Введение к работе
Диссертационное исследование посвящено философско-антропологическому анализу мифологии и ее роли в становлении личности.
Актуальность темы
Актуальность темы состоит в необходимости определения места мифа в жизненном горизонте современного человека, для выстраивания им с одной стороны сознательного отношения к сфере иррационального, а с другой - развития умения использовать ресурсы, предоставляемые сферой мифологического.
Мифология, существуя в современном социокультурном пространстве в самых разнообразных формах, по-прежнему играет важную роль, управляя эмоционально-образной жизнью людей. Миф может быть использован как в созидательных, так и деструктивных целях, поэтому актуальным представляется осуществить поиск образовательных ресурсов мифа, которые могли бы способствовать становлению полноценной личности, обладающей не только развитыми интеллектом, но и культурным фундаментом, позволяющем сохранять национальную самобытность и вносить своей особенный вклад в мировую культуру.
Миф и всевозможные его проявления активно возвращаются в обыденную жизнь человека, пространство масс-медиа создают мифологизированные реальности, обладающие высоким уровнем внушения на бессознательном уровне и позволяющие эффективно манипулировать как общественным так и индивидуальным сознанием, с целью получения коммерческой выгоды. В результате подобного воздействия происходит ограничение права личности на самоопределение и индивидуальное, неповторимое бытие. Человек теряет возможность реализовывать свое уникальное Я, получая взамен навязанный извне эмоциональный опыт, который подменяет внутренние органичные желания стремлениями к обладанию продуктами производства. Мифологизированные реальности масс-медиа формируют также и выгодные элите социальные амбиции. Современный человек теряет себя, свою собственную уникальность и взамен этого получает ограниченную роль потребляющего элемента в производственно-экономическом цикле.
Кроме того, в современном мире обострилась существенная антропологическая проблема разорванности телесного и духовного аспектов человеческого существования. Проблематизированна сама возможность достижения единства духовного и телесного в ходе становления личности. Как результат, в предпосылках образовательных стратегий отсутствует видение личности как целостной духовно-телесной системы. Однако, поскольку именно единство этих двух противоположностей позволяет человеку выстраивать стратегии своего существования, тема поиска единства духовного и телесного в человеке является актуальной. В частности, рамках философско-педагогической антропологии мало развиты теоретические знания, касающихся возможностей для объединения этих сфер в единое целое, которые способствовали бы снятию существующих противоречий и как следствие гармонизации каждой из них. Системные связи между духовным и телесным в сознании мало изучены, что приводит к возникновению крайностей в образовательных идеологиях, которые выражаются либо в отрицании и сокрытии телесной компоненты бытия человека, либо в крайне
циничном отношении к духовной составляющей. Поиск таких связей может лежать в сфере мифологии и феноменов мифологического сознания, которое по своему существу является связующим звеном между эмоционально-аффективной сферой и мышлением. Миф с одной стороны - это «жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная, до животности телесная действительность» , а с другой - продукт деятельности духа, начальный этап его становления.
Противоречивое положение научного знания в современном мире и одновременно нарастающие процессы мифологизации общественного сознания, проявляющиеся во всех сферах социального бытия, создают с одной стороны опасность общей духовной деградации человечества, а с другой заставляют исследователей все серьезнее и внимательнее относиться к сфере иррационального содержания сознания человека. Сегодня рациональный рассудок пребывает в состоянии «полной растерянности перед лицом своеобразной пандемии всевозможностного мифа, охватившей человечество, несмотря на достигнутый уровень всеобщей образованности» , поэтому исследование структур сферы мифологического может стать частью работы по разрешению этой проблемы, помочь поиску гармоничного единства таких противоположных аспектов человеческого бытия как миф и логос.
Поиск разрешения подобной ситуации - это возможность объективной оценки современного состояния человечества и выбора будущего пути. Поэтому актуальным вопросом в настоящее время является определение места и роли мифа в современном культурном контексте, а в частности и в образовании, где принятие решений о развитии тех или иных способностей личности зависит от заданных образовательных парадигм.
Недостаточно в современной литературе выявлена роль мифологии как на уровне коллективного сознания, так и на уровне бытия отдельного человека. Важным является вопрос осознанного отношения к общественным и индивидуальным мифам, чтобы, с одной стороны, использовать положительный потенциал мифологии для развития личности, а с другой влиять на управление отрицательными мифологическими компонентами (предрассудки, слухи и т.д.), которые могут тормозить развитие мышления, личности, а также общества. Таким образом, знание мифа позволит избежать крайностей личности «умерщвленной» сухим рационализмом или «растворенной» в глубинах бессознательного.
Определение места мифологического в сознании - это вопрос целостности и гармоничного функционирования человека, поиска баланса духовных и телесных сил. Поэтому предпринятый в диссертации философско-антропологический поиск системных связей между аффективно-эмоциональной и духовной сферами в процессе становления личности может дать возможность поиска интеграционных решений в образовательном процессе и прояснить ряд аспектов философского понимания человека, поможет выстроить актуальные для современности ценностные и смысловые стратегии развития личности.
Актуальность проблемы, недостаточность ее теоретической разработки и необходимость поиска решений мотивировали формулировку темы исследования: «Мифология и ее роль в становлении личности».
1 Лосев А.Ф. «Диалектика мифа». //Самое само: Сочинения. -М: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. С.214 2Лобок A.M. «Антропология мифа». Екатеринбург: Банк культурной информации. 1997. С.672
Степень разработанности проблемы
Своими корнями проблема личностного аспекта мифологии уходит в Античность, где в наибольшей ясности она выражена в философских диалогах Платона. Во многих из них можно найти не только рассуждения о роли мифологии в становлении личности, но и увидеть как сам Платон, формируя мышление, пользовался потенциалом мифа.
В процессе становления понятийного мышления и укрепления аллегорического толкования мифа, теряется понимание образовательных ресурсов мифологии. Уже Аристотель признает, говоря современным языком, лишь манипулятивную функцию мифа для управления государством. В дальнейшем традиционные мифологические образы существуют по преимуществу в качестве аллегорий и иносказаний. Интерес к мифу на протяжении веков оказывается в стороне от основной линии развития философского и научного знания.
Специальные теоретические исследования сферы мифологического появляются только в эпоху Возрождения, где мифы продолжают получать аллегорическое толкование. С этого момента начинается постепенное развитие науки о мифе, накапливается фактологический материал, делаются первые теоретические выводы. Здесь необходимо указать на работы Ж.Ф. Лафито «Нравы американских дикарей, сравнительно с нравами первобытных времен» (Moeurs des sauvages americains, comparees, aux moeurs des premiers temps, 1724), Б.Фонтенеля «Происхождение вымыслов» (L'Origines des fables, 1724). Джамбаттиста Вико в «Основаниях новой науки» (Principi di una scienza nuova... ,1725). Известный советский исследователь мифа, Е.М. Мелетинский отмечает даже, что философия мифа Вико в зародыше содержит почти все основные направления в изучении мифа, включая фундаментальную философию символических форм Э. Кассирера. Несомненно, что эти работы закладывают основы серьезного исследовательского интереса к культурам традиционных обществ и в том числе традиционной мифологии.
Во второй половине XVIII века Г.Э. Лессинг («Hamburgische Dramaturgie», (1767—1769), «Laokoon, oder liber die Grenzen der Malerei und Poesie», (1766)) первым провозглашает эстетический принцип современного ему искусства, основанный на мифологии. Осмысление им мифологии происходило в контексте религии и поэзии, которые в совокупности воспринимались как высшая правда, воссоединение духа, культуры и природы. В конце XVIII-начале XIX веков появились и другие специальные исследования: «Руководство по мифологии» (1787-1795) Х.Г.Хейне, «Символика и мифология древних народов...» (1810-1812) Г.Ф.Крейцера и др. Ф.Шлегель в «Речах о поэзии», понимает миф как некое единство многообразных духовных явлений, таких как искусство, культура, мистика, религия.
Важнейшим событием в истории становления теоретического знания о мифе является первый подлинно философский трактат «Философия мифологии», созданный Ф.В.Шеллингом. В своих работах Ф.В. Шеллинг впервые предлагает призвать философию для объяснения сущности мифологии. В 1825 году им было написано «Историко-критическое введение в философию мифологии», где Ф.В. Шеллинг рассматривает предысторию идеи мифологии. Кроме того, несколько глав Ф.В.Шеллинг посвящает мифу и в «Философии Откровения».
На протяжении XIX-XX веков складываются основные соврменные парадигмы истолкования мифа, классифицированные многими современными исследователями как: компаративная(от Ж.Ф. Лафито), лингвистическая (А.Кун, В.Шварц, В. Манхорд, М.Мюллер и др.), эволюционистская (Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г. Спенсер и др.), ритуалистическая (от Фрезера до кембриджской школы), функциональная (Б.Малиновский и др.), аффективно-ассоциативная (В.Вунд, З.Фрейд, К.Г.Юнг, М. Элиаде и др.), социологическая (Э.Дюркгейм, К. Леви-Брюль и др.), социальная, символическая (от Э.Кассирера до Э.Лангер), структуралистская (К.Леви-Стросс, Р.Барт и др.). Отдельно следует сказать об утилитарной парадигме мифа, рассматривающей возможности его практического применения: сфера имидж-мейкерства (Г. Почепцов, В.Шепель и др.), паблик-релейшенз (В. Писачкин, Д.Игнатьев и др.), реклама (Л.Л. Геращенко, В.Борисов, А.В. Ульяновский и др.), управления социальными процессами (Р.Смит, М.Мескон, П.Сенге и др.).
В рамках отечественной науки существует множество сторонников различных парадигм истолкования мифа, но отдельно следует сказать о таких классиках мифологии как А. Потебня, А.Афанасьев, В. Пропп, В. Топоров, и др., посвятившим свои исследования поэтическим, культурным, ритуальным и другим аспектам мифа.
Отметим, что первенство в исследовании мифологии в аспекте личностного бытия и проблем мировоззрения принадлежит русской философской школе, которая обладает категориями, дающими возможность адекватного описания субъективной мифологической реальности. П.А. Флоренский, Вяч. Иванов и многие другие русские мыслители отмечали экзистенциальную важность мифа, мифологии в жизни отдельной личности. Значительный вклад в этом направлении принадлежит А.Ф. Лосеву, осуществившему фундаментальное исследование сущности мифологического. Говоря об исследованиях мифа, нельзя не упомянуть таких мыслителей как Е.М. Мелетинский, ЯЗ. Голосовкер, чье работы также носят черты мировоззренческого поиска. Продолжателями традиции отечественной мысли в сфере познания мифологического можно назвать Т.А. Апинян, Л.Н. Воеводину, Л.В. Дмитириеву, В.М. Найдыша, Г.Н.Оботурову, Ю.С. Осаченко, Ю.М. Романенко и
др.
Несмотря на обширную литературу посвященную научному исследованию мифологии во всех ее проявлениях, автором было обнаружено лишь одно сочинение, которое продолжает платоновскую линию в исследовании мифа как аспекта становления личности - это работа А.М.Лобок «Антропология мифа» и сопровождающие ее философско-педагогические эксперименты.
Таким образом, существующая литература, посвященная феномену мифа, демонстрирует актуальность проблемы мифологии в современном исследовательском контексте и демонстрирует недостаточность исследований в направлении философско-антропологического анализа места мифа в процессе личностного становления, что определяет актуальность и новизну предложенной работы.
Объект исследования - миф и мифологические феномены.
Предмет исследования -философско-антропологическое содержание мифа в сфере становления личности.
Рабочей гипотезой данного исследования является предположение о том, что мифология и различные формы мифологического, существующие на пересечении
сфер сознания и бессознательного, являются необходимым мировоззренческим и образовательным ресурсом в ходе становления личности.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в изучении сферы мифологического как универсального феномена сознания, играющего существенную роль в процессе становления личности.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи.
изучить историю теоретического осмысления мифа в контексте западноевропейской философской и научной традиции, проследив тем самым динамику исследовательского интереса к проблеме мифологического на протяжении веков;
выявить актуальные в современном мыслительном пространстве парадигмы мифологического и их вклад в общую теорию мифа;
исследовать достижения отечественной философской традиции в изучении мифа;
уточнить понятия традиционной и цивилизационной форм мифотворчества и провести их сравнительный анализ;
выявить особенности субъективной и авторской мифологии;
рассмотреть коллективные и индивидуальные формы мифологем как источник творческого потенциала в жизни личности;
описать роль различных мифологических форм на ключевых этапах в процессе становления личности.
Методологические и теоретические основы исследования: Работа построена на основе комплексной философско-антропологической методологии, которая предполагает использование системы методов и подходов, обусловленных междисциплинарным характером исследования: историко-философский анализ, феноменологический метод, приемы компаративистики. Акцент в работе сделан на изучении ценностного аспекта мифа, а именно на выявлении связи процесса образования личности и мифа.
Историко-философский анализ позволяет проследить развитие общей теории мифа на примере западно-европейской традиции. Приемы компаративистики позволяют провести сравнительный анализ традиционной и цивилизационной мифологий, выявить их сходство и различия, этот же метод позволяет выявить различия между разными формами индивидуального мифа: субъективный и авторский миф. Феноменологический подход применяется для создания целостного описания мифологического содержания сознания. Приемы экзистенциального философствования позволяют связать анализ мифологического сознания с проблемой образования гаромничной личности и стратегий ее существования. Все эти подходы обеспечивают построение единой системной модели: личность -мифология (традиционная, цивилизационная; субъективная, авторская).
Научная новизна исследования состоит в теоретическом анализе форм
мифологии и их роли в процессе становления личности. Принципиальные
положения, отражающие новизну исследования, содержатся в следующих пунктах:
процесс становления личности рассмотрен в призме мифотворческой
динамики, в ходе которого определено местоположение и функции
сферы иррационального и выделены три ключевых этапа:
возникновение и уточнение субъективного мифосемантического эскиза
мира, вхождение в культуру и цивилизацию через коллективные формы мифотворчества, возвращение образованной личности к субъективному мифу в снятом виде;
образовательный процесс осмыслен в контексте «рациональное-иррациональное», осуществлен поиск стратегий позволяющих снять конфликтное состояние образовательных парадигм и осуществить их диалектический синтез, позволяющий формировать личность в ее духовно-телесной целостности;
уточнено понятие неомифологии как мифологической компоненты идеологии, схожей по своей структуре с традиционной мифологией, смысловая составляющая которой подчинена идеалу и поэтому имеет связь с рациональным мышлением;
описаны этапы становления личности в мифологическом аспекте и обосновано практическое использование конкретных мифологических форм на различных этапах взросления в соответствии с целями и задачами каждого периода;
обоснована необходимость поиска баланса сил «мифа» и «логоса» в образовательных стратегиях с целью формирования целостной и творческой личности, обладающей способностью к самостоятельному мышлению;
показаны образовательные ресурсы мифа, способствующие формированию культурной идентичности, развитию мышления, организации субъективного пространства и времени, построению диалогической связи сознания и бессознательного.
Положения выносимые на защиту:
динамика развития теории мифа в историческом аспекте зависит от преобладания ремифологизаторской или демифологизаторской линий, современность же демонстрирует нам конфликтное состояние этих тенденций;
вклад отечественной философской традиции в теорию мифа выражается в постановке экзистенциальных и мировоззренческих вопросов в сфере мифологической компоненты бытия личности;
существенное отличие цивилизационной мифологии от традционной заключается в присутствии в ней рациональной компоненты в форме идеологии;
авторский миф является развитой формой субъективного мифа, получившего школу рационального мышления;
аналог принципа единства фило- и онтогенеза применим по отношению к развитию коллективных и индивидуальных форм мифотворчества;
мифологическое способствует осуществлению творческого соединения сознания с содержанием бессознательного;
миф во всем его разнообразии является непременной компонентой становления личности, обеспечивает целостность духовного и телесного в сфере субъективного бытия.
Теоретическая значимость результатов исследования - в проблематизации процесса становления личности в контексте «рациональное - иррациональное», «сознательное - бессознательное». Исследование процесса мифотворчества в аспекте индивидуального и коллективного раскрывает структуру организации пространства мифологического в сознании, что способствует более глубокому пониманию философско-антропологических основ образования и позволяет наметить пути преодаления конфликта духовного и телесного в становлении личности.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в возможности применения выводов исследования в дальнейшей разработке образовательных парадигм, а также в чтении курсов по философии мифа, философии образования. Теоретические положения автора использованы при подготовке программы учебной дисциплины «Философия мифа».
Апробация работы
Основные положения диссертации, принципы исследования и выводы были представлены автором в публикациях, а также были представлены и обсуждались на следующих конференциях: Философская конференция «Философия и жизнь»: «Философская антропология: традиции, проблемы, перспективы», 2001; X Международной конференции «Детство в контексте культуры и образования» 2002;
XI Международной конференции «Ребенок в современном мире», 2003; Материалы
XII международной конференции «Ребенок в современном мире. Культура и
детство», 2005; XIII Международная конференция «Ребенок и детство. Социальные
опасности и тревоги», 2006.
Структура и объем работы