Содержание к диссертации
Введение
Глава І. МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ О ФОНДИРОВАНИИ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ 13
I. Категория "духовная потребность" в научном коммунизме . 13
2. Роль объективных условий и субъективного фактора в формировании духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе 34
Глава П. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВЕТСКОГО СТУДЕНЧЕСТВА 72
I. Роль учебного процесса в формировании духовных потребностей студентов 72
2. Формирование духовных потребностей студентов во внеучебное время 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 155
- Категория "духовная потребность" в научном коммунизме .
- Роль объективных условий и субъективного фактора в формировании духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе
- Роль учебного процесса в формировании духовных потребностей студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Как отмечалось на ХХУІ съезде КПСС "мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности" *.
Формирование духовных потребностей личности - проблема комплексная. Она решается в семье, в школе, в профтехучилище, в трудовых коллективах страны. Большое место отводится ей также в системе высшего образования. 10,5 млн. высококвалифицированных специалистов должны быть подготовлены в II пятилетке вузами нашей страны. В настоящее время в 891 вузе обучается 5,3 млн. студен-
2 тов .
Советское студенчество объединяет все социальные слои и классы нашего общества. Ему, как и всему советскому народу, присущи единство политических взглядов и убеждений, преданность идеям марксизма-ленинизма, политике КПСС и Советского государства. Студенчество имеет и свои особенности, которые определены условиями его жизнедеятельности, потребностями и интересами, в силу чего оно отличается от других социальных групп советской молодежи. Труд студента - его учеба. Учебный труд специфичен и он отличается от труда рабочей, сельской молодежи. Вместе с тем, студенчество непосредственно участвует в создании материальных благ (студенческие отряды, научно-исследовательская работа, производственная практика и т.д.).
Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., 1981, с.63.
См.: Елютин В.П. Высшая школа в социально-политической системе Союза Советских Социалистических Республик. - Современная высшая школа, 1983, J6 I, с.9.
Определение социально-демографической группы студентов можно встретить у ряда авторов . Диссертант придерживается точки зрения Л «Я. Шубиной, рассматривающей студенчество как "...большую общественную группу, служащую источником пополнения основных отрядов интеллигенции, занятую деятельностью по подготовке к высоко-ісвалифицированному умственному труду, активно участвующую в раз-нообразной общественно-полезной деятельности" .
Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС поставил конкретную задачу перед вузами страны: "значительно улучшить подготовку ввузах и техникумах специалистов для ведущих отраслей народного хозяйства, идейно-политическую закалку студенчества" .
Крайне важно, чтобы каждый советский студент был не только высококвалифицированным специалистом, но и человеком с богатыми и разносторонними духовными потребностями. Вузы страны проводят большую работу по формированию духовных потребностей студентов. Однако не везде и не всегда эта работа дает нужные обществу положительные результаты. Как отмечается в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи", "...среди некоторой части молодежи имеют место трудовая и общественная пассивность, индивидуализм, недисциплинированность и другие негативные явления" .
Эти слова в полной мере относятся и к студенческой среде, где также приходится еще нередко сталкиваться со случаями инфан-
См. напр.: Воспитательная работа в вузе. М., 1976; Филиппов Ф.Р. Социолог о молодежи. М., 1977; Макацария Г.В., Лисовский В.Т. Современный студент. Тбилиси, 1982. І^бина Л.Я. Советское студенчество. М., 1981, с.24.
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г, ' М., 1983, с.78.
Коммунист, 1984, Л II, с.3-4. тилизма, а то и не по годам ранней расчетливости, прагматизма. Некоторые студенты накануне дипломной работы покидают вуз "по своему желанию", отказываются от распределения, чтобы устроиться "повыгоднее", не считаясь с государственными интересами.
Нельзя забывать также, что проблема формирования духовных потребностей личности превратилась сегодня в арену острейшей идеологической борьбы двух противоположных совдально-экономических систем.
Надо в полной мере учитывать и то, что современное советское студенчество участвует в строительстве коммунистического общества в иных условиях, чем ее отцы и деды, оно не прошло школу революционной и боевой закалки, не изведало всех тех трудностей, которые выпали на долю старшего поколения» Поэтому долг высшей школы - настойчиво формировать у студенческой молодежи высокие духовные потребности: мировоззренческие, потребность в труде, нравственные, эстетические и т.д.
Все вышесказанное и определяет актуальность диссертационного исследования автора.
Степень разработанности темы: Важность задачи формирования нового человека и потребностей личности в развитом социалистическом обществе определила широкий интерес к ней советских ученых.
В научной литературе интенсивно разрабатывается проблема всестороннего и гармоничного развития личности, составной частью которой являются и вопросы формирования потребностей. В работах таких авторов, как Е.А.Ануфриев, Л.П.Буева, Г.Е.Глезерман, А.Н.Красин, С.И.Никишов и др. особое внимание уделяется раскрытию сущности и содержания процесса формирования всесторонне развитой личности, выявлению и анализу факторов, обеспечивающих ее гармони- ческое развитие .
В последние 10-15 лет значительно активизировалась разработка теоретических вопросов формирования и развития потребностей человека в социалистическом обществе. Эти аспекты рассматриваются в работах В.Н.Авраменко, Г.Г.Дилигенского, А.Г.Здравомыслова,
Р.А.Злотникова, Н.В.Иванчука и др.
1 См.: Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (лич ность как объект и субъект общественных отношений). М.: изд-во Моск.ун-та, 1984, в литературе с.288; Буева Л.П. Личность в со временном мире. М., 1983; Глезерман Г.Е. Рождение нового чело века. Проблемы формирования личности при социализме. М., 1982; Коган СМ. Цель и смысл жизни человека. М., 1984; Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. М., 1981; Коммунистическое воспитание трудящих ся. М., 1980; Степанян Ц.А. Советская интеллигенция и ее роль в строительстве коммунизма. М., 1983; Ядов В.А. Междисциплинарный подход к проблемам личности и городского образа жизни. Вильнюс, 1983 и др.
2 См.: Авраменко В.Н. Социалистический образ жизни и формирование культурных потребностей советских людей. Дисс... канд. философ, наук. М., 1979; Дилигенский Г.Г. Потребности личности и общест во. М., 1970; Он же. Проблема человеческих потребностей. - Воп росы философии, 1976, 1 9; Духовные потребности в системе со циалистического образа жизни. Л., 1979; Здравомыслов А.Г. Нрав ственные ценности труда при социализме. М., 1981; Злотников Р.А. Методологические проблемы формирования и развития духовных по требностей советского рабочего. Дисс... доктора философ, наук. М., 1977; Иванчук Н.В. Социологические проблемы изучения по требностей. Курс лекций. Свердловск, 1975; Куделин Е.Г. Диалек тика производства и потребностей. М., 1977; Ковалев СМ. О че ловеке, его порабощении и освобождении. М., 1970; Мочалов Б.М. Развитой социализм: человек и его потребности. М., 1982; Мар- гулис А.В. О потребности как социологической категории. Дисс... канд. философ, наук. Харьков, 1967; Михайлов Н.Н. О потребнос тях человека, их возвышении и формировании. М., 1981; Мялкин А.В. Способности и потребности личности: диалектика формирования. М., 1983; Плаксий СИ. Возвышение потребностей как фактор совершен-
И хотя проблема потребностей личности интенсивно разрабатывается советскими учеными, до сих пор еще нет общепринятого понятия "потребности" и "духовной потребности", по-разному трактуется структура как потребностей в целом, так и духовных в частности. Эти вопросы требуют дальнейшей разработки и осмысления.
Особое внимание ученых привлекают вопросы формирования разумных потребностей личности. В той или иной степени они затрагиваются во всех работах, посвященных изучению формирования потребностей личности при социализме. Ей посвящены работы А.М.Арзамасцева, Б.її .Воронцова, И.И.Камынина, Н.Н.Михайлова, В.П.Мотяшова, В.М.Соколова, М.В.Тараткевича и др. .
Однако проблема формирования разумных потребностей во многом остается еще дискуссионной. Прежде всего это касается таких вопросов, как определение критериев разумных потребностей человека в обществе развитого социализма и нахождение оптимальных форм и методов воспитания разумных потребностей личности. Вопросы, связанные с коммунистическим воспитанием студенческой молодежи, нашли свое отражение в документах и материалах съездов, Постановле- ствования образа жизни молодого советского рабочего. Дисс... канд. философ, наук. М., 1977; Чудинова И.М. Развитие потребностей личности в условиях социализма. Дисс... д-ра философ, наук. М., 1977. I См.: Арзамасцев A.M. Что понимается под разумными потребностями. - Научный коммунизм, 1980, & I; Воронцов Б.Н. Разумные потребности как потребности коллективистской личности. - Научный коммунизм, 1982, № 4; Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982; Мотяшов В.її. Потребляющий мир: за и против; Человек в океане вещей, материальное и духовное в жизни общества. М., 1976; Соколов В.М. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника. М., 1981; Роговин В. Формирование разумных потребностей. М., 1979; Тараткевич М.В. Семья и разумные потребности. Минск, 1983; Он же. Человек, среда. Потребности. Диалектика формирования разумных потребностей. Минск,1980 и др. ниях ЦК КПСС и Советского правительства, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ ~. Партия, развивая марксистско-ленинскую теорию коммунистического воспитания трудящихся, направляет усилия партийных, государственных и общественных организаций на дальнейшее совершенствование всей работы по формированию духовных потребностей студентов.
В вышедших после ХХУТ съезда КПСС работах рассматриваются методологические вопросы теории коммунистического воспитания молодежи в свете решений съездов, июньского (1983 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, уточняются некоторые существенные характеристики всестороннего развития личности студента, пути, методы и формы формирования высококвалифицированных специалистов развитого сопиа- листического общества . В некоторых работах рассматриваются от-
См,: Материалы ХШ" съезда КПСС. М., 1971; Материалы ГО" съезда КПСС. М., 1976; Материалы ШІ съезда КПСС. М., 1981; 0 работе в Московском высшем техническом училище им. Н.Э.Баумана и Саратовском государственном университете им. Н.ГЛернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук. Постановление ЦК КПСС от 5 июня 1974 г. - В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. -8-е изд. доп. и испр., М., 1978, т.II; 0 дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г. Там же, 1981, т.13; Постановление ЦК КПСС от 10 августа 1982 г. о дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений. -Справочник партийного работника. Вып. двадцать третий. М., 1983; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983.
См.: Мансуров В.А., Барбакова К.Г. Молодой интеллигент развитого социалистического общества. М«, 1981; Сулимов Е.Ф. Методологические проблемы коммунистического воспитания. Вестник МГУ. Теория научного коммунизма, 1982, В 2; Тезисы научно-практической конференции "ХШ съезд КПСС и актуальные проблемы формирования у молодежи классового подхода к явлениям общественной жизни". М., 1982; Квасов Г.Г. Совершенствование системы коммунистического воспитания студентов в свете требований июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. - Научный коммунизм, 1984, № 2 и-др.' _ Q _ дельные направления коммунистического воспитания студенческой молодежи: воспитание учебной, научно-исследовательской, общественно- политической и социальной активности студентов .
В связи с тем, что студенчество занимает важное место в процессе становления социальной однородности советского общества, актуальными становятся социальная характеристика студенческой молодежи, ее роль в развитии этого процесса. В разработку данной проблемы советскими учеными также сделан определенный вклад .
Таким образом, исследование вопросов коммунистического воспитания студенчества довольно широко представлено в советской научной литературе.
Что касается формирования духовных потребностей студентов, то здесь можно отметить только одну работу В.С.Колесник.
Однако автор рассматривает в основном вопросы об особенностях студенчества как социальной группы, виды и динамику духовных
См.: Шмелева Т.Л., Бугаева Т.Е. Воспитание общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социализма. М., 1982; Квиткина Л.Г. Научное творчество студентов. М., 1982; Республиканская научная конференция "Формирование социальной активности студентов в процессе общественно-политической практики". Харьков, 15-16 февраля 1983 г. Тезисы докладов и сообщений. Ч.І-2. Харьков, 1983; Петренко'Г.В. Развитие общественно-политической активности студенческой молодежи в условиях развитого социализма. Автор.дисс... канд.филос.наук. Минск, 1980; Васин В.И. Формирование социальной активности студенческой молодежи. Автор.дисс... канд.философ.наук. М., 1980; Нечаев В.Я. Общественно-политическая практика как фактор коммунистического воспитания студентов. Автор.дисс... канд.философ.наук. М., 1982, и др.
См.: Чупров В.И. Формирование ценностных ориентации советского студенчества. Марксистско-ленинская теория социального развития. М., 1978; І^гбина Л.Я. Советское студенчество. М., 1981; Филиппов Ф.Р.Социолог о молодежи. М., 1977 и др. потребностей студентов, анализируя только познавательные и мировоззренческие потребности .
В диссертации не осуществлен комплексный анализ формирования духовных потребностей студентов, не рассмотрены все главнейшие объективные условия их формирования, не содержится четкого анализа субъективного фактора их воспитания в развитом социалистическом обществе.
Цель и задачи исследования.
Главная цель работы - с позиций научного коммунизма исследовать формирование духовных потребностей студентов в высшей школе. Соответственно этому, автор ставит следующие конкретные задачи: уточнить сущность понятий "потребность" и "духовная потребность"; выявить критерии разумных потребностей человека в развитом социалистическом обществе; раскрыть характер влияния объективных условий и субъективного фактора на формирование духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе; обобщить опыт и выявить эффективность основных форм воспитательной работы по формированию духовных потребностей студентов в учебное и .внеучебное время; на основании изучения процесса формирования духовных потребностей студенчества в вузах страны дать рекомендации по его совершенствованию.
Научная новизна исследования состоит: - в анализе понятий "потребность" и "духовная потребность", в уточнении имеющейся классификации духовных потребностей;
I См.: Колесник B.C. Особенности развития духовных потребностей студенческой молодели. Дисс... канд. философ, наук. Л., 1974. - II - в выявлении наиболее эффективных форм и методов формирования духовных потребностей личности, роли объективных условий и субъективного фактора в этом процессе; в комплексном исследовании процесса формирования духовных потребностей студентов как в учебное, так и во внеучебное время; в обобщении передового опыта работы вузов страны по формированию духовных потребностей студентов, в рекомендациях по ее совершенствованию.
Положения, выносимые на защиту.
Теоретическое исследование понятий "потребность" и "духовная потребность".
Раскрытие роли объективных условий и субъективного фактора в формировании духовных потребностей личности в условиях развитого социализма.
Анализ воспитательной функции учебного и внеучебного процессов в формировании духовных потребностей студентов.
Выявление резервов повышения эффективности формирования духовных потребностей студентов.
Практическая значимость работы; выводы диссертации могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для исследования вопросов формирования духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе; практическая значимость диссертации заключается также в разработке рекомендаций по совершенствованию учебной и воспитательной работы кафедр общественьшх наук, усилению их роли в формировании духовных потребностей студентов, в обобщении опыта Ленинского зачета и студенческих клубов страны в формировании высоких духовных потребностей студенчества.
Методологической и теоретической основой исследования является марксистско-ленинская концепция коммунистического воспитания личности. В диссертации автор исходит из основополагающих идей по проблеме формирования духовных потребностей личности, выдвинутых в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, материалах съездов, Пленумов и Постановлений ЦК КПСС. В ней анализируются и широко используются работы советских ученых, посвященных формированию потребностей личности.
При написании работы использованы текущие архивы ЦК ВЛКСМ, МГК ВЛКСМ, отчеты по научно-исследовательской работе НИИ проблем высшей школы.
Автор изучил материалы исследования, опубликованные в ряде институтских многотиражек.
Материалом для диссертации послушіло также участие автора в социологических исследованиях, проводимых в лаборатории коммунистического воспитания молодежи в МГУ на тему: "Формирование научного мировоззрения студентов".
Апробация работы: диссертация обсуждалась на заседании кафедры научного коммунизма естественных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.
Бе основные положения излагались в докладах, с которыми автор выступал на Поволжском семинаре "Исследование факторов учебно-познавательной и общественной активности студентов" (январь 1983 г.), на Ш Всесоюзных философских чтениях молодых ученых "ХХУІ съезд КПСС и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии" (май 1983 г.), на конференции философского факультета МГУ, посвященной 165-летию со дня рождения и 100-летию со дня смерти К.Маркса (февраль 1983 г.), а также на заседаниях методологического семинара кафедры научного коммунизма естественных факультетов МГУ. - ІЗ -
Категория "духовная потребность" в научном коммунизме .
Классики марксизма-ленинизма рассматривали потребности как "побудительные силы побудительных сил", как важнейший фактор развития материального и духовного производства, дальнейшего прогресса общества.
Потребности составляют источник, движущую силу жизнедеятельности людей. К.Маркс писал: "Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей..." . Потребности проявляются во всех сферах жизнедеятельности людей, они выступают основным стимулом их поведения. "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, - отмечал Ф.Энгельс, - вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей..." .
К.Маркс и Ф.Энгельс показали, что формирование и развитие человеческих потребностей определяется материальным производством. Они неоднократно почеркивали, что производство развивается для удовлетворения человеческих потребностей. К.Маркс и Ф.Энгельс указали, что потребности носят конкретно-исторический характер, как и производство, которое порождает их. Потребности проявляются прежде всего как выражение насущных требований субъекта и не зависят от воли и сознания последнего. Они, являясь объективными условиями существования общества и человека, выступают как продукт истории и не являются неизменными. "Та или иная организация материальной жизни зависит, конечно, каждый раз от развившихся уже потребностей, а поровдение этих потребностей, равно как и их удовлетворение, само есть исторический процесс..." .
Процесс формирования и удовлетворения человеческих потребностей при капитализме и при социализме неодинаков.
При капитализме, где все подчинено производству прибавочной стоимости, извлечению прибыли, подлинные потребности людей искажаются, потребление одних власть имущих за счет трудящихся и в первую очередь рабочего класса, приводит к тому, что жизнь человека принимает отчужденную форму. "...Каждый человек старается пробудить в другом какую-нибудь новую потребность, чтобы вынудить его принести новую жертву, поставить его в новую зависимость и толкнуть его к новому виду наслаждения, а тем самым и к экономическому разорению" . Буржазное общество порождает ориентацию на богатство как высшую ценность и цель жизнедеятельности индивида. Сама же буржуазия живет только для наживы, она не знает иного блаженства, кроме обогащения, не знает иных страданий, кроме де-нежных потерь . Она стремится внушить трудящимся убеждение в том, что главное для человека не его социальная активность, а объем потребляемых им товаров и услуг. Отношения между людьми приобретают форму отношений между вещами: в условиях капиталистического общества происходит процесс отчуждения сущностных сил человека от самого человека. При господстве частной собственности "...на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания" , в то время как "богатый человек - это... человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни..." .
ТРУД в условиях классово-антагонистического общества для многих людей не может быть источником радости и счастья, так как он является трудом принудительным, "трудом из-под лапки" Труд при капитализме, писал К.Маркс, "...является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; ...он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух" 2.
Роль объективных условий и субъективного фактора в формировании духовных потребностей личности в развитом социалистическом обществе
Формирование духовных потребностей личности - процесс сложный и многоплановый. Он зависит от взаимодействия объективных и субъективных факторов в системе "личность - среда". Классики марксизма-ленинизма в качестве главных, определяющих из всей совокупности общественных отношений выделили отношения материальные. "В общественном производстве своей жизни, - писал К.Маркс, - люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание" .
Как видно из вышесказанного, производственные отношения яв- V ляются определяющими в формировании духовных потребностей личности. Они зависят от характера господствующей формы собственности, определяют место каждого человека в системе общественного производства.
В результате победы Великой Октябрьской Социалистической революции трудящиеся навсегда покончили с эксплуатацией человека человеком и социальным неравенством. Экспроприировав буржуазию, положив начало коренным преобразованиям в экономике, советский народ создал предпосылки для всестороннего и гармонического развития личности. Дальнейшее развитие производительных сил и производственных отношений не протекает автоматически, а осуществляется под руководством КПСС и Советского государства. Главными производственными отношениями являются отношения социалистической собственности. В статье 10-й Конституции СССР говорится: "Основу экономической системы СССР составляет социалистическая собствен-? ность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.
Социалистической собственностью являетоя также имущество профсоюзных и иных общественных организаций, необходимое им для осуществления уставных задач.
Государство охраняет социалистическую собственность и создает условия для ее преумножения" .
Воздействие отношений общественной собственности на формирование духовных потребностей личности проявляется в том, что она устраняет эксплуатацию человека человеком, обеспечивает равный доступ трудящихся к средствам производства, делает труд обязанностью для всех членов общества.
Становление, развитие и совершенствование отношений собственности и трудовых отношений приводят к изменению всей системы взглядов человека на его трудовую деятельность. "Советское общество - это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим" .
Социалистические общественные отношения, освободив трудящихся от эксплуатации, создав обстановку товарищеского сотрудничества и взаимопомощи между народами СССР, стимулируют у них духовные потребности в борьбе за технический прогресс, за применение и распространение передового опыта, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, формируют духовную потребность в труде на благо всего народа. Например, в 1976-1980 годах в рационализаторской и изобретательской работе участвовало 22,7 млн. человек» Экономический эффект от использования изобретений и рационализаторских предложений составил 29,2 млрд. рублей .
Особо следует отметить влияние социалистических производственных отношений на формирование всесторонне и гармонически развитой личности путем неуклонного роста материальных и духовных потребностей всех членов общества. Как указал ХХУІ съезд КПСС, "конкретная забота о конкретном человеке, его нуждах и потребностях р начало и конечный пункт экономической политики партии" .
Для решения этой задачи советский народ в минимальные сроки превратил страну из отсталой в страну с высокоразвитой индустрией и сельским хозяйством. В 1981 году в нашей стране за 2,2 дня производилось столько общественного продукта и национального дохода, сколько за весь 1922 год и менее чем за месяц - сколько за весь 1940 год .
Роль учебного процесса в формировании духовных потребностей студентов
В настоящее время перед высшей школой стоит ответственная задача - подготовка не только высококвалифицированных специалистов, обладающих высокими профессиональными знаниями, умеющих на практике осуществлять научные и организационные решения, но и глубоко овладевших марксистско-ленинским мировоззрением, имеющих высокие духовные потребности.
Формирование у будущих специалистов высоких духовных потребностей - одна из главных задач, стоящих перед советской высшей школой.
Наибольшим потенциалом в этом направлении обладает учебный процесс. Формирование духовных потребностей студентов осуществляется в ходе изучения всех наук, которые предусмотрены учебным планом. Каждая из них вносит свой определенный вклад не только в профессиональную, но и идейно-политическую подготовку будущих специалистов. В данном параграфе мы рассмотрим роль общественных наук в формировании духовных потребностей студентов.
Преподавание общественных наук является сердцевиной всей работы по формированию духовных потребностей студентов. Возрастание их социальной значимости в коммунистическом воспитании студентов ориентирует высшую школу на повышение идейно-теоретического уровня преподавания истории КПСС, марксистско-ленинской философии, политэкономии и научного коммунизма, на обогащение и расширение форм и методов всей воспитательной работы.
Коммунистическая партия Советского Союза уделяет неослабное внимание преподаванию и развитию общественных наук.
Большое значение для формирования духовных потребностей студентов имело Постановление ЦК КПСС 1974 года "О работе в Московском высшем техническом училище имени Н.Э.Баумана и Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского по повышению идейно-теоретического уровня преподавания общественных наук" -Ч Проведение мероприятий, которые были предусмотрены этим Постановлением, обеспечило целостность и последовательность процесса формирования духовных потребностей студенческой молодежи. Положения этого Постановления и в настоящее время служат руководством по коммунистическому воспитанию студенчества.
Повышеныетребования к деятельности высшей школы, вузовских обществоведов предъявил ХХУІ съезд КПСС, потребовавший улучшить качество преподавания, добиться укрепления связи с производством, более эффективного использования научного потенциала вузов, в которых сосредоточена почти половина всех докторов и кандидатов на р ук-обществоведов . Эти задачи были всесторонне обсуждены в 1981
году на Всесоюзном совещании заведующих кафедрами общественных наук, где отмечалось, что "важнейшая задача нашего обществоведения - глубокая разработка научных основ формирования нового человека. На первый план здесь выдвигаются вопросы повышения эффективности идейно-политического, трудового и нравственного воспитания советских людей, уровня их марксистско-ленинского сознания. Нужно более глубоко исследовать проблемы целенаправленного развития потребностей личности, закономерностей формирования социалистического сознания и духовной жизни общества развитого социализма".
Важное значение для улучшения качества преподавания общественных наук в вузах и коммунистического воспитания студентов имеет Постановление ЦК КПСС "О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации преподавателей общественных наук высших учебных заведений". Б нем подчеркнуто, что планомерное повышение квалификации обществоведов должно быть подчинено главной задаче -"ярко и убедительно раскрывать идейное богатство и всепобеждающую силу революционного учения, огромный творческий вклад, вносимый в его развитие Коммунистической партией Советского Союза и Центральным Комитетом КПСС" .
Преподаватели общественных наук, отмечается в Постановлении, призваны формировать у студентов марксистско-ленинское мировоззрение, умение применять социально-политические знания на практике, непримиримость к враждебной идеологии, воспитывать их активными борцами за коммунистические идеалы, за дальнейшее укрепление политического, экономического и оборонного могущества СССР, братской дружбы между народами нашей страны .