Введение к работе
Актуальность исследования. Процессы реформирования российского общества на современном этапе охватывают не только политическую и экономическую, но и социальную сферу, важным компонентом которой является образование. В XXI веке образование становится одной из самых значимых сфер человеческой деятельности и рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Вхождение России в Болонский процесс существенно обострило проблему недостаточной компетентности специалистов, что, прежде всего, обусловило значительное повышение требований к уровню и качеству организации учебного процесса в вузе.
Основная цель профессионального образования, сформулированная в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», направлена на подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Следовательно, поиск эффективных путей реализации поставленных целей на современном этапе должен строиться с учетом проблем, характерных для подготовки компетентного специалиста вообще и учителя в частности.
Одной из центральных проблем музыкально-педагогического образования является формирование слушательской компетенции бакалавров, которая объединяет профессиональные и личностные качества и способствует развитию гармонически сочетающихся музыкальных способностей, потребностей, творческого воображения, вкуса, чувства целого, эмоционально-эстети-ческого опыта через диалог с произведением искусства.
Вышеизложенное подтверждает актуальность данной проблемы, которая определяется ориентацией образования на компетентностный подход, направленный на результат образования. Он выражается в виде компетенций, которые обусловливаются особыми требованиями к организации музыкально-педагогического образования.
Степень разработанности проблемы. Проблема компетенции широко разработана в исследованиях как российских (С.Г. Вершловский, Э.Н. Гусинский, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.П. Козырева, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.В. Соловьева, Н.Н. Тулкибаева, Ю.Н. Турчанинова, А.И. Щербаков и др.), так и зарубежных (П. Маршал, С. Уиддетт, Дж. Уэйтмен, С. Холлифорд и др.) исследователей.
В педагогической науке компетентностный подход к подготовке учителя, акцентирующий внимание на результате образования, способности человека действовать в различных проблемных ситуациях, нашел отражение в работах: А.В. Баранникова, В.И. Байденко, Д.А. Иванова, К.Г. Митрофанова, В.Д. Шад-рикова, А.В. Хуторского и др. Профессиональная компетентность как готовность к продуктивной педагогической деятельности рассматривается в исследованиях: В.А. Адольфа, А.С. Базикова, С.М. Годника, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.А. Козберг, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной и др. Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах: С.И. Архангельского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и др. Специфику процесса педагогического образования изучали такие ученые, как Е.П. Белозерцев, В.П. Кузовлев, Н.В. Кузьмина и др. Особенности профессиональной подготовки учителя музыки отражены в трудах: Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Б.В. Асафьева, Е.В. Николаевой, А.С. Петелина, Г.М. Цыпина, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр и др.
Культура личности и ее музыкально-эстетическое воспитание стали объектом исследования философов: Л.Н. Когана, И.Ф. Ляшенко, Э. Маркаряна, В.С. Семенова, У.Ф. Суна, Р.А. Тельчаровой и др.; психологов: Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, А.А. Мелик-Пашаева, А.З. Рахимова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.; искусствоведов:
Б.В. Асафьева, Р.И. Грубера, А.Н. Сохора и др.; музыкантов-педагогов:
Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.Н. Баренбойма,
Л.Г. Горюновой, Д.Б. Кабалевского, Н.К. Терентьевой, Г.М. Цыпина, В.Н. Шац-кой, Л.В. Школяр и др.
Рефлексивная природа сознания и мышления человека рассматривается в трудах: Ю.Н. Кулюткина, Т.А. Колышевой, В.А. Лекторского, В.А. Лефевр, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Г.С. Сухобской, В.С. Швырева.
Отдельные аспекты профессиональной подготовки будущего учителя музыки рассматриваются в работах Л.Ф. Афонченко (комплекс музыкально-дидактических знаний и умений), В.М. Алехиной (нетрадиционный подход к реализации целостной панорамы музыкального искусства), Л.В. Арзыбовой (цветомузыкальная методика освоения учебного материала по программе «Музыка»), В.Ф. Горбенко (инструментальная подготовка будущего учителя музыки), Н.Н. Лихолет (подготовка студентов к искусствотерапевтической деятельности на уроках музыки), А.Н. Малюкова (художественное развитие личности), А.С. Петелина (профессионально-личностное становление учителя музыки) и др.
Однако, проводя анализ проблемы формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования, можно заметить, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, вопросы формирования слушательской компетенции бакалавров недостаточно исследованы в парадигме личностно ориентирован-ного музыкально-педагогического образования.
Изучение особенностей формирования слушательской компетенции бакалавров позволило выявить ряд противоречий между:
– требованиями подготовки студента-бакалавра в многоуровневой системе обучения, способного компетентно осуществлять профессиональную деятельность, и недостаточной теоретической и практической разработанностью педагогических условий формирования профессиональной компетентности;
– высоким уровнем разработанности концепций гуманистического личностно ориентированного образования и отсутствием должного внимания к формированию слушательской компетенции в процессе музыкально-педагогического образования будущих учителей музыки;
– необходимостью оценки уровня слушательской компетенции бакалавров и отсутствием критериев и показателей, позволяющих диагностировать уровень ее сформированности.
Актуальность работы, противоречия и тенденции современного музыкально-педагогического образования позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в выявлении способов, методов, педагогических условий формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Формирование слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования».
Объект исследования – формирование слушательской компетенции бакалавров.
Предмет исследования – педагогические условия формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования.
Цель исследования – обосновать, разработать и экспериментально проверить педагогические условия формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования возрастет, если:
– формирование слушательской компетенции бакалавров будет основано на принципах гуманизации, культуросообразности, диалогичности, интеграции и образности;
– будет разработана модель формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования;
– будут определены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию слушательской компетенции бакалавров;
– разработанная методика формирования слушательской компетенции бакалавров будет внедрена в процесс музыкально-педагогического образования.
В соответствии с поставленной целью, объектом, гипотезой и предметом были определены задачи исследования:
-
Провести анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме формирования слушательской компетенции бакалавров и на основе этого определить сущность и специфику формирования
слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагоги-ческого образования. -
Разработать модель формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования.
-
Разработать и внедрить в практику методику формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогиче-
ского образования, ориентированную на развитие музыкально-педагогиче-ских качеств.
4. Выявить и содержательно описать уровни формирования слушательской компетенции бакалавров, критерии и показатели их оценки.
5. Определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию слушательской компетенции бакалавров.
Общеметодологической основой исследования стали системный, коммуникативно-компетентностный, общенаучный уровни методологии, представленные различными подходами. Системный подход обеспечивает целостное представление о существенных признаках слушательской компетенции, нацеливает на единство теории, эксперимента и практики в изучении и преобразовании данного явления. Конкретно-научный уровень методологии представлен компетентностным и личностно ориентированным подходами. Исследования музыкально-педагогического образования с позиции компетентностного подхода опираются на:
исследования проблемы формирования профессиональной компетентности учителя (В.А. Адольф, В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, Г.А. Козберг, Н.В. Кузьмина и др.);
общетеоретические разработки содержания профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова,
Л.В. Горюнова, А.С. Петелин, Н.А. Терентьева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.);
философские аспекты проблемы формирования эстетической культуры личности (Аристотель, Н.А. Бердяев, Ю.А. Бореев, Г.В.Ф. Гегель, К.А. Гель-веций, М.С. Каган, В.П. Крутоус, А.Ф. Лосев и др.);
концепции личностно ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Е.А Крюкова, Т.П. Лакоценина, В.А. Петровский, В.В. Сериков), ценностную парадигму образования и аксиологический подход в педагогике (С.Ф. Анисимов, Н.А. Асташова, А.Т. Здравомыслов, И.Б. Котова, В.В. Розанов, В.П. Тугаринов);
труды по психологии творчества и музыкальных способностей
(Н.А. Гарбузов, А.Л. Готсдинер, А.Я. Зись, М.С. Каган, Г.Г. Нейгауз, Б.М. Теплов, В.Н. Шацкая, М.Г. Ярошевский и др.);
психологические аспекты восприятия (Л. Веккер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), труды по музыкальному восприятию
(Б.В. Асафьев, М.С. Каган, Т.А. Курышева, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, В.Д. Остроменский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Ш. Цагарелли, Б. Яворский), исследования проблемы музыкальных потребностей
(Г. Головинский, Л.М. Кадцын, Ю. Малышев, А. Семашко, А.Н. Сохор,
А. Чернов);
концептуальные разработки диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер).
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использована комплексная методика исследования:
теоретические методы: анализ философской, социологической, психолого-педагогической и культурологической литературы; систематизация и обобщение существующих подходов к музыкально-педагогическому образованию; синтез научной теории и воспитательной практики, методы аналогии, моделирования и педагогического прогнозирования;
эмпирические методы: наблюдение динамики профессионального развития личности в процессе музыкально-педагогического образования; педагогическое наблюдение, самонаблюдение; диагностические методы – анкетирование, опрос, мониторинг; беседа – интервью, тестирование; анализ результатов деятельности бакалавров; методы статистической и компьютерной обработки данных.
Экспериментальной базой исследования стали Воронежский государственный педагогический университет, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна. В эксперименте участвовали 180 студентов I-III курсов бакалавриата, 20 преподавателей.
Научно-исследовательская работа проводилась в период с 2004 по 2009 год и включала в себя три этапа.
Первый этап (2004–2006 гг.) – теоретическое осмысление проблемы, изучение и анализ философской, социально-психологической, культурологической, педагогической литературы по теме исследования; определение объекта, предмета, цели, гипотезы и основных задач исследования, разработка принципов формирования слушательской компетенции.
На втором этапе (2006–2008 гг.) работа была направлена на построение модели формирования слушательской компетенции бакалавров, выявление совокупности педагогических условий, разработку экспериментальной методики, выявление критериев и показателей уровней сформированности слушательской компетенции бакалавров.
Третий этап (2008–2009 гг.) – проведение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных результатов, формулировка общих выводов и рекомендаций, целостное оформление работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
– на основе систематизации сложившихся в педагогической теории подходов к определению компетенций и компетентности была определена сущность и выявлена специфика формирования слушательской компетенции бакалавров. Уточнено содержание понятий «слушательская компетенция» и «формирование слушательской компетенции» с позиции компетентностного личностно ориентированного подхода в процессе музыкально-педагогиче-
ского образования, который основан на принципах гуманизации, культуросообразности, диалогичности, образности и интеграции;
– определены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию слушательской компетенции, предполагающие создание гуманистически ориентированного образовательного и воспитательного пространства вуза, саморазвитие и самореализацию преподавателей и бакалавров в процессе совместной деятельности, развитие внутренней самооценки, способности к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, интуитивного мышления, умение видеть новое и существенное в жизни;
– создана модель формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования, включающая следующие компоненты: цель, принципы, содержание, условия, средства и формы педагогического взаимодействия, диагностический и критериальный блок, характеризующий уровни сформированности слушательской компетенции бакалавров, результат;
– на основе компетентностного подхода выявлены и содержательно описаны уровни формирования слушательской компетенции бакалавров (высокий, средний, низкий) и критериальные компоненты: когнитивно-моти-вационный, креативно-акмеологический, содержательно-ценностный.
Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования обогащают знания в области музыкально-педагогического образования, содержат решение научной проблемы по установлению взаимосвязи между формированием слушательской компетенции бакалавров и реализацией данного положения в процессе музыкально-педагогического образования. Выявленная сущностная характеристика и специфика формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования дополняют теорию личностно ориентированного обучения систематизированной и конкретизированной информацией, что позволяет создавать педагогические условия для формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования. Нами предложена и апробирована методика формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования. Разработанные измерительные шкалы, тестовые материалы позволили более глубоко и дифференцированно исследовать и оценить уровень сформированности компонентов слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют эффективно осуществить процесс формирования слушательской компетенции бакалавров с помощью комплекса средств, форм и методов музыкально-педагогической деятельности.
Прикладное значение имеет разработанная авторская программа «Слушательская компетенция бакалавров и музыкальная культура», которая может служить основой для совершенствования музыкально-эстетическо-го воспитания обучающихся.
Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений культуры и искусства, среднего специального, высшего и послевузовского образования, а также в учреждениях повышения квалификации и переподготовки педагогов, музыкальных воспитателей, психологов, работников культуры и искусства.
Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, методологической обоснованностью содержания исследования, соответствием концептуальных положений тенденциям развития современного образования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективным качественным и количественным анализом полученных данных, подтвержденных статистическим анализом результатов педагогического эксперимента, личным опытом деятельности диссертанта в вузе, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Формирование слушательской компетенции бакалавров происходит в процессе музыкально-педагогического образования, которое представляет собой целенаправленное развитие творческих способностей, потребностей, воображения, вкуса, эмоционально-эстетического опыта, создание устойчивой гармонично-мотивационной базы.
-
Специфика формирования слушательской компетенции бакалавров заключается в развитии интереса общения с музыкой; в становлении процесса диалога культур композитора, исполнителя, слушателя; в творческом отношении к музыкальному материалу; в умении услышать новые грани в художественном образе, в эмоциональном сопереживании мира композитора и созданного им образа.
-
Модель формирования слушательской компетенции бакалавров в процессе музыкально-педагогического образования включает цель, принципы, условия, методы и реализуется в процессе личностно ориентированного музыкально-педагогического образования. Функциональные и структурные компоненты обеспечивают направленность личности на педагогическую профессию, способствуют воспитанию ценностных отношений к музыкально-исполнительской деятельности и потребности в творческой самореализации.
-
Педагогические условия, способствующие формированию слушательской компетенции бакалавров:
создание гуманистически ориентированного образовательного и воспитательного пространства вуза, которое будет способствовать саморазвитию и самореализации преподавателей и бакалавров в процессе совместной деятельности и взаимодействия на основе принципов гуманизации и диалогичности;
направленность на развитие внутренней самооценки, которая проявляется в ощущении человеком своего «Я» и своих внутренних возможностей;
развитие способности к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, связанное с открытостью опыта и предполагающее нахождение проблем в общеизвестном. В результате развивается интуитивное мышление и умение видеть новое и существенное в жизни.
-
Уровни сформированности слушательской компетенции бакалавров, критерии и показатели их оценки:
Когнитивно-мотивационный – осознание необходимости получения глубоких и всесторонних знаний в процессе музыкально-педагогического образования, познавательная активность в изучении предметов учебного блока, сознательная потребность развиваться и самосовершенствоваться. Интерес, вызванный общением с эстетическим объектом или с конкретным человеком, становится причиной накопления новых знаний, самообразования, приводит к расширению эстетического кругозора личности.
Креативно-акмеологический – умение бакалавров понимать и осмысливать характер музыкального произведения, особенности музыкального языка, а также творчески относится к музыкальному материалу. Способность к образному «слушанию», наличие ассоциативного, оригинального, видящего слуха, умение, прослушивая музыку, выйти за рамки шаблонности, услышать новые градации в образе произведения, увидеть новые оттенки в пейзаже услышанного.
Содержательно-ценностный – готовность к субъект-субъектным и субъект-объектным отношениям в процессе диалога культур, и в котором можно эмоционально пережить мир другого человека, композитора, образа, созданного им.
-
Методика формирования слушательской компетенции бакалавров способствует расширению представлений бакалавра о себе и своей профессиональной и личной жизни путем активизации музыкальной деятельности, осознанной реализации своего музыкально-творческого потенциала.
-
Педагогическая программа «Слушательская компетенция бакалавров и музыкальная культура» формирует соответствующие потребности, мотивы; вырабатывает эстетические чувства; воспитывает музыкальную культуру; развивает слушательскую компетенцию.
Апробация и внедрение результатов исследования проходили на музыкальном отделении факультета художественного образования Воронежского государственного педагогического университета, на музыкальном отделении факультета культуры Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна.
Материалы диссертации обсуждались на Международной научно-прак-тической конференции «Гуманизация образовательного процесса в системе «Дошкольное образовательное учреждение – начальная школа – средняя школа» (Воронеж, 2005); на VI Областной педагогической конференции (Воронеж, 2006); на научно-практической конференции «Актуальные проблемы многоуровневой подготовки в системе художественного образования» (Воронеж, 2009); а также на заседаниях кафедры педагогики, теории, истории музыки и музыкальных инструментов, хорового дирижирования и вокала Воронежского государственного педагогического университета и Армянского государственного педагогического университета им. Х. Абовяна.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.