.С. Белкин);

концепция целостной школы в современной немецкой педагогике (Р. Винкель).

Специально отметим работу В.И. Загвязинского об основных положениях концепции внутрипредметной интеграции знаний. В ней определены факторы, принципы построения интегративных педагогических концепций, исходные идеи, составляющие ядро общей педагогики и направления ее развития [С. 45-50, 49].

Особого внимания в связи с нашим исследованием заслуживает Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе, которая была разработана Российским научно-исследовательским институтом системной интеграции по заданию Государственного комитета Российской федерации по высшему образованию. В разработке концепции приняли участие известные ученые в области информатики: Богатырь Б.Н., Гуриев М.А., Иванников А.Д., Игнатьев М.Б., Лобанов B.C., Макарова Н.В., Осовецкий Л.Г., Советов Б.Я., Чижов С.А. В Концепции отмечается, что важнейшей задачей, стоящей перед обществом, является внедрение новых информационных технологий, начиная школьным образованием, заканчивая послевузовским [14]. Под системной интеграцией в данной Концепции понимается целенаправленное объединение существующих или разрабатываемых информационных объектов (систем, подсистем, компонентов, ресурсов или потоков) в целостную систему. Эта система реализует заданную функцию, удовлетворяя заранее предусмотренным требованиям проектирования познавательного пространства самой личностью путем построения информационных, функциональных моделей, над которыми затем будут работать посредством выполнения стандартных процессов обработки информации. Причем, объектом обработки может быть любой предмет, идея, процесс, понятие, схема, устройство. При таком подходе общение с информационным пространством осуществляется посредством образов [14].

В концепции системной интеграции предлагается широко использовать образный стиль мышления, опирающийся на использование компьютерной графики и геометрии, видеоинформации. Объясняется это тем, что предметно-образный стиль и компьютерная графика становятся основным каналом общения человека и компьютера, реализуя стандартный основной интерфейс WYSYWYG (what do you see what do you get). На базе этого стандарта построены современные операционные системы, прикладное программное обеспечение, электронные учебники, среды конечного пользователя, включающие в себя научную, анимационную, мультипликационную, компьютерную графику. Именно это направление развития информатики в концепции системной интеграции выделяется как приоритетное не только потому, что оно позволяет значительно усилить информационную мощность человека в системе «человек-компьютер», но и потому что позволяет учесть психологический принцип развития творчества личности в использовании информационных технологий в образовании. Упор делается на развитие право-полушарного мышления, предполагая, что в развитии образного, ситуативного, интуитивного способах мышления можно найти дополнительные резервы повышения эффективности обучения [28, 58,105].

Проектирование интегративного подхода в обучении художника-педагога разработке графического интерфейса электронных учебных пособий

Проектирование интегративного подхода в обучении художника-педагога разработке учебных пособий на электронных носителях осуществлялось на базе учебного курса «Графический интерфейс электронных учебных пособий». При этом осуществлялось проектирование целей курса, определялась его структура, отвечающая намеченным целям обучения, содержание, выявлялся перечень ожидаемых результатов. В практической реализации педагогического проектирования особое значение имели три аспекта: личностный, процессуально-психологический, педагогический.

Личностный аспект предусматривает в обучении участие два субъекта: преподавателя и обучаемого в определенной системе отношений «преподава-тель-обучаемый», «компьютер-обучаемый», «обучаемый-другие обучаемые». Причем, специфика реализации этих систем отношений базируется на адекватном восприятии компьютера, как инструмента обучения с одной стороны, и обучающей среды - с другой.

Процессуально-психологический аспект на современном этапе развития педагогической психологии предполагает две основные процедуры в процессе обучения, соответствующие категориям «рождаться» или «совершенствоваться». Соответственно, при обучении разработке интерфейса электронных учебных пособий «рождаются» новые знания и умения в соответствии со спецификой применения компьютерных средств в обучении, а также совершенствуются общие художественные и профессиональные умения и навыки художника-педагога.

Педагогический аспект связан с выбором методов, форм и средств обучения дисциплине по выбору студента «Графический интерфейс электронных учебных пособий», дифференцируя их в зависимости от применяемых графических приложений (векторной, растровой, двухмерной и трехмерной графики). Все описанные выше аспекты являлись педагогической базой дисциплины по выбору студентов «Графический интерфейс электронных учебных пособий», где вопросы теории и практики разработки интерфейсов решались комплексно. При этом знания, умения и навыки, полученные студентами в при изучении компьютерной графики, композиции, рисунка, живописи и других дисциплин, являлись составляющими компонентами основных тем изучаемого учебного материала. Эти связи можно проследить в представленной таблице №.

Однако остановимся на основных компонентах содержания указанной выше дисциплины, где объективной необходимостью обучения на начальном этапе должно быть четкое представление художника-педагога о электронном учебном пособии, как об интегрированных информационных продуктах и как программных средств, предназначенных для решения определённых педагогических задач [С.20, ПО]. Размещаться такие программные средства должны на независимых материальных носителях (дискета, CD-ROM, DVD) или в сети (Internet).

Исходя из того, что электронные учебные пособия предназначены для решения конкретных педагогических задач, можно классифицировать пособия в соответствии с приведённой ниже схемой.

Если рассматривать компонентный состав электронных учебных пособий, то можно выявить две основные составляющие: программы. В данном случае программы обеспечивают взаимодействие с пользователем. Они не являются объектом разработки со стороны художника-педагога, но должны отвечать всем требованиям методической организации процессов взаимодействия обучающего процесса. Следовательно, художник-педагог должен уметь формулировать такие требования к программной части электронных учебных пособий, которые могли бы повысить эффективность процесса обучения.

Не менее важны также данные в электронных учебных пособиях. Они же являются содержанием и разделяются на визуальный и звуковой ряды, а так же на символьную информацию. Визуальный ряд, как и звуковой могут отражать реальный мир или синтезированный, может быть статичным (только визуальный ряд) или динамичным.

Содержание и организация экспериментального обучения

Основной целью эксперимента была проверка эффективности интегратив-ного подхода к обучению студентов художественно-графического факультета разработке графических интерфейсов компьютерных обучающих пособий в отведенное учебным планом время.

В соответствии с целью эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. Определение экспериментальных групп.

2. Разработка содержания учебной дисциплины «Графический интерфейс электронных учебных пособий».

3. Разработка учебных заданий, соответствующих цели эксперимента.

4. Отбор рациональных форм организации и контроля учебной деятельности студентов в работе с графическим инструментарием персонального компьютера.

5. Анализ результатов учебной деятельности будущих художников-педагогов по разработке электронных учебных пособий.

В констатирующем эксперименте принимали участие студенты четвертого курса Московского педагогического государственного университета специальности «Изобразительное искусство». Всего в экспериментальном обучении приняло участие 127 человек (6 учебных групп). Эксперимент проходил с 2002 по 2005 учебные годы. Обучение осуществлялось автором данного исследования. Отсутствие контрольных групп объясняется тем, что содержание курса является новым, не имеющим аналогов и прототипов в программе обучения студентов художественно-графического факультета педагогических университетов. Экспериментальный курс «Графический интерфейс электронных учебных пособий» был нацелен на формирование знаний и умений студентов не только в разработке электронных учебных пособий, но и ознакомления с особенностями использования этих компьютерных средств в процессе обучения.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением следующих научно-педагогических методов:

1. Проведение естественного педагогического эксперимента, включающего:

- констатирующий этап эксперимента, проводившийся в 2002-2003 гг.

- поисковый этап, проходивший 2003-2004 гг.

- формирующий этап эксперимента, осуществлявшийся в 2004-2005 гг.

- сравнительный (2004-2005 гг.).

2. Визуальное наблюдение за процессом и результатами графической деятельности студентов на занятиях по компьютерной графике.

3. Анализ качества графических работ студентов при выполнении заданий с элементами дизайнерского творчества на основе разработанных критериев их оценки.

4. Анкетирование студентов экспериментальных групп.

5. Беседы со студентами.

6. Сравнительный анализ уровня развития способностей к дизайну электронных учебных пособий у студентов экспериментальных групп на основе анализа качества выполненных заданий с элементами творчества и тестирования.

Учебные группы, участвующие в эксперименте были ограничены 20-25 студентами. Это число объясняется техническими возможностями компьютерного класса, который был доступен для проведения экспериментального обучения.

Курс включал выполнение большого числа практических работ с использованием графического программного обеспечения. Поэтому естественным ограничением численности испытуемых было количество рабочих мест в компьютерном классе.

Учебный курс представлял собой цикл из 12 занятий, каждое из которых состояло из двух академических часов. При этом в большинстве случаев первый час отводился на лекционное занятие, второй был посвящен практической работе. Такое соотношение, на наш взгляд, наиболее удовлетворяло условиям проведения экспериментального обучения, т.к. отвечало условию деления учебного теоретического материала на отдельные блоки, а так же лучшим образом распределяло между ними время практической деятельности, что впрочем, не исключало отдельных случаев выполнения заданий по ходу изложения теории.

Следует заметить, что курс «Графический интерфейс электронных учебных пособий» проводился в качестве специальной учебной дисциплине по выбору студентов, вследствие чего на занятия приходили только заинтересованные в этом курсе студенты. Разумеется, это приводило к изначально высокому уровню мотивации к изучению вышеуказанной дисциплины среди студентов, обеспечивая хорошую посещаемость учебных занятий.

Студентам была предложена форма проведения занятий, при которой они могли чувствовать себя свободными к творчеству и конструктивному диалогу. Важно было сформировать ощущение студии, в которой приветствуется проявление продуктивной активности.

Будущие педагоги-художники с интересом поддерживали обсуждение теоретического материала, развивая заданное преподавателем проблемное направление учебного материала. Часто обсуждение тем продолжалось в виде диалога между студентами, что свидетельствовало о значительном уровне эмоциональной включённости в учебный процесс. Однако отклонение от темы занятия не приветствовалось, что позволяло сохранять направление и динамику проведения занятия, не отклоняясь от логики изучения учебного материала.

Необходимо отметить, что живое общение студентов с преподавателем и между собой способствовало усвоению учебного материала и повышало их мотивацию.

Итак, для проведения эксперимента была разработана учебная программа «Графический интерфейс электронных учебных пособий» для всех уровней обучения, которая была использована на занятиях в экспериментальных группах с 2003-2004 учебный год. После этого, содержание программы было скорректировано. В 2004-2005 учебном году по этой программе проводились занятия для повторной проверки полученных результатов исследования.

В констатирующем эксперименте принимали участие студенты 4 и 5-х курсов художественно-графического факультета МПГУ. Основными задачами этого эксперимента было:

1. Выявление способностей студентов к разработке электронных учебных пособий в процессе обучения компьютерной графике;

2. Анализ уровня художественно-графической подготовки студентов по различным дисциплинам.

В ходе бесед со студентами удалось выяснить, что большинство из них предпочитают изучение таких дисциплин предметной подготовки, как рисунок, живопись, компьютерная графика. При этом они недооценивали значимость компьютерных учебных пособий, которые используются в процессе обучения. Вероятно, это было связано с тем, что такие информационные технологии нечасто использовались в учебном процессе на факультете. Разумеется, кроме занятий на кафедре начертательной геометрии, компьютерной графики и дизайна. Заметно было и то, что они не понимали, какое практическое применение могут иметь знания основ графического интерфейса компьютерных учебных пособий для учителя изобразительного искусства. Чаще всего они воспринимали компьютерную графику и изобразительное искусство в отрыве от предстоящей педагогической деятельности.

Похожие диссертации на Интегративный подход в обучении художника-педагога разработке электронных учебных пособий