Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие социологии в Китае Цыбикова Баярма Цыбикжаповна

Становление и развитие социологии в Китае
<
Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае Становление и развитие социологии в Китае
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыбикова Баярма Цыбикжаповна. Становление и развитие социологии в Китае : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 : Москва, 2005 158 c. РГБ ОД, 61:05-22/316

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Зарождение ранней социологии в Китае (к.19-н.20в.) 8

1.1. Предпосылки возникновения социологической науки 10

1.2. Заимствование зарубежных социологических концепций 11

1.3. Распространение марксистской социологии 28

1.4. Становление академической социологии 35

1.5. Период китаизации социологической науки 43

ГЛАВА 2. Социология эпохи социализма 65

2.1. Предпосылки и ликвидация социологии 65

2.2. Попытка «возрождения» или «движение сотни цветов» 76

2.3. Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии 90

ГЛАВА 3. Новый этап в развитии социологии Китая 95

3.1. Возрождение социологической науки 95

3.2. Современные тенденции в китайской социологии 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 131

ПРИЛОЖЕНИЯ 141

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования связана с происходящими преобразованиями в бывших социалистических странах и становлением нового социально ориентированного общества в самой крупной по населению стране мира - Китае. Особенностью современной ситуации являются огромные перемены, произошедшие за последние 20 лет в экономической и социальной структуре.

В современной российской, западной социологии обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах. Это результат экспансии в XIX-XX вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования её идей и образа жизни.

Как российские, так и европейские учебники по социологии не включают в себя материала по этим странам, в силу многолетнего игнорирования роли восточной социальной мысли и богатого опыта западной социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на технократически-универсалистское развитие, прогрессистское видение истории общества и человека.

Знаменательной чертой настоящего времени является возрастание интереса к истории становления и развития социологической науки на Востоке, в том числе и в Китае. Стала очевидной ошибочность рассматривать зарубежную социологию; историю и современные достижения в контексте развития только западной социокультурной традиции.

Изучение истории развития китайской социологии имеет важное теоретическое и политическое значение. Это означает, что в условиях всеобщей глобализации возникает реальная необходимость при разработке новой парадигмы мироустройства учитывать мнения всех наций и народов мира.

Сегодня российская социологическая наука располагает значительным числом работ по истории социологии. Это переизданные труды и переводы произведений классиков социологической мысли, исследования, посвященные интерпретации и анализу современных социологических концепций и традиционных теоретических направлений.

В то же время, следует отметить, что работ, затрагивающих страноведческий аспект, особенности становления и развития социологии в той или иной стране, общее и особенное в институционализации социологической дисциплины еще явно недостаточно.

В данной связи известную актуальность приобретает исследование процесса становления и развития социологии в Китае.

Степень разработанности проблемы. Российские ученые имеют определенные достижения в разработке формирования социологических взглядов у китайских просветителей начала XX в. Следует выделить работы Н.М. Калюжной, А.Г. Крымова, Л.Н. Борох, А.А. Крушинского, С.Л. Тихвинского, Л.П. Делюсин, Е.Ю. Стабуровой.

Распространению марксистской социологии посвятили свои статьи СР. Белоусов, В.Г. Буров.

О проблемах развития социологии Китая в российских периодических изданиях писали и китайские ученые: Ха Юйцань, Цзя Чун-чжен, Чэн Цзуяо, Ли Цзинвэнь. Переведена работа Фэй Сяотуна.

В зарубежной литературе представлены работы как западных, так и китайских социологов, посвятивших их становлению социологической науки в Китае, ее дальнейшему развитию, современному состоянию. Это работы Hsu, Leonard S., Lutz, J.G., Freedman, Maurice., Hsu Francis L.K., Roman Gilbert, Tsin M., Фэй Сяотуна, Сун Липина, Сунь Бэнь Вэнь, Вун Сюлунь, У Вэньцао, Ван Ю-чжуан.

Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования - анализ процесса становления и развития социологической науки в Китае с начала XX в., выявление и интерпретация генезиса и специфических черт развития данной науки. Целевая установка исследования предполагает решение следующих задач:

- выделить и охарактеризовать периодизацию развития науки;

- выявить особенности эмпирического исследования социальных проблем;

- проанализировать взгляды ученых на сущность предмета социологии;

- обобщить основные тенденции институционализации социологической дисциплины.

Объектом исследования является социологическая мысль и социология в Китае.

Предметом исследования выступают основные тенденции и специфические особенности формирования и развития китайской социологии.

Теоретико-методологической базой исследования настоящей работы послужили труды российских и западных китаеведов, историков, философов, социологов, а также китайских ученых, исследования которых посвящены истории общественной мысли, развитию общественных наук, эмпирических исследований, жизни и научной деятельности ученых в Китае. В работе использованы материалы 36 мирового конгресса Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года.

Методологическую основу работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как социально-исторический детерминизм, диалектический и синергетический подход; использовался комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений.

Научная новизна исследования определяется следующими основными моментами. В настоящей работе:

- показана специфика социально-политических перемен в общественной жизни Китая и особенности развития науки в данной стране. Развитие социологии зависело от изменений в обществе и общественной мысли, политической направленности правительства;

- определен вклад китайских и зарубежных ученых в развитие социологической науки, представлены малоизвестные российским исследователям «социологические» имена — Ли Цзин-хань, Тао Люй-гун, Су Дэ-хэн, Сунь Бэнь-вэнь, Ган Бао-чжун, У Вэнь-цзао, Пань Гуан-дань;

- обозначены основные этапы становления социологической науки в Китае, а также показана специфика эмпирической традиции. Предложена следующая периодизация развития социологии в данной стране: начальный период (н. XX в.- 1949 г.); переходный период (с 1949 г.- 1979 г.); современный период (1979 г.- настоящее время).

Все это в совокупности позволило создать новое целостное знание о становлении и развитии социологии в Китае, которым еще не располагала отечественная социологическая наука.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Социология в Китае, возникнув в результате заимствований зарубежных социологических теорий в начале XX в., развивалась в рамках буржуазной и марксистской теорий. Наибольшее влияние в начальный период оказала позитивистская социология.

2. Американская миссионерская деятельность (1910-1930 гг.) оказала большое влияние на становление научной дисциплины, социальной инженерии, способствовала развитию институционализации китайской отечественной социологии.

3. Политика КПК подвергла серьезным испытаниям общественные науки и сыграла основную роль в распространении социологического знания. С 1949 г. быстрыми темпами в Китае получает развитие марксистская социальная теория, в 1953 г. социология как наука была «упразднена». С 1979 г. начался этап восстановления социологической науки.

4. В настоящее время социология в Китае вступила в этап «теоретического строительства». Национальная школа направлена на создание отечественной социологии на основе марксистско-ленинской методологии с учетом специфики Китая.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов в области истории зарубежной социологии.

Научная значимость диссертации заключается в возможности использования основных ее результатов и выводов для дальнейших исследований по истории китайской социологии.

Собранный фактологический материал может быть использован в практике учебно-педагогической работы, при разработке учебных пособий и курсов лекций по истории зарубежной социологии.

Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела Теории и истории социологии ИСПИ РАН. Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в научных публикациях и выступлениях автора на 36 мировом конгрессе Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года, в материалах международного социологического симпозиума по истории и теории социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года, материалах симпозиума «К 15 Мировому социологическому конгрессу в Брисбоне, июль, 2002 года, материалах Европейской конференции по социальной теории, Москва, 2002 года.

Логика и структура работы определяются общей целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Предпосылки возникновения социологической науки

Социологическая наука Китая прошла сложный путь развития. Началом её возникновения можно считать рубеж XIX-XX веков. В стране вследствие социального и экономического кризиса произошло Тайпин-ское движение (1851-1864 гг.) и другие крестьянские восстания. Вместе с тем, оказавшись слабой перед нападением других стран, Цинская династия потерпела поражение в Опиумной войне (1840-1842 гг.), а затем в китайско-японской войне (1894-1895 гг.). В обстановке внутренних и внешних противоречий китайское феодальное общество находилось в тупике.

Многие представители китайских элит, обнаружив, что в условиях упадка правящей династии Цин и вторжения иностранных держав государство может прийти к распаду, обнаружили своё бессилие перед мощной машинной цивилизацией Запада. В поисках выхода из трудного положения феодальные властители обратились к новым источникам знания. Их взоры были обращены на европейские доктрины, которые, по их мнению, являлись эффективным оружием для осуществления «национальной реконструкции» в полуфеодальной и полуколониальной стране. В связи с этим, в стране возрастал интерес к западным ценностям, и распространялись европейские учения, в том числе и социологические. Прогрессивно настроенные деятели, видные китайские теоретики - Чжан Бинлин, Кан Ю-вэй, Лян Ци-чао, Янь Фу и др. явились инициаторами движения за распространение политологии, социологии, экономики, педагогики и других знаний в стране, ибо считали, что общественные знания станут теоретической основой реформы. Для китайской интеллигенции выживание Китая в мире требовало создания в стране общества нового типа, «когда рыхлость песка должна была как-то преобразоваться в блоки, сцементированные вместе». Они верили, что ключ к слабости Китая лежит в недостатке сплочённости народа. При том, что в Китае было потрачено много усилий и крови на то, чтобы определить наилучшие способы модернизации страны, у большинства представителей элит - монархистов, республиканцев, коммунистов - появилось общее сходство, выражавшееся в появлении у них нового модернистского сознания, окончательным воплощением которого должно было стать создание нового объединённого государства - общества. Так, социология, как один из рецептов для выведения Китая из кризисного положения, была ввезена в Китай.

Дебют социологии осуществило новое поколение ученых, получивших образование за рубежом. Данное поколение можно разделить на две основные группы: восточная - те, кто учились в Японии, и западная — те, кто обучался в Европе и в США.

Чжан Бинлинь Чжан Бинлинь (Чжан Тайянь) (1869-1936 гг.) - ученый, философ, историк-революционер, один из первых популяризаторов социологии. Формированию его социологических взглядов способствовали труды зарубежных социологов (Фихте, Шеллинга, Гегеля, Гердера, Конта, Гид-дингса, Спенсера, Касимото Номута) и традиционно китайских философов. В предисловии к переводу «Социологии» Г. Спенсера (1902) он писал, что социология базировалась «на законах природы и отвергала уче-ния о сверхъестественном» . Чжан Бинлинь отслеживал национальные корни этой науки. Он приписывал древнекитайским ученым теории, сходные с западными социологическими построениями. «Трое [философов] - Гуань-цзы, Чжуань-цзы и Хань Фэй-цзы прекрасно разбирались в принципах эволюции [общества] и были отличными историками. Их [на-учные] изыскания близки достижениям Конта, Спенсера и Гиддингса». Китайский мыслитель, ориентируясь на западные и традиционные теории, открыл для себя важную особенность науки об обществе — вскрывать истоки формирования и развития человеческого сообщества и прогнозировать его будущее. Наиболее обширную информацию о западной социологии он получил в Японии, а «Социология» Касимото Номута (1900), в которой автор объединил идеи Спенсера и Гидингса, оказала на него огромное влияние. Ему импонировал подход японского социолога, который в отличие от Спенсера, механистически объяснявшего функционирование общества по примеру биологических явлений, сосредоточил внимание на соотнесении природы общества с характером индивида. В представлении Чжан Бинлиня рассуждения японского социолога в какой-то мере соотносились с его собственной идеей о необходимости сплочения людей, которое он поставил в зависимость от психологического фактора. По его мнению, люди склонны к объединению в сообщества, совместным действиям, в результате чего происходят разнообразные эволюционные процессы, появляется деление на профессии и ранги. По возвращении на родину, Чжан перевел и опубликовал книгу Касимото. Современный историк Цзян Ихуа отметил, что «это было первое специальное произведение по социологии с переводом полного текста, которое появилось в новое время Китае».4 Так, в 1902г. появился первый перевод с японского языка произведения английского философа Г. Спенсера «Основания социологии». В данной работе он впервые использует японский термин «шэхуйсюе» для обозначения понятия «социология». Термин «шэхуй» (общество) быстро занял центральное место в лексиконе китайской интеллигенции в начале 20 века. В 1917году, как отмечал один критик, неологизм «шэхуй» стал наиболее модной банальностью и употреблялся для объяснения любого явления.

Предпосылки и ликвидация социологии

С победой коммунистической революции в 1949 г. и провозглашением Народной Республики Китая, Коммунистическая партия Китая стала объединяться и формировать нацию. Внешне, наиболее заметными достижениями стали повторение советской модели построения нации и стратегии экономического развития, а также атака западного капитализма и империализма. Внутренне, началось изменение расстановки сил на интеллектуальной арене. Марксистская социальная теория, которую националистический режим удерживал на расстоянии от государственных высших учебных заведений, перестала быть просто школой мысли. Она стала ведущей школой страны. Ее сила стала доказательством успеха революции. Политическая экономия, диалектический материализм и история революционного движения в Китае стали обязательными предметами обучения среди студентов первого и второго курсов всех университетов. Для ученых немарксистов был инициирован процесс переобучения. Они были вынуждены изучать марксистскую социальную теорию и осознать ошибочность своих действий в прошлом, в частности в непринятии научного материализма.

В это время, бесспорно, возникли дискуссии о месте социологии в процессе социалистического строительства. Процесс переобучения ученых нашел свое отражение в реорганизации и реформе высших учебных заведений, что повлияло на статус социологии. С началом реформы существование социологии как учебной дисциплины оказалось под вопросом. После конференции по высшему образованию в 1949 г. был опубликован акт реформирования учебных планов. В нем содержались только общие директивы по социологии без списка специализаций и факультетов. Это привело к возникновению слухов о закрытии факультетов социологии. Угроза исчезновения базировалась на двух причинах: во-первых, социология обвинялась в близости к капитализму, во-вторых, марксизм определил социологию как науку излишней.

Однако группа социологов пыталась защитить статус социологии путем акцентирования ее полезности. Профессора социологии университетов Цзинхуа, Яньцзин, Фужань провели в 1950 г. совещание и пришли к единому мнению о роли социологии в высшем образовании.50 Социологи приняли марксизм-ленинизм в качестве теоретической базы для своей дисциплины, но противостояли отставке социологии, указывая на полезность науки в обеспечении основными знаниями других предметов социальных наук. (см. приложение 1.) Они внесли предложение по учебному плану социологии, который включал, как и теоретические предметы марксизма-ленинизма, так и предметы: методы социологических исследований, городская и сельская социология. Это предложение, касающееся академического статуса социологии, было опубликовано и выразило попытку социологов защитить свою науку. Несмотря на то, что их предложения в целом не были приняты, статус факультетов социологии был подтвержден Конференцией, а ее роль была определена изучением путей использования марксизма-ленинизма и трудов Мао Цзэдуна при анализе конкретных практических социальных ситуаций.

Рекомендуемый учебный план выявил две существующие характеристики социологии в университетах того времени. Во-первых, это соответствие марксизму-ленинизму. Во-вторых, акцент на практическую полезность, включая в качестве одной из целей обучение управляющих и государственных служащих в соответствии с социальными требованиями. Хотя в основном преподавались изменения в природе социологии, в течение определенного периода существовала и академическая социология.

Перечисление некоторых характерных заголовков показывает содержание работ в различных категориях. В категории работ «Марксистская социальная теория» включены работы, которые либо разъясняют, либо популяризируют марксизм. Книга Ху Шэн «Фундаментальные знания по социальным наукам» была опубликована по частям в «Study». Главы книги назывались: «Фундаментальный взгляд на исторический материализм», «Процесс развития общества», «Наше время» и «Коммунистическая партия — лидер в борьбе за освобождение трудящихся». Среди них были и статьи со следующими заголовками: «О производящих силах общества», «Что является фундаментальным законом общественного развития?», «Об институте родства и патернализма», а также темы обсуждений: «Что является движущей силой развития коммунистического общества?», «Когда начался человеческий труд?», «Почему освобождение ра бов не ведет к прекращению эксплуатации, и почему рабы не смогли создать новый тип производства?».

В категории «Исследования классиков марксизма» он включил исследования работ Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Две книги были выпущены сериями: «Знакомство с коммунистическим манифестом» и «Комментарии к книге Ленина «Империализм»». Также были и статьи: «От обезьяны к человеку», «Семья», «Частная собственность и происхождение государства» и статьи Ленина «О государстве».

Статьи, отнесенные к категории «Об обществе Китая» включали: «Общество рабов в Китае», «Причины продолжительного периода феодализма в Китае», «Проблема земли в обществе Китая», «Крестьянские войны в прошлом Китая» и «Колониальное, полуколониальное и полуфеодальное общество Старого Китая».

Некоторые статьи касались современной политики, например «Принцип и критерии классификации социальных классов» и «О существующих связях «город-деревня»».

Прямая критика капиталистического общества и учений была представлена в небольшом количестве. Здесь только две работы: одна из них касается темы «Обнищание трудящихся в различных капиталистических странах», вторая — «Каким образом мальтузианская теория населения содействует империализму».

Возрождение социологической науки

Новый подъем в области общественных наук, подвергнувшихся серьезным испытаниям в годы «культурной революции», начался с конца 70-х годов, когда в центр внимания всей страны были поставлены задачи строительства социализма.

В 70-80-ые годы, в новых исторических условиях наметившегося перехода к исправлению прошлых ошибок в Китае был взят курс на «урегулирование» и «оздоровление» общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. В 1977 г. Отделение философских и общественных наук было выделено из состава Академии Наук Китая и преобразовано в Академию общественных наук (АОН). По территориальному принципу были созданы провинциальные филиалы Академии, действующие автономно. На новую академию были возложены функции по руководству и организации исследований в области общественных на ук. В настоящее время АОН Китая подчиняются более 30 научно-исследовательских институтов, около 100 научно-исследовательских центров, в ней работают свыше 5000 научных сотрудников.

Реабилитация социологии в Китае началась после Третьего Пленума II созыва ЦК КПК, состоявшегося в декабре 1978 г., который покончил с рядом левацких ошибок, имевших место в течении довольно длительного времени в стране, освободил людей идеологически, предприняв попытку привести в соответствие политику с конкретной действительностью Китая, вследствие чего социалистическое строительство страны пошло по нормальному пути развития. Была создана благоприятная обстановка для развития науки как непосредственной производственной силы общества. В новых исторических условиях возродилась и социология, призванная помочь в решении сложных социальных проблем, стоявших перед страной в совершенствовании социальной структуры общест-ва, а также содействовать оптимальному его функционированию . В марте следующего года Генеральный секретарь партии Дэн Сяопин призвал к восстановлению социологии. Позднее президент КАОН Ху Цяому в беседе с бывшими профессорами-социологами от имени ЦК КПК признал ошибочным отрицание социологии в прошлом.

За период реформ и открытости социальные науки в Китае получили значительное развитие, начался поворот к изменению их отсталого облика, отмеченного товарищем Дэн Сяопином в конце 70-х годов, укрепилась формула: «Пусть расцветают сто цветов, пусть спорят сто школ». Достижение этих успехов стало возможным благодаря руководящей роли теории Дэн Сяопина в строительстве социализма с китайской спецификой.

Теория Дэн Сяопина чрезвычайно тесно связана с развитием обще ственных наук. Во-первых, эта теория сама по себе есть новейшее достижение общественных наук. Теория Дэн Сяопина на базе китайской специфики и новых реалий продолжила традиции и развила научную теорию Маркса, Энгельса, Ленина и Мао Цзэдуна, разработав новое учение о строительстве социализма с китайской спецификой, определила закономерности и направления экономического, политического, культурного и общественного прогресса Китая, расширила границы марксизма. Теория Дэн Сяопина стала не только руководящим учением в области революционных перемен и строительства современного Китая, но и оказала важное влияние на все страны мира, в особенности на развивающиеся государства. Во вторых, Дэн Сяопин придавал важное значение исследованиям в сфере общественных наук, указав направление их развития. Призывая всех членов партии изучать теорию, в 1978 году он подчеркивал: «Осуществление четырех модернизаций - есть глубочайшая и великая революция. В процессе проведения этой великой революции мы движемся вперед, непрерывно разрешая вновь появляющиеся противоречия. Поэтому среди партийных товарищей обязательно должна быть распространена постоянная учеба». В 1979 году он отметил, что «в прошлом в течение долгого времени нами уделялось недостаточно внимания исследованиям в области социологии и других сферах общественных наук». Так, 1979 год ознаменовался возрождением социологии после почти тридцатилетнего перерыва с 1952 года.

Товарищ Сяопин был неудовлетворен состоянием дел с общественными науками в Китае. В начальный период эпохи реформ и открытости, он говорил: «Мы уже признаем отставание естественных наук по сравнению с другими странами, сейчас надо признать, что исследовательская работа в области общественных наук также отстает по сравнению с другими странами. Их уровень у нас невысок, в течение многих лет не было даже статистических данных, и подобная ситуация, естественно, приводит к возникновению колоссальных трудностей в процессе добросовест ных исследований в общественных науках». В этой связи Сяопин требовал решительно и активно добиваться успехов в теоретических исследованиях, в изучении общественных наук. Эти наставления стимулировали развитие и создание нового в общественных науках Китая. Китайские ученые-исследователи в этой области изучали марксизм-ленинизм, углубляли практику осуществления политики реформ и открытости, использовали иностранные научные достижения и тем самым добились замечательных результатов. Это касается значительных успехов в исследованиях в таких областях, как экономика, юриспруденция, социология, философия, литература и т.д.

Похожие диссертации на Становление и развитие социологии в Китае