Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Психологическая социология Габриэля Тарда Загребина Анна Валериевна

Психологическая социология Габриэля Тарда
<
Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда Психологическая социология Габриэля Тарда
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Загребина Анна Валериевна. Психологическая социология Габриэля Тарда : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 134 c. РГБ ОД, 61:04-22/500

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теория Г. Тарда в контексте социологии во II пол. XIX в. во Франции. 3

1.1. Основные тенденции развития социологического знания во Франции во II пол. XIX в.

1.2. Предпосылки возникновения психологической социологии Г. Тарда.

1.3. Идейно-теоретические истоки социологии Г. Тарда.

Глава 2. Социологическая концепция Г. Тарда.

2.1. Предмет, задачи и метод социологии.

2.2. Теория общества.

2.3. Законы подражания как универсальные законы социальной жизни.

2.4. Общество как объект «интерментальной» психологии.

2.5. Новаторские идеи Г. Тарда.

Заключение.

Литература и источники.

Введение к работе

Актуальность настоящего диссертационного исследования можно сформулировать в нескольких положениях:

1)В отечественной литературе не существует работ, посвященных критическому анализу социологии Г.Тарда. Современная российская социологическая мысль незаслуженно игнорирует влияние Тарда в социологии. Тем не менее, этот выдающийся ученый, сказавший в свое время новое слово в науке, заслуживает и сегодня внимания социологов.

2) В свое время некоторые выдающиеся социологи отметили заслуги Тарда в социологии. М Вебер положительно отзывался о теории подражания Тарда. Ф.Теннис находил интересной тардовскую концепцию подражания и вслед за Тардом говорил о подражании в моде. Ю.Хабермас отметил, что Тард одним из первых осуществил надлежащим образом анализ общественного мнения. Американские социологи считают Тарда одним из ученых, определивших развитие социологии и социальной психологии в США. Русские социологи - М.М.Ковалевский, Н.К.Михайловский, Е.В.Де Роберти уделили много внимания анализу концепций Тарда. Современный французский социальный психолог С.Московичи говорит о первооткрывательской роли Тарда в социологии, т. к. он в качестве гипотезы выдвигает примат средств коммуникации над всеми инструментами. Современные французские социологи Р.Будон, Ф.Буррикод в своем социологическом словаре ссылаются на Тарда как на авторитетного исследователя. Все это позволяет говорить об актуальности тардовского научного наследия для социологии.

3)Социология Тарда имеет ряд особенностей, придающих ей актуальность и сегодня. В условиях современной технизации общества одной из задач общественных наук является актуализация гуманистических, этических, духовных проблем. Исследование же этических взглядов великих мыслителей прошлого способствует формированию нравственных ориентиров сегодня. Социология Тарда -идеалистическая, она делает акцент на психологических и духовных аспектах жизни и развития общества. Благодаря такой постановке проблемы исследования социального, Тард тщательным образом анализирует роль и функции духовной сферы.

4)Состояние современной отечественной социологии можно охарактеризовать как поисковое. Это способствует росту интереса к исторической традиции. Расстановка акцентов в социологии Тарда позволяет создать особый ракурс видения, исследования социальной жизни, социальных проблем и социальных процессов. Такая точка зрения является важным дополнением к системе социологического знания, формирующегося в настоящее время в российской науке.

5)Некоторые идеи Тарда могут служить отправными точками для современных исследований. Например, Тард предложил свою версию создания психологических портретов нации, обобщенных представителей какого-то типа общества, он также выработал метод сравнения менталитетов различных обществ. В рамках современного социологического знания возможно расширение исследований феномена подражания. Одной из проблем социологии является, например, феномен политического конформизма, как обдуманного варианта подражания, ухода от выбора собственной позиции. Тард положил начало исследованию социальной пропаганды: он описал механизмы внедрения в общество открытий и изобретений.

6)В современной социологической литературе Тард предстает как криминолог и создатель психологии толп, также как исследователь, выводящий все социальные законы из законов подражания, многие методологические аспекты его теории не рассматриваются. Настоящее же исследование уделяет внимание этим аспектам и существенно уточняет его новации.

Степень разработанности проблемы и новизна настоящего исследования. В отечественной литературе социология Тарда наиболее тщательно подвергалась критике со стороны его современников — М.М.Ковалевского, Е.В.Де Роберти, Н.К.Михайловского, П.А.Сорокина, ему также посвящены исследования профессоров А.А.Козлова, Л.Синицкого.Это было обусловлено тем, что такая критика была очень актуальна: в ходе ее социологи, как правило, оттачивали и дорабатывали свои собственные теории. Многие произведения Тарда были изданы в России еще при его жизни., с некоторыми из критиковавших его русских социологов Тард был знаком лично (например, с Ковалевским). В дальнейшем интерес к работам Тарда в России заметно угасает. В настоящее время в отечественной литературе не существует работ, посвященных критическому анализу основ психологической социологии Тарда. Освещение тардовской социологии ограничивается статьями в сборниках по истории социологии (Култыгин В.П. «Классическая социология» М.,2000, «История буржуазной социологии 19-20 вв.» под ред Кона И.С. Л., 1964 и др.). В них изложены основные положения его теории. В основном - это изложение сущности законов подражания. Имя Тарда также упоминается в связи с исследовавшимися им вопросами социальной психологии в разделах, посвященных истории этой науки: Андреева Г.М. «Социальная психология» М.,1998, Парыгин Б. Д. «Социальная психология» Спб,1999, Овчаренко В.И., Грицанов А.А. «Социологический психологизм: критический анализ» Минск, 1990.

В современном западном обществоведении Тард несомненно пользуется определенной популярностью, о чем свидетельствуют статьи о его творчестве в словарях по социологии (Dictionnaire de la Sociologie. Encyclopedia Universalis et Albin Michel; Paris, 1998; Boudon,R.,

Bourricaud,F. Dictionnaire critique de la sociologie. P., Press. Univ. de Fr.,1982; Sfez,L. Dictionnaire de la communication T.II, P., Press. Univ. de Fr.,1993 ), социальной психологии (The Handbook of social psychology. Ed. By Gardner,L. and Elliot,A. vol. IIIJV Addison-Wesley P.C.,1969), в учебниках по социологии (Cuvillier A. «Manuel de sociology» vol.1 Paris, Press Univ. de France, 195 8; Bouthhoul G. «Histoire de la sociology» Paris, Press Univ. de France, 1961), в социологических трудах (Traite de sociologie. Sous la dir. de R.Boudon, P., Press. Univ. de Fr.,1992).

Современные французские социологи Р.Будон и Ф.Буррико в социологическом словаре отмечают, что тардовские исследования послужили отправными точками для дальнейших исследований в ХХв. Например, Тард поставил фундаментальную проблему в исследовании преступлений. Тард предвидел циклический эффект, анализируя моду: когда какой-то образец, продукт или манера усвоены элитой, они имеют тенденцию при определенных обстоятельствах распространяться, пока не столкнутся с распространением другого продукта. От тардовских исследований отталкиваются при изучении процессов распространения (информации, мнений, образцов или практик, технических новинок) в данном обществе. В «Законах подражания» Тард описал распространение каких-то образцов в геометрической прогресии. Из этих его разработок исходят современные французские социологи, создавая теории распространения чего-либо в обществе. Заслугой Тарда признается то, что он (как и Парето, Сорокин) предполагал, что не только образцы моды в одежде, но также и феномены культуры, идеи подчинены процессам аналогичной структуры, распространяются циклически. Отмечен вклад Тарда в создание моделей феноменов. Тард создает гипотезу, что скорость, с которой распространяется новая мода, пропорциональна количеству индивидов, которые ее приняли. Согласно этой модели, скорость процесса распространения представлена в виде того, что Тард называет «геометрический» закон, и что современная наука называет «экспоненциональным» законом. Эта теория Тарда послужила отправной точкой для развития теорий распространения, выведения законов для этого феномена.

«Законы подражания» Тарда объясняют феномен социального распространения (diffusion sociale) исходя из гипотезы подражания; феномены, которые не распространяются - исходя из дополнительной гипотезы обычая. Современная социология заменила эту простую и механическую схему более сложной: распространение или не распространение образцов, практик представлено как общее следствие множества индивидуальных действий. Эти действия зависят от поля деятельности индивидов; поля действий индивидов определены структурными данными.

Позиция Тарда названа «индивидуалистической» и «иррационалистической», и в этом он является предшественником многих современных социологов, например, Бергера и Лукмана.

Современные французские социологи признают Тарда важным теоретиком современных коммуникаций.( Л.Сфец «Критический словарь коммуникаций» Париж, 1992) Подчеркивается важность его идей о механизме распространения мнений - путем ментального заражения. Большое значение придается его исследованиям зарождения публики, сущности и зарождения мнений, роли мнений в создании публики, также исследованиям психологических особенностей мнений толпы, исследованиям роли прессы в формировании публичного мнения.

Веские замечания о творчестве Тарда принадлежат современному французскому социальному психологу С.Московичи. В своей работе «Век толп. Исторический трактат по психологии масс» (М.,1996) он отмечает первооткрывательскую роль Тарда в исследовании средств коммуникации.

Американские социальные психологи осуществили критический анализ теории подражания Тарда (La Pierre R.T., Farnsworth P.R. Social psychology. New-York,1949). Научному творчеству и биографии Тарда посвящена обширная статья американского исследователя Т.Н.Кларка, которая является введением к изданию сборника работ Тарда: Tarde G. «On communication and social influence» The Univ. Of Chicago press, 1969.

Критический же анализ основ социологической теории Тарда отсутствует.

В настоящей диссертации впервые предпринимается попытка критического анализа основ психологической социологии Тарда, анализа его методологии. В диссертации также показано место социологии Тарда в научном контексте II пол. XIX в.

Объект исследования. Объектом исследования является психологическая социология Г.Тарда.

Предмет исследования. Предметом исследования являются особенности социологии Г.Тарда: особенности предложенных им новых методов исследования в социологии, введение в научный оборот новых предметов исследования. Необходимым предметом исследования являются также недостатки теории Тарда, его ошибки.

Цели исследования. В связи с отсутствием в отечественной литературе критического анализа социологической теории Тарда в целом, глацелью исследования является определение особенностей психологического подхода Тарда в социологии.

Для достижения цели необходима постановка следующих задач: 1)Определить место Тарда как ученого в контексте науки II пол.XIX в. во Франции.

2)Выявить предпосылки появления именно такой теории в науке того времени.

3)Выявить особенности подхода Тарда, рассмотрев определение им предмета, метода и задач социологии.

4)Определить вклад Тарда в научные разработки проблем социологии и социальной психологии.

5)Дать критический анализ научных гипотез Тарда для выявления достоинств и недостатков его теории.

6)Рассмотреть критику Тарда современными ему социологами.

7)Определить научную новизну исследовательского метода Тарда.

Методологическая основа исследования — критический анализ научных текстов Г.Тарда, интерпретация текстов Тарда в контексте современности с учетом других интерпретаций.

Источниковую базу исследования составили научные тексты самого Тарда и тексты современных ему французских социологов, которые, как и Тард, использовали данные психологии или психологические факторы для исследования социальных явлений, также работы французских ученых XIX в., оказавших влияние на развитие обществоведческой науки того времени.

Основные тенденции развития социологического знания во Франции во II пол. XIX в.

Среди имен ученых, определявших развитие социологии во Франции во II пол. ХІХв. имя Габриэля Тарда (1843-1904) - одно из самых значительных наряду с именами Ф.Ле Пле, Р.Вормса, Г.Лебона, Э.Дюркгейма и др. Научное творчество Тарда было большим шагом вперед в развитии социологического знания. Значение этого творчества определяется и научной новизной, большой оригинальностью взглядов Тарда на социальную жизнь общества, социальные процессы, а также тем, что тардовская теория порождала резкую критику, способствуя этим оттачиванию теорий его идейных противников..

Анализ состояния науки об обществе во Франции до Тарда помогает выделить принципиально новые моменты, внесенные в науку его исследованиями.

Период Второй империи (1852-1870) являлся «веком позитивизма» в истории французской мысли. Под влиянием позитивизма находились не только общественные науки, но также философия и литература. Среди «истинных друзей позитивистской философии» можно назвать выдающегося французского ученого, филолога Э.Литтре, К.Бернарда./55,р.1-2/ Появилась позитивистская историография (Э.Борель, И.Тэн), позитивистская история культуры (Э.Ренан), позитивистская криминология (Ч.Ломброзо), позитивистская логика и психология, теория литературы и искусств, позитивистская «метафизика» (Вашеро и Фуйе)./14,с.40/ Позитивистская методология использовалась сотрудниками «Международного журнала социологии», созданного Р.Вормсом. Эта методология заключалась в призыве к строгим объективным методам, тщательному анализу фактов. Последователи Ле Пле, издававшие журналы «Социальная наука» и «Социальная реформа», тоже придерживались позитивистской методологии. Одним из положений было утверждение, что социальные факты должны изучаться объективно, так же как факты природы./20,с.31 -32/

Во время Третьей республики позитивизм был признан официальной доктриной, тогда как во времена Конта призывы положить науку в основу социальных реформ звучали крамолой. Исследовательница социологии Э.Дюркгейма, Е.В.Осипова отмечает, что тесная связь позитивизма с сциентизмом, с верой в безграничные возможности науки изменить общественный строй обусловили тот факт, что в конце XIX в. именно на сциентизм опирались многие деятели науки и культуры, искавшие пути восстановления Франции после поражения в войне с Пруссией. «Научный дух», как казалось многим деятелям культуры, мог возродить величие Франции, избавив страну от унижения./20,с..36/

Влияние позитивизма было столь велико, что, по свидетельству Ковалевского, «со смертью Конта, Милля, Бокля, Литтре и с прекращением издававшегося последним в сообществе с Вырубовым «Обзора положительной философии», позитивизм все более и более принимал во Франции и Англии характер религиозного сектантства, характер, присущий ему в настоящее время»./12,с.18/ Но, даже принимая позитивизм в качестве методологии или испытывая в какой-то степени его влияние, представители общественных наук продолжали развивать свои теории.

Во второй половине XIX в. во Франции существовали различные направления в области социальных наук. Некоторые из них были очень влиятельны, такие, например, как школа Э.Дюркгейма, другие же не оставили значительного следа в науке. Тем не менее, существование их является свидетельством активного поиска путей развития социологии, поиска источников информации, попыток создания теории, методологии новой тогда науки. Столь калейдоскопическое разнообразие направлений поиска способствовало развитию критики, полемики, оттачиванию научных парадигм. В то же время, это показывало отсутствие твердой научной почвы у социологии. Многие французские ученые того времени выдвинули идеи, получившие развитие в дальнейшем. Одним из таких ученых был Фредерик Ле Пле (1806 - 1888), оказавший влияние и на Г.Тарда. Его социология была ориентирована на конкретные исследования с целью основания ее на исследованиях объективных и точных. Его знаменитые исследования семьи рабочего («Европейские рабочие», 1855) положили начало монографическому методу в социологии. Автор французского учебника по социологии середины ХХв. А.Кювье отмечает, что своим методом социальных исследований Ле Пле и его последователи открыли путь, по которому социология двигается сегодня, кладя в основу действительно научную «социографию»./58,р.27/

Описательная социология, или социография, работа с полевыми данными, собранными в ходе наблюдений получают признание у социологов и антропологов как во Франции, так и в других странах.

У Ле Пле главные методы исследований — количественные, статистические. Это является свидетельством проявления одной из главных тенденций развития социологического знания того времени, а именно - стремления к построению теорий на фактическом материале. Статистика во Франции на протяжении XIX в. имела особое значение для социальных наук, чему способствовало ее развитие в стране для нужд государства.

Общим для различных эмпирических социальных исследований был интерес к достоверным отчетам с фактической информацией. Но эти отчеты стояли в стороне от современной эмпирической социальной науки из-за отсутствия систематических объяснений. Нельзя сказать, что у таких отчетов не было направляющей основы. Но она состояла не из теоретических утверждений, а из доминирующих убеждений политических лидеров. Основные концепции вероятного источника социального зла и соответствующих решений исходили в основном из неофициальных источников. /56,р.124/

XIX век для Франции - период политических экспериментов, поэтому социальные теории должны были служить поддержкой тех или иных программ реформ. Революционное значение для социальных наук имела постановка под вопрос основополагающих убеждений буржуазии. Но постепенно социальная теория перестала быть частью политических доктрин. Ученые стали стремиться создать действительно научную дисциплину.

Идейно-теоретические истоки социологии Г. Тарда.

Тард (1843-1904) родился в небольшом городе Сарла, недалеко от Бордо. Семья его отца была столь же древней, как и сам город. Тарды служили местными чиновниками того или иного вида. Тард окончил местную иезуитскую школу со строгим преподаванием латыни, греческого, истории и математики. Упражнения в схоластике также способствовали тому, что он придавал особую роль интеллекту. Окончив школу в 17 лет, Тард, как и многие другие юноши сер. ХІХв., сначала испробовал себя в написании драматических пьес. Поздние работы Тарда несут отпечаток его ранних литературных попыток. В ранние годы Тард был увлечен также математикой.

После школы Тард изучал право в университетах Тулузы и Парижа. Получив высшее образование, он возвратился в Сарла и с 1869 по 1894 г. служил в судах. В Тарде были развиты два свойства, одинаково необходимые для сколько-нибудь оригинального построения философских начал обществоведения: богатство научной фантазии и разносторонняя эрудиция. Прикованный в течении ряда лет к службе в скромной должности судебного следователя, он находит время не только для издания целого сборника философских стихотворений, но и для ознакомления с общими положениями астрономии, физики, химии и биологии.

Социологическая доктрина Тарда опирается на идеи Лейбница, Курно, Гегеля, Спенсера. У Лейбница он позаимствовал идею о монадах. Для Тарда учение Лейбница о монадах со всеми второстепенными гипотезами, в нем заключающимися, все более и более становится цепью вполне научно обоснованных истин. Это учение, говорит он, предполагает прежде всего сведение к одному началу элементов материи и духа, началу духовному./11,с. 10/ Таким образом, в мировой системе молекул и составляющих их атомов, системе, принимаемой Тардом не за гипотезу, а за научно обоснованную истину, заключается и корень его учения о роли личности, или «первичного общественного индивида», в создании социальных конгломератов. Для Тарда молекула или атом наделены способностью сознательной инициативы, и той же сознательной инициативой отличается и индивид, что-либо открывающий в области знания и практического опыта./11,с.П/ Работы Курно, французского экономиста, философа и математика, особенно его «Соединение фундаментальных идей в науках и истории» (1861) послужили главным источником вдохновения для тардовских рассуждений о подражании. Чтение Курно направило Тарда на изучение точных наук в большей степени, чем метафизических систем. У Гегеля, особо почитаемого во Франции в то время, Тард узнал, как конфликты и оппозиции могут по очереди создавать новые синтезы. Тард также восхищался моделью логики и науки, созданной Миллем и стремился ее превзойти.

Когда Тарду было 30 лет, он сделал наброски основ своих «Законов подражания», которые разработал потом в более поздних своих работах. Профессиональная деятельность способствовала его интересу к причинам преступлений. Он ознакомился с работами итальянских криминологов. Успехи расистской и географической теорий, которые развивались Ламброзо, Гарофало, Фери и другими привели Тарда к публикации серии статей, критиковавших «новую итальянскую школу» и делавших акцент на преобладании социальных факторов — особенно социализации и подражания - перед преступлением. Некоторые статьи были собраны в его первой книге «Сравнительная преступность», которая утвердила его как ведущего криминолога. Он регулярно сотрудничал с журналом «Архив криминальной антропологии», основанном в 1886г. Его последней большой работой по криминалистике была «Философия наказания»(1890), после этого он практически ничего не публиковал на эту тему.

В 1890г. появились «Законы подражания», в 1893 г. — «Трансформация власти», в ней главные правовые вопросы рассматривались в социологической перспективе. Таким образом, к 1890-м годам Тард утвердился как криминолог и социолог. В 1893 г. министр юстиции пригласил Тарда подготовить отчет по организации криминальной статистики, и в 1894г. Тард был назначен директором бюро криминальной статистики при Министерстве юстиции в Париже. Статистика становится очень популярной, благодаря и политике правительства, заинтересованного в получении сведений о жизни страны, и деятельности самих бюро и исследователей. Тард также увлечен был статистикой, которой ему долгое время пришлось заниматься. М.М. Ковалевский замечает по этому поводу: «Такими личными пристрастиями ... я только и могу объяснить, что в главе, отведенной вопросу: «что такое история», Тард говорит нам исключительно об археологии и статистике»/11 ,с. 19/

В «Законах подражания» Тард уделил много внимания рассмотрению значения археологии для исторической науки и для социологии. Он считает, что только те факты, которые исчисляемы, могут быть основой для научного анализа. Именно с такими фактами имеет дело археология, которая пытается их обнаружить. Ковалевский раскрывает одну из методологических основ тардовской теории: «Не на одном археологическом методе выработал Тард свою точку зрения на общество, как на «совокупность существ, участвующих в процессе подражания».(...) Тому же, по-видимому научила его и статистика. Если, говорит он, история все более и более становится наукой, то она обязана этим прежде всего археологу, затем статистику. (...) Чем, в самом деле, занимается статистика, продолжает Тард, как не подражательным воспроизведением раз сделанных открытий? (Хронологические таблицы статистиков) раскрывают перед нами возрастание или падение той или другой потребности, а также того или иного верования или желания. Вот почему статистический метод — метод социологический по преимуществу. Но только создание нравственной , или точнее, психологической, статистики, отмечающей возрастание и убыль в индивидах специальных верований и желаний, способно открыть, по мнению Тарда, действительный и глубокий источник того, что скрывается за цифрами, доставляемыми нам обыкновенной статистикой»/11,с.21/

Являясь сторонником статистического метода, Тард в то же время решительно расходится с той оценкой, какую давал ему Кетле, бельгийский ученый, один из создателей статистики. В своей «Социальной физике» Кетле показал, что поведение людей подчинено некоторым закономерностям, например, регулярность вступления в брак и т. д. Эта работа Кетле была взята на вооружение противниками свободной воли, как свидетельство правоты их взглядов. Кетле интересовало постоянство раскрываемых с помощью статистики социальных явлений. Тарда наоборот, - рост или убывание известных верований и желаний./38;11/

Социология в Париже в рамках университетской системы не преподавалась до тех пор, пока в 1902г. из Бордо не был вызван Дюркгейм, но социальные вопросы привлекали огромное внимание публики в течении 1890-х. И как наиболее выдающийся представитель новой науки, Тард приглашался для чтения лекций во вновь созданные учебные и исследовательские институты. Изначально для таких лекций он написал два больших труда: «Социальная логика»(1894) и «Всеобщее противостояние» 896). В первом он более систематически, чем в «Законах подражания» разобрался с социальными институтами (особенно религией и экономикой). Во втором более полно, чем в других работах, определил роль конфликта, как и созидательной, и разрушительной социальной силы.

Свободная школа политических наук приглашала его представлять курс каждые два года. В 1896г. он подошел с социологической точки зрения к исследованию политического предмета. Тард читал курс в Русской школе высших социальных исследований, представлял материалы в Социологическое общество в Париже и Интернациональный институт социологии, продолжал писать в философские, социологические и общеинтеллектуальные журналы. В эти годы были изданы два тома его эссе: «Социологические эссе»(1895) и «Этюды по социальной психологии»(1898).

В 1898г. появляется работа «Социальные законы», которая являлась записью курсов, прочитанных Тардом в Свободной школе политических наук и в Свободном колледже социальных наук.

Научная жизнь во Франции была насыщенной. Социологи имели возможность обсудить различные вопросы на страницах журналов или на конгрессах. Такие конгрессы проводил, например, Интернациональный институт социологии, издавая потом их материалы.

В 1899г., когда освободилось место декана факультета современной философии в Колледж де Франс, Тард представил свою кандидатуру с условием переименовать кафедру в кафедру социологии. Несмотря на отказ переименовать кафедру, Тард получил желаемое назначение ( конкурентом Тарда в конкурсе на это место был философ Анри Бергсон). Ему предоставили свободу преподавать как он хочет.

Предмет, задачи и метод социологии.

Социология во времена Тарда - достаточно молодая наука. 2 пол. XIX в. — период активных методологических исканий. Предмет социологии разные социологи видят по-своему. Тард пытается определить предмет и метод общественной науки и делает это в логических пределах своей теории о том, что все социальное сводится к психологическому (или социально-психологическому). («Уже давно было осознано, что за объяснением общих законов и псевдо-законов лингвистики, политической экономии и мифологии нужно обращаться к психологии»./44,с.25/ «Общественная жизнь в конце концов представляет собой необычайную экзальтацию жизни мозга»./40,с.7/, «Я нахожу полезным в смысле метода, остановиться сначала почти исключительно на изыскании источников чисто психологической и социальной природы, рискуя придать этим моему первому опыту несколько искусственный и отвлеченный характер» ./42,с. 155-156/)

Цель своих исследований в области общественных наук Тард определяет следующим образом: «Прежде всего надлежит установить истинный, отличительный характер социальных явлений»./40,с.З/ Тард критикует Дюркгейма, своего современника и интеллектуального противника, за «удаленную от истины» попытку установления характерной особенностью социальных актов их внешнего по отношению к человеку характера./40,с.4/: «Социальный дух, отличный от духа каждого индивидуума в отдельности и заключающий в себе их все подобно тому, как индивидуальный дух включает в себя идеи, не существует. Это чисто химерическая концепция социальной психологии. Социальный дух, как и дух индивидуальный, включает в себя лишь идеи, известные душевные состояния, но только душевные состояния, рассеянные по различным мозгам, а не собранные вместе в одном и том же мозгу»./43,с.314/

Тард считает, что содержанием социологии является психология. («Я спрашиваю себя, какую пользу находят в том, чтобы под предлогом очищения социологии лишить ее всего ее психологического, живого содержания»,/40,с.4/) Но психология, которой может заинтересоваться социология - это не психология индивида. Здесь теоретические поиски Тарда выражают тенденции науки того времени. «Психология начала XIX в. была исключительно психологией индивида и не принимала в расчет социальных процессов... В последней трети XIX в. положение изменилось...»/9,с.93/ Таким образом, Тард со своими попытками выйти за пределы индивидуальной психологии и обнаружить социальные элементы в психологии, находится в числе пионеров новой науки - социальной психологии.

Тард считает необходимым обратить внимание общественной науки на продукты психологического взаимодействия умов (т. е. на явления интерцеребральной психологии): «Искать элементарного социального факта (...) нужно ни коим образом не в той психологии, которая заключается в пределах одного мозга (интрацеребральная психология), но прежде всего в психологии, основанной на соотношении нескольких умов (интерцеребральной психологии), изучающей сознательные отношения нескольких индивидов, но сначала двух»./44, с.26/

Тард выделяет из всех психологических факторов те, которые должны интересовать социологию, а заодно и ограничивает ту область, которая является, по его мнению истинно социальной: «Члены и органы общества, его внешний облик и взаимоотношения людей не могут быть безразличны для нее /социологии/; она много должна заниматься ими, но истинно социальным приношением со стороны этих людей являются в ее глазах их идеи и интересы, их убеждения и страсти. Она должна заниматься исключительно этим и не принимать в расчет ничего остального, хотя бы только в силу методического анализа»./40,с. 112/

Тард определяет сферу науки об обществе («социология, простая социальная психология»), ее предметы (социальнозначимые психологические факторы). Он и является пионером именно в этой научной сфере (социальной психологии), оставляя за пределами своих научных интересов социальные структуры, социальные институты. Тард приводит аргументы в пользу такого ограничения: оно позволяет создать глубоко жизненную систему, т. е. наполненную живым (психологическим) содержанием: «Упрощенная подобным образом социальная наука появляется перед нами в совершенно новом свете, не со строгой правильностью абстрактной схемы, но с силой и крепостью точной, сильной и глубоко жизненной системы»./40,с. 112/ Но избавление от одних абстракций не избавляет Тарда от других. Вместо того, чтобы строить схемы во внешнем по отношению к человеку мире (в мире человеческих отношений, связей), он строит их в мире внутреннем (в области человеческого сознания). Его логика превращает в конструкции психологические факторы (верования, страсти, желания и т. д.). Этими конструкциями, бесперебойно функционирующими, наполнены головы индивидов. Благодаря наличию закономерностей, жестких законов, регулирующих все процессы в области человеческого сознания, ученый может объяснить социальные явления, которые являются всего-то лишь последствиями процессов в области идей. Таковы теоретические положения Тарда, которыми он руководствуется, строя новую науку. И смелость его как ученого позволила ему наметить много направлений для развития исследовательской мысли в области социальной психологии.

Еще один момент методологических исканий Тарда, да и всей науки (имеются в виду области знаний о человеке) того времени, - определение соотношения индивидуальной психологии и общественной. Тард считает, что эти две психологии имеют много общего: «...психология обществ представляет самые поразительные аналогии с психологией личностей»./40,с. 112/ Тард упорно стремится выйти за пределы научных достижений своего времени, сделать то, чего еще не сделано (выйти за пределы психологии личности). Его попытки выработки методологии для науки об обществе способствовали развитию его научной теории.

Кроме сферы и предмета социологии, Тард определяет ее цели и задачи. Для начала он определяет наличие социальной логики, т. е. механизма, управляющего психологическими факторами, регулирующего их деятельность: «Итак, под многими кажущимися социальными нелогичностями скрывается реальная и глубокая логика и - мог бы я в свою очередь заключить — тот, кто хочет объяснять социальные факты без ее помощи, может сколько угодно собирать и нагромождать друг на друга всевозможные истории диких и варварских народов — он никогда не будет много смыслить в социологии»./40,с.183/

Похожие диссертации на Психологическая социология Габриэля Тарда