Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Джамалова Эмина Камаловна

Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи
<
Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джамалова Эмина Камаловна. Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. - Махачкала, 2005. - 199 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Методологические проблемы изучения правосознания молодежи 24

Глава II. Историко-правовои анализ проблем формирования правосознания молодежи 46

Глава III. Динамика формирования правосознания молодежи 95

1. Разработка современной концепции правосознания молодежи 95

2. Историко-правовые основы правосознания молодежи 123

3. Влияние современных идеологических и правовых процессов на правосознание молодежи 148

Заключение 166

Список использованной литературы и источников 178

Введение к работе

Актуальность исследования. На сегодняшний день тотальный кризис, охватывающий все сферы общественной жизни, породил ситуацию глубокой мировоззренческой дезориентации в целом. В такой период наиболее остро и ярко проявляются кризисные явления в правосознании молодежи. Молодое поколение сегодня не просто на распутье, запутавшись в сложном клубке проблем реформируемого российского общества. Кризисные явления в России, преломляясь через специфические социально-психологические факторы формирования правосознания молодого поколения, отражаются в его сознании особенно обостренно и даже парадоксально. Повышенная эмоциональность, ранимость, болезненное восприятие негативных явлении, крайность в суждениях вызывают недоверие к официальным властям, тонизирует различные формы антиправового поведения молодежи. Существующая в обществе ситуация способствует нарастанию в молодежной среде криминальных настроений, стремления к быстрому обогащению, ухода в область «земных радостей», нигилистического созерцания мира. Меняется структура ценностей, и нравственными ориентирами для молодежи теперь нередко выступают сила, деньги, власть.

В свете происходящих в стране реформ особую значимость приобретает изучение эволюционных историко-правовых процессов формирования правосознания молодежи. Это важно, так как глубокий социально-правовой кризис переживает не только правосознания молодежи, но и все наше общество. Человечеству, чтобы выжить в сплетении глобальных проблем современности, необходимо переосмыслить и изменить свои ценности. Особая роль в этом, по мнению диссертанта, принадлежит молодежи.

Проблемы правосознания молодежи - не сиюминутны, это сущностные юридически насыщенные проблемы переломной эпохи в

истории России, а возможно, и мировой истории. Какова молодежь — таково и будущее, так считают многие ученые, политики, педагоги. Комиссия по Международным гуманитарным вопросам ООН среди факторов перемен в мире (наряду с новыми государствами, современной технологией, транснациональной кооперацией и т.п.) в качестве реальной и значительной силы перемен определила молодежь.

Преодолеть глубокую кризисную ситуацию, сложившуюся в России, создать правовое государство без заинтересованного отношения молодежи и ее активного участия невозможно.

Ставка на молодежь - императив Российской истории, по мнению авторов одной из первых комплексных монографий по современным проблемам российской молодежи. «Все реформы в России, начиная с петровских, творили молодые. Социальная революция современна, в основном, силами молодежи. Молодежь во многом была опорой тоталитарного режима, творцом «социальной действительности Никто иной, как, прежде всего нынешняя молодежь и грядущие молодые поколения, призваны изжить пороки тоталитаризма, обустроить и возвысить Россию».1 Так же считал имам Шамиль, который при создании правового государства особое внимание уделил молодым.2

Несомненно, от уровня развития правосознания молодежи, ее образованности, ценности, правовой ориентации, мотивов поведения, правовой активности и т.п. зависят возможности ее воздействия на развитие общества, на создание правового государства, на совершенствование юридических институтов. Поэтому важно всестороннее осмысление процессов, происходящих в сознании молодежи, прогнозирование тенденций и поиск решения молодых проблем. Этим обусловлена актуальность исследования и правомерность научного поиска в рамках диссертации.

1 Ильинский И. Молодежь и молодежная политика. - М., 2001. - С. 159.

2 Рамазанов А.Х.. Военное искусство Шамиля. - Махачкала, 1999. - С. 23.

Степень изученности проблемы. Обращение к молодежной проблематике не новая тема в научных исследованиях. Внимание проблемам молодежи уделяли уже с 9 века до н.э. Первым автором «Закона о молодежи» считается Ликург, который при проведении своих уникальных реформ уделил основное внимание молодежной политике и формированию высокого уровня правосознания молодежи. Правосознание молодежи исследовалось также Платоном и Аристотелем. В Средневековый период проблемы формирования правосознания молодежи рассматривались известным юристом И. С. ван Рингельбергом, немецким юристом К. Лагусом. В Древней Руси цели обучения и воспитания новых поколений были сформулированы в прекрасном памятнике педагогики древних времен «Поучении Владимира Мономаха детям», относящемся к 1096 году. Впервые особая роль молодежи в российской истории резко проявилась во времена реформ Петра I. Именно в этот период процессу формирования правосознания молодежи уделяется наибольшее внимание. Реформы Петра I по повышению уровня правосознания молодежи были продолжены Екатериной П.

В России после Октября 1917 года внимание этим вопросам традиционно уделяли психологи, педагоги, юристы, философы; проблемы правосознания молодежи обсуждались в работах и выступлениях руководителей Советского государства. Временной отрезок с 1917 до конца 1920-х годов кардинально изменил подходы к оценке сущности рассматриваемого нами явления. Данный период характеризовался тем, что дореволюционное законодательство перестало действовать, а новое в своей основной массе еще не было разработано. Поэтому многие вопросы поначалу решались не на основе закона, а исходя из представлений «революционного правосознания». Так, Декрет о суде от 22 ноября 1917 года гласил: «Местные суды решают дело именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь

постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию».

Анализируя историко-правовые проблемы формирования

правосознания молодежи, автор подчеркивает тесную взаимосвязь

юриспруденции, социологии, истории, философии и других наук при

исследовании данного объекта. Следует особо подчеркнуть, что, по мнению автора, историко-правовые проблемы формирования правосознания молодежи - это объект междисциплинарного изучения.

Следует выделить два основных пути, которые во многом определяют и детерминируют ход и динамику изучения правосознания.

Первый способ - строение теории берет за исходный пункт социально-философский подход к правосознанию, абсолютизируя относительную

самостоятельность правосознания, которое неотделимо от осмысления социальной природы, содержания и структуры общественного сознания, его взаимосвязей с общественным бытием. Вопросы методологического изучения духовной сферы, диалектики формирования сознания, получили широкое освещение в работах таких советских исследователей, как А.А.Воронин, В.А.Демичев, Д.И.Дубровский, В.В.Журавлев, М.Я.Ковальзон,

,л Н.Н.Козлова, В.М.Межуев, Л.Н.Москвичев, В.И.Толстых, А.Н. Уледов,

Р.Г.Яновский и т.д.

Второй способ построения теории правосознания может быть назван юридическим. Его сущностной особенностью является такой подход к анализу правосознания, при котором теория правосознания рассматривается как одна из основных структурных подразделений общей теории государства и права. При этом отмечается, что теория правосознания специфична потому, что «во-первых, имеет своеобразный предмет познания, во-вторых, ставит цель раскрыть его объективную сущность, в-третьих, выражает эту сущность, формы ее проявления и закономерности в системе собственных, только ей присущих категорий и понятий, в-четвертых, обладает

соответствующей сферой «выхода» своих знаний в область специальных юридических наук и общественной практики»3

Особенности правосознания молодежи, ее специфика как особой
социально-демографической группы исследованы И.В.Бестужевым-Ладой,
Н.М.Белковым, В.В.Бовкупом, В.Н.Борязом, С.Н.Иконниковой,

И.М.Ильинским, И.С.Кони, А.А.Козловым, В.Ф.Левичевой, Э.Ф.Сааром,
В.М.Столяровым, М.Х.Титмой, В.А.Титовым, В.И.Чупровым,

Ю.П.Ожеговым и др.

Социологические и статистические данные свидетельствуют о распространенности правового нигилизма, о слабой юридической осведомленности значительной части молодежи и деформированности ее правовых ориентации, о немалом отрыве правовоспитательной работы от процессов, происходящих в обществе. При организации юридического всеобуча слабо учитываются особенности правовой социализации молодежи, реальное состояние молодежного сознания, доминирующие в нем правовые взгляды, их обусловленность противоречиями и сложностью нынешнего этапа общественного развития. Сказывается недостаточность научного обеспечения деятельности по формированию правосознания молодежи, невозможность решать возникающие в этой сфере проблемы на основе устаревших теоретических конструкций.

В работах А.И.Долговой, Г.Х.Ефремова, А.Р.Ратиновой наиболее полно рассмотрен криминологический аспект правосознания, его роль в профилактике преступности и правонарушений среди молодежи. Именно под таким углом зрения чаще всего обращаются к правосознанию и другие исследователи. Состояние массового правосознания, противоречия его развития изучаются менее интенсивно. Очень слабо исследовано массовое правосознание молодежи правомерного поведения.

3 Васильев A.M. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. - М., 1976. - С. 39.

Научная разработанность проблемы формирования правосознания молодежи определяется и познавательной ситуацией в области правового воспитания. Для исследования темы диссертации особенно важна та часть литературы по правовому воспитанию, в которой оно рассматривается в тесной связи с изучением состояния общественного правосознания и осуществляется плодотворная разработка эффективных методов его развития. Например, в работах А.Д.Бойкова, Н.М.Галимова, Ю.Р.Догадайло, Г.П. Давыдова, К.Е.Игошева, В.П.Казимирчука, Н.И.Козюбры, А.В. Мицкевича, И.Ф.Рябко, (Е.В.Агроновской, Н.М.Кейзерова, В.П.Сальникова, А.П.Семитко) и т.д.

Историко-правовой анализ, а также влияние исторических процессов на формирования и развития правосознания молодежи очень слабо изучены. Однако в определенной степени эти вопросы рассмотрены в работах Ильинского И.М., Рамазанова А.Х., Шапиевой О.Г. и т.д.

Для выяснения сущности правосознания большую методологическую значимость имеют содержащиеся в работах Д.А.Керимова, Т.В.Мальцева, А.С.Машута, В.С.Нерсесянца, В.А.Туманова обоснования различения права и закона. Однако в научной литературе по правосознанию эти положения должной апробации и развития не получили. Недостаточно исследована роль правосознания в духовной жизни общества.

В связи с происходящими в обществе переменами, предметом изучения становятся проблемы формирования правосознания молодежи как субъекта социальных преобразований, ее мировоззренческие позиции и социально правовой статус. Значительный вклад в разработку социально-философских исследований молодежи и ее правосознания вносит научный коллектив Института молодежи под руководством профессора Ильинского И.М.

В последние годы проводится немало конкретно-социологических опросов, фиксирующих смену умонастроений молодежи, переориентацию ее правовых взглядов, ценностных ориентации. Появился ряд социально-

философских, юридических диссертационных работ, рассматривающих как различные аспекты формирования общественного сознания в условиях кризисного социума, так и проблемы молодежного сознания. Отметим особо работы В.А.Чефранова, А.В.Бедрицкого, И.И.Гвоздика, А.П.Лыскова, с которыми автор разделяет ряд теоретико-методологических позиций и выводов. Однако, на наш взгляд, пока еще недостаточно работ обобщающего характера, явно преобладают эмпирические исследования, нет комплексности в изучении правосознания молодежи. Ценности молодежного сознания не сопоставляются с реальным поведением молодых людей, недостаточно изучены социально-кризисные детерминаторы правосознания молодежи.

Объект настоящего исследования - историко-правовой анализ проблем формирования правосознания молодежи как особой социально-демографической группы российского правового общества.

Предметом исследования является правосознание молодежи и факторы, влияющие на его формирование.

Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является многосторонний историко-правовой анализ проблем формирования правосознания молодежи. Такой анализ все отчетливее обнажает наиболее общие детерминаторы различных правовых и социальных сфер, делая их более доступными для социально-правовых обобщений. Более контрастным для историко-правового исследования и правовых обобщений стало и современное правосознание молодежи, которое также нашло отражение в исследовании. Формирование правосознания молодых людей сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением историко-правового опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем будущем и будущем общества.

Автор ставит перед собой следующие задачи: - историко-правовой анализ правосознания молодежи как особой социально-демографической группы общества;

^'

(*

#

рассмотреть методологически правовые основы исследования правосознания как компонента системы общественного сознания;

очертить специфику правосознания молодежи как особой социально-демографической группы дагестанского общества;

исследовать социально-психологические особенности молодежи как субъекта правосознания;

выяснить механизмы влияния исторических процессов, правовых явлений, ряда социальных институтов на процесс формирования правосознания молодежи в Республике Дагестан;

выявить и конкретизировать факторы, влияющие на формирование правосознания молодежи в условиях современного нестабильного российского общества;

предложить некоторые рекомендации по оптимизации правовых факторов, влияющих на формирование правосознания молодежи в Республике Дагестан.

Историография исследования. Прежде чем обратиться к анализу понятия правосознания, а также тенденций его развития и функционирования в современном российском обществе, рассмотрим основные концепции правового сознания, существующие в российской науке.

Одними из первых проблемой правосознания в России заинтересовались представители позитивистского направления. Не пытаясь дать определение правового сознания, они описывали его отдельные элементы. Так, в 1890г. Н.Коркунов, пытаясь установить значение рационального и иррационального в правотворчестве, писал: «...возникновение права обусловлено сознательным соблюдением известных правил поведения как обязательных, но содержание этих первоначальных юридических норм не творится сознательно, оно дается бессознательно сложившимися обыкновениями».4

4 Коркунов Н. Лекции по общей теории права. - СПб., 1990. - С. 108.

В трудах представителей психологического направления российской правовой науки проблема правосознания занимала одно из основных мест.

Так, например, основатель данного течения Л.И. Петражицкий, достаточно четко разграничивал их. По его мнению, позитивное право отличается от права интуитивного по трём признакам:

  1. Между тем как позитивное право способно доставлять однообразный шаблон правил для значительных масс людей, интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер;

  2. Интуитивное право отличается от позитивного тем, что его решения свободно сообразуются с конкретными, индивидуальными обстоятельствами данного случая;

  3. Интуитивное право отличается от позитивного права свободной изменчивостью и переменчивостью и в смысле процесса исторического развития. Позитивное право подвержено соответственным задержкам развития, отставанию от настоящей жизни 5.

Попытки определения права через правосознание побудили ученых-позитивистов к тому, чтобы дать определение правосознания и отграничить его от права. Правда, эти определения были достаточно расплывчаты. Так, в одной из работ правосознанием предлагалось считать то, что «понимается народом как правда»6.

Определенное влияние психологическая школа оказала и на развитие советской правовой науки. Использовать идеи Петражицкого для построения марксистской теории права пытался М. Рейснер. Однако критика его идей П.И.Стучкой и Е.Б. Пашуканисом привела к тому, что данное направление не получило дальнейшего развития.7

В неогегельянском направлении первоначально, несмотря на выделение в понятии права волевого аспекта, целостная концепция

См.: Петражицкий Л.И. Теории права и государства в связи с теорией нравственности: В 2-х т.-СПб., 1910. - С. 479-481.

6 Крюковский В.Я., Товстолес Н.Н. Учебник законоведения. - СПб., 1912. - С. 16. 7Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - М., 1990.-С. 71.

(*)

правосознания отсутствовала. Впоследствии эта концепция была наиболее полно разработана И.А. Ильиным, который базируясь на учении Гегеля о государстве и праве, как «проявлениях единого нравственного универсума, рассматривает правовое сознание как неразрывное единство соответственно правового, государственного, нравственного и религиозного сознания, воздействующее на всю социальную деятельность человека»8.

В советской правовой науке после завершения полемики вокруг идей М. Рейснера проблема правосознания не вызывала особого интереса. Во всяком случае, анализируя соотношение нравственности и права, М.П.Карева говорит только о сходных и различных чертах правовых и нравственных норм, не касаясь сходства и различия правого и нравственного сознания.9

Более серьезное внимание данной проблеме стало уделяться в пятидесятых годах, причем вначале - представителями отраслевых наук. Например, Н.Н.Полянский, занимавшийся изучением уголовного процесса, считал, что правовое сознание представляет собой совокупность представлений, включающую в себя представления:

  1. о справедливости или несправедливости, о целесообразности или нецелесообразности законов действующих или тех, которые должны прийти им на смену и их восполнить;

  2. о правах и обязанностях органов государства и членов общества;

  3. о правомерности тех или иных действий.10

Примерно в это же время правосознание стало предметом исследования и для ученых, занимающихся теорией права. Так, Е.А.Лукашева дала следующее определение правосознания: «Социалистическое правосознание воплощает представления рабочего класса и руководимых им трудящихся масс о характере сущности и принципах права убеждения в необходимости претворения в жизнь правовых

Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч.: В 6-ти т. - М., 1997. - С. 217-234. Карева М.П. Право и нравственность. - М., 1989.- С.89. Полянский Н.Н. Вопросы теории советского уголовного процесса. - М., 1956. - С. 145.

предписаний социалистического государства, осуждение неправомерного поведения участников общественных отношений, любых фактов произвола и беззакония»11.

П.Е.Недбайло попытался дать более широкое определение социалистического правового сознания как системы «взглядов, идей и представлений рабочего класса и всех трудящихся масс о социалистическом праве и законности, о праве и законности эксплуататорского общества, о развитии и назначении действующего права в общественной жизни, о правах и обязанностях государственных учреждений, граждан и их объединений, о практике осуществления правовых норм и путях укрепления социалистической законности, а также о тех требованиях, которые должны быть реализованы в праве в интересах народа».12

О.С.Иоффе и М.Д.Шаргородский, наоборот, ограничились довольно кратким определением правосознания как совокупности «воззрений класса или всего общества на то, что есть право, и что не есть право».

Если приведенные определения ограничивают правосознание сферой правовой идеологии, то И.Е.Фарбер, основываясь на положениях, содержащихся в трудах А.Лабриолы и Г.В.Плеханова 14, выделил в нем сферы правовой идеологии и правовой психологии. По его мнению, правовая идеология - это система правовых идей, отражающих интересы и потребности класса, а правовая психология - это совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых волевых действий. Правосознание же - это «форма общественного сознания, представляющая собой совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знание правовых явлений, так и их

Лукашева Е. А. Правосознание и укрепление социалистической законности в СССР. -М, 1957. - С. 30.

12 Недбайло ILK. Советские социалистические правовые нормы. - Львов, 1959. - С. 71.

13 Иоффе О.С, Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. - М., 1961. - С. 99.

14 Уледов А.К., Анищенко А.И. Общественное сознание и его структура // Исторический

материализм. -М., 1974.- С. 64-65.

оценку с точки зрения справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития».15

В дальнейшем советская теория правового сознания развивалась в основном в данном направлении. Однако приоритетными всё-таки признавались его рациональные и классовые черты16.

Наряду с разработкой модели индивидуальной структуры правосознания, разрабатывалась и модель его социальной структуры, включающей в себя индивидуальный, групповой и общественный уровни17.

В этот же период окончательно установилась и стала одной из основных идея о приоритетном значении правовой идеологии и классовых черт правосознания18

В 1973г., с выходом в свет «Марксистско-ленинской общей теории права» было сформулировано определение правового сознания, которое включало в себя главные положения господствовавшей в то время концепции правосознания. Оно звучало следующим образом: «Правосознание есть, во-первых, система взглядов, убеждений, представлений, оценок, настроений и чувств определенного класса либо общества, определяемая материальными условиями их жизни; во-вторых, взгляды, убеждения, представления, оценки, настроения направлены на установление определенного правового режима в обществе, отвечающего нормальному функционированию данной системы; в-третьих, правовой режим общества определяется правосознанием в категориях юридических прав, обязанностей, требований и предписаний,

Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. -М., 1963. - С. 70, 96, 204.

16 Братусь С.Н., Мицкевич А.В. и др. Общая теория советского права. - М.: Юридическая
литература, 1966. - С. 39.

17 Чхиквадзе В.М. Государство. Демократия. Законность. - М., 1967. - С. 343-354.

18 См.: Морозов В.П. Правовые взгляды и утверждения при социализме. - М., 1967. - С.
53-63.

исходящих от государственной власти и обеспечиваемых специфически государственными средствами». 19.

В рамках выделенной концепции были также предприняты попытки философского обоснования определения правосознания. Так, В.А.Чефранов считает, что это «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правосознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах».20

Наряду с господствовавшей концепцией правового сознания, которую

можно назвать «статической», разрабатывались и некоторые другие модели.

А. Нашиц, которая стала одним из первых ученых, сформулировавших

«информационную» модель, предложила выделять в правосознании

законодателя три «стороны»: познавательную - связанную с воздействием на

правосознание социальной действительности; оценочную - связанную с

переработкой полученной информации; волевую - связанную с

формированием деятельностных установок 21..На правовое сознание в целом

данная модель была распространена несколько позднее22.

В.А.Сапун предложил разделить оценочную сторону на две, одна из которых включает в себя отношение к праву, а вторая - оценку поведения людей.23

Кроме двух указанных концепций, учеными стран Восточной Европы разрабатывались и некоторые другие модели, основанные на положениях марксистской философии. Например, В. Кнапп выделяет правосознание «de

(1^ 19 Марксистско-ленинская общая теория права /.Под ред. Е.А.Лукашевой. - Т.4. - М.,

1973.-С. 145.

Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. - Киев, 1976. - С. 43.

21 Нашиц А. Правотворчество. - М., 1974. - С. 82-93.

22 Зорченко Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся. - Минск, 1984. - С. 59.
Сапун В.А. Социальная структура правосознания и реализация права: Автореф. дис. ...

канд. юр. наук. - Свердловск, 1990.- С. 5-6.

lege lata» (знание права), и «de lege ferenda» (оценочные критерии, социальные коррективы действующего права, «прямое, без посредничества государства отражение общественных отношений». Именно это последнее и

является правосознанием в строгом смысле слова.

После распада СССР и утраты монопольного положения марксистской теории права предпринимаются попытки переосмысления данных, полученных в ходе исследования правового сознания и выработки его новых определений. Например, С.С.Алексеев считает, что правосознание - «это явление, в принципе чисто субъективное, оно состоит из представлений людей о праве (действующем, из прошлых эпох, желаемом), из субъективного отношения к самому феномену права, его ценностям, правовой психологии, даже индивидуальной или массовой эмоциональной реакции на право. Таким образом, поставленная им самим задача изменить сам угол зрения на право»25 в сфере теории правосознания свелась к более подробному анализу предмета отражения и некоторых психических реакций на правовые явления.

Р.К.Русинов также дает определение, в котором достаточно полно описан предмет отражения. Он пишет, что правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и к правовым явлениям общественной жизни .

Д.А.Ягофаров также предпочитает подробное описание предмета отражения. Он считает, что правосознание представляет собой совокупность знаний, идей, убеждений, в целом мировоззрения, а также чувств, эмоций, настроений, ценностных ориентации, установок, оценок, выражающих отношение людей, социальных групп общества в целом к действующему или желаемому (предполагаемому) праву, его ценностям, принципам, нормам, к

Кнапп В., Гериох А. Логика в правовом мышлении. - М.,1987. - С . 27.

25 Алексеев С.С. Теория государства и права. - М., 1994.- С.73.

26 Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского, В.Д.Перевалова. - Т.2. -

Екатеринбург, 1994. - С. 62.

поведению в сфере права, как правомерному или неправомерному, справедливому или несправедливому и т.д27..

Наибольшее отражение тенденция к максимально полному описанию явлений, которые служат для правосознания предметом отражения, нашла в работе А.В.Грошева, который считает правосознанием способ:

а) осознания с точки зрения общественных потребностей, интересов
необходимости в правовой регламентации определённых общественных
отношений, установлении правового режима в обществе;

б) отражения общественных отношений, урегулированных нормами
права и нуждающихся в правовом регулировании, а также юридических
норм, правоотношений, других правовых явлений, связанных с действием
права и составляющих правовую надстройку общества;

в) регулирования поведения людей - участников общественных
отношений, выступающего с одной стороны источником права, а с другой -
средством психического воздействия на сознание граждан. Предметом
отражения правосознания являются:

реальные общественные отношения, регулируемые правом или требующие такого урегулирования;

право как система норм;

правоотношения;

механизм правового регулирования;

правоприменение;

- правовое поведение .

Наряду со стремлением к максимально полному описанию предмета отражения, существует и тенденция к формулированию достаточно кратких

определений. Так, И.А.Коваленко считает правосознанием систему знаний о

Ф,

праве, как совокупную их связь, в форме чувственного или рационального

Ягофаров Д.А. Категории и понятия общей теории государства и права. - Екатеринбург, 1995. - С. 108.

28 Грошев А.В. Правосознание и правотворчество: уголовно-правовой аспект: учебное пособие. - Екатеринбург, 1996. - С. 11-12.

(научного) его понимания . Л.И.Спиридонов также ограничивается довольно кратким определением. По его мнению, общественное правосознание - это отражение в коллективном сознании юридической действительности, воспринимаемой сквозь призму должного, отражение, опосредствованное нормами культуры, экономическим, политическим, нравственным и другими формами общественного сознания.30. Следовательно, в современной российской науке не сложилось единого мнения относительно, правосознания. Нам представляется, что к наиболее важным признакам правового сознания следует отнести:

1 .Правосознание является частью, одной из форм общественного, группового и индивидуального сознания.

2. В открытости правосознания следует подчеркнуть, что правовое

'0)

сознание можно отнести к разряду открытых систем, которое способно к взаимодействию и взаимопроникновению с другими формами сознания. Это, в свою очередь, обеспечивает такие его качества, как оперативность, гибкость, которые выражены в нём в гораздо большей степени, чем в закрытой системе позитивного права.

3.Предметом отражения правосознания является правовая действительность, и в совокупности все данные явления составляют правовую действительность в самом широком смысле слова.

Отражение, то в правосознании происходит сквозь призму должного и желаемого. Информация о праве воспринимается субъектом не только с чисто познавательной точки зрения, но и с точки зрения самых различных интересов индивидуальных, групповых и т.д.).

4.Вырабатывается лобильность правосознания - т.е. как гибкость, изменчивость его содержания под воздействием самых разных факторов - как социальных, так и психических.

29 Коваленко И.А. Краткий словарь справочник по теории государства и права. - М., 1994.
- С. 46-47.

30 Спиридонов И.И. Теория государства и права. - М., 1995. - С. 124.

5. Правосознание оказывает нормативное31 и регулирующее 32 воздействие на деятельность людей. Зачастую эти две разновидности воздействия достаточно сложно разграничить. Тем не менее, правовая информация, с одной стороны, влечет формирование знаний, эмоций и других чувственно-рациональных элементов, которые можно условно назвать представлениями, а с другой - служит моделью поведения.

6.Правовое сознание формируется в основном под воздействием трех групп явлений:

иных форм сознания; социальных условий ; бессознательного.

Если положение о воздействии первых двух групп не вызывает сомнений, то бессознательное пока считается активным фактором только формирования индивидуального правосознания 33.

Таким образом, правосознание представляет собой открытую подсистему сознания, отражающую сквозь призму должного и желаемого в чувственно-рациональной форме правовую действительность (в том числе ее элементы, существовавшие в прошлом и возможные в будущем), оказывающую на социальную деятельность людей нормативно регулирующее воздействие и формирующуюся под влиянием социальных условий, межличностного общения, других форм сознания и бессознательного.

Методологическая основа. Теоретико-методологической основой диссертации явились работы классиков отечественной и зарубежной юридической, философской, социально-психологических наук, посвященные

Козюбра Н.И. Социальное право и общественное сознание. - Киев, 1979. - С. 24. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. -М., 1978. - С. 69.

Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Правовая психология и преступное поведение: теория и методология исследования.-Красноярск, 1988. - С. 73-74.

проблемам изучения феномена общественного сознания, правосознания молодежи и его социально-правовых проявлений.

Исследование правосознания молодежи само по себе является достаточно сложной проблемой, требующей новых методологических подходов. Диссертанту представляется, что методологические принципы исследования правосознания тесно связаны с представлениями о функциональной природе самого правосознания.

Правосознание функционирует не только как элемент общественного сознания, но и как элемент духовной культуры общества. В этом случае гносеологический анализ функциональных возможностей правосознания может быть дополнен представлениями о социальной природе правосознания как одной из сторон развивающейся духовной культуры общества.

Анализ правосознания молодежи проводился на основе методов историзма и сравнительного анализа. Автор считает, что плодотворный подход, в том числе в плане историко-правовых исследований, дает материалистическая теория. Однако автор подчеркивает, что правосознание не просто зеркало правовой действительности и общественной жизни, оно обладает не просто относительной самостоятельностью, а достаточно большой творческой силой. Межнациональные военные конфликты, социальный, политический кризис - явления, имеющие фундаментальное историческое значение, качественно меняющие роль субъективного фактора в общественном развитии, роль правового, группового и индивидуального сознания, в том числе функционирование и развитие правового общества уже не определяются однозначно объективными технологическими, социально-экономическими процессами, по меньшей мере, равноправной детерминирующей силой являются уже процессы, которые происходят в человеческом сознании, в человеческой психике. Ряд методологических подходов взят нами из синергетики, понимаемой в предельно обобщенном виде как теория саморазвивающихся нелинейных систем (каковой,

несомненно, является общество), как наука о нестабильности, о процессах становления, возникновения порядка из хаоса.

Обретенная исследователями методологическая свобода сегодня еще не дала значительных результатов. Отечественная наука в данное время переживает процесс методологических исканий. В диссертации автор стремился придерживаться принципов всеобщей связи и развития, а также причинно - следственной обусловленности исторических событий и правовых явлений. В работе автором учитывается современная концепция правового мышления и приоритет общечеловеческого над узкоклассовым.

Таким образом, мы определяем необходимость разностороннего анализа проблем становления молодежного правосознания, не замыкаясь в

рамках какой-либо одной доминанты, и обращаемся к работам различной

методологической направленности, выделяя в них теоретически и

эмпирически ценный потенциал для нашего исследования.

Научная новизна исследования.

  1. Элемент новизны исследования - историко-правовой анализ эволюции понятия правосознания молодежи, а также обобщение теоретических и эмпирических данных о состоянии, конкретных проявлениях, ведущих тенденциях правосознания молодежи современной России и в прогнозировании направленности этих процессов.

  2. Автор попытался выработать контуры собственной концепции современного правосознания молодежи.

  3. Проблемы молодежного правосознания проанализированы применительно к состоянию дагестанского общества.

  4. Правосознание молодежи рассматривается в диссертации через призму категорий общественного сознания и диалектику его структурных

(' компонентов

5) Новизна работы заключается и в выделении отношения к религии,
как одного из статусных ценностных критериев общественного, группового и

индивидуального сознания и сущностного показателя диалектики социально-правовых перемен в Республике Дагестан.

6) Основными методами исследования являются синергетический и интерполяция.

Нормативная база исследования. В диссертационном исследовании использованы не только действующие нормативные акты, но также законы, указы и постановления дореволюционного периода. Кроме того, в работе дан анализ зарубежных нормативных актов, принятых в различные периоды истории, начиная с первого закона о молодежи, принятого Ликургом в Спарте и последними постановлениями ООН в области молодежной политики.

Эмпирическая база исследования. Составляют социологические исследования (как проведенные автором работы, так и те, в которых диссертант принимал участие), результаты вторичного анализа данных социологических опросов различных социологических коллективов. В диссертационной работе использованы статистические материалы Госкомстата Республики Дагестан, публикации периодических изданий. В данном исследовании использован ряд методов социальной психологии и педагогики, включенное и не включенное наблюдение, интервью, тестирование, эксперимент. На тему диссертационного исследования проведены диспуты со студентами, организованы встречи студентов с представителями правоохранительных органов и ДУМД, кураторские часы, «круглые столы». Проведен также анализ документов молодежных организаций и движений, материалов дискуссий, конференций по молодежным проблемам. Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается методологией и методикой исследования, репрезентативностью эмпирического материала, на основе которого формулируются научные положения, предложения, рекомендации и выводы.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы и результаты диссертационной работы могут быть использованы при

подготовке лекционных курсов и проведении практических занятий по теории и истории государства и права, социальной философии, педагогике, в дальнейшем изучении феномена молодежного правосознания, практической работе с молодежью государственных и общественных структур, в выработке принципиальных подходов к государственной молодежной политике. Автор надеется, что материалы исследования могут быть использованы для прогнозирования развития ситуации в молодежной среде, в формировании новых педагогических подходов в работе с подростками и с юношеством.

Апробация результатов исследования. Основные положения и

результаты диссертационного исследования были доложены соискателем в

докладах и сообщениях на региональных и межвузовских научно -

практических конференциях в Кизляре (2004 г.), Хасавюрте (2004 г.),

* Махачкале (2003 г.).

Материалы исследования широко используются на семинарах, в кураторской работе в Дагестанском государственном университете.

Структура работы. Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и нормативных источников.

Разработка современной концепции правосознания молодежи

Если одной из задач в переломный момент истории является радикальная перемена взглядов и понятий мирового сообщества на правосознание молодёжи как таковой, на его место и роль в социальном развитии, если современное общество должно переоценить молодежь, если без этого никакое общество (и, прежде всего, высокоразвитое) не сможет быстро прогрессировать, не сможет прорваться к новым высотам цивилизации, то мы должны сказать, какой смысл вкладываем в понятие «правосознание молодежи», в чем, собственно говоря, заключается это переоценка и его радикальность, что должно измениться во взглядах на молодежь и ее концепцию.

Иными словами, возникает вопрос о создании новой современной, отвечающей запросам XXI века концепции правосознания молодежи, которая не может быть создана без новой философии возраста. Парадоксально, но факт: мы до сих пор в основном пользуемся философией возраста, которую разрабатывали еще мыслители древних времен. Между тем общество и темпы его развития изменились столь разительно, что представления о возрастах должны вновь стать предметом философствования, предметом теории жизни - индивидуальной и общественной122.

Но возможно ли создать единую для мира концепцию правосознания молодежи, если утверждается, что правосознание молодежи - явление конкретно-историческое, что в каждой стране в зависимости от уровня ее развития, культуры и традиций свое представление и понятие правосознания молодежи? Ответ может быть положительным, если иметь в виду, что речь идет не о целостной теории, а о концепции; не о завершенной концепции, а о ее контурах; что речь идет о концепции, основанной на всеобщих, универсальных свойствах правосознания молодежи, которые существуют и в которых вряд ли можно сомневаться.

Рассмотрим основные из этих всеобщих свойств правосознания молодежи.

1) Правосознание молодежи - это объективное общественное явление, выступающее всегда как правосознание большой специфической возрастной подгруппы. Молодежь часть общества. Одним словом, ключом к познанию природы правосознания молодежи является диалектика целого и части. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять правосознания молодежи и его специфических проблем. Не поняв правосознания молодежи данного общества, не постигнуть всех его, в том числе общих, противоречий и проблем, а тем более не раскрыть будущего этого общества. Проблемы молодежного правосознания являются проблемами всего общества, общественными проблемами. Общественные проблемы, в сущности, во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследование правосознания молодежи вне общества в целом является абстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем в формировании правосознания молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать.

Действительно, правосознание молодежи является зеркалом, в котором отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Если из молодежной среды пробиваются порочные побеги, если в этой среде появляются проблемы, то это, прежде всего «вина» социальной среды. С правосознанием молодежи может произойти только то, что уже произошло с обществом. Правосознание молодежи таково, каким является взрастившее эту молодежь общество.

Однако у правосознания молодежи были и есть свои специфические, обусловленные возрастом проблемы, которых нет в правосознании « зрелого» человека .

а) В любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости. Человек находится в положении «молодого», пока он зависим. От зари человечества и до наших дней центральной фигурой в обществе был зрелый (взрослый) человек. Стариков и слабых детей в первобытном обществе просто убивали или бросали на произвол судьбы. Появление демографической когорты под названием «молодежь» мало что изменило: молодые люди рассматривались как «взрослые дети», о которых общество вынуждено заботиться постольку, поскольку это было необходимо взрослым. «Мальчиком» («garson») в старой Франции мог быть назван человек любого возраста, если он зависел от «сеньора». В сущности, и ныне все осталось, как было. Взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от их воли, находятся на периферии общественной жизни, хотя их положение, конечно, уже не столь плачевно, как в древности.

б) В любом обществе большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому исключена из процесса распределения продуктов этого производства, живет в «кредит», находится в положении иждивенцев - не имеет своего жилья, получает меньшую зарплату и т.п. Следствием этого является острота социальных проблем молодежи, которая всегда и всюду намного выше, чем применительно к взрослой самодеятельной части населения и сравнима только с социальными проблемами стариков. В богатых обществах молодежь в основном бедна, в бедных обществах - по преимуществу нищая. в) В любом обществе большинство молодых людей не обладают личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни. г) Молодежь объективно находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания, которые часто подменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности. Специфика молодежного правосознания определяется тем, что в нем живут такие понятия, которые обычно не свойственны взрослому человеку: «второстепенность», «подсобность», «неполноценность».124 Они рождают в душах молодых людей обостренное чувство социальной несправедливости, социальной ущемленности, болезненность мироощущения, повышенную готовность к протесту, избыточную критичность, агрессивность. Рост этих свойств и их проявление в поступках тем более неизбежны, когда зависимое положение молодежи сознательно подчеркивается со стороны взрослых, когда социальная справедливость нарушается в массовых масштабах, когда складывается авторитарное отношение обучающих к обучаемым, учителей к ученикам, воспитателей к воспитуемым, родителей к детям; когда «нищета положения» молодежи усугубляется нищетой общества в целом.

д.) В любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии. Из всех возрастных групп населения эта проблема, прежде всего и главным образом беспокоит молодежь.

е.) Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения

2) Молодежь имеет двойственную природу, то есть выступает одновременно как явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.

Историко-правовые основы правосознания молодежи

Человек не приобретает правосознание в момент рождения, хотя это время совпадает с возникновением правоспособности. Процесс формирования правосознания является длительным и постепенным. Его протяженность во времени практически совпадает с обретением индивидом дееспособности, что нашло свое отражение в нормах гражданского, уголовного и административного права, содержащих положения о возрасте, при наступлении которого субъект может быть привлечен к юридической ответственности. Формирование правосознания совпадает по времени и с процессом социализации личности, происходя в определенной социально-демографической группе - в среде молодежи. Длительность становления правосознания определяет и многочисленность факторов, влияющих на его формирование.

Формирование правосознания молодежи, предполагает, что взаимоотношения «государство - гражданин» должно быть направлено на подготовку ролевых функций гражданина, добросовестное выполнение которых предоставляет возможность каждому человеку нормально существовать в системе государственной жизни, использовать свои права и свободы, определенные Конституцией, а также рассчитывать на защиту со стороны государства143. Каждый гражданин должен иметь необходимый уровень правовых знаний, уважать законы (а закон, как мы знаем, является ни чем иным, как государственным установлением), сознательно их исполнять. Государство же обязано в свою очередь создать необходимые условия для реализации прав и свобод, которые оно декларировало в Конституции.

Фундаментальной основой, определяющей содержание формирования правосознания молодежи должна стать Конституция, а одним из главных субъектов этого процесса должно быть государство, его соответствующие институты. Иными словами, формирование правосознания молодежи не может происходить стихийно, вне системы социальных институтов, государства

Это еще понимали мыслители Древней Греции. Так, например, Аристотель высказывал идею о том, что цель государства в сфере воспитания молодых граждан состоит в том, чтобы формировать подрастающее поколение в соответствии с государственным устройством. Он отмечал, что «никакой пользы не принесут самые полезные законы, единогласно одобренные всеми причастными к управлению государством, если граждане не будут приучены к государственному порядку и в духе его воспитаны, а именно: если законы государства демократические - в духе демократии, если олигархические - в духе олигархии; ведь если недисциплинирован один, недисциплинированно и все государство».145

Задачи воспитания молодежи Аристотель возлагал не только на исполнительную государственную власть, которая может осуществлять данный, жизненно важный для государства процесс по своему усмотрению, но и отводил значительную роль в воспитании соответствующих социальных качеств личности законодательным структурам. Он утверждал мысль о том, что «едва ли кто-нибудь будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственный строй терпит ущерб... А так как государство имеет в виду одну конечную цель, то ясно, для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, как теперь, когда всякий печется о своих детях частным образом и учит частным путем тому, что ему вздумается»146

Как видим, Аристотель указывал на необходимость формирования должных социальных качеств у молодежи как на общее государственное дело, которое должно быть основано на единых принципах, что обеспечивало бы процветание государства, условия для достойной жизни.

Также Аристотель делал акцент на нейтрализации, устранении негативного влияния социальной среды на молодого человека. Он писал: «Разумно отстранять от ушей и глаз детей, даже в таком возрасте, все то, что не соответствует достоинству свободнорожденного человека. Да и вообще законодатель должен удалить из государства сквернословие, как и кое-что другое (потому что из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков); в особенности у молодых, чтобы они не говорили сами и не слышали от других чего-нибудь подобного»147. Более чем две тысячи лет спустя, в начале XX века в России проблемы формирования правосознания молодых людей были не менее актуальны, чем в Древней Греции. Так, например, П.И.Новгородцев писал о необходимости правового воспитания следующее: «С тех пор, как социальные реформы из сферы теоретических мечтаний перешли в область практическою осуществления и по мере того, как постепенно открывающиеся горизонты будущего обнаруживали не одни блестящие успехи, но и величайшие затруднения, для сторонников социального прогресса становилось все более ясным, что одними средствами политики и права не преодолеть этих затруднений. Становилось ясным, что эти новые задачи правового государства более чем какие-либо иные, требуют подкрепления и поддержки со стороны факторов нравственных, средств воспитания и всяких способов общественного воздействия на умы и характеры людей, долженствующих свободными усилиями воли создать более совершенное общество...

Влияние современных идеологических и правовых процессов на правосознание молодежи

В условиях построения правового государства все большую значимость приобретают те же задачи, которые были актуальны и сто лет назад и освещались в трудах русских юристов конца Х1Х-начала XX века, а именно: вопросы воздействия правовых норм на сознание и поведение личности. Становится все более очевидным, что переломный характер нашей эпохи как никогда обнажает те проблемы и поднимает те вопросы, которые были актуальны и столетие назад.

В процессе формирования правосознания молодежи под воздействием общественного мнения и многих других объективных и субъективных факторов, человек усваивает существующие в обществе правовые нормы, которые, превратившись в его личные убеждения, становятся внутренними мотивами поведения. Это означает, что право оказывает определенное воздействие на формирование ценностных ориентации личности.

Истоки широко распространенного стереотипа, отождествляющего причины роста преступности с недостатками пропаганды юридических знаний, связаны с бытовавшим в течение нескольких десятилетий в официальной идеологии утверждением о том, что в нашем обществе уже нет социальных корней и причин преступности.

На вопрос об общей степени удовлетворенности молодых людей получаемой правовой информацией, лишь 36% ответили, что они получают правовую информацию в удовлетворяющем их объеме; 64% респондентов недовольны получаемой правовой информацией.

Еще в советское время поднимался вопрос о необходимости разработки целостной концепции использования печати и средств массовой информации в целом как основного средства формирования правовой культуры молодежи и необходимости целевых программ данного вида деятельности.

Специфика сознания молодежи как социально-демографической группы, глубокая заинтересованность общества в целенаправленном правовом воздействии на молодое поколение с целью формирования в нем устойчивых внутренних убеждений выдвинули на видное место проблемы объективных и субъективных факторов формирования ценностных ориентации, ведущих к правомерному поведению, к формированию правосознания молодежи.

Сначала «огосударствление» гражданского общества в советское время привело к подчинению ценностей личности ценностям правящего класса, затем резкая смена социально-экономической формации, вызвавшая «шаткость законодательства» - по мнению Б.Н.Чичерина, - являющимся одним из «худших общественных зол», вызывает падение престижа права и закона, которое проникает во все формы жизни нашего общества, что привело к росту преступности, падению нравственных устоев и кризису правосознания197.

Все это актуализирует необходимость осмысления правовых явлений, анализ отношения к ним молодого человека и использование теоретического наследия российских юристов для решения проблем формирования правосознания современной молодежи.

Осмысление проблем психологических аспектов правового воздействия на личность до настоящего времени не нашло должного отражения в современной науке, хотя еще в работах российских юристов подчеркивалась необходимость разработки данного направления.

В этой связи большое значение имеет всестороннее изучение субъективных факторов, влияющих на личность при формировании ее отношения к праву, в частности, исследование социально-психологических аспектов становления правомерного поведения, обусловленности выбора личностью определенного типа поведения, процесса закрепления в сознании людей отношения к праву, побуждающего их действовать в полном соответствии с законом

Молодежь - это социальный объект, способный к инициативе и обратному воздействию на общество. Вот простая истина, которую следует учитывать в подходах к воспитанию в целом и к правовому воспитанию в частности.

Правовое сознание молодежи - сложный идеологический и психологический комплекс, отражающий разнообразные элементы социально-правовой реальности. Это - правовые взгляды и представления, правовые знания, правовые потребности, интересы и установки, а также государственно-правовые идеалы молодого поколения. Проблемой общего уровня правосознания молодежи является то, что 65% опрошенных автором молодых людей считают, что им приходится встречаться с правовыми вопросами в их повседневной жизни и работе (примером служат льготы, оплата труда, увольнение, пособия по безработице, детские пособия и т.д.), остальная часть молодежи себя участниками правоотношений не признает.

Похожие диссертации на Историко-правовой анализ основ формирования правосознания молодежи