Введение к работе
Актуальность исследования. Задача социального и духовного обновленім, которую решает наше общество, осуществляя перестройку, непосредственно связана с гуманистической ориентацией всей деятельности партии и государства, с нравственным возвышением советских людей. "Свою главную цель партия видит в том, чтобы на деле поставить человека в центр общественного развития, обеспечить ему достойные условия жизни и труда, социальную справедливость, политическую свободу, возможности всестороннего развития и духовного расцвета личности",- подчеркивается в проекте Платформы Щ КПСС к ХХУШ съезду партии .
Особенность современного этапа развития социализма состоит в том, что условия требуют большую причастность каждого в решении стоящих перед обществом задач, для чего необходимо объединение на платформе перестройки усилий всех граждан, независимо от их мировоззренческих взглядов и убеждений.
Вопрос о необходимости социально-политического и духовно-нравственного единства нашего общества стоит сегодня,как никогда, остро. Особую остроту и значимость он приобрел в силу того, что наше общество, партия, социалистические идеалы претерпевают глубочайший за весь советский период развития кризис.
Предпосылкой успешного решения задач перестройки является устранение причин отчуждения личности и преодоление его последствий* Как подчеркивалось на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, в конечном счете задача социализма - покончить г социальным отчуждением, отчуждением от власти, от средств троизводства, от результатов труда, от духовных ценностей. Эдним из своеобразных проявлений этого социального феномена ївляется религиозное отчуждение и тесно с ним связанная отчуж-іенность между верующими и неверующими,которая находит свое зыражение в деформации отношений между этими двумя большими группами как в социальной, так и в духовной сфере.
:. Правда.- 1990.- 13 февраля.
Важной, глубоко гуманистической задачей социального раз
вития советского общества и социальной теории является поиск
путей преодоления отчуждения во всех его формах, в том числе
и в таком его проявлении как . отчужден-
ность между верующими и неверующими. В этой связи разработка методологических, социально-психологических и социологических подходов к реальному преодолению отчуждения также и в его религиозной форме, к выработке политики утверждения единства верующих и неверующих ( в том числе в духовно-нравственной сфере) представляет собой задачу актуальную как в общесоциальном плане, так и в плане формирования позиции партийных комитетов КПСС.
В контексте решения задач упрочения единства трудящихся неверующих и верующих, духовной основы этого единства, существенно важно раскрыть пути снятия отчуждения в духовной сфере как верующих, так и неверующих. Необходима опора на методологию, основанную на исследовании концепции отчуждения, Опора на все то ценное, что добыто обществоведением за последние годы. Применительно к сфере потребностей и ценностных ориентации таких разработок проводилось недостаточно, в связи с чем представляется необходимым аналитическое рассмотрение исследований советскими учеными проблем отчуждения в более широком контексте, вычленение из них тех постановок, подходов и решений, которые способствуют пониманию процессов снятия отчуждения в сфере потребностей и ценностных ориентации верующих.
Потребности реальной жизни современного советского общесі ва в преодолении отчуждения во всех его формах, в укреплении духовно-нравственного единства верующих и неверующих на основе общечеловеческих ценностей и недостаточная разработанность этой проблемы в теоретико-методологическом плане обусловливают научную и практическую актуальность данного исследования.
Состояние научной разработки проблемы.' Исследуемая проблема объединяет в себе широкий круг вопросов, представленных в советском обществоведении в разной степени разработанности. Шогие вопросы дискуссионны и требует дальнейшего углубленного
- З -анализа с позиций нового мышления и решения практических задач, вызванных перестройкой. В работах советских ученых-обществоведов нашли отражение различные аспекты проблемы отчуждения на уровне личности и общества . Вопросы преодоления различных форм отчуждения при социализме рассмотрены в ряде диссертаций .
В последние годы, когда наличие отчуждения в социалистическом обществе признано официально, эта проблема находит свое отражение на страницах книг, газет и журналов , становится предметов обсуждения на заседаниях "круглых столов" .
.Бережной Н.М. Проблема человека в трудах К.Маркса.- ГЛ.,1981; Донцов А.И. Психология коллектива /методологические проблемы исследования/.- М.,1984; Кешелава В.В. Гуманизм действительный и мнимый.- М.,1973; Квасов Г.Г. Диалектика развития личности в социалистическом обществе.- М.,1985; Ковалев СИ. О человеке, его порабощении и освобождении,- М.,1970; Лапин Н.И. Молодой Маркс- М.,1968; Нарский И.С Категория отчуждения в "Капитале" и других работах К.Маркса /"Капитал" Маркса, философия и современность. / -М.,1968; он же. Отчуждение и труд.- ГЛ.,1983; Огурцов А.П. Отчуждение // Философская энциклопедия.- Т.4; Приходько Д.Н. Образование и преодоление отчуждения личности.- Томск, 1979; Титаренко А.И., Воронцов Б.Н. О месте понятия отчуждения в системе категорий марксизма. //Вопросы философии.- 1978.- № II; Цанн-Кай-Си Ф.В. Проблема человека в работах Маркса 40-х годов XIX века.-Владимир,- 1973, и др.
. Песенко В.Н. Духовное отчуждение и социальные условия его преодоления,- Дис. ... канд.филос.наук.- Ростов-на-Дону.-І9Б9 Минюшев Ф.И. Отчуждение и его преодоление при социализме.- Дис. ... канд. филос. наук.- И.,1971. . Блюм Р.Н. Отчуждение и социализм /письмо в редакцию/ / Философские науки.- 1987.- №9: Бутенко А.П. Есть ли в советском обществе отчуждение'г /Неделя.- 1989, ]|47; Кузъминов Я.И., Набиуллина Э.С, Радаев В.В., Субботина Т.П. Отчуждение труда: история и современность.- М.,1989; Костин А.А. Отчуждение .мнимое и реальное./ Социологические исследования,- 1988.- ib 2; Левяш Ь.Я, Диалектика отчуждения и освобождения/. Философия и научный коммунизм. Межведомственный сборник. Вып.16., Минск, 1989; Ойзерман Т.И. Размышления о реальном гуманизме, отчуждении, утопизме и "позитивизме" /Вопросы философии.- 1989,- № 10; Сидоров С.А. Труд и досуг: и уму.и сердцу.,- Л.-І989; Фролов И.Т. О человеке и гуманизме.- М.,1989, и дд. . Партия и перестройка/ "Круглый стол в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС / - Урок дает история.- М.,1989; Отчуждение при социализме /обсуждение за "круглым столом" редакции /- Социологические исследования,- 1989.- 6.
-4-.
Известно,что одним из видов духовного отчуждения является религия, однако эта категория пока в марксистском религиоведении используется недостаточно широко. Несколько работ все же можно назвать. Это книги Ю.А.Левады, А.Л.Суг.ова, написанные в 60-70-е годы3". В 80-е годы вышли работы М.И. Медведева, В.И.Колосницына, Б.А.Лобовика, В.И.Добренькова и А.А.Радугина, К.И.Никонова? Среди этих работ нужно особо выделить содержательные монографии М.И.Медведева и В.И.Колосницына, которые целиком посвящены проблеме религиозного отчуждения. Следует назвать также ряд статей по этой проблеме .
Такая сторона отчуждения как отчужденность между верующими и неверующими в нашей литературе рассматривалась недостаточно, хотя возрос о необходимости укрепления единства верующих и неверующих в борьбе за мир и социальный прогресс, впервые поставленный еще В.И.Лениным, находится в центре внимания многих советских ученых. 3 числе исследований последних лет на, отметить работы В.И.Гарадаи,ЇЇ.П.Зуева, И.М.Кичановой,А.С.Попова, В.Д.Тимофеева4. Ряд последних публикаций посвящен диалогу
-
Левада Ю.А. Социальная природа религии.- Г!.,1965; Сухов А.Д. Религия как общественный феномен.- M..--I973;
-
Медведев М.И. Человек и его отражение в религии.- Мн.-1983; Колосницын В.И. Религиозное отчуждение,- Свердловск.-1987; Лобовик Б.А. Религиозное сознание и его особенности.- К.,-1986; Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии.- М.,1989. Никонов К.И. Критика ант дологического обоснования религии.- М.,1989.
-
Колосницын В.И. Методологическое значение категории отчуждения для анализа религиозного сознания /Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Вып.4.- Пермь.-1975; Клиоанов А.И. 0 методологии изучения религиозного сознания/ Вопросы научного атеизма. Вал. II.-И.- 1971; Зиновьева Е.М. 0 некоторых механизмах религиозного самоотчуждения личности /Научный атеизм. Вопросы теории и практики.- Пермь.-1979.
-
Гараджа В.И. Переосмысление // Наука и религия.- № I; Зуев Ю.П. Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации советского общества // Философские науки.- 1988,-№4 КичанЬва И.М. Упрочение духовно-нравственной основы единств трудящихся - верующих и неверующих // Верующий в условиях перестройки.- м.,1989; Попов, А.С. К анализу социального значения религии и атеизма // Философские науки.- 1989,- №2 Тимофеев В.Д. Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви, верующих.- ».,-1987.
марксистов и верующих'-. Особо нужно подчеркнуть значение заседания "круглого стола" на тему "Культура. Нравственность. Религия", проведенного журналом "Вопросы философии". На этом заседании впервые за многие десятилетия советские философы и богословы совместно обсуждали проблемы культуры и нравствен-ности, общества и религии .
Общечеловеческие ценности являются ядром нового мышления, включающего в себя признание современного мира целостным образованием и приоритета общечеловеческих ценностей над всеми другими. Вопросы я проблемы, связанные с новым политическим мышлением, его пониманием и сущностью, нашли отражение в книге М.С.Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего .мира", в книгах А.К.Новикова "Классовый подход и новое мышление", С.И.Попова "Политика, экономика, мораль: социально-нравственные аспекты перестройки", И.Т.Фролова "О человеке и гуманизме. Работы разных лет", а также в ряде публикаций .
В целом же проблема поиска путей преодоления отчуждения во всех его проявлениях в советском обществе (и в плане отчужденности между верующими и неверующими) требует дальнейшего исследования.
. Дерюгин СВ., Осиповский Е.Г. Новый этап в развитии отношений между марксистами и христианами // Филосо&ские науки.-1990,- }ї> 2; Митрохин Л.Н. Голоса конгресса // Вопросы философии.- 1-989.- І2; . Культура. Нравственность. Религия. /Материалы "круглого стола"/ - Вопроса философии - 1989.- № II. . Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира.- М.,1987; Новиков А.И. Классовый подход и новое мышление.- М.- 1988; Попов СИ. Политика, экономика, мораль: социально-нравственные аспекты перестройки.- М.-1989; Фролов И.Т. "О человеке и гуманизме*. Работы разных лет .- м.,1989; Ковалев A.M. Диалектика общечеловеческого и классового // Рабочий класс и современный мир,- 1989.-Й I. Парсонс Г.Л. -Гуманистические требования современности// Проблемы мира и социализма.- 1989.- И 6;Плимак Е.Г. Новое мышление и перспективы социального обновления мира // Вопросы философии,- 1987.- Si 6.
Целью настоящего исследования является рассмотрение в методологическом плане проблемы социального и религиозного отчуждения в советском обществе в духовно-нравственой сфере на уровне отношений трудящихся верующих и неверующих, в выявлении предпосылок для поиска методологических, теоретических, эмпирических путей преодоления отчуждения между верующими и неверующими.
Диссертант ставит перед собой следующие научно-исследова тельские задачи: - критически рассмотреть имеющиеся в литера туре подходы по проблеме социального и религиозного отчуждения в советском обществе;
представить процесс религиозного отчуждения, раскрыв соотношение таких понятий как "потребность в религии", - "рел: гиозная потребность"- "религиозность";
выявить такое проявление социального отчуждения, как д формация отношений между верующими и неверующими; отчужцен-ность между ними;
раскрыть роль общечеловеческих ценностей в качестве основы для сближения трудящихся верующих и неверующи в духовно-нравственной сфере.
Научная новизна исследования заключается в том, что в не;
впервые показан процесс религиозного отчуждения через соотношение ; потребность в религии - религиозная потребность религиозность;
в этой связи делается попытка дать характеристику релі гиозной потребности, разграничить понятия "потребность в религии" и "религиозная потребность";
- при анализе религиозного отчуждения как аспекта отчужде
ния, в том числе в духовно-нравственном плане, в исследовании
раскрывается диалектика и противоречия этого процесса; предла
гается новое прочтение мысли Ф.Энгельса, имеющей непосред
ственное отношение к проблеме духовно-нравственных общечелове
ческих ценностей о "вышелушивании результатов,добытых в рамках
ложной, но для своего Бремени и для самого хода развития неиз
бежной идеалистической формы" 1.
"I. Маркс К., Энгельс Ф.-Соч. 2-е изд. -Т.20.-С.5ІЗ.
- показано, что утверждение в социальной жизни общечеловеческих ценностей, не нуждающихся как в религиозной санкции, так и в религиозной трактовке, является важной духовно-нравственной основой укрепления единства верующих и неверующих; - подчеркивается,что существенным моментом укрепления единства верующих и неверующих является преодоление отчужденности мезду ними /сама же эта отчужденность, как считает автор,- результат происходивших длительное время деформаций в сфере отношений государства и церкви, общества и верующих/.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились труды основоположников марксизма-лени-газма, в которых получили освещение проблемы социального и духовного, в том числе религиозного, отчуждения, проблемы потребностей, интересов, ценностей; вопросы, связанные с диалектикой общечеловеческого и классового; проблемы необходимости объединения усилия всех трудящихся в деле строительства нового общества.
Основополагающими в диссертационном исследовании стали "акже положения и выводы, сформулированные в Программе партии, юшениях и материалах ХХУП съезда КПСС, XIX партконференции, [ленумах ЦК КПСС, других документах партии я Советского госу-[арства по вопросам идеологической работы, атеистического восстания.
В общеметодояогическом плане автор опирался на работы и убликации известных советских ученых-религиоведов В.И.Гараджи, і.П.Зуева, З.И.Колосющына, А.И.Клибанова, Ю.А.Левады, И.А.Ма-аховой, М.И.Медведева, Л.Н.ї.їитрохина, К.И.Никонова,В.В.Павлю-а, И.Г.Писманика, Н.С.Семенкина, А.Д.Сухова, С.А.Токарева, .Д.Тимофеева, Д.М.Угриновича, Э.Г.Филимонова, 7.. М.Яблокова и Р-
При разработке темы были использованы труды советских мософов Э.В.Ильенкова, Г.Г.Квасова, М.К.Мамардашвили, И.С. ірского, А.П.Огурцова, Т.И.Ойзермана, С.И.Попова, Н.З.Чавча-5дзе; историков М.А.Барга, Н.И.Конрада; психолога Б.Ф.Порш-!ва;физиолога А.А.Ухтомского; этиков А.А.Гусейнова, И.И. Китовой, А.И.Титаренко, В.Н.Шердакова и др.
_8-
В диссертации использованы материалы по вопросам атеистического воспитания и современного состояния религиозности, представленные в сборниках, подготовленных в ИНА АОН при ЦК КПСС: Верующий в условиях перестройки.- М.,1989., Протестантские организации в СССР.- М.,1989. Национальная культура и религия.-Н.,1989. Религия з советском обществе: причины сохранения и проблемы преодоления,- М.,1989; Состояние религиозности и атеистического воспитания в регионе традиционного распространения ислама.ГЛ., 1989.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что проведенное исследование позволяет не только глубже осмыслить проблемы отчуждения в разных его формах, но заострить внимание на таком его аспекте, как отчужденность между верующими и неверу ющими.
Подходы, имеющиеся в диссертации, могут послужить определенной теоретической основой для практики идейно-воспитательной работы, поскольку помогают раскрыть также и ту форму социального отчуждения, которая находит свое отражение в деформации отношений между верующими и неверующими и показать те пути, которые ведут к снятию отчужденности между ними в духовной сфере и укреплению единства.на осноае общечеловеческих ценностей.
Выводы и предложения, следующие из содержания диссертации могут быть использованы в лекционной пропагандистской работе, при проведении конкретно-социологических исследований современ ного состояния религиозности.
Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в публикациях автора, а также использованы в выступлениях на .курсах повышения квалификации партийных и советских работников при Астраханском обкоме КПСС в течение 1987-1989 гг.; на ІУ конференции аспирантов, соискателей, молодых ученых Института философии АН СССР "Философия и ценности современной эпохи" /10-12 мая 1989 г./.
диссертация обсуждена и рекомендована к защите группой рецензентов и Ученым Советом Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС.
їїуіппрртяттия состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка использованных источников и литературы.