Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Пшидаток Вячеслав Еристемович

Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России
<
Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пшидаток Вячеслав Еристемович. Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Пшидаток Вячеслав Еристемович; [Место защиты: Рост. юрид. ин-т МВД РФ].- Ростов-на-Дону, 2007.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-12/2467

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Правосознание и правовые ценности гражданского общества: общетеоретические аспекты исследования 14

1.1 . Правосознание в гражданском обществе: общетеоретические и политико-правовые аспекты 14

1.2. Правовые ценности гражданского общества как основа формирования правосознания в демократическом правовом государстве 40

1.3. Правосознание и правовое поведение граждан: аспект корреляции 77

ГЛАВА II. Правосознание и правовые ценности россиян как детерминанты становления демократии и гражданского общества 92

2.1. Долговременные исторические факторы формирования правосознания и правовых ценностей российского общества 92

2.2. Нигилистическая деформация правосознания и правовых ценностей россиян как угроза становлению демократии и гражданского общества в России 110

2.3. Пути укрепления правосознания и правовых ценностей россиян как основополагающего фактора формирования гражданского общества 127

Заключение 144

Литература 148

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Период реформирования российского общества предъявляет высокие требования к состоянию правовых ценностей и правосознания россиян. С одной стороны, процессы формирования гражданского общества и правовой государственности в России невозможны без соответствующего уровня правосознания, адекватного развития правовой культуры общества и граждан, высокого статуса правовых ценностей. С другой стороны, связанная с системными изменениями институтов общества несформированность нормативного поля, наличие пробелов и внутренних противоречий в законодательном корпусе, возникновение тенденций к ослаблению формально-правовой регуляции социального порядка являются факторами, объективно способствующими распространению различных форм противоправного поведения. В условиях существенного расширения границ индивидуальной свободы и легитимной инициативы возрастает значение выбора личностью стратегии правового поведения, и, следовательно, значение характера соответствующих мотиваций, определяемого, в свою очередь, уровнем правосознания и состоянием правовых ценностей.

В настоящее время в России конституционно заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекларированной идеи возникает множество объективных и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства в Российской Федерации (РФ). Объективные причины прежде всего обусловлены исторически сложившейся правовой культурой, чертами русского менталитета и национального характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью руководства страны всех уровней.

В нашей стране практически уже есть многое для реализации поставленных целей, но политический процесс идет очень сложно. На него

оказывает большое воздействие сама во многом противоречивая история формирования политического и правового сознания населения. Политический плюрализм и многопартийность, как факторы гражданского общества, пока еще носят окраску пережитков тоталитарного сознания.

Но само право не может быть реальным гарантом исполнения законов,
если оно не легитимировано обществом. Только их законность, признание
обществом и поэтому обязательность исполнения обеспечивают
действительное соблюдение законов обществом и государством, равно как и
создание их системы, и исключают противоправную практику с обеих
сторон. Но общество в состоянии добиться этого на достаточно высоком
уровне гражданского, а значит, и культурного, цивилизованного,
материального и интеллектуального развития, т.е. став гражданским
обществом. Граждане такого общества не скованы дисциплиной страха и
господства. Они наделены собственностью, обладают свободами и правами,
и обладание этими ценностями делает их ответственными за их сохранение и
умножение. Они же защищают и государство, которое делается
ответственным за все виды безопасности человека и общества и их
достояние. .'.-,.'..

Правовое государство и гражданское общество формируются совместно, и процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий. Ни правовое государство, ни гражданское общество не вводятся единовременным актом и не могут стать результатом чистого законодательства. Весь этот процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Для модернизирующегося российского общества проблема укрепления правовых ценностей и правосознания усугубляется слабой представленностью начал формально-правового мышления и правовых ценностей в отечественной культурной традиции. Содержание институционально-правовых реформ в России предполагает, в сущности,

создание качественно иного правового пространства, характер которого
наряду с обновленным законодательством определяется массовой
ориентацией населения в своей повседневной жизнедеятельности на
правовые ценности демократического общества, и такой же ориентацией
деятельности структур государственного управления. При этом

соответствующие институциональные изменения осуществляются легче, чем
изменения в сфере действия субъективного фактора - в области
формирования намерений и мотиваций правового поведения личности, где
главную роль играет степень актуальной инкорпорированности в
индивидуальное правосознание правовых ценностей. Сложность

заключается в том, что формально-декларативное признание правовых ценностей не означает их актуальной задействованности в качестве системообразующего элемента «живого» правосознания и основы функционирования мотивационных механизмов правового поведения. Ситуация усугубляется исторически сложившейся правовой индифферентностью граждан, недостаточностью их правовой подготовки, в силу чего - незнанием ими собственных прав и обязанностей; «управляемостью» судебной системы; сохранением в обществе «зоны неправового произвола» чиновников различных уровней; и т.д. Необходимо отметить также негативное влияние на ход трансформации правосознания россиян длительного хаотичного состояния перестраиваемого законодательства.

Совокупность перечисленных факторов делает задачу укрепления правовых ценностей граждан России и повышение уровня их правосознания центральной в сфере формирования в России демократического гражданского общества, а связанную с этой задачей правоведческую и теоретико-правовую проблематику - теоретически и практически актуальной с точки зрения научного исследования.

Высокая практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы содержательного анализа правосознания, правовой культуры и

правового поведения личности в формируемом в России гражданском обществе обусловили цель и задачи данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования в целом определяется конкретностью ее привязки к процессу реформирования современного российского общества; сложностью и недостаточной изученностью взаимосвязи ряда аспектов динамики правосознания, правовых ценностей и правового поведения на уровне общества и личности, а также влияния этносоциокультурной специфики правопонимания россиян на состояние их правосознания и правовых ценностей в контексте стоящих перед обществом задач формирования правовой государственности.

Сущность, специфика и структура правосознания достаточно глубоко исследованы в отечественной правоведческой литературе, в работах по теории и философии права ряда известных советских и российских правоведов: С. С. Алексеева, В. Г. Афанасьева, М. Н. Марченко, Е. А. Лукашова, И. А. Иванникова, И. А. Ильина, П. П. Баранова, А. А. Габиани, Я. И. Гилинского, В. А. Глазырина, В. П. Казимирчука, В. И. Каминскую, В. Н. Кудрявцева и др. Указанные авторы в своих исследованиях разработали общую типологию правосознания, выявили его структуру, затронули многообразные содержательные аспекты этого понятия.

Соответствующая разработка общего содержания и структуры понятия правовых ценностей осуществлялась в работах С. С. Алексеева, В. В. Барчука, Н.Д. Гомонова, З.С. Джанхуватовой, В.П. Казимирчука, В. С. Нерсесянца, Н. Ю. Рашевой, Э. В. Тадевосяна.

В исследованиях А. П. Альбова, Р. С. Байниязова, В. И. Бегинина, Ю. И. Гревцова, В. А. Лапаевой, В. М. Мапельмана, В. С. Нерсесянца, И. Д. Невважая, Е.А. Певцовой, А. П. Окусова, М. Б. Смоленского, Ю. В. Чуфаровского вскрываются взаимосвязи и взаимная обусловленность состояния правосознания и правовых ценностей как аксиологического ядра правовой культуры; влияние типа, характера и уровня развития правовой

культуры на состояние правосознания; роль состояния правосознания и правовых ценностей как факторов, влияющих на формирование мотиваций правового поведения и на характер последнего. В работах Н. Л. Гранат, В. И. Каминской, А. Р. Ратинова, Т. В. Синюковой, М. Б. Смоленского концептуализируется понятие правовой установки личности, анализируются ее место в структуре правосознания и ее роль как важного звена мотивационных механизмов правового поведения.

Проблемы генезиса правового менталитета как интегральной структуры, включающей в себя правовые ценности, и влияние последнего на характер правового поведения глубоко и продуктивно исследуются такими авторами, как А. П. Буртенко, А. Я. Гуревич, Г. Н. Дрепа, А. Н. Дмитриев, Э. Я. Дмитриева, И. Г. Дубов, Ю. В. Колесниченко, Л. Н. Пушкарев, Э. А. Тадевосян. В работах И. А. Бабича, М. М. Громыко, П. Е. Бардина, Л. С. Грибовой, Г. М. Даниленко, Ю. П. Миролюбова и др. рассматриваются регулятивная роль традиций и обычаев и аспекты их участия в формировании правового поведения.

Одним из важнейших аспектов темы исследования является проблема генетических истоков и сущности правового нигилизма как специфической характеристики правосознания россиян, его обусловленности этносоциокультурными факторами формирования правовой культуры российского общества (Н. В. Варламова, В. И. Гойман, А. В. Колесников, В. Д. Ломовский, Н. И. Матузов, И.Д. Невважай, Э. Ю. Соловьев, В. А. Туманов, С. А. Шейфер и др.). Здесь следует подчеркнуть, что современные исследования подобного рода являются в каком-то смысле продолжением и развитием исторической дискуссии о месте правовых ценностей в структуре российской культурной ментальносте, рациональном и иррациональном, формальном и моральном аспектах традиционного для россиян правопонимания, начатой отечественными правоведами, философами и социологами прошлого - Н. А. Бердяевым, И. А. Ильиным, Б. А. Кистяковским, С. А. Муромцевым, П. И. Новгородцевым, Л. И.

Петражицким, В. С. Соловьевым, П. А. Сорокиным, Б. Н. Чичериным, С. Л. Франком.

Пути и перспективы преодоления массового распространения правового нигилизма в российском обществе периода реформ исследуются Н. Д. Гомоновым, О. Р. Гулиной, М. Е. Панкратовой, А. А. Потякиным, В. Г. Сафоновым и др.

Из вышеизложенного очевидно, что различные аспекты темы исследования нашли и продолжают находить в отечественной научной литературе широкое отражение, вызывают дискуссии и являются объектом интенсивного исследовательского интереса. Однако в анализе связанных с данной темой проблем остается еще ряд пробелов, в особенности это касается проблемы места правовых ценностей в структуре правосознания, их роли как мотивационного фактора правового поведения и специфики правовой аксиологии россиян в процессе институционально-правовых преобразований. Настоящая диссертация представляет собой попытку восполнить этот пробел.

Цель настоящего диссертационного исследования заключается в осуществлении анализа состояния и динамики правосознания и правовых ценностей россиян в процессе реформы политической и правовой системы, становления демократии и формирования гражданского общества в Российской Федерации.

Реализация поставленной цели требует решения следующих промежуточных исследовательских задач:

- проанализировать общетеоретические и политико-правовые аспекты
правосознания применительно к гражданскому обществу;

- показать роль правовых ценностей гражданского общества как
основы формирования правосознания в демократическом правовом
государстве;

- выявить наличие коррелятивных связей между уровнем
правосознания и характером правового поведения граждан;

- исследовать долговременные исторические факторы формирования
правосознания и правовых ценностей россиян;

- рассмотреть состояние правосознания и правовых ценностей
современных россиян как фактор распространения правового нигилизма;

- очертить пути и перспективы укрепления правосознания и правовых
ценностей россиян в ходе социальных реформ и становления в России
демократического правового государства и гражданского общества.

Объектом настоящего диссертационного исследования являются правосознание и правовая культура граждан в реформируемом российском обществе.

Предмет исследования составляют ценностно-правовые ориентации российского общества в период его реформирования.

Теоретико-методологической основой диссертации послужили идеи и концепции, развитые в трудах крупнейших отечественных правоведов, философов и культурологов: С. С. Алексеева, А. С. Ахиезера, В. С. Нерсесянца и др. К числу базовых с точки зрения поставленных задач подходов следует отнести системный, структурно-функциональный и социокультурный подходы. Среди частных методов, использованных, в работе над диссертацией, нужно указать методы сравнительного анализа, типологизации, классификационный метод.

Нормативную базу работы составляют Конституция РФ, федеральные законы и решения законодательных органов отдельных субъектов РФ, а также иные нормативно-правовые акты, позволяющие раскрыть частные аспекты темы исследования.

Эмпирическую базу исследования составляют статистические сводки МВД, Генеральной прокуратуры, опросы ВЦИОМа, Левада-Центра, фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и др.

В ходе исследования были получены определенные результаты, содержащие следующие элементы научной новизны:

- показано, что становление правовой государственности и структур

гражданского общества находится в отношениях взаимообусловленности с развитием общественного и индивидуального правосознания;

- установлена детерминирующая роль правовых ценностей в
отношении направленности динамики изменений правосознания и правового
поведения, связанных с системными реформами и становлением
гражданского общества;

выяснено, что массовое доминирование установки на правомерное поведение составляет специфику развитого гражданского общества, выступая индикатором уровня развитости правовой аксиологии и сформированности правового пространства;

обосновано влияние на характер и состояние правовых ценностей россиян этносоциокультурных факторов, связанных с традиционным этикоцентризмом правопонимания;

вскрыты аксиологические основания распространения правового нигилизма в реформируемом российском обществе и показана его роль как мотивационного фактора противоправного поведения;

обоснована необходимость формирования у россиян правовых ценностей, по содержанию адекватных задачам строительства правового пространства демократического общества и правовой государственности.

Данные элементы новизны и полученное в результате проведенного исследования приращение научного знания конкретизируются в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Правосознание общества и личности представляет собой
многоуровневое когнитивно-аксиологическое образование,

системообразующим и интегрирующим элементом которого выступают правовые ценности. Становление структур гражданского общества и институционально-правовой системы, соответствующей критериям демократической правовой государственности, предполагает формирование нового качества правосознания, отражающего правовой характер государственности и интенсификацию субъективной значимости правовых

ценностей как регуляторов правового поведения граждан.

2. Степень актуализации правовых ценностей на уровне общества и
личности является детерминирующим фактором динамики правосознания и
правового поведения, определяя направленность и характер их изменения в
ходе институционально-правового реформирования общества и в ситуации
связанного с переходным периодом временного ослабления правового
контроля. Отсюда вытекает значимость укрепления правовых ценностей,
развития на массовом уровне представлений о социальной ценности права
для формирования правового пространства демократического гражданского
общества и правового типа государственности.

3. Процесс экстериоризации правовых ценностей личности
осуществляется посредством формирования правовой установки,
фиксирующей на уровне конкретных мотиваций правового поведения
готовность (или неготовность) к практическому соблюдению личностью
нормативных требований права. Через правовые ценности тем самым
осуществляется корреляция когнитивной деятельности правосознания и
формирования мотиваций правового поведения. Наличие у масс граждан
установки на правомерное поведение составляет специфику,. развитого
гражданского общества, выступая индикатором состояния правовой
аксиологии общества и сформированности правового пространства.

4. Характер и состояние правовых ценностей общества как
структурного ядра правовой культуры существенно зависят от действия
долговременных исторических факторов, определяющих тип и общую
конфигурацию традиции правопонимания. Россиянам как культурной
общности, являющейся носительницей специфического правового
менталитета, традиционно присущи синкретизм и этикоцентризм
правопонимания, ориентирующий на малозначимость и регулятивную
недостаточность ценностей формального права, что объективно служило и
служит внутрикультурным фактором девальвации правовых ценностей в
личном и общественном сознании и распространения правового нигилизма.

  1. Распространение правового нигилизма в реформируемом российском обществе отражает не только особенности правового менталитета и правовой культуры россиян, но и дефицит правосознания и правовых ценностей, связанный с общей правовой неосведомленностью, отчуждением населения от государственных и правоохранительных структур, формально-декларативным характером отношения к правовым ценностям при недостатке ориентации на них практического правового поведения. Преодоление правового нигилизма в современной России мыслится как результат эволюционного по длительности и характеру процесса, предусматривающего постепенное утверждение правосознания и правовых ценностей гражданского общества, изменение правового менталитета в сторону формирования рационального правопонимания, адекватной правовой активности.

  2. Перспективы становления правовой государственности и укрепления правопорядка в условиях формирования гражданского общества в России связаны с развитием и упрочением правовых ценностей и правосознания как на массовом уровне, так и на уровне государственных, правоохранительных структур и судебной практики. Конкретные пути и меры укрепления правосознания и правовых ценностей заключаются в целенаправленном повышении престижа среди населения правоохранительной деятельности, соответствующих структур и институтов; создании системы массового непрерывного юридического образования и просвещения; устранении конкуренции нормативных правовых актов и минимизации административно-бюрократического произвола в сфере правоприменения.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации. Актуальность исследования динамики правосознания и правовых ценностей определяется тем фактом, что полученные результаты и выводы позволяют углубить имеющиеся научные представления о состоянии правовых ценностей россиян в переходный период общественного развития.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в

том, что полученные результаты могут использоваться в процессе разработки практических мер по укреплению правовых ценностей и повышению уровня правосознания масс, в организационной деятельности в сфере юридического просвещения, а также при чтении общих и специальных курсов по теории государства и права, правоведению, криминологии, социологии права.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования, сформулированные на их основе выводы, предложения и рекомендации прошли обсуждение на кафедре социологии, политологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук.

Теоретические и прикладные положения диссертации докладывались диссертантом и обсуждались на научно-практических конференциях, состоявшихся в Южном федеральном университете, в Ростовском юридическом институте МВД России, в Краснодарском университете МВД / России в 2005-2007 гг. Основные результаты исследования опубликованы в научных работах общим объемом около 6,7 п. л.

Структура работы определяется логикой последовательного решения

основных задач исследования и включает в себя: введение, 2(?главы,^;,^й состоящие из 6 параграфов, заключение и список литературы из 211 источников. Текст работы занимает 163 страниц.

Правосознание в гражданском обществе: общетеоретические и политико-правовые аспекты

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства1.

Правосознание представляет собой совокупность взглядов, идей, чувств, настроений, относящихся к праву. Оно включает и само представление о праве, т.е. правопонимание, взгляды на роль права, правовых учреждений в жизни общества и государства, идеи о правах человека, его ответственности перед другими людьми, государством и обществом. Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне.

В настоящее время отсутствует единое мнение относительно феномена правосознания. Различное толкование правосознания обусловлено спецификой сфер его применения, особенностью задач тех наук, в которых оно используется (философия, социология, юриспруденция).

Так, например, Н.Л. Гранат рассматривает правосознание как одну из форм или область человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое . Е.А. Лукашева определяет правосознание как форму общественного сознания, выступающего как система взглядов, оценок, представлений, настроений, чувств общества, определяемого материальными условиями жизни общества, направленного на установление в нем правового режима, отвечающего его интересам и целям. Для него характерно осознание необходимости установления определенного порядка в обществе путем соответствующего регулирования общественных отношений3.

В научной литературе правосознание определяется как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву4. Согласно И.А. Иванникову «правосознание - это совокупность взглядов, знаний, чувств, переживаний, выражающих отношение к действующему и желаемому праву, законности, правосудию»5. Правосознание - психологическая основа реализации права. Оно неразрывно связано с базовыми ценностями данного общества, которые охраняются правом. В обществе существуют группы и подгруппы, которые по-разному относятся к позитивному праву, по-разному его воспринимают и неодинаково следуют его нормам. Правосознание зависит и от знаний, и от опыта столкновения субъекта с правовой практикой того или иного уровня. В результате формируется область ценностного восприятия права и правовой системы в целом, которая характеризуется положительным или негативным, тотальным или избирательным признанием права.

Правосознание - это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже действующих в обществе законов, но представляет собой совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретного индивида, группы, общества в целом к праву и правовым явлениям в общественной жизни, которое определяет практическое поведение человека как гражданина.

Существенный вклад в учение о правосознании внес выдающийся российский правовед И. А. Ильин, рассматривавший его в качестве более значительного феномена, чем само право. Правосознание понимается Ильиным как «естественное чувство права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», как «особого рода инстинктивное правочувствие» - как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение6. В работе И.А. Ильина «О сущности правосознания» специальная глава посвящается государственному правосознанию, что, по сути, является основой теории конституционного правосознания.

Правовые ценности гражданского общества как основа формирования правосознания в демократическом правовом государстве

Движение к открытому государству есть путь преобразования государства из института, подчиняющего и контролирующего общество, в мощный институт зрелого гражданского общества. Концепция открытого государства может быть полезна именно для оценки реально функционирующей власти, выяснения той меры, в какой власть на практике оказывается ограничена правом, насколько государство служит обществу. В этом смысле важны и состояние общества, и уровень правосознания и политической культуры граждан, зрелость (или незрелость) гражданского общества, степень развития его основных институтов, структурированности и организованности27.

Потенциал правового воздействия на процесс «сближения» общества и государства, преодоления отчуждения власти и гражданина чрезвычайно велик. Анализ меры (степени) открытости государства должен показать основные проблемы в развитии демократии, правовой системы, приоритеты и возможные направления их дальнейшего развития, вплоть до выявления потребности в конкретных законах и разработки их концепций.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX вв. и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, это сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия.

Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.

Гражданское общество Гегеля - это хорошо известное нам первоначальное общество расцвета буржуазии, со всеми его характеристиками и практикой. Но надо отдать должное Гегелю - он точно определяет политико-правовые и социально-экономические вопросы этого общества и дает на них содержательные ответы.

Для российского общества, только теперь, в конце XX в., вступившего на путь формирования гражданского общества, так важно знать исходные теоретико-правовые (впрочем, разумеется, не только правовые) положения, характеризующие это общество . В теории и практике социалистического государства идея независимого гражданского общества была отвергнута, т. к. ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.

Эта идея была заменена концепцией политической, экономической, социальной систем, которые якобы и составляли структуру общества. В Конституциях 1936 и 1977 гг. эта концепция получила и юридическое закрепление. Политическая система по этим теоретическим взглядам и юридическим положениям состояла из органов власти - Советов народных депутатов и осуществления их властных полномочий. Экономическая система - из социалистической собственности, социалистических форм трудовой деятельности. Социальная система - из рабочих, крестьян, трудящейся (народной) интеллигенции.

Гражданское общество в долгое семидесятилетие существования социалистического государства исчезло из исследовательских работ отечественной теории права. И только в настоящее время, при переходе России к социально регулируемой рыночной экономике, демократическим преобразованиям, вновь обнаруживается большой гуманистический потенциал этой концепции.

Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий продвижения России по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского общества.

Гражданское общество - это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Это действительно состояние общества в определенное время, в определенной стране, ставшее на путь рыночной экономики и либерально-демократического режима. Это гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом, правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т. п.

Долговременные исторические факторы формирования правосознания и правовых ценностей российского общества

Современный этап российского общественного развития является сложным, противоречивым, но весьма значимым с точки зрения духовных основ и позитивного социального опыта, которые должны найти отражение и в новой правовой культуре, и в росте правосознания на всех уровнях его развития. Предварительное рассмотрение проблемы показало, что формирование правосознания - вовсе не спонтанный, неуправляемый процесс, в нем большую роль играют такие факторы, как сложившиеся российские традиции в восприятии права и апелляции к закону, подготовленность профессиональных юристов, институциональные формы законотворчества, правоприменения и правоохранения, состояние нормативно-правовой базы и требования, которые предъявляются к человеку законодательством.

Правосознание определяется интериоризированными правовыми ценностями, и проявляется в поступках людей, оно не возникает на пустом месте. Оно определяется менталитетом и традиционным российским правопониманием, его специфической ценностной компонентой. Правосознание зависит от состояния права, которое является социальным феноменом и несводимо к собственно законодательству, - т. е. находится под влиянием потребностей, интересов, мотивов людей поддерживать упорядоченность социальных связей на основе определенных компромиссов, устраивающих большинство общественных субъектов. Но в современном российском обществе правосознание, пожалуй, в определяющей степени зависит именно от законодательства, от позитивного права, поскольку система социальных связей становится все более сложной и трудно регулируемой без нормативной унификации.

Специфика русской национальной культуры и правовой ментальности российского общества во многом определяет правосознание и правовое поведение личности в современной России.

Как указывает О. В. Мартышин, чрезвычайно важная характеристика правовой культуры - ее национально-исторические особенности, традиции, корни . Осмыслить проблему влияния правовой компетентности на правовое поведение россиянина можно, только поняв логику развития самой России, ее многовековой истории. Отечественные авторы Ю. Пивоваров, А. Фурсов ; И. Чубайс , В. Межуев и другие отмечают решающую роль следующих факторов специфичности русской национальной культуры и менталитета:

рассредоточение населения на огромных пространствах и изначально слабые связи между территориальными общностями;

исключительная значимость борьбы за выживание в условиях сурового северного климата;

многовековой процесс собирания земель, т.е. экстенсивный рост на протяжении примерно шестисот лет. Постоянная территориальная экспансия требовала государственности в форме самовластия и милитаризации страны, а как следствие - огромного напряжения народных сил.

Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру76. Поэтому важным системным элементом анализа трансформационных процессов в современной России может стать теория евразийства (Н. Савицкий, Н. Трубецкой, Л. Гумилев и др.). Евразийцы полагали, что Россия - это Евразия, а не только Европа. Следствием данного географического фактора явился этнический состав населения страны, в который, наряду со славянами, входят тюркские и другие неевропейские народы. Этой реальности не соответствовала ориентация верхнего класса России исключительно на Европу77. Много лет назад Ю. М. Лотман высказал интересную мысль: евразийство формировалось «по западную сторону границы, отделявшей оседлую европейскую цивилизацию от великой степи, и по восточную сторону от конфессиональной границы, разделявшей истинное и еретическое христианство. Русь одновременно осознавала себя и центром мира, и его периферией, одновременно ориентировалась на изоляцию и интеграцию». В современной литературе получила распространение точка зрения, что теория евразийства может содействовать решению вопроса относительно характера происходящих в российском обществе перемен: означают ли они движение в направлении вестернизации, преодоления этакратизма или формирования особой социальной реальности. В настоящее время, по мнению политических аналитиков, именно Евразия является осевым регионом мировой политики80. Идея евразийства в настоящих условиях - это способ на различных основаниях сплотить евразийское пространство, срединная идеология между славянофильством и западничеством, духовная форма противодействия национализму, поиск плюрализма взаимодополняющих и взаимообогащающих культур

Нигилистическая деформация правосознания и правовых ценностей россиян как угроза становлению демократии и гражданского общества в России

Правовое строительство в современном российском обществе объективно сталкивается с противоречием между идеальными устремлениями к правовому, демократическому государству; требованиями должного, то есть уже установленного и закрепленного в праве; и социальной реальностью, которая по своим объективным состояниям толкает граждан на осознанные и неосознанные, злонамеренные и вызванные безысходностью девиации (противоправные действия).

Две социальные характеристики нашего общества являются наиболее негативными в плане формирования демократической правовой культуры, высокого правосознания и нормативного правового поведения граждан. Это, в первую очередь, глубокая политическая и экономическая нестабильность, которые делают всякие формальные установления «временными» по своей сути и позволяют большинству социальных субъектов воспринимать их в довольно необязательном режиме. И, во вторую очередь, как неразрывное следствие нестабильности, - социальная напряженность, которая представляет эмоционально возбужденный фон развивающейся противоправности в поведении не только массовых, но и административных, и даже правоприменительных групп.

Российское общество трансформируется, но происходящее качественное изменение имеет отрицательную направленность. Исследователь М. М. Руткевич посчитал возможным назвать протекающие процессы социальной деградацией российского общества106. Как составная часть этой деградации выступает процесс тотальной криминализации.

Понятие юридического нигилизма в современном понимании рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. В настоящее время наше государство невольно стало свидетелем того, как ослабляются нравственные устои общества и отодвигаются на задний план духовные и правовые ценности, создававшиеся на протяжении многих веков. В. Г. Сафонов в своей статье указывал на то, что человек порой топчет то, что необходимо беречь. Прагматизм отдельных личностей, отрицающих интерес нации, практически отодвинул на задний план все необходимые морально-этические принципы, что становится основной причиной нарушения законов государства. Практически совесть перестала быть гарантией законности. Карьеризм и иные антиобщественные страсти доминируют в общественной жизни. Юридический нигилизм это одно из тех понятий, которое ныне активно «эксплуатируется» как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе108. Анализ существующих подходов к его пониманию свидетельствует, прежде всего, о том, что отсутствует единая точка зрения в его определении и толковании среди представителей юридико-правовой науки. Особенно много внимания уделяли данной теме такие теоретики права, как Н. И. Матузов, который связывал правовой нигилизм с современной российской правовой ментальностью, которая имеет ряд особенностей: «...Неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законопослушания». В. А. Туманов в своей работе указал: «правовой, или юридический, нигилизм, т.е. скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость»

Традиционно в правовой литературе юридический нигилизм характеризуется как негативное явление. Он заключает в своей основе голое отрицание и имеет в мировоззренческой среде индивида автономное происхождение и развитие . Кроме того, о нем говорят как о деформированной части правосознания человека, базирующейся на выборе альтернативы: из массы социальных регуляторов субъект выбирает наиболее подходящий для него, при этом правовая регуляция социального поведения отодвигается на второй план. Несовершенство норм права, порождающее нигилистическую оценку, является источником, мотивом и двигателем для поиска новых юридических решений. Правовой нигилизм, по мнению В. Г. Сафонова, - показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности. Его проявления свидетельствуют об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества. Это своего рода обратная связь, оценка населением работы властных органов, их реальных действий112. В этом смысле юридико-правовой нигилизм представляется как специфический социальный ориентир, указывающий направление для устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере, приближения власти к обществу, повышения авторитета права и государства. Полновесное использование указанной обратной связи - реальная гарантия демократического развития Российского государства

Похожие диссертации на Трансформация правосознания и правовых ценностей в условиях становления демократии и гражданского общества в современной России