Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Романов Дмитрий Валентинович

Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза
<
Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Романов Дмитрий Валентинович. Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Романов Дмитрий Валентинович; [Место защиты: Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова].- Кострома, 2009.- 273 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/911

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза как научная проблема 14

1. Теоретические подходы к сущности и содержанию категории духовно-ценностных ориентации военнослужащих 14

2. Состояние проблемы формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов военного вуза в современной педагогической

теории и практике 46

3. Потенциалы воспитывающей среды военного вуза применительно к процессу формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов.. 73

Глава II. Реализация педагогических условий формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза 108

1. Модель формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза 108

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза 127

3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза 146

Заключение 163

Список использованной литературы 171

Приложения 192

Введение к работе

Актуальность исследования процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов военного вуза определяется рядом взаимодополняющих обстоятельств.

В современной ситуации ценностной многополярности (а порой хаотичности) ориентация взрослеющего человека в мире ценностей часто происходит стихийно, под влиянием разнообразных, случайных и неконтролируемых факторов, что увеличивает вероятность негативных, асоциальных результатов этого процесса и повышает значимость целенаправленного воспитательного влияния на мотивационно-ценностную сферу личности. Время обучения в вузе - это этап вхождения человека во взрослую жизнь: освоения им моделей будущих поведения, деятельности, взаимодействия и общения; решения задач поиска своего места в мире, осмысления собственной предназначенности, в том числе посредством осознания «миссии» выбранной профессии, ее социальной роли.

Особым содержанием наполняется процесс ценностной ориентации личности в контексте подготовки к такому роду трудовой деятельности, каким является профессия офицера. Она предъявляет высокие требования к личности военнослужащего, к внутренней системе регуляторов его повседневного поведения и деятельности: идеалам, убеждениям, нормам.

Это определяется, с одной стороны, характером военной службы,

связанным с полной отдачей личности поддержанию государственной

безопасности, решению повседневных и боевых задач защиты интересов и

целостности Российской Федерации; с другой стороны - «жесткой»

субординационной структурой взаимодействия и взаимоотношений в

Вооруженных силах, когда приказ старшего по званию воспринимается

подчиненным как неоспоримое руководство к действию. Это накладывает на

офицера особую степень ответственности за каждое решение, каждый

поступок и выбор.

Кроме того, военная профессия имеет глубокие исторические корни и всегда основывалась на ярко выраженной и специфической системе ценностей, принятие которой является негласным знаком принадлежности к военному сообществу.

В связи с этим формирование ценностных ориентации будущего офицера является одной из наиболее актуальных и значимых воспитательных задач, стоящих перед военным вузом как основным субъектом относительно управляемой социализации курсантов. В нормативных, инструктивных и методических документах Министерства обороны РФ усилилось внимание к этой проблеме, что отражается и на повседневной жизни военных вузов. Так, «Концепция воспитания личного состава Вооруженных сил РФ» одной из центральных целей воспитательной работы с военнослужащими провозглашает «...формирование... чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных силах Российской Федерации, профессию офицера». Однако основным недостатком работы по формированию ценностных ориентации будущих офицеров является «мероприятивный» подход, который в педагогической практике сегодняшнего дня остается доминирующим. Процесс становления системы ценностных ориентации личности носит глубоко внутренний, личностный характер, влиять на его развитие и содержание необходимо, используя косвенные, опосредованные педагогические методы, в том числе педагогизируя окружающую личность среду, насыщая ее смысловым, ценностным содержанием.

В последние десятилетия происходит интенсивное развитие аксиологического подхода в педагогике (А.В. Кирьякова, Н.В. Кузьмина, А.В. Мудрик, Н.Д. Никандров, Н.Е. Щуркова и др.). Процесс формирования ценностных ориентации личности исследовался А.В. Блиновой, Ф.Е. Василюком, Я. Гудачеком, Б.И. Додоновым, А.В. Кирьяковой, Б.С. Кругловой, СИ. Масловым, И.В. Сиволобовой, А.В. Серым и другими.

Категория среды в педагогике на протяжении долгого времени вызывает научный интерес. Различные аспекты средовой проблематики в истории отечественной педагогики второй половины XX века получили освещение в трудах В.Г. Бочаровой, Т.Н. Мальковской, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина, Е.И. Тихомировой, Ф.А. Фрадкина и других. Особого внимания заслуживает подход к пониманию воспитательных потенциалов среды Ю.С. Мануйлова.

В педагогической теории разрабатывается ряд направлений исследований, связанных с воспитанием курсантов военных вузов (И.А. Бисько, В.П. Давыдов, П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптев, А.Д. Лопуха, В.Г. Михайловский, В.В. Мочулин, П.И. Образцов, В.П. Рюмин и другие). Различные аспекты формирования ценностно-смысловой сферы личности курсантов исследовались Е.В. Дермелевой, А.Ф. Иоаниди, А.Б. Неробеевым, И.Н. Родоненко, В.Г. Ульяновой и другими.

Однако специальных исследований, систематизировавших данные знания в целях формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза в настоящее время недостаточно.

Таким образом, в сфере формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза нами выявлен ряд противоречий:

между изученностью общих вопросов воспитательного влияния на ценностно-смысловую сферу личности, педагогических возможностей воспитывающей среды, особенностей воспитания в военном вузе и отсутствием специальных исследований процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза;

между высокими социальными и профессиональными^ требованиями к личности офицера и недостаточной ориентированностью абитуриентов, поступающих в военные вузы, на систему ценностей, выступающих аксиологической основой будущей профессии;

- между требованиями целенаправленного педагогического влияния на процесс ценностной ориентации будущего офицера, предъявляемыми в ряде нормативных документов Министерства обороны, в том числе в «Концепции воспитания личного состава Вооруженных сил РФ» и неготовностью вузов реализовать' поставленные задачи с помощью комплексных, опосредованно влияющих на воспитанника педагогических методов;

На основании данных противоречий нам удалось сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза.

Объект исследования: процесс духовно-ценностной ориентации курсантов в воспитывающей среде военного вуза.

Предмет исследования: педагогические условия формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать систему ценностей, которая выступает целевым ориентиром процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза;

определить потенциалы воспитывающей среды военного вуза применительно к процессу формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов;

выявить этапность процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза;

разработать и экспериментально проверить модель процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза;

выявить эффективные формы, методы формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза.

Гипотеза исследования: процесс формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза будет эффективен при следующих условиях:

информационном насыщении воспитывающей среды военного вуза военно-патриотическими ценностями;

построении отношений в коллективе курсантов, основанных на деятельной реализации военно-патриотических ценностей;

создании ситуаций переживания курсантом личной причастности к традициям российского воинства.

Методологической основой исследования являются: философский
анализ аксиологической проблематики (Н.А. Бердяев, В. Виндельбанд,
Н. Гартман, Г. В. Ф. Гегеля, Дж. Дьюи, В. Дильтей, Ф. Знанецкий,
М. С. Каган, И. Кант, Л. Н. Коган, В. А. Лекторский, И. О. Лосский,
Р. Б. Перри, Г. Риккерт, П. Сорокин, В. П. Тугаринов, И. Фихте, М. Шелер,
Л. Шестов, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр); аксиологический подход в
педагогике (Е. В. Бондаревская, А. А. Деркач, А. В. Кирьякова,

Н.В. Кузьмина, С. В. Кульневич, Н. Д. Никандров); идеи гуманизации образования, идеи об общечеловеческих ценностях как основе становления личности (В. А. Сухомлинский, 3. И. Равкин, Н. Е. Щуркова, Л. М. Лузина и другие); субъектно-деятельностный подход к становлению и развитию личности, описанный в работах К. А. Абульхановой-Славской,

A. В. Брушлинского, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна,

B. И. Слободчикова, Р. X. Шакурова, И. С. Якиманской.

Теоретическую базу исследования составляют: совокупность идей

социализации и социального воспитания личности (А. В. Волохов,

Б. 3. Вульфов, И. С. Кон, А.В. Мудрик, М. И. Рожков); диспозиционная концепция личности (В.А. Ядов); исследования средовой проблематики в педагогике начала XX в. (П.П. Блонский, М.В. Крупенина, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий) и современных работах В.Г. Бочаровой, Л.И. Новиковой, Т.Н. Мальковской, Ю.С. Мануйлова, З.И. Равкина, В.Д. Семенова, М.М. Скаткина, Ф.А. Фрадкина, Н.Е. Щурковой, В.А. Левина; подходы к определению динамики процесса ценностной ориентации личности и психологических основ влияния на него (А.В. Блинова, Ф.Е. Василюк, Я. Гудачек, Б.И. До донов, А.В. Кирьякова, Б. С. Кругл ова, СИ. Маслов, И.В. Сиволобова, А.В. Серый); особенности воспитания в военном вузе (А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, A.M. Герасимов, П.Н. Городов, В.П. Давыдов, М.И. Дъяченко, Н.Ф. Феденко и другие); идеи контекстного образования (А.А. Вербицкий), сочетания событийности и повседневности в воспитательном процессе (Н.М. Борытко, Д.В. Григорьев, А.Е. Подобии).

Для проверки исходных положений нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, моделирование, опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, опросные методы, метод независимых характеристик, анализ документации, ранжирование, шкалирование и конкретные методики (ориентационная анкета Б. Басса, методика диагностики ценностных ориентации М. Рокича, методика незаконченных предложений).

Базой исследования стала Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза К.С. Тимошенко. Экспериментальная и контрольная группа состояли из курсантов специальности 161500 - «Радиационная, химическая и биологическая защита». Экспериментальная группа состояла из 124 курсантов, контрольная группа - из 117 курсантов.

Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

- на первом этапе (2004-2005 гг.) проходил анализ теоретических

подходов к проблеме содержания системы ценностей военной профессии;

изучались исследования процесса формирования ценностных ориентации у различных категорий воспитанников в аспектах его динамики и условий, влияющих на его эффективность; определялись особенности формирования духовно-ценностных ориентации у будущих офицеров; выявлялись педагогические возможности воспитывающей среды военного вуза; проводилось пилотажное исследование содержания и динамики духовно-ценностных ориентации курсантов;

- на втором этапе (2005-2008 гг.) апробировались элементы методики
формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов;
модернизировались пространственные характеристики воспитывающей
среды, ее событийная структура; разрабатывалась модель исследуемого
процесса, анализировалось содержание профессионального образования с
целью создания информационного контекста для интериоризации ценностей
военной службы; была организована опытно-экспериментальная работа;

- на третьем этапе (2008-2009 гг.) корректировались основные
положения и выводы исследования, обобщались его результаты,
разрабатывались научно-методические рекомендации, оформлялся текст
диссертационного исследования.

Личный вклад соискателя в получение научных результатов определяется разработкой общего замысла и основных положений исследования, выбором методов теоретического обоснования и опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе, обобщением материалов в методических рекомендациях.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия
формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в
воспитывающей среде военного вуза;

охарактеризована этапность процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза;

выявлены потенциалы воспитывающей среды военного вуза применительно к процессу формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

обосновано авторское видение системы ценностей военной профессии, которая выступает целевыми ориентирами процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза;

соотнесены результаты проведенных ранее исследований процесса формирования ценностных ориентации личности с условиями военного вуза;

выявлены эффективные методы, формы формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические выводы и эмпирические результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют расширить представление о системе ценностей военной профессии как об одном из основных ориентиров образовательной и воспитательной практики военных вузов, предложенная модель формирования духовно-ценностной ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза, а также ее методическое сопровождение могут быть широко использованы при организации воспитательной деятельности военных вузов РФ.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения и результаты исследования были изложены автором в докладах и тезисах на научно-практической конференции «Психология и педагогика социального воспитания» (Кострома, 3-5 марта 2005), международной конференции «Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи» (Ярославль, декабрь 2005), межвузовской дистанционной научно-практической конференции «Реализация гуманитарной составляющей

подготовки офицеров в военных вузах» (Москва, май 2006) научно-практической конференции «Подготовка специалистов социального воспитания молодежи: традиции, трансформации, инновации» (Кострома, февраль 2007), научно-практической конференции «Армия и культура в современных научных подходах» (Кострома, июль 2007) научно-практической конференции «Педагогическое обеспечение работы с молодежью» (Ярославль, май 2008), обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.

Основные положения, выносимые на защиту.

  1. Ценности военной службы включают в себя пять блоков: патриотические ценности; ценности принадлежности; ценности взаимоотношений; ценности труда; ценности самосовершенствования и саморазвития.

  2. Воспитывающая среда военного вуза обладает рядом потенциалов применительно к процессу духовно-ценностной ориентации курсантов, среди которых мы выделяем информационные, эмоциональные, деятельностные.

  3. Процесс формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза предполагает прохождение ряда этапов, качественно отличающихся друг от друга содержанием деятельности курсанта, уровнем требований к нему, его позицией в сообществе военного вуза:

этап погружения первокурсника в ценностно-нормативную среду военного вуза;

этап воспроизводства ценности в собственном поведении и деятельности;

этап трансляции ценности в сообществе воспитывающей среды военного вуза и за ее пределами.

4. Условиями эффективности процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза являются:

информационное насыщение воспитывающей среды военного вуза военно-патриотическими ценностями;

построение отношений в коллективе курсантов, основанных на деятельной реализации военно-патриотических ценностей;

создание ситуаций переживания курсантом личной причастности к традициям российского воинства.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы и таблицы.

Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, определен научный аппарат (цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования), даны характеристики методов и базы исследования, обоснована его достоверность, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза как научная проблема» рассматриваются общие подходы к категории «ценность», представлены варианты классифицирования ценностей, излагается авторский подход к структуре и содержанию ценностей военной профессии; проанализированы педагогические исследования средовой проблематики и возможностей педагогизации среды образовательного учреждения, проведен обзор работ, посвященных выявлению закономерностей, динамики, условий формирования ценностных ориентации как педагогического процесса.

Во второй главе «Реализация педагогических условий формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза» представлена модель формирования духовно-ценностных

ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза, включающая

в себя характеристику принципов, условий, этапов, форм и методов исследуемого процесса, описана опытно-экспериментальная работа, представлены ее результаты.

В заключении сформулированы выводы исследования и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Теоретические подходы к сущности и содержанию категории духовно-ценностных ориентации военнослужащих

Смысл термина «ориентация», которым оперирует и целый ряд наук (астрономия, география, топография и др.), происходит от многозначного его содержания в языке и имеет, по крайней мере, два аспекта, означающих процесс и результат. Большой энциклопедический словарь дает следующие толкования понятия «ориентация» - (французское orientation, буквально -направление на восток, от латинского «oriens» — восток),.. 1) определение своего местоположения на местности..., 2) умение разобраться в окружающей обстановке, осведомленность в чем-либо..., 3) направленность деятельности, определяемая интересами кого-либо, чего-либо (например, ориентация на массового читателя) [39]. Категория «ориентация» и в результативном, и в процессуальном аспекте неразрывно связана с понятием «ориентир». «Ориентир - это: 1. неподвижный предмет, по которому ориентируются; 2. в переносном смысле: избранная цель в жизни, поведении [167].

Педагогический аспект понятия «ориентация» подразумевает растущего человека, который приобретает жизненные ориентиры, осваивает окружающую действительность, ищет свое место в мире [104, 41]. Ориентиром в данном случае выступает система ценностей того общества, в котором происходит становление личности. Утверждение категории «ценность» в качестве отправной точки ориентации личности в окружающем ее социуме обусловлено внутренними свойствами самого феномена ценности. «Ценности - своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что противоречит ценностям, будет неизбежно игнорировано - либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации» (В.Б. Ольшанский) [44].

Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного [104, 41].

Проблема ценностей зародилась в рамках философской науки и положила начало ее специальной области — аксиологии (теории ценностей), которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности. В рамках философии предметом изучения являлись происхождение и феноменология ценности.

Существуют два основных подхода к проблеме происхождения ценности. Приверженцы первого подхода трактуют ценность как атрибут некоторой вещи, второго — как результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность выступает как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором -понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Сущность ценности выводится не из объектов, а из потребностей человека.

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включаются в определения самой реальности, так называемого истинного бытия. Нерасчлененность онтологии и аксиологии, бытия и ценности, характерная черта начального осмысления природы ценностных отношений в обществе, что наиболее ярко было представлено традицией объективно-идеалистического рационализма, от Платона до Гегеля [238, 4].

В этот период развития аксиологии господствовали трансцендентные концепции, придающие ценности объективность. В соответствии с этими концепциями ценности заданы и существуют вне и независимо от человека. Идея Платона о том, что вещи ценны в той степени, в которой причастны совершенству своих трансцендентных образцов, которые выполняют роль критерия, развивается в идеалистических концепциях [123, 12]. Причем условием истинности оценки здесь выступает знание идей.

В теории Аврелия Августина учение Платона приобретает религиозную окраску. Человек и мир дихотомичны. Антитеза «человека внутреннего» и «человека внешнего», бога и материального мира имеет четко выраженную аксиологическую модальность. Чем более вещь отвергает человека от «внешнего», материального и приближает к сакральному, нетленному, внутреннему, тем более она ценна. Таким образом, у Августина ценность определяется бытием Бога как абсолютной ценности, добра, истины [241, 21-50].

Аристотель ценность вещи видит в ее соответствии собственной имманентной природе. Это соответствие выявляется в деятельности, так как только последняя реализует возможности, определенные природой вещи, естественная цель которой состоит в полной реализации своих возможностей. Следовательно, ценность вещи определяется одновременно статически через соответствие вещи своей природе и динамически через соответствие своей цели [123, 12]. В рамках этого учения зарождается идея ценности как единства субъективного и объективного компонентов, однако, в сущности, ценность у Аристотеля еще объективна.

Аксиологические идеи Аристотеля находят отражение в теологической концепции Фомы Аквинского. Здесь само существование вещи, понимаемое как реальное условие какого—либо совершенства во всех категориях бытия, оказывается фундаментальной ценностью. Понятие ценности относится к каждой вещи и обозначает в ней идентичную функцию (реализации возможности) по отношению к различному в каждом конкретном случае содержанию. Существование как фундаментальная ценность всех ценностей, будучи необходимо связано с содержанием единичных вещей, находит единственно бесспорный - и для себя и для всех других ценностей — смысл в творческом акте Абсолюта существования, блага, истины или в абсолютно самодостаточной ценности. Ценность, будучи бытийно конституированной благодаря своей производности от Творящего абсолюта может вторично оказаться объектом познания и предметом влечения со стороны человека. Благодаря вторичной отнесенности ценность бывает дефинирована [123, 13-16; 241, 63-70]. Функция человека по отношению к ценности в учении Аквинского заключается в познании.

Модель формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза

Моделирование как метод последнее время широко применяется в педагогических исследованиях. Он предполагает опосредованное практическое или теоретическое оперирование объектом, при котором исследуется не сам интересующий нас объект, а используется вспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании в конечном счете информацию о самом моделируемом объекте [162, 42].

Нами была поставлена цель модельного представления процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза.

Основу предлагаемой нами модели составляет цель исследуемого процесса: создание условий для интериоризации курсантами духовно-ценностной основы будущей профессиональной деятельности, используя потенциалы воспитывающей среды военного вуза.

Содержание модели определяется предлагаемой нами классификацией ценностей, включающей в себя блоки патриотических ценностей, ценностей «принадлежности», ценностей взаимоотношений, ценностей труда, ценностей самосовершенствования и саморазвития.

Процесс формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза подчиняется общим педагогическим принципам, особо среди которых мы выделяем принципы: субъектности, целостности, рефлексии, деятельности, социальной адекватности, гуманистической ориентации.

Принцип субъектности определяет необходимость самовоспитания как неотъемлемой части процесса подготовки будущих офицеров к военно-социальной работе, что реализуется через использование бинарных методов воспитания-самовоспитания (М.И. Рожков). Субъектность - способность человека осознавать себя носителем знаний, воли, отношений, производить осознанный выбор в системе социальных отношений, отдавать себе отчет в своих действиях, способность быть стратегом собственной жизни, осмысливать связи своего «Я» с другими людьми. Такая способность формируется в процессе духовных усилий и воспитывается целенаправленно [252,21-32].

Н.Е. Щуркова выделяет пять этапов процесса формирования субъектности. Первый связан с приобретением способности свободного самовыражения «Я». Второй - с появлением интереса к другим «Я» как альтернатива эгоистической траектории личностного развития. На третьем формируются способности к прогнозированию своей деятельности и предвидению ее возможных последствий. На четвертом этапе личность производит свободный выбор поведенческих вариантов. Пятый этап связан с оценкой результатов и новым витком целеполагания [252, 21-32].

Успешное прохождение выявленных этапов процесса формирования духовно-ценностных ориентации возможно при последовательной смене курсантом позиции в логике наращивания субъектности (А.Л. Уманский) в процессе смены содержания и характера его деятельности: от объектной позиции, когда курсант является объектом трансляции ценности, к позиции, сочетающей свойства субъекта и объекта, когда курсант осваивает с помощью командира и наставников различные сферы самостоятельной, самоорганизуемой деятельности в индивидуальной и групповой формах, основанной на нормах и ценностях военного сообщества, и к субъектной позиции, когда курсант стажируется в качестве заместителя командира взвода на подразделениях курсантов-первокурсников, командира воинского подразделения в ходе войсковой стажировки и таким образом участвует в деятельности, одной из задач которой является трансляция военно-патриотических ценностей «другому».

Принцип целостности требует, во-первых, комплексности воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностную сферу личности будущего офицера в процессе формирования духовно-ценостных ориентации; во-вторых, единства и однонаправленности педагогических влияний различных субъектов воспитательного процесса (в нашем случае, это преподаватели Военной академии, командиры учебных подразделений, командиры воинских подразделений - баз стажировки, администрация военного вуза).

Утверждение о необходимости воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностную сферы личности в процессе социального ориентирования основывается на трехкомпонентной структуре процесса интериоризации ценностей. Содержание когнитивного компонента - знания о военно-патриотических ценностях, которые являются идеологической и смысловой основой профессии офицера. Эмоциональный компонент включает в себя отношение к содержанию военно-патриотических ценностей, являющейся аксиологической основой военно-социальной работы, выраженное в положительных или отрицательных эмоциях при соответствии или несоответствии наблюдаемого или реализуемого поведения социальной ценности. Деятельностный компонент включает в себя деятельную реализацию норм и ценностей в повседневной жизни курсанта в вузе, в процессе общественной практики, системы войсковых стажировок.

Реализация принципа целостности возможна посредством включения будущего офицера в разнонаправленную учебную и внеучебную деятельность; комплексного использования методов воздействия на интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, волевую, саморегуляции, предметно-практическую, экзистенциальную сферы.

Принцип рефлексии. Становление личности как субъекта любой деятельности связано с необходимостью развития рефлексивного взгляда на себя, окружающую действительность, собственное место и роль в будущей профессии. Для обеспечения успешности формирования духовно -ценностных ориентации будущего офицера необходим специально организованный и непрерывный процесс рефлексии.

Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза

Проверка эффективности предлагаемой нами модели формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов стала целью опытно-экспериментальной работы, которая была организована на базе Военной академии радиационной, химической и биологической защиты им. маршала Советского Союза К.С. Тимошенко в период с 2005 по 2008 гг. Экспериментальная и контрольная группа состояли из курсантов специальности «161500 - Радиационная, химическая и биологическая защита». Экспериментальная группа составляла 124 курсантов, контрольная группа - 117 курсантов (набор 2004, 2005 2006 гг.)

Реализация программы опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-ценностных ориентации у курсантов предполагала, с одной стороны, использование существующих форм, методов, средств воспитания в военном вузе, с другой стороны, их модернизацию в соответствии со специфичными задачами исследуемого процесса.

Опытно-экспериментальная работа строилась в логике предложенной нами этапности процесса формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза.

На подготовительном этапе реализации опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-ценностных ориентации у курсантов в воспитывающей среде военного вуза решались две задачи: подготовка офицеров отдела воспитательной работы, командиров подразделении курсантов и преподавателей кафедр к реализации деятельности по ценностному ориентированию воспитанников и первичная диагностика курсантов, входящих в состав экспериментальной и контрольной групп.

Подготовка офицеров отдела воспитательной работы, командиров подразделении курсантов и преподавателей кафедр к реализации деятельности по ценностному ориентированию воспитанников осуществлялась в ходе образовательного семинара, который проводился в течение марта-июля 2005 г и предполагал решение трех блоков задач: информационного (углубление знаний о природе ценности, особенностях ценностных ориентации как специфичного психологического образования и регулятора поведения человека, о закономерностях ценностного ориентирования личности и педагогических условиях формирования духовно-ценностных ориентации у воспитанников, о характеристиках студенческого возраста и его экзистенциальной ориентированности и др.); технологического (опробование конкретных педагогических методов, форм, приемов и средств предлагаемых для формирования духовно-ценностных ориентации у курсантов, в том числе разработка экскурсий по территории вуза, подготовка лекций, обсуждение наиболее вероятных обстоятельств, благотворных для создания воспитывающих ситуаций, подбор индивидуальных поручений для курсантов с конкретными педагогическими целями и др.); рефлексивного (осознание собственных ценностных приоритетов путем самодиагностики).

На первом этапе опытно-экспериментальной работы, который развивается в течение первого года обучения, основной задачей становится создание условий для успешной адаптации первокурсников к условиям обучения в военном вузе, формирование положительного контекста восприятия личностью транслируемых норм, правил, ценностей сообщества воспитывающей среды.

На данном этапе ведущими являются потенциалы воспитывающей среды, связанные с погружением курсанта в мир ценностей военной профессии. Оптимальным результатом этапа выступает самоидентификация курсанта с образом российского офицера, которое достигается посредством изменения повседневного уклада жизни, личностно-ориентированного информирования о истории, традициях российского воинства, проживания присяги как исключительного и высокозначимого события в жизни каждого офицера, стимулирования рефлексии относительно приобретаемого социального опыта, полученных знаний.

«Запускающим» событием в рамках данного этапа становится прохождение курсантом общевойсковой подготовки, которая организуется на территории Учебного центра «Песочное» (Ярославская обл.). Прохождение курса молодого бойца создает оптимальные условия для построения отношений в коллективе курсантов, основанных на деятельной реализации военно-патриотических ценностей. Эффективность этого связана, во-первых, с особой социальной и психологической ситуацией, в которую попадает курсант-первокурсник, а, во-вторых, определяется качеством социально-педагогической работы командира подразделения и заместителя командира подразделения - стажера-старшекурсника.

Объективная ситуация курсанта характеризуется следующими особенностями. Степень интенсивности погружения курсанта в жизнедеятельность военного вуза делает адаптационный период достаточно сложным. Это связано с необходимостью тотальной перестройки уклада и образа жизни, принятием подчиненности как специфики взаимоотношений в военном коллективе, регламентации как характеристики жизнедеятельности во временном и пространственном контекстах.

Учебный центр представляет собой модель воинской части, которая характеризуется относительной изолированностью и автономностью, а также приближенными к реальной воинской части особенностями быта и взаимоотношений. В этот период остро чувствуется резкий отрыв от дома, от родных и близких. Курсант, попадая в учебный центр, вынужден активно приспосабливаться к изменившимся условиям жизни, что влечет за собой ограничения в комфорте и удобствах, в свободе выбора рода занятий, режима и индивидуального распорядка дня, круга общения и другого.

При этом ощущается большая эмоциональная дистанция между командиром и курсантом-первокурсником, поэтому в этот период особую значимость приобретает его взаимодействие с курсантами старших курсов, проходящими стажировку в качестве заместителей командиров подразделений первокурсников. По результатам проведенной нами диагностики можно утверждать, что старшекурсники становятся одними из наиболее референтных людей в социальном окружении курсанта.

Стажер-старшекурсник совместно с командиром наблюдает за социально-психологической обстановкой в учебном подразделении, предотвращает возникновение неблагоприятных взаимоотношений между курсантами, проводит индивидуальные консультации, эмоционально поддерживает первокурсников, особенно трудно переживающих период адаптации.

Некоторые функции организации деятельности и практической помощи реализуются старшекурсниками и после прохождения первокурсниками начальной войсковой подготовки, однако, именно в этот период взаимодействие между «поколениями» курсантов наиболее интенсивное, в нем задаются образцы взаимопомощи, заботы старшего о младшем, взаимодействия в коллективе будущих офицеров, начиная с простых поведенческих элементов (например, приветствия, обращения к товарищу) и заканчивая довольно сложными видами совместной деятельности.

Похожие диссертации на Формирование духовно-ценностных ориентаций у курсантов в воспитывающей среде военного вуза