Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Новицкий Владимир Викторович

Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике
<
Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Новицкий Владимир Викторович. Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике : ил РГБ ОД 61:85-13/291

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 19

I. Проблема научно-атеистического воспитания в советской педагогической науке 20

2. Отражение вопросов научного атеизма в содержании школьного курса физики старших классов 36

3. Анализ школьных учебников, учебных и методических пособий по физике в плане решения

задач научно-атеистического воспитания 43

4. Состояние проблемы научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в практике

работы массовой школы 51

ГЛАВА II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЖЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ 60

I. Сущность и основные задачи научно-атеистического воспитания школьников в современных условиях 61

2. Основные направления в работе учителя по организации научно-атеистического воспитания учащихся в процессе преподавания школьного курса физики 68

3. Психологические основы научно-атеистического воспитания учащихся 82

4. Принципы организации работы по научно-атеистическому воспитанию в учебной и

внеклассной работе с учащимися 88

ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ШИЗИКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ 94

I. Использование словесных методов обучения в научно-атеистическом воспитании учащихся 99

2. Роль средств наглядности в научно-атеистическом воспитании учащихся 124

3. Использование практических работ учащихся в целях их научно-атеистического воспитания. 136

4. Роль межпредметных связей физики с химией, биологией и астрономией в научно-атеисти

ческом воспитании учащихся 147

ГЛАВА ІV. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДИКА ПРОВВДЕНШ И РЕЗУЛЬ ТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 163

I. Организация и методика проведения педагогического эксперимента 164

2. Результаты педагогического эксперимента 170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 183

БИБЛИОГРАФИЯ 188

Введение к работе

Данная диссертация посвящена еще недостаточно исследованной проблеме научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике, являющейся весьма актуальной в современных условиях.

Актуальность проблемы научно-атеистического воспитания учащихся на современном этапе обусловлена рядом объективных, социально значимых факторов, глубоко раскрытых в материалах ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года.

В современных условиях, характеризующихся обострением идеологической борьбы между лагерем капитализма и лагерем социализма, на первый план встает вопрос о формировании личности, способной противостоять чуждой нам буржуазной идеологии. "... идейное противоборство двух систем, - отмечается в материалах ХХУ съезда КПСС, - становится более активным, империалистическая пропаганда - более изощренной.

В борьбе двух мировоззрений не может быть места нейтрализму и компромиссам. Здесь нужна высокая политическая бдительность, активная, оперативная и убедительная пропагандистская работа, своевременный отпор враждебным идеологическим диверсиям" (127, с.74).

Идеологи буржуазии пытаются любыми путями внести раскол в лагерь социализма, затормозить его продвижение к коммунизму. При этом они стараются, прежде всего, воздействовать на молодежь, деморализовать ее, увлечь в сторону от общественной деятельности. Одним из направлений усиления борьбы против социализма идеологи буржуазного общества избрали религию, т.к., по их мнению, "церковь в СССР - крепость, которую еще не взяли коммунисты" (101, с.34). Они исходят из того, что при социализме продолжает существовать ряд явлений, связанных с наличием пережитков прошлого, которые при определенных условиях могут способствовать сохранению отсталых представлений, взглядов и, в частности, религиозных верований. "Посредством церкви, - говорит один из сотрудников спецслужбы США Аллан Дрейфус, - мы можем действовать с наибольшей эффективностью. Церковь имеет для нас важное значение. Это наиболее легкий и надёжный способ для проникновения в страну" (40, с.бЗ).

Религия, прикрываясь личиной безобидности, борьбы за справедливость, всегда была важной идеологической силой, имеющей классовую направленность. Она всегда выполняла и выполняет одну из своих главных, существенных функций - функцию опиума (иллюзорно-компенсаторную (210, с.150-151)), т.е. усыпления сознания людей, отвлечения их от классовой борьбы, от борьбы за права трудящихся. Очень четко эту мысль высказал К.Маркс, говоря, что "религия есть опиум народа" (I, с.415). Однако современные церковники нередко пытаются отрицать марксистское высказывание о религии или сузить его, ограничив определенными историческими рамками.

В современных условиях, характеризующихся нарастанием темпов развития науки и техники, развитием социалистической системы, подъемом освободительного движения, влияние религии на соз- — б — наше людей ослабляется. Это признают даже сами теологи. Так, например, западно-германский теолог Роджер Щутс говорит, что "техника разрушает смысл религиозности" (191, с.7). Поэтому церковники ищут новые формы приспособления религии к современным условиям. Сложней и разнообразнее стали методы их работы. Так, церковь не противится активному участию верующих людей в строительстве нового коммунистического общества, однако требует от них думать, прежде всего, о вечной "загробной" жизни. Изменилась также и политическая линия религиозных организаций,многие из них выступают в борьбе за мир и международную безопасность. Итогом такой политики является то, что "в сознании ряда верующих возникает своеобразная аберрация на этой почве: признаком прогрессивности, свойственной политической ориентации религиозного объединения, наделяется и чуждая прогрессу его идеология, его социально-нравственная концепция и вероучение" (116, с.358).

Кроме того, в последние десятилетия в результате научно-технического прогресса церковь изменила свое отношение к развитию науки и техники. Сейчас говорить, что это дело рук "сатаны", она уже не может, т.к. сами служители культа постоянно пользуются всеми благами научно-технического прогресса: в повседневном быту, даже в богослужениях для привлечения широких масс народа к своим проповедям, увеличивая таким образом личные прибыли. В настоящее время церковь всесторонне одобряет развитие науки, техники и выдвигает тактику "союза" науки и религии. Однако курс современного богословия на этот "союз" на деле означает принижение науки, умаление значения достижений её для прогресса человечества. Признавая огромное значение науки на словах, современные теологи на деле ограничивают её познава- » I mm тельные возможности, отрицают объективную ценность и предельно сужают социальную роль. Они, как и прежде, стремятся поставить науку на службу вере, доказывая, что "цель науки - познание порядка во Вселенной и сути вещей", а задача религии - это "постижение цели и смысла Вселенной" (142, с.209). Следовательно, современные теологи стремятся установить определенное согласие между наукой и религией при условии "подчинения знания вере". "Религия, - как правильно отмечается в предисловии к книге "Наука и теология в XX веке", - по-прежнему остается врагом истины и разума и будет им до тех пор, пока она существует" (142, с.З).

Таким образом, в современных религиозных течениях по отношению к науке прослеживается ряд особенностей, которые можно выразить в следующих положениях: I) религия избегает близких контактов с естественными науками, зная, что научное познание не нуждается ни в каких чудесах; 2) поскольку в современных условиях невозможно поставить под сомнение научное знание, то религия пытается добиться "синтеза" веры с наукой,полагая, что, являясь неотъемлемым компонентом познания, она не может быть вытеснена из него полностью; 3) учитывая относительный характер научного познания, религия проводит разграничение сфер познания науки и веры (112).

В современных условиях религия пытается не только сохранить, но и упрочить своё влияние. В связи с этим тактика теологов становится более изощренной, а это существенно затрудняет работу по научно-атеистическому воспитанию взрослого населения и учащейся молодёжи. Идеологи религии широко в своих работах используют фальсификацию научных фактов, подменяя материалисти- ческое их истолкование истолкованием идеалистическим, метафизическим.

В нашей стране религиозные верования, укоренившиеся среди небольшой части взрослого населения, нередко проникают в юношескую среду, воздействуя на чувства и мысли молодежи. При этом служители культа хорошо понимают, что "человек, ослепленый религиозными иллюзиями, далеко не всегда способен правильно объяснить социальные явления. Искажённое видение ситуации может сделать его восприимчивым к экстремистскому истолкованию фактов. Его легче настроить негативно к действительности, побудить к актам антиобщественного поведения" (53, с.19).

Следует также учитывать, что среди молодёжи ещё немало людей мировоззренчески индифферентных, склонных не видеть в религии серьёзного идейного противника (см.гл.1, 4).

Научно-атеистическое воспитание детей в нашем обществе ведется с самого раннего возраста, начиная с детского сада. Затем оно продолжается в школе. Конкретные исследования (37; 81; 86; 157; 206; 207; 223), проводимые в последнее время о состоянии религиозности школьников, показывают, что основная их масса относится к религии отрицательно. Тем не менее, отрицательное отношение к религии еще не служит доказательством сформирование сти у школьников научно-атеистических взглядов и убеждений (см. гл.ЗУ, 2).

С введением всеобщего среднего образования в нашей стране требования к уровню духовной зрелости человека повышаются. Поэтому необходимо целенаправленно и систематически вести работу в этом направлении, однако в последнее время наблюдается ослаб- * 9 - ление внимания учителей школ к научно-атеистическому воспитанию учащихся. Часть из них считает, что процесс формирования научно-атеистических взглядов совершается стихийно под влиянием полученных учащимися научных знаний. Эта категория учителей учебный материал использует только как образовательное средство, не уделяя должного внимания формированию научного мировоззрения, атеистических убеждений, развитию логического мышления. Другая часть учителей, понимая значение работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся, не владеет методикой ведения ее.

На современном этапе развития советской школы более остро ставится задача не только дать учащимся необходимый минимум знаний, привить им умения и навыки, нужные в их будующей практической деятельности, но и обеспечить формирование у них основ научно-материалистического мировоззрения, не допускающего разрыва между жизнью и теорией, способного противодействовать влиянию чуждой нам идеологии суеверий и предрассудков.

Школа должна выпускать из своих стен людей, не только образованных, но и убежденных в правоте нашего дела, людей высоко сознательных и культурных.

Советские педагоги, руководствуясь методологией марксизма-ленинизма, внесли значительный вклад в развитие теории и практики научно-атеистического воспитания учащейся молодежи.

Основы научно-атеистического воспитания школьников, заложенные Н.К.Крупской и А.В.Луначарским, в дальнейшем нашли свое развитие в трудах ряда советских дидактов, методистов и психологов.

В плане изучения естественнонаучных дисциплин данным вопросом занимались К.Болеев, А.Н.Ефремов, Д.А.Шуб, М.С.Хушинс- кий, Р.Г.Кротова и другие. В психолого-педагогическом аспекте изучением условий становления мировоззрения школьников занимались Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, Н.А.Менчинская и другие ученые. Результаты всех этих исследований явились ценным вкладом в решение данной проблемы.

Работа по научно-атеистическому воспитанию подрастающих поколений в нашей стране ведется повсеместно (детские сады, школа, внешкольные учреждения), однако наибольший эффект она приобретает в старших классах средней школы. Этому способствуют такие факторы как: более высокий научный уровень содержания учебных предметов; более высокий уровень развития логического мышления старшеклассников; повышенный интерес детей старшего школьного возраста к вопросам мировоззренческого характера; в этом возрасте происходит самый интенсивный процесс воспитания нравственных качеств человека.

В деле обучения и формирования у школьников научно-атеистического мировоззрения большая роль принадлежит курсу физики, поскольку физика справедливо считается лидером наук о природе. Однако до сих пор отсутствуют работы, посвященные анализу современных школьных программ, учебников и учебных пособий по физике в плане научно-атеистического воспитания; недостаточно изучена методика работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся в старших классах. В выполненных исследованиях недостаточно отражена роль межпредметных связей в научно-атеистическом воспитании старшеклассников. В опубликованных работах мало отра- * II - жены специфика проявления религиозных верований в условиях научно-технической революции, попытки церковников примирить науку с религией, фальсифицировать данные новейших научных открытий, использовать их для доказательства существования "сверхъестественных" сил.

Следствием недостаточной теоретической разработанности вопросов методики научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике является отсутствие должного к нему внимания в деятельности учителя, что снижает роль учебного предмета в формировании научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся средней школы, в Еыработке у них активной жизненной позиции.

Все вышеизложенное обусловило выбор в качестве объекта нашего исследования: процесс научно-атеистического воспитания учащихся.

Предметом исследования явилась деятельность учителя по формированию научно-атеистических взглядов и убеждений у учащихся старших классов при обучении физике.-

Общая цель исследования заключается в дальнейшей разработке методических основ формирования у учащихся научно-атеистических взглядов и убеждений в процессе обучения физике. При ее достижении мы исходили из следующей гипотезы: - Роль учебного предмета физики в формировании у учащихся научно-атеистических взглядов и убеждений значительно повысится, если в процессе преподавания своего предмета в тесной связи с содержанием изучаемого материала учитель будет целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению возникновения в сознании учеников религиозных верований и предрассудков, раскры- — 12 — тия материалистической природы изучаемых физических явлений и выявления причинно-следственных связей между ними, раскрытия диалектической взаимосвязи физических явлений с явлениями изучаемыми на учебных занятиях по другим предметам.

Мы исходим также из предположения, что формированию у учащихся твёрдых научно-атеистических убеждений будет способствовать создание в учебном процессе ситуаций, требующих от учащихся самостоятельных доказательств научной несостоятельности религиозных верований и суеверий, ложного объяснения идеологами религии научных фактов, их фальсификации.

Исходя из общей цели и сформулированной гипотезы, в нашей работе были поставлены следующие задачи исследования:

Изучить состояние проблемы научно-атеистического воспитания учащихся в педагогике, психологии, методике преподавания физики, в практике обучения физике в 9-Ю классах.

Определить основные направления в деятельности учителя физики по научно-атеистическому воспитанию учащихся, основные научно-атеистические идеи и понятия, сущность которых должна быть раскрыта перед учащимися в процессе обучения физике.

Разработать методику работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов в процессе обучения физике (осуществить отбор научно-атеистического материала, который мог бы быть раскрыт в связи с изучением конкретных вопросов курса физики, определить его место в учебном процессе, способы и приемы раскрытия).

Проверить в экспериментальном обучении влияние применения разработанной автором методической системы на формирование научно-атеистических взглядов и убеждений старшеклассников.

5. Разработать методические рекомендации для учителей школ по совершенствованию процесса научно-атеистического воспитания учащихся старших классов при обучении физике.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о сущности марксистского атеизма и формировании личности в процессе ее активной деятельности, марксистско-ленинская теория познания, ее диалектико-материа-листический метод. Исходной основой рассмотрения современного состояния атеистического воспитания, его оценки с идейно-политических позиций явились: Программа КПСС, решения ХХУ и ХХУІ съездов КПСС, постановления ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам идеологической работы.

В процессе исследования для решения поставленных задач применялись следующие методы:

Изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, постановлений ЦК КПСС и Советского правительства по вопросам коммунистического воспитания молодежи как методологической основы решения исследуемой проблемы.

Изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы с целью выявления состояния исследуемой проблемы в психологии, общей и частных дидактиках.

Изучение и анализ программ, учебников и учебных пособий по физике с целью выявления отражения в них исследуемых вопросов.

Изучение опыта работы учителей в аспекте исследуемого вопроса.

Анкетирование учителей и учащихся.

6. Педагогический эксперимент в его различных формах (констатирующий, пробный, обучающий, контрольный).

Результаты исследования обрабатывались методом математической статистики.

Исследование осуществлялось в период с 1975 по 1981 годы и содержало четыре этапа, в процессе которых использовались соответствующие решаемым задачам методы исследования.

На первом этапе (1975-1977 гг.) осуществлялось изучение партийных и правительственных документов о школе, философской, психологической, педагогической и методической литературы, что диктовалось необходимостью создания теоретической базы для решения проблемы научно-атеистического воспитания учащихся. Проводилось наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к религии и атеизму. В ходе этого наблюдения и изучаемой литературы нами была осознана актуальность проблемы научно-атеистического воспитания учащихся и намечены некоторые практически действенные пути ее решения.

На втором этапе (1977-1978 гг.) разрабатывалась первичная концепция о дидактической сущности процесса научно-атеистического воспитания учащихся старших классов при обучении физике. Проводился анализ состояния решаемой проблемы в практике работы массовой школы (констатирующий эксперимент) и в выполненных исследованиях. Был организован пробный эксперимент с целью проверки эффективности отдельных методов и приемов научно-атеистического воспитания учащихся старших классов при обучении физике. В результате исследования на данном этапе бьша разработана методическая система по научно-атеистическому воспитанию учащихся - 15 ~ старших классов и выявлены возможности курса физики для решения данной задачи, определены основные средства и методы ведения этой работы, сформулирована рабочая гипотеза.

На третьем этапе (I978-I9S0 гг.) осуществлялся систематический обучающий эксперимент по проверке эффективности разрабатываемой автором методической системы по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов в процессе обучения физике. Данный этап составляет ядро практической части исследования.Вместе с тем, здесь продолжалась разработка и теоретической части исследования: осуществлено уточнение некоторых положений предлагаемой автором методики работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов в процессе обучения физике; в окончательной форме сформулированы и практически решены основные задачи исследования. В результате эксперимента было доказано положительное влияние предлагаемой автором методики на степень сформированное научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся к моменту окончания средней школы.

Четвертый этап (I980-I98I гг.) характеризуется последующим уточнением некоторых положений предлагаемой авторам методики и теоретическим анализом полученных результатов исследования. Здесь было завершено решение всех поставленных задач исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

I. Разработана система средств педагогического воздействия по предупреждению возникновения религиозных верований и предрассудков в сознании и поведении учащихся 9-Ю классов.

Сущность этой системы состоит в том, что изучение физики осуществляется в соответствии с принципами марксистского диалек- тического метода, в ориентации школьников на установление причинно-следственных связей между явлениями, обобщение фактов,побуждение их к самостоятельным мировоззренческим выводам.

Автором разработана методика формирования научно-атеистических взглядов и убеждений старших школьников при обучении физике по основным разделам школьного курса. Принципиальная новизна этой методики состоит в том, что ей присуща ориентация на целостный подход, заключающийся в совершенствовании работы учителя в данном направлении с позиций органического единства содержания, методов, приемов и организационных форм обучения.

В отличие от ранее выполненных работ, в данном исследовании выясняются возможности реализации в старших классах межпредметных связей физики с химией, биологией и астрономией, позволяющие организовать научно-атеистическое воспитание на основе целостного подхода.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что:

Разработаны рекомендации для учителей школ по организации научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике.

Внедрение в практику школьного обучения разработанной автором методики научно-атеистического воспитания учащихся старших классов в процессе обучения физике способствует более успешной реализации воспитывающей и развивающей функций обучения.

В связи с проведенным исследованием по предупреждению возникновения религиозных верований и предрассудков в сознании - I? - и поведении учащихся старших классов в процессе обучения на защиту выносятся следующие положения:

I. Управление атеистическим воспитанием может быть эффективным только при учёте его мировоззренческой функции (формирование диалектико-материалистического мировоззрения).

П. Повышению эффективности научно-атеистического воспитания способствует реализация принципов: связи теории с практикой, обучения и воспитания с жизнью; целенаправленности; всеобщности и регулярности; историзма.

Ш. Воспитание воинствующих атеистов осуществляется при условии органического единства формирования научного мировоззрения, научно-атеистического сознания и поведения человека, ІУ. Работа, проводимая учителем по научно-атеистическому воспитанию учащихся при обучении физике, должна опираться на межпредметные системообразующие связи, позволяющие организовать данный процесс на основе целостного подхода. При этом целостный подход к научно-атеистическому воспитанию реализуется как процесс, включающий единство специфических сторон методов,приёмов и организационных форм обучения физике.

Апробация результатов исследования осуществлялась: на областных и городских семинарах учителей физики, проводимых по линии института усовершенствования учителей (г.Челябинск, г.Омск); на научно-практических конференциях по проблеме "Учебно-воспитательная работа в сельской школе" (г.Омск, 1976, 1977 гг.); на научно-практической конференции "Обучающие и развивающие функции межпредиетных связей в процессе изучения основ наук в средней школе" (г.Челябинск, 1979 г.); на межвузовском семинаре по проблеме "Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихся и студентов ВУЗов" (г.Челябинск, 1978 г.); на конференции по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и аспирантов (г.Челябинск, 1979 г., г.Омск, 1981 г.); на ХУШ, XIX и XX Зональных научно-методических семинарах преподавателей физики, астрономии и общетехнических дисциплин педагогических институтов Урала, Сибири и Дальнего Востока (Х977 год - в г.Новосибирске, 1979 год - в г.Ишиме Тюменской области, 1981 год - в г.Челябинске), через публикацию методических рекомендаций для учителей школ, а также статей, раскрывающих содержание и результаты исследования.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

Проблема научно-атеистического воспитания в советской педагогической науке

Для выяснения состояния проблемы научно-атеистического воспитания школьников в советской педагогической науке мы изучили диссертационные исследования и монографии по данной проблеме.

Проблеме научно-атеистического воспитания учащихся посвящены две докторские диссертации (37; 86).

В докторской диссертации А.Н. Алексеева (37) изложены идейные основы и сущность атеистического воспитания, показана система атеистических мероприятий (на материале курса истории), базирующихся на этой основе. В диссертации рассматриваются методологические принципы системы атеистического воспитания в процессе изучения основ наук в восьмилетней школе. Автор подробно раскрывает содержание и пути формирования атеистических взглядов учащихся младшего и среднего школьного возраста, а также раскрывает вопросы внеклассной работы по атеистическому воспитанию детей и подростков, единство действий школы, семьи и общественности, принципы научного руководства атеистическим воспитанием в школе. Данная диссертация представляет собой значительный вклад в исследование проблемы научно-атеистического воспитания школьников. Мы считаем, что многие формы и методы атеистического воспитания учащихся, рекомендуемые автором для восьмилетней школы, вполне приемлемы для осуществления научно-атеистического воспитания учащихся старших классов средней школы.

Разработке педагогических основ научно-атеистического воспитания учащихся посвящена докторская диссертация М.Е.Дура-нова (86). В данном исследовании автор базируется на целостном подходе к решению проблемы научно-атеистического воспитания учащихся. При этом он справедливо считает, что целостный подход к научно-атеистическому воспитанию реализуется как процесс,включающий единство всех составных элементов; как система мировоззренческих атеистических проблем, решаемых на междисциплинарном уровне; как единство формирования атеистического сознания и поведения. М.Е.Дуранов, в отличие от традиционного педагогического подхода (описание содержания работы при изучении отдельных учебных предметов), исследует всю систему познавательной, общественно полезной деятельности учащихся атеистического характера, имеющей общественную и личностную ценность.

Диссертация написана на материале гуманитарных дисциплин. Однако задачи, решаемые в ней, затрагивают ряд общих вопросов одинаково важных и при изучении естественнонаучных дисциплин. В частности, автор более четко, по сравнению с другими исследователями данной проблемы сформулировал и теоретически обосновал принципы атеистического воспитания (принцип научной доказательности несостоятельности религиозной веры; всестороннего атеистического воздействия на учащихся; наступательности атеистического воспитания; эмоциональной насыщенности процесса атеистического воспитания учащихся); критерии (вооруженность учащихся научно-атеистическими знаниями и умениями; психологическая готовность и потребность в атеистической деятельности; руководство атеистическими установками в повседневной жизни) и уровни (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий) атеистической воспитанности.

Сущность и основные задачи научно-атеистического воспитания школьников в современных условиях

Советская школа достигла крупных успехов в воспитании коммунистического мировоззрения школьников, в формировании активных строителей нового общества. Изучение основ наук в школе способствует выработке правильных взглядов на мир, закладывает фундамент научно-атеистических взглядов и убеждений молодежи. Однако, как уже указывалось, в сознании и поведении отдельных людей до сих пор еще сохраняются пережитки прошлого, религиозные предрассудки. Поэтому одной из воспитательных задач нашей школы в настоящее время остается воспитание учащихся воинствующими атеистами, способными активно бороться с религиозньми предрассудками. Большая роль в решении этой задачи принадлежит учителю физики, т.к. знание законов физики и причинно-следственных связей между явлениями помогает показать научную несостоятельность многих религиозных суеверий и предрассудков.

Для успешного проведения работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся необходимо, прежде всего, хорошо представлять основные цели, задачи и направления этой работы.

В учебнике "Педагогика" под редакцией С.П.Баранова, Т.В. Воликовой и В.А.Сластенина говорится, что "основным назначением научно-атеистического воспитания является формирование у учащихся системы взглядов на мир как на единое материальное целое, ... вооружение учащихся научным атеизмом как миропониманием, отрицающим веру в сверхъестественное" (162, с.233-234).

Варичев Е.С. в своей кандидатской диссертации дает следующее определение атеистического воспитания, раскрывающего его основную цель: "Атеистическое воспитание - это совокупность мер, которые направлены на преодоление религиозных пережитков и замену их научным мировоззрением" (63, с.42) (подчеркнуто нами - В.Н.).

Говоря о системе атеистического воспитания, Д.И.Пеннер и Р.Г.Кротова в своей книге "Научно-атеистическое воспитание при обучении физике" отмечают, что "система атеистического воспитания представляет собой комплекс форм, средств и путей всестороннего идеологического воздействия на сознание и чувства учащихся с учетом их возрастных и психических особенностей, степени религиозности верующих школьников, мотивы веры в бога и др." (164,с.П).

Таранников Н.В. в своей кандидатской диссертации определяет атеистическое воспитание как "вооружение учащихся системой материалистических, научно обоснованных взглядов и убеждений, отвергающих веру в богов и сверхъестественные силы" (206, с.40-а).

Во всех приведенных нами высказываниях о сущности и задачах научно-атеистического воспитания авторы ограничиваются одной из его задач - преодоление религиозных предрассудков, не останавливаясь на задаче их предупреждения. Учитывая это, мы в своем исследовании исходим из того, что научно-атеистическое воспитание, это есть целенаправленная работа по Формированию у учащихся научно-атеистических взглядов и убеждений с целью преодоления и предупреждения возникновения религиозных пережитков и верований в сознании и поведении школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При этом имеем ввиду основные методологические положения, сформулированные еще Н.К.Крупской, лежащие в основе научно-атеистического воспитания учащихся (28):

1. Определение того круга атеистических идей, которые надо дать учащимся.

2. Определение характера, причин и особенностей детской религиозности на данном этапе.

3. Выяснение аргументации и методов воздействия защитников религии на детей, подростков, молодежь с целью учета их в работе по научно-атеистическому воспитанию учащихся.

4. Дальнейшая разработка методики атеистического воспитания.

Использование словесных методов обучения в научно-атеистическом воспитании учащихся

Формирование научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся, борьба с различного рода религиозными предрассудками и суевериями продолжает оставаться одной из важных задач советской школы, задач, требующих к себе постоянного, пристального внимания коллектива учителей школ.

Курс физики в решении этой задачи занимает одно из первых мест среди других учебных предметов, что обусловлено содержанием предусматривающим ознакомление учащихся с обширньм классом явлений природы, законов, которым они подчиняются, формирование у учащихся фундаментальных естественнонаучных понятий (материя, движение, энергия, взаимодействие и т.д.), составляющих естественнонаучную основу диалектического материализма.

При обучении физике представляется возможным раскрыть перед учащимися диалектический характер процесса познания,показать общие закономерности явлений природы, а это, при должным образом поставленной методике обучения, дает возможность учащимся делать правильные атеистические выводы и обобщения.

Однако, как показало наше исследование (гл.1, 4), многие учителя физики не владеют в должной мере методикой атеистического воспитания. В некоторых школах при организации работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся в процессе обучения учителя физики не учитывают общепедагогических и дидактических принципов, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся,основных направлений в этой работе.

Учащимся передается суша знаний, сообщается набор фактов без соответствующих атеистических выводов. Мы же предполагаем, что на уроках физики учителю необходимо не только передать учащимся определенную сумму знаний, сообщить набор фактов, а на основе содержания учебного предмета и конкретных атеистических фактов активно формировать научно-атеистические взгляды и убеждения учащихся в соответствии с задачами коммунистического воспитания. При этом большое значение в формировании научно-атеистических взглядов и убеждений учащихся имеет и учет в работе учителя различных методов обучения, форм организации учебных и внеклассных занятий атеистической направленности. Известно, что воспитывают не только содержание учебного занятия, но и его организация, методы, приёмы. Н.К.Крупская в статье "Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин" и в ряде других показала, как не только содержание, но и методы занятий в капиталистическом обществе служат классовым интересам буржуазии, а в социалистическом обществе - потребностям народа, задачам коммунистического строительства. Учителя это понимают, но не задумываются, в какой мере методы их занятий способствуют атеистическому воспитанию школьников.

В своем исследовании мы постарались раскрыть методику работы учителя по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов средней школы с учетом всех вышеперечисленных недостатков.

Организация и методика проведения педагогического эксперимента

Экспериментальная работа осуществлялась в течение I977-I98I учебных годов и проводилась в четыре этапа.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент (1977 г.), в задачу которого входило выявление отношения учащихся 9-Ю классов к религии и атеизму. Выявлялось также у учащихся наличие суеверий. Изучение этих вопросов осуществлялось методом анкетирования, в котором было охвачено 267 учеников школ г.Омска и Омской области.

Данный эксперимент позволял получить ответ на вопрос о том, насколько необходима в современных условиях работа учителя по научно-атеистическому воспитанию, т.к. распространяется мнение, что в век научно-технической революции, когда повысился уровень образования и культуры всего населения, влияние религии резко ослабло, никто не верит в сверхъестественные силы, и поэтому нет необходимости тратить усилия учителя на решение проблемы научно-атеистического воспитания.

Анализ анкет учащихся показал (см.гл.1, 4), что в современных условиях проблема ведения работы по научно-атеистическому воспитанию учащихся продолжает оставаться актуальной.

На втором этапе экспериментальной части исследования проводился пробный (зондирующий) эксперимент (1977-1978 уч.год). В задачу данного этапа экспериментальной части исследования входило осуществление первичной проверки отдельных теоретических положений и элементов разрабатьюаемой методики. Экспериментальная работа велась самим диссертантом в СГШУ-9І г.Челябинска.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что включение элементов направленных знаний в учебный процесс не является для формирования научно-атеистических убеждений учащихся безразличным. Постановка таких вопросов (фрагментов) наталкивает учащихся на необходимость формулирования атеистических выводов и обобщений. На данном этапе экспериментальной работы шел подбор материала на основе анализа различной церковной литературы с целью выяснения в ней моментов, на которые следует обратить внимание учащихся и определения места их анализа в курсе физики. Кроме того проверялось влияние отработанного материала на умение самостоятельно анализировать явления, высказывать свою точку зрения.

Результатом данного этапа педагогического эксперимента явились составленные нами матричные таблицы (см.таблицы 3,4,5).

На третьем этапе экспериментальной части исследования (1978-1980 уч.годы) осуществлялся систематический обучающий эксперимент, проводившийся в условиях работы класса. В задачу данного эксперимента входила проверка эффективности предлагаемой нами методической системы работы учителя по научно-атеистическому воспитанию учащихся старших классов.

В ходе эксперимента проверялся весь отобранный материал и эффективность применения различных методов и форм работы в плане научно-атеистического воспитания (индивидуальная работа с учащимися, школьная лекция, беседа, объяснение, рассказ, постановка демонстрационных опытов, решение задач с учетом осуществления межпредметныхх связей и использования технических средств обучения).

Похожие диссертации на Научно-атеистическое воспитание учащихся старших классов в процессе обучения физике