Введение к работе
Актуальность исследования. Характерной особенностью нашего времени является нарастание глобализационных процессов, создание мировых и межгосударственных сообществ, усиление интеграционных тенденций во всех сферах экономической, социально-политической и духовной жизни. В силу назревших социальных задач все большую остроту и актуальность приобретает научное постижение особой роли народной культуры в системе духовных ценностей, распознание внутренних потенций народной традиции, продуктивно проявляющихся в процессе формирования мировоззрения личности, ее потребностей, идеалов, образа жизни. Сегодня художественные формы народной культуры характеризуются как исходные и глубокие понятия развития сущностных явлений и свойств культуры, несущие в себе ее «антропологический код» (Л.А. Черная), соотнесенность «художественности и духовности» (Л.А. Рапацкая), на основании чего осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов, разрабатывается методология их познания.
В последние десятилетия значительно возрос научный интерес к характеру взаимодействия народной художественной культуры и современного человека; механизмам социально-эстетической действенности народной традиции, которые непосредственно обусловливают аккумулирование и закрепление художественного опыта человечества; формируют общественный субъект как всестороннюю, гармонично развитую личность, способную целостно проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности.
В исследовании народной художественной культуры можно выделить два этапа, имеющих решающее значение в осмыслении её исторической значимости и философской, художественно-эстетической сущности. Первый - переход к комплексному исследованию, то есть рассмотрению в контексте действующих во времени и пространстве различных форм творческой деятельности; второй - переход к освещению генезиса, социальных основ, прогрессивной направленности развития с культурологических позиций. Причем исторически закономерен и, крайне важен на современном этапе исследования обозначенной проблемы, выход в широкий контекст духовной жизнедеятельности общества, в котором осуществляется взаимодействие народной художественной культуры с другими формами духовной культуры, в частности с философией, эстетикой, этикой, психологией, педагогикой.
Сознание человека формируется под воздействием геобиоценозных условий (Л.Н. Гумилев), а также под влиянием социокультурной среды. Формы социокультурного взаимодействия человека с миром коренятся в полифоническом строе исторических, генетических и функциональных условий. Поэтому образование, являясь подсистемой культуры, выполняет одну из важнейших функций, - становления творческой личности, которая должна быть подготовлена к успешной социализации в условиях существующей культуры. В свою очередь, воспитание, обучение, формирование культуры поколений, выступая, как основная задача всей системы образования, являются показателями культурного единства и должны рассматриваться в более широком социокультурном контексте. Основой системы образования являются общество, государство, семья, род. Определенные типы социального бытия порождают соответствующие образовательные модели. Следовательно, образование и воспитание на всех возрастных ступенях развития человека, обеспечивают механизм культурогенеза, реализуя способность активно взаимодействовать со всеми типами и видами культурной среды.
Основу культурного наследия различных исторических эпох составляют традиции и ценности коллективного опыта, социальные установки общества. Так, в общих положениях Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной членами-корреспондентами РАО А.Я. Данилюком, А.М. Кондаковым, В. А. Тишковым в 2009 году, подчеркивается: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны». Сложившаяся система образования и воспитания молодого поколения на разных уровнях выполняет социальный заказ общества на основе субъектной информационной культуры обучающихся, способных к личностному саморазвитию и личностной самоактуализации. При этом профессиональная школа, участвуя в совершенствовании производительных сил, воссоздании нового субъекта общества, оказывает прямое, непосредственное влияние на экономическое и социальное развитие государства.
Характер социальных процессов в современном обществе предполагает обновление системы профессиональной подготовки кадров, пересмотр содержания образования на основе воспроизводства духовности, развития способности личности обучающегося к самореализации и самоактуализации, выбору ценностей, определению мировоззренческих позиций, имеющих явно выраженную социальную и личностную значимость. Целостный образовательный процесс в высшей профессиональной школе должен обеспечить условия для формирования и развития культурных и социальных компетенций личности будущего специалиста, для интеграции потенциала культурного наследия общества в содержание обучения многофункциональной направленности. Это позволяет актуализировать широкий спектр возможностей личности выпускника и способствует его успешной самоидентификации, самореализации и самоактуализации в современном пространстве культуры.
Социально-философская интерпретация понятия «народная художественная культура», как основы мироощущения и миропонимания человека, его переосмысления в контексте инновационных преобразований в системе образования в целом, дает возможность включить данное понятие в процесс обновления содержания обучения будущих специалистов. Представления о функционировании культурных явлений во времени и пространстве претерпевали различные модификации от одного исторического периода общества к другому, влекли за собой изменения картины мира, мировоззрения человека, а, следовательно, и изменения в художественном творчестве человека. В свою очередь, художественно-творческая деятельность людей, выступая в качестве инструмента освоения форм социального и природного пространства в конкретной культурно-исторической среде, нашла широкое истолкование, а затем укоренилась в различных видах народного творчества. Феномен народной художественной культуры как выражение глубинной сущности народа, его особенностей, неповторимости, его «общей славы в прошлом и общей воли в настоящем» (Э. Ренан) в системе профессионального музыкального образования становится одним из важнейших факторов духовного становления личности, основой для сохранения культурной самобытности, определяющей вектор социокультурных процессов в общественной жизни, специфику формирования мироотношения, мироощущения, мировосприятия и мировоззрения в многомерном пространстве отечественной культуры.
Однако следует констатировать, что сегодня, в условиях глобализации, острой кризисной ситуации, социальной нестабильности, народная художественная культура заметно сместилась в иерархии ценностей общества, уступая агрессивному напору новых ценностей технократической цивилизации, что составляет основную проблему исследования, характеризующуюся целым рядом острых противоречий между:
необходимостью сохранения и приумножения духовного богатства народа в структуре приоритетов качества жизни современного общества, где ключевое место занимает накопление материальных благ, причем не всегда связанное с устремленностью к богатству, и потребностью адаптации в сложных условиях нашего времени;
оттеснением духовно-нравственных ценностей на периферию социальной мотивации и человеческого сознания и необходимостью создания в системе профессионального образования педагогических условий для формирования целостной, гармоничной личности человека- гражданина;
необходимостью осуществления значительных изменений в системе высшего профессионального образования и сохранением проверенных самим временем традиционных форм организации процесса обучения и воспитания будущего профессионального музыканта.
Поиску путей для преодоления выявленных противоречий посвящена данная работа.
Степень научной разработанности проблемы.
Обращение к проблеме осмысления значимости феномена народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта базировалось на анализе научных трудов отечественных и зарубежных исследователей в области философии, философии культуры, культурологии, социологии, социологии культуры, философии искусства и образования, педагогики художественного творчества и психологии искусства, истории развития этнохудожественного знания, содержащих идеи, связанные с:
- освоением народной музыкальной культуры как особой формы духовной жизни людей (Б.В. Асафьев, А.А. Банин, Н.М.Бачинская, А.А.Белкин, З.И. Власова, В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, А.С. Каргин, К.Н. Костриков, Л.Б.Медведева, Н.Г. Михайлова, В.А. Полякова, Т.В.Попова,
-
-
В.Руднева, К.В.Чистов, В.М.Щуров и др.);
уникальной способностью народной музыки в синтезировании достижений универсального художественного опыта человечества (В.В.Андреев, Б.В.Асафьев, Ю.Е. Бойко, К.А. Вертков, В.И. Гошовский,
-
П. Даркевич, М.И. Имханицкий, В.П. Зинченко, И.В.Мациевский, Е.И.Максимов, А.М. Мирек, С.И. Науменко, В.Ф.Одоевский,
-
И.Пересада, Н.И.Привалов, Б.Ф.Смирнов, В.Ф.Соколов, А.Н.Соколова,
-
К.Сухорослов, Б.В.Тарасов, А.С.Фаминцын, Т.В. Чередниченко, Б.С.Штейнпресс, А.И. Щербакова, Н.П.Яконюк, Ю.В.Яковлев и др.);
ролью мифологии и фольклора в самоидентификации личности (Г.А. Авлов, А.Н. Афанасьев, В.А. Бахтина, Ф.И. Буслаев, З.И. Власова, Е.И. Григорьева, М.С. Жиров, Т.В. Зуева, А.С. Каргин, Е.А. Костюхин, А.И. Пиотровский, В.Я. Пропп, Г.А. Романова, Ю.И. Соколов, С.М. Толстая, В.Н. Топоров, Н.А. Хренов, В.И. Чичеров, В.С. Цукерман и др.);
проблемами этнографии и этнопсихологии (А. Адлер, Э.В. Александренков, В. П. Алексеев, Е. М. Алкон, С. А. Арутюнов, А. О. Боронаев, Ю.В. Бромлей, З.М. Гаджимурадова, Е.М. Галкина, М.Н. Губогло, А.А. Деркач, Р.Ф. Итс, Н.М. Лебедева, Г. Лебон, К. Леви-Строс,
-
В. Лурье, Ю.П. Платонов, А.Н. Пыпин, А.П. Садохин, С.Н. Токарев, В.А. Тышков, Г.Г. Шпет и др.);
обновления российской системы образования на основе этнокультурного подхода (Г.С. Абибуллаева, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, О.В, Аракелян, А.И. Арнольдов, А.Г. Асмолов, В.Ф. Афанасьев, А.Б. Багдасарова, Е.В. Баранова, Т.И. Бакланова, Л.С. Беляева, И.А. Богданов, О.А. Бурлак, Б.Е. Винер, Г.Н. Волков, И.В. Воробьева, Л.В. Кузнецова и др.);
обоснованием роли национально-регионального компонента в профессиональной подготовке музыканта (Т.Н. Арцыбашева, И.А.Богданов, Е.В. Бузина-Аккерман, Т.В. Еманова, Н.Ф. Зайнетдинова,
Л.В.Кузнецова, А.Г. Ларионова, А.М. Петров, С.В. Сизикова, Т.К.Солодухина, В.И. Юцкевич, О.Г. Яковлева, О.Н. Яшмолкина и др.).
Значительный интерес для данного исследования имел ряд работ, освещающих различные аспекты народного художественного творчества, как объекта научного исследования. Так, Е.А. Стрельцова в своих работах выявляет закономерности социокультурной динамики и логики формирования компонентов этнохудожественного знания, А.И. Арнольдов раскрывает сферы взаимодействия национальной культуры и глобализации, А.Б. Багдасарова посвящает свои труды выявлению сущности и структуры этнического сознания и самосознания, Т.И. Бакланова раскрывает педагогический потенциал русской традиционной культуры, что позволяет ей определить пути обновления содержания обучения молодого поколения в художественно-образовательном пространстве современной России на этнокультурной основе. Т.Б. Гольцева посвящает свои исследования проблеме этнокультурной специфики музыкального восприятия, Г.С. Голошумова - этнохудожественному воспитанию учащихся в условиях сельского социума, М.С. Жиров - сохранению и развитию традиций народной художественной культуры в региональной образовательной системе, Л.С. Майковская - феномену этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании.
Проведенный анализ научных трудов показал, что феномен народной художественной культуры в системе профессионального музыкального образования является одним из важнейших факторов духовного становления личности, основой для сохранения культурной самобытности, определяющей вектор социокультурных процессов в общественной жизни, специфику формирования мироотношения, мироощущения, мировосприятия и мировоззрения в многомерном пространстве отечественной культуры. Однако, несмотря на значительное количество исследований в данной области, необходимость разрешения выявленных противоречий обусловливает постоянно возрастающую потребность в расширении исследовательского поля, в поиске путей для утверждения народной художественной культуры в качестве одного из смыслообразующих компонентов целостного музыкально- образовательного процесса.
Объект исследования - народная художественная культура как социальный и культурный феномен.
Предмет исследования - процесс постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта.
Цель исследования:
Теоретико-методологическое обоснование концепции постижения народной художественной культуры в музыкально-образовательном процессе как фактора профессионального и духовного становления личности будущего музыканта; создание и реализация научно обоснованной модели постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта.
Задачи исследования:
-
Выявить сущность и содержание понятия «феномен народной художественной культуры» в современном образовательном процессе;
-
Разработать и обосновать концепцию постижения народной художественной культуры как социального и культурного феномена в профессиональной подготовке музыканта;
-
Разработать комплексную методологию изучения процесса постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта;
-
Разработать методику диагностики уровней постижения народной художественной культуры в учебно-воспитательном процессе, сформулировать критерии и параметры, соответствующие высокому, среднему и низкому уровню;
-
Создать и реализовать научно обоснованную модель постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта, проверить ее эффективность в опытно-экспериментальной работе;
-
Определить педагогические условия, необходимые для успешного осуществления процесса постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта.
Концепция исследования базируется на убеждении в том, что уникальная способность народного музыкального творчества в синтезировании достижений универсального человеческого художественного опыта и претворении его в личностный опыт дает музыканту возможность осуществлять адекватные формы участия в этом процессе. Являясь одним из важнейших средств приобщения человека к общечеловеческим ценностям художественной культуры, народное музыкальное искусство обладает способностью формировать отношение человека ко всем явлениям бытия и к собственному внутреннему миру. Концепт гуманитарной основы народной музыки выражает, прежде всего, динамический и энергетический аспекты человеческого и культурного бытия, интегральную интенцию к самореализации, воплощению сущностных сил и качеств личности.
Теоретическое обоснование и системная разработка подходов к постижению народной художественной культуры в системе высшего профессионального образования возможны при осознании целостности данного процесса, включающего в себя как профессиональное, так и общекультурное развитие музыканта. Основное положение данной концепции заключается в том, что, постигая народную художественную культуру, молодой музыкант обретает в ходе своего профессионального становления художественно-эстетические и духовно-нравственные идеалы, ощущение принадлежности к великой культуре, способность к самоидентификации, потребность и возможность самореализации и самоактуализации в жизни и профессиональной деятельности.
Исследование этапов и логики указанного процесса требует разработку и применение комплексной методологии, основанной на системно-синергетическом, аксиологическом, компетентностном, целостно-личностном, сущностном, конструктивном и универсальном подходах, что в свою очередь позволяет выдвинуть гипотезу исследования, согласно которой эффективность профессиональной подготовки современного музыканта будет значительно повышена, если в музыкально-образовательном процессе
-
постижение народной художественной культуры будет признано одним из значимых компонентов целостного музыкально- образовательного процесса, в котором будет учтена сущность дисциплин национально-регионального компонента в содержании обучения высшего профессионального образования;
-
общекультурное и профессиональное развитие личности выпускников вузов художественной направленности будет определяться логической последовательностью единства процесса и результата музыкально-художественной и музыкально-исследовательской деятельности как целостного явления;
-
структура процесса формирования личности будущего музыканта в его содержательном наполнении будет рассматриваться как деятельностное освоение ценностных традиций народной художественной культуры;
-
развитие личности студента-музыканта будет представлено как целостный процесс формирования мотивированного отношения к жизненным реалиям, обусловленный взаимосвязью развитых творческих способностей и потребностью к их профессиональному и духовному удовлетворению;
-
динамика процесса развития личности будущего музыканта, его этапы и уровни будет строиться на обоснованной модели, раскрывающей специфику художественно-творческой музыкальной деятельности через анализ особенностей ее субъекта;
-
благодаря осуществлению процесса постижения народной художественной культуры, обеспеченному системой приоритетных средств, характеризуемых диалогичностью, полифункциональностью содержания обучения, будут устранены противоречия между предметно- профессиональной, культурно-просветительской, музыкально- теоретической, исполнительской подготовкой и личностным развитием будущего музыканта как субъекта культуры.
Теоретико-методологические основания и источники исследования составили философские, социологические, культурологические, педагогические, психологические, музыкально- педагогические труды, посвященные различным аспектам проблемы исследования. Среди них:
-
научные исследования педагогических систем, освещающие процесс формирования личности в образовательном пространстве высшей школы (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Александрова, А.Б. Афанасьева, О.В. Бочкарева, А.Н. Белова, Г.А. Глотова, И.Ф. Демидов, Е.П. Жирков, П.Ф. Каптерев, Д.И. Корнющенко, Н.Б. Крылова, Е.Е. Кудакова, Л.С. Майковская, А.В.Нестеренко, В. Е. Осипов, Г.А. Праслова, Л. А. Рапацкая, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Я.А. Слинин, Н.А. Терентьева, А.В. Торопова, А.П. Тряпицына, Б.М. Целковников, Н.Г.Шахназарова, А.И. Щербакова, В. Л. Яконюк и др.);
-
научные труды, освещающие проблему ценностного постижения народной художественной культуры на основе комплексного подхода (Б.В. Асафьев, А.А. Банин, Н.М.Бачинская, З.И. Власова, В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, А.С. Каргин, К.Н. Костриков, Л.Б. Медведева, Н.Г. Михайлова, В. А. Полякова, А.В. Руднева, Н.П. Яконюк, К.В.Чистов, Б.С. Штейнпресс В.М. Щуров и др.);
-
теории о месте и роли культуры в развитии общества и личности (А.И. Арнольдовов, С.Н. Артановский, М.А. Ариарский, А.А. Аронов, Н.А. Бердяев, Т.И. Бакланова, Ю.В. Бромлей, И.С. Гуревич, Э.Н. Гусинский, Л.С. Зорилова, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, Н.И. Киященко, К.Н. Костриков, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Э.В. Соколов, О.В. Трубачев, Ю.И.Турчанинова, Ю.У. Фохт-Бабушкин, А.Я. Флиер и др.);
-
исследования, содержащие обоснование компетентностного подхода в образовательном пространстве профессиональной высшей школы (А.В. Андреев, Н.А. Антипин, В. А. Болотов, В. Д. Давыдов, И. А. Зимняя, Э.А. Татур, А.П. Тряпицина, А.В. Хуторской и др.);
-
теории развития личности в музыкально-образовательной среде высшей школы (О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, В.В. Горлинский, Е.В. Гребенюк, Г.Б. Двойнина, Л.С. Жаркова, Э.Ф. Зеер, Е.В. Зеленкова, Л.С. Зорилова, А.Г. Каузова, Л.А.Тарасова, Г.М.Цыпин, А.И. Щербакова, Е.Н. Яковлева и др.)
Методами исследования выступили: изучение и теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, музыкально- педагогической литературы; сравнительный анализ научных источников для определения методики и выполнения экспериментальной работы; обобщение педагогического опыта по проблеме исследования.
В качестве эмпирических методов были использованы:
-
анкетирование; тестирование; педагогическое наблюдение; консультирование; самооценка и др.;
-
изучение и обобщение педагогического опыта (формы и методы обучения, учебно-методические комплексы дисциплин, рабочие программы учебных дисциплин, методические рекомендации), на основе которых была определена комплексная методология, включающая применение системно- синергетического, компетентностного, целостно-личностного, сущностного, конструктивного и универсального подходов к постижению студентами-музыкантами народной художественной культуры;
-
стандартные психодиагностические методики: беседа; опрос «экспертов» (коллег, педагогов); наблюдение (структурированное) экспериментатора; комплекс стандартизированных психодиагностических методик: опросник Е.А. Климова «Профессиональная направленность личности; опросник уровня субъективного контроля (Бажин, Голынкина, Эткинд, 1993); шкала состояний (Гроль, Хайдер-Леонова, 1977).
-
педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего, контрольного этапов (результаты сравнивались внутри экспериментальных групп в сопоставлении с контрольной группой);
-
праксиметрические методы (контент-анализ программ и методических разработок педагогов-музыкантов);
-
моделирование, методы математической статистики (кластерный анализ) данных, полученных в результате применения методик, анкет.
База исследования: ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет; ФГБОУ ВПО Российская академия музыки им. Гнесиных; ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»; ГОУ ДПО Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа (2000-2011гг.).
Первый этап (2000-2005 гг.). Изучение и анализ философской, психологической, педагогической, музыковедческой литературы, посвященной различным аспектам по теме исследования; анализ документации, необходимой для организации учебного процесса в системе профессионального музыкального образования, а также учебно-методической литературы; изучение и сравнительный анализ исследований, соотносимые с темой работы; выявление ведущего опыта специально организованного обучения музыканта; определение необходимых педагогических ресурсов, формирующих профессиональные компетенции выпускника вуза художественной направленности. Проведенная работа дала возможность обосновать актуальность проблемы, объект, предмет, цель исследования, а также сформулировать гипотезу и задачи; разработать структуру и содержание проверяемой модели. Вышеперечисленные мероприятия позволили определить методологию и методы исследования, разработать и обосновать его программы.
Результаты данного этапа исследования нашли отражение в публикациях автора: «Примерная программа по учебной дисциплине «История исполнительства» по специальности 0501.04. Народные инструменты Инструментальное исполнительство: рекомендованной МК РФ для средних профессиональных учебных заведений (2002г.), диссертационном исследовании «Развитие познавательной активности учащихся в специальном начальном профессиональном образовании» (2005 г.)
Второй этап (2005-2009 гг.). В ходе второго этапа был проведен констатирующий и учебно-формирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты из разных вузов: ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет; ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры». Предварительно на всех этих экспериментальных площадках проводились педагогические беседы, опросы студентов, были также проведены беседы и дискуссии с педагогами, принявшими участие в обсуждении проблемы исследования. В рамках экспериментальной работы осуществлялась проверка достоверности и научной обоснованности гипотезы, происходила апробация дидактических средств, проверялись показатели технологичности процесса постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта, уточнялась и апробировалась система дидактических средств, сопровождавшаяся регулярной фиксацией и анализом полученных фактов.
Результатом этого этапа явилась разработка системы формирования личности современного музыканта в контексте постижения им ценностей народного художественного творчества, основные идеи автора исследования нашли отражение в учебно-методических пособиях «Развитие познавательной активности учащихся в музыкальном образовании»: рекомендовано УМО по специальностям пед. образования в качестве учеб. пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030700-Музыкальное образование (2008 г), монографии «Системный подход к подготовке педагога-музыканта» (2009 г.), учебно-методических комплексах дисциплин «Музыкальная жизнь Тульского края», «Народные музыкальные инструменты», «Теория и история народной художественной культуры», а также были использованы в материалах открытого конкурса № НК-158П на выполнение научно-исследовательских работ по проекту: «Проведение поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Филологические науки и искусствоведение», по проблеме «Музыкальная коммуникация в современном поликультурном пространстве», проводимому в рамках мероприятия 1.2.2 «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., выполненного кафедрой социологии и философии культуры Российского государственного социального университета.
Третий этап (2009-2011 гг.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для проверки эффективности системы сформированности личности современного музыканта в контексте освоения им ценностей народного художественного творчества. Эмпирическое знание, полученное в ходе сравнительного анализа данных констатирующего и формирующего экспериментов, подвергнуто
теоретическому анализу. Проведено оформление результатов исследования.
Результаты третьего этапа были воплощены в разработке 14 рабочих учебных программ ФГОС 3 поколения по направлениям «Народная художественная культура», «Педагогическое образование», монографиях «Поликультурная музыкально-художественная коммуникация» (2011г.), «Народная музыкальная традиция в контексте философии культуры» (2011г.), учебно-методических пособиях «Инновационные процессы в музыкальном образовании. Социокультурный аспект»: учеб.-метод. пособие к курсу «История и теория художественного образования»: допущено УМО по направлениям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050600 - Художественное образование (2010 г.), «Современные технологии музыкального образования детей и юношества в г. Москве» (2011 г.), а также в диссертационном исследовании «Феномен народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта». Количество участников эксперимента на всех этапах составило около 800 человек.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; его осуществлением на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.
Положения, выносимые на защиту:
-
-
Народная художественная культура в ее музыкальном преломлении является сложным, многосоставным феноменом. Как часть целостного пространства культуры народная художественная культура на современном этапе взяла на себя функцию «генетического кода национальной культуры», его исторической и культурной памяти, живого источника познания и самопознания. Взаимосвязь, взаимодействие художественных и научно-образовательных элементов народной художественной культуры придают познавательным процессам широкий, гибкий, творческий характер, углубляют целостно- личностное отношение к культурным артефактам, способствуют формированию важнейших качеств личности: мировоззренческих и ценностно-нравственных основ, эстетического вкуса, потребностей и интересов, идеалов и целей в жизни и профессиональной деятельности.
-
Постижение средствами народного музыкального искусства самобытности, неповторимого национального своеобразия и одновременно выявление нерасторжимой связи национальной культуры с духовной культурой всего человечества - залог обретения молодым поколением тех механизмов, которые оказывают решающее влияние на формирование социальной и национальной идентичности, бережное сохранение народных традиций в сочетании с широтой интересов и активным восприятием современной действительности. Целостность народной музыкальной традиции как художественной системы определяется природой художественно-творческой деятельности, опирающейся на вековые традиции многих поколений.
-
Эффективность профессионального и духовного становления личности будущего музыканта определяется структурно-содержательным наполнением процесса профессиональной подготовки музыканта художественно- деятельностным освоением ценностных традиций народной художественной культуры и опорой на национальный и региональный компоненты. Логическая последовательность единства процесса и результата музыкально- художественной и музыкально-исследовательской деятельностей как целостного явления в контексте изучения и воплощение в ней народной художественной традиции способствует устранению противоречия между предметно-профессиональной, культурно-просветительской, музыкально- теоретической, исполнительской подготовкой и личностным развитием будущего музыканта как субъекта культуры.
-
Осуществление процесса постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта требует применения комплексной методологии, опирающейся на современные научные подходы: системно-синергетический, аксиологический, компетентностный, целостно- личностный, сущностный, конструктивный, универсальный, что позволяет органично объединить в единую целостную систему обучения и воспитания групповые и индивидуальные формы изучения материала, интенсифицировать занятия, выявить склонности и интересы каждого студента.
-
Положительную динамику процесса развития личностного комплекса музыканта, его этапов и уровней определяет предложенная модель, в которой на основе средств, характеризуемых взаимосвязанным содержанием, диалогичностью, полифункциональностью, создается органичное единство различных видов художественно-творческой деятельности. Разработанная модель представляет собой многоуровневую структуру, включающую в себя художественно-информационный, содержательно-аналитический, личностно- идентификационный и деятельностно-моделирующий этапы, что позволяет ввести в процесс исследования широкий круг методологически важных проблем теории и практики обучения воспитания современного музыканта в контексте обновления содержания образования и воспитания.
-
Основными педагогическими условиями организации процесса постижения народной художественной культуры в профессиональном музыкальном образовании выступают: проектирование и реализация модели профессионального и духовного становления личности студента вуза в процессе изучения музыкального наследия региона; реализация интегративных форм и методов освоения произведений народного музыкального творчества, способствующих постижению ценностей народной художественной культуры в целом; осуществление постоянного мониторинга формирующихся ценностных новообразований у студентов.
Научная значимость исследования заключается в том, что в нем:
- раскрыта сущность понятия «феномен народной художественной культуры» в современном образовательном пространстве как части отечественной культуры, заключающей в себе особый «генетический код» народа и являющейся носителем его исторической и культурной памяти;
-
обоснована роль народной художественной культуры в профессиональном и духовно-нравственном становлении личности музыканта, в осознании им принадлежности к великой культуре, что способствует личностной самоидентификации, самореализации и самоактуализации в жизни и деятельности;
-
разработана и обоснована целостная концепция постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта, основанная на применении комплексной методологии, включающей в себя системно-синергетический, аксиологический, компетентностный, целостно-личностный, сущностный, конструктивный и универсальный подходы;
-
предложена методика, позволяющая диагностировать уровни постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта, дано точное определение личностного соответствия тому или иному уровню;
-
разработана, реализована и проверена научно обоснованная модель постижения народной художественной культуры в системе профессионального музыкального образования, определены способы и методы, способствующие возвышению профессиональных и духовных потребностей и обретению способности к их удовлетворению;
-
научно обоснованы педагогические условия, необходимые для осуществления процесса систематичного и целенаправленного постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:
-
на основании анализа, систематизации и обобщения научных источников разработаны теоретико-методологические основы процесса постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта;
-
теоретически обосновано положение, согласно которому процесс постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта базируется на комплексном применении системно- синергетического, аксиологического, компетентностного, целостно- личностного, сущностного, конструктивного и универсального подходов;
-
выявлено, что постижение народной художественной культуры способствует созданию целостного образовательного пространства, в котором происходит активный процесс профессионального и духовно- нравственного становления личности музыканта, в результате чего создаются личностные (высшие, духовные) основания целостности человека;
-
разработана критериальная база для изучения эффективности разработанной модели постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта на основе диагностики понимания студентами необходимости освоения феномена народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта;
-
сформулированы критерии и параметры, позволяющие анализировать динамику профессионального и духовного становления личности в процессе постижения народной художественной культуры;
-
определены дальнейшие направления научно-исследовательской деятельности, направленные на совершенствование процесса постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыканта.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что предложенная модель постижения народной художественной культуры в профессиональной подготовке музыкантов может быть широко использована в учебных заведениях России. Представленная в диссертации совокупность теоретических положений, разработанных принципов, педагогических условий и методов, обеспечивает успешность реализации модели в музыкально-образовательном процессе. Сформулированные автором научные выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области глубинного постижения народной художественной культуры в профессиональном и духовно- нравственном становлении музыканта.
Данные, полученные в результате практической апробации разработанной модели, могут стать основой при разработке учебных и исследовательских программ, курсов повышения квалификации специалистов в области музыкального образования, при подготовке курсовых и высших квалификационных работ студентами вузов культуры и искусств.
Апробация результатов исследования осуществлялась в:
-
-
Научных публикациях автора (монографиях, статьях, в том числе в научных изданиях, рекомендованных ВАК, в зарубежных изданиях, учебниках, учебных пособиях, контрольно-измерительных материалах, мультимедийных учебных пособиях. Общее количество - 116 н.т. (168,2 п.л.).
Основной базой для апробации исследования с 2001 по 2011 гг. явились ФГБОУ ВПО Российский государственный социальный университет; ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого; ФГБОУ ВПО РАМ им. Гнесиных; ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры»; ГОУ ДПО Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области».
-
-
Выступлениях с докладами и участии в дискуссиях на научно- практических конференциях:
Международной научно-практической конференции
«Эмоциональный компонент содержания эстетического образования», Тула (2006); XXXIII учебно-методической конференции профессорско- преподавательского состава «Научно-методическое обеспечение инновационной деятельности для повышения качества образовательного процесса», Тула (2006); I-й Всероссийской научно-практической конференции «Роль университетов в поддержке гуманитарных исследований», Тула (2006); Всероссийской научно-практической конференции «Социально-политическая трансформация России и молодежь», Тула (2007 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование личности в контексте освоения музыкального и изобразительного искусства: научный и творческий потенциал», Кострома (2008); II-е Межрегиональные чтения, посвященных 120-летию со дня рождения Н.И. Белобородова, Тула, (2008); VI Всероссийской научно-практической конференции, Саранск, (2008); Международной научно-практической конференции «Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования», Казань (2009); Международной научно-практической конференции «Профессиональное образование: инновационные идеи и технологии», Москва (2009); IX Международном социальном конгрессе 25-26 ноября 2009г. «Страны БРИК в условиях глобального кризиса: потенциал и проблемы консолидации», Москва (2009); VI Международной российско- тайваньской конференции (4 апреля 2010 года) «Инновационные процессы в профессиональном образовании», Москва (2010); Всероссийской научно- практической «46-е Евсевьевские чтения», 19-20 мая 2010 г., Саранск
-
-
-
; X Международной научно-практической конференции «Наука и современность-2010», Казань (2010); V-й Международной научно- практической конференции «Роль университетов в поддержке гуманитарных исследований», Тула (2010); VI-й Международной научно- практической конференции «Учитель. Преподаватель. Тренер», 8-9 июля 2010 года, Москва (2010); Международной научно-практической конференции «Современные достижения и проблемы развития профессионального образования», Москва, МАГМУ, (2011); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития профессионального образования», Москва, ВШК,
-
.
3. Результаты проведенного исследования внедрены в следующих лекционных курсах: «Теория и история народной художественной культуры», «Фольклористика», «Музыкальная жизнь Тульского края», «Организация и руководство народным художественным творчеством», «Теория и методика этнохудожественного образования», «Руководство этнокультурным центром», «Педагогика народного художественного творчества»; «Методология и методы исследования народной художественной культуры», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Инновационные процессы в образовании», «Специальный музыкальный инструмент (баян, аккордеон), «Музыкальная коммуникация», «Народные музыкальные инструменты», «Народные праздники», «Современные проблемы музыкального образования»; «Методика преподавания музыкального инструмента»; «Методология и методы исследования народной художественной культуры». «Технологии и методики обучения в музыкальном искусстве».
4. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре социологии и философии культуры Российского государственного социального университета - протокол № 4 от 27 ноября 2011 года.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех разделов (10 глав), заключения, списка литературы, 5-ти таблиц, 2-х рисунков и 3-х приложений.
Похожие диссертации на Феномен народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта
-
-
-
-
-
-
-