Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие социологии в Японии Митупова Саяна Александровна

Становление и развитие социологии в Японии
<
Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии Становление и развитие социологии в Японии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Митупова Саяна Александровна. Становление и развитие социологии в Японии : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 Москва, 2006 130 с. РГБ ОД, 61:06-22/260

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1: Начальный период в развитии японской социологии 12

1. Истоки возникновения социальных исследований 12

2.Специфика становления социологической науки в Японии.. 13

3.Просветительское движение и механизм проникновения западных идей в страну 16

ГЛАВА 2: Становление социологии в Японии в период I и II мировых войн и ранний послевоенный период 27

1. Развитие и институциализация социологической науки 27

2. Взаимосвязь социологии и социализма в Японии 42

3. Влияние американской социологии 47

ГЛАВА 3: Послевоенное развитие японской социологии 60

1. Теория «массового общества» и теория «социальных изменений 61

2.Японское «почвеничество»: общество «вертикальной структуры» и «индустриальное общество японского типа» 71

ГЛАВА 4. Японская социология на рубеже тысячелетий 79

1. Социальные перемены в японском обществе в конце XX столетия 79

2. Японская социология в начале третьего тысячелетия 89

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 110

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность диссертационной работы обусловлена тем, что в последнее время отмечается устойчивый рост общественного и научного внимания к роли восточноазиатской культуры в мировом сообществе. Историческая концептуализация обширного ментального наследия Востока составляет необходимую часть единого процесса научных исследований теории и истории восточной социологической мысли.

В современной российской и западной социологии сложилась тенденция неполного, эпизодического освещения фактов, посвященных изучению истории восточной социологической теории, тому каким образом сформировалась общественная мысль на Востоке, каковы были предпосылки её возникновения, какова её сущность и состояние социологической науки в настоящее время. Принимая во внимание тот факт, что Восток всегда притягивал умы мировых ученых, становится непонятным, почему же не было уделено должного внимания вопросу о генезисе и развитии общественной мысли на Востоке, ведь азиатское общество с его богатейшей историей и социокультурным опытом представляет собой огромное поле для научных исследований.

К сожалению, наблюдается игнорирование опыта восточной общественной науки и вынесение на задний план её роли на фоне экспансии западной индустриальной цивилизации. Между тем, ошибочно не учитывать историю и роль вклада восточной, в частности, японской науки в мировом сообществе. Уже само по себе, что речь идет о стране, вышедшей по объему промышленного производства на второе место в капиталистическом мире не может не привлечь внимание и к социологии этой страны.

В силу длительной изоляции страны Восходящего солнца от мирового сообщества, страна не имела возможности находить все

новые и новые пути развития для науки. Тогда одновременно с реставрацией Мейдзи, для решения этих и многих других задач, на помощь пришла наука социология.

В имеющихся работах, затрагивающих анализ развития социологии в Японии, исследователи зачастую неразрывно связывают развитие и становление японской социологической науки с теориями западных мыслителей и это правильно, ведь после падения режима Токугава1, в страну хлынул поток новых западных тенденций. Именно с этого периода - эпохи Мейдзи (1868-1911) начинается развитие социологической мысли, и появляются первые ученые-социологи, развившие свои теории на основе западных учений и внесшие огромный вклад в историю мировой социологической мысли.

Исследование истории становления социологического знания в Японии стало ключевым инструментом для понимания, изучения и содействия взаимодействию между западными и восточными обществоведами. Данное исследование также содержит анализ исторических трансформаций японского научного социологического сообщества конца XIX - начала XX вв. Для российских обществоведов знание о японском научном подходе к изучению социальных проблем представляет интерес в качестве ключа к пониманию восточноазиатских традиционных концепций бытия и миропонимания. Это особенно важно в условиях усиливающегося влияния и

воздействия общечеловеческих и мировых процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом. Степень разработанности проблемы.

Не будет преувеличением сказать, что история развития японской социологии остается одним из «белых пятен» в отечественной социологической литературе. Практически во всех изданных в России работах, посвященных истории развития социологической мысли за рубежом, Япония остается в тени.

Однако, материалы, освещающие историю развития социологии в восточных странах, все же представлены трудами отдельных российских и зарубежных авторов.

В процессе исследования теоретико-методологической базы, для автора оказались важными труды зарубежных авторов. Наиболее обширный материал почерпнут из работ Кояно Сёго, Кавамуры Нодзому, Дайдо Ясудзиро, Кенъити Томинага, Тадаси Фукутаке, которые посвящены исследованиям по истории становления японской социологии. Это - работы, вышедшие в свет на японском языке. Отметим, что в вышеуказанных научных трудах анализ истории японской социологии не доводился до современного этапа развития.

В зарубежной, и, прежде всего, англоязычной социологической литературе, японская социология освещена более широко. Так, изучению социальных проблем в Японии посвятили свои научные доклады Бригитта Недельман, Пётр Штомка, Джон Воронофф и многие другие. Однако публикуемые материалы носят характер обзорных статей.

В отечественной литературе представлены работы известных ориенталистов Корнилова М. Н., Совастеева В. В., Поспелова Б. В., Михайловой Ю. Д, Новичковой Е. А..

Помимо названных работ, автору оказали существенную помощь

работы российских востоковедов, в которых анализируются различные аспекты японского общества и японской культуры. Это работы В. Молодякова, Э. Молодяковой, В. Б. Рамзеса., В. В. Овчинникова.

Исследования, посвященные проблемам истории общественной мысли, нашли свое отражение в работах Лаврентьева Б. П., Аболина О. Ю., Михалёва А. А.

Автором отмечается, что основная часть проанализированной им литературы, в которой имеется информация об истории японской социологии, датируется 50-80 годами XX столетия. Начиная с 90-х годов прошлого века, поднятая в диссертационной работе проблематика практически не освещалась. В связи с этим автор усматривает особое научное значение данной диссертации.

Цель диссертационной работы:

Изучение процесса становления и развития японской социологической науки с эпохи Мейдзи до настоящего времени с целью нахождения новых подходов и алгоритмов для развития отечественной социологии.

Достижение цели осуществляется в ходе реализации следующих задач:

1. проследить эволюцию развития социологической науки в Японии и выявить истоки её возникновения;

2. установить теоретико-методологическую основу формирования японской социологической теории;

3. проанализировать понятийный аппарат, используемый в японской социологической теории;

4. выявить основные направления развития науки в Японии в данный период;

5. установить концептуальные подходы к исследованию проблемы и выявить содержание понятия «общество» с точки

зрения японского менталитета.

Объектом диссертационной работы является японская социологическая наука.

Предметом исследования выступает процесс развития и институционализации японской социологической школы с эпохи Мейдзи (1868-1911 гг.) до настоящего времени.

Теория и методология исследования.

Ведущим принципом исследования является обобщение исторических данных, проблемно-хронологический и

компаративистский методы исследования, а также анализ, синтез, обобщение. Все вышеперечисленные методы научного исследования затрагивают глубинные теоретические пласты этнических и культурных особенностей японского мировоззрения, представлений о мире.

Источниковедческой основой работы являются произведения японских социологов классического периода - это работы Татебе Тонго, Эндо Рюкити, Ёнэды Сётаро, Хироюки Като, Акимото Рицуо и др. Обращение к работам этих ученых, заложившим фундаментальные методологические основания японской социологии, позволяют при взгляде на прошлое выявить специфическую логику, индивидуальный «рисунок» жизни японского общества. Также в работе использованы

труды российских и западноевропейских ученых, посвятивших свои работы исследованиям развития социологического знания в Японии. В качестве источниковой базы послужили и работы известных современных ориенталистов, историков, философов и обществоведов.

В работу также включены материалы Социологического симпозиума РОС в рамках Международной научно-практической конференции по социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года.

Научная новизна:

1. Впервые представлено комплексное освещение становления и генезиса японского научного знания, вскрыты закономерности и основные пути его развития;

2. Определен вклад японских обществоведов в развитие социологической теории, который заключается в разработке собственных концепций (напр. «теории японца и японской культуры», «теории национальной идентичности», «теория общества с вертикальными межличностными отношениями «татэ сякай» Ш%І.), а также представлены имена крупнейших исследователей в области обществоведения - Такада Ясума, Татебе Тонго, Эндо Рюкити, Аруга Нагао, Янагида Кунио, Ёнэда Сётаро, Судзуки Эйтаро, Тода Тейдзо, Тояма Сойти;

3. Определены специфические условия развития социологической науки в данный исторический период. В частности, в японской социологии с самого начала была заложена тенденция к тесной связи с официальной государственной идеологией и подчинению ее интересов политике государства и императора.

4. В контексте анализа японской социологической теории были представлены новые понятия, фиксирующие специфику национального сознания - «ояката» Ш 7 , «коката» -f- JJ ,

«татэмаэ» ШШ, «гири-сякай» ЩШЙк , «нихондзин рон» 0 if Ліга, «татэ сякай» Щі .

5. На основе теоретико-методологической базы современной социальной теории рассмотрено концептуальное развитие японской академической социологии: показана плюралистичность направлений в этой области;

6. Впервые представлена историческая ретроспектива развития японской социологии, позволяющая увидеть контекст, в котором происходило зарождение социологии в Японии. Охвачен обширный временной интервал с конца XIX - нач. XXI вв., что свидетельствует о богатом опыте и своеобразном пути развития японской социологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Просветительское движение начального периода становления социологической науки в Японии (после революции Мейдзи 1867-1868 гг.) оказало огромное влияние на мировоззрение и мышление буржуазных ученых и положило начало развитию академической и публицистической социологии в Японии.

2. Развитие и институционализация японской социологии в период I и II мировых войн происходило в русле западной традиции, но при этом характеризовалось специфическими чертами и самостоятельным развитием в национальных культурных и политических условиях.

3. Распространение американской социологии после Второй мировой войны послужило этапом в становлении идей японских исследователей социологического знания.

4. Послевоенное развитие японской социологической мысли характеризуется разработкой собственных теоретических

построений и созданием эмпирической и политически ориентированной социологии.

5. Последние десятилетия XX века были ознаменованы бурными переменами в японской социологии. Произошел процесс глобализации и интернационализации социологической науки в Японии.

6. В настоящее время идет поиск новых идей и своей собственной теории, нарастает необходимость в развитии и разработке критической теории, налаживании контактов с международными партнёрами.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов в области зарубежной социологии. Научная значимость диссертации заключается в том, что полученные выводы могут быть использованы как отправная точка для более глубоких исследований в области ряда общественных дисциплин и при подготовке сравнительных социологических исследований, а также в возможности применения основных результатов и выводов для дальнейшего изучения истории японской социологии.

Материалы и анализы могут быть применены в ходе модернизации учебных курсов по истории зарубежной социологии, в практике учебно-педагогической работы.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела «теории и истории социологии» ИСПИ РАН. Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в научных публикациях автора. Ряд тезисов опубликован в сборнике материалов Международного социологического симпозиума по истории и теории социологии,

Саратов, 20-23 апреля 2004 года.

Структура работы определяется общей целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Истоки возникновения социальных исследований

За многовековую историю существования японского народа, общественная жизнь Японии всегда представляла собой весьма интересную картину с практически неограниченными направлениями исследования. С самых древних времен в истории страны Восходящего солнца существовали талантливые и образованные поэты и ученые, изучавшие и осмысливавшие происходящие вокруг явления и события. Мировой истории известна так называемая школа Пяти Монастырей (1400), занимавшаяся философией и историческими исследованиями. Среди её ведущих ученых были монахи, писавшие для сегуна послания ко двору китайской династии Мин и сочинявшие теологические трактаты. Выдающимся представителем этой школы был дзэнский монах Кэйан, вернувшийся в 1473 году после обучения в Китае и поселившийся в западной Японии. В то время у знатных домов было традицией приглашать в свои владения ученых из Киото и Кавамура, которые способствовали распространению знаний.

Другим важным моментом было развитие исторической науки. Официальная история древности представляла скудные императорские анналы. В средневековых хрониках было больше романтики, чем точности, и труд под названием «Гукансё», который создал Дзитин, настоятель одного из храмов Тэндай примерно в 1223 году, стал первой попыткой обзора и интерпретации социальных явлений, а не просто изложения событий прошлого. С тех пор японские ученые, многие из которых были монахами Дзэн, стали изучать социальные явления с философских позиций, лишая её романтического антуража.

Следует также особо выделить работы типа «Кокон тёмонсю» (1254 г.), в некоторой степени, энциклопедический труд, исследующий эпоху Хэйан; «Гэнко сюкасё» (1322 г.), работа, представлявшая собой исследования по истории буддизма в Японии, снабженная множественными библиографическими справками. Существует также необъятное количество литературы в виде толкований канонических трудов, храмовых записей, ставших обширной фактологической базой для изучения социальных явлений и событий. Некоторые монахи были невероятно плодовитыми авторами. Например, Гёнэн из Тодайдзи, умерший в 1321 году в возрасте 82 лет, оставил 127 работ в более чем 1200 книгах, охватывающих обширные области знаний от музыки до комментариев к сутрам3.

Следовательно, можно утверждать, что именно отсюда фактически берет начало родословная так называемых социальных исследований.

Развитие и институциализация социологической науки

Японская социология имеет более чем столетнюю историю. Первая в Японии лекция по социологии была прочитана в Токийском императорском университете американским философом Эрнестом Феноллозой в 1878 году. Слово социология переводилось сначала как «гунгаку» Ш - (наука о коллективе), только лишь в 1879 году в японском языке появился термин «сякайгаку» %h (социология). Как уже было отмечено, в 1882 году в Японии были переведены «Принципы социологии» Спенсера; в 80-е годы XIX века японцы получили возможность познакомиться с социологией Конта. В 1893 году Масаока (Масакадзу) Тояма IE Ш Ш \U (1848-1900) стал первым профессором японской социологии Токийского университета. Его считают основателем японской социологической мысли. В 1903 году была основана кафедра социологии в Токийском университете; эта дата почти совпадает со временем организации в Чикагском университете первого в США факультета социологии.

С момента своего зарождения японская социологическая наука прошла ряд периодов:

- Начальный период: с 70-х гг. XIX века и до окончания I мировой войны;

- Институциализация: период от I мировой войны до начала 30-х гг. XX века;

- Встречные течения: с начала 30-х гг. XX века и до конца II мировой войны;

- Послевоенное развитие: период после окончания II мировой войны.

Найто Киндзи, Такасима Дзэнъя и многие другие прямо выделяют социологию периода Мейдзи (1868-1911 гг.), Тайсё (1912-1925 гг.), Сева (1926-настоящее время).

Сайто Сёдзи дает периодизацию японской социологии на основе того, какие из западных теорий заимствуются. Он выделяет периоды: спенсерианскии, контовскии и период немецкой социологии, имея ввиду под этим период просвещения, социологию Татэбэ Тонго, концепции Эндо Рюкити, Арига Нагао, Ёнэда Сётаро, Такада Ясума и других видных деятелей того времени.

Попытка соотнесения периодов становления социологии с официальной периодизацией истории Японии неправомерна. Первый период связан со становлением капитализма в этой стране и заканчивается приблизительно к началу XX века. Его можно назвать периодом просвещения. Второй период начинается с начала XX века и продолжается до II Мировой войны. Это уже социология эпохи империализма1 .

Новичкова Е. А. Запад в довоенной теоретической социологии Японии (автореф. дис. канд. фил. наук) // М: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

В период после Первой мировой войны японские ученые пытались ввести в учебную программу предмет социологии. К тому времени ряд молодых ученых уже имели опыт обучения в Европе, где они осознали значимость классической теории (в частности, немецкой). Попытка приложить европейскую теорию к реалиям японского общества оказалась во многих отношениях смелой. Однако по причине того, что европейские социологические теории не соответствовали японской специфической действительности, они применялись как опора, как отправная точка тех концепций, которые прежде не были сформулированы самими японскими учеными.

На рубеже 20-х годов XX века в японской социологии довольно четко выкристаллизовываются две школы: теоретическая Киотоская и Токийская эмпирическая (последняя отнюдь не пренебрегала теорией, но подчеркивала, что она должна стоять на твердом фундаменте эмпирических исследований).

Ведущим представителем первой из них был Такада Ясума Ш И ;с РвЗ (1882-1973). Его относят к приверженцам формальной социологии. Хотя это неправомерно, ибо в отличие от Зиммеля, Л. фон Визе не проводил резкого отличия между формой и содержанием. Он определил сущность общества как «сплочение одушевленных существ, которое основывается на желаемом сосуществовании». Его оригинальные теории приобрели широкую популярность за рубежом и освободили социологию от западной теории и методологии. Работы Такада представляют высочайший уровень и обширные знания ученого в области теоретической социологии. Он провёл глубокий и критический анализ марксизма, а также способствовал развитию экономики как науки. Такада выдвинул своеобразную идею о том, что все индивиды эгоистичные существа, жаждущие власти и применил социологические теории к изучению экономики власти. Таким образом, он превратил социологию и экономику в теоретические дисциплины и пытался найти в них общие принципы. Он проводил четкое различие между философией истории и социологией. Позднее ученый окажется под огромным влиянием концепций западной социологии, марксизма и философии Ницше.

В самом начале своей научной карьеры ученый заинтересовался работой Котоку «Shakaishugi Shizui» ті І Ш У -4 («Квинтэссенция Социализма»), опубликованной в 1903 году. Такада полагал, что его заинтересованность в социализме может содействовать изучению социологии. В свои ранние студенческие годы Такада активно выпускает ряд значимых научных докладов, статей, в числе которых мы можем назвать следующие: «О социальных законах» (1911), «Сущность теории социальной эволюции» (1912), «Теория социальных законов» (1913), «Сущность социальных законов» (1914). Он пытался понять универсальные законы общества и исключить теорию социальной эволюции из науки социологии. По большей мере он акцентировал свое внимание на «закономерностях социологической теории», нежели, чем на принципах социального развития «исторических закономерностей». Подобные взгляды сформировали основу его концепции «третий взгляд на историю» (историко-социологический очерк), которая была изложена им в 1925 году. Критикуя идеалистическое и материалистическое видение истории.

Теория «массового общества» и теория «социальных изменений

В послевоенный период развития социологической науки в Японии широкую популярность приобретает теория «массового общества». О теории «массового общества» в Японии писали российские ученые. К примеру, в научном докладе известного востоковеда Аболина О.Ю. приводится подробное описание развития и распространения данной теории в условиях японской действительности.

Если остальные буржуазные теории общества, импортированные с Запада, были восприняты японской социологией без сколько-нибудь существенных изменений, то теория «массового общества» приобрела в Японии ярко выраженный «националистический характер». Японские социологи считают, что в концепции «массового общества» отражены многие важные черты японской действительности, а теоретическое осмысление «массового общества» во многом отражает специфику японской социологической науки .

Что касается места теории «массового общества» в японской социологической мысли, то, по свидетельству самих японских ученых, оно очень значительно.

Японский исследователь Судзуки Хироси в японской социологии послевоенного времени выделяет три основных направления: структурно-функциональное, марксистское, эмпирико-теоретическое, в котором значительное место занимают ученые, занимающиеся исследованием различных аспектов «массового общества». Последнее направление включает многих специалистов по социологии города, индустриальной социологии, социологии села, семьи, средств массовой информации, политической социологии29.

Наряду с теорией «индустриального общества», [см. ниже] теория «массового общества», по мнению многих ученых, очень долгое время занимала важное место в японской социологической мысли. В вышедших в 70-е годы XX века «Лекциях по социологии»30, к изданию которых были привлечены все наиболее видные социологии того периода, именно эта теория была избрана как образец «техницистского взгляда на историю», противостоящего классовому подходу марксизма и являющегося главным его оппонентом. Однако, по мнению автора, теория «массового общества» стала рассматриваться как теория, неспособная сама по себе объяснить сущность современного общества и происходящих в ней процессов. Это связано не столько с ослаблением теории, сколько с общим процессом дифференциации и диверсификации в современной социологии. Основные положения теории «массового общества» «отошли в тень» и разрабатываются учеными, занимающимися изучением частных аспектов японского общества. Так, японский исследователь бюрократии Сито Ёсиюки указывает, что современное «бюрократизированное» общество следует рассматривать «как предельное понятие, охватывающее негативные аспекты, присущие «массовому обществу», что хотя оно и производит впечатление роста многообразия в стремлениях, мыслях и в поведении широких масс, но само это многообразие - контролируемое».31

Профессор социального университета Хосэй Накано Осаму утверждает, что теория «массового общества» «и сегодня продолжает существовать как критический настрой по отношению к явлениям «массовизации», «средств массовой информации», «моде», к явлениям социальной патологии, и более того, она присутствует методологически в интерпретации и критике этих явлений».32

Как и в аналогичных концепциях буржуазных ученых Запада, в японских вариантах теории «массового общества» ключевая позиция отводится феномену «массы» как основному социальному субъекту современной эпохи. Типичным выражением подхода японской социологии к понятию «масса» может служить её определение, данное в монографии «Современный человек и общество» : «Массы - это неорганизованная группа людей, не имеющая обычно ни целей, ни четкой формы... Под воздействием какого-нибудь стимула масса может совершать единые действия. В процессе совершения этих действий у массы появляется ощущение эмоциональной общности её участников, и от этого действия приобретают ещё больший размах. Естественно, члены современной массы являются в то же время членами другой группы. Они могут быть служащими компаний, членами профсоюзов, участниками творческих союзов или спортивных обществ. Но, вливаясь в «массу», люди забывают и о делах своей группы, принадлежности, о своих семьях и даже о самих себе».

Похожие диссертации на Становление и развитие социологии в Японии