Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Понятие отчузндения в марксистско-ленинской теории 10
ГЛАВА 2. Сущность и причины политического отчуждения при капитализме . 43
ГЛАВА 3. Диктатура пролетариата - основа преодоления политического отчуждения трудящихся 75
ГЛАВА 4. Основные направления деятельности кпсс по повышению политической активности трудощхся 113
Заключение 148
Литература 158
- Понятие отчузндения в марксистско-ленинской теории
- Сущность и причины политического отчуждения при капитализме
- Диктатура пролетариата - основа преодоления политического отчуждения трудящихся
- Основные направления деятельности кпсс по повышению политической активности трудощхся
Введение к работе
^23!ї5ьность_исследованияі По мере роста производства и усложнения общественных отношений возрастает роль сознательной деятельности масс, повышается их ответственность за судьбы истории. Этот открытый К.Марксом закон возрастания роли народных масс в истории проявляется в практике социализма, он лежит в основе научного руководства Коммунистической партией социалистическим обществом.
Работу по совершенствованию развитого социализма нельзя выполнить "без широкого развертывания инициативы и творчества масс, без самого активного включения их в решение узловых проблем общественной жизни". Апрельский (1984г.) Пленум Центрального Комитета КПСС поставил перед коммунистами важнейшую общепартийную задачу - шире привлекать миллионы трудящихся к заинтересованному управлению делами государства.
Марксистским идеалом общественного устройства является коммунистическое общественное самоуправление, "когда все научатся управлять и будут на самом деле управлять самостоятельно обществен-ным производством, самостоятельно осуществлять учет и контроль". Требуя привлечения к управлению общественными делами всех трудящихся, "учить народ до самого низу искусству государственного управления не только книжкой, а немедленным повсеместным переходом к практике, к применению опыта масс", В.И.Ленин неоднократно указывал на отчуждение масс трудящихся от аппарата управления в обществе буржуазной демократии, о выталкивании, вытеснении их из политической жизни, предупреждал о том, что преодоление ненависти и недоверия масс ко всему государственному требует от Советской
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля 1984 года. - М.: Политиздат, 1984, с.6.
Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.33, с.97.
Ленин В.И. Поли.собр.соч., т.31, с.273.
--4-власти продолжительного времени и громадной настойчивости.
Развитие социалистической демократии - перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство - явилось свидетельством успешного преодоления политического отчуждения. В своей речи на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко отмечал, что задача превращения Советов в такие органы государственного руководства, которые работали бы не только для трудящихся, но и через трудящихся, ныне решена в основном. Теоретическое осмысление и обобщение опыта строительства социализма позволило партии сделать вывод о том, что в повестку дня встают качественные сдвиги в развитии производительных сил, в системе управления экономикой, в народном благосостоянии, подготовленные всем предыдущим развитием страны. Необходим и соответствующий качественный сдвиг в общественно-политической активности советских людей. Поставленная партией проблема, как лучше использовать те резервы активизации масс, которые заложены в дальнейшем совершенствовании социалистической демократии, всей политической системы общества, делает актуальной дальнейшую теоретическую разработку в теории научного коммунизма концепции участия масс в управлении обществом при социализме.
Обострение идеологической борьбы на современном этапе привело к тому, что марксистам сегодня приходится отстаивать теоретическое наследие К.Маркса, пресекать всякие попытки использовать идеи Маркса для дискредитации практики реального социализма. Идеологи антикоммунизма утверждают, что социализм не только не смог преодолеть политического отчуждения личности, но и еще более усугубил его. "Обоснование" таких выводов совершается с помощью двух приемов. Во-первых, фальсифицируется теория, сама суть Марксова учения о политическом отчуждении личности.Во-вторых, при примене-
I. Ленин В.И.Полн.собр.соч., т.36, с.184.
ний этой фальсификации к жизни стран социализма искажается практика реального социализма. Все это делает необходимым показ научной несостоятельности буржуазных и ревизионистских концепций политического отчуждения.
Разработанность проблемы. Проблема участия широких масс трудящихся в управлении обществом при социализме анализируется в исследованиях, предметом которых является общественно-политическая
активность трудящихся при социализме, социалистическая политичес-
кая культура, политическое сознание, политическая деятельность
личности, политическая организация общества при социализме. Содержание и формы политического участия, его соотношение с профессиональным управлением, эмпирические показатели интенсивности,
Общественно-политическая активность трудящихся: Проблемы методологии, методики и техники социологического исследования.-Свердловск, 1970; Клюев А.В. Политическая активность личности при социализме: сущность и факторы ее повышения. - Л.: изд-во ЛГУ, 1980; Красин Ю.А. Участие трудящихся в управлении и профессионализм. - Вопросы философии, 1982, № 4; Демидов А.И. Политика и социальная активность. - Философские науки, 1983, № 2; Дашдами-ров А.Ф. Возрастание общественно-политической активности как закономерность совершенствования советского образа жизни.- Социологические исследования, 1984, № 2 и др.
Коган Л.Н. Политическая культура социализма. - Научный коммунизм, 1979,№ 5;Кейзеров Н.М. Политическая культура социалистического общества.-М.:Мысль,1982;Блинов Н., Ожегов Ю., Шереги Ф. Политическая культура и молодежь.- М.:Молодая гвардия,1982;Белов
Г.А.Общественно-политическая активность как проявление политической культуры. - Советское государство и право, 1984,№ б и др.
Яновский Р.Г. Политическое сознание личности в условиях развитого социализма. - В кн.: Проблемы политических наук: К итогам XI Всемирного конгресса Международной ассоциации политических наук. - М.: Наука, 1980; и др.
Морозов И.К. Политическая деятельность как социальное явление и ее функции. - В кн.: Социальная активность, Челябинск, 1981.
Шахназаров Г.Х. Социалистическая демократия. Некоторые вопросы теории.-М.Политиздат,1974;Бутенко А.П. Политическая организация общества при социализме. - М.: Мысль, 1981 и многие другие.
ценностно-мотивационная сторона общественно-политической деятельности личности, способы активизации этой деятельности - эти вопросы волнуют многих обществоведов и активно ими разрабатываются.
По мнению диссертанта, исследование участия трудящихся в управлении при социализме важно расширить и восполнить рассмотрением его в процессе становления, преодоления внутренней противоречивости, присущей политическому участию масс при капитализме. Понятие "политическое отчуждение" отражает эту внутреннюю противоречивость.
Ученые-марксисты используют понятие "отчуждение" в связи с проблемами гуманизма, преимущественно в онтологическом, аксиологическом, мировоззренческом аспектах. Представляется возможной и необходимой конкретизация этого понятия для социологии личности. Можно выделить три общих момента в большинстве определений отчуждения, которые встречаются в нашей литературе:
отчуждение определяется через деятельность;
отчуждение неизменно связывается с негативным восприятием человеком результатов собственной деятельности;
подчеркивается разрушающее воздействие на личность результатов отчужденной деятельности.
В данном исследовании понятие отчуждения используется для характеристики политической деятельности личности в условиях классово антагонистического общества.
Специальных работ, посвященных анализу политического отчуждения, в марксистской литературе нет. Однако есть необходимость отметить тех авторов, которые так или иначе рассматривают эту
I. См. Проблема человека в современной философии. - М.: Наука, 1969; Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый.-М.: Политиздат, 1973; Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. - М.: Мысль, 1974; Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса. - М.: Высшая школа, 1981; Нарский Н.С. Отчуждение и труд.По страницам произведений К.Маркса. - М.: Мысль,1983 и др.
- 7 -проблему: С.М.Ковалев, философы ГДР М.Банашек и Й.Форхольцер, А.Курелла. Они подробно проанализировали идеи К.Маркса о политическом отчуждении и первыми дали отпор попыткам наших идейных противников отождествить социалистическое государство с политическим отчуждением.
Цель данного исследования: определить сущность и выяснить причины политического отчуждения и необходимые условия его преодоления. Отсюда вытекают задачи исследования:
основываясь на марксистско-ленинской методологии анализа общественных явлений и соответствующих высказываниях классиков марксизма-ленинизма, определить метод исследования проблемы политического отчуждения;
проанализировать политическое участие при капитализме;
выяснить объективные и субъективные условия становления общественно-политической самодеятельности трудящихся масс в процессе социалистического преобразования общества;
раскрыть роль коммунистической партии в развитии политической активности трудящихся на этапе развитого социализма;
показать несостоятельность буржуазных и ревизионистских теорий политического отчуждения.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
Считая необходимым уточнить предметную область понятия отчуждения, диссертант сформулировал определение этого понятия, что позволило ему отграничить марксистское понимание отчуждения от антропологического и психологизаторского его толкований.
В диссертации определены сущность и причины политического отчуждения на этапе государственно-монополистического капитализма.
I. См. Ковалев СМ. О человеке, его порабощении и освобождении. -М.: Политиздат, 1970; Банашек М., Форхольцер Й.Человек и власть. М.: Прогресс, 1973; Курелла А. Свое и чужое.- М.: Прогресс,1970.
Раскрыты условия преодоления политического отчуждения трудящихся в процессе строительства социализма.
Выделены основные направления деятельности КПСС по развитию политической активности масс на этапе развитого социализма.
Новизной диссертации является также критика антинаучных буржуазных и ревизионистских интерпретаций Марксового положения о политическом отчуждении, целью которых является стремление оправдать политическое отчуждение трудящихся, характерное для капиталистического общества, и опорочить практику реального социализма.
Методологической основой исследования явились работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, документы и материалы КПСС, труды руководителей КПСС. При написании диссертации автором использованы труды советских ученых, имеющие отношение к изучаемой проблеме.
Практическая значимость исследования. Исследование проблемы политического отчуждения имеет актуальное практическое значение для разоблачения ограниченности и антинародной сущности буржуазной демократии, для показа преимуществ и подлинно народного характера политической системы социализма, для работы в направлении лучшего использования возможностей социалистической демократии. Диссертация содержит положения, имеющие значение для деятельности партийных, советских и общественных организаций по устранению политической пассивности и инертности отдельных членов социалистического общества, по дальнейшему повышению политической активности масс. Материалы диссертации могут быть использованы в системе партийной и комсомольской учебы для углубленного изучения темы "Личность в системе социалистической демократии", при чтении курса научного коммунизма в высшей школе в разделах "Коммунистическое воспитание трудящихся" и "Социалистический образ жизни", а также при чтении спецкурса "Критика современного антикоммунизма".
Апробация работы. Результаты исследования излагались автором
- 9 -на: I) Научно-теоретической конференции молодых ученых кафедр общественных наук "Идеи К.Маркса и современность", Казань, 1983; 2) Всесоюзной научной конференции "Политика, политическое сознание и самосознание личности", Уфа, 1983; 3) ІУ Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии", Москва, 1984.
Понятие отчузндения в марксистско-ленинской теории
В понимании отчуждения существуют две старые традиции: философская и психологическая. Согласно первой под отчуждением понимается отделение от индивида созданных им общественных сил, противостоящих ему как чуждая действительность, в которой человек не может познать себя, хотя она и его продукт. Эта традиция восходат еще к античности, просматривается в учениях раннего христианства. Отчуждение как философская категория начала складываться на базе общественно-политической проблематики государства и собственности в работах философов-материалистов ХУП-ХУШ вв. (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо). Наибольшее развитие в истории домарксистской мысли понятие отчуждения получило в немецкой классической философии (Н.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель, Л.Фейербах). Гегель рассматривает отчуждение духа, который в процессе своей деятельности отчуждает; себя от самого себя, чтобы познать себя в этом инобытии.
Согласно второй традиции, под отчуждением понимается психологическое состояние личности, негативная форма восприятия человеком внешнего мира, другого человека, самого себя. Психологическая традиция восходит к Д.Дидро и получила свое развитие в литературных произведениях (.Достоевский, Ф.Кафка» А.Камю и др.).
В современной борьбе идей обнаруживается огромное количество различных толкований отчуждения, идущих в русле философской или психологической традиций, опирающихся на богатую историю этого понятия. Буржуазные и ревизионистские теоретики в числе своих главных идейных вдохновителей называют Карла Маркса. Однако авто ритет Маркса используется ими для борьбы с марксизмом как целост Выяснение места и роли понятия отчуждения в марксизме как едином и целостном учении вызывает до сих пор дискуссии среди ученых-марксистов. В данной главе будут рассмотрены проблемы методологии анализа отчуждения как явления общественной жизни, показана несостоятельность антропологического и психологозаторско-го подходов к изучению деятельности личности в системе политических отношений с тем, чтобы в последующих двух главах приступить к анализу непосредственно политического отчуждения как вида отчуждения.
Как известно, Маркс использовал понятие "отчуждение" в разных произведениях в разных смыслах и в одном произведении - в нескольких. Этот факт, который отмечается советскими философами, значительно осложняет выяснение категориального значения понятия отчуждения, то есть его места в системе марксистского учения. На наш взгляд, неоднозначность употребления Марксом понятия "отчуждение" свидетельствует о преодолении влияния Фейербаха и в целом философской традиции крайне отвлеченной постановки проблемы. Для научного коммунизма небезразличен тот вопрос о сущности человека и его отчуждения, который молодой Маркс поставил в своей ранней работе "Экономическо-философские рукописи 1844 г.". Пытаясь вывести общественные процессы, закономерности общественного развития из сущности человека, из структуры его деятельности, Маркс здесь еще отдает дань философской традиции и во многом не выходит из рамки антропологического принципа Фейербаха. В то время Маркс считал, что с помощью раскрытия взаимодействия двух факторов -отчужденного труда и частной собственности - можно развить все экономические категории. Позднее Маркс перешел от абстрактной постановки проблемы отчуждения к конкретному исследованию экономических и социальных условий отчуждения человека. Однако это не значит, что тем самым была снята проблема отчуждения, равно как и гуманистическая направленность анализа Марксом капиталистических общественных отношений и выявления на основе этого анализа закономерности перехода к коммунистической формации.
В "Экономическо-философских рукописях 1844г." Маркс так формулирует проблему отчуждения:(1) и... чем больше рабочий производит, тем меньше он может потреблять; чем больше ценностей он создает, тем больше сам он обесценивается и лишается достоинства..." ("отчуждение вещи", то есть отношение человека к продукту труда);(2) "... труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности... Это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения всяких других потребностей, но не потребности в труде... деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она принадлежит другому, она есть утрата ра-бочим самого себя" ("сажютчуждение", отношение человека к его собственной деятельности);(3) "... сам труд, сама шзне&еячыъностъ, сама производств венная_жизнь оказывается для человека лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физиче-ского существования" ("отчуждение сущности" человека от человека, отношение человека к самому себе);(4) "Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек", ("отчуждение человека от человека", враждебное отношение человека к другому человеку).
Иначе говоря,.проблема отчуждения ставится Марксом как отношение человека к продукту его труда, к процессу собственного труда, к самому себе и другому человеку. Человек является исходным пунктом рассуждений Маркса. Отметим, что по сути дела Маркс исхо дит из структуры деятельности, налицо все ее элементы: цель, процесс, результат, общение. Выявляя те отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, Маркс пытается дедуцировать экономические процессы, причем человек при этом является активной стороной: посредством отчужденного
Сущность и причины политического отчуждения при капитализме
Сущность и причины политического отчуждения личности при капитализме были раскрыты К.Марксом в статьях "К критике гегелевской философии права", "К еврейскому вопросу". Идеи, впервые высказанные им в этих статьях, были развиты в "Немецкой идеологии" и других работах, кжно выделить следующие основные марксистские положения по этому вопросу: 1. Политическое отчуждение как "существенное раздвоение" че ловека на "действительного гражданина" и "частное лицо" является существенной характеристикой буржуазной демократии и появляется вместе с ней: "... французская революция завершила процесс превра щения политических сословий в социальные или сделала сословные различия гражданского общества исключительно социальными разли чиями, различиями частной жизни, лишенными политического значения. Этим был завершен процесс отделения политической жизни от граждан 2 ского общества". 2. Сущность политического отчуждения человека в системе бур жуазной демократии есть конфликт, в котором человек "как суверен ное, как высшее существо", как "гражданин государства" находится с самим собой как человеком "в его случайном существовании", "ка ков он есть", испорченным всей организацией буржуазного общества, "потерявшим, самого себя, ставшим чуждым себе, отданным во власть бесчеловечных отношений и стихий". В феодальном обществе отношение гражданина к государству сложилось как опосредованное отношение между индивидом и государственным целым. На основе капиталистической частной собственности форма отношений между государством и его гражданами изменилась. Они стали непосредственными отношениями государства и гражданина как его "равноправного и свободного члена". Однако это произошло лишь по форме, но не по существу. Буржуазное государство по необходимости упразднило унаследованные различия в происхождении, сословии, образовании и т.д. Оно, как писал Маркс, "провозглашает, не обращая внимания на эти различия, каждого человека равноправным участником народного суверенитета..І Несмотря на все это, государство позволяет частной собственности, образованию, профессии Д йство-2їь_свойственньім_им способом и проявлять их особую сущность в качестве частной собственности, образования, профессии".
Классовая сущность политического отчуждения человека отмечена Марксом уже в ранних работах, хотя здесь вместо понятия "класс1 пока используется понятие "сословие": "Чтобы достигнуть политического значения и политической действенности, гражданин должен отрешиться от своего сословия, от гражданского общества, от частногосословия, ибо именно это сословие стоит между индивидом и полити о че ским_госу,дарств ом".3. "Гражданское общество и государство оторваны друг от друга. Следовательно, и гражданин государства оторван от гражданина как члена гражданского общества".
Причина политического отчуждения человека заключается в отрыве государства от "гражданского общества", в расколе общества на классы с их взаимно противоположными интересами, в отделенииобщего интереса от частного, когда общий интерес господствующего класса в виде государства принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных, как отдельных, так и совместных интересов, и вместе с тем форму иллюзорной общности. Властные отношения в обществе выступают на поверхности явлений в превращенной форме - форме институтов буржуазной демократии - которая скрадывает существенные, более глубокие черты, а именно - антагонистические противоречия между классами. "Именно потому, что индивиды іреследуют тольщ)_свой особый интерес, не совпадающий для них с их общим интересом - всеобщее же вообще является иллюзорной формой общности - они считают этот общий интерес "чуждым", "независимым" от них, т.е. опять-таки особым и своеобразным "всеобщим" интересом, или же они сами должны двигаться в пределах этой разобщенности, что и происходит в демократии. С другой же стороны, практическая борьба этих особых интересов, всегда действительно выступавших против общих и илююзорно общих интересов, делает необходимым... обуздание особых интересов посредством иллюзорного /всеобщего" интереса, выступающего в виде государства".
На основании этих методологических положений представляется v возможным дать следующее определение понятию "политическое отчуждение". Политическое отчуждение есть характеристика политической деятельности личности в политической системе капитализма, такое взаимодействие гражданина с политической системой, при котором функционирование политической власти господствующего класса противоречит интересам гражданина, в результате чего личное политичес кое участие утрачивает смысл, и развивается политическое самоотчуждение.
Можно выделить объективную и субъективную стороны политичес- / кого отчуждения. Объективная сторона политического отчуждения -это противоречие между результатами политической деятельности и объективными интересами личности. Субъективная сторона политического отчуждения (или политическое самоотчуждение) - это отрицательное отношение личности к собственной политической деятельности, недоверие к формам участия в политической жизни как способам обеспечения своих осознанных интересов, неудовлетворенность своей политической активностью как следствие неудовлетворения потребностей в общении, потребности быть личностью и других.
Без учета психологического момента понятие отчуждение ("политическое отчуждение", в частности) утрачивает свое строгое категориальное значение как понятие, обозначающее один из способов включения личности в систему общественных отношений (три способа выделял Маркс: личная зависимость, вещная зависимость, свободная индивидуальность) .
Для того, чтобы определить причины политического отчуждения личности на микроуровне (уровне личности и ее микросреды), надо прежде рассмотреть, как выглядит это явление на макроуровне, на уровне взаимоотношений больших социальных групп - классов. В этом состоит главное отличие марксистского метода от антропологического и психологизаторского методов в анализе политической деятельности личности.
Диктатура пролетариата - основа преодоления политического отчуждения трудящихся
Диалектика социалистической революции была раскрыта К.Марксом в "Тезисах о Фейербахе", где он писал: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, - это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми... Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика".
Совпадение изменения обстоятельств, условий политической деятельности личности и характера этой деятельности осуществляется в практике диктатуры пролетариата. Здесь нельзя не видеть противоречия. С одной стороны, осуществление социалистических преобразований невозможно без самого широкого и сознательного участия трудящихся масс, с другой стороны, социалистическое политическое сознание и политическая культура формируются в результате социалистических преобразований. Решение этого противоречия классики марксизма-ленинизма видели в революционной практике пролетариата, авангард которого вооружен прогрессивной революционной теорией и осуществляет руководство революционным процессом. В "Немецкой идеологии" К.Маркс и Ф.Энгельс писали: "...революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только вреволюции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать спо р собом создать новую основу общества". Это положение имеет прямоеотношение к вопросу о преодолении политического отчуждения личности. Социалистическая революция коренным образом меняет те объективные обстоятельства, которые являются причинами политического отчуждения личности. С другой стороны, социалистическая революция невозможна без активной борьбы трудящихся масс за свои интересы. Процесс преодоления политического отчуждения личности начинается уже в ходе подготовки трудящихся к взятию политической власти и в ходе политической революции. Однако завершение этого процесса происходит в течение определенного периода времени. В.И.Ленин писал: "Государство, бывшее веками органом угнетения и ограбления народа, оставило нам в наследство величайшую ненависть и недоверие масс ко всему государственному. Преодолеть это - очень трудная задача, подсильная Советской власти, но и от нее требую тщая продолжительного времени и громадной настойчивости".
Преодоление политического отчуждения личности означает изменение характера ее политической деятельности. Содержанием политической деятельности является реализация личностью своего отношения к политической власти, которая осуществляет функции управления общественными процессами, а также непосредственное участие личности в этом управлении на разных уровнях управленческой структуры.
Ликвидация антагонистических противоречий делает возможным и необходимым использование политической власти для управления в интересах трудящихся и через самих трудящихся. Цель политической деятельности не приходит в противоречие с ее результатами. Индивид, руководствуясь усвоенными социалистическими ценностями,собственным политическим опытом, использует формы политическогополитической организацией для непосредственного участия в управлении государством.
Опыт социалистических революций свидетельствует о том, что основой процесса преодоления политического отчуждения является установление и функционирование диктатуры пролетариата. Эта закономерность, открытая Марксом, отрицается современными ревизионистскими теоретиками, которые в своих аргументах очень напоминают не выдержавшие проверки практикой доводы мелкобуржуазных социалистов, в частности, анархистов.
Преодоление политического отчуждения по мнению теоретиков ревизионизма состоит в ликвидации политической власти, профессиональной политической структуры, государства, общественно-политических организаций, в устранении всякого управления людьми,всякой профессиональной управленческой деятельности. Отождествление политического отчуждения с государством является одним из примеров антропологического метода выведения общественных институтов из природы человека, который призван заменить классовый анализ общественных процессов.
Анархисты считают непосредственным результатом социалистической революции разрушение государства и установление анархии как общественного устройства. По существу к тому же выводу приводят суждения ревизионистов о том, что социалистическая политическая революция должна завершиться установлением общественного самоуправления. "Политическая революция, - пишет Маркович, - есть весь процесс ликвидации разделения общества на политическое и гражданское общества, ликвидация политики как особой социальной сферы, в которой ведется борьба за власть и где меньшинство людей, профессионалы - единственный политический субъект - правит большинством, которое сведено до простых объектов политики. Это означает, что политическая революция охватывает весь длительный процесс вытеснения государства - той политической организации, которая основывается на принуждении и служит классовому господству... Государство заменяется сетью самоуправляющихся органов на всех уровнях социальной организации; представительная демократия заменяется демократией участия, которая максимально вовлекает всех граждан в принятие общественных решений". Из этого вытекает вывод, что ни переходный период, ни первая фаза коммунистической общественно-экономической формации (которую Маркович вообще не упоминает) не имеют собственных политических йорм, что есть прямое отрицание марксистско-ленинского учения о политике.
Всякое государство и органически связанная с ним бюрократия, являются политическим отчуждением, считают ревизионисты. При этом они ссылаются на К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, которые писали о том, что государство в собственном смысле слова есть отчуждающаяся от общества сила, орган политического господства экономически господствующего класса. Однако ревизионисты не дают себе труда обратиться к тем высказываниям классиков научного коммунизма, в которых говорится о коренном различии между социалистическим государством и буржуазным, о диалектике отмирания государства, В работе "Государство и революция" В.И.Ленин писал, "что "особая сила для подавления" пролетариата буржуазией... должна смениться "особой силой для подавления" буржуазии пролетариатом (диктатура пролетариата)... И само собою очевидно, что такая смена одной (буржуазной) "особой силы" другою (пролетар
Основные направления деятельности кпсс по повышению политической активности трудощхся
В современных условиях, когда ощутимо возрастает роль субъективного фактора в общественном прогрессе и, в частности, в социалистическом строительстве, руководящая и направляющая роль коммунистической партии, являющейся ядром субъективного фактора, действующего в странах социализма, подвергается буржуазными и ревизионистскими теоретиками изощренным фальсификациям.
Одним из приемов подобных фальсификаций является использование понятия "отчуждения" для анализа политической системы социалистического типа. Существующие коммунистические партии социалистических стран называются "отчужденной силой в особенности в марксовом смысле этого слова", руководство коммунистическими партиями процессом строительства коммунизма выдается за "политическое отчуждение". Более того, буржуазные и ревизионистские "доброжелатели" сетуют на закономерность роста этого "отчуждения" и предлагают свои рекомендации для борьбы с этой тенденцией.
Несостоятельность применения понятия "отчуждение" для анализа роли коммунистической партии в социалистическом обществе заключается в неверной исходной методологической посылке: за политическое отчуждение выдается наличие всяких политических институтов вообще, независимо от того, какие интересы, каких классов они выражают. Это положение не имеет ничего общего с марксизмом, в котором понятие "политическое отчуждение" используется для оценки взаимодействияграждан с политической системой. Объективными критериями при этом являются интересы граждан. Коммунистическая партия является выразителем интересов всех социальных групп и слоев социалистического общества, а потому находит единодушную поддержку и доверие со стороны населения. Что касается закономерности развития Коммунистической партии, то она заключается в возрастании роли партии в социалистическом обществе, в расширении ее социальной базы, в развитии внутрипартийной демократии.
Деятельность коммунистических партий по привлечению граждан к управлению делами общества и государства, по повышению политической культуры и развитию политической активности граждан, по совершенствованию политической организации, по развитию демократических начал в управлении всеми сферами общественной жизни выдается буржуазными и ревизионистскими критиками за меры, которые предпринимает "тоталитарный режим" для укрепления собственного влияния. Смысл участия граждан в политической жизни социалистического общества видят не в волеизъявлении и реальном управлении, а в "мобилизации и социализации" граждан "сверху" с целью "тоталитарного контроля". "Истолкование деятельности человека как спонтанно активной, - пишет А.И.Демидов, - составляет один из принципиальных постулатов многих современных буржуазных и ревизионистских теорий. Если всякая деятельность изначально активна, то любые попытки руководства его интерпретируются как факторы, ее ограничивающие. Исходя из этого, совершенно необоснованно подвергается критике деятельность коммунистических партий, борющихся за активизацию деятельности трудящихся. Повышение социальной активности современных людей рассматривается нашей партией именно как задача повыше ния уровня их самодеятельности и инициативы".
Наши идейные противники спекулируют на реальных трудностях роста социалистической демократии, обусловленных материальными возможностями общества, уровнем сознания масс, их политической культурой, да и тем, что социализм развивается в условиях развязанной империализмом "психологической войны". Последствия отчуждения граждан от политической системы, присущее буржуазному обществу, не улетучиваются автоматически и вдруг из сознания, хотя само отчуждение уже ликвидировано. Коммунисты видят перспективу в постепенном перерастании социалистического самоуправления в самоуправление коммунистическое путем дальнейшего развития общенародного государства, более широкого вовлечения их в управление делами общества, что является залогом наиболее полного удовлетворения воз-растающих потребностей каждого члена социалистического общества. Теоретическая, организационно-политическая и идейно-воспитательная работа партии является активным побудительным началом в развитии социалистической демократии. В нашей литературе выделяются следующие аспекты руководящей роли Коммунистической партии в развитии социалистической демокра тии: 1) партия разрабатывает теоретические основы социалистического демократизма, обосновывает пути, формы и методы дальнейшего развертывания демократии в советском обществе; 2) партия заботится о создании необходимых материальных и духовных предпосылок для развития демократизма; 3) совершенствуя демократические принципы внутрипартийной жизни, партия оказывает благотворное влияние на развитие социалистической демократии; 4) партия заботится о расширении демократических прав и свобод трудящихся, о наиболее полном использовании их в интересах коммунистического строительства, о повышении материальных и юридических гарантий прав и свобод граждан; 5) Коммунистическая партия проводит огромную организаторскую и идейно-воспитальную работу по дальнейшему повышению социальной, в том числе производственной и общественно-политической активности трудящихся, по вовлечению широких народных масс в дело управления государством, всем обществом; 6) оказывая направляющее воздействие на структуру и функционирование государственных органов и общественных организаций, всю политическую систему, партия уделяет первостепенное внимание расширению демократических начал в их деятельности, тесной связи их с народными массами, усилению народного контроля в деятельности всех организаций; 7) Коммунистическая партия обеспечивает функционирование всей политической системы в полном соответствии с коренными интересами рабочего класса и всех трудящихся и непреклонно стоит на пути любых