Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Труфанов Дмитрий Олегович

Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности
<
Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Труфанов Дмитрий Олегович. Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 Красноярск, 2006 220 с. РГБ ОД, 61:07-22/81

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания универсумной социологии в исследовании ценностных ориентации личности 17

1. Методологические подходы к изучению человека в социологии и смежных дисциплинах 17

2. Понятие ценностей и ценностных ориентации в современной социологии 39

3. Методы исследований иррациональных компонентов ценностных ориентации личности 55

Глава 2. Методологические принципы универсумного подхода в практике исследований ценностных ориентации личности 73

1. Исследование особенностей ценностных ориентации практиков современных единоборств 73

1 2 Исследование особенностей ценностных ориентации российской Интернет-аудитории 130

3. Уровень эволюционного развития системы ценностных ориентации личности 143

Заключение 153

Библиография 157

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования.

Ценностные ориентации личности являются классической и вместе с тем не теряющей актуальность темой исследований в социологии и других социальных науках. Однако инструмент, применяемый социологами для изучения ценностных ориентации не всегда можно назвать адекватным. Так, подавляющее большинство исследований ценностной сферы основываются на рационалистическом подходе к пониманию человека. При всех бесспорных достоинствах данного подхода, он имеет весьма существенный недостаток: в рамках рационалистического подхода не учитываются в должной мере иррациональные компоненты мотивации социального поведения индивида. Этот недостаток отражается на методике исследований: исследователь получает от респондента вербально выраженную «поверхностную» информацию, представленную на рациональном уровне. При этом на ответы

' респондента оказывают влияние такие факторы как актуальные социальные

нормы, представления о должном, а также ориентации, содержащиеся на бессознательном уровне, которые могут противоречить вербально выраженным установкам [87]. Это нередко приводит к несоответствию полученных исследователем результатов и действительного положения вещей, а также к существенному различию данных, полученных разными исследователями об одном объекте.

6 Во многом преодолеть указанную проблему позволяет использование в

исследовании ценностных ориентации личности теоретико-методологических принципов постнеклассической социологии. В этой связи актуальным методологическим основанием исследований ценностной сферы человека выступает универсумная социологическая парадигма, ознаменовавшая переход социологической науки на постнеклассический этап развития. Универсумная социология включает концепцию человека, понимающую его в единстве рациональных и иррациональных компонентов. Опираясь на данную

концепцию, можно утверждать, что мощным фактором детерминации социального поведения человека являются иррациональные компоненты системы ценностных ориентации личности. К таким компонентам, в частности, относятся эмоциональные состояния переживаний индивидом его отношений с действительностью. Потребности в эмоциональных переживаниях лежат в основе особого рода ценностных ориентации, названных Б.И.Додоновым «проникающими» [31]. Эти ориентации весьма сложно обнаружить, основываясь на рационалистическом подходе, ибо они не представлены на рациональном уровне и респондент не всегда отдает себе отчет в действительных мотивах собственного поведения. Таким образом, универсумная концепция человека может и должна выступать методологической основой социологических исследований системы ценностных ориентации как инструмент, позволяющий исследовать как рациональную, так и иррациональную составляющую данной системы.

В настоящей работе представлен опыт применения универсумной концепции человека в качестве методологического основания исследования ценностных ориентации.

Степень научной разработанности темы.

Категория «ценностей» вошла в социально-философскую проблематику во второй половине XIX века на волне философского возрождения неокантианства. Теория ценностей в этот период была связана с именами Р.Г.Лотце, Г.Риккерта [18], в числе прочих оказавших влияние на немецкого социолога М.Вебера, который, как известно, ввел аксиологическую проблематику в социологию. Ценность, по М.Веберу, - это форма человеческого мышления, а также соотношение, соотнесенность человека с миром вещей, людей и духовных явлений [52]. Весомый вклад в развитие теории ценностей внес представитель французской социологической школы Э.Дюркгейм с его понятием «аномии». В американской социологической науке теория ценностей начала активно развиваться после первой мировой

войны. Исследования в области аксиологии в этот период были связаны с именами В.Томаса и Ф.Знанецкого, Э.Фэриса и Дж.Г.Мида, Т.Парсонса, У.Л.Колба и др.

На Западе проблема ценностей и ценностных ориентации развивалась в исследованиях таких авторов, как Р.Инглехарт, Х.Клагес, Е.Олдемейер, М.Рокич, Б.Шледер и др.

Исследования в области аксиологии проводились многими видными отечественными и зарубежными учеными. Среди них А.Абишева, О.Баккурадзе, В.Брожик, В.Виндельбандт, В.Василенко, Н.Гартман, А.Гулыга, О.Дробницкий, А.Здравосмыслов, В.Кобяков, В.Т.Лисовский, Б.В.Орлов, Э.Соколов, В.Тугаринов, Н.Чавчавадзе, М.Шеллер, Н.К.Эйнгор, В.А.Ядов и многие другие.

Во второй половине XX - начале XXI вв. неизменно возрастал интерес
исследователей к аксиологической проблематике. В этот период появляется
большое количество работ, посвященных проблеме ценностей и ценностных
ориентации: В.Г.Алексеева, А.Г.Асмолов, Н.Г.Багдасарьян, А.В.Битуева,
С.С.Бубнова, М.И.Бобнева, А.П.Вардомацкий, Б.И.Додонов,

А.М.Емельянов, Ю.М.Жуков, О.И.Зотова, И.Ю.Истошин, Л.Б.Косова, М.А.Котик, Л.В.Кансуэян, И.С.Кон, Н.И.Лапнин, Д.А.Леонтьев, А.А.Немцов, В.Г.Немировский, А.В.Немировская, Е.М.Никиреев, С.И.Попов, Е.А.Подольская, А.В.Петровский, И.А.Сурина, Т.Г.Суханова, В.П.Тугаринов, Ю.Н.Толстова, Н.С.Тимченко, М.Х.Титма, И.М.Чудинова, К.Д.Шафранская, Л.Г.Юлдашев, В.А.Ядов и др.

В последнее время проблема ценностных ориентации все больше
привлекает внимание исследователей. Так, сегодня можно привести
обширный перечень социологических исследований, посвященных проблемам
ценностных ориентации: Ю.В.Березутский, В.А.Бобахо, О.Н.Викторов,
Ю.Р.Вишневский, О.В.Горшкова, Д.Д.Невирко, Ю.В.Голиусова,
С.И.Григорьев, Д.Домашкин, Е.М.Захаров, С.Н.Иконникова,

Р.В.Картушов, В.И.Кузнецов, А.Г.Кузнецов, Л.Лин, С.И.Левикова,

і Е.А.Мамсурова, И.Д.Майкова, Т.Э.Петрова, Б.А.Ручкин, В.В.Скороходов,

З.К.Селиванова, С.Смышляев, В.Я.Суртаев, М.В.Сашенко, М.Тихонов, Э.Н.Фаустова, В.А.Хо-шу-де, В.Ф.Цымлов, И.Чичаева, В.И.Чупров, С.Шашкова, И.А.Шакеева, В.Т.Шапко, А.А.Щегорцев и другие.

Проблемам ценностных ориентации личности посвящены работы О.Н.Викторова, Ю.В.Голиусовой, О.В.Горшковой, А.А.Козлова, О.К.Крокинской, В.Т.Лисовского, Л.Лина, Т.Э.Петровой, Ю.А.Поссель,

З.В.Сикевич, Э.Н.Фаустовой, и др.

Ценностные ориентации современной молодежи исследовали О.Волкогонова, А.Малов, В.Г.Немировский, П.А.Стариков, Е.Панина и др.

Особенности ценностных ориентации практиков различных видов единоборств исследовали В.В.Скороходов, В.А.Хо-шу-де, Н.Ю.Шумакова.

Динамика и факторы формирования ценностных ориентации личности
исследовались в работах А.М.Гендина, Д.Домашкина, Н.М.Захарова,
В.И.Кузнецова, Е.А.Мамсуровой, С.Смышляева, М.Сергеева,

> З.К.Селивановой, М.Тихонова, В.Ф.Цымлова и др.

Сегодня также можно привести обширный перечень различных
аспектов проблемы ценностных ориентации, находящихся в фокусе
исследований социологов, философов, психологов и специалистов в областях
других общественных наук. Среди них особенности ценностных аспектов
молодежной субкультуры, трансформация ценностных ориентации личности
в современный переходный период, проблема ценностного разрыва
( поколений «отцов» и «детей», проблемы и факторы формирования

ценностных ориентации личности в современных условиях, тендерные аспекты системы ценностных ориентации, влияние современных агентов социализации на становление ценностной сферы человека, и многие другие.

Однако социологические исследования ценностных ориентации личности главным образом основываются на рационалистическом подходе к пониманию человека. Это значит, что сфера неосознанных побуждений человека, его эмоции и чувства почти всегда остаются «за кадром» таких

I исследований. Что касается исследований иррациональных компонентов

ценностных ориентации личности, то они имели место в психологии и были связаны с именем Б.И.Додонова. В 1978 г. вышла его работа «Эмоция как ценность», где автор определяет эмоциональное переживание как объект особой потребности индивида [31]. Ценностные переживания, находясь во взаимодействии с соответствующими актуальными потребностями личности, формируют особого рода ценностные ориентации, которые Б.И.Додонов назвал «проникающими». Проникающие ценностные переживания лежат в основе эмоциональной направленности личности. На социологические рельсы концепция эмоциональной направленности личности была переведена В.Г.Немировским, осуществившим с ее помощью ряд продуктивных социологических исследований. Сегодня концепция эмоциональной направленности личности является элементом универсумной социологии, которая исследует эмоции, состояния переживания индивидом своих отношений с действительностью как ценности и сверхценности.

» Исследования ценностной сферы, основанные на методологических

принципах универсумной социологии, велись Д.Д.Невирко, В.Г.Немировским, А.В.Немировской.

Иррациональный уровень ценностных ориентации личности обнаружен З.В.Сикевич, О.К.Крокинской и Ю.А.Поссель [109]. Данные авторы в работе «Социальное бессознательное» на широком эмпирическом материале показывают существование бессознательного уровня ценностных ориентации,

ь во многом определяющего поведение человека в различных ситуациях.

Однако, несмотря на безусловную эвристическую ценность данных исследований, целостного представления о системе ценностных ориентации в единстве ее рациональных и иррациональных компонентов они не дают. Вместе с тем, сложились объективные предпосылки для изучения системы ценностных ориентации как единства рациональных и иррациональных компонентов. С одной стороны, Б.И.Додоновым, В.Г.Немировским, З.В.Сикевич, О.К.Крокинской, Ю.А.Поссель эмпирическим путем обнаружен

иррациональный уровень ценностных ориентации. С другой стороны, универсумная социологическая парадигма предоставляет методологическое основание для теоретического осмысления системы ценностных ориентации в единстве рациональных и иррациональных компонентов.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является постнеклассическая социология как способ понимания социальной реальности.

Предметом исследования является универсумная концепция человека как методологическая основа изучения системы ценностных ориентации личности. Цель и задачи исследования. Целью исследования является апробация универсумной концепции человека в качестве методологической основы исследования ценностных ориентации личности.

Для достижения поставленной цели, в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

выявить основные компоненты системы ценностных ориентации личности;

выявить уровни ценностных ориентации;

установить факт соответствия или несоответствия социально-детерминированного и реального уровней системы ценностных ориентации;

определить минимальный универсум системы ценностных ориентации личности;

установить факт сходства или различия социально-детерминированного и реального уровней ценностных ориентации различных социальных общностей.

І Основная гипотеза исследования.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии являются актуальным методологическим основанием исследований ценностных ориентации личности. Данные принципы выражены в универсумной концепции человека, понимающей последнего в единстве рациональных и иррациональных компонентов. Содержанием универсумной концепции человека как методологического основания исследования ценностных ориентации личности является применение диатропического принципа минимального универсума для изучения ценностной сферы человека.

Гипотезы-следствия.

Гипотезами исследования являются следующие утверждения:

ценностные ориентации личности включают два базовых компонента -
рациональный и иррациональный;

' ценностные ориентации включают два уровня - социально-

детерминированный и латентный. Социально-детерминированный уровень отражает ориентации на ценностные переживания, отражающие действующие социальные нормы. На латентном уровне представлены ориентации, в той или иной мере не согласующиеся с социальной нормой, но оказывающие влияние на поведение индивида. Совокупность ориентации, представленных на данных уровнях, составляет реальный

\ уровень ценностных ориентации личности;

ценностные ориентации, представленные на рациональном и иррациональном уровнях, нередко не соответствуют, а порой противоречат друг другу;

минимальный универсум системы ценностных ориентации личности позволяет выявить уровни эволюционного развития ценностной системы как индивидов, так и различных социальных общностей, включающие социально-детерминированный и реальный уровни;

если социально-детерминированный уровень эволюционного развития
системы ценностных ориентации различных социальных групп и
общностей различается, то реальный уровень остается сходным.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составляют:

постнеклассический подход в социологии, выраженный в теоретико-методологических принципах универсумной социологической парадигмы;

универсумная концепция человека, лежащая в русле универсумной социологии;

концепция эмоциональной направленности личности как элемента универсумной социологии.

Решение поставленных в диссертационной работе задач осуществляется посредством научных принципов системного анализа с использованием диатропической познавательной модели.

Методы диссертационного исследования.

Основным методом сбора эмпирических данных является метод анкетного опроса. В анкете представлено три смысловых блока (приложение 1). Первый блок анкеты составил вопросник «Эмоциональная направленность личности», направленный на выявление иррационального уровня ценностных ориентации. Второй блок представлен методикой «образ желаемого будущего», призванной обнаружить социально-нормативный уровень ценностной системы индивида. Третий блок анкеты традиционно является социально-дмографическим.

Основным инструментом анализа данных выступила универсумная социологическая парадигма.

Эмпирическую базу настоящей работы составили результаты следующих социологических исследований, осуществленных в 2004 - 2006 гг.:

» исследование особенностей ценностных ориентации практиков

современных единоборств, проведенное автором в 2004 - 2005 г. (686 респондентов);

анализ особенностей ценностной направленности российских Интернет-пользователей, проведенный автором в 2006 г. (500 респондентов);

социологический анализ влияния региональных СМИ на массовое сознание населения Красноярского края, проведенного в 2005 г. Сибирским центром социальной экспертизы и консалтинга по заказу московского журнала «Эксперт» (998 респондентов).

В общей сложности анализ универсумной концепции человека как методологической основы системы ценностных ориентации личности осуществлен на эмпирическом материале, полученном в результате опроса 2184 респондентов с использованием методики «Эмоциональная направленность личности».

* Положения, выносимые на защиту:

универсумная концепция человека является новым актуальным методологическим основанием исследований ценностных ориентации личности;

универсумная концепция человека позволяет изучить ценностные ориентации как систему, состоящую из двух базовых компонентов -рационального и иррационального;

f универсумная концепция человека позволяет выявить как рациональный,

так и иррациональный компоненты системы ценностных ориентации. Иррациональный компонент включает социально-детерминированный и латентный уровни, где первый является отражением социальных норм, а второй представляет скрытые ориентации индивида. Совокупность рационального и иррационального компонентов составляет реальный уровень ценностных ориентации личности;

универсумная концепция человека позволяет непосредственно обнаружить тот факт, что ориентации, представляющие рациональный и иррациональный уровни ценностной системы могут не совпадать или противоречить друг другу;

универсумная концепция человека позволяет определять уровни эволюционного развития системы ценностных ориентации человека, представляя тем самым новый метод оценки качества, как общественного развития, так и индивидуального развития личности.

Научная новизна исследования состоит в том, что в качестве нового методологического основания исследования ценностных ориентации личности применяется универсумная концепция человека, воплотившая теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии. Такой подход позволил получить новые теоретические результаты.

Система ценностных ориентации представлена как единство рациональных и иррациональных компонентов, осуществляющих регуляцию социального поведения индивида, выявлены их уровни, проявления и возможности исследования.

В исследовании использован новый, заимствованный из психологии, метод исследования иррациональных компонентов системы ценностных ориентации - методика «Эмоциональная направленность личности». Данный метод позволяет исследовать проникающие ценностные ориентации индивида, открывая доступ к иррациональным компонентам ценностной системы.

Вместе с тем впервые социологическому анализу подвергаются современные единоборства как система социальных взаимодействий. Современные единоборства рассматриваются как специфический вид социальной практики, продуцирующий определенные социальные типы личности.

Конкретные элементы новизны:

обоснована универсумная концепция человека как новое методологическое основание исследования ценностных ориентации личности;

описан минимальный универсум системы ценностных ориентации личности, представленный как система, имеющая в основе два базовых элемента (рациональный и иррациональный), в процессе развития образующая три иерархических уровня, которым соответствуют семь уровней ее эволюционного развития;

выявлены рациональный и иррациональный компоненты ценностной системы индивида, где первый выражен в виде рациональных ценностных предпочтений, существующих на вербальном уровне респондента, а второй представляет «проникающие» ориентации на эмоциональные ценности;

выявлен латентный уровень ценностных ориентации личности, на котором представлены ориентации, в той или иной мере не согласующиеся с действующими социальными нормами, но выступающими как фактор мотивации социального поведения индивида;

выявлены уровни эволюционного развития системы ценностных ориентации индивида, социальной общности, а также апробирован метод их определения;

выявлен вероятный уровень эволюционного (духовного) развития, характерный для современного российского социума;

впервые осуществлен социологический анализ нового для социологии объекта - ценностных аспектов современных единоборств, где единоборства представлены как система взаимодействий, продуцирующая определенные социальные типы личности их практиков.

Научная значимость диссертации.

Научная значимость диссертации состоит в следующем:

p расширена методология социологической науки за счет апробации

универсумной концепции человека в качестве методологической основы исследований ценностных ориентации;

теоретически и эмпирически обоснована концепция системы ценностных ориентации как единства рациональных и иррациональных компонентов;

внесены существенные дополнения в социологию личности за счет апробации методологии и методики исследования иррациональных компонентов системы ценностных ориентации;

применен новый в социологии метод исследования эмоциональной направленности личности как способ изучения иррациональных компонентов системы ценностных ориентации;

развита социология спорта, путем изучения эмоциональных сторон ценностных ориентации молодежи, занимающейся спортивными видами единоборств.

Практическая значимость диссертации.

Практическая значимость работы состоит в апробации универсумной
концепции человека в качестве методологической основы изучения
ценностных ориентации личности. Данная концепция, как методологическая
основа, позволит в будущих научных изысканиях во многом преодолеть
известную ограниченность рационалистического подхода к пониманию
человека. Вместе с тем универсумная концепция позволит оптимизировать
*" исследования ценностной сферы человека, сделав их результаты в большей

степени соответственными действительности за счет учета иррациональных компонентов мотивации поведения индивида.

Апробация работы.

Результаты исследования освещались:

на XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и
молодых ученых «Ломоносов» (секция социология молодежи), в докладе

«Изучение особенностей эмоциональной направленности личности молодежи в практике современных единоборств (рукопашного боя)», Москва, МГУ им. М.В.Ломоносова, 12-15 апреля 2005 г.;

Научные публикации по теме диссертации.

  1. Труфанов, Д.О. Социологический подход к анализу современных единоборств / Д.О. Труфанов // Сибирский социологический вестник. Приложение к межрегиональному журналу «Образование и социальное развитие региона», №1/2005.- С. 249 - 257.

  2. Труфанов, Д.О. Изучение особенностей эмоциональной направленности личности молодежи в практике современных единоборств (рукопашного боя) / Д.О. Труфанов // Материалы XII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том 3-М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 272 - 274.

  3. Труфанов, Д.О. Эмоциональная направленность личности молодежи в практике современных единоборств / Д.О. Труфанов // Духовно-исторические чтения. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Отв. ред. Северьянов М.Д., Красноярск, КрасГАСА, 2005. -С. 50 - 63

  4. Труфанов, Д.О. Ценностная социологическая концепция современных единоборств: монография / Д.О.Труфанов. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2006. -129 с.

  5. Труфанов, Д.О. Единоборства в современном обществе: ценностная социологическая концепция / Д.О. Труфанов // XVI Уральские социологические чтения - социальное пространство Урала в условиях глобализации - XXI век. Материалы международной научно-практической конференции (Челябинск, 7-8 апреля 2006 года). В 3 ч./ Отв.ред. С.Г. Зырянов. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2006. - Ч. 1. - С. 67 - 72.

  1. Труфанов, Д.О. Универсумный подход к изучению человека: новое методологическое основание аксиологических исследований / Д.О. Труфанов // Ученые записки. Выпуск 7. - Волгоград: изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2006. - С. 481 — 486.

  2. Труфанов, Д.О. О методологии социологических исследований личности / Д.О. Труфанов // Вестник КрасГУ. - 2006. - №3/2. - С. 30 - 34.

  3. Труфанов, Д.О. Универсумная социология в исследовании ценностных ориентации личности / Д.О. Труфанов // Сборник научных трудов молодых ученых и специалистов / Чуваш, ун-т. Чебоксары, 2006. - С. 5 -10.

Структура диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении обосновывается актуальность темы, приводятся цели, задачи и гипотезы исследования. В первой главе обосновывается универсумная концепция человека как методологическое основание исследования ценностных ориентации личности, а также приводятся методы исследования иррациональных компонентов данной системы. Вторая глава посвящена апробации универсумной концепции человека в качестве методологического принципа аксиологических исследований. Здесь описываются результаты исследований ценностных ориентации практиков современных единоборств, российской Интернет-аудитории, а также жителей Красноярского края. В заключении обобщаются выводы по результатам диссертационного исследования. Приложение содержит статистический материал исследования в форме таблиц, а также образец методического материала, с помощью которого диссертантом были получены эмпирические данные.

Методологические подходы к изучению человека в социологии и смежных дисциплинах

Система ценностных ориентации является неотъемлемой частью личности. Изучая ценностные ориентации, необходимо обратиться к теоретико-методологическим основаниям изучения человека как носителя личности, т.к. теоретический подход к пониманию человека определяет угол зрения и на его ценностно-потребностную сферу.

В широкой степени обобщения, методологические основания изучения человека восходят к тем или иным философским концепциям, составляющим основы различных парадигмальных подходов. В общем виде философские концепции человека разделяют на объективистские и субъективистские [101]. Основанием для такого разделения является вопрос о том, детерминировано ли бытие человека внешними социальными факторами или определяется феноменами индивидуального «Я». В рамках объективистских концепций считается, что человек находится в объективной зависимости от содержания и характера той реальности, в которой он существует (позитивистские концепции). В этой зависимости проявляется социально-историческая, космическая закономерность существования мира. Субъективистские концепции трактуют человека как существо, в той или иной мере независимое от объективных сфер. Поведение, направленность действий человека в данном случае объясняется наличием внутренних человеческих потенций, индивидуальными внутриличностными коллизиями (экзистенционализм). Попытка объяснить систему ценностных ориентации с позиций того или иного из упомянутых подходов неизбежно ведет к одностороннему пониманию ценностной сферы человека. Так, объясняя последнюю с позиций объективистского подхода, исследователь придет к нормативному пониманию ценностей. Здесь ценности-нормы, являясь надличностным началом, играют ведущую роль в формировании человека как социального существа. Тем самым утверждается социальная обусловленность индивидуально-личностных характеристик человека. При рассмотрении системы ценностных ориентации человека с позиций субъективистского подхода, ценности следует понимать как объекты индивидуальных потребностей человека. При этом субъективное ценностное отношение индивида касается и социальных норм как объектов внешнего мира.

Анализируя приведенные подходы, нельзя не признать, что ценности-нормы существуют и воздействуют на человека в обществе. Они являются важнейшей составляющей культуры и выполняют необходимые функции в системе социального контроля. Вместе с тем следует согласиться с субъективистским подходом и признать существование ценностей как внутренних побудителей и регуляторов поведения индивида. Понимание ценностей как объектов индивидуальных внутренних ориентации позволяет объяснить, в частности, факты отклоняющегося поведения индивида. В таком положении вещей проявляется противоречивая сущность мотивации человеческого поведения, выраженная в известной этической проблеме противоречия между должным и сущим [100]. Таким образом, встает вопрос о синтезе объективистского и субъективистского подходов к пониманию природы и сущности человека.

Попытка создать синтетическую философскую концепцию осуществлена, в частности, в «философской антропологии» - философской школе, возникновение и существование которой связано с именами М.Шелера, А.Гелена, Г.Плесснера и др. Представители этой школы предприняли попытку философского объяснения человека во всей полноте его бытия. При этом внимание исследователей было обращено как на законы социального развития, так и на духовное и психическое начала человека [45]. Такой угол зрения позволил М.Шелеру указать на антропологический дуализм духа и жизни как сущностную идею человека. Шелер пишет об эмоциональном и рациональном, индивидуальном и социальном, духовном и телесном началах, составляющих человека [138]. По мнению исследователя, дух, как сущностную черту человека, составляют способность к интеллектуальному познанию и эмоционально-чувственное отношение к миру.

Приведенные утверждения имеют важнейший методологический смысл. В частности, идеи философской антропологии позволяют утверждать дуалистическую сущность человека. Человек представляет собой единство индивидуального и социального. Индивидуальное есть совокупность внутренних предпосылок и детерминант человеческого бытия, социальное -совокупность предпосылок и детерминант внешних. При этом дух также предстает как дуалистическое единство абсолютного и индивидуального, внешнего и внутреннего в человеке. Дух, по утверждению М.Шелера, с необходимостью носит личностный характер. «...Личность есть монархически упорядоченная структура духовных актов, которая представляет собой уникальную самоконцентрацию единого бесконечного духа, в котором коренится сущностная структура объективного мира» (Шелер [139, с. 13]). Выделяя человека из животного мира, дух имеет способность к постижению качественного бытия предметов в их объективном существовании [101]. Здесь дуализм духа проявляется в виде рационального и иррационального начал -интеллектуального и эмоционально-чувственного отношения к миру.

Понятие ценностей и ценностных ориентации в современной социологии

Понятия ценностей и ценностных ориентации в социологической науке имеют множество дефиниций и являются предметом рассмотрения в работах многих российских и зарубежных исследователей: В.Г.Алексеева, О.М.Баккурадзе, А.С.Богомолов, П.Блау, Г.Блумер, П.Бурдье Г.Беккер, А.В.Битуева, С.С.Бубнова, В.О.Василенко, А.П.Вардомацкий, С.И.Григорьев, О.Дробницкий, Ф.Знанецкий, А.Г.Здравосмыслов, А.И.Запесоцкий, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, У.Л.Колб, А.А.Козлов, А.Г.Кузнецов, В.И.Кузнецов, И.С.Кон, М.Б.Клейман, С.А.Кугель, Н.И.Лапин, Д.А.Леонтьев, В.Ф.Левичева, В.Т.Лисовский, В.С.Магун, Дж.Мид, Р.Мертон, Н.Д.Никандров, В.Г.Немировский, В.Б.Ольшанский, Т.Парсонс, М.Рокич, А.А.Ручка, П.И.Смирнов, Н.Э.Смирнова, Е.Г.Слуцкий, И.А.Сурина, З.В.Сикевич, П.Сорокин, В.А.Спиридонова, У.Томас, В.П.Тугаринов, М.Х.Титма, И.В.Фролов, Н.А.Шматко, Л.Г.Юлдашев, В.АЛдов и др.

Сегодня существует различные подходы к пониманию ценностей, классифицируемые по тем или иным основаниям. Так, существует классическое разделение данных подходов на натуралистический психологизм (А. Мейнонг, Дж. Дьюи, К.И. Льюис), аксиологический трансцендентализм (Баденская школа неокантианства), культурно-исторический релятивизм (Дильтей). В рамках нашего исследования наиболее функциональной представляется классификация подходов к пониманию ценностей, в рамках которой выделяются философский, психологический и социологический подходы [26]. Основанием для такого разделения являются различные смыслы, вкладываемые представителями указанных подходов к пониманию ценностей. Философский подход предлагает понимать ценность как философскую категорию, представляет ценность в общей структуре бытия, социологический подход трактует понятие ценность как компонент социальной системы (культуры), психологический подход понимает ценности как индивидуально-личностные образования, занимающие важное место в структуре личности.

Для современной социологии характерна интеграция различных подходов к пониманию личности и в особенности социологического и психологического подходов. Подобный междисциплинарный подход позволяет получать более полную информацию о различных аспектах личности и социального поведения человека. Такую интеграцию можно увидеть в современной социологической литературе, где прослеживаются два смысла в понимании ценностей - нормативный, где ценности выступают как система социально-нравственных норм, которыми должен руководствоваться индивид в повседневной жизни (общественные ценности) и субъективный, где ценности определяются как образования, удовлетворяющие актуальные индивидуальные потребности человека (индивидуальные ценности). При этом, строго говоря, первый из упомянутых смыслов является собственно социологическим, в то время как второй - психологическим. Однако во многих исследованиях эти подходы тесно взаимосвязаны.

В американской социологической теории существует тенденция отнесения понятия «ценность» к области нормативного, отождествление понятий «ценность», «норма», «нормативное убеждение» [47]. Первый систематический обзор понятия ценностей в американской социологии был осуществлен представителем Чикагской школы У.Томасом в соавторстве с Ф.Знанецким в работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» в 1918 г. Под ценностью авторы понимают любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки понимаются как субъективная ориентация членов группы по отношению к ценностям. Хотя Томас и Знанецкий признают существование индивидуальных ценностей наряду с общественными, интересуются они в первую очередь последними [47]. Концептуализацию ценностей как элементов личности в американской социологии осуществили Э.Фэрис [150] и Дж.Мид [149]. Ценности, по их мнению, обладают и объективным аспектом и установочным (субъективным) аспектом, являющимся элементом ориентации личности. Социальные установки являются частично субъективным отражением социальных правил.

Нормативная теория ценностей характерна для представителей структурного функционализма (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др.). В фокусе внимания западных социологов традиционно находятся проблемы поддержания социального порядка в обществе, что обусловливает их интерес к структуре и функциям ценностей, механизмам их воздействия на человека, организующему значению ценностей в обществе и жизни человека. Обращают внимание западные социологи и на индивидуальный (личностный) уровень ценностей. Его сущность объясняется с помощью понятия интериоризации - перехода социальных норм во внутренние мотивы поведения, в чем выражается один из важнейших видов социального контроля над поведением индивида. Таким образом, ценности обладают и социальной и личностной функцией.

В.Е.Боборыкин и Ю.Г.Зинченко справедливо указывают на существование психологического подхода к пониманию ценностей в западной социологии, который представляют, в частности, социологи Р.Перри, В.Вильямс, А.Грин и др. [10]. Так, определяя ценность, Р.Перри отмечал, что ценностным фактом является любой объект интереса. Ценность определяется интересом, который детерминирован ожиданием результата. В.Вильямс определяет четыре качества ценности [151]:

1. ценности имеют концептуальный элемент, который более глубок, чем только чувства, эмоции или потребности. В этом смысле, ценности могут пониматься как абстракции, выведенные из опыта;

2. ценности аффективно наполнены или включают определенное истолкование, имеющее эмоциональный аспект;

3. ценности не являются конкретными целями действия, но соотносятся с целями так, что служат критериями для их выбора. Они направлены на те предметы, которые определены как ценности; 4. ценности существенны.

Таким образом, в западной социологии, наряду с традицией истолкования ценностей в нормативном плане, существует психологическое направление, в рамках которого ценности понимаются как индивидуально-личностные образования. В русле психологического направления ценности непосредственно связываются с интересами личности и включают в себя эмоциональный компонент.

В отечественной социологической науке проблема ценностей начинает целенаправленно разрабатываться со второй половины XX века. В этот период теория ценностей связана с именами О.Бакурадзе, В.А.Василенко, О.Дробницкого, А.Г.Здравосмыслова, В.П.Тугаринова, В.А.Ядова и многих других исследователей. Здесь большинство отечественных исследователей под ценностью понимали объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного [99]. Известный отечественный социолог А.Г.Здравомыслов понимает ценность как особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений.

Исследование особенностей ценностных ориентации практиков современных единоборств

Практики современных единоборств как социальная общность выбрана нами для исследования не случайно. Во-первых, имея результаты исследования ценностных ориентации населения Красноярского края без дифференциации по социальным группам, для сравнения необходимо иметь данные, полученные с использованием той же методики об особенностях ценностных ориентации каких-либо социальных общностей. Во-вторых, практики современных единоборств представляют собой весьма специфическую социальную общность с точки зрения характера деятельности и набора актуальных ценностей. Вместе с тем, данная общность, имея межгрупповую природу, может быть разделена на различные социальные группы по видам практик, что также предоставляет поле для апробации методики и интерпретативной системы. В-третьих, на фоне широкой популярности различных видов единоборств в современном обществе и большого количества занимающихся, социологические исследования ценностной составляющей таких практик единичны и фрагментарны и не дают целостного представления о влиянии единоборств на ценностную сферу их практиков.

Под единоборствами как предметом социологического анализа мы понимаем специфический вид социальной практики, включающей индивидов, вступающих в отношения по поводу практики единоборств, практику различных видов рукопашного боя, а также институализированную систему отношений между участниками данного вида взаимодействий (школы, федерации, соревнования, фестивали и др.). Особенности социологического подхода к изучению современных единоборств, а также результаты исследования ценностных ориентации занимающихся изложены нами в монографии «Ценностная социологическая концепция современных единоборств», вышедшей в 2006 г.

Для исследования проникающих ценностных ориентации единоборцев мы применили методику ЭНЛ, вариант 2, представленный в предыдущем параграфе. Этот вариант лег в основу социологической анкеты, выступившей инструментом сбора эмпирических данных (см. приложение 1). В анкете представлено три смысловых блока. Первый блок анкеты составил вопросник «Эмоциональная направленность личности». Задача данной методики в анкете состоит в выявлении бессознательного уровня ориентации, выраженного в ценностных переживаниях. Второй блок представлен методикой «образ желаемого будущего», задача которой состоит в выявлении ценностных предпочтений, содержащихся на рациональном уровне. Такая методика является традиционным, широко используемым способом снятия информации с вербального уровня респондентов. Третий блок анкеты традиционно является социально-дмографическим. Дополнительными методами исследования выступили полевое структурированное включенное и невключенное наблюдение, а также метод свободного интервью.

В исследовании приняло участие 686 респондентов, проживающих в 60 городах России, занимающихся более чем в 150 федерациях и школах единоборств.

Первым этапом анализа полученных эмпирических данных стал анализ ценностной направленности практиков современных единоборств как общности, без разделения по тем или иным основаниям. В приложении 2 представлена процентная таблица распределения предпочтений практиков единоборств относительно ценных переживаний (табл. 20). В столбцах приведены потребности, соответствующие эмоциональным ценностям, а также варианты значений, в рамках которых респонденты осуществляли выбор. Значения имеют следующий смысл: -3 - очень не нравится, -2 - не нравится, -1 - несколько не нравится, 0 - безразлично, 1 - немного нравится, 2

- нравится, 3 - очень нравится. Чем больше человеку нравится испытывать то или иное переживание, тем сильнее развита у него соответствующая потребность. Как показывает таблица 20, представленные ценностные переживания у принявших участие в исследовании практиков современных единоборств, имеют различную выраженность. С целью определения степени выраженности того или иного переживания и соответствующей ему потребности мы посчитали необходимым вычислить индекс для каждой шкалы, соответствующей конкретной потребности. В приложении 3 приведены таблицы индексов шкал, соответствующих эмоциональным ценностям, представленным в анкете (табл. 21 - 26). Диапазон значений индекса - от -3 до 3. Чем большее значение имеет индекс (чем более его значение близко к 3 или к -3), тем более выражена соответствующая ценностная ориентация (и, следовательно, потребность) у респондентов. Чем ближе значение индекса к 0, тем меньшую важность для респондентов имеет данная потребность (а значит и ориентация на соответствующую ценность).

С помощью математических методов В.Г.Немировским установлено, что эмоциональные ценности, представленные в анкете образуют несколько комплексов переживаний [80]. Эти комплексы, уже упомянутые нами в 1 главе, условно названы следующим образом: созидание, властвование, конформизм, игра, потребление.

Похожие диссертации на Теоретико-методологические принципы постнеклассической социологии в исследовании ценностных ориентаций личности