Содержание к диссертации
Введение
Глава I. А.С. Пушкин о назначении искусства. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина 14
1.1. Мировая культура и русские писатели о роли искусства и литературы в духовной жизни общества 14
1.2. Многоаспектность темы поэта и поэзии у А.С.Пушкина в исследованиях отечественных критиков и литературоведов. Суждения А.С. Пушкина об искусстве в критике и публицистике поэта 47
Глава II. Изучение стихов А.С. Пушкина о поэте и поэзии 79
II. 1. Стихи А.С. Пушкина о поэте и поэзии в современных школьных программах. Констатирующий эксперимент 19
II. 2. Система уроков по теме «А.С.Пушкин о назначении искусства и литературы в стихах о поэте и поэзии» 94
Первый урок: Место стихотворения «Пророк» (1826) в системе взглядов А.С.Пушкина на судьбу поэта и назначение поэзии 99
Второй урок: О высоком предназначении поэта и свободе творчества художника. Стихотворения «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828-1829), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831) 108
Третий урок: Последние стихи А.С.Пушкина, посвященные теме поэта и поэзии: «Памятник» (1836), «Из Пиндемонти» (1836) 117
Четвертый урок: О процесс творчества. Стихотворение «Осень» (1833). Проблемы искусства в критике и публицистике поэта. Стихи поэтов XIX-XX веков об А.С. Пушкине 131
Заключение 144
Библиография 148
- Мировая культура и русские писатели о роли искусства и литературы в духовной жизни общества
- Стихи А.С. Пушкина о поэте и поэзии в современных школьных программах. Констатирующий эксперимент
- Система уроков по теме «А.С.Пушкин о назначении искусства и литературы в стихах о поэте и поэзии»
Введение к работе
Актуальность исследования. Следуя заветам великого А.С.Пушкина, русская литература на всех этапах своего существования учила добру, просвещала читателя и способствовала его духовному совершенствованию.
В.Г.Белинский утверждал, что «книги пишутся для воспитания, а воспитание великое дело, им решается участь человека»'. Л.Н.Толстой страстно стремился воздействовать на душу читателя и передать ему свое мудрое понимание жизни. В письме к В.И.Боткину он писал: «Мне только одного хочется, когда я пишу, чтоб другой человек порадовался бы тому, чему я радуюсь, позлился бы тому, что меня злит, или поплакал бы теми же слезами, которыми я плачу»2.
Анализируя стихи современных молодых поэтов, критик Игорь Шайтанов отмечает, что многие из них намеренно разрушают сложившиеся традиции русской поэзии и следуют созданному ими клише: «спонтанность, ненормативность, рефлективность»3. Современный прозаик Михаил Свердлов в своей критической статье «Мертвая и живая вода современной литературы», анализируя роман АХеласимова «Год обмана», пишет: «вот рецепт, предлагаемый молодым автором, - «точно рассчитать меру сленга, брани и «литературно-художественного языка», добавить «отстранения», погрузить «все это в «соус» бахтинского многоголосья» и «упаковать в джойсовскую композиционную форму»4.
Иными законами руководствовалась русская литература, законами, сформулированными А.С.Пушкиным применительно к собственной поэзии, и принятыми отечественными деятелями культуры последующих поколений. Обращаясь к стихам великого поэта, его критическим высказываниям по поводу литературы, у учителя есть возможность объяснить школьнику, что художник, творец, писатель - прежде всего гражданин, ответственный перед
1 Белинский В.Г. Статьи о Пушкине // Поли. собр. соч.: В 13 т. Т. 7. М., 1954. С. 728. 1 Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. Т. 1. М., 1978. С. 220.
3 Шайтанов И. Стратегия поэтического неуспеха // «Вопросы литературы», 2005, №5. С.29.
4 Свердлов М. Мертвая и живая вода современной литературы // «Вопросы литературы», 2004, №5. С.31.
обществом и собой за то, что он создает, за дар, ниспосланный ему природой. Именно в этом видел предназначение художника А.С.Пушкин, стихи которого о поэте и поэзии, глубокие по своему философскому содержанию, но в то же время доступные пониманию школьников, позволяют поставить Перед учащимися вопрос о назначении искусства, о его эстетической и социальной значимости.
Включив в систему изучения стихов А.С.Пушкина о поэте и поэзии обсуждение опыта общения самих учащихся с искусством в разных его проявлениях, учитель может помочь им получить представления о традиционных воззрениях на искусство, выработанных человечеством за многие века, и по-новому взглянуть на свой собственный опыт. Таким образом, стихи А.С.Пушкина о поэте и поэзии могут способствовать формированию общекультурного багажа ученика.
Вопрос «Пушкин об искусстве» всегда волновал исследователей творчества поэта и учителей. На сегодняшний день существует обширная литература, критическая и научная, о творчестве А.СПушкина. Но системного взгляда на проблему в трудах, на которые может ориентироваться учитель, не высказано. Авторы статей и монографий касаются многих частных вопросов проблемы, анализируют отдельные стихотворения или их группы, выдвигают противоречащие друг другу толкования. Ориентироваться в этой литературе трудно для учителя. Поэтому необходимо обобщение накопленного материала в связи с целями и задачами современной учебной практики, которая учитывает социальные и идеологические реалии начала XIX века, строится на новых педагогических и методических основаниях.
Литературоведческой базой нашего диссертационного исследования стали работы известных пушкинистов: М.П.Алексеева, П.В.Анненкова, П.И.Бартенева, МЛ.Басиной, Д.Д.Благого, С.Г.Бочарова, А.А.Вишневского, Е.И.Высочиной, А.МГордина, А.П.Давыдова, М.А.Дементьева, М.П.Еремина, С.А.Кибальника, ВЛКоровина, В.И.Кулешова, Г.Г.Красухина, Ю.М.Лотмана, Е.А.Маймина, Г.П.Макогоненко, Б.С.Мейлаха, С.А.Не-
больсина, В.СНепомнящего, И.М.Ободовской П.Ф.Офенбаха, С.МЛетрова, Н.Н.Скатова, Н.Л.Степанова, М.В.Строганова, И.З.Сурат, Б.В.Томашев-ского, Ю.Н.Тынянова, И.Л.Фейнберга, С.А.Фомичева, М.А.Цявловского, Л.АЛерейского, Н.Я.Эйдельмана и др. В решении собственно методических проблем опираемся на идеи и открытия методистов XIX-XX веков, утверждающих необходимость единства нравственно-эстетического развития детей: В.И.Водовозова, В.Я.Стоюнина, В.П.Острогорского, Н.М.Соколова, Н.Л.Бродского, В.В.Голубкова, Г.А.Гуковского, Н.И.Кудрящева, К.ПЛа-хостского, М.А.Рыбниковой, Н.Д.Молдавской, И.Д.Хмарского - и наших современников: Т.Г.Браже, В.Я.Коровиной, В.Г.Маранцмана, З.Я.Рез, Е.С.Ро-говера, З.С.Смелковой, Э.Л.ВойтоловскоЙ, Э.М.Румянцевой, В.Ф.Фроловой и многих других.
В настоящее время в школе действуют несколько федеральных программ под редакциями Г.И.Беленького-Ю.И.Лыссого, А.И.Княжицкого, В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой, А.Г.Кутузова, М.Б.Ладыгина, В.Г.Маранцмана и другие. Обобщая замечания, сделанные авторами программ, можно выделить ряд серьезных причин, затрудняющих целостное восприятие учащимися взглядов А.С.Пушкина на назначение искусства и поэзии в нравственно-эстетическом единстве: недостаточное внимание ко всем аспектам воззрений поэта на роль искусства в жизни общества, в том числе на образ автора, его позицию и мировоззрение; однообразие приемов изучения; схематизм анализа; умаление эстетического аспекта; упрощенный подход к изучению обозначенной проблемы.
Некоторые ныне действующие школьные программы больше ориентируются на формирование теоретико-литературных понятий у школьников, чем на нравственное воспитание учеников. На уроке нравственная оценка героев часто уходит на второй план, школьный анализ становится все более приближенным к анализу литературоведческому. Нравственный и эстетический аспекты в изучении литературы четко обозначены лишь в федеральных программах, созданных коллективами ученых под руководством Т.Ф. Курдюмо-
вой, В.Я. Коровиной, В.Г. Маранцмана, Г.И. Беленького и Ю.И, Лыссого. Так, программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой рекомендует «акцентировать внимание учащихся на эстетических и нравственных ценностях, заложенных в художественных текстах».5 В программе литературного образования под редакцией В.Я. Коровиной отмечается, что для изучения в школе отбираются классические образцы литературной словесной культуры, обладающие «высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающие высокие нравственные чувства у человека читающего».6 «Цель литературного образования - не только интеллектуальное освоение, но и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми» - вот основное положение программы, созданной ленинградскими учеными-методистами.7 Не решив эту задачу, считает В.Г. Маранцман, образование не может влиять на ценностные ориентации личности.
В программе по литературе под редакцией А.Г. Кутузова среди задач литературного образования выделено несколько расплывчатое по формулировке «формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства».8 В «Программе литературного образования» под редакцией А.И. Княжицкого эстетический аспект определен как главный и едва ли не единственный: «Именно он характеризует конкретную предметную цель обучения»9. В программе по литературе под редакцией М.Б. Ладыгина нравственное воспитание учащихся вообще не выделяется в качестве самостоятельной задачи: «Поскольку эстетическое переживание невозможно без установления авторского идеала и системы нравственных оценок, на уроках литературы неизбежно происходит формирование нравствен-
s Программа по литературе. 5-J1 классы. Под ред. Т.Ф. Курдюмовой // Программы по литературе. Сост. T.A. Калганова. М..2002.С.9.
6 Программа по литературе. 5-11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2003. С.4.
7 Программа по литературе. 5-9 классы. Под ред. В.Г. Маранцмана. С.-Пб., 1998. С.8.
8 Программа по литературе. 5-11 классы. Под ред, А.Г, Кутузова // Программы по литературе. Сост. T.A.
Калганова. С.94.
9 Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс. Под ред. А.И.
Княжицкого. М.,2000. С.З.
ных принципов ученика, которые естественно вытекают из специфики литературы как вида искусства и не нуждаются в специальном акцентировании».10 Между тем нравственное формирование личности - сложнейший процесс, который требует специальных усилий учителя, и формирование эстетического вкуса не может полностью решить эту трудную задачу.
Знать и понимать литературу - две стороны одного неразрывного творческого процесса. Теорию литературы надо изучать, но изучение ее должно служить инструментом анализа, когда ученик незаметно для себя усваивает общие законы развития искусства: как создается произведение, каковы его компоненты, что нового сказал художник и каким он останется в сознании поколений. Необходимо вести речь о том, как слить воедино знания о литературе как учебном предмете и восприятие литературы как искусства, обращенного прежде всего к эмоциональной сфере ученика. История отечественной методики свидетельствует о том, что эта проблема слияния двух подходов к изучению литературы в единый образовательно-воспитательный процесс признавалась педагогами-словесниками на всех этапах развития отечественной методики первостепенной и трудно решаемой. И до сих пор она остается таковой.
Эстетический и нравственный аспекты являются одинаково необходимыми и первостепенными при изучении взглядов А.С.Пушкина на назначение искусства. Первый характеризует конкретную предметную цель обучения. Литература как искусство слова преображает действительность, создает новую художественную реальность, основанную на эстетических законах. Постижение этих законов и есть важное условие понимания литературного произведения. Второй предполагает использование таких методических приемов, которые заставили бы задуматься юного читателя над коренными вопросами бытия, над нравственными законами жизни. Эстетическое воспитание не самоцель. Обучение учащихся путям и приемам анализа, своего рода
10 Программа по литературе. 5-11 классы. Под ред. М.Б. Ладыгина // Программы по литературе. Сост. T.A. Калганова. С.2П.
«инструментарию» работы с художественным текстом, ведется ради целостного понимания концепции темы, заключающей в себе представления писателя о мире и человеке, о цели искусства, смысле и ценности человеческой жизни.
Цель нашего исследования - опираясь на принципы, выработанные отечественной методикой, разработать систему уроков, которая представила бы взгляды А.С.Пушкина на назначение искусства, и поэзии в частности, в нравственно-эстетическом единстве, что позволило бы учащимся, с одной стороны, усвоить приемы анализа текста, с другой - осознать нравственную сущность искусства. В конечном итоге созданная система должна привести школьников к пониманию роли искусства и литературы в духовной жизни общества.
Объектом исследования является процесс освоения учащимися взглядов А.СПушкина на назначение искусства и поэзии в единстве нравственного и эстетического аспектов на материале цикла стихов о поэте и поэзии, критических и публицистических высказываний поэта.
Предмет нашего исследования - методические условия, принципы и приемы формирования культуры восприятия учащимися эстетических идей, выраженных в художественной (стихотворения) и в публицистической форме (статьи), а также способы обогащения взглядов учащихся на роль искусства в жизни человека и человечества.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что глубокое и целостное восприятие юными читателями взглядов А.С.Пушкина на назначение искусства возможно при условии сформирования у школьника основ эстетической культуры. Под такой культурой мы понимаем, во-первых, наличие у учащихся эмоционального отклика на тему; во-вторых, владение учащимися приемами анализа лирического произведения в единстве формы и содержания; в-третьих, умение воспринимать лирического героя в его соотношении с другими героями; в-четвертых, умение вычленять актуальные аспекты пробле-
мы. Все выше обозначенное должно способствовать не только формированию читательской культуры ученика, но и его нравственному развитию.
Данная гипотеза обусловила задачи исследования:
- вычленить круг теоретических вопросов, касающихся изучения взглядов А.С.Пушкина на назначение искусства и поэзии, достаточных для формирования их целостного восприятия учащимися;
определить этапы формирования у учащихся культуры восприятия взглядов А.С.Пушкина на назначение искусства и поэзии;
определить принципы изучения в старших классах школы взглядов поэта на назначение искусства, отвечающие современному состоянию литературоведческой и методической наук;
разработать технологию работы над стихами и высказываниями А.С.Пушкина о назначении искусства, отстаивающую нравственно-эстетическое единство их восприятия;
проверить, как влияет предложенная методика на формирование у учащихся интереса к изучению взглядов А.С.Пушкина на назначение искусства и поэзии, как через единство эмоционального и логического происходит осознание нравственно-эстетической ценности проблемы, как складывается нравственная оценка школьниками лирического героя;
- выявить, какое воздействие оказала наша система обращения к жизненному опыту общения учащихся с искусством на формирование их личностных воззрений на разные проявления современной культуры.
Положения, выносимые на защиту.
1. В произведении художественной литературы, несмотря на субъективность восприятия его читателями, заложена объективная информация о мировоззрении писателя, о его философских, эстетических взглядах, о его воззрении на мир и человека. Следовательно, взгляды А.С.Пушкина на назначение искусства могут быть осмыслены школьниками через изучение стихов о поэте и поэзии и его прямых критических и публицистических высказываний по проблеме.
Вопрос о назначении искусства является основополагающим в мировоззрении А.СЛушкина. Поэтому основным шагом при постижении художественного мира поэта становится осознание того, сколь важную роль он отводил искусству и литературе в духовной жизни общества.
Каждый автор имеет свой взгляд на собственное предназначение. Пушкинский гуманизм направлен на то, чтобы «чувства добрые лирой пробуждать», «восславить свободу» и «милость к падшим призывать». Эти утверждения составляют основу воззрений А.С.Пушкина на роль искусства в жизни общества и необходимость осознания творцом ответственности перед собой и миром.
Важнейший аспект воззрений А.С.Пушкина на назначение поэзии -это понимание «двойственной» природы поэта. Представления о поэте-человеке и поэте - носителе истины могут не совпадать.
Учащиеся должны научиться воспринимать лирического героя и как «живого человека», и как образ, созданный воображением поэта.
Разнообразие художественных средств освоения поэтом внутренней жизни человека дает возможность для использования разнообразных приемов анализа лирического произведения, отразившего взгляды А.С.Пушкина на назначение искусства. Выбор приемов анализа должен содействовать литературному и эстетическому развитию учащихся и их нравственному воспитанию.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- теоретический (изучение и анализ источников по теории и истории ли
тературы, философии, психологии, культурологии, педагогике, методике,
изучение школьных программ и учебников по литературе);
- эмпирический (педагогический эксперимент - констатирующий и
формирующий, анализ сопутствующих и итоговых письменных сочинений, а
также устных опросов учащихся);
- статистический (количественный и качественный анализ результатов контрольных срезов констатирующего и формирующего экспериментов через анкетный устный и письменный опрос учащихся).
Методологическую основу исследования составили труды по теории и истории литературы В.СБаевского, И.Ф.Волкова, И.В.Кондакова, Ю.И.Ми-нералова, А.ИЛавловского, Н.Л.Семановой, В.И.Тюпы, В.Е.Хализева, А.Н.Чанышева и др.; работы по философии В.Г.Войтова, П.Гайденко, Л.Н.Когана и др.; исследования по культурологии и эстетике В.Ф.Асмуса, М.М.Бахтина, Г.С.Батищева, Ю.Б.Борева, В.В.Ванслова, Г.-ГХадамера, Г.Л.Ермаша, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева, Г.Н.Поспелова, П.Н.Сакулина; по методике обучения литературе З.Я.Рез, Г.И.Беленького, С.В.Белова, Н.А.Бодровой, ТХ-Браже, М.МХиршмана, В.ВХолубкова, ВХХрехнева, ГАХуковского, А.Б.Есина, В-А.Кан-Калика, Б.О-Кормана, Н.Л.Крупиной, Е.ШСрупника, Н.И.Кудряшева, Н.Л.Лейдермана, В.Г.Маранцмана, ЗЛ.Рез, З.С.Стариковой, И.СЯкиманской и др.; по психологии и проблемам восприятия художественного произведения Л.С.Выготского, Б.АХрифцова, ГАЕмельянова, А.Н.Лука, НЛ.Рубакина, Д.Н.Узнадзе, А.А.Ухтомского, П.М.Якобсона и др.
Научная новизна исследования. Школьная практика свидетельствует о том, что обращение к стихам о поэте и поэзии А.СПушкина и его прямым высказываниям о проблеме искусства дает возможность поставить перед учащимися вопросы более широкого плана - о роли искусства в жизни человека и человечества, а апелляция к жизненному опыту учеников заставит осознать их собственное бытие в культуре. Выход за пределы конкретных пушкинских стихов, обращение к общим проблемам культуры поможет учащимся прийти к пониманию основ российского менталитета в области культуры и искусства и значительно обогатит их личность.
Таким образом, научная новизна исследования заключается:
в систематизации опыта изучения в школе взглядов А.С.Пушкина на назначение искусства и поэзии и теоретическом обосновании предложенной системы;
в определении научно обоснованных этапов формирования у учащихся представлений о воззрениях А.С.Пушкина на назначение искусства в единстве его нравственного и эстетического аспектов, а также критериев их оценки;
в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методической системы, способствующей формированию указанных представлений и - шире - эстетической культуры учащихся;
в разработке программы опытно-экспериментального изучения стихов А.С.Пушкина в старших классах и его публицистических высказываний.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемое комплексное исследование темы «А.С.Пушкин о назначении искусства и литературы в процессе изучения стихотворений о поэте и поэзии» поможет уточнить некоторые аспекты методики обучения литературе.
Практическая значимость. Диссертационное исследование открывает возможность использования разработанной системы уроков в школьном преподавании литературы, на практических занятиях для студентов в вузе, на курсах повышения квалификации учителей.
Научное исследование проводилось в течение пяти лет в три этапа.
Первый этап (2001-2002 тт.) - изучение и анализ литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы, цели и задач исследования.
Второй этап (2003-2004 гг.) - разработка и теоретическое обоснование программы изучения в школе взглядов А.СЛушкина на назначение искусства и поэзии; проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня восприятия и понимания учащимися взглядов А.С.Пушкина на роль искусства в жизни общества, а также осмысления учащимися своего собственного опыта общения с искусством.
Третий этап (2004-2006 гг.) - проведение формирующего эксперимента с целью проверить эффективность разработанной методики.
Апробация диссертационного исследования осуществлялась через выступления автора на Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2002 г.); на межвузовской конференции «Актуальные проблемы изучения филологических дисциплин в вузе и в школе» (Самара, 2003 г.); на Всероссийской конференции и 19-ой Зональной конференции литературоведов Поволжья «Актуальные проблемы изучения литературы в вузе и школе» (Тольятти, 2004 г.); а также в педагогическом процессе в Самарском техническом лицее, школах №101, №174, №162 Самары, №2 Сергиевска и через публикации.
Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Мировая культура и русские писатели о роли искусства и литературы в духовной жизни общества
В данном исследовании под термином «искусство» будет рассматриваться собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом - произведение. Чтобы наиболее полно представить, как менялись точки зрения на назначение искусства в целом и литературы в частности как одного из видов искусств, в представленном параграфе будут рассмотрены «Поэтика» Аристотеля, трактат Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», работа Владимира Соловьева «Общий смысл искусства» и статья современного исследователя М.К.Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения». Выбранные труды в достаточной степени отражают изменение взгляда мировой культурологической мысли на роль искусства и литературы в жизни общества от античности к XX веку, что позволит наиболее полно проследить ее эволюцию. Кроме этого, здесь же будут представлены взгляды ведущих писателей и поэтов XVIII, XIX, XX вв. на назначение литературы и ее роль в жизни общества, таких как Г.Р. Державин, М. Ю. Лермонтов, Н. Некрасов, А. Фет, И, Анненский, А.Ахматова и многих других. При выборе названных в данной работе поэтов мы ориентировались на четырехтомный труд «Русские писатели о литературном труде»11 и монографию B.C. Баев-ского «История русской поэзии. 1730-1980»12. Выбор временного периода обусловлен тем, что общественное значение средневековой русской литературы, (примерно XIV - XVI веков) было относительно еще очень невелико и ее состав весьма ограничен (малая развитость жанров, в частности, отсутствие стихотворства; сравнительно небольшое число произведений).
В настоящее время существует много определений слова «искусство». В культуроведческом словаре под редакцией А.И. Кравченко можно найти такое толкование термина: «Искусство - художественное творчество в целом. Искусство охватывает все художественное творчество, но только часть художественной культуры. Искусство покоится на художественном сознании, эстетической оценке окружающей реальности, ее особом, художественном восприятии, мастерском выражении увиденного или почувствованного в совокупности форм, создании художественных произведений, имеющих общекультурную ценность. В истории эстетики сущность искусства истолковывается как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного».13 В.В. Ванслов в своей монографии «Что такое искусство» пишет: «Искусство - источник знаний о мире. Наука делает человека ученым, искусство - человеком... Искусство... заставляет размышлять, осмысливать и оценивать жизнь... соединяет ощущение, восприятие, представление с эмоцией и мыслью, а тем самым делает мысль наглядной, переживание конкретным, а созерцание осмысленным и эмоционально наполненным»14. Ю. Борев в книге «Эстетика» рассматривает искусство как социальное явление: «Искусство же гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества»15. Итак, термин «искусство» многозначен, в данной работе под этим понятием будет рассматриваться собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом - произведение.
На современном этапе развития, по мнению современного теоретика литературы В.Е. Хализева, серьезные трудности связаны, прежде всего, с научным определением художественного творчества. То искусство нередко определяется по какому-нибудь признаку (явление эстетическое; познавательная деятельность; воплощение позиции и мироотношения автора; межличностное общение; особая форма игры; создание образов; оперирование знака ми, т. е. феномен семиотический). В других случаях оно характеризуется как явление многоплановое, полифункциональное, обладающее комплексом свойств и признаков. Существует также, так называемая, «альтернативная» характеристика искусства. Здесь искусство трактуется как воспроизведение вещей, либо как конструкция форм, либо как выражение переживаний. Бытует, наконец, представление о том, что научное определение искусства и его единая теория невозможны в принципе, поскольку художественное творчество исторически разнокачественно и его понимание зависит от эстетических вкусов и пристрастий ученых как представителей данной страны и данной эпохи16.
Но вместе с тем в теории искусства наличествуют и бесспорные моменты. Прежде всего, искусство имеет творческий (созидательный) характер. Так В.Е. Хализев пишет: «Творчество - это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей (культурных и природных), главное же - во имя их обогащения» . Если говорить о назначении искусства, то, опираясь на работы современных теоретиков искусства и классическую эстетику, можно выделить три важнейших и органически взаимосвязанных функции художественного творчества: эстетическую, познавательную и миросозерцательную .
Эстетическую функцию искусства сделали значимой потому, что искусство вообще изначально рассматривали как явление эстетическое, так как в его сферу входили произведения, созданные творческим усилием человека, предназначенные для эстетического восприятия.
Хотя долгое время велись споры о том, насколько соотносимы понятия художественного творчества и категория эстетического как таковые. В ряде случаев искусство, будучи осознанно как деятельность познавательная, миросозерцательная, коммуникативная, отстранилось от сферы эстетического.
Стихи А.С. Пушкина о поэте и поэзии в современных школьных программах. Констатирующий эксперимент
Такое понимание сущности искусства и литературы отличается от классического прежде всего тем, что в нем преобладает субъективное, личностное начало и читатель-зритель-слушатель вместе с автором должен проделать путь открытия для себя конкретного произведения искусства. Следовательно, для XX века актуальной стала проблема аутентичности (подлинности) искусства и, как результат, сопереживание, сотворчество автора и читателя.
Рассмотренные нами работы по-разному подходят к проблеме назначения искусства. Это прежде всего зависит от времени их написания. Античный взгляд на искусство, выраженный Аристотелем, отличается онтологическим подходом: искусство рассматривается в качестве одной из форм человеческого сознания и трактуется как подражание природе, опосредованное через поэтические формы. Эпоха Просвещения рассматривает искусство через призму эстетических категорий, характеристики которых должны различаться в его разных видах, например, в живописи и поэзии. Наиболее ярко это различие показано у Г. Лессинга в его «Лаокооне». Рубеж XIX и XX веков рассматривает искусство с точки зрения философско-религиозной, характеризуя его через категории «вселенского духовного организма» и «абсолютной красоты». Такой подход к этой проблеме можно наблюдать в работе В.Соловьева «Общий смысл искусства». В XX веке наиболее важной является проблема сотворчества автора и читателя, т.е. критерий аутентичности (подлинности) искусства, который реализуется в статье ММамардашвили «Литературная критика как акт чтения».
Наиболее актуальна проблема общественной значимости искусства у Г. Лессинга и В. Соловьева: они говорят об огромном значении искусства для исправления общественных недостатков. Аристотель рассматривает искусство (а конкретнее трагедию) как средство для очищения человеческих страстей. Философа больше интересует психологический контакт человека и искусства. Субъективный характер современного искусства предполагает контакт-диалог идей, мировоззрений, посредством чего формируется особый тип открытого искусства, создаваемого в момент его восприятия. Субъективность, избранность, социальная неориентированность - вот основные черты современного искусства, по мнению М. Мамардашвили.
Итак, место, роль, значение искусства в разных социально-исторических ситуациях понимались по-разному. Неоднократно получал распространение взгляд, согласно которому искусство - это явление зависимое, подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона35), к религии и морали (средневековье как господство церкви), к данностям рассудка (рационализм классицизма и Просвещения), к научному знанию (позитивизм писарев-ского толка), к официальной политической идеологии (1930-1950-е гг. в СССР).
Говоря о назначении искусства, нельзя не сказать еще об одном его аспекте: разнородность, а порой полярность художественных интересов и вкусов общества породили две диаметрально противоположные концепции искусства и литературы - элитарную и антиэлитарную.36
Поборники элитарной концепции утверждают, что художественное творчество предназначено для узкого круга знатоков. Такому пониманию искусства отдали дань романтики, в частности иенская школа в Германии. Участники возносили круг художников над всеми иными смертными как лишенными вкуса филистерами. По словам современного ученого А.В. Карельского, романтизм - это «мироощущение, зиждущееся на идее гениоцентризма»37. Ф. Шле-гель писал: «Чем являются люди по отношению к другим созданиям земли, тем художники - по отношению к людям... Даже во внешних проявлениях образ жизни художника должен отличаться от образа жизни остальных людей. Они брамины, высшая каста».38
Система уроков по теме «А.С.Пушкин о назначении искусства и литературы в стихах о поэте и поэзии»
Так как изучение взглядов А.СПушкина на назначение искусства и поэзии - проблема сложная и многоаспектная (помимо непосредственного изучения лирики поэта в ходе уроков происходит знакомство учащихся с критикой и публицистикой А.С. Пушкина), а часов на изучение темы отводится мало, то прежде чем приступить к урокам, необходимо провести предварительную работу. Во-первых, чтобы выяснить, как школьники понимают само слово «искусство», мы провели анкетирование (в анкету также можно включить следующие вопросы: «Какие произведения А.С.Пушкина, посвященные теме поэта и поэзии вы знаете?», «Каковы взгляды А.С.Пушкина на назначение искусства и поэзии?», «Какова роль искусства? Для чего оно нужно? Что оно дает человеку и человечеству?», «Читая современную литературу, газеты, журналы, высказывания критиков по телевидению, можете ли вы сказать, как смотрят на назначение литературы и искусства современные деятели культуры, в том числе прозаики и поэты? Как вы оцениваете современное искусство, доступное и наиболее известное вам (живопись, эстрада, музыка, кино, театр)?»)
Во-вторых, учащимся заранее был дан для чтения список стихотворений А.С. Пушкина, посвященных теме поэта и поэзии («Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828-1829), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Осень» (1833), «Памятник» (1836), «Из Пиндемонти» (1836)).
В-третьих, школьникам было предложено сделать литературную газету с высказываниями русских писателей о роли искусства в духовной жизни общества. В ней же содержались и мнения А.С. Пушкина по этому поводу, взятые из критики и публицистики поэта. Учащимся дано было задание познакомиться с четырехтомником «Русские писатели о литературном труде»113 и выписать мнения М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, ИАКрылова, А.И.Радищева, Л.Н.Толстого, Ф.МДостоевского, А. Блока, М.И.Цветаевой, А.А.Ахматовой и многих других о роли литературы в жизни общества. Кроме этого, учащиеся должны были прочитать критические статьи поэта «О прозе» (1822), «Возражения на статьи Кюхельбекера в «Мнемозине» (1825-1826), «Материалы к отрывкам из писем, мыслям и замечаниям» (1827), «О цензуре» (1833-1834), «О ничтожестве литературы русской» (1834), письма к ВАЖуковскому (1825, 20-е апреля), к Н.Раевскому-сыну (1825, вторая половина июля).
Также учащимся были рекомендованы критические работы по творчеству А.С.Пушкина, по которым школьники должны были подготовить доклады. Например, в книге «Пушкин в русской философской критике»114 для школь ников весьма интересны работы В.Соловьева «Судьба Пушкина», Д. Мережковского «Пушкин», М.Гершензона «Мудрость Пушкина», С.Булгакова «Жребий Пушкина» и другие. Из работ последних лет об А.С. Пушкине школьникам можно предложить следующие: «Духовный путь Пушкина» Б.А.Васильева115, «...Голос мой был эхо русского народа...» Н.Зуева116, «Какой смысл придавал Пушкин поэту и поэзии?» Г.Г Красухина,117 «Легенды и мифы о Пушкине»118, «Всемирное и русское в Пушкине» С.А.Небольсина, П9 «Пушкин через двести лет» В.Непомнящего120 и другие.
Чтобы подготовиться к заключительному уроку, где проходил конкурс чтецов, школьникам было дано индивидуальное и групповое задание на тему «Стихи поэтов, посвященные А.С.Пушкину». Старшеклассникам были рекомендованы сборники: «России сердце не забудет. Русские писатели -А.С.Пушкину»,121 «А.С.Пушкин в стихах русских поэтов XIX века», 122 «А.С.Пушкин в стихах советских поэтов», а также книгой Е.И. Высочиной «Образ, бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений»,124 «Светлое имя Пушкин. Проза, стихи, пьесы о поэте»125.
Хорошим подспорьем для школьников при изучении творчества А.С.Пушкина и его взглядов на назначение искусства может служить выставка книг о поэте, например, таких как «Мастерство Пушкина (1826-1830)» Д.Д. Благого (М., 1955), А.С.Пушкин в истории русского языка» А.И.Горшкова (М., 2000), «Пушкин-публицист» М.Еремина (М., 1976), «Хорошо ли мы знаем Пушкина?» (М., 1999), «Художественная философия Пушкина» СА.Кибальника (С.-П6., 1998), «А.С. Пушкин в жизни и творчестве» (М., 2001), «Доверимся Пушкину.