Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Цыбатова Анна Евгеньевна

Автопортрет в системе художественного образования дошкольников
<
Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников Автопортрет в системе художественного образования дошкольников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыбатова Анна Евгеньевна. Автопортрет в системе художественного образования дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Санкт-Петербург, 2003 260 c. РГБ ОД, 61:04-13/1705

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование исследования детского автопортрета 16

1. Автопортрет в изобразительном искусстве: причины и цель его создания 16

2. Изобразительное творчество ребенка как предмет научного исследования 36

3. Автопортрет дошкольника в контексте философских концепций 46

ГЛАВА II. Автопортрет дошкольника как проблема психологии 61

1. Специфика изобразительной деятельности дошкольника 61

2. Роль и место автопортрета в художественном творчестве дошкольника 76

3. Автопортрет как форма проявления самосознания дошкольника 85

ГЛАВА III. Автопортрет как компонент программы по изобразительному искусству

для младшей подготовительной группы ДХШ 100

1. Современное художественное образование дошкольника. Анализ программ и концепций 100

2. Комлекс автопортретных заданий как составляющая часть программы по изобразительному искусству для дошкольников 110

3. Психолого-педагогический эксперимент: осмысление результатов 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166

БИБЛИОГРАФИЯ 171

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 189

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 229

Введение к работе

Диссертация посвящена комплексному исследованию жанра автопортрета в системе художественного образования дошкольников и определению его места и роли в программе по изобразительному искусству.

Актуальность исследования. В современном мире особую значимость приобретает проблема самопознания и самоидентификации личности. В связи с этим одним из наиболее интересных проявлений художественного творчества становится автопортретирование. Многочисленные выставки детского изобразительного творчества, устраиваемые в разных городах и селах нашей страны, показывает, что наряду с прочими жанрами, ребенка интересует и автопортрет1.

Раскрытие логики творческого процесса и постижение индивидуально-психологических особенностей мастера, создающего свой портрет изобразительными средствами, является важнейшей областью гуманитарного знания. Если проблема автопортретирования профессиональными художниками уже привлекала внимание ученых (в том числе искусствоведов-биографов), то феномен портретирования себя ребенком еще требует изучения. Особое значение этот вопрос приобретает, когда речь заходит о детях дошкольного возраста. Несмотря на то, что исследование различных сфер их духовной жизни и повышенный интерес к проблемам детства со стороны педагогов, психологов, искусствоведов и специалистов других профессий способствует эффективности образовательного процесса, в художественной педагогике остается немало лакун.

Имеющиеся на сегодняшний день научные публикации свидетельствуют, что наряду с обширностью исследуемых вопросов, связанных с развитием внутреннего мира ребенка, и множеством разработок по узким направлениям в педагогике искусства, детский автопортрет как компонент художественного образования не являлся предметом развернутого исследования.

В диссертации рассматривается изобразительная деятельность ребенка от четырех до семи лет. Возрастное ограничение обусловлено тем, что данный период является началом сознательной жизни человека. Дошкольник уже имеет некоторый жизненный опыт, он начинет знакомиться с миром и собой, замечает индивидуальные особенности разных людей, чувствует и различает настроения - свои и окружающих, сопереживает. Неповторимость этого возраста заключается в сочетании искренности ребенка, наличия у него первичных знаний и уверенности в своих силах. Это позволяет утверждать, что дошкольник по своим художественным возможностям более универсален, чем ребенок преддошкольного возраста или младший школьник Открытость дошкольника миру дает основание считать возраст от четырех до семи лет благоприятным периодом для развития его способностей и формирования личности (этой точки зрения придерживались Л.С.Выготский, В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин А.Менегетти и др).

В связи со стратегией обновления системы образования ведущая цель его заключается в развитии личности и реализации уникальных человеческих возможностей. Различные концепции образования совпадают в понимании развития ребенка как активного процесса самосозидания. Эстетическое воспитание развивает способности самопознания, в число его функций входит развитие и поддержание эмоциональной устойчивости, обучение детей выражать в зримой форме свои мысли, идеи и чувства, а также установление эмоционального баланса личности и среды, что соответствует общей образовательной тенденции. Особую актуальность приобретает тезис, высказанный К.Г.Юнгом еще в начале XX века о том, что школа является средством целесообразного поддержания процесса образования сознания2.

Занятия изобразительным творчеством помогают решать многие воспитательные задачи (об этом писали Л.С.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев, В.С.Мухина, Б.М.Неменский, Н.П.Сакулина, Р.Б.Хайкин, Е.Л.Яковлева и др). При этом каждый жанр, к которому обращаются дети, способен воздействовать на развитие личности определенным образом, что неоднократно доказывали научные исследования (В.Л.Илющенко, Д.З.Колчина,). Однако значение жанра автопортрета в детской художественной педагогике и его возможная роль в процессе развития ребенка до настоящего времени не выявлены. В лучшем случае работе над автопортретом посвящались краткие методические рекомендации. Не предпринимался до сих пор и анализ детских работ в этом жанре. Между тем, исследование автопортретных образов дошкольника может служить ключом к пониманию стремительно развивающегося их внутреннего мира, а обращение к автопортретированию на занятиях по изобразительному творчеству может стать одним из эффективных подходов в образовательном процессе.

Вышеизложенное позволяет говорить о насущности изучения работы дошкольника над автопортретом, о необходимости изучения этого автопортрета и педагогического воздействия на процесс его создания.

Объект исследования - процесс художественного образования детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - автопортрет дошкольника.

Цель диссертации - обоснование авто портретных заданий как-эффективного пути к самоосознанию дошкольником своей личности. Задачи исследования: осмыслить мотивацию создания автопортрета профессиональными художниками; выявить особенности изучения детского изобразительного творчества специалистами разных научных дисциплин; сопоставить специфику портретирования себя взрослыми и детьми; проследить процесс развития изобразительной деятельности и формирования самосознания дошкольников; определить место и функции автопортрета в художественном творчестве дошкольников в условиях образовательного учреждения; рассмотреть существующие педагогические программы по изобразительному искусству для дошкольников с целью выяснения роли в них автопортретных заданий; разработать теоретико-методические рекомендации к построению системы учебных заданий по созданию дошкольником автопортрета средствами графики и живописи; выделить факторы, определяющие композицию автопортрета и характер его изображения; экспериментально проверить выраженность самосознания дошкольника в автопортретном образе. Гипотеза исследования. Система автопортретных заданий, включенных в программу по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста, может способствовать развитию самосознания ребенка и плодотворности педагогического процесса при выполнении следующих условий:

1. учет специфики образовательного учреждения (общеобразовательная школа, художественная школа, студия);

2. обеспечение личного успеха ученика на занятиях;

3. построение восприятия проблемы на эмоционально-чувственной основе и применение индивидуального подхода к каждому ребенку;

4. варьирование подходов и изобразительных материалов при выполнении автопортретных заданий;

5. выделение цели занятия, а также обсуждение с детьми итогов каждого урока и блоков занятий в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Обобщая опыт зарубежных исследователей Ф.Рида и Л.Гольдшнаидера и отечественных искусствоведов 1960-1990-х годов М.И.Андрониковой, С.П.Батраковой, В.Н.Гращенкова, К.С.Егоровой, Г.В.Елыиевской, Л.С.Зингера, Н.Н.Калитиной, В.Н.Лазарева, В.С.Манина, А.И.Морозова, Д.В.Сарабьянова, В.С.Турчина, А.Т.Ягодовской и других, уделявших автопортрету внимание в своих трудах об искусстве портрета3, пожалуй, наиболее фундаментальным, раскрывающим специфику этого жанра в философском и историко-культурологическом масштабе, является диссертационное исследование А.В.Ляшко «Автопортрет как феномен самосознания культуры» 4. Автор рассматривает автопортрет как «способ исследования сущностной интенции культуры к самосознанию» и приходит к выводу об автопортретной направленности процессов современной художественной жизни. В силу того, что исследование Ляшко проводилось на примерах произведений профессиональных художников, детскому автопортрету внимания не уделялось. Между тем, произведение искусства концентрирует в себе характер эпохи и мироощущение автора, поэтому художественный образ, созданный в детском автопортрете, также включает в себя картину мира ребенка, его характер и даже культурную ситуацию.

Ряд монографий, посвященных творчеству того или иного мастера, содержит размышления по поводу специфики жанра автопортрета. Таковы публикации М.М.Алленова, Г.А. Васильевой, И.Е.Даниловой, К.С.Егоровой, М.С.Лебедянского, В.А.Леняшина, Е.Плотниковой, Г.Г.Поспеловой, И.А.Смирновой и др. Обращались исследователи и к изучению автопортрета определенных культурно-исторических периодов: Ренессансна, XVIII и XIX веков, XX века (С.П.Батракова, Г.В.Вдовин, В.Н.Гращенков, И.Е.Данилова, О.С.Евангулова, Л.С.Зингер, Н.Н.Калитина, М.Н.Соколов, В.С.Турчин, Т.В.Яблонская, А.Т.Ягодовская). Для настоящего исследования ценным материалом стало изучение автобиографий художников, публикаций их писем и воспоминаний о них современников.

Литературу, связанную с проблематикой детского автопортрета, можно условно поделить на несколько частей. Это монографии, описывающие развитие изобразительной деятельности детей, включая психологическую подоплеку (основное внимание их авторы уделяют вопросам изобразительности). Далее - литература психологического содержания, в которой раскрываются внутренние причины специфики той или иной возрастной группы, затрагивается изобразительное творчество детей в контексте их психологического развития. Пути решения различных психофизических расстройств предлагают арттерапевтические методики. Сущность автопортрета помогают понять философские труды. Они раскрывают многогранность проблемы данного жанра в искусстве, творчестве художника и жизни ребенка (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Ж.Лакан, М.Мерло-Понти и др.).

При разработке концепции развития внутреннего мира дошкольника через искусство автопортрета использовались положения психологов и педагогов -Б.Г.Ананьева, А.И.Баркан, Л.С.Выготского, Г.Г.Григорьевой, И.Е.Игнатьева, М.И.Лисиной, В.С.Мухиной, М.В.Осориной, Н.П.Сакулиной, А.И.Силвестру, А.Валлона, Г.Олпорта, и др.

Для диссертации существенной оказалась позиция Л.С.Выготского, считавшего, что тяготение к творчеству присуще только тому человеку, который ощущает себя неприспособленным к миру и, следовательно, имеет потребности, стремления, желания5. Именно поэтому импульсом к творчеству является потребность ребенка в самоутверждении. Выготский раскрыл понимание «детской непосредственности»6, сущность «кризиса семи лет», а также указал на природу эгоцентризма дошкольника, измеряющего мир мерой своего удовольствия или неудовольствия.

Опираясь на понятие «ведущая деятельность», периодизацию развития ребенка составил Д.Б.Эльконип7. Согласно его теории, каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, ведущим типом деятельности и основными психическими новообразованиями. Дошкольное детство ученый определил как период между кризисами трех и семи лет.

Вопросом генезиса детского рисунка занималась также Н.П.Сакулина . В своих трудах она выявила два типа детей-рисовальщиков, чьи работы различаются по качеству изображений и характеру композиций. Особый интерес представляет анализ индивидуальных различий в развитии личности в процессе рисования. Для обозначения изображения, созданного дошкольником, Сакулина ввела термин «художественно-выразительный образ».

На основании результатов проведения длительных экспериментов В.С.Мухина обобщила знания об эволюции детского рисунка. Она констатировала факт преобладания изображений человека именно на ранних стадиях9. Рассматривая природу автопортрета дошкольников в монографии «Детская психология», автор отметила их неизменный оптимизм. В работах Мухиной содержатся данные о самосознании и самооценке детей, об их рефлексии, направленности к внешнему миру, а также характеристика автопортретов дошкольников, выявляющая возрастные особенности самооценки. Возраст пяти лет был отмечен исследователем как начало нового этапа в развитии детского рисунка, как время прогресса и усвоения ребенком эстетических критериев.

Процесс создания изображения окружающего мира дошкольником описал Е.И.Игнатьев, выявивший типичный ход работы ребенка над рисунком10. Рассматривая особенности изобразительной деятельности дошкольника, Игнатьев затронул проблему зависимости образа предмета от задач, которые ставит перед собой ребенок: с возрастом осознание задачи ребенком изменяется в сторону большей конкретности.

Сравнительный анализ творческого процесса художника-профессионала и дошкольника провела Г.Г.Григорьева11. На основании выявленной специфики изобразительной деятельности она предложила систему критериев оценки детских работ. В связи с проблемой автопортрета особую важность приобрела характеристика процесса творчества как фактора развития самосознания ребенка.

Исследование МВ.Осориной явилось попыткой заглянуть в «секретный мир детей», описать процесс формирования «образа я» у ребенка и потребность в самоутверждении, как одну из базовых жизненных потребностей12. Рассмотрев развитие детского рисунка, автор назвала высшей формой культурного достижения трех-четырехлетнего ребенка такой способ подачи своего «я», как написание малышом своего имени на рисунке.

Сущность феномена человеческого самоутверждения в одноименном исследовании раскрыли Е.П.Никитин и Н.Е.Харламенкова13, подробно описав механизмы самоутверждения и выстроив его типологию. Внутриличностными коррелятами авторы объявили «образ я» и самооценку человека. О потребности ребенка в самоутверждении писала также профессор А. И.Баркан -детский врач и психолог, размышляя о возрастных кризисах в свете эмоционального отношения малыша к себе14. Интерес представляет ее трактовка первых детских изобразительных композиций, раскрывающая особенности формирования картины мира ребенка.

И.М.Никольская и Р.М.Грановская, исследуя механизмы психологической защиты у детей, рассмотрели процесс перехода от сознания к самосознанию — осознанию себя как отличного от других15. Сознание авторы понимают как восприятие внутреннего мира, что делает его близким эмоциям и зрительному восприятию.

Категориальный аппарат диссертации опирается на понятия «самосознание», «самооценка», «образ я», предложенные И.С.Коном16, М.И.Лисиной, А.И.Силвестру17 и др.

Среди диссертационных исследований, посвященных тем или иным проблемам детского изобразительного творчества, следует упомянуть работу Е.А.Чекуновой, раскрывающую особенности формирования образа человека в рисунках дошкольников18. Этим диссертантом установлен ряд противоречий в теории и практике дошкольного художественного образования, в том числе противоречие между стремлением ребенка к изображению человека в рисунке и отсутствием содержания и методов формирования образа человека в художественной педагогике. Проведенный в исследовании эксперимент показал, что усиление внимания к проблеме изображения человека в процессе изобразительной деятельности дошкольника способствует повышению эффективности педагогического процесса и развитию личности ребенка.

Критерии оценки детских работ, выработанные Г.Г.Григорьевой, О.М.Дьяченко, Т.С.Комаровой, С.К.Кожохиной19, позволили сформировать систему характеристик, необходимую для анализа изображений себя дошкольником. Базой для практической части исследования явились материалы интерпретаций тестов «Автопортрет», «Дом-дерево-человек», «Кинетический рисунок семьи», описанные И.Е.Романовой20, Г.Ферсом21 и другими авторами. Теоретическим основанием иігтерпретации детских автопортретов стали изыскания П.Рикера, раскрывающего проблему столкновения множественности интерпретаций22.

Для диссертанта интерес представляет теория Г.Олпорта, рассматривающего личность как систему индивидуальных диспозиций, объединенных «Самостью» 23. Согласно данной концепции, семь аспектов развития, которые проходит «Самость», раскрывают сущность становления

самосознания человека. А.Ватлон, занимаясь вопросами психологии развития, подробно охарактеризовал дошкольный возраст, используя понятие «возраст грации» (четыре года). Он отметил преобладающую черту данного периода -«дуэль» между необходимостью и боязнью утверждать и проявлять себя24.

Изучение литературы показало, что наряду с обширностью исследуемых в настоящее время вопросов и тем, связанных с развитием внутреннего мира ребенка, а также наряду с множеством разработок по самым узким направлениям педагогики искусства детский автопортрет как компонент художественного образования все еще не стал предметом развернутого исследования.

Научная новизна «следования. В диссертации впервые осуществлен теоретический анализ портретирования себя детьми дошкольного возраста. Наиболее полно на сегодняшний день изучены специфика, генезис детского автопортрета, а также зависимость автопортретного образа от психического развития ребенка и педагогического воздействия в процессе обучения. В связи с этим в научный обиход введены ранее не изучавшиеся материалы — описания автопортретных композиций дошкольников. Также впервые выявлены место и роль изображения себя дошкольниками как деятельности, побуждающей к познанию себя и обладающей богатым развивающим потенциалом.

Теоретическая значимость диссертации работы заключается в том, что актуализированы проблемы, связшшые с вопросами становления самосознания и изображения себя дошкольником; раскрыта многогранность феномена портретирования себя ребенком; теоретически обоснована сущность, место и роль автопортрета в развитии самосознания ребенка и в системе художественного образования дошкольников.

Практическая значимость исследования, заключается в обосновании принципа построения программы по изобразительному искусству для дошкольников, способствующей развитию самосознания; в разработке методических рекомендаций к проведению занятий по созданию автопортрета;

в выявлении специфики детских автопортретных изображений. Материалы диссертации могут использоваться при организации педагогического процесса в системе художественного образования дошкольников; в создании методических пособий по изобразительному искусству, а также при осуществлении психолого-педагогического анализа детских творческих работ.

Методологическая основа исследования. Методология диссертации опирается на философские труды Н.А.Бердяева, М.М.Бахтина, Ж.Лакана, М.Мерло-Понти, а также культурфилософские изыскания И.С.Кона, в которых процесс осмысления себя и создания собственного образа раскрыт как сложное взаимодействие личности и окружающей среды. Для соотнесения рассмотренных в этих трудах сущностных характеристик автопортретирования со спецификой детского художественного творчества использовались положения психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.А.Мелика-Пашаева, Р.Бернса, А.Валлона, А.Менегетти, Г.Олпорта. Теоретико-методической базой при построении программы по изобразительному искусству для дошкольников послужили работы А.В.Бакушинского, Л.С.Выготского, В.С.Мухиной, Б.М.Неменского, Н.П.Сакулиной, выявляющие фундаментальные принципы образовательных программ и раскрывающие специфические особенности развития и обучения ребенка.

Для решения поставленных в диссертации задач использовался комплекс методов. Источниковедческий анализ позволил выявить мотивы создания автопортрета профессиональными художниками и место этого жанра в их творчестве. Содержательный подход помог определить место занятий по созданию автопортрета в современных программах по изобразительному искусству и в сочетании с формальным методом исследования выявить специфику феномена дошкольного автопортрета. Для разработки программы использовался метод теоретического моделирования. Анализ научных исследований, опыта педагогов, программ по изобразительному искусству, а также творческих работ дошкольников способствовал построению модели эксперимента.

Психолого-педагогический зксперимеїгг заключался в наблюдении за работой дошкольников над автопортретом, в беседах с детьми и в ретроспективном анализе личной педагогической деятельности. Он позволил установить оптимальное количество автопортретных заданий в программе по изобразительному искусству для дошкольников (равное 7-9 для пятилетних и 6 для шести-семилетних детей), а также подобрать наиболее продуктивную методику их проведения. Герменевтический подход был применен как необходимый компонент исследования творчества детей в области изобразительного искусства. Приемом обработки материалов, полученных в ходе эксперимента, являлся контент-анализ, позволивший выявить тенденции в содержании, цветовом решении, способах изображения и композиции автопортрета дошкольника.

Положения, выносимые на защиту:

- автопортрет в художественном творчестве ребенка дошкольного возраста отражает ситуацию развития его самосознания;

- создание автопортрета побуждает дошкольника к более целостному осмыслению себя и своего места среди людей, что может способствовать его гармоническому развитию;

- портретирование себя - важный элемент раскрытия индивидуальности дошкольника, обучающегося в детской художественной школе;

- изображение себя ребенком и автопортрет профессионального художника сопоставимы по эстетическим критериям и последовательности этапов достижения цели;

- автопортретирование обладает большим развивающим потенциалом при осознанном введении педагогом комплекса заданий по изображению себя в программу по изобразительному искусству для дошкольников;

- построение восприятия проблемы на эмоционально-чувственной основе, применение разнообразных подходов и изобразительных материалов при выполнении автопортретных заданий; формулирование цели занятия и обсуждение с детьми итогов каждого урока, а также соблюдение ряда

других педагогических условий позволяет более эффективно использовать развивающие возможности автопортрета на занятиях с дошкольниками изобразительным творчеством. Апробация исследования. Материалы исследования отражены в опубликованных диссертантом статьях и в докладах на следующих научно-практических конференциях: «Проблемы преподавания изобразительного искусства дошкольникам» (тематический семенар, УМЦ, 4-18 декабря, 2001 г.); «Проблемы методологии педагогических исследований в художественном образовании» (научно-педагогическая конференция «Герценовские чтения», 17 апреля 2002 г.); «Ребенок в современном мире. Дети и город» (IX Международная конференция, 17-19 апреля 2002 г.); «Воспитание: вчера, сегодня, завтра» (региональная научно-практическая конференция «VI Некрасовские чтения», 14 января 2003 г.); «Актуальные проблемы современного гуманитарного образования» (Международная российско-американская конференция, 14 мая 2003 г.); «Искусство и педагогика» (Герценовские чтения, 26 мая 2003 г.). Обсуждение диссертации проводилось на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А.И.Герцена. Исследование проводилось на базе Детской художественной школы №6 Центрального района Санкт-Петербурга в период с 2000 по 2003 год.

Структура диссертации. Диссертация объемом 260 страниц состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 251 наименование, и двух приложений, представляющих программу обучения дошкольников изобразительному искусству и иллюстрации.

Теоретическое обоснование исследования детского автопортрета

Теоретическое обоснование исследования детского автопортрета

Автопортрет в изобразительном искусстве представляет собой жанр, позволяющий художнику не только запечатлеть собственный облик, но и рассказать о себе, о том, что волнует, тревожит и заставляет размышлять. Как бы не изображал себя художник, это непременно будет «рассказ о времени и о себе». Между тем ценность и смысл произведений этого жанра подчас подвергаются сомнению. Так, например, считается, что художник изображает себя исключительно в период «безделья», когда он не способен создать содержательную композицию. Безусловно, взгляд этот слишком упрощенный и поверхностный. История искусства неоднократно опровергала его.

По существу, автопортрет является единственным жанром, в котором автор фиксирует собственную личность, представляющую в данный момент для него наибольший интерес. Не случайно в каждом искусствоведческом исследовании подчеркивается антиномичиость автопортретного образа. Об этом же свидетельствуют высказывания художников и их автопортреты. Действительно, во многих из них можно встретить не свойственные стилю автора образы. Чем это объясняется? Сложностью исполнения? Невозможностью взгляда со стороны? Почему некоторые художники, будучи прекрасными портретистами, не обращались к жанру автопортрета вообще или, как В.А.Серов, оставили лишь пару набросков? В то же время П.Д.Корин, считал автопортрет вершиной мастерства, доступной только художникам, накопившим большой опыт работы над портретом. Вместе с тем, известно множество первоклассных автопортретов мастеров, не боявшихся изображать себя в различные периоды своей жизни.

Размышляя над этими вопросами, Л.С.Зингер, посвятивший не одно исследование портретному (в том числе автопортретному) жанру, доказал, что сильная и слабая стороны автопортрета на самом деле диалектически взаимосвязаны. Первая причина слабости автопортрета, по мнению Зингера, заключается в том, что зеркало, к которому прибегает художник, не имея возможности писать себя непосредственно с натуры, отнимает у созданного им образа жизненную убедительность. Зеркало, по выражению французского философа-экзистенциалиста М.Мерло-Понти, дает возможность «засвидетельствовать существование некоего тотального и абсолютного видения, вне которого не остается уже ничего», - показать то, что видят художники, дополненное тем, что видят в них другие25. Именно для этого, по мнению Мерло-Понти, художники изображают себя рисующими.

Важно и то, что автопортрет требует от художника гораздо больше творческой инициативы и отвлеченного мышления, чем просто портрет. Подобная мысль может показаться спорной, поскольку человек себя знает лучше, чем кого бы то ни было, и может нарисовать себя «с закрытыми глазами». Но, быть может, именно это знание, и мешает ему взглянуть на себя свежим взглядом, взглядом другого. Известно, что Л.Матисс остерегался невольного влияния своей личности при написании того или иного портрета, хотя, в то же время, считал необходимым для создания хорошего портрета отождествлять себя с моделью.

Художник не является для себя просто моделью, которую он мог бы изобразить как другого человека. Осмысление духовного склада, характера, воззрений происходит на протяжении всей его жизни, а не только в процессе создания произведения, когда фиксируется лишь определенный момент его становления. Такую ситуацию описал еще М.М.Бахтин, полагая, что только в «Другом» мы можем видеть состоявшуюся личность, а сами себя воспринимаем в будущем, какими мы надеемся стать. Наверное, поэтому незавершенный автопортрет - естественное явление. Художник предстает в нем в один из моментов своей жизни, словно «схваченный» быстрой кистью.

Автопортрет - это передача настроения, раздумья. Произведение подкупает своей экспрессивностью, далекой от идеализации, компромисса, вызываемого антагонизмом художника и заказчика. Идеализация в автопортрете - иного рода, она происходит от слова «идея» и отражает представления автора о себе, о назначении художника в жизни. В результате источник слабости автопортрета становится источником его силы.

Причина же, породившая жанр автопортрета, остается до сих пор окончательно не выясненной. На этот счет существуют две теории. Согласно первой, автопортрет является следствием появления зеркала и вместе с ним возможности изучения собственной внешности. Об этом красноречиво свидетельствуют автопортреты мастеров эпохи Возрождения, исполненные соответственно формату первых зеркал и показывающие человека таким, каким он может видеть себя в зеркале. С той же убедительностью исследователи доказывают, что автопортрет выделялся из портрета в самостоятельный жанр по мере обострения у художника чувства собственного «я». Действительно, появившись сначала в многофигурных композициях как «скрытый портрет», во второй половине XVI века автопортрет в творчестве итальянских мастеров стал более актуален. Это связано со стремлением автора противопоставить собственный мир разочаровавшей его действительности.

Специфика изобразительной деятельности дошкольника

Интерес к детскому рисунку зародился в русле изучения этнографии и народного искусства, когда исследователи стали отмечать его сходство с образами, созданными первобытными людьми и народными мастерами. Началом изучения детского рисунка считается 1887 год. Именно тогда итальянский искусствовед Коррадо Риччи впервые поставил психологические, педагогические и художественные проблемы, связанные с изучением самостоятельного детского творчества109. На этом этапе метод исследования состоял в сборе и систематизации детских работ, дальнейшем анализе их содержания, композиции и способов изображения. Метод давал основания для заключений о возрастной специфике изобразительной деятельности ребенка. Своеобразие детского рисунка Риччи объяснял нссформированностыо художественно-изобразительной цели; рисунок, как он полагал, служит ребенку для повествования110. В конце XIX века проводились также эксперименты, направленные на изучение восприятия цвета детьми (Г.Магнус). К зарубежным авторам помимо названных можно отнести К.Бюлера, К.Лампрехта, Д.Селли, Г.Кершенштсйнера. С середины XX века учеными предпринимались попытки построения типологии детского творчества с целью индивидуализации эстетического воспитания ребенка (Г.Рид).

Исследование, проведенное А.Алландом во второй половине XX века, представляет для нас особый интерес111. Ученый обратился к изучению изобразительной деятельности детей разных культур: США, Франции, Японии, Тайваня, Бали. Его цель заключалась в выявлении связи традиций воспитания и особенностей рисунков дошкольников. Было установлено, что в странах, где уделяется внимание художественному образованию маленьких детей, их рисунки как правило, отражают их интересы, индивидуальность, культуру. Таковы работы японских и французских детей. В остальных случаях дети создавали неизобразительные композиции, состоящие из геометрических фигур или кривых линий.

В России детский рисунок стал изучаться в начале XX века. Одно из первых исследований в этой области принадлежит крупнейшему специалисту в области невропатологии, физиологии и психиатрии В.М.Бехтереву . Интересом ученых к детскому изобразительному творчеству отмечены 20-е годы XX века. Искусствоведы и педагоги поднимали вопросы по психологии рисования и теории обучения изобразительному искусству. В это время были опубликованы труды А.В.Бакушинского, Л.С.Выготского, Ф.И.Шмита, Е.А.Флериной. В течение следующих двух десятилетий исследовательская активность в этой области заметно снизилась, и только в 1950-е годы интерес к детской психологии и детскому творчеству, достигнув высокой отметки, приобрел некоторую стабильность. Особое значение в области психологии детского творчества имеют теории психологов Л.С.Выготского и В.С.Мухиной114.

Вопрос о стадиях развития детского изобразительного творчества связан с возрастной периодизацией, но каждый исследователь решает его в зависимости от того, как он рассматривает изобразительную деятельность - от первых каракуль до реалистических рисунков, или первые штрихи на плоскости относит к доизобразительной деятельности. Дошкольный возраст традиционно определяется как интревал от трех до семи лет115. Иногда трех-четырехлетний возраст выделяется как преддошкольный или ранний дошкольный возраст.

Проблему возраста сформулировал Выготский, проведя анализ мировой психологии. Сопоставив периодизации, созданные первыми специалистами в области изучения детских рисунков (Г.Кершенштейнером, К.Риччи, К.Бюллером, Д.Селли), он предложил рисунки трех-четырехлетних детей отнести к первой стадии развития изобразительной деятельности. Сакулина также выделяет четвертый год жизни ребенка как возраст, когда дитя начинает создавать первые изображения. Флерина называет период до четырех лет «доизобразительным», поскольку вопрос о цели, результате и содержании рисунка перед ребенком еще не ставится. Согласен с этим мнением А.Ф.Малышевский, говоря, что примерно между тремя и пятью годами малыш начинает контролировать изображение предметов и даже пытается передать «неизобразительное» (красоту, аромат, тепло, страх, мечту)116. По мнению Мухиной, с пяти лет - возраста максимальной изобразительной активности -начинается новый этап в развитии детского рисования. Согласно теории пофазного развития художественных способностей человека, разработанной Бакушинским, основой творческого развития личности, временем, когда проявляется созерцательная способность и умение задерживать внимание на восприятии, является период от шести до двенадцати лет.

Современное художественное образование дошкольника. Анализ программ и концепций

Согласно современному государственному стандарту, основной задачей педагогов дошкольных учреждений является создание психолого-педагогических условий формирования личностной и деятельностной культуры ребенка. Установлено, что обучение и воспитание детей дошкольного возраста должно носить целостный характер. При этом важен не столько объем получаемых знаний, сколько способ их получения. Поэтому в сфере дошкольного образования особую актуальность приобретают проблемы организации занятия (драматургия урока), применение различных игровых методик, индивидуального подхода.

Размышляя об эстетическом воспитании, Б.М.Неменский выдвинул основные задачи, руководствуясь которыми следует организовывать работу с детьми191. Это формирование творческой потенции ребенка, то есть развитие индивидуальности, способности к воображению, зрительного восприятия и «зоркости души». Содержанием, сутью искусства Неменский называет эмоционально-нравственное, оценочное осознание жизненных явлений. Кроме знакомства с содержанием искусства, школа должна развивать творческую способность ребенка и приобщать к языку искусства - художественному образу. В художественном образовании, как правило, акцент ставится на последний аспект. Однако, имея дело с дошкольными группами, учитывая возрастные особенности детей и то, что они приходят в ДХШ потому, что им нравится рисовать, педагогу важно обеспечить равномерное развитие, решая все вышеперечисленные задачи. Дошкольнику необходимы умение чувствовать искусство, опыт творчества и общения. Не случайно программу для первого класса общеобразовательной школы Неменский назвал «Искусство видеть» -как первую ступень приобщения к миру искусства.

Обратимся к педагогическому наследию. Основная идея системы эстетического воспитания А.В.Бакушинского в том, что каждый возраст должен быть «изжит», должны быть исчерпаны все его жизненно творческие силы192. Исходным пунктом детского развития, по Бакушинскому, является художественное воплощение действия-игры, а целью художественного воспитания - «культура творческой личности». Метод педагогического воздействия основан не на «теме-формуле, а на творческом образе-перелсивашш»193. При этом в концепции развивающего обучения особое внимание уделяется именно организации учебного материала.

Считается, что ребенок познает окружающий мир таким, каким его представляют взрослые. В связи с этим изменился подход к проектированию образовательных программ: основной целью стало создание условий для раскрытия субъектного опыта ребенка, его личности. В сфере начального художественного образования определены основные задачи знакомства детей с искусством. В их число входит следующее: развитие интереса к искусству, ознакомление с историей искусства и с выразительными средствами разных видов искусства, формирование способности вербализовать переживания, получаемые при восприятии произведений искусства, воспитание художественного восприятия, мышления, памяти, воображения, умения создавать образ разными выразительными средствами.

Таким образом, начальное художественное образование, получаемое дошкольниками на занятиях в ДХШ, в целом мало отличается от образования в детских студиях, школах эстетического развития. Это обусловлено тем, что при работе с детьми дошкольного возраста доминирующим фактором, определяющим характер образовательного процесса, является возрастная специфика, а не задачи школы. Вместе с тем, принцип организации материала педагогами ДХШ имеет свою специфику, связанную с необходимостью подготовить малышей к дальнейшему обучению в данной школе. Поэтому в задачи занятий, помимо общеразвивающих, входит знакомство детей с основами профессионального мастерства.

В настоящее время существует множество образовательных программ по изобразительному искусству для дошкольников. Приступать к составлению новой методики имеет смысл, только опираясь на опыт программ, утвержденных и уже работающих в сфере дошкольного художественного образования. Знакомство с существующими методическими разработками проводилось с целью выявления содержания образования, доминирующих задач обучения детей изобразительному искусству и места жанра автопортрета в этих программах.

Похожие диссертации на Автопортрет в системе художественного образования дошкольников