Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Краткий исторический анализ пленэрной практики по изобразительному искусству
1. Возникновение профессиональной подготовки художника в условиях природы 14
2. Становление пленэрной практики в русской художественной школе 20
3. Развитие пленэрной практики в советской художественной школе 31
4. Выводы 34
Глава II. Пленэр как целостный художественно-педагогический процесс
1. Современные проблемы учебной пленэрной практики 39
2. Пленэр в сиетеме художественно-педагогического образования 43
3. Основные связи психо-физиологических и психолого-педагогических аспектов пленэра
4. Выводы 97
Глава III. Обобщение опыта планирования и реализации программ "Пленэр" на художественно-графических
1. Индивидуально-личностный подход к выполнению учебных заданий 103
2. Формирование практических навыков по рисунку, живописи и композиции в процессе этапа с натуры 112
3. Выводы 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ -142
БИБЛИОГРАФИЯ 147
ПРИЛОЖЕНИЕ -166
- Становление пленэрной практики в русской художественной школе
- Современные проблемы учебной пленэрной практики
- Индивидуально-личностный подход к выполнению учебных заданий
Введение к работе
В решениях ХХУП съезда партии,в последовавших за ним постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР о высшей и средней специальной школе (март 1987 г., февраль 1988 г.) разработана целостная система требований по коренной перестройке учебно-воспитательной работы на всех уровнях народного образования. Исходными положениями этой системы являются идеи концепции ускорения, положенные в основу новой редакции Программы КПСС и конкретизированные в Основных направлениях экономического и социального развития СССР. Февральский (1988 г.) Пленум ЦК КПСС, признавая целесообразным внести ряд изменений в установки реформы образования, особо отметил, что задачи коренного повышения качества подготовки специалистов необходимо решать на основе укрепления связи высшей школы с производством, с практикой (7. С. 66).
Осуществляемая в стране глубокая перестройка высшего и среднего специального образования имеет своей главной целью поднять качество подготовки и использования специалистов в народном хозяйстве на уровень современных требований. Первоочередной задачей является поворот от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов. Эта государственная задача приобретает особую актуальность в системе подготовки педагогических кадров по изобразительному искусству, где без живого творческого отношения к учебному труду невозможно обеспечить требуемое временем единство обучения и практики. Это заставляет делать обучение целевым, индивидуализированным, акцентировать внимание на самостоятельную учебно-творческую работу, что тре бует расширения практических занятий, обновления их содержания и методики. В целом это должно способствовать реализации концепции непрерывного, в частности, художественно-педагогического образования, воспитанию учителей изобразительного искусства как подлинных интеллигентов социалистического типа.
Данные требования явились решающим условием для окончательного определения темы нашего исследования, посвященного пленэру на художественно-графических факультетах (ХЩ педагогических институтов.
На базе этих вузов расширяется сотрудничество специалистов по художественному и педагогическому образованию в системе ХГФ. Их главной задачей является воспитание у будущего художника-педагога материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции, овладение мастерством художника и методами художественного развития детей. В реализации этой задачи значительное место принадлежит пленэрной практике, получившей широкое распространение на всех уровнях художественного образования.
Однако на многих периферийных ХГФ наблюдается серьезное противоречие между значительными, не раскрывшимися до конца возможностями местных условий пленэра и их практической реализацией в учебной практике. Поэтому все более ощутимой становится необходимость научно-методического обоснования процесса учебной практики по изобразительному искусству, раскрытия его роли в обучении и воспитании художника-педагога.
Выявляя круг вопросов по теме исследования, мы провели констатирующие и поисковые эксперименты на ХГ$, которые дали возможность применить не только традиционные методы обучения рисунку, живописи и композиции на пленэре, но и определить не которые особенности таких основных процессов, как зрительное восприятие пленэрных объектов, формирование их художественного образа в живописном этюде, изображение натуры в материале.
При разработке темы диссертации учитывались и другие обстоятельства. А именно:
- значительный диапазон профессионального распределения специалистов, на опыте подготовки которых проводилось настоящее исследование. Выпускники ХГФ работают во всех регионах нашей страны, во всех сферах художественной работы, где взаимосвязь обучения, воспитания и образования с жизнью народа, с социалистической действительностью является основополагающим принципом;
- исследование возможностей эффективного преподавания живописи одновременно с рисунком и композицией на пленэре связано с проблемой самообразования и закрепления художника-педагога в обще сельской образовательной школе, в которой учебно-воспитательная работа в природе значительно многообразнее, чем в городской;
- повсеместное развитие форм и методов экономического и эстетического воспитания школьников, включение их в работу по охране памятников природы, истории и культуры.
Литература по различным аспектам пленэра достаточно обширна. Значительный объём описаний творчества художников, их опыта и наблюдений за работой с натуры накоплен в многочисленных искусствоведческих исследованиях, посвященных исторической, жанровой и пейзажной живописи. Например, развитие пленэра в русской живописи XIX века - О.А.Лясковская (137); творческие достижения мастеров реалистической живописи, художественно-эстетическая оценка их вклада в развитие пленэрного искусства - Т.В.Алексеева (16), М.Б.Алпатов (18), В.Н.Бакшеев (130), Н.С.Барсамов(ЗХ), Н.П.Борисов (43), И.А.Бродский и В.Н.Москвинов (46), М.А.Волошин (65), И.Э.Грабарь (79,80), Дейнека А.А.(85), С.Н.Дурылин (90), Г.А.Загянская (96), Е. Зверьков (99), Т.П.Знамеровекая (102), Д.Н.Кардовский (112), В.С.Кеменов (114,115), И.Н.Крамской (122), Ф.С.Мальцева (139), И.Никонова (155), И.В.Раздобре-ева (167), Д.Ревалд (169), И.Е.Репин (170), В.В.Руднев (176), Д.В.Сарабьянов (181), И.И.Шишкйн (214), Н.В.Яворская (218); исследования цветоведения,техники акварельной и масляной живописи - А.С.Зайцев (97), А.В.Виннер (60,61,62), Ю.И.Гренберг (83), А.А.Трошичев (200); освещение проблем учебного рисунка с натуры - Н.Н.Ростовцев (173, 174, 175), А.Е.Терентьев (197), А.В. Триселёв (199); исследование проблем живописи как учебного предмета - Г.В.Беда (34), А.И. Масленников (140), А.С.Пучков (163,164), А.А.Унковский (204), А.П.Яшухин (220); проблем учебной композиции - Г.В.Шорохов (215), В.Н.Есипов (91), решение проблем психологии - Н.Н.Волков (63,64), В.С.Кузин (124,125); проблем нравственно-эстетического воспитания в природе А.П.Сидельковг-ский (185), И.Ф.Смольянинов (191). Пленэр как световоздушную среду и спефицические вопросы художественного образования в области пленэрной живописи рассматривали - А.С.Рындин (177,178), А.А.Васильев (53,54), А.А.Унковский (205). Благодаря названным исследователям ряд специальных вопросов, обращенных к методике а преподвания живописи на пленэре, получил определенное освещение. Не вдаваясь в подробный анализ бесспорно ценных научных результатов следует однако подчеркнуть, что эти результаты в основном были направлены на совершенствование технологической системы живописи, используемой в учебно-творческой деятельности учащихся. Ряд исследователей учебной живописи изучали процесс начальной учебной и творческой подготовки студентов по живописи в условиях природы: А.А.Васильев (54), А.С.Рындин (177), А.А.Унковский (204,206); развитие творческих способностей студентов - С.Е.Токарев (198).
Однако, несмотря на сравнительно большое количество научных исследований и положительный опыт работы по совершенствованию отдельных сторон процесса обучения живописи с натуры, рассматриваемая тема до сих пор остаётся актуальной. Даже в наиболее близких к ней исследованиях учебно-воспитательный процесс в целом, во время всех периодов пленэрной практики по существу не затрагивается. 8то обусловило проблему нашего исследования: определить содержание, объём и организационные формы учебной практики по изобразительному искусству, выявить наиболее эффективные методы и приемы пленэрной подготовки будущих художников-педагогов к учебно-воспитательной работе со школьниками.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по живописи на пленэре в системе подготовки художников-педагогов.
Предмет исследования - научно-методическое обоснование и разработка учебных программ "Пленэр" для ХГФ педвузов.
Разработка общей проблемы и предмета исследования потребовала решения следующих конкретных задач:
- дать краткий исторический анализ возникновения, становления и развития пленэрной практики по изобразительному искусству, выявить её современные проблемы;
- исследовать пленэр как целостный художественно-педагогический процесс в системе ХГФ педвузов, раскрыть при этом основные связи психо-физиологических и психолого-педагогических аспектов учебной практики в условиях природы;
- обобщить опыт планирования и реализации программ "Пленэр" на ХГФ педвузов СССР.
Проблема рассматривается в историческом, теоретическом и практическом аспектах:
В историческом аспекте анализируются возникнование, станов-дение и развитие пленэрной практики.
В теоретическом - раскрывается значение пленэра в изобразительном искусстве и художественно-педагогическом образовании, обсуждается проблема целостности художественного образа и учебной информации в процессе живописи на пленэре.
В практическом - освещаются разнообразные приемы изучения натуры средствами акварельной и масляной живописи, описываются возможные пути развития творческих способностей студентов в системе художественно-педагогического образования, подробно излагаются содержание и конкретные методические формы эффективного использования краткосрочных учебных этюдов, зарисовок и набросков.
Гипотеза исследования - чем разнообразнее пленэрная практика по формам её организации, содержанию учебных заданий, сочетанию индивидуальных и коллективных методов воспитательной работы, тем эффективнее и качественнее студенты овладевают профессиональными знаниями и навыками живописи, развивают в себе творческую инициативу и гражданственность художника-педагога.
В основу проведенного исследования положена научная методология - диалектический и исторический материализм.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- анализ письменных историко-педагогических источников: работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина об искусстве, документы съездов КПСС, постановления пленумов ЦК КПСС и Совета Министров СССР, документы Академии художеств СССР и худграфов педвузов (протоколы и стенограммы сессий, совещаний, конференций, заседаний кафедр), а также материалы-обобщения собственных наблюдений: записи в личных записных книжках, анкеты, статистические материалы;
- изучение и анализ психолого-педагогической, научно- и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
- изучение передового педагогического опыта формирования практических умений и навыков студентов при обучении живописи на пленэре;
- анализ подлинных произведений искусства и учебных работ по живописи;
- констатирующий, поисковый, обучающий и контрольный педагогические эксперименты, которые опирались на наблюдения и беседы со специалистами изобразительного искусства, преподавателями ХГФ и педучилищ, учителями общеобразовательных и художественных школ;
- метод экспертной оценки учебных работ на кафедральных просмотрах по рисунку, живописи и композиции.
Длительная экспериментальная разработка проблемы была вызвана тем, что на начальной стадии исследования не было ни типовых программ, ни соответствующих пособий. Учитывая настоятельные потребности учебной практики именно в этом материале, возникла необходимость разрабатывать и экспериментально проверять ряд программ педагогических институтов для специальности №2109, № 2121. В связи с исключительно разнообразными местными условиями проведения пленэрной практики студентов ХГФ усложнилась апробация учебного пособия (Пленэр: практика по изобразительному искусству. - М.: Просвещение, 1984), в котором была изложена значительная часть результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая ценность работы заключается в следующем:
- исследован процесс учебной практики по изобразительному искусству - живопись на пленэре;
- систематизирован теоретический материал по проблеме пленэра, исходя из задач подготовки учителя изобразительного искусства в системе ХГФ;
\j - разработаны теоретические и психолого-педагогические основы пленэра как целостного художественно-педагогического процесса;
- создана и апробирована система учебных заданий овладения знаниями и навыками живописи на пленэре;
Vj - определены структура и содержание учебной практики по изобразительному искусству (пленэра) в системе ХГФ: Практическая значимость исследования:
- разработаны методические рекомендации проведения пленэра на ХГЗ ;
- составлены программы педагогических институтов: Пленэр. Практика по изобразительному искусству. Для специальности № №2109, 2121;
- результаты исследования могут использоваться для дальнейшей разработки программ и индивидуально-личностного подхода при обучении изобразительному искусству на пленэре в системе художественно-педагогического образования.
Объём и структура работы. Диссертация состоит из двух частей. 1-я часть диссертации состоит из введения, трёх глав и заключения. 2-я часть - приложение, представляющее собой сборник материалов по результатам исследования.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждено и одобрено на заседании кафедр изобразительного искусства Орловского ГПИ, рисунка и живописи МШИ имени Б.И.Ленина. Положения диссертации изложены автором в ряде статей, программ и учебном пособиии для вузов страны.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
- Об учебно-воспитательной работе на пленэре: Занятия по живописи и композиции на пленэре // Учен. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. - М.: 1970. - № 378, - С. 41-49;
- Пленэр и его роль в подготовке студентов по рисунку, живописи и композиции // Учен. зап. Курского гос. пед. ин-та.-Т. 79. - Орёл, 1972. - С.144-162;
- 0 нравственном воспитании в процессе обучения рисунку, живописи и композиции на пленэре // Проблемы нравственного во— спитания: материалы научно-практической конференции. - Орёл, 1974. - С. 69-70;
- Положение о практике по изобразительному искусству: Пленэр. Для специальности № 2109 "Черчение, рисование и труд".-М.: Изд-во Ш GGGP, 1974. -6 с;
- О месте пленэра в эстетическом воспитании / Тезисы докладов к ІУ симпозиуму по эстетическому воспитанию. 28-29 января 1975 г. - М., - G. 276-277;
- Пленэр: Практика по изобразительному искусству // Программы педагогических институтов / Для специальности № 2109 "Черчение, рисование и труд" / М., Просвещение, 1978. - С. 26-40;
- Пленэр: Практика по изобразительному искусству // Программы педагогических институтов / Для специальности № 2109 "Черчение,рисование и труд".М.:Просвещение,1983. - С.26-34.
- Пленэр: Практика по изобразительному искусству. - М.: Просвещение, 1984, - 112 с;
- Пленэр: Учебная практика по изобразительному искусству// Программы педагогических институтов. / Для специальности № 2121 "Педагогика и методика начального обучения с дополнительной специальностью, изобразительное искусство". М.: йзд-во МП СССР, 1984. - II с;
- Пленэр // Программы педагогических институтов. Сборник № 14 / Для специальности "Черчение, изобразительное искусство и труд". М.: Просвещение, 1988 - С. 71-79.
Сделаны доклады на конференциях профессорско-преподавательского состава по итогам научно-исследовательской работы:
- Особенности формирования специальных знаний в процессе обучения рисунку, живописи и композиции на пленэре (Орёл, декабрь 1974 г.) ;
- Итоги экспериментального обучения по тематическим программам практики пленэр (Орёл, декабрь 1976 г.);
- О некоторых особенностях и результатах подготовки учителей изобразительного искусства по живописи на пленэре (Орёл, июнь 1979 г.);
- Методологические основы обучения живописи на пленэре (Орёл, апрель 1981 г.);
- Развитие творческих способностей студентов ХГФ в процессе живописи на пленэре (Орёл, апрель 1982 г,);
- Пеихолого-педагогическое обоснование форм обучения студентов в период практики "Пленэр" на художественно-графических факультетах педагогических институтов (Орёл, апрель 1983 г.);
-Особенности формирования личности художника-педагога в процессе обучения живописи на пленэре (Орёл, апрель 1984 г.);
- Пути дальнейшего развития внеаудиторных форм практики по изобразительному искусству в системе художественно-педагогического образования (Орёл, апрель 1985 г.);
- Некоторые проблемы совершенствования художественно-педагогического образования в современных условиях (Орёл, апрель 1986 г.;
- Обобщение опыта планирования и реализации учебных программ "Пленэр" на ХГФ (Орёл, апрель 1987 г.).
Становление пленэрной практики в русской художественной школе
В русском изобразительном искусстве под влиянием различных исторических условий развивались многочисленные приемы использования цвета в качестве выразительного средства живописи. Наиболее отчетливо прослеживаются линии развития двух систем цветового строя картины: живопись локальным цветом и живопись сложным цветом. Если древнерусские живописцы изображали предметный мир преимущественно цельными, однородными цветовыми пятнами, характерными для изображаемых предметов, то художники XIX века писали в основном сложным цветом. В нем были не только характерные качества окраски предмета, но и качества определенной свето-воздушной среды.
Принципы и методы живописи на пленэре закрепились в практике русских художников ешё в первой половине XIX века, т.е. значительно раньше так называемого "открытия пленэра" в Западной Европе (70-е годы XIX века). Разработка практического метода живописи на пленэре в начале XIX века успешно велась в русской художественной школе главным образом в период заграничных командировок лучших выпускников академии: С.Ф.Щедрин, П.В.Басин, К.П.Брюллов, М.И.Лебедев, А.А.Иванов и др.
Наиболее значительным явлением в развитии пленэрной живописи в первой половине XIX века следует признать творческую практику выдающегося русского художника А.А.Иванова. Во время командировки в Италию он штудировал в этюдах с натуры каждую деталь композиции, добиваясь ясности и простоты живописного изображения. Его картина "Явление Христа народу" и этюды к ней убедительно свидетельствуют о беспримерной глубине и сложности живописно-пластических задач,решенных художником. Иванов не останавливается на традиционных академических принципах создания картины и разрабатывает свою систему сбора материала к композиции. Вопросы линейной и воздушной перспективы, колорита будущего полотна решались художником в сотнях подготовительных зарисовок, этюдов, основанных на наблюдениях природы. Параллельное развитие двух сторон творчества - сбор этюдов и совершенствование эскиза к картине - определяло систему творческого метода художника.
Среди выдающихся русских художников-педагогов,внесших значительный вклад в развитие методики живописи, видное место занимает А.Г.Венецианов. Его методика обучения изобразительному искусству сыграла заметную роль в общем развитии русской школы живописи. Венецианов был одним из первых в России художников-педагогов, который развивал тему народной жизни в своем творчестве.
А.Г.Венецианов призывал своих учеников изучать природу и человека, опираясь на научные основы изобразительного искусства - пластическую анатомию, перспективу, теорию теней. Как и Иванов. Венецианов был убежден, что только следование природе может привести к успеху в творческой работе. В художнике он прежде всего ценил наблюдательность и стремление к живому, непосредственному изображению природы. Эти принципы лежали в основе его преподавательской и творческой деятельности. Об этом свидетельствуют такие картины, как "На пашне. Весна". "На жатве. Лето".
Современные проблемы учебной пленэрной практики
Возникновение проблемы обучения и формирования личности художника-педагога на пленэре неразрывно связано с историей ХГФ. Как известно, в учебных планах и документах об окончании ХГФ термин "художник-педагог" отсутствует. Однако в научно-методической литературе, в специальных исследованиях отдельных вопросов подготовки студентов на ХГФ этот термин используется постоянно, с момента организации ХГФ и до настоящего времени. Примечательно, что как на дневных, так и на заочных отделениях обоснованно ставилась задача пленэрной подготовки именно художников-педагогов. "Практика в условиях пленэра совершенствует профессиональную подготовку студентов, формирует их мировоззрение, идейные убеждения, повышает общую культуру. Знания и навыки, которые получают художники-педагоги в институте, необходимы им для работы по эстетическому воспитанию подрастающего поколения" - пишут Г.Б. Смирнов и А.А.Унковский (190, с. 5).
На межвузовских конференциях и совещаниях ХГФ, а также в квалификационных документах постоянно подчеркивалась и утверждалась мысль о том, что первостепенной и главной задачей ХГФ является воспитание у будущего художника-педагога материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции.
Впервые проблема художественно-педагогической направленности обучения студентов ХГФ получила наиболее полное раскрытие в 1968 году на У межвузовской конференции преподавателей ХГФ педвузов РСФСР (207). В частности, были сформулированы следующие её аспекты: развитие у студентов композиционного мышления (К.В.Былинко); гражданское, общекультурное и художественное развитие, теоретическая и практическая подготовка будущего специалиста, художника-педагога, эстетическое воспитание и просвещение детей в школе (А.И.Курнаков); владение мастерством художника и методами художественного развития детей (А. С. Пучков); единая концепция художника-педагога (В.В.Руднев).
Анализ данной проблемы даёт картину все более сложной взаимозависимости, которая одновременно наблюдается как увеличение источников профессиональных затруднений в живописи на пленэре, и вместе с тем как увеличение оснований для совершенствования творческой и педагогической направленности обучения студентов живописи рисунку, композиции.
Проблема инживидуад№Х заданий по живописи на плешре. В организации учебной практики многих факультетов наблюдаются контрасты: с одной стороны происходит сближение по уровню профессиональной подготовки среднего художественного и высшего педагогического образования - на ХГШ поступают выпускники, окончившие с отличием художественные училища и имеющие за плечами многолетнюю практику живописи на пленэре, с другой -выпускники подготовительных курсов для сельских школ, впервые в институте узнавшие о существовании этюдов на пленэре. Наряду с яркимиотдельными успехами в работе над этюдами всё ещё процветает инертность большинства студентов учебных групп на I курсе (55 %), при этом наметилась тенденция к использованию слайдов и фотографий в работе над этюдами и композицией, что резко сокращает интерес студентов к наблюдениям и наброску, к зарисовкам и краткосрочным эскизам. На фоне резких качественных различий, уровней индивидуальной подготовки абитуриентов и студентов І-П курсов стала очевидной обезличенность и засты-лость традиционных фронтальных форм и методов руководства коллективной пленэрной практикой. Особенно это наглядно проявляется в стереотипном применении отдельных приемов работы с натуры, в монотонности и мелочной проработке второстепенных деталей, в стремлении любой ценой нарисовать благополучную "картинку" в ущерб развитию профессиональных навыков живой этюдной практики. Выход из такого положения мы видим в применении метода индивидуальных заданий и самостоятельной композиционно-тематической работы.
Индивидуально-личностный подход к выполнению учебных заданий
Планирование и реализация программы "Пленэр" на ХГФ педвузов страны, характеризуясь в целом идейно-художественной и художественно-педагогической направленностью, основывается на принципах реалистического искусства: жизненная правда, гуманизм, образная значительность, нравственная высота. Конкретно это проявляется в таких результатах учебной практики, как краткосрочные натурные этюды и зарисовки, наброски и эскизы по мотивам пленэра, что в конечном счете используется в деятельности учителя изобразительного искусства.
Наши наблюдения и многолетний опыт организации пленэрной практики на ХГФ по трём программам (1978, 1983, 1988), разработка и совершенствование которых были основной задачей настоящего исследования, позволили убедиться в том, что принципы художественной педагогики применяются в процессе обучения живописи на пленэре в специфическом виде и осуществляются главным образом по принципу индивидуально-личностного подхода. Рассмотрим его подробнее.
Первоначальные научно-методические поиски, проведенные нами на ХГФ МГПИ имени В.И.Ленина, касались в основном особенностей живописи на пленэре по временам года. Непосредственное наблюдение за работой студентов младших курсов показало, что острием проблемы являются не световоздушная среда пейзажа, не материалы и инструменты, а прежде всего и главным образом студент. Проблема оказалась не в том, что от 50 до 80 процентов первокурсников не видят живописных сложностей натуры на пленэре, проблема в том, что они её не считают нужной для себя замечать, не умеют целосно видеть, выразительно компоновать и грамотно строить изображение.
Исследуемые вопросы обучения живописи на пленэре существенно дополнились и наиболее подробно разрабатывались на кафедрах изобразительного искусства Орловского ГПИ, где в течение трех периодов (1970-1978, І978-І9Ш, 1983-1988) проводились экспериментальные проверки и обсуждения выдвинутой гипотезы. Результаты исследования подробно освещались на семинарах и межвузовских научно-практических конференциях в Карачаевске, Чебоксарах, Орле и Москве.
Обучающий эксперимент, проводимый со студентами І-ІУ курсов, состоял из двух этапов: поисковый эксперимент и систематическое экспериментальное обучение.
В ходе поискового эксперимента проверялась разрабатываемая система учебных занятий по живописи на пленэре. Систематическое экспериментальное обучение проводилось с 1970 года. При этом уточнялись цели, содержание и объём учебных заданий, направленных на качественное развитие у студентов художественно-педагогических знаний и навыков, подробно освещенных в объяснительных записках опубликованных программ "Пленэр". Их критический анализ осуществлялся главным образом по результатам использования указанных навыков в работе над композицией и дипломными эскизами, в самостоятельной художественно-педагогической деятельности выпускников факультета. С учётом корректировки содержания отдельных тем вносились соответствующие изменения и в характер трёх организационных форм учебной практики (базовая, экспедици-онш-тематическая, производственно-тематическая). Кроме того был проведен эксперимент по исследованию возможностей пленарного обучения по временам года. Наиболее эффективным оказался вариант учебной практики по изучению весеннего пейзажа: в течение недели (конец марта - начало апреля в г. Орле и Московской области) студенты І, П и ІУ курсов успевали выполнить объём двух недель летней практики. При этом качество передачи общего тона, цветовых отношений было более высоким, чем в летнем пленэре. Наиболее низкие результаты оказались в период осеннего пленэра на ІУ курсе. Здесь прежде всего сказалось то обстоятельство, что после П курса студенты осваивают технику масляной живописи, после 1ІІ курса - перерыв (практика в пионерских лагерях). Зимний пленэр изучался во время факультативных занятий, а также в период спецпрактикума (дисциплины по выбору) и по индивидуальным (НИРС) планам дипломных работ. В целом метод индивидуальных учебных заданий наиболее эффективен в композиционно-тематической работе, где студент сам решает, какой материал ему необходим, наброски или зарисовки, этюды или эскизы. Благодаря этому достигается подлинная самостоятельность студента в выборе содержания и форм учебно-творческой деятельности, что являлось неизменным объектом исследования всех трёх программ.