Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Политический идеал, его содержание и основные функции в условиях развитого социализма . 16-97
1. Сущность и специфика политического идеала 17-68
2. Основные функции политического идеала 68-97
Глава II. Воздействие политического идеала на становление и развитие социалистической личности 98-172
1. Влияние политического идеала на формирование научного мировоззрения и высоких морально-политических качеств советского человека 99-138
2. Роль политического идеала в развитии добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности личности 138-172
Заключение 173-182
Список литературы 183-209
- Сущность и специфика политического идеала
- Основные функции политического идеала
- Влияние политического идеала на формирование научного мировоззрения и высоких морально-политических качеств советского человека
- Роль политического идеала в развитии добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности личности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных условиях актуальное теоретическое и практическое значение приобретает проблема марксистско-ленинского политического идеала, реальным воплощением которой в жизнь является опыт строительства социализма и коммунизма в СССР и странах социалистического содружества. "Совершенствование развитого социализма... -подчеркнул Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов, -главное содержание деятельности партии и народа на современном этапе" . Такова суть политики Коммунистической партии и Советского государства, главное направление материализации политического идеала советского народа в условиях зрелого социализма.
Проблема коммунистического политического идеала, его сущности и роли в формировании нового человека выдвинулась сегодня в ряд важнейших теоретических, идеологических и практических проблем общественной жизни, которые, как ука р зал ХХУІ съезд КПСС, надо анализировать глубже и смелее .
Актуальность исследования проблемы политического идеала в теории научного коммунизма определяется тем, что:
- коммунистический политический идеал выступает высшей духовной ценностью прогрессивного человечества современной эпохи; осуществление его является целью стратегии и тактики коммунистических и рабочих партий в развитии общества, их борьбы против реакционных сил и классов, противостоящих со циализму и коммунизму;
- коммунистический политический идеал имеет всевозрастающее мобилизующее значение на всех этапах и главных направлениях социалистического и коммунистического строительства, исторического творчества советского народа; сознательное участие в реализации данного идеала становится смыслом жизни, нормой деятельности широких масс трудящихся, личности социалистического типа; .,
- коммунистический политический идеал указывает не только главные цели общественного прогресса, но и определяет перспективы личностного развития, направленность, способы и методы коммунистического воспитания нового советского человека. Причем практика убедительно подтверждает, как сказал на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андропов, "насколько возрастают темпы продвижения вперед... когда массы лучше понимают политику партии, воспринимая ее как свою собствен „I ную, отвечающую кровным интересам народа" .
Коммунистическая партия исходит из того, что "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но и не р пременное условие коммунистического строительства" . Именно в революционной борьбе и созидании нового общества рос и закалялся советский человек - пламенный патриот и интернационалист, убежденный в правоте идеалов коммунизма, отличающийся активной жизненной позицией, заинтересованностью во всех государственных и общественных делах, инициативным, творческим отношением к труду. "...У нас есть все основания счи тать, - отметил К.У.Черненко, - что новый человек - это не только отдаленный идеал, но и реальность наших дней" .
Вместе с тем июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил внимание, что процесс формирования нового человека так же непрерывен и сложен, как непрерывна и сложна сама жизнь. Изменяются социально-экономические условия труда и быта, происходят изменения в общественном сознании людей, повысился уровень их образованности, культуры и информированности. В пору зрелости вступают все новые поколения. А это выдвигает перед партией и государством,общественными науками, системой идеологической и массово-политической работы немало новых задач, центральная из которых состоит в том, чтобы "активней ставить на службу нашим воспитательным целям великую притяга-тельную силу коммунистических идеалов" , так как "нет и не может быть задачи благороднее, чем нести людям идеалы ком 3 мунизма, бессмертные идеи Маркса-Энгельса-Ленина" .
Поэтому актуальное научное, политическое и практическое значение имеет теоретическое осмысление и анализ процесса реализации политического идеала, особенно его влияния на становление и развитие важнейших социальных качеств новых поколений строителей коммунизма.
Необходимость научного исследования политического идеала и его роли в становлении и развитии социалистической личности обусловлена также тем, что формирование политического сознания человека, его мировоззрения происходит в обстановке острейшей идеологической борьбы на международной арене.
В настоящее время, как особо подчеркнул Ю.В.Андропов, "идет борьба за умы и сердца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы" . Империализм и его идеологи прибегают ко все более изощренным методам, стремясь извратить социалистическую действительность, скомпрометировать идеалы коммунизма, затормозить развитие позитивных тенденций в мире и усложнить международную напряженность. В этих условиях идейно-политическая, классовая закалка каждого советского человека, основанная на осознании личностью марксистско-ленинского политического идеала и активной деятельности по его реализации, выступает важным фактором усиления наступательной, бескомпромиссной борьбы против буржуазной идеологии, выработки способности советского человека противостоять влиянию чуждых идей антикоммунизма.
Разработанность проблемы. В последние два десятилетия проявляется огромный научный интерес философов, социологов, психологов, педагогов, представителей других областей знаний к исследованию категорий "идеал", "общественный идеал", "коммунистический идеал".
В советской философской и социально-политической литературе опубликовано значительное число монографий и статей, посвященных различным аспектам идеала. С общефилософских и общесоциологических позиций он анализируется в работах Е.М.Амелиной, А.И.Антоновича, Э.Я.Баталова, Л.А.Гуцаленко, М.И.Вощиковой, Э.В.Ильенкова, П.В.Копнина, Д.Ф.Козлова, .Р.И.Косолапова, В.С.Маняшина, Е.В.Осичнюка, В.Л.Павлова, О.П.Петрушенко, В.А.Печенева, В.Г.Татаринцева, С.В.Туманова, Ю.Н.Филиппова, Д.С.Черкащина, В.И.Шевченко, П.Я.Ярмоленко, А.И.Яценко и др.
Наибольшее число публикаций посвящено исследованию конкретных видов идеала: нравственного и эстетического. Проблема нравственного идеала освещена в работах Л.М.Архангельского, В.В.Врублевской, Г.Н.Гончаровой, А.П.Желобова, О.Н.Жема-нова, Л.А.Калинникова, Н.П.Казьминой, Г.М.Мереминского, Н.И.Судакова, В.А.Сухомлинского, А.И.Титаренко, О.П.Целико-вой, В.Г.Яценко и др. Эстетический идеал исследуется в работах А.И.Бурова, С.С.Гольдентрихта, Е.С.Громова, А.Дремо-ва, А.Т.Калинкина, В.С.Корниенко, В.И.Коровина, О.В.Лармина, М.А.Лифшица, В.М.Муриана, Т.Г.Осиповой, В.Пискунова, Л.Н.Сто-ловича, К.П.Шудри, Н.А.Ястребовой и др. Публикации Е.С.Ляхо-вича посвящены научному идеалу.
В ряде работ рассматриваются вопросы о роли идеала в коммунистическом воспитании трудящихся,молодежи,отдельной личности. Среди их авторов А.И.Бурдина,Г.Е.Глезерман, С.Н.Иконникова, И.П.Калин, В.Т.Лисовский, Ф.П.Репа, В.М.Соколов, Е.А.Якуба и др. По этой проблеме защищены несколько кандидатских диссертаций .
Исследованием проблемы идеала занимаются зарубежные ученые-марксисты: П.Андрей, А.Георге, Т.Господинова, Ф.Гронс-ки, Н.Давидов, Т.Кун, К.Нешев, Ф.Рей, Р.Рихта, Э.Фаркаш, Т.Ярошевский и др.
Теоретическая разработка проблемы идеала не была бы V обоснованной и полноценной, если бы не опиралась на результаты исследования вопросов, тесно связанных с ней. Ценный материал для научной разработки идеала вносят труды советских ученых-марксистов по теории личности и коммунистического воспитания (Е.А.Ануфриев, В.Г.Афанасьев, Н.М.Бережной, Ю.Г.Волков, Г.М.Гак, Г.Е.Глезерман, Ю.А.Замошкин, М.Т.Иов-чук, С.М.Ковалев, И.С.Кон, Ф.Н.Константинов, П.В.Корнеев, А.Н.Красин, П.Е.Кряжев, Е.В.Лазоренко, А.В.Мялкин, Г.Л.Смирнов, Л.В.Сохань, Е.Ф.Сулимов, В.П.Тугаринов, С.С.Уткин, П.Н.Федосеев, А.Г.Харчев и др.), сознания, общественного сознания (Н.Б.Биккенин, Л.П.Буева, В.В.Журавлев, В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон, В.А.Медведев, Н.И.Михальченко, В.В.Мшвение-радзе, В.И.Прокофьев, Н.М.Сапожников, А.Г.Спиркин, А.К.Уле-дов, В.А.Фомина, Б.А.Чагин, В.А.Ядов, М.В.Яковлев и др.), политики как общественного явления, объективных закономерностей развития социально-политических отношений (Н.И.Азаров, Г.А.Белов, А.К.Белых, Ф.М.Бурлацкий, А.П.Бутенко,М.А.Ва силик, А.С.Вишняков, Ю.Е.Волков, Д.П.Зеркин, Д.А.Керимов, А.И.Куфтырев, В.Н.Лавриненко, М.В.Лашина, П.П.Лопата, В.П.Пугачев, В.И.Разин, Ю.А.Тихомиров, Б.Н.Топорнин, Е.М.Чехарин, Г.Х.Шахназаров и др.), социального предвидения и прогнозирования перспектив общественно-исторического процесса(Э.А.Араб-оглы, И.В.Бестужев-Лада, В.Г.Виноградов, С.И.Гончарук, А.М.Гендин, В.С.Готт, В.И.Куценко, Е.Д.Морджинская, А.Г.Никитина, Ю.П.Ожегов, А.В.Сергиев, Ц.А.Степанян и др.). Многие из этих работ были использованы автором в процессе работы над диссертацией.
Однако, как показал анализ, в современных исследованиях общественного идеала все еще остается малоизученным его социально-политический аспект. В философской, социально-политической литературе отсутствуют работы,специально исследующие понятие "политический идеал" и его роль в развитии общества, становлении личности нового человека. Единственной работой, посвященной этой проблеме, является диссертационное исследование В.Ю.Шпака и ряд его научных статей.
Те или иные вопросы политического идеала затрагиваются учеными-обществоведами, например, в монографиях В.Иванова, Н.И.Михальченко, А.Т.Калинкина, Б.В.Сафронова и Л.Н.Дорого р вой, О.П.Целиковой и других авторов. Но политический идеал выступает в них не как самостоятельный объект исследования, а как аспект более широкой темы: при анализе политической идеологии, духовного мира человека, роли коммунистического идеала в нравственном и эстетическом воспитании личности.
В некоторых публикациях и диссертационных исследованиях по проблемам общественного и коммунистического идеала делается попытка дать характеристику содержания политического идеала, выделить его специфику как структурного компонента j более общего идеологического образования - общественного / идеала, подчеркивается доминирующее значение, направляющая / роль политического идеала среди других видов общественного идеала.
Вместе с тем в нашей литературе еще нет единой, устоявшейся точки зрения в определении политического идеала. Отдельные авторы неправомерно, на наш взгляд, это понятие трактуют неадекватно его специфике как явления политической сферы отношений, вкладывают в него смысл, отражающий то,что входит в содержание более широкого и емкого идеологического образования - общественного идеала.
Отдельные исследования, раскрывающие роль социально- -политического, нравственного и эстетического идеалов в духовном становлении личности, к сожалению, рассматривают этот процесс, не учитывая объективно обусловленной субординации видов общественного идеала в современную эпоху. Трудно согласиться с утверждением Б.В.Сафронова и Л.Н.Дороговой о том, что "наиболее важным из всех идеалов для формирования духовного мира человека является идеал нравственный, так как именно в нем... нагляднее всего соединяются воедино мысли, чувства, поступки людей" . Не вполне убедительна их точка зрения, что нравственный и эстетический - "оба эти идеала составляют основу воспитания нового человека-гражданина коммунистического общества" . Такая постановка вопроса не отвечает особенностям периода совершенствования развитого социализма, характеру современного общественно-исторического процесса, объективные тенденции и условия развития которого определяют первенство политики, политического идеала во всех сферах жизни социалистического общества, в том числе и в воспитании нового человека.
Рассмотренные выше обстоятельства, особая актуальность и недостаточная изученность политического идеала и его роли в становлении социалистической личности определили интерес автора к исследованию данной проблемы, обусловили выбор темы диссертации.
Цели и задачи исследования. Учитывая многогранный и интегративный характер понятия "политический идеал", всесторонний анализ которого как категории научного коммунизма может быть обеспечен лишь коллективами ученых, в диссертации сознательно поставлена сравнительно ограниченная цель - исследовать содержание политического идеала на этапе зрелого социализма и его влияние на становление основных социальных качеств советского человека.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: I) анализируются сущность и специфика политического идеала в условиях развитого социализма;
2) характеризуются социальные функции политического идеала;
исследуется влияние политического идеала на формирование научного мировоззрения и высоких морально-политических ка I. Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека, с.170.
честв советского человека; 4) раскрывается роль политического идеала в развитии добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности социалистической личности.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили классические произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, их научные положения о политике как общественном явлении, перспективах развития общества, роли субъективного фактора в историческом процессе, их выводы о природе и содержании общественного идеала, политических идеалах социализма и коммунизма. В работе над темой диссертант руководствовался положениями Программы КПСС и Конституции СССР, материалами ХХІУ-ХХУІ съездов КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, постановлениями ЦК КПСС по вопросам идеологической работы и коммунистического воспитания. Использованы речи и статьи выдающихся деятелей КПСС и правительства, труды советских и зарубежных философов, социологов, психологов, экономистов, материалы Всесоюзных конференций.
Недостаточная изученность социально-политического аспекта предмета исследования и определяет научную новизну предлагаемой работы, которая заключается в следующих моментах:
- дано теоретическое обобщение исследований по проблеме общественного идеала и его основополагающего структурного компонента - политического идеала, показана диалектика его возникновения, становления и развития;
- исходя из анализа современного этапа развития общества зрелого социализма, выводов и установок, вытекающих из решений ХХУІ съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, до кументов партии и правительства, раскрываются содержание и основные черты политического идеала в условиях развитого социализма, дается его определение;
- сформулированы и теоретически зафиксированы моменты конкретного проявления важнейших социальных функций политического идеала, раскрыт механизм его влияния на формирование научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств, добросовестного отношения к труду и социально-политической активности социалистической личности;
- предложены пути и направления идейно-воспитательной работы, способствующие усилению роли политического идеала в становлении и развитии нового человека.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Научно-теоретическое обоснование коммунистического политического идеала как высшего типа политического идеала, который занимает доминирующее место в структуре общественного идеала. Политический идеал указывает наиболее масштабные по своему значению задачи и цели, главную перспективу общественных преобразований.
2. На каждом конкретном этапе общественно-исторического процесса политический идеал приобретает конкретное содержание, отражающее объективные тенденции и потребности развития социально-политических отношений и общества в целом. С построением развитого социализма политический идеал из идеала рабочего класса становится идеалом всех социальных групп и слоев советского народа.
3. Важнейшими чертами коммунистического политического идеала являются научность, прогрессивность, интернационализм, гуманизм, социальный оптимизм, партийность, классо вость. Эти черты предопределяют всевозрастающую роль данного идеала в становлении и развитии социалистической личности.
4. Политический идеал, получая в научной политической идеологии свое теоретическое обоснование как программы, цели развития социально-политических отношений, одновременно выступает стержневым элементом мировоззрения социалистических классов, социальных групп и слоев советского общества.
В прогрессивном политическом идеале гармонически сочетаются интересы общества, классов и индивидов, он (идеал) способствует выработке ценностной ориентации и социальной установки личности на конкретную общественно значимую деятельность и на этой основе оказывает активное воздействие на формирование научного мировоззрения, высоких морально-политических качеств советского человека, развитие добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности социалистической личности.
5. Активность влияния политического идеала на становление нового человека определяется объективными условиями общества зрелого социализма и зависит от субъективного фактора - целенаправленной идеологической, политико-воспитательной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно развивает социально-политический аспект теории социального идеала, дает научно-методическую основу для уяснения содержания и специфики функционирования политического идеала на современном этапе зрелого социализма. В то же время настоящее исследование может принести определенную пользу представителям тех отраслей науки, перед которыми поставлена задача дальнейшей теоретической разработки проблем коммунистического воспитания личности, управления политическими и социальными процессами. Положения и выводы диссертации могут быть использованы для разоблачения буржуазных концепций, искажающих социалистическую действительность, фальсифицирующих идеалы коммунизма.
Результаты работы, ее рекомендации могут применяться воспитателями и наставниками молодежи, преподавателями и пропагандистами - различными категориями научных и практических работников, занимающихся проблемами коммунистического воспитания.
Апробация работы. Основные положения исследования апробированы на международной конференции "Молодежь, развитие, мир" (Баку, 1981 г.), конференции молодых ученых г.Москвы "ХХУІ съезд КПСС и философские проблемы политической науки" (1981 г.), всесоюзных научно-практических конференциях "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы формирования у; молодежи классового подхода к явлениям общественной жизни" (Москва, 1982 г.) и "Марксизм-ленинизм и проблемы подготовки и воспитания молодого поколения в условиях развитого социализма" (Москва, 1983 г.), научно-практическом семинаре аспирантов ВКШ при ЦК ВЛКСМ "XIX съезд ВЛКСМ и задачи коммунистического воспитания молодежи" (Москва, 1982 г.), на методологическом семинаре и заседании кафедры научного коммунизма ВКШ при ЦК ВЛКСМ.
Цели и задачи, поставленные в работе, определели структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав и заключения, в которых исследуются названные выше проблемы.
Сущность и специфика политического идеала
На этой основе общественное сознание обладает свойством обнаруживать определенные тенденции и возможности развития общественного бытия, опережающего отражения объективного хода общественного развития, предвидеть, представить (в виде - -системы идеальных образов, моделей, социальных идеалов) желаемый результат изменения и развития общества в будущем. Последнее обстоятельство делает возможным целеполагание и творчество общественных субъектов, постоянное соотнесение общественно-производственной деятельности и ее результатов с общественным идеалом. Предвидение процессов и тенденций развития дает возможность использовать преобразующую силу передовых общественных идеалов, свидетельствует об их активной роли в общественном развитии. Иначе говоря, предвосхищение результатов деятельности общественного субъекта, предвидение характера и перспектив дальнейшего социального развития в форме общественного идеа ла представляет собой важнейшую функцию общественного созна ния и является инструментом человеческой практики, определяя цели и планы развития, осознанное, заинтересованное отноше ние субъектов к их реализации. v Общественный идеал отражает направленность общественно ) го развития, фиксирует относительную обобщенность и завер- ; шенность функционирования общественных отношений в данный конкретно-исторический отрезок времени, выполняя при ЭТОМ і функцию предвидения. В данном функциональном состоянии об- j щественный идеал "присутствует" во всех его формах, и в то же время он отражает целостность развития общественного сознания в перспективе. Поэтому общественный идеал можно определить как опережающее отражение развивающихся общественных отношений, зафиксированное в функции целостного общественного сознания предвидеть процессы, тенденции и результаты развития общества. Общественный идеал - это совершенная идеологическая модель перспективы развития общества. К.Маркс и Ф.Энгельс в "Немецкой идеологии" раскрыли различные стороны общего понятия идеала. В сущности они определяли идеал, во-первых, "представлением о революционных задачах, диктуемых материальными условиями какому-нибудь уг-нетенному классу"; во-вторых, "сознательным выражением тех способов деятельности индивидов, которые обособились в ре-зультате разделения труда..."0; в-третьих, сознательным выражением потребности индивидов, классов, наций утверждать4 свое положение определенным видом деятельности ; в-четвертых, "идеально выраженными в законах, морали и т.д. условиями существования господствующего класса (обусловленными предшествующим развитием производства)", выдвигаемых этим классом как призвание, идеологическое обоснование, прикрашивание,моральное средство своего господства, "в качестве жизненной нормы" против угнетенного класса.
В настоящем определении сущности идеала К.Маркс и Ф.Энгельс подчеркивали, что он представляет собой порождение самого общественного развития, а не просто сознания и что он может выступать в самых различных формах. Они характери черты идеала как специфического идеологического явления, отражающего самые различные стороны общественной жизни в их противоречивом развитии.
К.Маркс и Ш.Энгельс обратили внимание в первую очередь на то, что в идеале могут быть воплощены представления о революционных задачах, вытекающих из материальных условий борьбы угнетенного класса. Действительно, идеал всегда есть устремление в будущее. Если он принадлежит угнетенному классу, материальные условия бытия которого обусловливают его революционность, он выражает тенденцию прогрессивного развития общества, просматривающуюся уже в настоящем. В противовес этому господствующий класс закрепляет в своих идеалах ранее достигнутые им по ходу развития общества условия своего существования, приукрашивая их в соответствии с новыми обстоятельствами и стремясь превратить их в постоянную жизненную норму.
Таким образом, идеалы общества в их совокупности выступают как отраженный синтез и итог разрешения внутренних противоречий социальной действительности, антагонистических или неантагонистических противоречий в зависимости от характера общественного устройства.
Другая сторона идеала, выделенная К.Марксом и Ш.Энгельсом, - его обращенность к различным способам человеческой деятельности, на основе которых происходит самоутверждение индивидов как личностей, а также классов, наций и т.д. Отношение к различным видам деятельности, профессиям и т.п. меняется у людей в зависимости от прогресса общественного разделения труда и изменений общественного строя.
По форме выражения идеал определен К.Марксом и Ф.Энгельсом как представление о целях и задачах индивида, класса, і нации; о необходимых для них образах, способах деятельное- ти; об их призвании следовать в своей деятельности определен- ним нормам. Мысли и положения классиков научного коммунизма имеют огромное значение для методологически правильного подхода к проблеме идеала, выяснения его сущности и специфики отражения в нем действительности. При анализе справочно-энциклопедической литературы, монографических изданий и материалов научных исследований обществоведов-марксистов обнаруживается многообразие трактовок понятия "общественный идеал", раскрывающих различные аспекты его сущности и функциональных проявлений, основные из которых при их систематизации сводятся к следующему: Во-первых, идеал рассматривается как специфическое отражение в системе общественного сознания действительности в виде целей, задач, представлений о будущем, как идеологическая модель желаемого . Тем самым подчеркивается, что идеал на основе социально-исторической практики выступает как о "специфический способ познания и освоения действительности", развивающегося от чувственно-эмоционального ее восприятия до научно-теоретических представлений о ее совершенстве, систематизированных и обоснованных на идеологическом уровне общественного сознания. В конечном счете в наиболее развитом состоянии идеал представляет собой результат логического способа анализа действительности. характеризуется как норма, к "которой I стремятся субъекты, как цели деятельности" , мысленный об- разец, "определяющий способ мышления и деятельности челове р ка или общественного класса". В соответствии с идеальным образцом, нормой субъекты согласовывают, оценивают свое поведение и действия. Иными словами, идеал выражает отношение субъекта к окружающей действительности и самому себе. Идеал -это идейный критерий оценки настоящего в соответствии с будущим, устремленные в будущее образец, принципы, правила поведения, ориентирующие поступки и деятельность социальных субъектов во имя наилучшего будущего. В-третьих, идеал рассматривается как определяемый коренными классовыми интересами специфический вид цели - конечная, общая, высшая цель, которая должна в процессе предметно-преобразующей практики людей воплотиться в материальную действительность . В-четвертых, при определении общественного идеала чаще всего подчеркивается, что он, в отличие от идеала отдельной личности,является представлением того или иного класса, социальной общности о наиболее совершенных общественных отно
Основные функции политического идеала
В марксистско-ленинском понимании политический идеал, будучи результатом научного социального познания, не только отражает определенные политические отношения и перспективу их развития, но и воздействует на социальную действительность, т.е. связан с практическими политическими действиями и поведением людей. Поэтому невозможно составить ПОЛНОГО представления об идеале, не выяснив его роли в общественной жизни, его социальных функций.
Возникновение и развитие политического идеала связано с решением конкретных социально-политических задач, встающих перед рабочим классом, обществом в целом. Поэтому идеал в известном смысле содержит в себе активное начало. В нем выражается активно-творческая природа человеческого сознания, о котором К.Маркс говорил как "о практически-духовном освоении мира" . Являясь концентрированным выражением поли тического общественного сознания, политический идеал всегда ориентирован на практическое действие, служит средством революционного преобразования мира и формирования нового человека, выполняет различные социальные функции.
Так как политический идеал есть идеологическое образование и является структурным элементом политической идеологии, то он выполняет присущие ей социальные функции. Проблема социальных функций политической идеологии в условиях зрелого социализма еще недостаточно разработана в теории научного коммунизма. В литературе по вопросам марксистско-ленинской идеологии, вышедшей в последние годы, исследователи все чаще рассматривают проблемы типологизации функций идеологии .
Так, Н.Б.Биккенин выделяет теоретико-познавательную, классово- ориентирующую и социально-организующую функции марксистско-ленинской идеологии. М.В.Яковлев отмечает познавательную, мобилизационную, интегрирующую и прогнозирующую функции. А.К.Уледов рассматривает познавательную, оценочную, передачи социального опыта, прогнозирующую функции как функции, присущие не только идеологии, но и другим структурным образованиям общественного сознания. А мировоззренческую функцию и функцию защиты и обоснования классовых интересов как преимущественно принадлежащие только идеоло гии. Важнейшими_функциями идеологии с точки зрения B.BJKy-равлева являются познавательная, оценочно-нормативная, ин-тегративно-коммуникативная, функция программирования /целе-полагания/, которые в единстве,синтезе образуют управленческую функцию идеологии.VB работах Н.И.Михальченко проанализированы познавательная, регулятивная, воспитательная, коммуникативная, интегративная, оценочная, нормо-творческая, организующая, программная функции коммунистической идеологии, функция духовного оружия в классовой борьбе. Эти же функции в политической сфере жизнедеятельности общества выполняет и политическая идеология рабочего класса.
Однако отдельные авторы ограничиваются лишь перечислением основных функций идеологии, не анализируя и не раскрывая их практического проявления в общественной жизни. Всестороннее освещение этих вопросов, установление теоретической ясности в оценке функций, на наш взгляд, необходимо потому, что социальные функции научной идеологии, политического идеала фактически представляют собой наглядные формы выражения их содержания и эффективности реализации. В диалектически взаимосвязанном и взаимосогласованном проявлении функций политический идеал приобретает значение источника политического развития личности,определяющего способ мышления и деятельности человека в обществе.
В исследованиях по проблеме влияния идеала на личность, представляется вполне обоснованной и справедливой точки зре-ния В.Ю.Шпака, выделяющего в качестве основных функций идеала программную, воспитательную, оценочно-регулятивную и предметно-практическую . Разделяя данное мнение, автор внастоящем исследовании проводит теоретический анализ названных функций прогрессивного политического идеала, которые находятся в тесной взаимосвязи и не могут осуществляться в отрыве друг от друга.
Активная роль политического идеала раскрывается в его программной функции, сущностным проявлением которой является опережение социально-политической действительности, определение задач, путей и средств достижения совершенного состояния общества в будущем. Закономерный характер опережающего отражения заложен в самой диалектической сущности объективного развития мира, где настоящее, будучи рождено прошлым, в свою очередь, порождает будущее. Эта диалектика означает, что общественное развитие будет осуществляться медленно, стихийно, если сознание не будет опережать бытие и не будет способно предвидеть и программировать направление, цели и средства такого развития. Будущее как состояние, выраженное в идеале, в сущности есть практическое изменение настоящего, целенаправленная, последовательная перестройка субъектами политической организации социалистического общества, совершенствование форм классового руководства общественной жизнью и превращение его в подлинное народовластие. Необходимость и возможность этих процессов объективно обусловлены общественным развитием. В настоящем начинается реализация противоречий между отжившими элементами и условиями существующей действительности и новыми, перспективными тенденциями, представлениями о желаемом, созданными в сознании и выраженными в идеале прогрессивного класса. Разрешение этих противоречий составляет источник развития политического идеала и характеризует его как процесс движения к будущему.
В том и состоит глубокий смысл программной функции политического идеала, что он, выражая интересы прогрессивных классов, всех трудящихся,„направлен на уничтожение старого строя или создание, укрепление и развитие нового. В этом отношении функционирование политического идеала может расцениваться как осуществление содержащейся в нем программы.
В программной функции политического идеала на основе познанных закономерностей социально-политического развития фиксируется прообраз, модель совершенного с точки зрения класса общественного строя в будущем, раскрываются пути и средства достижения конечного результата деятельности субъектов социалистических политических отношений. Знание будущего состояния общественного устройства обусловливает целенаправленность и успех деятельности субъектов по практическому изменению настоящего, разрешению противоречий между реальными условиями бытия и теми идеальными представлениями о будущем, которые утвердились в сознании социалистических общностей, но еще не нашли воплощения в действительности.
В программной функции политический идеал выступает как относительно конкретное теоретическое знание, картины будущего общественного, устройства. Так, развернутая характеристика созидаемого в нашей стране коммунистического общества дана в Программе КПСС. Программа-знание идеала характеризует содержание, основные черты, пути и способы его реализации, в чем состоит конкретность идеала. Действительно, по мере созревания объективных основ будущего в настоящем, роста познания человеком закономерностей общественного развития, в результате обобщения практического опыта народных масс сам идеал, пути и средства его реализации наполняются более
Влияние политического идеала на формирование научного мировоззрения и высоких морально-политических качеств советского человека
Мировоззренческие взгляды и представления являются важнейшей частью социальной характеристики любого человека. Становление и воспитание человека нового типа предполагают утверждение в сознании людей марксистско-ленинского мировоззрения, которое выступает незыблемой основой коммунистического воспитаниями выражает сущность научной политической идеологии, ее классовое содержание.
Формирование научного мировоззрения служит решающим условием подготовки членов общества зрелого социализма к активному и плодотворному участию в общественно-исторических преобразованиях. Личность, обладающая научным мировоззрением, способна ориентироваться в самых сложных социальных проблемах и выбирать правильную позицию в любой жизненной ситуации. Формировать коммунистическое мировоззрение советского человека так, чтобы оно органически сливалось с практическими делами личности, с ее собственной жизнью - это одно из главнейших требований современного этапа совершенствования зрелого социализма. Особое значение в этом процессе принадлежит политическому идеалу, рожденному на основе революционно-преобразующей практики и познания объективной действительности, отражающему и связывающему коренные интересы и убеждения рабочего класса и социальных групп, всего советского народа с перспективами социального прогресса.
В научной литературе все больше утверждается точка зрения, согласно которой мировоззрение является системой обобщенных взглядов и представлений о мире в целом, его наиболее общих законах, обществе и его развитии, месте и роли человека в объективной действительности. Научное мировоззрение в марксистско-ленинском понимании представляет собой не просто систему взглядов и представлений, а диалектико-материалистическое понимание явлений и законов развития природы и общества с позиций интересов прогрессивного класса, революционной борьбы против капитализма, за социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата, за созидание социализма и коммунизма. Научное мировоззрение, таким образом, неотделимо от передовых политических идеалов, революционной идеологии рабочего класса. - 101 -Понимание мировоззрения как единства системы взглядов и представлений субъектов с их убеждениями и идеалами излагается в трудах современных исследователей мировоззренческих проблем А.С.Богомолова, С.С.Вишневского, В.В.Журавлева, П.В.Копнина, ШМчедлова, Т.И.Ойзермана, А.Г.Спиркина, П.Н.Федосеева, В.Ф.Черноволенко и др. Все большее признание получает утверждение, что те или иные знания, идеи, взгляды лишь тогда определяют мировоззрение и составляют его основу, когда превращаются в убеждения и идеалы человеческой практики. При этом подчеркивается взаимосвязь и зависимость мировоззрения и идеалов от конкретных социально-экономических и политических отношений, потребностей и интересов классов. В социально-политическо» аспекте мировоззрения, как справедливо отмечает В.Ф.Черноволенко, все взгляды и представления любого человека или социальной группы организуются вокруг политического идеала, "в котором как бы аккумулированы представления о совершенном общественном устройстве, социальной справедливости и которым опретр деляются все оценки общественных явлений" 5 .
Наиболее существенные диалектические связи, характеризующие соотношение мировоззрения и идеалов, их единство состоят в том, что эти феномены имеют идеальную сущность, образуются и функционируют в единой, производной от социально-экономических условий системе как общественного сознания, так и сознания личности и соотносятся между собой как общее и единичное. Прогрессивные идеалы и научное мировоззрение по своему содер жанию объективны, а по форме существования и функционирования субъективны. Носителями как мировоззрения, так и идеалов могут быть отдельные личности, классы, социальные группы, общество.
Глубоко прав А.Г.Спиркин, определяя мировоззрение своего рода духовной призмой, через которую человек отражает и оценивает действительность. "Важнейшей гранью этой призмы, - пишет он, - являются идеалы"1. Указанная связь раскрывает, с одной стороны, нерасторжимое единство, соподчиненность мировоззрения и идеала, а с другой - их специфические отличия, относительную самостоятельность.
В обществе мировоззрение, отражая интересы, взгляды и представления классов и социальных групп, выступает теоретической базой и ядром общественного сознания. В структурном плане оно конкретизируется и выражается в формах общественного сознания, общественных взглядах, идеях, теориях, идеалах. На личностном уровне мировоззрение выступает формой самосознания человека, способом его самоопределения в окружающей действительности. Структуру мировоззрения индивида составляют взгляды, представления человека, его убеждения и идеалы.Ь1деалы_в_сущности подчинены мировоззрению и выступают его основными элементами. В индивидуальном сознании уровню неразвитого, стихийного мировоззрения соответствуют и недостаточно осознанные, утилитарные идеалы, выражающие ближайшие, "сиюминутные" потребности и интересы. И наоборот, личность с развитым научным мировоззрением имеет убеждения и идеалы, адекватные потребностям социального развития, высшим интересам и целям прогрессивных классов.
Однако идеалы обладают своей спецификой и относительной самостоятельностью. Будучи формой опережающего отражения условий жизнедеятельности субъектов, идеалы в большей степени, чем другие структурные элементы мировооззрения, "отрываются" от действительности и ориентированы в будущее. А потому они активно воздействуют как на мировоззрение в целом, так и на его элементы (взгляды, представления, принципы и др.), придавая им конкретную направленность и объединяя их вокруг себя.
Роль политического идеала в развитии добросовестного отношения к труду и общественно-политической активности личности
В условиях общества зрелого социализма каждый отдельный человек самим ходом экономической и социально-политической жизни вовлекается в динамично развивающуюся систему социальных отношений, становится активным участником коммунистиче-j ских преобразований. Производственная и общественно-полити-j ческая деятельность немыслимы без живых участников, руководствующихся и движимых сознательно выработанными целями и идеалами, содержание которых отражает закономерности развития общественных отношений. Реальные успехи коммунистического строительства, жизнеутверждающая сила марксистско-ленинской идеологии оказывают влияние на неуклонный рост числа советских людей, сознательно строящих свой труд по коммунистическому политическому идеалу. "Советский человек, - подчеркивалось на ХХУІ съезде КПСС, - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира"1.
Осознание каждым человеком того, что построение коммунизма становится общей целью личности и общества, а деятель І ность по воплощению политического идеала - смыслом их жизни,!является основой подъема социально-политической активности \ советских людей, проявления творческого, добросовестного отношения к труду во имя общественного прогресса. С другой стороны, только по_результатам труда можно судить о степени воздействия политического идеала на политическое сознание личности, ее мировоззрение.
Поэтому особое значение в современных условиях приобретает вопрос о характере влияния политического идеала на отношение человека к производственной и общественно-политической деятельности. "...Партия добивается того, - подчеркнул Ю.В.Андропов, - чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего -как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью иI. Материалы ХХУІ съезда КПСС, с.63. интересами, высокой культурой труда и поведения"1.
Человеческая деятельность не пассивное созерцание существующей общественной действительности, она есть изменяющееся и развивающееся отношение к труду с позиций желаемого будущего, творчество новых, более совершенных условий жизнедеятельности в направлении идеала. Методология диалектики развития данного процесса, как указывалось в первой главе ( I), обоснована К.Марксом и Ф.Энгельсом в "Немецкой идеологии", в их определении понятия "идеал".
Представляется справедливой точка зрения А.Г.Здравомыс-лова, В.П.Рожина, В.А.Ядова относительно главных факторов, определяющих отношение человека к труду . Отношение личности к труду, по их мнению, обусловлено совокупностью всех общественных отношений, и, главным образом, социально-экономической природой общества, системой общественного разделения труда, социальной структурой, а также системой политических отношений данного общества и содержанием обществен ного сознания.
Отношение личности к труду, стало быть, в большой степени определяется существующей в данном обществе идеологией, теоретически обосновывающей политический и социально-экономический строй, выражающей коренные политические интересы классов, партии, государства, выдвигающей их цели и идеалы. Следовательно, отношение личности к труду формируется под влиянием политического идеала класса, общества, направляющего их деятельность на осуществление своих коренных интересов, / высших целей.
Совокупность общественных отношений, и прежде всего экономических и политических, характер политических идеалов определяют тип отношения к труду. Так, буржуазия своим политическим идеалом провозглашает общественный строй, основанный на отношениях частной собственности на средства производства и эксплуатации человека человеком, в котором труд, по словам К.Маркса, становится враждебной, противостоящей трудящемуся человеку силой, т.е. происходит отчуждение труда. Характерным признаком труда при капитализме является противоречие между частным и общественным трудом, с которым связаны экономические кризисы, снижение жизненного уровня людей, безработица. У многих появляется чувство собственной бесполезности, которое подавляет человека и приводит к отчаянным поступкам. Особенно это касается молодежи, составляющей значительную долю безработных.
Напротив, с реализацией политического идеала рабочего класса, трудящихся масс ликвидируется отчуждение труда и утверждается новый, социалистический тип отношения к труду. С развитием социалистической демократии в решении общественных и государственных проблем, в ходе социальных мероприятий