Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Давыдова Анна Александровна

Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов
<
Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдова Анна Александровна. Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов : 13.00.02 Давыдова, Анна Александровна Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов :на материале работы в концертмейстерском классе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 169 с., Библиогр.: с. 155-169 РГБ ОД, 61:07-13/2805

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе

как психолого-педагогическая проблема 14

1 1 Основные подходы к проблеме формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе: к вопросу о понятийно-категориальном аппарате диссертационного исследования 14

1.2. Феномен эмпатии в формировании ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов 32

Глава II. Организация, содержание и ход опытно-экспериментального исследования процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе 55

2.1.. Критерии и параметры диагностики уровней сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов. Факультативный курс «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности муткапта» 55

2.2.Первичиая диагностики уровней сформированности ансамблевой культуры на начальном этапе учебно-формирующего эксперимента 74

2.3. Формирование ансамблевой культуры у учащихся в процессе проведения учебно-формирующего эксперимента в концертмейстерском классе 97

Заключение 146

Библиография 148

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние культуры носит явно выраженный техногенный характер, определяющий приоритеты в жизни и деятельности общества. Постоянно возрастает роль технического прогресса, совершенствуются различные средства массовой информации и одновременно сокращается объем непосредственно личностного общения. В многочисленных исследованиях социологов, культурологов, психологов отмечается нарастающий процесс дегуманизации бытия, ведущий к отчуждению личности, усложняющий для нее возможности социального взаимодействия, коммуникации, общения, что, в свою очередь, создает предпосылки для возникновения различных проявлений асоциального поведения. Прагматизм, эгоцентризм, рост потребления, смещение ценностных доминант в сторону обретения достатка и материального благополучия, постоянно усиливающаяся конфронтация на этнической, религиозной почве настоятельно обращают систему образования к проблеме гуманизации, созданию предпосылок для формирования готовности личности к совместной сотворческой деятельности в пространстве культуры, «универсальному» (МКаган) межкультурному диалогу.

В самом понятии «ансамбль», прочно вошедшем в художественное пространство культуры и происходящем от французского «ensemble» (что в переводе на русский язык обозначает «вместе»), уже заложены как этическая составляющая, определяющая потребность в духовном общении, так и эстетическая, несущая в себе поиск гармонии и красоты в устремленности к общему идеалу. В своих фундаментальных трудах, посвященных русской музыкальной культуре, Б.Асафьев многократно подчеркивает роль песенного начала, той основополагающей интонации, которая лежит в основе национального «мелоса», цементирующей собой вес жанры русского музыкального искусства. И действительно, ансамбль голоса и инструмента как выразитель потаеннейших движений души царствует в русском музыкальном искусстве на всем протяжении его развития, В вокальных

сочинениях М.Глинки и Л .Даргомыжского, М.Мусоргского и Н.Римскоіо-Корсакова, П.Чайковского и С.Рахманинова, А.Гречанинова и Н.Меїнера, С.Прокофьева и Д.Шостаковича всегда действуют два равных партнера -голос и фортепиано, вместе создающие целостный художественный мир, нхождение в который - результат создания чуткого и тонкого ансамбля, а условие для рождения такого ансамбля - обладание высокой ансамблевой культурой воспитание которой является одной из важнейших задач в подготовке музыканта.

Ансамблевая культура как синтез этического и эстетического начал в значительной степени определяет возможность осуществления в профессиональной деятельности «духовного сотворчества», ведущего к созданию пространства «соучастного бытия» (М.Бахтин), Термин «духовное сотворчество» интерпретируется в философии и психологии художественного -' творчества (В.Блок, Л.Выготский, М.Каган, К.Сельченок, О.Ранк, В.Соловьев, А.Шведерский и др.) как осознаваемая потребность и способность к диалогу, к эстетически-ценностному взаимодействию в творчески-созидательной деятельности в пространстве культуры.

Однако, при всей очевидности существования проблемы формирования ансамблевой культуры как структурного компонента профессиональной культуры будущего музыканта она часто оказывается на периферии музыкально-педагогического процесса, что свидетельствует о явной недооценке роли ансамблевой культуры в становлении духовной и профессиональной культуры учащихся-музыкантов.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования ансамблевой культуры музыканта, непосредственно связанная с обретением потребности и способности к совместной творчески-созидательной деятельности, к «духовному сотворчеству», обращает исследователя к широкому кругу работ в области философии, эстетики, психологии, культурологии, общей педагогики и педагогики музыкального образования, затрагивающих различные аспекты процесса формирования и

5 развития потребности и способности к творческому диалогу в пространстве культуры.

Эти идеи отражены в работах, посвященных философии искусства и культуры, теории и законам саморазвития культуры (И, Баховен, Н.Бердяев, И.Блауберг, В.Библер, А.Брушлипский, М.Бубер. М.Вебер, В.Воррингер, В.Дильтией, Л.Заде, М.Каган, И.Кондаков, В.Кузьмин, Л.Леви-Брюль, Т.Липпс, Б.Ломов, Ю.Лотман, Ф.Ницше, Б<Поршнев, Г.Померани, В.Садовский, Вл.Соловьев, Г.Федотов, Ф. Шлегель и др.)

Проблемы духовного сотворчества как фундамента творческого созидания освещаются в основных положениях этики А.Швейцера, в теории Доминанты А.Ухтомского, в социокультурном психоанализе Э.Фромма, разработке личностно-центрированного подхода М В-Б. Боуэна, в идеях о духовной и символической сущности феномена Музыки в трудах БАсафьева. А.Лосева, В.Медушевского, Г.Орлова, Ю. И.В.Холоповых и др. Значимость обретения диалогического стиля мышления, готовности к духовному сотворчеству отражена в работах А.Асмолова, Л.Грачева, В.Блока, Е.Замятина, Ю.Климепко, О.Ранка, Н.Рождественской и др., посвященных эстетике и психологии художественного творчества. Огромную роль потребности и способности к сотворческой деятельности в становлении личности выявляют в своих работах Л.Выготский, Т.Грининг, Э.Днепров, В.Зинченко, И.Кон, А.Леонтьев, А.Орлов, А.Петровский, Н.Роджерс, С.Рубинштейн, Дж.Фейдмсн, Э,Фромм, К.Юнг, МЯрошевский и др.

В отечественной и зарубежной педагогике и психологии (Л.Адлер, СБорисенко, Т.Гаврилова, А.Ковалев, Я.Корчак, В.Кунинына, Т.Маркарьян, А.Маслоу, Т.Пашукова, К.Роджерс, В.Рябухин, В.Сухомлинский. Л,Шевченко и др.) освешаются сущностные особенности проявления потребности и способности к духовному сотворчеству как проявления эмпатии, духовного единения и активного сопричастия, Изучение этих особенностей позволяет сделать выводы о приоритете духовного сотворчества в выполнении педагогом-музыкантом своих социальных и профессиональных функций

6 (Э.Абдуллин, К.Аджемов, Н.Алексеев, Л.Арчажникова, Л.Барепбонм, Е.Бопдаревская, С.Глазачев, В.Загвязинский, О.Зимина, Д.Кабалевский, МКларип, И.Лернер, БЛихачев, А.Малинковская, А.Малюков, Л.Наумов, Г.Нейгауз, И.Подласый, В.Ражников, В.Сериков, М.Скаткин, СФсйнберг, Б.Целковников, Г.Цыпин и др.)

Однако, несмотря на то, что проблема формирования потребности и способности к духовному сотворчеству рассматривается в значительном количестве работ, следует подчеркнуть, что специального исследования, направленного на разработку психолого-педагогической концепции формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов до настоящего времени не проводилось.

Объект исследования - теоретико-методическая подготовка учащихся в концертмейстерском классе.

Предмет исследования - процесс формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе

Цель исследования - теоретико-методологическое обоснование педагогических условий, необходимых для осуществления процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов.

Поставленная цель выдвигает перед исследователем широкий круг задач:

раскрыть сущность понятия «ансамблевая культура» в контексте гуманитарных знаний (философия, культурология, искусствоведение, музыкознание, педагогика, психология)

выявить роль ансамблевой культуры в становлении личности учащегося-музыканта;

применить современные научные подходы к процессу формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

разработать на основании современных научных подходов авторскую теоретико-методическую модель формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

определить педагогические условия, необходимые для осуществления процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

разработать параметры и критерии сформированное ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов;

внедрить и проверить эффективность разработанной теоретико-методической модели формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов в процессе проведения опытно-экспериментальной работы;

провести анализ и статистическую обработку полученных данных.
Гипотеза исследования состоит в следующем:

учебно-воспитательная работа с учащимися-музыкантами на современном этапе социального и культурного развития нуждается в новых подходах, направленных на формирование у них потребности и готовности к соучастию, со-edwienwo, равноправию, партнерским отношениям, духовной общности между людьми, их со-зеучию, ансамблю, в котором каждый из партнеров готов к совместной творчески-созидательной деятельности;

готовность к совместной творчески-созидательной деятельности, отвечающая задаче гуманизации образования, возможна только при сформированной в учебно-воспитательном процессе ансамблевой культуре как структурной составляющей профессиональной культуры будущего музыканта, а решение проблемы формирования ансамблевой культуры н концертмейстерском классе является существенным компонентом образовательного процесса, влияющим на становление духовной и профессиональной культуры будущего музыканта;

процесс формирования ансамблевой культуры у учащихся а концертмейстерском классе может быть эффективным при следующих условиях:

а) признании ансамблевой культуры значимым компонентом
профессиональной культуры, основанным на альтруистической ценностной
ориентации;

б) организации учебно-воспитательного процесса по принципам построетіня
художественно-творческой мастерской, базирующейся на осознаваемой
потребности в духовной общности при осуществлении совместной творчески-
созидательной деятельности;

в) обладании диалогическим стилем мышления, определяющим способность к
эстетически-ценностному взаимодействию в музыкально-педагогическом
процессе.

Методологической основой исследования являются концепции, посвященные проблеме творческого созидания, самореализации и самоактуализации личности в художественном пространстве культуры: в античной философии (Аристотель, Платон, Сократ и др.); философии нового времени (М.Бахтин, М.Каган, Ф.Ницше, ФШлегель и др.); психологии (ЛЗыготский, З.Фрейд, К.Юнг и др.); музыкознании (Б.Асафьев, Г.Орлов, Ю.Холопов, Б.Яворский и др.); современной философии образования (Б.Гершунский, В.Сластеиин, М.Фишер и др.); труды, освещающие проблемы в области; философии культуры и искусства (Й.Баховеи, Н.Бердяев, Г.Гегель, ЮЛотман и др.); сущности музыки как феномена в пространстве культуры (В.Конеп, А.Лосев, В.Холопова и др.); психологии творчества (М.Арановский, Е.Басин, Б.Тешюв и др.); сущности эмпатии как духовного сотворчества (Ш.Амонашвшш, Л.Надирова, Л.Шевченко и др.); эстетической культуры и эстетически-ценностного воспитания личности (Д.Кабалевский, Н.Киященко, А.Малюков, М.Плохова, А.Щербакова и др.); психологии межличностного взаимодействия (А.Орлов, Е.Рогов, В.А.Сосиин и др.); музыкального исполнительства (К.Игумнов, Г.Нейгауз, С.Рихтер, Г.Цыпин и др.); педагогики музыкального образования (Э.Абдуллин, Т.Бакланова, Д.Гостсва, Б.Критскнй, А.Малинковская, Т.Мариупольская, А..Николаева, Е.Николаева, Г.Стулова, А.Юдин и др.).

9 Бит исследования: МГУКИ, РАМ им, Гнесииых, Колледж эстрадно-джазового искусства, ДМШ№]00. Методы исследования:

изучение и анализ специальной литературы (философской,
культурологической, музыковедческой, психологической, педагогической)
по теме исследования;

обобщение теоретических положений из различных областей научного знания, интеграция изученного в область педагогики музыкального образования;

обобщение передового педагогического опыта, анализ собственного педагогического опыта автора исследования;

педагогические наблюдения и беседы;

анкетирование, интервьюирование учащихся, студентов и педагогов-музыкантов;

проведение констатирующего и формирующего экспериментов;

методы статистической обработки экспериментального материала.

Опытно-экспериментшшюе исследование проводилось на протяжении 2000-2007 гг. Условно его можно разделить на четыре этапа.

Первый этап - предварительный (2000 - 2002 гг.) - можно определить как теоретико- аналитический. На этом эгапе формулировалась проблема исследования, ее актуальность и значимость для развития и совершенствования музы кально-педагоги чес ко го процесса, определялся объект и предмет исследования, выявлялись основные направления исследовательской деятельности. В процессе работы на первом этапе изучался и анализировался широкий круг литературы по поставленной проблеме, рассматривался и обобщался отечественный и зарубежный педагогический опыт, формулировалась гипотеза исследования, определялась методика проведения опытно-экспериментальной работы, формулировались положения, выдвигаемые на защиту.

Второй этап - основной (2003 - 2004 гп) - включал себя организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, разработку и внедрение методики диагностики уровней сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов, разработку и внедрение теоретико-методической модели формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе, разработку и внедрение факультативного курса «Ансамблевая культура н профессиональной деятельности музыканта», проведение констатирующего и учебно-формирующего эксперимента, выявление педагогических условий, необходимых для осуществления процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе, формулировку выводов, сделанных на основании проведенного опытно-экспериментального исследования.

Третий этан - дублирующий (2005 - 2006 гг), на котором
анализировались и проверялись полученные на основном этапе результаты,
корректировались разработанные способы и методы формирования
ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе, проводился
дублирующий эксперимент, были разработаны и изданы дт хрестоматии к
факультативному курсу «Ансамблевая культура в профессиональной
деятельности музыканта», посвященные вокальной музыке

западноевропейских композиторов XVI - XX вв. (2005 г.) и русской вокальной музыке XVIII - XX вв. (2006 г,)

Четвертый jman - заключительный (2007г.) - подведение итогов проведенного исследования, анализ и статистическая обработка результатов, формулировка выводов и рекомендаций на основании полученных в процессе проведения основного и дублирующего этапов исследовательской деятельности и обработанных данных. Общее число участников эксперимента составляет 198 человек.

Научная новизна исследования определяется тем, что: в широком контексте гуманитарных знаний (философия, культурология, искусствоведение, музыкознание, педагогика, психология) раскрыта

сущность понятия «ансамблевая культура» и определена роль ансамблевой культуры в личностном и профессиональном становлении музыканта;

применены современные научные подходы - системный, диалогический н аксиологический, на основе которых создана четырехуровневая (первый уровень - эмоционально-мотивационный, второй - зстетически-ценностный, третий - сотворчески-преобразоваительный, четвертый -синтетически-диалогический) теоретико-методическая модель формирования ансамблевой культуры в учебно-воспитательной работе в концертмейстерском классе;

разработаны критерии и параметры уровней сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов, позволяющие выявлять динамику формирования у них ансамблевой культуры в учебно-воспитательном процессе

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

разработаны теоретические и методические основы формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

определены педагогические условия, способствующие эффективности формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе;

разработан факультативный курс «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта», который позволяет значительно расширять границы теоретико-методической подготовки будущих специалистов, открывать им в учебно-воспитательной работе новые грани профессиональной культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

внедренная и доказавшая в процессе проведения опытно-
экспериментального исследования свою эффективность теоретико-
методическая модель формирования ансамблевой культуры у учащихся-
музыкантов может стать основой для разработки новых авторских

12 методик, направленных на совершенствование процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов;

разработанные методы диагностики уровней сформированное ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов могут быть востребованы в практической деятельности педагогов-музыкантов, позволяя им анализировать динамику профессионального и личностного становления каждого учащегося;

факультативный курс «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта» может найти широкое применение в учебных заведениях, а изданные хрестоматии к курсу «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности музыканта», в которых представлена вокальная музыка западноевропейских композиторов XVI - XX вв. и русских композиторов XVIII - XX вв., могут оказать помощь педагогам-музыкантам в систематизации и расширении педагогического репертуара.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Ансамблевая культура является структурным компонентом профессиональной культуры музыканта, обусловливающим направленность его сознания на со-пережиеагше, со-едииение^ со-тєорчєство, готовность воспринимать личность партнера по музыкальной коммуникации как союзника и единомышленника в достижении единой цели - постижении смыслов и ценностей авторского художественного мира и создании адекватной этому миру интерпретации, являющейся плодом совместной сотворческой деятельности.

  2. Формирование ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе как многоступенчатый процесс систематического и целенаправленного становления личности, ее устремленности к широкомасштабному межкультурному диалогу, эстетически-ценностному взаимодействию, готовности к совместной творчески-созидательной деятельности представляет собой одну из важнейших задач современной педагогики музыкального образования, осеювньш критерием эффективности

13 которой является подготовка высоко квалифицированного специалиста, способного к максимальной самореализации и самоактуализации в социокультурном пространстве третьего тысячелетия.

  1. Осуществление процесса формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе должно опираться на активизацию таких базовых компонентов как: толерантность, эмпатия, вовлеченность в совместную творческую деятельность, готовность к диалогическому общению.

  2. Оптимальной моделью организации учебно-воспитательной работы в концертмейстерском классе, направленной на формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов, является художественно-творческая мастерская, представляющая собой художественное пространство сотворческоы деятельности Мастера и его учеников, способствующей воспитанию креативной личности и отвечающей требованиям новой гуманистической парадигмы образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены:

методологической и теоретической обоснованностью исходных научно-педагогических позиций, опирающихся на широкий круг отечественных и зарубежных научных источников в различных областях гуманитарного знания (философских, культурологических, искусствоведческих, музыковедческих, психологических, педагогических, музыкально-педагогических), в которых освещаются различные аспекты изучаемой проблемы;

адекватностью методологических подходов специфике рассматриваемых проблем, цели и задачам работы, ее объекту и предмету;

подтверждением концептуальных положений, выдвинутых в работе, в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялись через публикации научно-методических материалов автора, в процессе on ытно-экс пери ментальной работы со студентами РАМ им.

Гнесиных, учащимися Колледжа эстрадно-джазового искусства н ДМШ №100, в ходе обсуждений на кафедре музыкального образования МГУКИ

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, содержащей научные труды по теме исследования.

class1 Формирование ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе

как психолого-педагогическая проблема class1

Основные подходы к проблеме формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе: к вопросу о понятийно-категориальном аппарате диссертационного исследования

Одним из важнейших условий развития национального муз ЬЇ кально го искусства является сохранение и приумножение традиций, складывающихся веками и отражающих самобытность, ментальность, особый «генетический код» отечественной культуры. Обращаясь к проблеме формирования ансамблевой культуры в подготовке современного музыканта (исполнителя, педагога, теоретика-музы ко веда или даже будущего менеджера в области музыкального искусства и образования), анализируя необходимость и актуальность акцентирования этой проблемы в современном учебно-воспитательном процессе, направляя внимание на поиск новых подходов к ее решению, необходимо взглянуть на историю становления и развития отечественной музыкальной культуры, осмыслить то, насколько эта проблема органична и значима в историческом контексте.

Для выработки современной концепции процесса формирования ансамблевой культуры у будущих педагогов-музыкантов в концертмейстерском классе следует, в первую очередь, ответить на следующий круг вопросов:

1. Что такое ансамблевая культура музыканта как эстетическая, психологическая и педагогическая категория?

2. Что входит ее объем и содержание? 3. Какую роль играет ансамблевая культура в профессиональном и личностном становлении учащегося-музы канта?

4. Какова структура ансамблевой культуры и ее функции в музыкально-педагогическом процессе, осуществляемом в концертмейстерском классе?

5. Какой смысл заложен в понятии «концертмейстер»?

6. Осуществляет ли концертмейстер исключительно функцию «сопровождения» или является равноправным партнером в создании исполнительской интерпретации музыкальною сочинения?

7. Какова взаимосвязь ансамблевой культуры и профессиональной культуры?

8. Каковы педагогические условия осуществления процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся R концертмейстерском классе?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо проанализировать категорию «ансамблевая культура» в контексте гуманитарных знаний, в философско-эстетической, искусствоведческой литературе, выявить ее роль в отечественной культурной и музыкальной традиции, определить место, которое ансамблевая культура занимает в педагогической теории и практике.

В своих фундаментальных трудах, посвященных русской музыкальной культуре, Б.В.Асафьев многократно подчеркивает роль песенного начала, той основополагающей интонации, которая лежит в основе национального «мелоса», цементирующей собой все жанры русского музыкального искусства. Для Б,В.Асафьева русская музыкальная культура представляет собой национально-своеобразную лабораторию, в которой па протяжении веков постоянно и неизменно происходит процесс «переработки живых песенных интонаций» преображающихся в новейшие формы музыкального искусства. Так, «через весь XIX век тянется непрерывным потоком стремление музыкантов русского города сохранить русскую крестьянскую песню и как таковую и в многоразличных по стилю «переводах» - от простейших сопровождений до сложных, и порой оранжерейпо-искусствеппых, переработок, А рядом песенный материал становится органическим вкладом в растушую симфоническую и оперную русскую музыку композиторов, художников-индивидуалистов, одухотворяя ее живым дыханием народности в различных преломлениях этого понятия» (19, С. 40).

В волнующих звуках музыки заключена «мятежная душа наша», которая, по выражению автора стихов знаменитой студенческой песни «Быстры, как волны, все дни нашей жизни» А.Серебрянского, жаждет контакта, жаждет высказать свои тайны и поэтому «человеческий голос, соглашая тест песни со звоном инструмента, есть самый внятный и пленительный представитель того тесного союза, который находится между жизнью звуков и жизнью нашего сердца» (по 19, С АО),

И действительно, ансамбль голоса и инструмента как выразитель потаеннейших движений души царствует в русском музыкальном искусстве на всем протяжении его развития. От первых рукописных сборников XVIII века, обработок народных песен ВЛрутовского, И.Прача, Ф.Дубянского, О.Козловского, ДЛСаншна, романсов А.Жилина, И.Геништы, ПТитова, М.Яковлева, М.Вильегорского, А.Есаулова до шедевров русской вокальной лирики в творчестве выдающихся композиторов XIX-XX веков голос и инструмент все глубже и нераздельнее сливаются в осуществлении общей цели - создании духовного ансамбля «между душою всякого музыкального создания и духом каждого внемлющего ему без равнодушия» (по 19,40),

С потребностью в таком духовном «ансамбле» связано бесконечное количество домашних вечеров в общественной жизни России, где было принято совместное музицирование. Так на вечерах, организованных А.Бестужевым, страстным любителем музыки, работавшим в 1824 году вместе с М.Глинкой в Петербургской канцелярии Главного совета путей сообщения, постоянно звучали романсы в исполнении автора, причем слушатели отмечали не только выразительное пение, но и удивительную слиянность голоса н фортепиано как единого творческого организма. Псісственно, что в исполнении аыора каждая написанная им нота была донесена с той выпуклостью и значимостью, которую он ей придавал. Это не был голос с сопровождением инструмента, это был их нерасторжимый ансамбль, создающий единое художественное полотно.

На вечерах у О.Павлищевой, сестры А.Пушкина, у А.Дельвига постоянно звучали романсы МГлинки, среди которых особым успехом пользовались: на стихи Е.Баратынского «Разуверение» («11е искушай меня без нужды»), А.Пушкина «Не пой, красавица при мне», названный Глинкой «Грузинской песней». Позже на музыкально-литературных вечерах, устраивавшихся в домашних кружках России XIX века, где публичные концерты только начинают свое распространение, зазвучат многие шедевры романсовой лирики Глинки, вызывая неизменный восторгу слушателей. «А между тем у Глинки был совсем не яркий голос, он не отличался ни силою, ни красотою тембра. Тайна неотразимого воздействия этого пения скрывалась в другом: голос Глинки передавал тончайшие опенки чувсів, настроений; эти оттенки таились в самих интонациях мелодии, но часто не подмечались другими певцами» (156, С. 38),

Следует еще раз подчеркнуть, что не только выразительность голоса, который по свидетельству современников не обладал особыми вокальными достоинствами, но и необыкновенная тонкость и одушевленность глинкинского фортепиано создавали удивительный эффект «чистой красоты», прекрасного мгновения, забыть которое невозможно.

Феномен эмпатии в формировании ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов

Одним из основных условий, способствующих осуществлению процесса формирования ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов, является их способность сопереживать, преодолевая границы собственного «я», глубоко и тонко чувствовать духовный мир другого «я», стремиться к постижению этого мира, быть готовым к приятию его даже в том случае, если он коренным образом отличается от собственного. Это обрашает исследователя к проблеме эмпатии как «приоритетной ценности культуры и образования» (ЛНадирова).

Эмпатия в современном психологическом словаре трактуется как «вчувствование, познание субъектом имманентного мира другого индивида, а также чувственно-эмоциональная отзывчивость субъекта на негативные и положительные переживания-чувства-эмоции другого субъекта (162, С.753-754). В многочисленных философских, психологических, педагогических исследованиях рассматриваются различные аспекты эмпатии; рефлексивные, ментальные, эмотивно-мотивационные, реализующиеся в формах сочувствия, солидарности, сердечности, сорадости, сопереживания, еообщности. Чрезвычайно важным аспектом является то, что сопереживание может относиться не только к реальному лицу, а также к героям литературных произведений, драматических и музыкальных спектаклей, произведений искусства, то есть выступать в роли эстетико-индивидуальной эмпатии, являющейся основой художественного переживания.

Без изучения феномена э.чпагии невозможно осмысливать процессы межличностного общения, которое является одной из центральных проблем в психологии, поскольку неразрывно связано с личностью, ее деятельностью, духовно-нравстрснным становлением, реализацией в жизни и деятельности.

Для изучения феномена эмпатии в области музыкального искусства и образования наиболее точной представляется трактовка Л.Надировой, интерпретирующей эмпатию как целостный, эмоционально-познавательный процесс проникповения-вчувствования, объектами которого выступают человек, окружающий мир, искусство, Вселенная. Гуманистическая функция эмпатии осуществляется через сопереживание, сочувствие, содействие, которые представляют собой стадии эмпатии, сочетающие в себе процессы восприятия, сенсорную и эмоциональную память, различные чувства, эмоции, воображение, образно-ассоциативное мышление, интуицию.

Все эти качества личности необходимы музыканту, в музыке и через музыку ищущему ответы на сложнейшие вопросы бытия. Обосновывая змпаїийность как свойство гуманистически ориентированной личности, Л.Надирова ласт следующее определение мировоззренческой позиции такой личности:

альтруизм, интерес к другому как таковому;

доброжелательность;

способность к диалогу и «вершинным переживаниям»;

бескорыстное со - бытие.

Характерными для познавательной деятельности «эмпатийного» человека чертами являются: преобладание синкретически-образного мышления;

гибкость и креативность мышления;

способность синтезировать различные уровни духовной реальности;

проникновение в единую связь вещей (проницательность);

умение «считывать невербальную информацию;

направленность сознания «на другого».

Завершая анализ проявлений эмпатии в структуре личности, Л.Надирова дает определение поведенческого уровня проявления эмпатии, выделяя следующие показатели:

способность индивида проявлять содействие в ситуациях благополучия или неблаюполучия другого лица;

адаптивность;

активную продуктивную жизнедеятельность;

толерантность, коммуникативность. (128, С. 18)

Таким образом, личность, обладающая высоким уровнем эмпатии, владеет значительным набором «механизмов» позволяюших ей строить собственную модель человеческих отношений, в основе которой лежит идея альтруизма, потребности в общении, неприятия равнодушия и конфликтности.

Идея согласии и любви как фундамента нравственности, определяющая этос создаваемого художественного и .жизненного пространства, является основополагающей идеей процесса формирования ансамблевой культуры, составляя тот стержень, на котором формируется духовно-нравственный облик музьїканта-профессиопаїа.

«Моделі» согласия, гармонии и равновесия в человеке-микрокосме справедлива для любых уровней бытия. Человек с незапамятных времен предстает точным отражением Макрокосма - гармонического мироздания, любая конфликтность, в котором чревата катастрофами. Наше Я смыкается с Я-Абсолютом; какой закон, кроме Единого Закона Любви, может править ими? Какая иная сила, кроме Любви, вывела из равновесия-равнодушия гигантский Маятник Вселенной. Впрочем, начало бытия - неизбывная философская тема (89, С,81),

Несомненно, модель согласия, гармонии и равновесия необходима для создания педагогических условий, в которых осуществляется процесс формирования ансамблевой культуры у учащихся. Только такая модель может стаїь фундаментом для эффективного учебно-воспитательного процесса, в котором формируется, созревает, совершенствуется духовно-нравственная личность, способная к творчески-созидательной деятельности.

Но при этом необходимо осознавать что «в современной педагогической реальности наметилась «проблемная ситуация», сводимая к ряду противоречий между актуальными для отечественного социокультурного пространства категориями плюрализма и интеграции конструктивности и толерантности и низким уровнем отражения в педагогичесеком сознании необходимости переориентации от бинарной, «черно-белой» картины мира к полифонической и многоцветной, от монолога к диалогу» (128, С.3-4) Формирование ансамблевой культуры - это один из реальных путей преодоления существующих в современной музыкальной педагогике проблем, так как открывает широкие возможности для создания атмосферы «соучастного бытия».

Потребность в «соучастном бытии» обращает учащихся-музыкантов не только к значительному художественному пространству музыкального искусства, но и к бесконечному пространству «Мысли и Духа» (Б.Целковникон), в котором хранятся плоды трудов многих поколений Homo Fabcr - Человека Творящего. В этом пространстве, живущем и пульсирующем, наполненном энергией созидания, мысль обретает чувство, а чувство превращается в мысль, в школу познания и самопознания, в которой рождаются, самоутверждаются и функционируют высшие ценности бытия, помогающие человеку обретать гуманистическую мировоззренческую позицию.

Критерии и параметры диагностики уровней сформированности ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов. Факультативный курс «Ансамблевая культура в профессиональной деятельности муткапта»

Основной целью первого - подготовительного jmana (2001-2002 ГГ.) исследования являлось изучение и анализ актуальности и значимости проблемы формирования ансамблевой культуры у учащихся в концертмейстерском классе. Поставленная цель определила следующий круг задач:

изучение и анализ отношения к роли ансамблевой культуры в профессиональном становлении личности в высказываниях педагогов, учащихся и студентов-музыкантов;

выявление круга проблем, которые требовали разрешения в процессе опытно-экспериментального исследования;

разработка методики диагностики уровней сформированное ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов;

подготовка факультативного курса для учащихся старших классов ДМШ и колледжей, направленного на формирование ансамблевой культуры как-важного и значимого структурного компонента профессиональной культуры будущего музыканта,

В беседах с педагогами музыкальных факультетов педагогических вузов, колледжей, преподавателями музыкальных школ был освещен следующий круг вопросов:

актуальность проблемы формирования ансамблевой культуры в теоретико-методической подготовке учащихся в концертмейстерском классе;

роль ансамблевой культуры в становлении личности будущего музыканта;

возможность осуществления диалогического стиля общения в учебно-воспитательном процессе;

педагогические условия, необходимые для создания атмосферы творческого взаимодействия в концертмейстерском классе.

Кроме того, в процессе интервьюирования педагогам было предложено сформулировать ряд вопросов, которые, по их мнению, требуют рассмотрения в процессе обращения к проблеме формирования ансамблевой культуры в концертмейстерском классе. В опросах и беседах приняло участие 37 педагигов-муштитав.

Опрос показал, что основная часть педагогов считает проблему формирования ансамблевой культуры актуальной и значимой, более того, многие из них считают, что эта проблема незаслуженно находится в тени других, связанных со множеством сложных задач, которые должны быть решены в системе профессионального образования. Также большинство педагогов согласилось с тем, что формирование ансамблевой культуры оказывает значительное влияние на становление личности будущих профессиональных музыкантов, способствуя формированию диалогического стиля мышления. При этом некоторые из них признали, что диалогический стиль общения далеко не всегда оказывается достижимым в учебно-воспитательном процессе. Сформированный на протяжении многих лет монологически-императивный стереотип общения учителя и ученика довлеет над многими педагогами-музыкантами и по сей день.

Все педагоги согласились с тем, что на современном этапе динамичного развития поиск новых подходов к теоретико-методической подготовке будущих музыкантов в каждом исполнительском классе, в том числе и концертмейстерском, чрезвычайно актуален и значим для оптимизации учебно-воспитательного процесса, В проведенных беседах был поднят следующий круг проблем, волнующих педагогов, для которых формирование ансамблевой культуры в концертмейстерском классе представляется актуальным и значимым:

отсутстаие у учащихся заинтересованности в обучении концертмейстерскому мастерству;

заниженный (относительно сольной деятельности) статус концертмейстера как равного партнера;

определенная узость и ограниченность репертуара;

недостаточное количество систематизированного музыкального материала для работы в концертмейстерском классе;

трудности в создании атмосферы творческого взаимодействия;

недостаточность стилевой компетентности и у солистов, и у концертмейстеров.

Высказывания педагогов-музыкантов позволили сформулировать широкое проблемное поле исследования. Они также были учтены при разработке вопросов для проведения мониторинга учащихся старших классов ДМШ, колледжей и студентов ряда .музыкальных учебных заведений Москвы с целью выявления их готовности к творческому взаимодействию, а также знаний, эмоциональных предпочтений во всех стилевых пластах музыкальной культуры, В опросах приняли участие 48 учащихся и 53 студента (101 человек). Количество опрошенных учащихся и студентов на подготовительном этапе экспериментальной работы составляет 101 человек общее количество участников эксперимента на этом этане составило 138 человек.

При разработке анкеты было учтено мнение ВЛ.Яконюка, считающего, что «сложившаяся система музыкального образования сохраняет по преимуществу ориентацию на западноевропейскую гомогенную романтическую музыкальную культуру XIX века как содержательную основу музыкального обучения и воспитания. Однако сегодня музыкальная культура стала несравненно богаче и разнообразнее. В результате сужения сферы взаимодействия образования с музыкальным искусством разных исторических эпох наблюдается парадоксальная ситуация: огромные культурные пласты доромантического периода остаются вне активного творческого опыта как музыкантов-профессионалов, так и музыкантов-любителей» (221, СП).

Учащимся старших классов ДМШ и колледжей было предложено ответить на значительный круг вопросов, представленных в анкете, что было связано с необходимостью выявить общий уровень их музыкальной подготовки, готовность ориентироваться в значительном стилевом пространстве музыкального искусства. В отличие от традиционной формы анкетирования, помимо возможности подчеркнуть нужный ответ из трех (да, нет, затрудняюсь ответить), учащимся была предоставлена возможность представить расширенный вариант ответа, в котором можно было обозначить свои личностные пристрастия и предпочтения, сомнения, размышления, то есть продемонстрировать способность думать и анализировать, используя те знания, которые получены в музыкально-образовательном процессе.

Похожие диссертации на Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов