Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЩЕМУ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 14
1.1. Проблема ансамблевого музицирования в музыкально-педагогической теории и практике 14
1.2. Музицирование как вид деятельности 28
1.3. Психолого-возрастные особенности подростков. 41
1.4. Предмет «общее фортепиано» в детской музыкальной школе 63
ГЛАВА II ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. 82
2.1. Содержание и методика опытно-экспериментальной работы 82
2.2. Констатирующий эксперимент 93
2.3. Формирующий эксперимент 100
2.4. Контрольный эксперимент 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 129
- Проблема ансамблевого музицирования в музыкально-педагогической теории и практике
- Содержание и методика опытно-экспериментальной работы
- Констатирующий эксперимент
Введение к работе
І Актуальность исследования.
На рубеже третьего тысячелетия формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и свое место в мире. Целью современной школы в связи с этим должна стать реализация заложенных в человеке возможностей путем развития его индивидуальности и воспитания личности. В условиях стремительно меняющегося современного российского общества осуществление данной цели требует новых идей и подходов в сфере образования.
Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях музыкального образования, в том числе начального. В музыкальной педагогике концепция развивающего обучения, согласно которой задачи развития уча- 4 щегося-музыканта выдвигаются как специальная цель фортепианной подго товки, была разработана в трудах Г.М. Цыпина. Представляется, что этот по- " стулат необычайно актуален для методики преподавания музыкально исполнительских дисциплин в системе массового начального музыкального воспитания и образования.
Массовое музыкальное воспитание и образование в России, в основном, осуществляется посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств (ДШИ) и детских музыкальных школ (ДМШ). Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы ДМШ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Принципиально важное значение этот тезис приобретает в отноше-нии преобладающей группы учащихся детской музыкальной школы, не ори ентированных на дальнейшее профессиональное образование. Осознание первостепенности задач общего музыкального развития учащихся неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места предмета общее фортепиано в подготовке учащихся ДМШ.
Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Очевидно, что положение учащихся фортепианного и не фортепианных отделений детской музыкальной школы принципиально разнятся: обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые или струнные инструменты ограничены в воспроизведении многоголосия. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету общее фортепиано это означает, в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты образования.
В настоящее время в музыкальной педагогике заметно возрос интерес к коллективным формам музицирования в целом, как-то: оркестровое, хоровое, ансамблевое. Однако в методике обучения игре на фортепиано учащихся-инструменталистов в детской музыкальной школе по-прежнему сохраняется установка на преобладание сольной формы исполнения, а роль коллективного (ансамблевого) музицирования не получила должного осмысления.
За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано, в силу ряда факторов оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле - просто более легкий по сравнению с сольным вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Более оправданной представляется другая точка зрения: игра в ансамбле - во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.
Ансамблевое музицирование издавна известно не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке. Совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является мощным стимулом в работе. Так, ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, мы считаем важным подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенно сти делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию как виду совместной деятельности.
Устойчивый интерес учащихся к ансамблевому музицированию позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений, репертуарный план помогает решать проблемы общего и музыкального развития учащихся. Однако позитивные аспекты ансамблевого музицирования специально не исследовались представителями музыкально-педагогической науки.
В связи с этим обостряется необходимость разрешения противоречий, возникающих между потребностью во всестороннем рассмотрении феномена ансамблевого музицирования и недостаточной изученностью как теоретического, так и практического аспекта данной проблемы, а также между необходимостью внедрения новых подходов к преподаванию предмета общее фортепиано в детской музыкальной школе и отсутствием научного обоснования способствующих этому психолого-педагогических условий. Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости совершенствования преподавания курса фортепиано для учащихся-инструменталистов в детской музыкальной школе (в частности, средствами ансамблевого музицирования).
Степень научной разработанности проблемы. Анализу философских, педагогических, психологических, методических аспектов проблемы посвящена обширная литература.
Общетеоретические, психолого-педагогические проблемы человеческой деятельности и формирования мышления рассматривались в трудах А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, П.П. Блонского, А.В. Брушлинского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др.; деятельностный подход к формированию личности разрабатывался в исследованиях Г.С. Батищева, Э.В. Ильенкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого, Э.Г. Юдина и др.; проблемы способностей и творчества отражены в работах Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, С.Л. Рубинштейна и др.; сущность феномена развивающего обучения исследована в трудах В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконина и др.; психолого-педагогические проблемы общего и специального музыкального образования представлены в исследованиях Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Т.Л. Беркман, Т.С. Комаровой, Л.А. Рапацкой, Л.И. Уколовой, Г.М. Цыпина и др.; проблема подросткового возраста нашла свое отражение в работах Ж.Пиаже, Д.И. Фельдштейна, Э. Эриксона и др.; основные положения теории и методики обучения игре на фортепиано изложены в трудах А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Н.И. Голубовской, А.Г. Каузовой, Г.М. Когана, Я.И. Милыптейна, Г.Г. Нейгауза, А.П. Щапова и др.; вопросы ансамблевого музицирования затронуты в исследованиях М.В. Бутневой, И.И. Польской, Е.Г. Сорокиной и др.
Однако изучение проблематики ансамблевого музицирования в классе общего фортепиано детской музыкальной школы в качестве самостоятельного исследования до настоящего времени не предпринималось.
Объект исследования - процесс обучения игре на фортепиано учащихся подросткового возраста в классе общего фортепиано детской музыкальной школы.
Предмет исследования - факторы, способствующие развитию комплекса музыкальных способностей и мышления подростков на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе средствами ансамблевого музицирования.
Его цель заключалась в научном обосновании и разработке методики преподавания общего фортепиано учащимся подросткового возраста на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.
Объект, предмет и цель определили задачи исследования:
1) проанализировать теорию и практику преподавания общего фортепиано учащимся подросткового возраста в детской музыкальной школе;
охарактеризовать психолого-педагогические особенности уча щихся данного возраста, которые смогут послужить основанием для эффективного обучения игре на фортепиано;
3) определить пути и средства, обеспечивающие максимальное развитие личности и музыкальных способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе;
4) разработать теоретическую модель и методические рекомендации, направленные на совершенствование методики преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе;
5) экспериментально проверить эффективность предлагаемых форм и методов работы.
Гипотеза исследования строилась на предположении о том, что ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в детской му зыкальной школе при работе с учащимися подросткового возраста формирует необходимые и достаточные условия для реализации задач развивающего обучения, если оно:
- понимается как комплексная методическая структура, аккумулирующая в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности;
- осознается как форма работы, позволяющая эффективнее развивать комплекс музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста, чем традиционная методика, основанная на исполнении сольных произведений;
обогащает спектр педагогических приемов, позволяющих активизи-ровать интерес учащихся подросткового возраста к занятиям музыкой по « средством реализации потребности в общении.
Методологическую основу исследования составили: концепции системного (М.С. Каган, Э.Г. Юдин и др.) и целостного (B.C. Ильин, В.В. Кра-евский и др.) подходов к рассмотрению педагогического процесса; психологическая концепция деятельностного подхода в развитии личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положение о личности как субъекте совместной деятельности и собственного развития в обучении (К.А. Абульханова-Славская, Б.Д. Эльконин); теория развивающего обучения и концепция о культурно-исторической обусловленности развития психики Л.С. Выготского.
Теоретической основой исследования явились: труды специалистов по проблемам деятельностно-творческой сущности человека, его творческой активности (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Г.С. Батищев, Я.А. Пономарев и др.; идеи об интегральных характеристиках личности, положения теорий личности, деятельности, общения (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмо-лов, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, А.В. Мудрик, С.Л. Рубинштейн и др.); об индивидуальности и ее развитии в деятельности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.); о проблеме музыкальных способностей (Л.Л. Бочкарев, А. Готсдинер, В.А. Петрушин, Б.М. Теплов и др.); о специфике процесса музыкального профессионального образования (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчаж-никова и др.). При этом особое внимание уделялось работам Г.М. Цыпина, в которых фундаментально разработана концепция развивающего обучения в музыкальной педагогике.
Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе государственного образовательного учреждения г. Москвы «Детская музыкальная школа им. В.В. Андреева». Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (1999-2000гг.) включал анализ и оценку современного состояния проблемы ансамблевого музицирования в теории и практике преподавания предмета общее фортепиано в детской музыкальной школе, а также был посвящен изучению философской, искусствоведческой, психологиче ской, музыкально-педагогической литературы. На этом этапе была разработана программа исследования в целом.
Второй этап (2000-2003гг.) был связан с осуществлением опытно-экспериментальной работы, которая состояла в проведении констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. На данном этапе была апробирована методика преподавания курса общее фортепиано для учащихся-инструменталистов детской музыкальной школы с активным применением ансамблевых форм музицирования.
Третий этап (2003-2004гг.) включал анализ итогов экспериментальной работы по теме исследования, обработку, систематизацию и оформление результатов исследования.
Методы исследования включали в себя:
теоретическое изучение и анализ психолого-педагогической и музыкально-теоретической литературы по проблеме исследования;
анализ и обобщение опыта корифеев музыкальной педагогики и методики преподавания музыки;
изучение современного опыта работы преподавателей детской музыкальной школы в классе общего фортепиано;
анализ и обобщение личного педагогического опыта автора исследования;
методы эмпирического уровня: целенаправленное педагогическое наблюдение, педагогические беседы, опросы;
опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты).
Научная новизна исследования заключается в следующем: - проблема развития комплекса музыкальных способностей и мышления подростков на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе средствами ансамблевого музицирования впервые явилась предметом исследования;
- выявлена специфика фортепианного дуэтного музицирования, определяющая эффективность его применения на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе с учащимися подросткового возраста;
- научно обоснована и экспериментально проверена методика развития комплекса музыкальных способностей учащихся-инструменталистов подросткового возраста в детской музыкальной школе на основе ансамблевого музицирования как фактора развивающего обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- понятие ансамблевое музицирование исследовано с позиций философии, психологии, педагогики, искусствоведения в контексте теории развивающего обучения;
- обоснована правомерность понимания ансамблевого музицирования как комплексной методической структуры, аккумулирующей в себе такие важные виды работ, как чтение с листа и эскизное ознакомление с широким кругом музыкальных произведений доступного уровня сложности;
- ансамблевое музицирование признано фактором, посредством которого на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе может быть реализована концепция развивающего обучения.
Практическая значимость исследования. Методика, разработанная автором, позволяет эффективно решать задачи развивающего обучения в системе начального музыкального образования, дает возможность педагогам значительно повысить интерес учащихся к дисциплине общее фортепиано в детской музыкальной школе. Основные положения, выявленные автором исследования, могут расширить и дополнить лекционные курсы по методике преподавания игры на фортепиано.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологической базой работы и теоретическим обоснованием проблемы; использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования. Правомерность полученных выводов подтверждена также данными опытно-экспериментальной работы, проверенными средствами математической статистики.
Личное участие диссертанта состоит в непосредственной разработке концептуальной основы исследования, организации и проведении опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ансамблевое музицирование в классе общего фортепиано в детской музыкальной школе является формой работы, соответствующей концепции развивающего обучения и позволяющей эффективно использовать сформулированные Г.М. Цыпиным музыкально-дидактические принципы обучения в исполнительских классах;
2. При обучении учащихся подросткового возраста в классе общего фортепиано в детской музыкальной школе активное применение ансамблевых форм музицирования позволяет: а) эффективно развивать весь комплекс музыкальных способностей учащихся; б) воспитывать навык чтения с листа; в) способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям музыкой;
3. Ансамблевое музицирование в классе общего фортепиано является формой работы, максимально способствующей удовлетворению одной из важнейших потребностей подросткового возраста, необходимой для полноценного формирования личности человека - потребности в общении, в частности, общения со сверстниками.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе проведения опытно-экспериментальной работы в государственном образовательном учреждении г. Москвы «Детская музыкальная школа им. В.В. Андреева». Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры хорового дирижирования Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова и на заседаниях кафедры музыкального образования Московского государственного областного педагогического института, в выступлениях на научно-теоретических конференциях, в числе которых: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкальной культуры, искусства и образования» (Челябинск, 2001г.), в публикациях, отражающих основные положения диссертации, а также при чтении лекций по курсу «Методика преподавания фортепиано» на музыкально-педагогическом факультете Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Проблема ансамблевого музицирования в музыкально-педагогической теории и практике
Ансамблевое музицирование как феномен во всех его аспектах представляет собой крупную и самостоятельную область исследования. Являясь одной из разновидностей камерной музыки, ансамблевое музицирование предстает как многогранное понятие, вбирающее в себя широкий спектр проблем и вопросов. Широта определения позволяет включить сюда все возможные разновидности струнно-скрипичных, фортепианных, народных, вокальных, камерно-инструментальных и других видов ансамблей.
Приступая к рассмотрению проблемы ансамблевой игры, необходимо проанализировать сам термин «ансамблевое музицирование». Он содержит два понятия: музицирование и ансамбль.
Слово «музицирование» происходит от немецкого musizieren, что означает «заниматься музыкой». Большая Советская энциклопедия выделяет два значения этого слова. Одно подразумевает исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Другое - игру на музыкальных инструментах вообще [32, С.89]. Подобная трактовка слова «музицирование» обуславливает неоднозначность его употребления. В специальной литературе музицирование как термин не определяется, хотя широко используется. Если проанализировать его употребление в специальной литературе, то приходится констатировать, что в музыковедении, равно как и в методике, нет единой точки зрения относительно семантики термина «музицирование». Чаще всего его смысл варьируется в зависимости от контекста.
Более точными представляются определения понятия «музицирование», представленные в Словаре современного русского литературного языка и Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова, определяющие значение глагола «музицировать» следующим образом: «проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой» [146, С. 1352; 160, С.276].
При трактовке музицирования как всякого занятия музыкой возникает вопрос: каково соотношение в этом термине профессионального исполнительства (читай - концертной деятельности) и любительского? Изучение педагогического наследия Г.Г. Нейгауза позволяет утверждать, что для него музицирование - это не столько концертная деятельность, сколько процесс ознакомления с музыкальными произведениями, имеющий об-щеразвивающее значение и расширяющий кругозор. У исследователя педагогической деятельности Г.Г. Нейгауза Б.Л. Кременштейн по этому поводу читаем: «Нейгауз утверждает, что заниматься развитием техники в «глобальных» масштабах следует лишь тем, кто в перспективе имеет реальную возможность стать концертирующим исполнителем. Всем остальным студентам (будущим концертмейстерам, педагогам и пр.) лучше использовать резерв времени для знакомства с музыкой, музицирования, чтения с листа, игры в ансамбле» [93, С.26-27].
Некоторые исследователи стремятся конкретизировать понятие «музицирование». К примеру, Л.А. Баренбойм трактует его как инструментальное исполнение уже созданного, в которое вносится свое, «сиюминутное», близкое к импровизации [23]. Наряду с этим современные авторы нередко употребляют понятие «музицирование» в качестве синонима понятия «исполнительство». Неоднозначность содержания понятия «музицирование» позволяет исследователям порой достаточно вольно трактовать его, тем самым фактически размывая истинное лексическое значение слова. К примеру: «В педагогической практике за сочинительским (курсив наш. - Д.Д.) и исполнительским видами музицирования закрепился и получил распространение термин «активное музицирование» [173]. Таким образом, автор определяет процесс сочинения музыки в качестве одной из форм музицирования. Подобное расширение семантики слова представляется спорным по сути и приводит к дополнительным проблемам, связанным с адекватностью его толкования и восприятия.
В данной ситуации представляются более корректными формулировки типа: «домашнее музицирование» (Е.Г. Сорокиной), когда четко определяется содержание употребляемого понятия.
В своей работе, для избежания разночтений, связанных с вышеозначенными терминологическими расхождениями, мы будем придерживаться позиции Л.А. Баренбойма, согласно которой «музицирование» толкуется прежде всего как всякое исполнение музыки и, таким образом, позволяет говорить о «музицировании» и в домашних условиях, ив процессе обучения. При этом в каждом частном случае характер музицирования будет оговариваться особо.
Содержание и методика опытно-экспериментальной работы
Как известно, в отечественной педагогике и психологии теория развивающего обучения была фундаментально разработана в трудах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и др. Главенствующий принцип этой теории основан на тезисе Л.С. Выготского о том, что обучение должно «забегать вперед развитию, вести его за собой, ориентируясь не на вчерашний или даже сегодняшний, а на завтрашний день в умственной деятельности обучающегося, на зону его ближайшего развития» [50,С.449].
Начиная с 60-х гг. XX века в педагогической науке разрабатывались различные подходы к построению развивающего обучения. Л.В: Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала; обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности; обеспечение осознания учащимися процесса учения.
В музыкальной же педагогике концепция развивающего обучения .. была разработана в работах F.M. Цыпина. Согласно данной концепции задачи развития учащегося-музыканта выдвигаются как специальная цель фортепианной подготовки. Представляется, что этот постулат необычайно актуален для методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин в системе массового начального музыкального воспитания и образования, в частности - преподавания общего фортепиано.
Мы солидарны с мнением Г.М. Цыпина о том, что задача педагога, работающего в системе массового музыкального образования, состоит не в том, чтобы добиться какого-то развивающего эффекта в занятиях с учеником, а в том, чтобы этот эффект был максимально высок [180, С.6].
Представляется, что на занятиях по предмету «общее фортепиано» такой формой работы, обеспечивающей максимальный развивающий эффект, является ансамблевое музицирование. Таким образом, привлечение подростков к ансамблевому музицированию можно признать фактором, способствующим реализации концепции развивающего обучения на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе.
В своей работе мы исходим из предположения, что такая форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях по общему фортепиано в детской музыкальной школе, позволяет эффективно использовать сформулированные Г.М. Цыпиным музыкально-дидактические принципы обучения в исполнительских классах:
1. Увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала.
2. Установка на овладение необходимыми исполнительскими навыками в сжатые отрезки времени.
3. Увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством.
4. Акцент на такую работу с материалом, при котором с максимальной полнотой проявилась бы самостоятельность, творческая инициатива учащегося-исполнителя [181, С.280-281].
В условиях детской музыкальной школы реализация принципов развивающего обучения прежде всего предполагает значительное расширение репертуарного плана учащихся, а также активное использование таких форм работы, как эскизное знакомство и чтение с листа музыкальных произведений разных исторических эпох и стилей доступного уровня трудности. Ансамблевое музицирование, понятое как комплексная методическая структура, позволяет максимально эффективно применять все вышеперечисленные формы работ на занятиях общего фортепиано.
При работе с учащимися-инструменталистами подросткового возраста ансамблевое музицирование позволяет гораздо более эффективно, чем основывающаяся на исполнении сольных произведений, традиционная методика преподавания игры на фортепиано, развивать весь комплекс музыкальных способностей учащихся. Это обусловлено тем обстоятельством, что ансамблевое музицирование способствует активному формированию
навыка чтения с листа, полноценному развитию гармонического и полифонического слуха, позволяет эффективно использовать такую форму работы, как эскизное знакомство с музыкальными произведениями. Увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала, широкий охват музыкальной литературы способствуют расширению кругозора учащихся, углублению знаний.
Констатирующий эксперимент
На уроках общего фортепиано этот негативный процесс выражается в стремлении преподавателя сообщить учащимся определенный минимум знаний, продемонстрировать наиболее важные элементы работы и выучить музыкальное произведение даже не вместе с учеником, а, фактически, вместо него. Задача учащегося при этом сводится к элементарному копированию.
При этом, нередко у учащегося нет возможности регулярно полноценно выполнять домашние задания, т.к. отнюдь не у всех дома есть инструмент фортепиано. Это вносит дополнительные сложности в процесс обучения.
При таком подходе у преподавателей, как правило, на занятиях уже не остается времени для ознакомления и освоения ни ансамблевых произведений, не предусмотренных программой, ни произведений современных композиторов (ансамблевых в том числе).
Естественно, хорошо, когда процесс воспитания идет не только качественно, но и быстро. Однако в музыкальном воспитании (как и в других областях человеческой деятельности) «планка» должна устанавливаться в соответствии с законами психологии, физиологии, логики и других наук о человеке. Педагог обязан делать уроки фортепиано такими, чтобы каждый учащийся (независимо от его индивидуальных способностей) обязательно испытал на себе величайшее воздействие музыки.
Следует отметить, что накопление учащимся чувственного опыта не складывается путем простого арифметического сложения, здесь, как и в любом человеческом опыте, важнейшей является не количественная, а качественная его сторона. В этом свою роль играет осознание чувственных данных и выработка знаний, понятий, обобщений, что связано с процессом мышления.
Во-вторых, как уже отмечалось выше, в традиционной системе преподавания музыкальных дисциплин в детской музыкальной школе наблюдается значительная обособленность содержания каждого отдельно взятого компонента музыкального обучения, отсутствие интеграции и взаимосвязи между различными предметами исполнительского и художественно-эстетического циклов. Это отрицательно сказывается на формировании музыкальной культуры, развитии мышления учащихся детской музыкальной школы. При этом сообщение тех или иных знаний или формирование умений обычно происходит достаточно формально, без подкрепления эмоциональной составляющей.
Следует отметить, что легче всего запоминаются полноценные знания. Известно, как ярко могут запечатлеться в памяти явления, вызвавшие сильные эмоции. Ученые отмечают, что чувственное и рациональное следует рассматривать не как две ступени познания, а как два момента, пронизывающие его во всех формах и на всех этапах развития. В процессе познания единство чувственного и рационального означает не следование одного за другим, а непременное участие того и другого в нашем познании.
Педагогические беседы с преподавателями показали, что педагоги-практики в классе общего фортепиано при работе с учащимися подросткового возраста, как правило, в качестве учебного материала используют сольные произведения. При этом произведения современных композиторов практически не исполняются. Игра в ансамбле на уроках практикуется крайне редко. В качестве основной причины этого большинство педагогов указало на нехватку времени.
При изучении практической работы преподавателей детской музыкальной школы в классе общего фортепиано обнаружилось, что основная масса педагогов в первую очередь обеспокоена тем, чтобы их ученики достойно выглядели на зачетных или экзаменационных выступлениях; тем, чтобы относительно приемлемо наладить пианистический аппарат обучаемого.
На практике это приводит к тому, что обучение игре на фортепиано ограничивается узко-технологическими задачами: овладением и относительным совершенствованием элементарных игровых навыков. Основной задачей учащихся при этом является пассивное и по возможности точное копирование продемонстрированных педагогом приемов звукоизвлечения и предложенных способов работы над музыкальным произведением. Развитие всего комплекса музыкальных способностей, навыка чтения с листа и игры в ансамбле, таким образом, отодвигается на второй план.