Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Научно-теоретические аспекты развития творческих потребностей школьников на занятиях по керамике 15
1.1. Психолого-педагогические особенности развития школьников 8-11 классов 15
1.2. Специфика развития творческих потребностей школьников на занятиях по керамике 30
1.3. Возможности творческого саморазвития школьников.на занятиях по керамике 39
Выводы первой главы 47
ГЛАВА II. Динамика творческого саморазвития школьников на занятиях по художественной керамике 50
2.1. Критерии оценки творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике 50
2.2. Проявление творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике (констатирующий эксперимент) 54
2.3. Методика творческого саморазвития школьников 8-11 классов на занятиях по керамике 72
Выводы второй главы 99'
Заключение 102
Список использованной литературы 106
Словарь специальных терминов 119
Приложения 129
- Специфика развития творческих потребностей школьников на занятиях по керамике
- Возможности творческого саморазвития школьников.на занятиях по керамике
- Проявление творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике (констатирующий эксперимент)
- Методика творческого саморазвития школьников 8-11 классов на занятиях по керамике
Введение к работе
Проблема исследования и её аюуалыюсть. В настоящее время педагогической наукой ведется активный поиск путей развития учебного процесса. Новые подходы в разработке методических рекомендаций для его совершенствования диктуются задачами, поставленными законом Российской федерации «Об образовании», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» и национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», которая требует «создания школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе, к знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессионхтьной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны». Следовательно, важнейшей задачей современной школы является стимулирование потребностей детей к творческой деятельности, воспитание личности, стремящейся к пониманию и освоению нового. Выпускникам школы необходимо быть готовыми к достижению высот, связанных с профессиональной успешностью, к выходу из трудных жизненных ситуаций. Формирование художественно-творческих потребностей, необходимых в процессе творческой самореализации личности на занятиях керамикой, является актуальной проблемой современной педагогики. Теоретический анализ структуры художественно-творческих потребностей с точки зрения технологии позволили выделить следующие ведущие творческие способности, которые влияют на успешность учебно-творческой деятельности в керамике: образное мышление, зрительная память, наблюдательность, творческое воображение, восприятие художественных образов. Были выявлены и дополнительные способности - эмоциональное отношение к создаваемому объекту, ассоциативное мышление, оригинальность мышления, сенсомоторные качества, самостоятельность, самокритичность.
Рассматриваемый возраст школьников (15-17 лет) отличается
кардинальными изменениями в психологии и физиологии личности; активное формирование потребностно-мотивационной сферы, что выражается в повышенной требовательности подростков к себе и окружающим, в превалировании значения мнения сверстников над мнением взрослых и ближайшего окружения, в обостренном восприятии критики. Стремление к увеличению багажа знаний, умений и навыков, характерное для этого возраста, способствует развитию творческого мышления при положительных эмоциональных переживаниях.
Декоративно-прикладное искусство играет особую роль в самореализации, в индивидуальном и творческом развитии личности, так как укрепляет позиции «Я» школьника в процессе деятельности.
Современная педагогическая наука рассматривает потребности как силы, побуждающие человека к деятельности, а, следовательно, в значительной мере определяющие его развитие. Таким образом, формирование потребностей к саморазвитию служит необходимым условием, которое обеспечивает становление личности, готовит её к творческой самореализации. Именно
потребность в творчестве заставляет школьника неординарно подходить к решению проблем независимо от того, возникают ли они в области искусства или бытовой сфере.
Изучение традиций и художественного наследия керамики способствуют развитию эстетического вкуса и формированию творческой самостоятельности. Обобщение педагогического опыта, методик преподавания керамики, которые позволили определить пути совершенствования преподавания данного вида декоративного искусства, нашло отражение в экспериментальной программе. В основу программы положено изучение многовекового опыта народных мастеров с одной стороны, освоение и использование современных технологий и техник с другой, что позволяет не только выявить выразительные особенности материала, но и грамотно использовать их.
Успешному решению поставленных задач призваны способствовать новые образовательные стандарты, которые содержат две части: обязательную и внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия. В старших классах планируется десять часов таких занятий в неделю, что, безусловно, является большим подспорьем для развития учащихся, для формирования у них целостного, социально-ориентированного взгляда на будущую жизнь.
Проблема развития творческих потребностей детей различными средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства рассматривалась во многих исследованиях. Вместе с тем разработка эффективных методов творческого саморазвития школьников, их реализация в процессе обучения является объектом пристального внимания учёных, особенно в современных условиях модернизации образования.
Теоретический анализ литературы показал, что в современной науке общепринятого определения понятия художественно - творческие потребности нет. Зачастую они рассматриваются и как совокупность психических средств и качеств, и как индивидуально - психологические особенности, имеющие отношение к успешной деятельности. Многие ученые выделяют общие (проявляющиеся во всех сферах деятельности) способности, развитие которых помогает формированию потребностей и их реализации.
Вопросам способностей и потребностей к творческой деятельности посвящены основательные труды психологов: Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.И. Дружинина, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др. Авторы отмечают, что творческие способности развиваются и совершенствуются под воздействием различных бытовых и общественных условий, неся в себе определенный отпечаток индивидуальности и, сформировавшись, перерастают в творческие потребности, нуждающиеся в реализации.
Проблема развития художественно - творческих способностей освещается в исследованиях В.Л. Дранкова, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, B.C. Кузина, Н.С. Лейтеса, СП. Ломова, А.А. Мелик-Пашаева, Б.С. Мейлаха. A.M. Матюшкина, Я.М. Пономарева, Б.М. Теплова, П.М. Якобсона и других.
Эффективным средством формирования и реализации творческих способностей является художественная деятельность. Теоретические вопросы активизации творческого потенциала, дидактические основы организации занятий рассматриваются в работах А.Д. Алехина, Н.С. Боголюбова, СИ. Игнатьева, В.В. Корешкова, B.C. Кузина, Р.И. Крутикова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловои и других. Непосредственно проблемами декоративно - прикладного искусства и его роли в формировании художественно — творческих способностей, потребностей, эстетического воспитания и развития культуры посвящены труды М.М. Кагана, Н.С. Лейзерова, А.С. Мидовского, С.Х. Раппопорта, Б.А. Рыбакова, А.Б. Рыбакова, А.Б. Салтыкова и других.
Значительное место в системе формирования художественно творческих потребностей, необходимых для саморазвития школьников, занимают работы по изучению искусства керамики, как одной из разновидностей традиционного декоративно - прикладного искусства. Многие факторы из истории развития керамических промыслов описаны в работах Н.С. Александровой, Н.Д. Бартрама, И.Я. Богуславской, Г.Л. Дайн, Л.А. Динцеса, Г.П. Дурасова и других авторов. Технология и особенности керамического производства раскрыты в работах А.И. Августинник, Л.Ф. Акуновой, В.Л. Крапивина, P.M. Миклашевского, И.П. Уваровой. Ряд исследований (B.C. Бадаев, М.С. Боголюбов, P.M. Варцава, Н.В. Ефремичева, Л.В. Неретина, Ю.А. Овчарова, Т.В. Саляева, Д.А. Хворостов, Е.Н. Хохлова и др.) посвящены выявлению возможностей художественной керамики в процессе творческого саморазвития личности. Однако работ, анализирующих занятия старшеклассников в системе дополнительного образования по керамике с целью развития их художественно-творческих потребностей, необходимых для саморазвития, практически нет, что делает работу своевременной и значимой.
Настоящее исследование призвано разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить методическую систему, обеспечивающую развитие художественно - творческих потребностей школьников 8-11 классов с дальнейшей их реализацией в процессе практической деятельности на занятиях по керамике в системе дополнительного образования (на примере детской художественной школы).
Проблема исследования заключается в поиске наиболее эффективных способов обучения, форм организации занятий по художественной керамике с целью подготовки учащихся на основе формирования их потребностей к творческому саморазвитию.
Цель исследования - научно-педагогическое обоснование условий творческого саморазвития учащихся, практическая разработка и экспериментальная проверка способов, форм и методов проведения занятий по керамике с учащимися 8-11 классов в системе дополнительного образования.
Объектом исследования является творческое саморазвитие подростка на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования.
Предметом исследования яшіяютея методико-педагогические средства активизации творческого саморазвития школьников на занятиях по
художественной керамике.
Гипотеза исследования. Если на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования акцентировать художественно-образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, то эффективность творческого саморазвития школьников значительно повысится.
Исходя из общей цели выдвинутой гипотезы и учитывая состояние проблемы, были определены следующие задачи исследования:
изучить существующую научно - теоретическую литературу с целью определения сущности творчества и его места в общей структуре личности;
изучить современное состояние проблемы развития художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие школьников в процессе занятий керамикой;
проанализировать психофизиологические и общие дидактические основы развития художественно-творческих потребностей учащихся 8-11 классов;
изучить современное состояние занятий по художественной керамике, определить содержание, формы и методы организации и проведения занятий в системе дополнительного образования;
разработать и экспериментально проверить программу по художественной керамике для учащихся детских художественных школ, направленную на их творческое саморазвитие;
определить критерии сформированности творческой самостоятельности учащихся в процессе выполнения художественных изделий из керамики;
разработать, по итогам и анализу экспериментальной работы, методические рекомендации по формированию художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов на занятиях художественной керамикой.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение, анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
изучение и анализ опыта работы учителей и педагогов дополнительного образования, занимающихся художественной керамикой;
изучение и анализ методических систем и учебных программ по художественной керамике в художественных школах и системе дополнительного образования;
проведение опроса, собеседования, анкетирования учащихся в процессе их творческой деятельности;
изучение и анализ продуктов деятельности учащихся;
психолого-педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ полученных результатов;
обработка полученных данных с целью проверки и корректировки эффективности предложенных программ и методических рекомендаций.
Основной базой исследования явилась художественная школа Северного административного округа города Москвы. Исследовашге проводилось в три этапа на протяжении почти десяти лет, включая учебу в заочной аспирантуре ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» в период с 2004 по 2008 годы.
На первом этапе исследования (2001-2004 годы) шло изучение научно-теоретических материалов связанных с художественной керамикой, ознакомление с практикой и методическими особенностями преподавания в системе дополнительного образования с целью определение степени разработанности проблемы. Выявлялась актуальность исследования, формулировалась гипотеза. Проводился поисковый эксперимент для определения роли, места и значения работы с керамикой в процессе формирования художественно-творческих потребностей, направленных на саморазвитие учащихся 8-11 классов. Констатирующий эксперимент, с целью определения исходных позиций исследования, его проблематики и методики, наряду с художественной школой САО г. Москвы, проводился также в ДХШ № 5 г. Москвы и МДАНХТ «Россия» (Московская детская Академия народного художественного творчества).
На втором этапе исследования (2004-2006 годы) разрабатывалась концепция программы «Художественная керамика» для учащихся художественной школы, проводилась экспериментальная работа по её апробации. Определялись оптимальные варианты материально-технического обеспечения при организации занятий по работе с глиной. Основное внимание было уделено экспериментальной апробации эффективности путей и методов развития художественно-творческих потребностей учащихся в процессе занятий керамикой, а также действенности предлагаемого содержания занятий, направленных на творческую самореализацию личности.
Третий этап исследования (2006-2008 годы) был посвящен анализу результатов экспериментальной деятельности, внесению соответствующих коррективов в процессе проведения контрольного эксперимента. Затем были проанализированы полученные результаты, обобщены и сформулированы выводы, которые подтвердили гипотезу исследования. Полученные данные оформлялись в виде диссертации.
Проблематика исследования, общая целеустановка и конкретные задачи определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
определены психофизиологические и педагогические основы развития художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов, позволившие разработать структуру, содержание, формы и методы организации занятий по художественной керамике в системе дополнительного образования с целью творческой самореализации личности;
выявлены возможности художественной керамики как средства развития творческой самореализации личности;
- дано научное обоснование курса «Художественная керамика» (для
учащихся 8-11 классов), направленного на творческую самореализацию
личности, а также профессиональную подготовку.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
теоретически определены и научно обоснованы возможности изучения искусства керамики в процессе формирования и совершенствования личностных качеств, в том числе социальной активности и творческих способностей;
теоретически обосновано содержание курса «Художественная керамика», направленного на творческую самореализацию личности.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что:
разработана программа «Художественная керамика» для учащихся 8-11 классов, занимающихся в системе дополнительного образования;
разработана система упражнений, заданий, технологических карт, направленных на развитие художественно-творческих потребностей в процессе занятий керамикой;
разработаны конкретные методические указания по организации рабочего места, подготовки сырья, выбора инструмента.
Разработанные и опубликованные материалы исследования могут быть использованы в системе дополнительного образования, в работе художественных школ, а также при организации занятий художественной керамикой.
На защиту выносятся:
разработанная, научно обоснованная к экспериментально проверенная методическая система развития художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов на занятиях керамикой;
система практических заданий по керамике, направленных на творческую самореализацию личности;
критерии диагностики уровня развития художественно-творческих потребностей школьников 8-11 классов в процессе занятий керамикой. Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты
современных работ по философии, психологии, педагогике, методике преподавания декоративно-прикладного искусства по проблеме исследования; теоретические и экспериментальные результаты данного исследования, позволяющие осуществить методологический подход к решению поставленной проблемы, а также использованием различных методов исследования, адекватных целям, задачам и логике работы, опытно-экспериментальной проверкой основных положений исследования. Они обеспечены воспроизводимостью результатов и использованием знаний, умений и навыков по работе с глиной, анализом количественного и качественного результатов исследования, представленных в основном тексте работы.
Апробация работы и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации, в процессе педагогической деятельности автора на занятиях с учащимися. Материалы и результаты работы стали основой докладов,
заслушанных в ходе традиционных научно-практических конференций на факультете изобразительных искусств и дизайна ГОУ ВПО МГПУ (Московского городского педагогического университета), начиная с 2005 года, постоянно. Предлагаемая программа обсуждалась и была рекомендована для системы дополнительного образования в Научно-методическом центре Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Результаты эксперимента постоянно обсуждались на заседаниях кафедры декоративного искусства ГОУ ВПО МГПУ. Теоретические положения исследования докладывались на научно-практических конференциях в МаГУ (Магнитогорском государственном университете).
Внедрение результатов осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы автора в качестве педагога и заведующего отделом керамики художественной школы САО г. Москвы и детских художественных школах № 5 и № 8 города Москвы. В эксперименте участвовало более 200 учащихся.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Специфика развития творческих потребностей школьников на занятиях по керамике
Обучение, ориентированное на развитие творческой личности, - это не формирование личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития творческих функций личности воспитанников. Философия образования исследует творческий подход посредством категорий субъекта, свободы, саморазвития, целостности диалога, игры как формы самопроявления личности. В нашем исследовании такой подход рассматривается в рамках предмета педагогики посредством категорий цели и содержания образования, методов обучения декоративно-прикладному искусству, художественной керамики в частности, и входящих в их состав конкретных технологий, критериев эффективности образовательного процесса, ориентированного на становление творческой личности обучаемого.
Образование, направленное на развитие творческой личности, достигает своих целей в такой степени, в какой создает ситуацию востребованности личности сил её самостоятельного развития и реализации творческих потребностей. К спектру функций, которые мы определили как творческое саморазвитие, могут быть отнесены функции креативности, свободы, самостоятельности, состязательности с различными жизненными и творческими препятствиями, развития индивидуальности, обеспечения духовного уровня жизнедеятельности и т.д.
Эти основополагающие личностные характеристики человека предполагают и определенные базовые характеристики педагогических средств, обеспечивающих их развитие. Для творческого саморазвития необходимо создание условий творческой свободы и состязательности; рефлексивная функция востребуется и развивается в условиях диалога- взаимодействия личности- с. открывающимся перед ней миром- культуры и искусства. Суть педагогики; ориентированной на. творческую личность, -создать условия, шанс, пространство выбора и, следовательно, проявления и развития творческих потребностей личности,
Переход к новой личностной парадигме - ведущая тенденция современного образования, закономерный итог развития образовательного мышления человека. На смену поверхностно-предметному освоению мира приходит глубинно-смысловое постижение мироздания человеком (Сериков В.В. «Образование и личность» - М.: «Логос», 1999. 235 с). На основании изучения данного вопроса можно сформулировать некоторые закономерности обучения ориентированного на формирование творческих потребностей, направленных на саморазвитие личности, в сравнении с аналогичными характеристиками обучения традиционного, ориентированного на знания. -При личностно ориентированном обучении элементом проектирования становится не фрагмент материала, а событие в жизни личности, дающей целостный жизненный опыт, в котором знания, умения и навыки (ЗУН) - часть его, -Проектирование обучения становится совместной деятельностью учителя и ученика. Диалог выступает здесь не как запланированная ситуация на учебном занятии, а как способ деятельности субъектов в образовании. -Стирается принципиальная грань между содержательным и процессуальным аспектами обучения: процесс (диалог, поиск, творчество) становится источником личностного опыта. -Обучение утрачивает традиционные для него черты искусственности и внешней регламентации и приближается к естественной жизнедеятельности человека. -Взаимодействие участников учебной деятельности утрачивает формальность и обретает черты межличностного, межсубъектного общения (Сериков В.В.). Переход к личностной, парадигме связан, таким, образом,, с решением задачи синтеза знаниево - стандартизированного и творческого-личностно-вариативного компонентов образования, построением образовательной системы нового поколения. Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организационных форм, учитывающих специфику предмета и его обучающие, воспитывающие и развивающие возможности. С этим связано многообразие методов осуществления педагогического процесса: методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательной деятельности; методы организации взаимодействия учащихся друг с другом; методы развития психических функций, творческих потребностей и личных качеств учащихся; методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального, психического и творческого развития учащихся. К методам организации деятельности относится: - приучение к самостоятельной работе, к работе с материалами, к самообслуживанию, организации рабочего места и др.; - упражнения по декоративному рисованию, стилизации природных форм, по освоению приемов художественной обработки материалов, работе инструментами, анализу произведений и др.; поручение-подготовка сообщений о народном декоративно-прикладном искусстве, керамических промыслах и производствах, подготовка сувениров, разработка эскизов и изготовление изделий, оформление выставки работ и т.д. Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у учащихся мотивации к данному виду деятельности. В современной педагогической науке накоплен большой арсенал методов, направленных на формирование положительных мотивов учения. Методы стимулирования можно условно разделить на три большие группы: - методы эмоционального» стимулирования». - поощрение, создание ситуации успеха в обучении, использование игр и игровых форм организации. учебнойдеятельности/ постановки системы перспектив; - методы организации познавательного интереса - выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета, метод стимулирования познавательным содержанием, методы создания ситуации творческого поиска. Важны в работе и некоторые специальные методические приемы активизации творческой деятельности учащихся: создание игровых ситуаций, метод наглядного сравнения, определяющий отдельные сходные признаки, ранее не замеченные, конструктивные различия, пропорциональные несоответствия при копировании образцов, а также несоответствия в поведении и поступках, расхождении слов с делом. Сравнение помогает развитию самоконтроля, наблюдательности и других качеств личности.
Возможности творческого саморазвития школьников.на занятиях по керамике
Один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, художественная керамика обладает неиссякаемым источником творческого вдохновения, развития художественного мышления и навыков практической деятельности, необходимой для творческого саморазвития личности. Занятия этим видом искусства в системе дополнительного образования нацелены на решение задач направленных на развитие художественно-творческих потребностей, являющихся стимулом саморазвития.
Разработка теоретических основ, представленных в 1-ой главе диссертационного исследования, и конкретизация этих положений позволили сформулировать и разработать совокупность педагогических условий для организации занятий, проведения эксперимента, формы контроля необходимого для анализа деятельности учащихся, качества выполненных работ и определения критериев оценки уровней знаний, умений и навыков.
Формы оценки качества знаний по этапам обучения: 1 -й этап - 8 класс - II полугодие: промежуточная аттестация по разделу с оценкой, просмотр с оценкой. 2-й этап - 9 класс - I полугодие: промежуточная аттестация по разделу с оценкой, просмотр с оценкой. 3-й этап - 9 класс - II полугодие: промежуточная аттестация по разделу с оценкой, просмотр с оценкой. 4-й этап - 10 класс - I и II полугодие: промежуточная аттестация по разделу с оценкой, просмотр с оценкой. 5-й этап - 10 класс - II полугодие; 11 класс - I полугодие: промежуточная аттестация по разделу с оценкой, итоговый просмотр с оценкой. Промежуточная аттестация проводится в конце выполнения каждого этапа работы, что позволяет школьникам анализировать совместно с педагогом ход выполнения задания; при необходимости скорректировать или исправить то, что вызывает определенное сомнение или неудовлетворение. Такой метод помогает учащимся хорошо подготовиться к итоговому просмотру. Для чистоты проведения эксперимента и четкого анализа работы учащихся нами были разработаны критерии оценок по разным направлениям и для разного уровня подготовленности школьников. Критерии оценки качества знаний: Соответствие идеи композиций заданной теме; Наличие творческого подхода к построению композиции (выразительность, яркость, оригинальность); Качество исполнения эскизного материала (аккуратность, профессионализм, самостоятельность решения, понимание технологии изготовления и технического задания на проектирование); Качество исполнения проектного материала (аккуратность, профессионализм, владение техникой проектной графики); Качество знаний технологических процессов в керамике; Степень владения технологией изготовления в керамике; Качество выбранного декорирования в керамике; Качество подбора керамических материалов; Выразительность скульптурного решения; Выразительность колористического решения. Специфические критерии оценки в процессе изготовления изделия в материале. Критерии оценки уровней знаний, умений и навыков. Высокий уровень характеризуется умением использовать декоративные и пластические свойства материала в работе; умелым подбором цветовых отношений и пластической выразительности в соответствии с творческой задачей и подчинением её общему художественному строю композиции; созданием функциональных художественных изделий на основе самостоятельно выполненных разработок; умением оригинально мыслить и использовать результаты различных технологических приемов в творческих работах. Средний уровень характеризуется знанием декоративной стилизации элементов, наличием трудности при подборе соответствия между формой изделия и характером декора; отсутствием навыков в использовании пластических и декоративных свойств материала; использованием декоративных свойств цвета в своих изделиях, но не всегда отражающих замысел автора; созданием декоративных композиций на основе традиционных приёмов или с использованием изученных композиций; созданием художественных изделий при консультации педагога; аккуратным выполнением работы в соответствии с технологией. Низкий уровень характеризуется отсутствием стилизации элементов природы или заменой её упрощенным изображением натурного объекта; отсутствием связи между характером декора и формой декорируемого изделия; отсутствием знаний и умений использования декоративных свойств цвета; умением разрабатывать композицию только с помощью преподавателя или с использованием готовых композиций - образцов; неаккуратностью выполнения работы, нарушением технологии изготовления изделия. Мониторинговое исследование динамики личностно профессиональных качеств учеников на всех этапах обучения. Для оптимизации и контроля личностно-профессионального развития учеников в процессе освоения дисциплины необходимо проводить социально-психологический мониторинг. Мониторинг позволяет осуществлять своевременную коррекцию образовательного процесса по освоению курса, отслеживать индивидуальное личностно-профессиональное развитие учеников, повышать их мотивацию к обучению. На каждом из этапов обучения качественный анализ входного, промежуточных, и итогового, тестирования учеников позволяет в целом оценивать эффективность и качество всей программы. Цели мониторингового исследования: Фиксация динамики личностных качеств, знаний и умений учеников в ходе обучения, обеспечивающая оценку эффективности как усвояемой программы «Художественная керамика», так и всей образовательной программы школы в целом. Получение оперативной информации для корректировки и индивидуализации учебного процесса. Повышение качественного уровня обучения на основе оперативно полученной информации. В соответствии с поставленными целями мониторинга решаются следующие задачи: 1. Определение уровня начальных знаний, умений, навыков, способностей и качеств (личностных и деятельностных) учеников. 2. Выявление значимых для учеников мотивов и потребностей. 3. Определение уровня личностного роста учеников, духовных интересов и потребностей - как основы познавательной направленности. 4. Определение уровня профессионального роста учеников по программе «Художественная керамика». 5:. Сравнение, уровня-, знаний и. умений, динамики, личностных качеств учеников:на всех- этапах обучения: 6. Выявление недостатков программы «Художественная керамика», степень ее межпредметной связи, (интеграции) с образовательной программой школы. Принципы организации и проведения мониторинга. 1. Целесообразным является проведение трех срезов мониторинга: в начале и в конце полугодия, и при проведении промежуточной аттестации по разделу. 2. Учитывая специфику Художественной школы, с целью определения уровня знаний, умений, навыков в процессе освоения курса удобно проводить аудиторные мониторинговые срезы (тесты) в виде клаузуры. Проводимые педагогом короткие (1 час) учебные упражнения в виде проектного эскиза (форэскиза), показывают развитие творческих способностей учащихся, развития воображения, образного мышления, фантазии, композиционных способностей, навыков яркого отражения творческих замыслов. Темы учебных упражнений для клаузуры подбираются педагогом по тематике текущего раздела и должны быть индивидуальны для каждого ученика. Тестирование учеников проводится в групповой форме на уроке. После тестирования проводится качественный анализ результатов, делаются выводы, осуществляется корректировка и индивидуализация учебного процесса.
Проявление творческого саморазвития школьников на занятиях по керамике (констатирующий эксперимент)
Показатели психических состояний. Эмоциональные проявления мы определяли по следующим показателям: восхищение, возбуждение, радость. Волевые проявления включали в себя целеустремленность, настойчивость, собранность. Интеллектуальные проявления определялись по следующим показателям: сосредоточенность; заинтересованность; любопытство; сомнение.
Качество учебно-творческих ученических работ поискового эксперимента оценивалось по следующим показателям: композиция; пропорция; пластика; интерпретация; выразительность; конструктивность; тектоника; обобщение; абстрагирование; единство стиля работы, понимание свойств используемого материала (какая глина).
Показатели качества способов творческой деятельности: вариативность (дополнения, изменения, преобразования, создание нового решения, новой комбинации из ранее усвоенных элементов); применение известного методического способа лепки в новом образном решении; поиск и нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий. Стремление к выбору своих собственных творческих тем, заданий. Показатели, характеризующие качество творческой активности личности, проявляющиеся в- процессе работы: увлеченность, захваченность деятельностью, самостоятельность в создании образа, инициативность в постановке своей изобразительной задачи (без задания преподавателя), находчивость х в творческих действиях, быстрота реакции, хорошая ориентировка в. условиях нового задания, чувствительность к новому (реакция на новизну).
Наши наблюдения показали, что первые практические задания почти у всех учеников вызвали недоумение отсутствием педагогической установки, разъясняющей творческий аспект деятельности и последовательность выполнения задания. Неудовольствие и недоумение выражалось мимикой лица и жестами. Вербально это проявлялось в вопросах: «А что делать? Как нужно лепить? Что делать дальше?» Многие останавливались и смотрели, что будут делать их товарищи. Здесь проявилась готовность учеников получать конкретные педагогические задачи, низкий уровень самостоятельности, творческой активности, репродуктивный характер мышления. Однако после того как ученики выразили неудовольствие в связи с отсутствием методической и теоретической установок, они принялись за работу. Мы обращали внимание также и на технику работы с глиной и последовательность работы. Практические работы четвертого этапа констатирующего эксперимента мы анализировали с помощью экспертов. Работы учеников, естественно, отличались по качеству. Но среди всех работ было отмечено экспертами по качеству общее стремление к натурализму, слабая конструктивность, низкий уровень выразительности. Математические данные практического этапа констатирующего эксперимента выявили, что наиболее высокий уровень психических состояний проявился в следующих показателях: эмоциональные -восхищение, радость; волевые - собранность; интеллектуальные - сомнение, заинтересованность, любопытство. Менее активными по проявлению психических состояний были.творческое возбуждение; целеустремленность; настойчивость; сосредоточенность. Цифровые показатели качества учебных ученических работ дали возможность отметить следующее. Наиболее удачно ученики справлялись с задачами на передачу пропорций (26%). Сложнее решались вопросы выразительности (4%), обобщения, абстрагирования (6%). Вызывали затруднение и такие аспекты, как пластика (8%), ритмичность (7%). Изучение качества способов творческих действий и качества творческой активности личности позволило отметить, что наиболее сложным для учеников оказалось освоение таких качеств творческих действий, как стремление к выбору своих тем, поиск и нахождение оригинальных приемов решения пластической задачи. Самостоятельность, инициативность, реакция на новизну, находчивость - показатели качества творческой активности личности, слабо проявляющиеся в деятельности учеников. Общий суммарный уровень творческой активности учеников, выявленный в поисковом эксперименте, показал: высокий уровень творческой активности - 12%; средний - 36,2%; низкий - 53,2%. В педагогических условиях занятий по керамике мы имели дело с живым процессом формирования творческих качеств личности, которые могут проявляться только в результате овладения навыками, умением, знанием. Поэтому в поисковом эксперименте мы условно говорим о той или иной степени проявления художественно-творческих потребностей. Судить об этой интенсивности мы могли косвенно по установленным нами уровням проявления художественных потребностей. Для более глубокого изучения проблемы мы провели ряд бесед с учениками на разных этапах обучения. Основными вопросами были: Какой вид деятельности Вы предпочитаете (имеется в виду копирование, частично-поисковый, творческий)? Что больше всего Вы цените в работах Ваших товарищей? Как Вьг думаете, что Вас больше всего, привлекает в занятиях керамикой (имеется ввиду материал, удовлетворение1 от работы, от общения, от получения интересных сведений)? Суммируя мнения и ответы учеников, можно сделать следующие выводы: 1. Ярко выражено желание учеников расширить объем работ, выполняемых на творческом и частично-поисковом уровнях. Но для этого не хватает основ знаний композиции, цветоведения, иногда навыка работы в данном виде деятельности. 2. Равноценно разделились ученики по вопросу об оценке работ своих одноклассников: часть выше всего ставит качество выполнения работы, вне зависимости от того, выполнена она по образцу или разработана самостоятельно; часто же опрашиваемых больше всего привлекает авторское, индивидуальное начало в работах одноклассников. 3. Спонтанно формирующиеся коллективы малых объединений не сохраняются. Возобновляются только при условии выполнения работы (как правило, большой по объему). 4. Оценивая мотивы заинтересованности учеников в занятиях керамикой, мы выделили три основные тенденции: ученики находят интересным саму прикладную деятельность (37%); ученики получают удовольствие от общения и работы в коллективе единомышленников, сверстников (78%); ученики получают удовлетворение от процесса работы, оценки произведенного, ощущают духовно-эмоциональный подъем после занятий в мастерской (43%). Проведенные беседы подтвердили наше предположение о необходимости акцентировать художественно-образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений, соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, с целью повышения эффективности творческого саморазвития школьников.
Методика творческого саморазвития школьников 8-11 классов на занятиях по керамике
Современная наука рассматривает потребности как силы, побуждающие человека к деятельности, а следовательно, в значительной мере определяющие его развитие. Таким образом, проявление творческого саморазвития служит необходимым условием, которое обеспечивает развитие личности.
Художественные и творческие потребности, как и творческие способности, являются основополагающими в художественно-творческой деятельности. РІменно потребность в творчестве заставляет человека неординарно подходить к решению тех или иных проблем независимо от того возникают ли они в области искусства или бытовой сфере. Потребности в эстетической деятельности и в творчестве являются неотъемлемыми характеристиками педагога-художника, поэтому столь важно создать оптимальные условия для формирования этих потребностей у учеников Художественнойпжолы в процессе обучения:
Изучение декоративно-прикладного- искусства; в частности керамики, способствует развитию художественного мышления, навыков изобразительной деятельности и формированию творческих потребностей. В процессе занятий керамикой проявляются и формируются такие творческие качества личности, как инициативность, оригинальность и гибкость мышления, индивидуальность. Изучение традиций и художественного наследия керамики способствуют развитию эстетического вкуса и формированию творческой самостоятельности.
Обобщение педагогического опыта, методик преподавания керамики, которые позволили определить пути совершенствования преподавания данного вида декоративного искусства. Это нашло отражение в экспериментальной программе.
В основу программы положено изучение многовекового опыта народных мастеров с одной стороны, освоение и использование современных технологий и техник при работе с керамикой с другой. Это позволяет не только выявить выразительные особенности материала, но и грамотно использовать их, ведет к более свободному, творческому обращению с материалом.
Значительный опыт учеников в создании реалистических образов и изображений и недостаток практического опыта в переработке их в декоративные, обусловил включение в программу ряда упражнений на стилизацию, так как отсутствие подобного опыта, технических навыков и приемов может тормозить возможности творческого саморазвития.
Проблема укрепления интереса к декоративному искусству с целью творческого саморазвития определила необходимость разработки ряда упражнений, способствующих активизации процессов восприятия, воображения и представления. Каждому этапу работы над декоративным образом должна соответствовать- конкретная установка, направленная на формирование творческой-опознавательной активности.
Весь комплекс учебных заданий должен носить .творческий характер, быть оптимально трудным, но при этом ориентироваться на высокий уровень художественно-творческих требований. В ходе исследования выявлено, что занятия, построенные с учетом этих особенностей, заставляют ученика совершенствовать навыки изобразительной деятельности, развивают мышление, умение анализировать, способствуют развитию профессионально значимых качеств личности и- влияют на формирование творческого саморазвития.
Результаты экспериментального исследования подтвердили наши предположения, а также доказали, что если на занятиях по художественной керамике в системе дополнительного образования акцентировать художественно — образные начала искусства керамики, а также разработать специальные упражнения и задания, направленные на развитие умений, соотносить эти начала керамики с её технологическими и декоративными возможностями, то эффективность творческого саморазвития школьников значительно повысится. Следовательно, предлагаемая нами научно обоснованная и экспериментально проверенная методическая система может быть предложена для использования с целью активизации творческого саморазвития школьников.
Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейших изысканий по проблеме влияния занятий художественной керамикой на формирование художественных потребностей и творческих способностей личности. Исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации учебного процесса.
Результаты исследования могут быть использованы при составлении и корректировке учебных планов, программ для художественных школ, лицеев, колледжей, кружков; организации спецкурсов и факультативов, а также при разработке учебно-методических пособий по художественной керамике.