Введение к работе
Актуальность темы исследования. К демократическим достижениям человечества относятся право на свободу совести и право на свободу вероисповедания. Проблема реализации свободы совести имеет огромное значение не только в России, но и в других странах мира. Любое государство должно стремиться к более полному воплощению прав и свобод граждан. Решение современных проблем реформирования и демократизации общества делает актуальным изучение правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений, а также исследование их сущности, где особую роль приобретает правовой анализ становления, эволюции, функционирования этих взаимоотношений.
Актуальность исследования определяется также следующими факторами.
Во-первых, обеспечение права на свободу совести и свободу вероисповедания зависит от организации деятельности государственной власти и управления на пути его реализации. Приоритеты регулирования отношений государства и религиозных объединений определяются правовыми, политическими, социально-экономическими условиями, изменяющимися на протяжении всех этапов развития общества. Механизмы регулирования вопросов положения вероисповеданий разнообразны, среди них выделяется государственно-правовой как основной. Развитие взаимодействия государства и религиозных объединений шло по пути постепенного усиления правового механизма применительно к различным правовым системам.
Во-вторых, в отношениях с религиозными объединениями государство играет доминирующую роль, в этом состоит особенность правового регулирования этой сферы в современном мире. Наиболее актуальным в этом отношении принято считать вопрос о степени независимости религиозных объединений от государства. Религия имеет качество нормативности, а некоторые религиозные объединения не признают верховенство государства в регулировании различных сторон жизнедеятельности.
В-третьих, создание гарантий обеспечения прав на свободу совести и свободу вероисповедания в сфере правового регулирования отношений государства и религиозных объединений определяется историческими традиция-
ми общества, обеспечивающими удовлетворение потребностей гражданина
на свободу совести и свободу вероисповедания. Важную роль играют
международные документы. Во Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.) говорится, что «каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии». Правовые основания свободы совести и свободы вероисповедания содержатся в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), в международном Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и др.
В-четвертых, в современной России государство отказалось от тотального контроля в религиозной сфере и признало необходимость соблюдения религиозных прав и свобод человека, предоставило религиозным объединениям право самостоятельно решать многие вопросы религиозной деятельности. Демократизация государственной жизни породила новые подходы в отношениях между государством и религиозными объединениями. Это связано прежде всего с деятельностью религиозных институтов, появлением многочисленных новых религиозных движений (НДР), возрастающим интересом к религии.
Изменения в сфере правового регулирования отношений государства и религиозных объединений отражаются в законодательстве Российской Федерации. В 1997 г. был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», сыгравший огромную роль в правовом обеспечении отношений между государством и конфессиями. Вместе с тем этот Федеральный закон принят без серьезной теоретической подготовки, что закономерно приводит к необходимости совершенствования законодательной базы и разработки механизмов реализации правовых норм. Российской Федерации необходима правовая концепция взаимоотношений государства и религиозных объединений, которая позволит последовательно проводить государственную политику в этой области на основе международных правовых норм и Конституции Российской Федерации с учетом знаний о правовых системах и подходах, существующих в других государствах.
Для разработки новых законодательных актов, регулирующих отношения государства и религиозных объединений, требуется концептуальное осмысление и всесторонний теоретический анализ. Это особенно важно в условиях активного использования религиозных воззрений в политических целях
и связано с существованием экстремистских действий со стороны религиозных структур.
В-пятых, при совершенствовании законодательства огромную роль в определении политики государства в отношении религиозной сферы играет международный опыт. В разных государствах существуют религиозные традиции и принципы правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений (особенно интересен опыт стран романо-германской правовой системы), которые могут использоваться и разрабатываться в законодательстве Российской Федерации по этим вопросам. Становление правового государства в современной России, решение задач в сфере отношений государства и религиозных объединений, преодоление религиозного экстремизма делают эти проблемы актуальными для российского общества. К тому же деятельность государственного аппарата в области осуществления взаимодействия государства и религиозных объединений в Российской Федерации имеет много недостатков, так как обесценено значение законодательства, снижается правовая культура населения.
В-шестых, юридическому аспекту отношений государства и религиозных объединений в различных правовых системах принадлежит особое место. Это связано с тем, что современное общество сталкивается с противоречиями эпохи, парадоксами власти, несовершенством законодательной базы. Отказ государства от регулирования деятельности религиозных объединений приводит к обострению религиозной ситуации и нарушению правовых основ свободы совести и свободы вероисповедания, политизации отдельных религиозных образований.
В-седьмых, юриспруденция в современной России уделяет недостаточное внимание проблемам российской государственности и ее особенностям по вопросам правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений, а также влиянию этих особенностей и закономерностей на государство, право и законодательство в целом. В конце XX - начале XXI в. складываются специфические отношения государства и религиозных объединений, формируется законодательная база на основе международных документов о правах человека на свободу совести и свободу вероисповедания.
В правовой сфере накопилось много проблем, решение которых требует теоретического осмысления указанных взаимоотношений для проведения эффективной религиозной политики в стране, выявления моделей и типов отношений государства и религиозных объединений, критериев их взаимодействия, законодательного обеспечения этой сферы.
Отмеченные обстоятельства свидетельствуют об актуальности, научной и практической значимости проблемы правового регулирования отношений государства и религиозных объединений, что и предопределило выбор темы диссертационного исследования. Поэтому данное диссертационное исследование будет способствовать решению правовых вопросов, связанных с формированием концептуальных подходов к решению проблем взаимоотношений государства и религиозных объединений, с учетом принципов демократии, признания норм международного права по вопросам свободы совести и свободы вероисповедания и др.
Степень научной разработанности темы. Международный опыт правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений долгое время трактовался преимущественно с негативных идеологических позиций. Необходимо заметить, что и в советское время не было достаточного количества исследований, посвященных не только опыту иностранных государств, но и внутренним взаимоотношениям государства и религиозных организаций. К числу научных работ того времени относятся работы В.В.Клочкова, А.С.Ловинюкова, Ю.А.Розенбаума, Ф.М.Рудинского и др.
Значительным вкладом в исследование отношений государства и религиозных объединений в правовом аспекте стали диссертации и научные труды А.Г.Залужного «Правовое регулирование и прокурорский надзор в сфере отношений государства и религиозных объединений (теория, законодательство, обеспечение законности)», И.М.Кислицына «Российский закон о свободе вероисповеданий», И.А.Куницына «Правовой статус религиозных объединений в России», И.В.Понкина «Современное светское государство: конституционно-правовое исследование», М.О.Шахова «О принципах государственного содействия деятельности религиозных организаций» и др.
Среди ученых из стран СНГ наиболее удачными по рассматриваемой тематике можно считать работы А.Н.Колодного, касающиеся защиты свобо-
ды совести на Украине; Г.П.Лупарева, посвященные правовому регулированию деятельности религиозных организаций на территории СНГ; Р.А.Подопригоры, содержащие административно-правовые вопросы отношений государства и религиозных объединений; труды М.В.Цвилика о свободе совести и религиозных организаций в Республике Беларусь и др.
По моделированию отношений государства и религиозных объединений выделяются работы российских ученых А.М.Величко, И.М.Кислицына, Л.А.Морозовой, Е.М.Мирошниковой, Н.И.Полищука, М.О.Шахова, казахского юриста Р.Подопригоры, американского ученого Коула Дьюрэма, канадского ученого Д.Ф.Янга, немецких ученых В.Хоффмана, К.Шлайха, английских ученых М.Момена, Д.Шелтона и А.Кисса, испанского профессора Г.Морана, профессора Миланского университета С.Феррари и др.
Существует немного работ, в которых анализируются сложившиеся к началу 90-х гг. прошлого столетия противоречия, касающиеся правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений. Можно отметить лишь исследования В.А.Алексеева, Г.И.Беневича, М.И.Одинцова, В.Н.Савельева, В.Степанова, в которых просматривается критика нарушения провозглашенных конституцией прав граждан на свободу совести и свободу вероисповедания, имевших место в практической деятельности органов государственной власти и управления.
Проблема взаимосвязей государства и религиозных объединений вызвала ряд публикаций авторов, стоящих на религиозных позициях, к таким авторам можно отнести А.Зубова, митрополита Сурожского Антония, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Мухаммеда Бен аш-Шейх Саид-Рашида, Хошеми Мухаммад Али, Г.М.Керимова и др.
По проблемам мусульманского права отличаются своей оригинально
стью научные работы С.Х.Асиятилова, Е.Ю.Барковской, Л.А.Баширова,
И.П.Добаева, Е.В.Кратова, А.М.Малашенко, Й.Нильсена, М.Б.Пиотровского,
А.К.Погасий, Н.Е.Торнау, Л.Р.Сюкияйнена, А.Б.Юнусовой. Иудейская госу
дарственно-правовая система представлена научными разработками
В.П.Воробьева, С.М.Дубнова, М.А.Желудкова, И.А.Крывелева,
М.Н.Марченко, Б.Найбергера, Д.Рида, Н.С.Сафровой, З.Фалька, М.М.Шейнмана и др.
В области государственно-конфессиональных отношений в странах
Дальнего Востока и Азии (буддийско-конфуцианского мира) выделяются
исследования А.С.Агаджаняна, А.Б.Аюшевой, А.Н.Игнатович, В.И.Корнеева,
В.С.Кузнецова, С.Намсараевой, У.П.Опей-оал, Р.Т.Сабирова,
Ш.Б.Чимитдоржиева, Д.В.Цыбикдоржиева и др.
Интересны научные работы и публикации по регулированию отношений государства и религиозных объединений в странах распространения индуизма В.Г.Графского, Н.В.Гусевой, Й.Д.Дерет, Р.Т.Мухаева.
В Российской Федерации по современным проблемам взаимоотношений государства и религиозных объединений в США и Европе известны труды С.А.Егорова, М.Н.Кузнецова, В.Р.Легойда, Е.М.Мирошниковой, В.А.Цыпина и др. Среди зарубежных авторов, обращающихся к современным проблемам рассматриваемых отношений в Европе и Соединенных Штатах Америки, можно выделить Ю.Варнке, И.Л.Вига, К.Дьюрэма, П.Кампера, Е.Ковальски, Ч.Колсона, Р.Миней, Г.Морана, К.Папастасиса, Сильвио и Александро Феррари, Дж.Рейчли и некоторых других. В публикациях юристов Б.Бича, Ф.Вэбба, К.Дьюрэма, присутствуют критические суждения по истории и современному состоянию взаимоотношений государства и религиозных объединений в России, а также предложения по их совершенствованию исходя из опыта США и стран Восточной и Западной Европы.
Поскольку отношения государства и религиозных объединений неразрывно связаны с общеполитическим процессом, они представляют интерес для исследований в области политологии. Например, А.С.Ахиезер, К.С.Гаджиев, В.Г.Дзодзиев, В.В.Ильин, Д.С.Львов, А.С.Панарин, В.Г.Федотова, С.Хантингтон рассматривают ход российских общественно-политических реформ последнего десятилетия XX в. и начала XXI в., что позволяет выявить общие тенденции политики государства в религиозной сфере.
Однако исследований, особенно по проблемам преодоления экстремизма на религиозной основе, выявления сущности взаимоотношений государства и религиозных объединений, системного подхода к этим отношениям, всестороннего учета роли религиозных объединений, необходимых для восполнении пробелов в правовой науке, еще недостаточно. Это прослеживается в соответствующей научной, специальной и учебной литературе.
В исследованиях по данному вопросу требуется комплексное видение и концептуальность подходов к проблемам теории и практики правового регулирования отношений государства и религиозных объединений, что в значительной мере предопределило цели, задачи и методологические основы настоящего исследования.
Целью диссертационной работы является выявление и научная интерпретация основных тенденций, закономерностей правового регулирования деятельности религиозных объединений в нашей стране и иностранных государствах с учетом сложившегося религиозного состояния, принадлежности к правовым системам современности, политического режима и иных социальных и государственно-правовых факторов; формирование концептуальных основ и выработка эффективного механизма, форм и методов правового обеспечения взаимоотношений государства и религиозных объединений в условиях современного общества.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
проанализировать теоретико-методологические основы и определить правовые подходы к характеристике сущности взаимоотношений государства и религиозных объединений;
осуществить системный анализ соотношения норм права и норм религиозных объединений;
- определить основные факторы и особенности, оказавшие влияние на
современное состояние правового регулирования в сфере отношений госу
дарства и религиозных объединений;
-разработать оптимальные направления политики государства в сфере правового регулирования деятельности религиозных объединений с использованием демократических способов и инструментов;
-раскрыть проблемы и состояние правоприменительной практики, связанные с законодательным определением места религиозных институтов в современном обществе;
определить модели государств в зависимости от отношения к религии и дать их характеристику;
систематизировать источники права в сфере правового регулирования деятельности религиозных объединений;
-раскрыть основные полномочия современных государств по отношению к религиозным объединениям;
определить на основе обобщения опыта и прогрессивных методик построения отношений государства и религиозных объединений в иностранных государствах содержание правового механизма реализации политики современного демократического государства в сфере его отношений с религиозными объединениями;
проанализировать современные аспекты правового регулирования в сфере отношений государства с религиозными объединениями в Российской Федерации и определить возможности использования международного опыта совершенствования законодательства и правоприменительной практики в области этих отношений;
предложить «Правовую концепцию отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации»;
сформулировать научно обоснованные идеи по уточнению понятийно-категориального аппарата, совершенствованию законодательной регламентации этих отношений и реализации принимаемых законов.
Объектом диссертационного исследования выступают основные закономерности возникновения, формирования и развития правоотношений в сфере правового регулирования отношений государства и религиозных объединений в различных странах мира.
Предметом исследования выступают сущность, принципы правового регулирования деятельности религиозных объединений в теологических и светских моделях государственности, а также имеющие значение для познавательной и предметно-практической деятельности юридические нормы, законодательные и иные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью государственных органов, граждан и их организаций в данной сфере правоотношений.
Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные и специально-юридические методы научного познания.
Основным методом исследования, обусловленного поставленными в нем задачами, выступил сравнительно-правовой метод, позволивший с правовых позиций исследовать взаимоотношения государства и религиозных
объединений в странах Востока, Западной Европы и США, обозначить наиболее характерные тенденции и закономерности в их развитии в целях разработки оптимального механизма функционирования отношений государства и религиозных объединений в современной России.
В работе использовались историко-правовой, конкретно-правовой, формально-юридический, конкретно-социологический, а также общелогические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, диалектический, системный, моделирования и т.п.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и за
рубежных ученых М.И.Абдулаева, В.А.Алексеева, Ю.Г.Арзамасова,
В.С.Афанасьева, Н.Н.Арзамаскина, В.М.Баранова, Л.А.Баширова, Б.Бич,
Ю.Варнке, И.Л.Вига, Ф.Вэбба, А.А.Гришковца, Н.В.Гусевой,
А.М.Дроздовой, Дьюрема Коула, Р.Давида, А.Г.Залужного, П.Кампера,
А.Кисса, В.В.Клочкова, А.Н.Колодного, Ч.Колсона, С.А.Комарова,
И.А.Куницына, Г.П.Лупарева, А.М.Малашенко, А.Ф.Марукова,
Л.А.Морозовой, Е.М.Мирошниковой, Р.Минея, М.Момена, Г.Морана,
М.И.Одинцова, К.Папастасиса, Р.А.Подопригоры, И.В.Понкина, Дж.Рейчли,
О.Ю.Рыбакова, Л.Р.Сюкияйнена, Н.Н.Тарасова, С.Феррари,
Н.И.Хабибулиной, С.Хантингтона, А.Н.Харитонова, В.Хоффмана, В.А.Цыпина, Д.Шелтона, Е.Н.Щендригина, К.Шлайха, М.О.Шахова, Д.Ф.Янга и др.
Нормативную базу исследования составили конституции государств; законы, регулирующие взаимоотношения государства и религиозных объединений в различных странах мира; в мусульманских странах - Коран как-правовой документ; в Израиле - Тора, Тания и др.; международные документы, содержащие общепризнанные принципы и нормы международного права; Конституция, законы Российской Федерации, федеральные законы о свободе совести и о религиозных объединениях, о противодействии экстремистской деятельности; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; постановления Конституционного Суда Российской Федерации, решения Европейского Суда по правам человека, определения Верховного Суда Российской Федерации; нормативные правовые акты других органов государственной власти.
Эмпирическую базу исследования составляют судебная и иная правоприменительная практика по вопросам правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений; конкретные уголовные и гражданские дела; регистрационные дела религиозных организаций; заключения государственной религиоведческой экспертизы, проведенные лично автором; данные социологических исследований ведущих научных учреждений, изучающих проблемы отношений государства и религиозных объединений; статистические данные по теме исследования, собранные лично автором за период с начала 1990-х по 2009 год.
Научная новизна исследования заключается в том, что с учетом международного опыта и на основе международно-правовых принципов разработана авторская правовая концепция отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации, включающая основные направления таких взаимоотношений и продуктивный межконфессиональный диалог; разработан правовой механизм реализации законодательства и иных нормативных правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях, включающий международное сотрудничество в качестве важного элемента системного подхода к проблеме гармонизации отношений государства и религиозных объединений; научно обоснованы предложения по совершенствованию правового регулирования и правового обеспечения деятельности субъектов российского и международного права в сфере взаимоотношений государства и религиозных объединений.
В процессе решения перечисленных задач в диссертационном исследовании получены следующие имеющие научную новизну результаты:
на основе системного анализа теории и практики правового регулирования деятельности религиозных объединений в государствах Востока, Западной Европы, США и современной России выявлены публичная природа и цивилизационный характер правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений, определены основные тенденции их развития на протяжении длительного исторического периода;
исходя из международного опыта правового регулирования отношений государства и религиозных объединений разработаны правовые подходы к определению роли российских и зарубежных субъектов этих отношений при
формировании конфессиональной политики государства, выявлены механизмы взаимодействия, учитывающие интересы международного сообщества;
с учетом накопленного опыта правового регулирования выработана модель оптимизации законодательства (российского и европейского), направленного на гармонизацию рассматриваемых отношений, определены основные направления и дана содержательная характеристика дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации, выработаны практические рекомендации по его применению;
на научной базе разработаны основы методологического обеспечения экспертной деятельности в сфере противодействия религиозному экстремизму, представлена и обоснована авторская позиция в отношении повышения эффективности противодействия экстремистской деятельности на основе реализации законодательства и совершенствования государственной деятельности в данной сфере правоотношений.
В этой связи:
разработаны и введены в научный оборот авторские научные правовые понятия «равенство религий» и «равноправие конфессий», «модель отношений государства и религиозных объединений»;
установлены причинно-следственные связи, способствующие формированию государственного устройства в зависимости от проявления религии, что позволило построить модели отношений государства и религиозных объединений, классифицировать государства и их правовые институты в связи с отношением к религии;
научно обоснованы рекомендации по совершенствованию правового механизма правоохранительной деятельности в сфере противодействия религиозному экстремизму на основе повышения роли и значения государственной религиоведческой экспертизы.
На защиту выносятся следующие основные положения и выводы диссертационного исследования.
1. В диссертации дана авторская интерпретация классификации моделей в отличие от имеющейся в научной литературе классификации моделей отношений государства и религиозных объединений, когда термин «модель» используется по отношению к группе стран, имеющих общие черты во взаимоотношениях с религиозными объединениями. Под термином «модель» по-
нимается устойчивая сумма качеств и характеристик правовой политики отдельного государства на протяжении того или иного периода его истории. Поэтому можно говорить о моделях государственной правовой политики для теократического государства и моделях правовой политики в сфере свободы совести для светского государства.
Первая модель государственной правовой политики для теократического государства (клерикальное государство зависит от конкретной религии, и поэтому можно говорить о государстве «христианском», «исламском», «буддийском», «иудейском»). В рамках этой модели религиозные объединения играют государственно-культурообразуюшую роль, а религиозное и национальное отождествлены. Государство выстраивает систему отношений применительно к религиозным объединениям и верующим, не признавая атеистических убеждений. Определяющим является теологическое обоснование отношений государства и религиозных объединений.
Вторая модель государственной правовой политики в сфере свободы совести для светского государства (включает концептуальные положения, нормативную правовую базу и организационно-управленческие структуры). В рамках этой модели выделяются «атеистическое государство» и «культурное сотрудничество на принципах свободы совести».
Светское государство формируется как результат преобразования клерикального государства. Но в истории конкретной страны (например, США) стадия клерикального государства отсутствует, и оно сразу формируется как светское государство. В некоторых государствах на протяжении определенного времени сохраняются элементы клерикального, а за конкретной религией сохраняется статус государственной, хотя провозглашается светское государство.
Количество моделей в рамках клерикального или светского государства может быть различно и определяется особенностями исторического развития.
2. Обосновывается дополнительно идея о том, что при построении системы правового регулирования отношений государства и религиозных объединений учитывается мировой опыт разных стран, при этом демократические принципы связаны с положением религиозных объединений и верующих в обществе, вытекающим из общепринятых идей светскости государства и его институтов, равенства граждан независимо от их отношения к религии, ра-
венства религий перед законом, признания права граждан на нерелигиозные убеждения на основе общепринятых международных норм.
В современной мировой практике правового регулирования в сфере отношений государства и религиозных объединений существует несоответствие законодательства провозглашенными демократическими принципами, на основе которых выделены соответствующие модели государств.
3. Определены современные тенденции в понимании международных
норм религиозной свободы, проявившиеся с созданием новой Европы, когда
явно значимыми стали события, оказывающие значительное влияние на ре
лигиозную свободу как в государствах Европы, так и в других странах мира.
Во-первых, государства должны принимать эффективные меры для предотвращения дискриминации по отношению к религиозным группам, обладающим соответствующим юридическим статусом;
во-вторых, правительства должны вступать в диалог с религиозными структурами с целью понимания их нужд и создания взаимной толерантности и уважения;
в-третьих, религиозные объединения должны иметь право на регистрацию в соответствии с законами, если у них возникает желание иметь право осуществлять все виды религиозной деятельности;
в-четвертых, учреждение религиозных субъектов «базового уровня» должно проходить быстро, просто и не требовать значительных средств;
в-пятых, возможности для бюрократического произвола должны быть максимально уменьшены с помощью введения автоматической регистрации после истечения определенного срока в случае отсутствия решения;
в-шестых, процедуры обжалования должны гарантировать обращение в независимые суды, и имеющее обратную силу законодательство, направленное на ущемление установленных прав, должно быть запрещено.
4. Делается вывод о том, что имеющаяся судебная практика по вопросам
свободы совести и свободы вероисповедания показывает, что Федеральный
закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» должен приме
няться более последовательно на всей территории Российской Федерации с
целью преодоления дискриминации религиозных объединений на региональ
ном и местном уровнях. Для проведения эффективной конфессиональной по
литики в Российском государстве Министерство юстиции Российской Феде-
рации должно принимать активное участие в разрешении споров между местными (региональными) должностными лицами и религиозными объединениями до того момента, когда споры выносятся на рассмотрение судов, предпринимая действия по исправлению ситуации, устраняя необходимость обращения в суд.
Вышесказанное может быть учтено при составлении новых законопроектов о религиозных объединениях как в Российской Федерации, так и в других странах с целью предотвращения существующих конфликтов и решения накопившихся проблем.
-
Определяются тенденции секуляризации. Если в мировой практике в сфере правового регулирования отношений государства и религиозных объединений наблюдается общая тенденция к секуляризации общества, то в общественной жизни стран романо-германской, англосаксонской правовых систем и даже теологической следует отметить постепенность процесса секуляризации. Религиозное сознание заменяется светским, религия становится частным делом каждого гражданина, приобретает автономию от государства. Другая тенденция секуляризации - ослабление влияния религии на общественную жизнь. Секулярные тенденции проявляются также в деятельности самих религиозных организаций, в их поглощенности мирскими проблемами.
-
Обосновывается вывод о существовании двух параллельных взаимосвязанных процессов, определяющих в конкретном государстве направления взаимодействия власти и религии. С одной стороны, наблюдается усиление веротерпимости, связанное с укреплением в сознании граждан понимания важности свободы совести и свободы вероисповедания, а также с реализацией норм права, регулирующих отношения государства и религиозных объединений на демократических принципах. С другой стороны, налицо постепенная утрата государственной церковью особых привилегий, что постепенно приводит к секуляризации общественного сознания.
-
Дополнительно обосновывается системность нормативного регулирования отношений государства и религиозных объединений, так как многое зависит от религиозных обычаев и культурных традиций. При этом социальная сущность, место и роль обычаев и традиций в развитии общества определяется конкретными историческими условиями страны.
8. Доказывается, что при решении вопроса о равноправии конфессий в
их отношениях с органами государственной власти принципы свободы со
вести и свободы вероисповедания должны доминировать, но не быть абсо
лютными, так как и в настоящее время, и в последующем права граждан на
свободу совести и вероисповедания могут ограничиваться законом.
Равенство религий перед законом - это равенство требований закона по отношению ко всем религиозным организациям. Равноправие конфессий -это наделение их равным объемом прав и обязанностей. Поэтому при равенстве религий конфессии могут быть неравны между собой по своему правовому статусу.
9. Обосновывается государственная правовая политика по отношению к
новым религиозным движениям и технологиям, их влиянию на сознание
граждан во многих странах мира. Государства сдерживают активность новых
религиозных движений путем применения правовых инструментов: в моно
религиозных или авторитарных государствах - для защиты политического
строя и религиозной идеологии; в демократических странах - для защиты
прав и свобод других граждан.
10. Вносятся конкретные предложения о внесении в законодательство
Российской Федерации о свободе совести и о религиозных объединениях
норм, предполагающих:
реализацию требований Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в законодательстве субъектов Российской Федерации и его более последовательное применение, направленное на преодоление дискриминации определенных религиозных объединений на региональном и местном уровнях;
нормативное закрепление и формы участия Министерства юстиции Российской Федерации в разрешении конфликтов религиозных объединений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на досудебной стадии.
11. Обоснована и выдвинута авторская «Правовая концепция отношений
государства и религиозных объединений в Российской Федерации», которая
основывается на том, что Россия является светским правовым государством,
на конституционном праве каждого гражданина на свободу совести и свобо-
ду вероисповедания, а также на равенстве перед законом независимо от отношения к религии и убеждений.
Цель разработки и последующего внедрения «Правовой концепции отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации» предполагает более эффективную религиозную политику в нашей стране.
12. Предлагается создание для эффективного решения проблем при регулировании отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации специального государственного органа по связям с религиозными объединениями в статусе федерального органа исполнительной власти на принципах:
вертикальной соподчиненное, объединяющей все субъекты Российской Федерации в единое правовое поле для реализации гарантированных Конституцией прав на свободу совести и свободу вероисповедания;
«прозрачности» деятельности этих структур, обусловленной принятием решений с участием экспертного сообщества и представителей религиозных объединений.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что разработанные концептуальные положения в совокупности представляют собой решение проблемы организации на современном этапе отношений государства и религиозных объединений в Российской Федерации, адекватных ценностям демократического государства, призванных содействовать практическому воплощению конституционного принципа примата прав и свобод человека как высшей социальной и правовой ценности в рассматриваемой сфере.
Теоретическое значение диссертационного исследования состоит и в научном обосновании авторских правовых понятий «равенство религий» и «равноправие конфессий», учитывающих рекомендации Совета Европы, направленные на дальнейшую адаптацию отечественной нормативной правовой базы к требованиям общепризнанных норм международного права; устранение существующих в российском законодательстве противоречий; совершенствование правовых норм, определяющих отношения государства и религиозных объединений. Решение ряда теоретико-правовых проблем осуществлено посредством обоснования новых предложений по совершенствованию международных и российских нормативных правовых актов.
Комплексное исследование отношений государства и религиозных объ-
единений в различных правовых системах позволило сформулировать выводы и предложения, которые могут быть использованы при разработке концептуальных проблем теории и истории права и государства, конституционного, международного права, отраслевых юридических дисциплин.
Практическая значимость работы состоит в том, что по результатам исследования в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и иные органы государственной власти была представлена обоснованная авторская позиция понимания сущности и особенностей отношений государства и религиозных объединений в современной России.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке законопроектов, направленных на совершенствование законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, активизацию деятельности по борьбе с религиозным экстремизмом, в учебном процессе при изучении основ конституционного, международного права и других юридических дисциплин, в научно-исследовательской работе.
Основные положения и выводы диссертационной работы также могут быть использованы при написании учебников, учебных и учебно-методических пособий для студентов, аспирантов, правоприменителей, быть полезными для повышения квалификации государственных служащих, работающих с религиозными структурами.
Обоснованность и достоверность полученных результатов определяются широким использованием юридической и иной литературы, нормативных источников, применением современных методов научного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, изложены автором в 63 работах, общим объемом более 110 п.л., в том числе в семи монографиях (рецензии опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК Минобразования Российской Федерации, других изданиях и электронных средствах массовой коммуникации), 56 научных докладах, пособиях и статьях.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на научных конференциях и семинарах: международной научно-практической конференции «Религия, политика и права человека» (г. Москва, 18-20 марта 2002 г.);
международной конференции «Свобода совести в российском и международном законодательстве» (г. Москва, 29 мая 2002 г.); методологическом семинаре «Гражданский контроль за органами внутренних дел: проблемы теории, методологии, практики» (г. Москва, 25 октября 2002 г.); научном семинаре «Актуальные проблемы реализации права на свободу совести и вероисповедания» (г. Москва, 31 января - 1 февраля 2003 г.); парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации «Законодательное обеспечение предупреждения терроризма: этнокон-фессиональный аспект» (г. Москва, 7 апреля 2003 г.); научно-практической конференции «Роль и место общественных объединений в негосударственной системе обеспечения национальной безопасности России» (г. Москва, 15 мая 2003г.); семинаре-совещании председателей комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации «Проблемы развития законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях» (г. Москва, 18 июня 2003 г.); международной конференции «Свобода совести и светскость государства: проблемы и решения» (г. Москва, 1-2 ноября 2004 г.); международном научно-практическом семинаре «Свобода совести, религии и церкви на постсоветском пространстве» (Санкт-Петербург, 17-20 марта 2005 г.); заседании «круглого стола» Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О проблемах законодательного обеспечения противодействия проявлениям экстремизма и ксенофобии в Российской Федерации» (г. Москва, 16 мая 2006 г.); международной конференции «Межнациональная Россия в XXI веке: диалог культур и религий, права человека» (г. Москва, 20 июня 2006 г.); международном симпозиуме «Декларация ООН 1981 г. по ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений: воплощение содержащихся в ней принципов спустя 25 лет» (США, Прово, 1-4 октября 2006 г.); семинаре-совещании ООН «Дискриминация и Декларация ООН 1981 г. по ликвидации всех форм религиозной нетерпимости и религиозная толерантность» (США, Нью-Йорк, 5-6 октября 2006 г.); научно-практической конференции «Свобода религии и права человека» (г. Москва, 7 декабря 2006 г.); IV международной научно-практической конференции «Религия в изменяющейся России: проблемы исследования религии и защита свободы совести» (г. Пермь, 22-25 апреля 2007 г.); Всероссийской на-
учно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия
религиозно-политическому экстремизму» (г. Махачкала, 6 июня 2007 г.); на
учно-практической конференции «Религиозная свобода как путь преодоле
ния религиозной нетерпимости» (г. Москва, 19 ноября 2007 г.); научно-
практической конференции «Проблемы формирования стратегии обеспече
ния национальной безопасности Российской Федерации» (г. Москва, 20 мар
та 2008 г.); международной научно-практической конференции «Свобода
слова. Свобода совести. Право на объединения: международный и россий
ский опыт реализации» (г. Екатеринбург, 3-6 апреля 2008 г.); семинаре «Ре
лигиозная ситуация в Южном федеральном округе. Пути сотрудничества
субъектов Российской Федерации в вопросах государственно-
конфессиональных отношений» (г. Анапа, 30 сентября-2 октября 2008 г.); семинаре с муниципальными служащими и представителями общественных организаций и СМИ по вопросам профилактики экстремизма и минимизации проявлений терроризма (г. Смоленск, 2-3 декабря 2008 г.); Международном научно-практическом семинаре «Противодействие религиозному экстремизму в контексте национальной безопасности» (г. Минск, 20 мая 2009 г.); межвузовской научно-практической конференции «Реформирование гражданского и гражданского процессуального права в России и зарубежных странах» (г. Москва, 30 июня 2009 г.); открытой научно-практической конференции «Актуальные проблемы реализации принципов свободы совести в современной России» (г. Москва, РГГУ, 2 июля 2009 г.); VIII международной научно-практической конференции «Россия XXI века: свобода совести, религии и церкви» (Санкт-Петербург, 3-6 августа 2009 г.); международной научно-практической конференции «Диалог государства и религиозных объединений в пространстве современной культуры» (г. Волгоград, 20-23 октября 2009 г.); международной конференции РУДН-МИД России «Антитеррористическое партнерство государства и гражданского общества: практика, наука, образование» (г. Москва, 18-19 марта 2010 г.) и др.
Положения диссертации, имеющие практическую значимость, использованы в законотворческой деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций и Комитет по делам национальностей); при подготовке Информационно-аналитической записки «О состоянии за-
конности и правопорядка в Российской Федерации» НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации; при подготовке методических материалов для законопроектной и экспертной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации; в научных консультациях и при проведении независимых экспертных исследований Институтом этнологии и антропологии Российской академии наук; в работе Экспертного совета при Уполномоченном по делам религий и национальностей Совета Министров Республики Беларусь; в учебном процессе при подготовке учебных программ и методических материалов, чтении курсов «Теория государства и права», «История политических и правовых учений», «Философия», «История религий», «Правоведение», «Конфликтология», «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран» в высших учебных заведениях.
Структура диссертации и последовательность изложения материала обусловлены логикой разработки темы, спецификой целей и задач исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.