Содержание к диссертации
Введение
Глава 1: Этнотолерантность социальных педагогов и необходимость ее формирования в вузе .
1. Требования к этнотолерантному воспитанию будущих социальных педагогов 14-36
2. Этнотолерантность личности социального педагога, сущность и ее содержание 37-60
3. Уровни этнической толерантности социальных педагогов и их социально-педагогические характеристики 61 -75
Выводы по главе 1 76-79
Глава 2: Обоснование и экспериментальная проверка технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе .
1. Социально-педагогические возможности поликультурного воспитательного пространства образовательного учреждения и его реализация в процессе этнокультурного воспитания будущих социальных педагогов в вузе 80-105
2. Обоснование технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе 106-133
3. Экспериментальная проверка технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в условиях вуза 134-149
Выводы по главе 2 150-153
Заключение 154-159
Список литературы
- Этнотолерантность личности социального педагога, сущность и ее содержание
- Уровни этнической толерантности социальных педагогов и их социально-педагогические характеристики
- Обоснование технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе
- Экспериментальная проверка технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в условиях вуза
Введение к работе
Актуальность исследования. Общий уровень толерантности в российском обществе значительно уступает развитым странам и имеет тенденцию к дальнейшему снижению. Несмотря на неблагоприятные социокультурные условия, все насущнее становится потребность в переходе к новым социальным отношениям, одним из главных принципов которых может стать этното-лерантность. Исследователи социальной сферы достаточно единодушны в том, что без развития этнической толерантности невозможен выход российского общества из кризиса.
Формирование этнической толерантности происходит в течение всей жизни человека. Важным институтом социализации наряду с семьей является образование. На современном этапе реформирования высшего образования именно воспитательная система высшего образования может сформировать мировоззренческие основы будущей этнотолерантной личности.
В современной отечественной и зарубежной науке имеется ряд исследований, посвященных различным аспектам формирования этнической толерантности личности. Философские аспекты толерантности рассмотрены в трудах P.P. Валитовой, А.П. Садохина; вопросы этнотолерантной культуры личности различных этносов, в частности, взаимоотношений этнофоров, представителей различных культур, наций, конфессий - Дж. Бэнкса, О.В. Лешера, Г.В. Палаткина, Г.У. Солдатова, М. Уолцер, К. Цюрхер; результаты этнопсихологического анализа проблем межэтнической толерантности представлены - Л.М. Дробижевой, Н.М. Лебедевой, М.А. Козловой, Г.У. Солдато-вой, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, В.А. Тишкова; особенности мультикуль-турного образования - А.Г. Абсалямовой, СТ. Барановым, Н.Б. Крыловой, концепции воспитания культуры межнационального общения - Ю.В. Ару-тюнян, З.Т. Гасановым, Л.М. Дробижевой, Г.Д. Дмитриевым, В.В. Макаевым, З.А.Мальковой, Л.Л. Супруновой, В.А. Тишковым, Р.З. Хайруллиным.
Формирование толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе педагогическими средствами изложены в работах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, Б.З. Вульфова, В.П. Комарова, П.В. Степанова; вопросы педагогической культуры, в которых этнотолерантность рассматривается как часть общечеловеческой культуры - М.В. Богуславского, Е.Н. Шиянова; вопросы формирования толерантности и этнотолерантности учащихся общеобразовательной школы - Ю.П. Ивковой, Е.П. Непочатых, Л.И. Паиной.
Отдельные аспекты формирования этнотолерантности у студенческой молодежи, в частности, формы и методы воспитания этнической толерантности студентов изложены в диссертационных работах О.В. Исаевой, Н.Ю. Кудзиевой, Е.В. Рыбак; особенности формирования этнотолерантности студентов вуза посредством изучения отдельных дисциплин - В.М Гришук, A.M. Валеева А.О. Наследовой, О.Ю. Харламовой.
В то же время проблема формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе не получила достаточного проявления в исследованиях. Изложенное позволило выявить сложившееся противоречие между потребностью в этнотолерантной лично-
сти социального педагога и недостаточным вниманием к ее формированию в вузе. Противоречие определило проблему исследования: каковы содержание и технология формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе. В соответствии с проблемой определена тема исследования: «Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе».
Объект исследования: процесс формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов.
Предмет исследования: содержание и технология воспитания этнической толерантности будущих социальных педагогов в вузе во внеаудиторное время.
Цель исследования: разработать и обосновать технологию формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе.
Гипотеза исследования. В системе воспитания будущих социальных педагогов в вузе, формирование у них этнической толерантности является одной из значимых составляющих. Для ее достижение необходимо использовать возможности системы воспитания, внеаудиторной социально-педагогической работы со студентами. Эффективность формирования этнической толерантности личности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе может быть обеспечена, если:
воспитание этнической толерантности является частью общей системы воспитания студентов и наиболее полно отражает возможности этнокультурной среды профессиональной подготовки социального педагога;
технология поэтапного формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов обеспечивает осмысление студентами важности толерантного отношения к различным культурам, религиям, взглядам, способствует самоактуализации и осознания самоценности каждого человека, позволяет формировать опыт успешной деятельности в этнокультурной среде;
используется многообразие форм воспитательной деятельности, а также включение студентов в волонтерскую деятельность в социально-педагогической работе в этнокультурной среде;
- созданы необходимые социально-педагогические условия, способст
вующие реализации задач поэтапного формирования этнокультурного воспи
тания будущих социальных педагогов.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
-
Раскрыть сущность и содержание этнической толерантности социальных педагогов.
-
Выявить предрасположенность студентов к проявлению этнической толерантности.
3. Разработать технологию формирования этнической толерантности
будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе и экспери
ментально проверить эффективность ее реализации.
4. Выявить необходимые социально-педагогические условия для обеспечения эффективности реализации технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе.
Методологической основой исследования выступили концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на его формирование, развитие и саморазвитие, о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; об исторической и социальной обусловленности и непрерывном обновлении целей, содержания и методов воспитания и образования; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и коллектива, о требованиях к личности и деятельности воспитателя детского учреждения. В основу исследования положены социокультурный подход (B.C. Агеев, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов, А.В. Петровский, В.А. Ядов), предполагающий формирование коллектива на общечеловеческих ценностях без опоры на национальные традиции его представителей, этнокультурно-ориентированный подход (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутю-нян, П.С. Гуревич, Т.С. Стефаненко, Г.У. Солдатова), предполагающий воспитательную работу с учетом национальной культуры каждого из членов коллектива, а также системный, культурологический, аксиологический подходы к изучению образования, его общие принципы, требования к системе образования (Л.П. Буева, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, Э.И. Сокольникова, Ю.Г. Татур).
Теоретическая основа исследования построена на теории личности, социальной и этнокультурной обусловленности ее формирования, деятельно-стной природе воспитания и развития. На логику исследования существенное влияние оказали: положения ученых о сущности и структуре личности, предпосылках ее формирования, обусловленных социальными и этнокультурными факторами, природе ее воспитания и развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.И. Зарецкая, В.А. Караковский, А.Н. Леонтьев, Т.И. Петракова, М.Г. Тайчинов); теория социального действия М. Вебера, являющаяся основой изучения социального поведения; концептуальные идеи о воспитательном потенциале народной педагогики и этнопедагогики (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков).
Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследовании, включающий: классификацию, сравнение, обобщение, систематизацию, теоретический анализ научной литературы, изучение массового опыта использования проектной деятельности в моделировании образовательных пространств, моделирование, концептуальный анализ опытно-экспериментальной работы с использованием диагностических методик, беседы, опросы, анкетирование, тестирование.
Источниковой базой исследования являлись материалы, раскрывающие подготовку будущих социальных педагогов и опыт воспитания студентов в поликультурной образовательной среде в Барнаульском государственном педагогическом университете, Ставропольском государственном университете, Дагестанском педагогическом государственном университете,
Магнитогорском государственном университете, Удмурдском государственном университете.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом (подготовительном) этапе (2003-2005 гг.) изучена степень разработанности проблемы в науке и практике социальной педагогики, определена общая концепция исследования, его научный аппарат, содержание глав и параграфов диссертации. Изучена литература по проблеме исследования, раскрыта сущность этнотолерантности личности и опыт деятельности вузов по воспитанию этнотолерантной личности, изучены возможности внеаудиторной воспитательной деятельности в формировании этнотолерантной личности будущих социальных педагогов, разработана технология формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время. Определены контрольные и экспериментальные группы, их предрасположенность к этнотолерантности.
На втором (основном) этапе (2005-2007 гг.) реализована технология формирования этнотолерантности у студентов в процессе подготовки социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе, изучена динамика формирования этнотолерантности у будущих социальных педагогов по сформулированным уровням и показателям.
На третьем (заключительном) этапе (2008 г.) осуществлено обобщение результатов исследования, сформулированы выводы, завершено литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования:
раскрыты требования к этнотолерантному воспитанию будущих социальных педагогов и дана характеристика проявления предрасположенности студентов к этнотолерантному поведению в поликультурной среде;
выявлены уровни этнической толерантности студентов, а также критерии и показатели их оценки;
разработана и описана технология формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза;
выявлены социально-педагогические условия, способствующие эффективной реализации технологии поэтапного формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе.
Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования материалы обогащают теорию воспитания студенческой молодежи теоретико-методологическими аспектами воспитания этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время. Внесено уточнение в общую дискуссию понимания сущности этнотолерантности специалиста на основе социально-педагогического подхода, в рамках которого этнотолерантность рассматривается как интегративное качество личности, определяющее его активную нравственную позицию во взаимодействии и самореализации в профессиональной деятельности с людьми, независимо от их культурной и национальной принадлежности.
Практическая значимость исследования. Разработанная в диссертации технология формирования этнической толерантности будущих социаль-
ньгх педагогов во внеаудиторное время в вузе получила внедрение в системе воспитания будущих социальных педагогов РГСУ. Ее внедрение способствовало повышению уровня этнической толерантности будущих социальных педагогов, проявлению терпимости к различным суждениям и взглядам, активной самореализации студентов в волонтерской деятельности. Технология позволяет выявить предрасположенность студентов к проявлению этнотоле-рантности в этнокультурной среде социально-педагогической деятельности, что позволяет использовать ее при оценке профессиональной предрасположенности студентов к социально-педагогической деятельности. Материалы диссертации могут быть использованы в образовательном процессе вуза при изучении учебных курсов «Педагогика и психология межнационального общения», «Педагогика межнационального общения», при разработке курсов по выбору для студентов факультетов социальной педагогики. Основные положения, выносимые на зашиту:
-
Этнотолерантность представляет собой интегративное качество личности социального педагога, в единстве внутренних и внешних компонентов, определяющих его активную нравственную позицию независимо от культурного и религиозного своеобразия среды самореализации в профессиональной деятельности. Внутренние компоненты определяют: мировоззренческий потенциал самореализации социального педагога в поликультурной среде (осознание принадлежности к мировому сообществу, понимание ценности разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к этнонациональным особенностям народов, веротерпимость к религиозным чувствам людей); эмоциональный (позитивное отношение к представителям своего и других этносов, их взглядам, убеждениям, идеалам). Внешние компоненты определяют проявления внутреннего потенциала и включают: поведенческий (умение успешно реализовывать социально-педагогическую деятельность в поликультурной среде, преодолевать в ней конфликтные ситуации, способствовать формированию и поддержанию в ней толерантности); этический (проявление толерантности во взаимоотношениях, тактичности, чуткости к человеку независимо от его взглядов, религиозных чувств).
-
Сформированность этнической толерантности характеризуется следующими уровнями: интеграционный (осознанное понимание ценности представителей разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к культуре и этнонациональным особенностям представителей народов; умение целенаправленно строить взаимоотношения и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности, целенаправленно осуществлять воспитание толерантности в социокультурной среде); адаптационный (понимание ценности разных национальностей, культур, уважение к этнонациональным особенностям представителей народов; терпимое отношение к национальным особенностям представителей своей и других наций в общении и профессиональной деятельности; умение строить взаимоотношения и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности в поликультурной среде; осуществлять мероприятия по воспитанию толерантности в социокультурной среде; терпимость
в самопроявлении во взаимоотношениях в поликультурной среде), индифферентный (безразличие к представителям разных национальностей, культур и конфессий; отсутствие интереса и внимания к своей и другим национальностям; умение реализовывать задачи социально-педагогической деятельности в этнокультурной среде; трудности в предупреждении и преодолении проблем, возникающих на межнациональной и межрелигиозной основе; кон-фронтационный (признание ценности только (преимущественно) представителей своей нации (этноса), религиозных взглядов; конфронтационное отношение к представителям других национальностей; неумение вести себя и организовывать работу в поликультурной среде, преодолевать возникающие в ней трудности и проблемы; явная или скрытая бестактность по отношению к представителям других национальностей (этносов). Критериями и показателями оценки уровней этнотолерантности социального педагога выступают: мировоззренческий (осознанное понимание ценности представителей разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к культуре и этнонациональным особенностям представителей народов); эмоциональный (уважительное отношение к достоинству представителей своей и других наций, их взглядам, убеждениям, веротерпимость к религиозным чувствам людей), поведенческий (умение целенаправленно строить взаимоотношения и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности, целенаправленно осуществлять воспитание толерантности в социокультурной среде), этический (доброжелательность и тактичность во взаимоотношениях, чуткость и внимательность к человеку независимо от его взглядов, религиозных чувств).
3. Технология формирования этнической толерантности будущих соци
альных педагогов во внеаудиторное время в вузе предполагает: целенаправ
ленную деятельность по формированию этнической толерантности у студен
тов, а также толерантного проявления их позиции. Целью технологии являет
ся формирование этнической толерантности у будущих социальных педаго
гов во внеаудиторное время в вузе. Содержание и специфика ее реализации
определяется этапами воспитательной деятельности (мотивационный, позна
вательный, деятельностный) и способствует стимулированию проявления то
лерантности у студентов в условиях поликультурного образовательного про
странства. Мониторинг состоит в определении уровней сформированное
этнической толерантности у студентов в процессе воспитания. Результатом
технологии является сформированность этнической толерантности выпуск
ников - социальных педагогов.
4. Необходимыми социально-педагогическими условиями, способст
вующими успешной реализации технологии формирования этнической толе
рантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе,
являются: включенность в систему воспитания студентов этнокультурного
компонента; развитие благоприятной поликультурной среды вуза; активное
участие представителей различных культур, религий, регионов России в сис
теме самоуправления и воспитательной деятельности учебного курса, фа
культета; подготовленность кураторов, педагогического персонала к реали
зации задач этнокультурного воспитания студентов; использование возмож-
ности волонтерской деятельности для включения студентов в этнокультурную среду социально-педагогической деятельности; проявление толерантности во взаимоотношениях администрация - студент, преподаватель - студент, студент - студент.
Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями; соблюдением требований социокультурного, этнокультурно-ориентированного, системного, культурологического, аксиологического подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; разнообразием и количеством используемых источников; апробацией результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в опубликованных тезисах и статьях, которые были представлены на научно-практических конференциях: 6-ом Международном социальном конгрессе «Глобализация: настоящее и будущее России», РГСУ, (Москва, 24-25 ноября 2006г.); Всероссийском конгрессе социальных работников, РГСУ, (Москва, июнь, 2008г.); Всероссийских макаренковских социально-педагогических чтениях кафедры социальной и семейной педагогики РГСУ (Москва, 27-28 марта 2008г.).
Материалы диссертации были использованы в разработке спецкурса «Формирование и развитие этнической толерантности личности» для студентов специальности «Социальная педагогика» Российского государственного социального университета, а также в процессе преподавательской деятельности автора на занятиях со студентами.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Этнотолерантность личности социального педагога, сущность и ее содержание
В ряду понятий, связанных с воспитанием культуры этнотолерантности, занимает понятие «культура мира». Формирование культуры мира предполагает формирование у каждого человека понимания универсальных ценностей и моделей поведения, которые помогут ему жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом. Для этого необходимо: развивать способность ценить свободу; развивать способность к общению, сотрудничеству с "другими", открытость; способствовать восприятию и признанию основ взаимодействия между людьми, полами, народами и культурами; развивать навыки ненасильственного урегулирования конфликтов, вырабатывать у учащихся такие качества, как терпимость, сострадание, отзывчивость и сопереживание; вырабатывать гармоничное сочетание между индивидуальными и коллективными ценностными установками; формировать понимание необходимости уважать культурное наследие, охранять окружающую среду.
Прежде чем выделить требования к воспитанию этнотолерантности будущих социальных педагогов, кратко остановимся на понятии «этнос» и его трактовке в основных теориях этноса: примордиалистской, инструментальной и конструктивистской.
В энциклопедическом социологическом словаре дается такое определение: «Этнос - это особый, возникший исторически вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или другими образованиями»(278).
Примордиалисты (объективисты) считают этнос реально существующим феноменом, имеющим объективную основу в природе либо 20 обществе. Особое место в этом подходе занимает теория этноса Л.Н.Гумилева, который рассматривает этнос как биофизическую реальность, «всегда облаченную в ту или иную социальную оболочку, как явление географическое, связанное с кормящим и вмещающим ландшафтом». Инструменталистами этнос представляется как общность, объединяемая групповыми интересами людей, а этничность - как средство для достижений этих интересов, их мобилизации в политической жизни
Конструктивисты считают, что этнос — это интеллектуальный конструкт писателей, ученых и политиков и рассматривают его как общность людей, формирующейся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в тесных связях(213).
В качестве рабочего мы будем использовать определение Ю.В. Бромлея, которое, по нашему мнению, не потеряло своей актуальности и сейчас, и в большей степени отвечает задачам нашего исследования: "Этнос -это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании" (46). Как видно из определения, основными идентификаторами этноса является территория, история, язык, культура, особенности психики, а также национальное самосознание.
Следует отличать понятия "национальная культура" и "этническая культура". Этническая (народная) кулътура-это часть национальной культуры, наиболее древний ее слой. Она охватывает, главным образом, сферу быта и несет в себе "Обычаи предков". Ее черты проявляются в особенностях фольклора, народных промыслов, народной медицины, одежды, пищи. В ней выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства в определенных природных условиях. Не случайно она в большей 21 мере сохраняется в деревне, чем в городе. Но национальная культура не сводится к этнической.
Национальная культура - более широкое понятие, включающее в себя, кроме этнической культуры, которая существовала как бесписьменная и создавалась этносом в целом, и культуру, создателями которой выступала образованная часть общества - писатели, ученые, философы, художники, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства.
Одним из условий воспитания у будущих социальных педагогов положительного отношения к другому народу и его культуре является преодоление этнических стереотипов. Категория "этнические стереотипы" авторами словаря по психологии (М., 1990) определяется как "относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов, как правило, зафиксированы оценочные мнения об указанных качествах". Этнические стереотипы подразделяются на автостереотипы и гетеростереотипы. "Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к данной этнической общности ее представителями. Как правило, автостереотипы содержат комплекс положительных оценок. Гетеростереотипы, т.е. совокупность оценочных суждений о других народах, могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов". В основе этнического стереотипа лежит этническая установка, т.е. "готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации" (202).
В.П.Левкович определяет этнический стереотип как "групповой эталон, сложившийся на основе общественного мнения одной этнической группы о наиболее ярких характеристиках другой" (152). Структуру этнического стереотипа В.П.Левкович представляет следующим образом:
Уровни этнической толерантности социальных педагогов и их социально-педагогические характеристики
П.Ф. Комогоров выделил на основе критерия «масштаб взаимодействующих субъектов» следующие виды толерантности: групповая, политическая, этническая, индивидуально-личностная(298). Опираясь на критерий «статус взаимодействующих субъектов», он представил половую, возрастную, имущественную, профессиональную, конфессиональную, политическую и религиозную терпимость(298). Кроме того, он ввел понятие «педагогическая толерантность», в объем которого определил владение педагогом умениями и навыками толерантного взаимодействия и установку на терпимость в процессе педагогической деятельности для достижения целей толерантного развития личности воспитанника(298). Данный вид толерантности является профессиональным личностным качеством педагога и одной из норм его поведения, а также важным компонентом педагогической этики.
А.Е. Зимбули выделил четыре типа терпимости на основе ее мотивации: квазитерпимость - виды сдержанности, которые внешне выглядят как терпимость, по являются мнимыми, ненастоящими (возможные мотивы такого поведения - прагматизм, конформизм, самореклама, попустительство); псевдотерпимость - случаи сознательного введения кого-либо в заблуждение (мотивация — притворство); «негативная» терпимость — терпимость, носящая показной характер, а также злонамеренное невмешательство (мотивация - отложенная месть, злонамеренное воздержание); «позитивная» или подлинная терпимость - обусловлена такими мотивами, как внимание, понимание, симпатия, помощь, забота об адресате(ІОІ).
Мы считаем, что на базе критерия субъект-объект толерантности можно выделить три основных вида толерантности: межнациональная (межэтническая), которая заключается в терпимости к представителям других национальных групп (этносов); религиозная - к другой вере, религии и межличностная - к другому человеку, к его точке зрения и индивидуальным особенностям. Такясе можно определить толерантность по отношению к себе и толерантность по отношению к другим. Признание права на отличие, на наш взгляд, - это основа толерантности, в особенности, когда речь идет о правах меньшинств. Разумеется, это не означает, что меньшинства, в том числе религиозные, могут находиться вне правового поля. Эта проблема стала особенно актуальной в связи с бесцеремонным вторжением в духовную жизнь наших граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями. Отношение к ним у нас не однозначно — от требований запрета до исключения любых ограничений на их деятельность. Думается, что отношение к любому претендующему на религиозный статус объединению, в том числе отечественного происхождения, должно определяться исключительно правовыми критериями: религиозная ли эта организация, наблюдаются ли в ее деятельности посягательства на основные права личности, не препятствует ли она выполнению гражданских обязанностей своими последователями и т.д.
И.Б. Гасанов, рассматривая проблемы национальной нетерпимости, называет толерантность антиподом агрессивности и обосновывает социальную обусловленность этих личностных проявлений, делая вывод о том, что агрессивность является основой враждебности, а терпимость -миролюбия, ненасилия(75).
Следует отметить, что в современной научной литературе нет четкой грани между межнациональной и межэтнической толерантностью: оба понятия часто используют как синонимы.
Межэтническая толерантность, с точки зрения Ю.В. Арутюняна, должна рассматриваться не как позиция самоограничения и намеренного невмешательства, согласия на взаимную терпимость, а как принятие других такими, какие они есть, и готовность взаимодействовать с ними(8). Она проявляется в поступках, но формируется в сфере сознания и, конечно, тесно связана с этнической идентичностью. Межнациональная толерантность, по мнению А.А. Абсалямовой, проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть перспективы межнациональных отношений и строить межнациональные отношения с учетом этих перспектив. Межнациональная толерантность - это «свойство личности, проявляющееся в терпимости к представителям других национальных (этнических) групп с учетом их менталитета, своеобразия самовыражения» (3).
Таким образом, этнотолерантность как интегративное качество личности, представляющее собой единство внутренних и внешних компонентов, и определяет активную нравственную позицию человека во взаимоотношениях с людьми, независимо от их культурной и национальной принадлежности. Толерантность как сложное качество личности, представляет собой систему терпимых отношений человека не только к окружающему миру, но и к самому себе, имеет свой субъект, адресат, предмет, специфичные критерии, показатели, а также разные формы и виды.
С педагогической точки зрения очень важным является процесс и результат формирования этнотолерантности как качества личности.
Мы считаем, что в педагогическую сущность понятия «этнотолерантность» входят следующие дефиниции: толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека); свойство общей культуры человека, путь к гражданскому согласию, необходимое условие соблюдения принципа свободы слова; принцип взаимодействия между людьми, ядром которого является выдержка и любовь человека к человеку; важнейшее профессиональное качество учителя, в основе которого лежит 60 способность педагога адекватно оценить реальную социально-педагогическую ситуацию, с одной стороны, и возможность позитивно ее разрешить - с другой; результат оптимальной педагогической стратегии и тактики, критерий социализированности человека.
Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию этнотолерантности. Оно связано, в первую очередь, с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего наряду с самоуважением способность уважать других людей, в том числе и детей. Не менее важны рефлексия, самоанализ своего реализуемого отношения к разным окружающим, честная, не вызванная эмоциональным возбуждением оценка своих мыслей, отношений, решений, поступков; и, наконец, не только самооценка, но и стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то, чему-то из окружения. Смысл деятельности педагога - создание условий не только для формирования и проявления этнотолерантности у одного (одних), но и преодоления вызывающего негативизм аспектов в поведении и общении другого (других).
Обоснование технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе
В результате, опрошенные разделились на пять групп. Группы с крайними ориентациями - с высоким уровнем толерантности и с высоким уровнем интолерантности составили меньше 5% от общего числа опрошенных. Объединив в одну группу толерантных и в другую интолерантных получилось, что большинство 52% респондентов не определились в своих взглядах, группа толерантных составила 27%, интолерантных 21% опрошенных. По итогам обработки данных можно сказать, что в целом позиция студентов в целом нейтральная с небольшой склонностью к толерантности.
Анализ распределения результатов опроса по половому признаку показал, что среди девушек толерантных оказалось практически столько же, сколько и среди юношей (26 и 25%о, соответственно), вместе с тем интолерантных девушек оказалось меньше 16% по сравнению с 24%.
Этот вывод косвенно подтверждается ответами на некоторые другие вопросы. Например, юноши вдвое чаще, чем девушки, отмечали, что их народ «лучше других народов» (38% против 17%). Три четверти девушек полагают, что их народ «не лучше и не хуже других народов»; у юношей же таких ответов лишь чуть больше половины. Девушки чаще, чем юноши, отвечали, что «ко всем народам относятся одинаково» (39% и 33%, соответственно).
Что касается влияния успеваемости на толерантность, то явной зависимости между оценками и взглядами на толерантность выявить не удалось. Среди среднеуспевающих студентов больше сторонников позиции толерантности, а среди успевающих и «отстающих» немало интолерантных. На следующем этапе анкетирование проводилось среди представителей различных этнических групп, обучающихся в вузе. Их с большой долей условности удалось выделить четыре. В ходе опроса необходимо было решить следующие задачи. - выявить насколько представители четырех изучаемых этнических групп отличаются «этноцентричной» идентичностью. Данное исследование имело цель подтвердить или опровергнуть мнение исследователей, что этноцентричная идентичность обратно пропорциональна этнической толерантности (то есть чем выше идентичность, тем ниже уровень этнической толерантности). Этноцентризм рассматривался не как идентификация себя с той или иной этнической общностью в качестве ее представителя - этнофора, а как характеристика качества отношений между группами(186, 52); - оценить состояние межэтнических отношений в вузе между представителями рассматриваемых этнических групп.
Для выяснения степени выраженности «этноцентричной» идентичности у представителей избранных групп подвергались анализу ответы респондентов на вопрос, в котором им предлагалось, как и в первом случае согласиться или не согласиться с теми или иными суждениями. Все они были разделены на четыре группы, согласно выделенным типам межэтнического взаимодействия и типам этнической идентичности: 1) интеграционный («позитивная» этническая идентичность); 2) адаптационный (предполагающий ситуационную идентичность); 3) индифферентный («безраличная» идентичность); 4) конфронтационный (соответствующий «этноцентричной» идентичности); 101 102 При этом учитывался тот факт, что причины и следствия выделенных типов межэтнического взаимодействия и типов этнической идентичности могут иметь различную природу, особенно в случае, когда это относится к группам, представляющим этническое меньшинство. Например, этноцентричная идентичность может иметь характер защитной реакции на действия преобладающего иноэтнического окружения. А «безразличная» идентичность, являясь возможной формой латентной, «этноущемленной» идентичности, может принимать характер декларируемой иногрупповой интолерантности. Поэтому, анализируя полученные результаты, важно было не упустить причинно-следственную связь рассматриваемых явлений.
Для того чтобы получить более четкую картину разброса мнений, рассматривались только положительные ответы респондентов по каждому суждению.
К первому типу суждений, обозначенному как «конфронтационный тип взаимодействия» были отнесены следующие утверждения: 1) «Считается, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности»; 2) «Межнациональные браки размывают народ»; 3) «Многие раздражаются при близком общении с людьми другой национальности»; 4) «Любые средства хороши для отстаивания интересов своего народа». Полученные результаты свидетельствуют, что этноцентрический тип идентичности не является ярко выраженным среди представителей рассматриваемых этнических групп. Наибольшая разница в позициях между одной этнической группой и остальными тремя была зафиксирована в утверждениях, отражающих негативное отношение к межнациональным бракам и одобрение любых средств защиты этнических интересов своего народа.
Экспериментальная проверка технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в условиях вуза
В средине 90-х годов XX века в обществе активно разрабатывались правовые, законодательные акты и положения, регламентирующие межнациональные отношения. Именно в этот период предметом научного интереса становится всестороннего изучения понятие толерантность. Вместе с ним возникает новый термин - этнотолерантность, которая понимается как толерантность в межэтнических отношениях.
Теоретический анализ научной литературы позволил выделить несколько основных педагогических подходов к формированию этнической толерантности личности: - личностно-ориентироваиный подход исходит из идеи взаимосвязи личностного развития и толерантности, поэтому помощь педагогов всестороннему развитию личности (личностному росту, достижению позитивной соцэтнической и личностной идентичности) является одним из путей формирования этнической толерантности. - этнокомпетентностный подход основан на идее о том, что основным условием этнической толерантности, понимания и принятия других культур является формирование этнокультурной компетентности. - институциональный подход основан на убеждении, что реальные межэтнические контакты, с учетом их природы и качества, снижают предрассудки. - ценностно-ориентированный подход состоит в том, что этническая толерантность является одной из личностных ценностей, поэтому подходить к формированию этого качества нужно с позиций аксиологии.
Для формирования этнокультурной толерантности как морального качества личности сензитивным периодом является юношеский возраст, к которому относится и студенчество. Студенчество - это мобильная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве.
Анализ отечественного и зарубежного опыта, включающего в себя методы и технологии формирования этнической толерантности, позволяет сделать вывод о существовании как минимум трех групп условий, влияющих на формирование этнической толерантности студентов: общественно-государственные (удаления их перечня характеристик состояния общества детерминант межэтнической интолерантности и, напротив, поддержки развития межэтнической толерантности на уровне социально-политических институтов, оказывающих ощутимое влияние на формирование мнения и ценностно-нормативных основ поведения индивида); групповые (закрепления в общественном сознании норм устойчивости к этническим различиям); индивидуальные (усвоения на индивидуальным уровне отдельной личности норм устойчивости к этическим различиям).
Формированию этнотолерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время будут способствовать соблюдение следующих социально-педагогических условий, которые условно можно разделить на организационные и дидактические.
К организационным следует отнести условия, отвечающие за позитивную этническую идентификацию: создание поликультурной среды вуза, этнонаправленность воспитательного процесса вуза и сохранение национальной идентичности студентов.
К дидактическим условиям, формирующим этническую компетентность, относятся этнотолерантность преподавательского коллектива, межпредметные связи в обучении и знакомство студентов с народными традициями.
В качестве воспитательных средств могут быть использованы: во-первых, средства профессиональной подготовки, к которым относятся: воздействие личности преподавателя, профессиональное общение студентов и преподавателей, аудиовизуальные средства и информационно коммуникативные технологии; во-вторых, средства этнопедагогики: устное народное творчество, музыкальный фольклор, народные ремесла, народные традиции, изучение народного костюма, а также декоративно-прикладное искусство; в-третьих, игровые средства: импровизация, имитация, театрализация. Этнопедагогические формы воспитания могут быть следующими: народный праздник, театрализованное представление или обряд, фольклорный театр, фольклорный хор или ансамбль народных инструментов. В качестве игровых форм воспитания можно предложить КВН, деловые игры, творческий коллективный проект, спортивные или художественно-публицистические представления, театральные постановки, капустники. Перечисленные средства так же позитивно влияют и на профессиональную подготовку социальных педагогов, обогащая их социально-педагогический арсенал.
Итак, в рамках профессиональной подготовки могут использоваться лекции, курсы по выбору (спецкурсы), экскурсии, встречи, дни памяти, различные виды педагогической практики, экспедиции, формы научно-исследовательской работы студентов, международные проекты и национальные проекты.
Содержание воспитательной технологии формирования этнической толерантности будущих социальных педагогов и направления социально-педагогической деятельности позволяют сформулировать принципы для реализации их педагогами высших учебных заведений: - принцип самоценности человека, предполагает принятие студента таким, какой он есть; - принцип социального комфорта, то есть обеспечение защиты от насилия, издевательств и бойкотирования в студенческом коллективе, является основополагающим;