Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Комлева Вероника Викторовна

Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников
<
Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комлева Вероника Викторовна. Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Комлева Вероника Викторовна; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования]. - Москва, 2010. - 189 с. : ил. РГБ ОД, 61:10-13/891

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ 14

1.1. Проблема формирования образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников. 14

1.2. Театрализованная сюжетно-ролевая игра как условие общего и художественно-эстетического развития дошкольника 35

1.3. Разработка теоретической модели образовательного пространства на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр 62

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА И МЕТОДИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 85

2.1. Практическая разработка модели образовательного пространства в театрализованных сюжетно-ролевых играх дошкольников

2.2. Проверка эффективности театрализованной сюжетно-ролевой игры на мифологические сюжеты в формировании образовательного пространства дошкольного учреждения

2.3. Сравнительный анализ результатов апробации модели театрализованной сюжетно-ролевой игры .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 147

ПРИЛОЖЕНИЯ 158

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема дошкольного образования на современном этапе развития нашего общества обусловливает необходимость расстановки новых акцентов в реализации модернизированного педагогического подхода к организации воспитательного процесса дошкольников. Теоретиками и практиками педагогики ведётся поиск методов образования, наиболее полно отвечающих требованиям развития дошкольника.

Цели обучения и воспитания детей дошкольного возраста определяют не только развитие умений и навыков воспитанников, но и формирование их отношения к предметному и природному миру, умение ощущать себя в пространстве окружающего мира и людей, понимание единой картины мира, воспитание творческого отношения к выполнению разнообразных заданий.

Образование в системе дошкольных учреждений осуществляется чаще всего в процессе «монолога» педагога-воспитателя с одной стороны и ребёнка с другой. Большинство программ дошкольного образования направлены на подготовку ребёнка к школе, в процессе которой главное внимание уделяется освоению грамоты, математических представлений, навыков письма, проводятся многочисленные тестирования. Все это влечёт за собой постоянно увеличивающийся объём осваиваемого учебного материала. Отсюда познавательная деятельность ребёнка проходит как механическое повторение и закрепление в памяти определённой схемы без интереса к содержанию этой деятельности. Применяемые на занятиях ролевые игры направлены на повествовательное развитие сюжета, а дидактическая задача художественно-эстетического развития дошкольника не реализуется. Педагог часто заменяет игру учебным упражнением, что не позволяет ребёнку раскрыться творчески.

Подобная образовательная деятельность формирует низкий уровень мотивации к приобретению знаний, слабую концентрацию внимания,

5 приводит к эмоциональной перегрузке, моносхематизации полученной информации и снижает интерес детей к обучению.

Исследования Л.С. Выготского, Т.В. Габай, СИ. Гессена, А.Н. Леонтьева, Н.В. Масловой показали, что познавательная сфера ребёнка имеет достаточно сложное строение и требует серьезного изучения не только со стороны психологов, но и со стороны педагогов-практиков. Опыт же современных исследований в области обучения и воспитания детей в системе дошкольных учреждений свидетельствует, что у детей уже в дошкольном возрасте притупляются такие важные качества, как: непосредственность, любопытство, наблюдательность, самостоятельность в суждениях и определении своих представлений о чём-либо.

Это говорит о том, что в существующем дошкольном образовании возникла проблема «возвращения детям детства», обновления содержания и методов обучения и воспитания детей в целом. Рецепты и направления этой деятельности, сформулированные П.П. Блонским, Л.С. Выготским, Э. Гросс, А.В. Кинеман, Г. Клаус, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейном, К.Д. Ушинским, подготовили основу - теорию игры по внедрению её в практику дошкольных учреждений.

Именно через игру проблемы познавательной сферы дошкольника решаются наиболее продуктивно, огромная роль в этом принадлежит театрализованным сюжетно-ролевым играм. Существо таких игр представляет собой совершенно особое социальное явление, которое определяет не только поведение ребёнка, но и художественно-эстетическое развитие, в том числе активное развитие его образного мышления.

В современном дошкольном образовании разработаны и активно используются в практике разнообразные формы занятий, в основе которых лежит сюжетно-ролевая игра, занятия-инсценировки на основе пальчикового театра, занятия-диалоги. Однако до настоящего времени недостаточно изучены педагогические возможности театрально-импровизационной деятельности на занятиях с детьми дошкольного возраста. Не в полной мере

изучены педагогические особенности моделирования занятий на основе театрализованной сюжетно-ролевой среды и её внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений. Хотя как показывает практика включение художественно-эстетических форм обучения позволяет детям младшего возраста полноценнее познавать окружающий мир, поскольку эмоционально-чувственное восприятие окружающего пространства и освоение новых знаний через сюжетно-ролевую деятельность помогает ребёнку лучше и качественнее понять и закрепить полученные знания.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий:

- между потребностью модернизации дошкольного образования,
организацией занятий с учётом психолого-возрастных особенностей ребёнка
в условиях театрально-игровой среды и недостаточно разработанной и
освещенной в науке и апробированной на практике технологии обучения,
позволяющей повысить художественно-образовательный опыт дошкольника;

- между потребностью дошкольной практики в применении средств
театрализованных сюжетно-ролевых приёмов и отсутствием
соответствующих методик моделирования художественно-образовательной
деятельности дошкольников;

- между традиционными методами обучения дошкольника в условиях
перенасыщенного образовательного пространства и спецификой дошкольного
обучения в здоровьесберегающей среде.

Решению этих противоречий посвящено данное исследование.

Объект исследования - сюжетно-ролевые игры в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования — особенности моделирования образовательного пространства в условиях театрализованных сюжетно-ролевых игр дошкольников.

7 Цель исследования — теоретическая и методическая разработка модели образовательного пространства в театрализованных сюжетно-ролевых играх как условия общего и художественно-эстетического развития дошкольника. Задачи исследования:

разработать педагогические принципы обогащения образовательного пространства социо-игровыми методами, способствующих образному восприятию искусства;

раскрыть и обосновать значение театрализованной сюжетно-ролевой игры как необходимого условия общего и художественно-эстетического развития дошкольника;

выявить дидактический потенциал театрализованной сюжетно-ролевой игры как способа моделирования образовательного пространства в дошкольных учреждениях;

разработать методические рекомендации, направленные на активное включение театра в образовательное пространство;

Гипотеза исследования — моделирование образовательного пространства с применением театральных технологий будет результативным, если на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях будут соблюдены следующие педагогические условия:

разработка содержания занятий с дошкольниками, в которых наиболее полно представлены возможности театрализованной сюжетно-ролевой игры, позволяющей каждому ребёнку быть активным участником действия;

организация развивающей деятельности на основе сюжетно-ролевой игры наиболее приближенной к естественному игровому состоянию ребёнка;

активизация восприятия произведений искусства, художественное содержание которых интересно и понятно ребёнку дошкольного возраста;

сотворчество педагогов, детей и родителей в образовательной деятельности;

включение в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения методов социо-игрового стиля.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы философов, раскрывающие гуманистическую сущность игровой деятельности (Д. Дьюи, Э. Кант, А.Ф. Лосев, Платон); психологическая теория игры (А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Б.М. Теплов); теория развивающего обучения (П.Ф. Каптерев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников (А.В. Запорожец, Е.В. Зворыгина, Ф.И. Фрадкина); исследования в области создания игрового пространства (Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Е.В. Зворыгина, Г.К. Лозанов, Н.Ф. Талызина); основные положения теории режиссуры как практической психологии (П.М. Ершов, В.П. Залогина, Л.В. Макаренко) и основанный на этих положениях социо-игровой стиль обучения (В.М. Букатов, А.П. Ершова); теория художественного образования и эстетического воспитания (А.И. Буров, Д.Б. Кабалевский, АА. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.П. Печко, Е.М. Торшилова, Л.ВІІІколяр, Б.П. Юсов и др.); проблема воспитания детей дошкольного возраста (A.M. Баркова, Л.И. Божович, А.А Люблинская, Н.Г. Морозова, Д.В. Меджерицкая, А.П. Усова).

Методы исследования:

теоретические: анализ психолого-педагогической, философской, эстетической литературы в аспекте изучаемой проблемы;

эмпирические: наблюдение, тестирование, анализ результатов деятельности педагога;

экспериментальные: педагогический эксперимент;

статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись: Центр раннего развития «Галеас», дошкольное образовательное учреждение № 1500, дошкольные образовательные учреждения № 1380, № 792 г. Москвы, в которых осуществлялись проверка эффективности разработанной методики путём сравнительного анализа результатов деятельности дошкольников в контрольных и экспериментальных группах.

Исследованием было охвачено 785 человек: 92 педагога и воспитателя, 541 ребёнок-дошкольник в возрасте от 4 до 6 лет., 152 родителя.

Исследование проводилось в три этапа в течение 1996-2009 гг.

На первом теоретико-поисковом этапе (1996-2000) изучалось состояние проблемы исследования, освоение основных положений художественно-педагогической теории сюжетно-ролевой игры. Были определены цели и задачи опытно-экспериментальной работы. Проводился констатирующий эксперимент, определялась база проведения эксперимента, разрабатывалась методика организации образовательного пространства на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр дошкольников и изучения теории дошкольного образования.

На втором опытно-экспериментальном этапе (2000-2004) исследовались условия реализации разрабатываемого комплекса театрализованных сюжетно-ролевых игр в соответствии с целями и задачами художественно-эстетического образования и воспитания дошкольника. Организован педагогический эксперимент по разработке и созданию эффективной методики моделирования образовательного пространства на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр дошкольников и мини-спектаклей.

На третьем обобщающем аналитическом этапе (2005-2009) проводился сравнительный анализ результатов исследования и апробация конструирования модели образовательного пространства с использованием театрализованных сюжетно-ролевых игр. Сформулированы выводы и оформлены результаты исследования в диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: — Разработаны педагогические принципы моделирования образовательного пространства на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр: принцип обучающего «векторного движения» на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры внутри образовательного пространства; принцип обеспечения субъективно заинтересованного

10 понимания художественно-эстетического образа рассматриваемого объекта; принцип «коллективного путешествия» по координатам векторного движения, объединенным одной темой внутри образовательного пространства.

Определены компоненты образовательного пространства на основе театрализованных игр: историко-временной, сюжетно-ролевой, художественно-событийный.

Выявлены возможности трансформации литературных и исторических текстов в дидактический материал образовательного пространства в соответствии с разработанными педагогическими принципами.

Теоретическая значимость исследования:

Сформулировано понятие образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры, представляющее собой совокупность образовательных, культурно-просветительских, информационных средств воздействия, выполняющих функцию общего и художественно-эстетического развития ребёнка, которое реализуется через механизм сюжетно-ролевой игры и направлено на образование и художественно-эстетическое и социальное развитие дошкольников.

Обосновано содержание театрализованной сюжетно-ролевой деятельности, соответствующей основным психологическим особенностям дошкольного возраста (стремление ребёнка к перевоплощению в игровых условиях, стремление к творческой самореализации, социальной адаптации).

Выявлены педагогические условия моделирования образовательного пространства: разработка содержания занятий с дошкольниками, в которых наиболее полно представлены возможности театрализованной сюжетно-ролевой игры, позволяющей каждому ребёнку быть активным участником действия; организация развивающей деятельности на основе сюжетно-ролевой игры наиболее приближенной к естественному игровому состоянию ребёнка; активизация восприятия произведений искусства, художественное содержание которых интересно и понятно ребёнку

дошкольного возраста; сотворчество педагогов, детей и родителей в образовательной деятельности; включение в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения методов социо-игрового стиля.

Разработаны психолого-педагогические критерии, определяющие уровень развития эмоциональной сферы, познавательных интересов, творческих и коммуникативных способностей дошкольников.

Разработана педагогическая модель образовательного пространства, созданная на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика обучения дошкольников, внедрена в практику программа обучения «Развитие интеллекта». Результаты исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации воспитателей, педагогов искусства в системе дополнительного художественного образования, а также в обучении детей в дошкольных образовательных учреждениях, при разработке учебных пособий и методической литературы для системы дошкольного образования. Разработанная педагогическая модель образовательного пространства, созданная на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр, повышает эффективность обучения, способствует развитию эмоциональной сферы, творческих, коммуникативных способностей и познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Организованное таким образом образовательное пространство позволяет гуманизировать процесс обучения, оптимизировать здоровьесберегающий эмоциональный фон занятий.

Достоверность полученных результатов обеспечивается

методологической обоснованностью основных положений исследования; разнообразием исследовательских приемов и соотношением результатов, которые были получены с помощью разных методов и педагогических приёмов в многолетней педагогической практике диссертанта в дошкольных образовательных учебных учреждениях; наличием количественного и качественного анализа исследовательского материала.

12 Апробация и внедрение результатов исследования:

Разработанный комплекс театрализованных сюжетно-ролевых игр для занятий с дошкольниками и цикл мини-спектаклей внедрены в практику дошкольных образовательных учреждений № 1500, № 1380, № 792, Центра раннего развития дошкольников «Галеас» г. Москвы.

Основные положения диссертационного исследования прошли апробацию на конференции молодых ученых учреждения РАО «Институт художественного образования» (2009 г.), на научно-практической конференции преподавателей дошкольных учреждений экспериментальных площадок (2001, 2002 гг.), на конференции преподавателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы Юго-Западного образовательного округа (2003-2004 гг.). Методика моделирования образовательного пространства с применением театрализованных сюжетно-ролевых игр внедрена в Центре раннего развития «Галеас», дошкольных образовательных учреждениях № 1500, № 1380, №792.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образовательное пространство представляет собой предметно-
пространственную среду, существующую на основе театрализованной
сюжетно-ролевой игры и представляющую совокупность
образовательных, культурно-просветительских, информационных средств
воздействия, выполняющих функцию общего и художественно-
эстетического развития ребёнка и формирующих эстетически
социализированную личность.

  1. Образовательное пространство моделируется педагогом на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры, которая является адекватным средством обучения детей, поскольку соответствует психологическим особенностям дошкольного возраста, стремлению ребёнка к самопознанию и самореализации.

  2. Образовательное пространство обеспечивает здоровьесберегающую среду обучения дошкольника, сохраняет ребёнка от депривации и способствует

13
культурно-эстетическому и художественно-творческому развитию,
гармонизирует мировосприятие.
4. Использование социо-игрового метода обучения позволяет

трансформировать традиционную форму организации занятий с дошкольниками в театрализованную сюжетно-ролевую игру. Материалы исследования отражены в десяти публикациях. Структура диссертации:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Рукопись содержит 189 стр. текста, 2 таблицы, 2 диаграммы, 6 рисунков, серии фотоиллюстраций.

Проблема формирования образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников

Взаимодействие сюжетно-ролевой игры и процесса обучения просматривается на протяжении всех исторических эпох и имеет глубокую культурологическую связь. Сюжетно-ролевые игры хорошо прослеживаются в народных праздниках, хоровом пении, ролевых играх разных народов, которые передаются из поколения в поколение до наших дней. Основа любой сюжетно-ролевой игры носит культурно-исторический характер и имеет воспитательную функцию,и образовательное пространство, которые можно использовать в дошкольном образовании с привлечением материалов по истории, философии, этике, этнологии, фольклористике, музыке, живописи, скульптуре, архитектуре и мифологии.

Мифология, в которой отразилось представление о миропорядке, о том магическом, таинственном и чудесном, с чем была связана жизнь многих поколений, может стать основой сюжетно-ролевой игры.

В Древнем мире ребёнок с детства попадал в атмосферу мифов и легенд, сказок о волшебстве, сам участвовал в создании рукодельных вещей с языческой символикой. В современной сюжетно-ролевой игре ребёнок с удовольствием надевает национальные костюмы, как и многие века назад узнаёт истории о героях, которые помогают бороться со злом, торжествовать добру в мифах и легендах, сказках о волшебстве.

Созданное вокруг него игровое образовательное пространство занимает его, вовлекает его в игру, помогает ему создать единую картину мира. Таким образом происходит огромное влияние традиционных праздников и сюжетно-ролевых игр на процесс социализации ребёнка. Об этом влиянии писали Л.А. Венгер, М.Н. Емельянова, О.М. Зилинский, Е.М. Мелетинский, Е.И. Степанова. [21, 49, 64, 109]. В настоящее время у многих народов как и раньше во время празднеств проводятся хороводы, песни и пляски, игры вокруг костров, поклонение национальным героям Древнего мира.

Сравнивая праздники и обряды, выполнявшиеся во время их проведения, можно заметить, что многие компоненты их совпадают, повторяются некоторые действия, употребляются одни и те же поэтические формулы. Заговоры, заклички, песни, национальные танцы являются атрибутами праздников многих народов. Таким образом происходит диалог культур разных народов.

Определение диалога культур поясняется B.C. Библером [9] как понятие, получившее широкое хождение в философской публицистике и эстетике XX в. Чаще всего оно понимается как взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы конфессионального или политического существования.

Типичной особенностью народных праздников и игр является их коллективный характер, участие всех жителей, всех возрастных групп, всех членов семьи, в том числе детей и подростков.

В празднике человек особенно четко ощущает свою неотделённость от других, здесь устанавливаются, укрепляются контакты, и проходит свободное общение взрослых, воспитание детей. Сюжетно-ролевые игры являются обязательными элементами многих празднеств.

В сюжетно-ролевых играх проходит передача опыта, навыков, традиций, освоение нравственных норм младшими его участниками и развитие их эстетических вкусов. Компоненты и содержание сюжетно-ролевых игр можно использовать в современном дошкольном образовании.

Песни и сценки в хороводе, сюжетно-ролевые мини-спектакли могут быть поучительными и являться образовательными средствами, они раскрывают перед детьми целый мир: рассказывают им, как живет природа, как трудится человек, какие взаимоотношения связывают родственников, как ведут себя люди и герои мифов и легенд в разных ситуациях и многое другое. Так раскрывается дошкольнику картина мира.

Многие ролевые игры были основаны на материалах мифов и легенд Древнего мира. Такое вербальное общение наиболее близко детям. Оно начиналось с младенчества: с колыбельных, потешек, прибауток, пестушек. Мифы и легенды были важнейшим педагогическим средством и любимым детьми жанром устного народного творчества. Они представляют собой значительную область художественной педагогики, уходящей своими истоками почти у всех народов в глубокую древность. Как указывает Абраменкова В.В. [2, с.40] «игра предстает как специфическая форма и способ жизнедеятельности, цель которой не в получении результата, а в самом процессе. Такое положение игры обусловлено тем, что она является из наиболее древних в историческом плане видов родовой человеческой деятельности». Махов А.Е. определяет игру как «Особого рода деятельность, выполняющую биологическую, социальную, образовательную, рекреационную, развлекательную роль» [101, с.3-6]. А так как игра это способ жизнедеятельности, выполняющая различные роли ее можно использовать при создании современного образовательного пространства дошкольного учреждения.

Разработка теоретической модели образовательного пространства на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр

Методология науки предполагает существование системы методов и различных уровней исследования. Первый уровень — философская методология науки.

Следующий уровень — методология общенаучных принципов исследования. Затем конкретно-научная методология; и, наконец, методика и техника исследования. Общую стратегию нашего исследования при выборе и конкретизации целей исследования задал уровень философской методологии. Он определил наши мировоззренческие позиции сходные с позициями Гегеля [19], Канта [71] при выборе и конкретизации целей исследования. Искусство выступает как форма познания истины как школы воспитания нравственности. Поэтому мы обращаемся к мифам и легендам Древнего мира, создающим образовательное пространство на основе искусства для дошкольника. Моделируем образовательное пространство на основе творческого участия для дошкольников в театрализованных сюжетно-ролевых играх.

Второй уровень - уровень общенаучных принципов, используемых в наших исследованиях. Это системный подход, который реализовывается в наиболее продуктивных направлениях педагогической науки. В нашем исследовании это использование специфики творческого акта у детей (Н.А. Ветлугина [25], М.С. Выготский [27]) на основе ролевой игры, как ведущей деятельности в дошкольном возрасте (А.Н. Леонтьев [82], Д.Б. Эльконин [151]). Определение образовательного пространства исследуется у А.К. Бондаренко, А.К, Дороновой, Е.А. Флёриной в процессе творческого акта детей [15, 43, 149].

На данном уровне мы попробовали определить методику и технику исследования, используя два плана работы — эмпирический и теоретический. Теоретической предпосылкой данного исследования явились также различные способы отражения творческого акта в образовательном пространстве Н.А. Ветлугиной, Е.А. Флёриной [24. 149].

Для проверки данного исследования как части образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности дошкольника, мы выбрали следующие процедуры: актуализацию, отображение и фиксацию (Купецкова) [77].

В актуализации необходимо воспроизвести процесс обучения дошкольников через сюжетно-ролевые игры на основе Древних мифов и легенд, расширяя рамки игрового образовательного пространства, для создания единой картины мира у дошкольника, с использованием естественных условий дошкольных образовательных учреждений.

Отображение имеет два варианта: прямое и косвенное (Л.С. Выготский). Мы будем изучать свойства явления образовательного пространства в прямом отображении. Л.С. Выготский указывал на то, что объект и метод исследования тесно связаны друг с другом [27]. Метод должен быть адекватен тому, что изучается. Мы изучаем игровую деятельность дошкольников, в данном случае сюжетно-ролевую игру, которая становится театрализованной внутри образовательного пространства. Мы создаем особые условия внутри образовательного пространства. Если условие — совокупность данных положений, лежащие в основе чего-либо, то образовательное пространство мы наполняем сюжетно-ролевой игрой, что делает возможным сделать продуктивной образовательную деятельность дошкольника, сделать максимальным восприятие обучающего материала и определяет собою любой процесс деятельности ребёнка.

Сюжетно-ролевую игру мы определяем как основное условие образовательного пространства.

Сюжетно-ролевая игра помогает педагогу сделать занятия с дошкольниками интегрированными и воздействовать на все органы чувств в восприятии обучающего материала и является связующим звеном между современным искусством и искусством прошлого как иллюстративным материалом. Это происходит потому, что усваиваемость полученных знаний дошкольником в игровой среде, основанной на культурологическом материале по искусству гораздо выше, чем в учебном занятии без использования игровых методик.

Для данного исследования актуально научные утверждения Б.П. Юсова о приобщении детей к искусству прошлого. «Сегодня на девяносто пять процентов мы приобщаем детей к искусству прошлого» в основном на факультативных и дополнительных занятиях в дошкольных образовательных учреждениях.

Юсов Б.П. писал о взаимодействии искусств в развитии детей на интегрированных занятиях [154, с. 11-12]. «Если ученик по восходящей пройдет системное образование в области многих художеств или научится разнообразить отклик души, учитывая все более сложные формы «вибрации чувств», и входить в нужный резонанс с искусством, он овладеет полифоническим воображением, достигнет определённой степени полихудожественной развитости» [154].

Искусству принадлежит «порождение образов», по выражению В.П. Зинченко [61].

Художественно-образное познание дошкольников происходит в художественно-эстетической культурной среде, которая является частью окружающего мира и может стать основой образовательного пространства.

Академик Д.С. Лихачёв обосновывает понятие экологии культуры, то есть культурной среды, в которой живет и развивается ребёнок, которую вбирает в себя с колыбели. Автор имеет в виду основы российской культуры, то есть культурной среды, среди которых первостепенное значение имеет родной язык и исторические традиции духовной жизни народа [175, с.175].

Практическая разработка модели образовательного пространства в театрализованных сюжетно-ролевых играх дошкольников

С позиций социально — педагогического подхода художественно эстетическое освоение мира дошкольниками трактуется как совместная деятельность сообщества педагогов, воспитателей и детей по освоению разно содержательных частей образовательного пространства. Такая трактовка предполагает особое взаимодействие ребёнка с окружающим миром, активизирует сферы художественно-эстетических переживаний продуктивного воображения, способствуют особому формированию театрализованного сюжетно-ролевого отношения к действительности. Освоение мира детьми происходит в художественно-эстетической осваивающей деятельности, в творческом процессе по созданию коллективного оригинального продукта — театрализованного мини-спектакля на основе сюжетно-ролевых игр. В данном диссертационном исследовании художественно-эстетическое освоение мира дошкольниками характеризуется закреплением результатов познания в структуре личностного опыта, чувственно логическими переживаниями. Целенаправленная образовательная установка дошкольника на художественно-эстетическое освоение мира с помощью образов театрализованной сюжетно-ролевой игры, является одним из важнейших компонентов предлагаемой нами театрализованной технологии.

Гармонизация теоретической и практической деятельности дошкольников связана не только с накоплением суммы образовательных культурно-исторических, художественно-эстетических знаний, но и с их применением в процессе образовательной, творческой деятельности в социальной среде и далее в школьном образовании.

Предлагаемое нами в ходе исследования образовательное пространство включает в себя векторное движение в ходе целевого образовательного процесса. Театрализованная сюжетно-ролевая игра как основа постигаемого или чувственно прожитого образа имеет пять уровней познания, которые осваиваются дошкольниками в процессе игры:

1) музыкально-звуковой уровень; он включает в себя звук, ритм, мелодию-иллюстрацию, пение, выступает как музыкальное изображение воображения;

2) ритмико-двигательный уровень; он включает в себя мимику, жест, движение; в танце воплощается двигательно-эмоциональная окраска переживаемого образа;

3) знаково-речевой уровень; он включает в себя звук, живое слово, речь, художественную прозу, поэзию; включает вербальное проявление образа;

4) художественно-визуальный (или символический) уровень; он включает в себя линию, цвет, пятно, цветовую гамму пятен, рисунок, живописные композиции как наиболее распространенный иллюстративный метод объяснения переживаемого постигаемого образа дошкольниками;

5) эстетико-полифонический (объединяющий) уровень; этот уровень заключительный, он выстраивает все образные переживания в единую картину познанного; в предлагаемом диссертационном исследовании — это театрализованный мини-спектакль на основе сюжетно-ролевых игр.

В результате, пройдя все уровни образного переживания — иллюстрирования, дошкольники приобретают представление переживаемого образа и многоуровневую способность освоения любого образовательного вектора внутри образовательного пространства и свободно переходят на любой уровень образной театрализованной сюжетно-ролевого игры. На основе этого осуществляется сенсорное насыщение детских представлений и действий, богатых разнообразием ощущений и чувств. Это даёт свои результаты по формированию художественно-эстетического развития ребёнка, при повторении фиксации пережитого (прочувствованного в образовательном пространстве) образа вносит в жизнь детей вдохновение.

В данном диссертационном исследовании предлагается разработанная модель образовательного пространства на основе театрализованных сюжетно-ролевых игр дошкольников как основной компонент дошкольного образования.

Данная модель образовательного пространства является динамичной и многоуровневой. Она выступает в качестве исходной теоретической основы формирования и развития программы мироосваивающей деятельности дошкольников с использованием новых театральных технологий.

Моделирование образовательного пространства позволяет увидеть межпредметные связи, которые лежат в основе наблюдаемых явлений художественно-эстетического освоения мира, образного отражения действительности, формировании художественно-эстетических и образовательных констант в мировосприятии дошкольника. Это является важным для гармоничной социализации личности ребёнка. Театрализованная сюжетно-ролевая игра представлена как компонент образовательного пространства, как условие для занятий по освоению мира на основе Древних мифов и легенд.

Похожие диссертации на Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников