Содержание к диссертации
Введение
1. Глава. Исторические и теоретические аспекты становления и развития
патриотизма а России С. 13
1.1. Натуроцентрнческнй и теоцентраческий подходы к становлению и развитию патриотизма в России с. 13
1.2. СоциоцевтрическиЙ подход к проблеме формирования патриотизма;
его преимущества и ограниченность с. 52
2. Глава. Концептуальные, правовые, методологические и методические
основы экспериментальной программы формирования патриотизма с. 83
2.1. Разработка законодательных основ и современной концепции патриотического воспитания с. 83
2.2. Методологические аспекты исторического опыта патриотического воспитания
2.3. Структура, содержание н методика педагогического процесса формирования патриотизма 3. Глава. Содержание и методика экспериментальной работы
3.1. Организация и методика проведения эксперимента
3.2. Анализ эффективности экспериментальной программы формирования патриотизма
Заключение
Библиографический список
Приложения
- Натуроцентрнческнй и теоцентраческий подходы к становлению и развитию патриотизма в России
- Разработка законодательных основ и современной концепции патриотического воспитания
- Организация и методика проведения эксперимента
class1 Исторические и теоретические аспекты становления и развития
патриотизма а России class1
Натуроцентрнческнй и теоцентраческий подходы к становлению и развитию патриотизма в России
Термин "патриотизм" происходит от греческого "PATRIS"- Родина и означает любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу, уважение к его истории, традициям, культуре.
В отечественной научной мысли нет единого подхода к определению данного понятия. В дореволюционных энциклопедиях и словарях преобладает психологический подход. Патриотизм определяется в них как любовь к отечеству, к родной земле, привязанность к своей культурной среде нли к родной гражданственности.1 По мнению B.C. Соловьева осознание "своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образует добродетель патриотизм, которая имела и религиозное значение".2 Теологическая составляющая патриотизма являлась его важнейшей составной частью в дореволюционный период. Вопросы взаимосвязи православия и российского патриотизма исследовались Н.А. Бердяевым, Н.М. Карамзиным, В.О. Ключевским, B.C. Соловьевым, С.Н. Трубецким и многими другими российскими мыслителями.
В теоцентрической концепции патриотизм трактуется как "вершинное духовное служение Родине, сочетающееся с деятельностньщ богослужением, и совпадающее с благочестием". Естественная любовь к отечеству "решительно подчинялась в нравственном сознании требованиям высшего универсального порядка".3
В конце Х1Х-начале XX века намечается тенденция к определению понятия патриотизм, как сложного социального явления и социального чувства. В энциклопедическом словаре "Гранат" указывается, что участие гражданина в делах государства создает предпосылки для "внутренней психологической связи между гражданином и государством". На этой почве и вырастает особый гражданский патриотизм.1
В советский период происходит полная социализация термина. Геоцентрические трактовки не рассматриваются в энциклопедиях и словарях даже с позиций критики. Крайне фрагментарно отмечаются психологические аспекты. Даются широко развернутые разъяснения о социально-классовой сущности патриотизма.2 Основной упор делается на гражданские патриотические обязанности. Вводится новый термин "социалистический патриотизм", являющийся якобы высшей формой патриотизма. Появляется также трактовка патриотизма как "социального принципа".3
Патриотизм может рассматриваться и как духовный акт национально-государственного самоопределения человека, возвышения личности до осознания неразделенности, идентичности ее судьбы с судьбой своего народа ж Отечества.
По мнению B.C. Соловьева, с середины XIX века в Европе происходит утверждение нового типа патриотизма, который впервые в истории проявился к концу древнего мира. Это - патриотизм общей государственности. "Первоначально, - пишет он, - отечество было священно как вотчина своего, настоящего бога; теперь оно само признается чем-то абсолютным, становится единственным или, по крайней мере, самым высшим предметом поклонения и служения".4
class2 Концептуальные, правовые, методологические и методические
основы экспериментальной программы формирования патриотизма class2
Разработка законодательных основ и современной концепции патриотического воспитания
Ухудшение социально-экономического положения россиян, деморализация и отсутствие внятной государственной позиции в вопросах патриотизма, социальной и юридической защиты граждан привели к резкому снижению патриотического самосознания. В докладе комитета РФ по делам молодежи отмечено, что 36 % нашего юношества хотят покинуть Родину. Только 23% считают себя патриотами, 20% готовы служить в армии.1
Указывая на низкий уровень патриотического воспитания молодежи, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II писал: "Неужели мы потеряли элементарное чувство патриотизма? Почему мы делаем свою страну посмешищем для всего мира, выстааляем ее как сплошную криминогенную зону, куда опасно приехать, где убьют, ограбят?! А ведь в нашей российской жизни происходит и много хорошего. Почему мы стесняемся об этом рассказывать? Я спросил как-то у руководителей телевидения: зачем покупаются за рубежом фильмы, где культивируется насилие, льется кровь? Мне ответили: потому что это в 15 раз дешевле. Но какую цену мы заплатим за разрушение нравственного здоровья подрастающего поколения?!"2
В 1996 году Научно исследовательский институт высшего образования (НИИВО) одобрил разработанную А.А. Козловым обзорную информацию "Формирование гражданского сознания молодых россиян" в серии Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. В обзоре сформулирована суть гражданского воспитания молодежи, которая заключается в установленим и поддержании устойчивой связи между формирующейся личностью и ее родиной, являющейся совокупностью географических, исторических, этнических, культурных (в т.ч. религиозных) в т.п. представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения.
В обзоре глубоко исследованы истоки гражданственности, представления молодежи о Родине, России, государстве, политике (исследование проводилось в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области). Исследование показало, что молодежь еще не превратилась в "Иванов не помнящих родства". Около 2/3 опрошенных ориентируются в семейной истории до З-б поколений. Если взять за усредненный интервал время жизни поколения в 40 - 50 лет, то получается, что глубина исторической памяти респондентов составляет от 120 до 300 лет. Вместе с тем 1/3 часть знает свою родословную лишь до 2 поколения.1
Среди родственников, которые вызывают гордость и уважение, опрошенные чаще всего называют дедушек и прадедушек (в соответствии 10:1); дедушек и бабушек (1,5:1). Таким образом, для сегодняшних молодых наиболее значимым оказывается поколение Великой Отечественной войны. Отцы и матери названы в 1/6 -1/7 части ответов.
Организация и методика проведения эксперимента
Теоретические, методологические и методические положения, изложенные ранее, были практически использованы в процессе эксперимента.
Целью экспериментаявлялось исследование процесса формирования патриотизма у студентов педагогического вуза посредством выполнения комплекса взаимосвязанных компонентов опытной модели преподавания исторических дисциплин и внеучебной работы.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1.Выявление динамики изменения уровней понимания студентами нравственно-патриотических понятий, процессов, явлений.
2.Определение степени изменения ценностно-этических подходов к теории и практике патриотического воспитания.
3.Проведение анализа профессиональной подготовленности студентов к самостоятельной деятельности по формированию патриотизма у учеников общеобразовательных учреждений.
Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях, в процессе преподавания исторических дисциплин "Отечественная история" и "Военная история", спецкурса "История, теория и методика формирования патриотического сознания", атакже в ходе внеучебной работы студентов.
Базой эксперимента являлись военные кафедры Уральского государственного педагогического университета (УрГПУ) и Уральского государственного университета(УРГУ), атакже военный факультет Уральского государственного технического университета (УГТУ-УПИ). Студенты различных факультетов, получающие военное образование на военной кафедре УрГПУ (150 человек) являлись экспериментальной группой. Контрольные группы включали 50 студентов УрГПУ, обучавшихся на военной кафедре, а также 100 студентов аналогичной группы УГТУ - УПИ. Подбор двух контрольных групп определялся возможностью получения дополнительной сравнительной, статистической информации о сформированное нравственно-патриотических чувств у студентов преимущественно гуманитарного и преимущественно технического вузов в условиях естественного педагогического процесса без дополнительных формирующих воздействий.
Формирующий эксперимент был осуществлен в три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа. Отличие этапов определялось их задачами, формами и методами исследований и полученными результатами.
Первый этап характеризовался сбором информации о начальном уровне знаний, умений и навыков, об идеалах и ценностях студентов контрольной и экспериментальной групп в сфере патриотизма. Было организовано анкетирование 308 человек (156-экспериментальная и 152-контрольная группы), а также проведены беседы с 50 студентами (по 25 из экспериментальной и контрольной групп) первого курса (гоноши). Методами исследования на данном этапе были: анкетирование, наблюдение, беседы, ранжирование. В целом первый этап носит поисковый, констатирующий характер.
На втором этапе исследования (формирующем) решались следующие задачи: определение возможностей исторических дисциплин для осуществления процесса формирования патриотизма; апробация спецкурса "История, теория и методика формирования патриотического сознания"; выявление уровней профессиональной подготовки к патриотическому воспитанию учащихся; уточнение содержания и методики воспитания патриотизма во внеучебной деятельности.